Организация рабочего места при ремонте оборудования. Организация и планирование ремонта электрооборудования - организация рабочего места по ремонту электрооборудования

1. К работе по ремонту КМБ допускаются лица, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, профессиональное обучение, вводный и первичный инструктажи на рабочем месте, стажировку, проверку знаний по охране труда и сдавшие экзамен на соответствующие разряд и группу по электробезопасности.

2. В процессе работы слесарь по ремонту КМБ (далее - слесарь) должен проходить повторные, не реже одного раза в шесть месяцев, и внеплановые инструктажи, а также периодические медицинские осмотры.

3. Слесарь должен применять безопасные приемы работы, средства защиты, содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, оборудование, приспособления и измерительные приборы, используемые при ремонте.

4. Слесарь обязан:

при выполнении работы быть внимательным и выполнять только порученную работу. О начале и конце выполняемой работы сообщать непосредственному руководителю.

5. В случае получения травмы, пострадавший или работающий рядом слесарь, должен прекратить работу и известить о несчастном случае своего непосредственного руководителя.

6. Слесарь должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в установленном порядке.

7. Необходимо следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку, химчистку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте.

8. Слесарь, получающий СИЗ обязан знать правила их применения.

9. При обнаружении нарушений требований охраны труда, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, СИЗ, средств пожаротушения слесарь обязан немедленно сообщить об этом мастеру (бригадиру), а в его отсутствие вышестоящему руководителю.

10. Знание и выполнение слесарем требований настоящей Типовой инструкции является его служебной обязанностью, а их нарушение - нарушением трудовой дисциплины, что влечет за собой, в зависимости от последствий, дисциплинарную или иную ответственность установленную законодательством Российской Федерации.

8.2 Требования безопасности перед началом работы

1. Перед началом работы слесарь должен одеть полагающуюся ему исправную спецодежду и спецобувь, привести их в порядок и не снимать в течение всего рабочего времени.

2. Перед продувкой электрических машин и аппаратов следует надеть хлопчатобумажный костюм из пыленепроницаемой ткани, респиратор и защитные очки.

8.3 Требования безопасности во время работы

1. Тяговые двигатели, вспомогательные машины и аппараты осматривает только при опущенных токоприемниках на всех секциях электровозов.

2. Перед передвижением ЭПС слесарь обязан прекратить все работы по техническому обслуживанию или ремонту и выйти из кузова (вагона, канавы).

локомотивов: секционного разъединителя в положение для питания ЭПС в соответствии с указанным напряжением.

3. Перед выкаткой КМБ на скатоопускной канаве электровоз и выкатываемую колесную пару необходимо затормозить тормозными башмаками.

При отсоединении тягового двигателя от рамы тележки запрещается бросать сжатую траверсу и ударять по ней.

4. Опускание рамы тележки на КМБ контролируют не менее двух слесарей, при этом колесные пары должны быть заторможены.

5. При разборке и сборке тяговых электродвигателей следует, при необходимости, применять кантователи.

Перед установкой узлов и деталей на кантователь внешним осмотром следует проверить его исправность и заземление.

Перед осмотром и ремонтом узлов и деталей, установленных на кантователе, следует убедиться в их надежном закреплении на кантователе.

6. Электрические машины и аппараты, поставленные в специальном оборудованном для вытяжки пыли месте, необходимо продувать сжатым воздухом под давлением не более 0,3 МПа (3 кгс/см).

Запрещается в это время в местах продувки находиться другим рабочим.

7. Электрические машины, снятые с ЭПС, следует устанавливать на специальной подставке или конвейере поточной линии.

Запрещается при перемещении или подъеме шагающего конвейера переходить через подвижную раму.

8. Во время работы на поточных линиях разборки и сборки тяговых двигателей, тележку подъемно - транспортной установки можно перемещать только после предварительного согласия и принятия мер по безопасности слесаря, работающего на соседней позиции.

Запрещается:

переходить путь перед самоходной тележкой при ее движении;

производить какие-либо работы на перемещаемой тележке.

9. Слесарь-электрик должен использовать при работе инструмент только с изолированными рукоятками.

10. К работе с электроинструментом допускаются слесари, имеющие II группу по электробезопасности.

Электроинструмент перед началом работы необходимо проверить внешним осмотром, а затем и при работе на холостом ходу.

Рабочее место - зона трудовой деятельности группы рабочих или одного рабочего, обеспеченная необходимыми для выполнения работы материально-техническими средствами (рис. 1).

Под организацией рабочего места понимают систему мероприятий по созданию на рабочем месте условий, необходимых для достижения высокой производительности труда при полном использовании технических возможностей оборудования; снижения утомляемости; сохранения здоровья человека.

Условиями рациональной организации рабочего места являются: определение состава работы и закрепление за исполнителями; необходимая профессиональная подготовка исполнителей; установление системы обслуживания рабочего места технической документацией, инструментом, материалами; определение комплекта необходимой организационно-технической оснастки для размещения и хранения на рабочем месте инструмента, приспособлений и приборов, заготовок; осуществление оптимальной планировки рабочего места, обеспечивающей рациональность трудового процесса и безопасность работы.

Типовой проект организации рабочих мест слесаря-ремонтника и электромонтера по обслуживанию электрооборудования включает состав работы (табл. 2), условия труда на рабочем месте, методы труда и рабочую позу; планировку рабочего места; документацию на рабочем месте, оснащенность рабочего места.

Условия труда на рабочем месте . Микроклимат на рабочем месте должен соответствовать утвержденным нормам метеорологических условий для производственных помещений. Он предусмотрен санитарными нормами проектирования промышленных предприятий СН 245 - 71.

Освещение. Для создания достаточной освещенности на рабочих местах используют комбинированное освещение - общее и местное.

Освещенность помещений должна соответствовать нормам в соответствии со СНиП 11.А-71. Естественное освещение регламентируется СНиП 1.А.8.72.

Режим труда и отдыха. Режим представлен в табл. 3. Дежурный персонал, осуществляющий межремонтное обслуживание оборудования производственных участков, работает в три смены по графикам работы производственных бригад.

Цветоколористика рабочего места увязывается с общим цветовым решением интерьера производственного помещения и должна соответствовать "указаниям по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий" (СН-181-70). Один из вариантов окраски оборудования и мебели на рабочем месте слесаря-ремонтника приведен в Типовом проекте организации рабочих мест для рабочих, обслуживающих оборудование спиртового производства: солодовщика, слесаря-ремонтника, электромонтера по обслуживанию электрооборудования, утвержденном Упрспиртом МПП СССР 01.03.78 г.

Спецодежда должна обладать защитными гигиеническими и эстетическими качествами. Подробно требования к спецодежде для слесаря-ремонтника и электромонтера изложены в гл. 10.

Методы труда и рабочая поза . Рабочая поза, т. е. координированное положение корпуса, головы, рук, ног исполнителя относительно инструмента, обрабатываемой детали и используемого оборудования, является важным элементом обеспечения рациональных методов труда на рабочем месте слесаря-ремонтника или рабочего-станочника.

Зона оптимальной досягаемости рук при работе стоя (при фиксированном положении ног) для мужчины среднего роста имеет границы, мм: глубина - 600; высота - 1200; фронт для одной руки - 480; фронт для обеих рук - 1600; нижняя граница по высоте от пола - 700.

Угол наклона корпуса человека не должен превышать 15°. Рабочее место оснащается стулом для кратковременного отдыха во время перерывов в работе.

Планировка рабочего места . Планировка рабочего места является одним из важных элементов организации рациональной работы, обеспечения прогрессивных методов и приемов труда.

Планировка рабочего места должна давать рабочему необходимую свободу движения тела и его конечностей в положении сидя и стоя; исключать лишние движения; обеспечивать произвольную смену рабочей позы; использовать прогрессивный механизированный инструмент; обеспечивать необходимые санитарные условия труда и технику безопасности.

1) При проведении ремонтных работ в межмастерской индивидуальное рабочее место слесаря-ремонтника является частью группового. В этом случае планировка рабочих мест должна позволять доставить к каждому месту узлы и детали для разборки или ремонта. Тяжелые детали или узлы должны доставляться и устанавливаться на место разборки механизированным способом.

2) Групповое рабочее место позволяет иметь механизированные рабочие места для промывки деталей, сверлильных, сварочных, трубогибочных, опиловочно-заточных и др. работ, для выполнения разборки узлов могут быть применены специальные стенды, гидравлические приспособления.

Документация на рабочем месте . Перечень документов представлен в табл. 4.

Оснащенность рабочего места . Оснащенность рабочего места представлена в табл. 5.

Пример заполнения карты организации труда слесаря-ремонтника


II. Выполняемые работы Основные функции Дополнительные функции Периодический осмотр оборудования Получение задания Контроль состояния оборудования, Ведение журналов по учету состояния нагрузок, температур, качества оборудования и отказов в работе получаемых полупродуктов Подготовка необходимых запчастей, Выявление дефектов, подлежащих материалов. Подготовка устранению при плановом ремонте инструмента и приспособлений Смазка оборудования в начале и уборка их очистка мест смазки в конце смены слив отработанного масла из Уборка рабочего места в конце смены картеров и маслосистем, заполнение Передача смены слесарю-ремонтнику систем свежей смазкой другой смены контроль уровня смазки в Запись передачи смены в журнале механизмах, периодическое дополнение (долив) масла в картеры и масленки Сдача отработанного масла III. Организация рабочего места Оргоснастка Инструмент Приспособления Верстак однотумбовый Тиски стационарные Электрическая шлифовальная Решетки под ноги Молоток слесарный машинка Урна для мусора, Плоскогубцы комбинированные Электродрель совок, щетка, веник Выколотка медная Съемник для подшипников Ящик переносной с Ключ разводной Оправки для запрессовки инструментом. Ключи гаечные подшипников Прокладочный материал разных размеров Струбцины Тележка ручная Ключи торцовые Уровень Шкаф для одежды разных размеров Паяльник электрический Лестница-стремянка Чертилка, циркуль Паяльная лампа Шкаф для инструмента, Бородок Станок сверлильный приспособлений, Коловорот для сменных настольный запчастей и документации гаечных ключей-головок Станок заточный Тележка для масла и отверток Бокс и емкости для Лерковороток хранения горюче-смазочных Зубило материалов Кернер Телефон Отвертки Огнетушители Напильники, Стул надфили разные Штангенциркуль Щуп Наборы: сверл, метчиков, плашек Метр складной Линейка (l = 500 мм) Вороток для метчиков Крепежные изделия разные Круглогубцы Угольники Воронки Рулетка Комплект высечек Ножовка со сменными полотнами

Спецодежда и защитные средства

Полукомбинезон с курткой (в зимнее время - куртка ватная)

Ботинки кожаные

Рукавицы комбинированные

Защитные очки

Санитарно-гигиенические условия труда

Температура 18-23°С.

Относительная влажность воздуха 60-30 %.

Скорость движения воздуха до 0,5 м/с.

Освещенность на рабочем месте - по нормам.

Работа в спецодежде.

Поддержание чистоты на рабочем месте.

Средства связи

Телефонный аппарат.

Регламент обслуживания

Первый маршрут (ежесменно) - осмотр состояния крепежа, предохранительных оградительных устройств, сальников, манжет, уровня масла, долив и пополнение масла, контроль температур подшипников, нагрузок оборудования.

Второй маршрут (1 раз в 7-10 дней) - проверка натяжения и состояния транспортных лент цепей элеваторов, витков шнековых транспортеров, подшипниковых узлов, транспортных машин, насосов, редукторов. Замена или ремонт изношенных деталей машин, транспортеров, клиноременных передач.

Третий маршрут (1 раз в 15-30 дней) - проверка работы насосов, контроль состояния рабочих колес, клапанов, муфт насосов, контроль и регулирование приводных станций норий и транспортеров, осмотр и ремонт арматуры, предохранительных устройств, защитных гильз, установок разваривания, вакуум охлаждения, бродильных аппаратов и БРУ.

Четвертый маршрут - устранение неисправностей, обнаруженных во время работы по первому, второму и третьему маршрутам и не устраненных сразу же. Ремонт снятых неисправных деталей и узлов машин и аппаратов.

Техническая документация

Должностная инструкция.

Инструкция по технике безопасности.

График маршрутного осмотра и обслуживания.

Сменное задание.

Схемы смазки оборудования.

Технические паспорта обслуживаемого оборудования.

Журнал учета неисправностей и простоя оборудования.

http://tyumen.traktorodetal.ru/ высококачественная спецтехника

В современном легковом автомобиле используется сразу несколько тормозных систем служащих для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до его остановки а так же для удержания его на стоянке. В данной работе будет рассмотрено техническое обслуживание и ремонт гидравлической тормозной системы автомобиля PEUGEOT Boxer CHC предназначенной для снижения скорости автомобиля которая приводится в действие от усилия ноги водителя приложенным к педали. В данной работе будет рассмотрено техническое обслуживание и ремонт...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение……………………………………………………………………………

1.Назначение,устройство, техническое обслуживание и ремонт……………….

1.1. Назначение……………………………………………………………………..

1.2.Устройство………………………………………………………………….......

1.3.Неисправности,ремонт и техническое обслуживание……………………….

2.Организация рабочего места и техника безопасности при ремонте тормозной системы…………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………....

Введение.

Стремясь расширить свою линейку коммерческого транспорта, французская компания Peugeot еще в начале 1980-х годов заключила трехстороннее соглашение с Fiat и Citroen о создании многоцелевого легкотоннажного коммерческого автомобиля. Плодом этого соглашения стал выпущенный в 1981 году Peugeot J5, который имел итальянского и французского близнецов – Fiat Ducato и Citroen C25 соответственно. От этих автомобилей J5 отличался только некоторыми чертами экстерьера (передняя часть). В остальном же все три модели были идентичными. В техническом плане Peugeot J5 представлял собой сборную солянку: имея шасси от Fiat, он оснащался дизельным двигателем и трансмиссиями от Citroen. «Родным» в автомобиле был разве что бензиновый двигатель, доставшийся ему от Peugeot 504.В 1991 году модель претерпела фейслифт (редизайну подверглась решетка радиатора), а в 1994 году производство Peugeot J5 было прекращено. Причиной тому стали довольно низкие продажи, так как автомобиль пользовался относительной популярностью только во Франции, а на экспортных рынках главенствовал Fiat Ducato. Не смотря на не совсем успешные продажи модели J5, Peugeot все же не отказался от производства коммерческого фургона. В 1994 году на рынок выходит второе поколение Fiat Ducato и одновременно с ним – новый Peugeot Boxer. Помимо сугубо грузового фургона, выпускается и пассажирская версия Boxer Combi, которая имела шесть либо девять посадочных мест. Автомобиль также продавался под названием Manager на рынке Мексики. Оснащалась модель всего одним бензиновым двигателем объемом 2.0 литра, также были доступны пять дизельных моторов объемом 1.9, 2.0, 2.3, 2.5 и 2.8 литра, которые агрегатировались с 5-ступенчатой механической и 4-ступенчатой автоматической трансмисмией.В 2003 году был проведен фейслифт модели – преобразились оба бампера, решетка радиатора, а на боках кузова появились пластиковые молдинги. Второе и последнее на сегодня поколение Peugeot Boxer было презентовано в 2006 году. Автомобиль производится в Италии и Бразилии, а начиная с 2008 года, налажена сборка модели на совместном предприятии Peugeot Citroen — Mitsubishi Motors в России. Настоящий трудоголик Пежо Боксер будет работать столько, сколько от него потребуется .

1.Назначение, устройство, техническое обслуживание и ремонт.

1.1.Назначение.

В современном легковом автомобиле используется сразу несколько тормозных систем служащих для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до его остановки, а так же для удержания его на стоянке. По мере эксплуатации фрикционные накладки колодок истираются, возможно замасливание накладок колодок, а так же износ тормозных дисков, износ тормозных шлангов, неправильная работа суппорта. При этом тормозной путь увеличивается, чтобы этого не произошло нужно своевременно выполнять ТО и ремонт. В данной работе будет рассмотрено техническое обслуживание и ремонт гидравлической тормозной системы автомобиля PEUGEOT Boxer CHC предназначенной для снижения скорости автомобиля, которая приводится в действие от усилия ноги водителя, приложенным к педали. Её эффективность оценивают по тормозному пути или по максимальному замедлению. В данной работе будет рассмотрено техническое обслуживание и ремонт гидравлической тормозной системы автомобиля Peugeot Boxer CHC предназначенной для снижения скорости автомобиля, которая приводится в действие от усилия ноги водителя, приложенным к педали. Её эффективность оценивают по тормозному пути или по максимальному замедлению.

Рисунок-1.

1 - трубопровод контура «левый передний-правый задний тормоз»; 2-сигнальное устройство; 3 - трубопровод контура «правый передний - левый задний тормоз»; 4 - бачок главного цилиндра; 5 - главный цилиндр гидропривода тормозов;6 - вакуумный усилитель; 7 - педаль тормоза; 8 - регулятор давления задних тормозов; 9 - трос стояночного тормоза; 10 - тормозной механизм заднего колеса;11 - регулировочный наконечник стояночного тормоза.

Тормозная система PEUGEOT Boxer CHC по своему назначению подразделяется на: рабочую, стояночную и запасную. Рабочая тормозная система регулирует скорость Peugeot Boxer и его эффективную остановку. У запасной тормозной системы задача остановить автомобиль при поломке рабочей тормозной системы. Стояночная система должна удерживать стоящий автомобиль даже на наклонной плоскости. Рабочая система имеет двухконтурный гидравлический привод на тормоза передних и задних колёс. При поломке одного из контуров, второй выступает в роли запасной тормозной системы.

Тормозное управление автомобиля должно включать рабочую, запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы. При всех режимах движения автомобиля для снижения его скорости до полной остановки используют рабочую тормозную систему, которая приводится в действие нажатием ноги водителя на педаль ножного тормоза. Рабочая тормозная система обладает наибольшей эффективностью из всех типов тормозных систем. Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае отказа основной рабочей системы. Она обладает меньшим тормозящим действием, чем рабочая система. Обычно функции тормозящей системы может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы или полностью стояночная система. Вспомогательная тормозная система обязательна для автобусов грузоподъемностью свыше 5 т и грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 12 т. Вспомогательная тормозная система предназначена для торможения на длинных спусках. Она должна поддерживать скорость 30 км/ч на спуске с уклоном 7 % протяженностью 6 км. В некоторых видах автомобилей тормозом-замедлителем является двигатель, выпускной трубопровод которого перекрывается специальной заслонкой. Замедление может осуществляться и при переводе двигателя в компрессионный режим.

Тормозные механизмы при работе системы препятствуют вращению колес, в результате между колесами и дорогой образуется тормозная сила, останавливающая автомобиль.

В зависимости от конструкции вращающихся рабочих деталей тормозных механизмов различают тормоза барабанные и дисковые.

Тормозная система с гидравлическим приводом одновременно выполняет функции рабочей, запасной и стояночной систем.

Назначение привода тормозов . При нажатии педали поршень главного тормозного цилиндра вытесняет жидкость в трубопроводы и колесные цилиндры. В колесных цилиндрах тормозная жидкость заставляет переместиться все поршни, вследствие чего колодки тормозных механизмов прижимаются к барабанам (или дискам). Когда зазоры между колодками и барабанами (дисками) будут выбраны, вытеснение жидкости из в колесные станет невозможным. При дальнейшем увеличении силы нажатия на педаль в приводе увеличивается давление жидкости и начинается одновременное торможение всех колес.
Чем большая сила приложена к педали, тем выше давление, создаваемое поршнем главного тормозного цилиндра на жидкость и тем большая сила воздействует через каждый поршень колесного цилиндра на колодку тормозного механизма. Таким образом, одновременное срабатывание всех тормозов и постоянное соотношение между силой на тормозной педали и приводными силами тормозов обеспечиваются самим принципом работы гидропривода. У современных приводов давление жидкости при экстренном торможении может достигать 10–15 МПа

Назначение тормозных шлангов. Шланги предназначены для быстрой передачи импульса в колёсные тормозные цилиндры. В момент, когда водитель давит на педаль тормоза, импульс давления посредством то р мозной жидкости передаётся по тормозным шлангам к колёсным цилиндрам, которые уже воздействуют непосредственно на колодки. Колодки, соприкасаясь с тормозным барабаном (тормозным диском), создают трение, что резко снижает скорость машины.Все автолюбители прекрасно знают, что исправная и отлаженная тормозная система – гарантия безопасности на дороге. Когда повреждён хоть один элемент – нарушается работа всей системы. При неисправности тормозных шлангов может произойти отказ тормозной системы с весьма печальными последствиями. Именно по этому так важно своевременно проверять исправность тормозных шлангов.

Назначение рабочей тормозной системы. Рабочая тормозная система обеспечивает управляемое уменьшение скорости и остановку автомобиля.

Назначение запасной тормозной системы. Запасная тормозная система используется при отказе и неисправности рабочей системы. Она

выполняет аналогичные функции, что и рабочая система. Запасная тормозная система может быть реализована в виде специальной автономной системы или части рабочей тормозной системы (один из контуров тормозного привода).

Назначение стояночной тормозной системы. Стояночный тормоз (обиходное название – ручник) служит для удержания автомобиля на месте длительное время. Используется во время стоянки автомобиля, остановке на площадках с уклоном, а также в движении для осуществления резких поворотов на спортивных автомобилях. Стояночная тормозная система является также запасной (аварийной) системой, так как полностью дублирует гидравлическую рабочую систему. Применение стояночного тормоза в экстренном случае во время движения позволяет довести транспортное средство до полной остановки.

1.2.Устройство.

Устройство вакуумного усилителя.

Вакуумный усилитель тормозов предназначен для того, чтобы уменьшить необходимое усилие при нажатии на педаль тормоза, тем самым не позволяя водителю уставать. Основой всей конструкции является корпус усилителя. Его особенность заключается в том, что он разделен на две части, называемые камерами. Вакуумная камера и источник разряжения соединены с помощью обратного клапана. Источником разряжения является часть впускного коллектора. Помимо вакуумной камеры, в корпусе усилителя находиться атмосферная камера, которая соединяется с другими элементами в моменты, когда нажата педаль тормоза.

1 – фланец крепления наконечника; 2 – корпус усилителя; 3 – шток; 4 – крышка; 5 – поршень; 6 – болт крепления усилителя; 7 – дистанционное кольцо; 8 – опорная чашка пружины клапана; 9 – клапан; 10 – опорная чашка клапана; 11 – опорная чашка возвратной пружины; 12 – защитный колпачок; 13 – обойма защитного колпачка;14 – толкатель; 15 – воздушный фильтр;16 – возвратная пружина клапана;17 – пружина клапана;18 – уплотнитель крышки корпуса;19 – стопорное кольцо уплотнителя;20 – упорная пластина;21 – буфер;22 – корпус клапана; 23 диафрагма; 24 – возвратная пружина корпуса клапана; 25 – уплотнитель штока;26 – болт крепления главного цилиндра; 27 – обойма уплотнителя штока;28 – регулировочный болт; 29 – наконечник шланга; 30 – клапан; А – вакуумная полость; В – канал, соединяющий вакуумную полость с внутренней полостью клапана; С – канал, соединяющий внутреннюю полость клапана с атмосферной полостью; Е – атмосферная полость.

Устройство регулятора давления задних тормозов.

Регулятор давления задних тормозов служит для поддержания оптимального соотношения давлений в приводах передних и задних тормозов с целью не допустить опережающей блокировки задних колес по отношению к передним при различной загрузке автомобиля. Нагрузочная пружина, закрепленная одним концом на кронштейне регулятора, а другая на балке заднего моста, воздействует на нажимной рычаг регулятора, уменьшая давление в приводе задних тормозов.

1 - корпус регулятора; 2 - распорная втулка; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - рычаг привода регулятора; 5 - прокладка;6 - пробка; 7 – резиновый уплотнитель; 8 - тарелка пружины; 9 - пружина поршня; 10 - поршень;полость нормального давления; В - полость регулируемого давления; Р - усилие, передаваемое рычагом 4 привода регулятор

Устройтво главного тормозного цилиндра.

Создает давление тормозной жидкости и нагнетает ее к тормозным цилиндрам. На современных автомобилях применяется сдвоенный (тандемный) главный тормозной цилиндр, который создает давление для двух контуров. Над главным цилиндром находится расширительный бачок, предназначенный для пополнения тормозной жидкости в случае небольших потерь. Колесный цилиндр обеспечивает срабатывание тормозного механизма, т.е. прижатие тормозных колодок к тормозному диску (барабану).

1 – пробка; 2 – корпус цилиндра; 3 – поршень привода задних тормозов; 4 – шайба; 5 – поршень привода передних тормозов; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – стопорные винты; 8– возвратные пружины поршней; 9 – тарелка пружины; 10 – прижимная пружина уплотнительного кольца; 11 – распорное кольцо; 12 – впускное отверстие; А – компенсационное отверстие (зазоры между уплотнительным кольцом 6, распорным кольцом 11 и поршнем 5).

1.3.Неисправности, ремонт и техническое обслуживание.

Таблица 1. Неисправности

Неисправность

Причины

Способ устранения

Оборудования , приспособления и инструменты

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров

Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны

Воздух в гидроприводе тормозов

Удалите воздух , прокачав гидропривод

Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре

Замените кольца (если цилиндр разборной конструкции) или замените цилиндр в сборе

Набор хонов для цилиндров (18-89мм)

Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов

Замените шланги и прокачайте систему

Гаечные и накидные ключи 14,15,17 и приспособление для прокачки тормозов

Повышенное биение тормозного диска (более 1мм)

Прошлифуйте или замените диск, если его толщина менее 20,4мм

Шлифовальный станок

Недостаточная эффективность торможения

Замасливание накладок колодок тормозных механизмов

Обезжирьте и просушите колодки

Набор инструментов для сведения и снятия скобы

Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах

Устраните причины заклинивания, повреждённые детали замените

Набор для сведения поршня тормозного цилиндра, нулевая шкурка, полотно для протирания

Полный износ накладок тормозных колодок

Замените тормозные колодки

Гаечные и накидные ключи, приспособления для разжимания цилиндров

Перегрев тормозных механизмов

Проверить работу направляющих пальцев. Очистить, смазать

Гаечные и накидные ключи, отвёртка, смазка

Применение низкокачественных колодок

Применяйте на оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем

Колодки

Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза) колёс

Замените повреждённые детали, прокачайте систему

Набор инструментов, электро-инструментов, приспособление для прокачки тормозов

Отсутствует свободный ход педали тормоза

Отрегулируйте свободный ход педали

Приспособление для регулировки свободного хода

Нарушена регулировка толкателя педали тормоза

Отрегулируйте длину толкателя

Приспособление для регулировки, ключи накидные и гаечные

Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Промойте и прокачайте гидропривод, замените резиновые детали

Приспособление для прокачки тормозной системы

Заклинивание поршня главного цилиндра

Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр

Притормаживании одного колеса при отпущенной педали

Ослабление стяжной пружины колодок заднего тормоза

Замените пружину

Электроинструмент, гаечные и накидные ключи

Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса

Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов

Набор для сведения поршня тормозного цилиндра, Приспособление для прокачки тормозной системы

Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей

Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривода тормозов

Приспособление для прокачки тормозной системы

Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления к поворотному кулаку

Затяните болты крепления, при необходимости замените повреждённые детали

Набор ключей, Набор для сведения поршня тормозного цилиндра

Неправильная регулировка стояночной тормозной системы

Отрегулируйте стояночную тормозную систему

Ключ на 13,17,

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

Заклинивание поршня рабочего цилиндра. Закупоривании какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения и наличие воздуха в тормозной системе

Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре. Замените или прочистите трубку. Прокачать тормозную систему

Набор для сведения поршня тормозного цилиндра, Приспособление для прокачки тормозной систем,

Загрязнение или замасливание дисков, барабанов, тормозных колодок

Очистите детали тормозных механизмов

Набор инструментов для разжимания и снятия скобы, шкурка, щетка по металлу

Неисправны регуляторы давления

Замените регуляторы давления

Набор инструментов

Разное давление в шинах

Установите необходимое давление в шинах

Воздушный компрессор(или насос), воздушный пистолет

Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается снижением эффективности торможения)

Замените повреждённые детали и прокачайте систему

Набор инструментов

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении

Неисправен вакуумный усилитель

Заменить вакуумный усилитель

Набор инструментов, контейнер под слив жидкости

Повреждён шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя (ресивер), или ослабленное его крепление

Замените шланг

Пласкогубцы, ключ на 13

Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Замените резиновые детали, промойте и прокачайте гидропривод

Набор инструментов, приспособление для прокачки

Писк или вибрация тормозов

Ослабление стяжных пружин тормозных колодок заднего тормоза

Проверьте и при необходимости замените стяжные пружины

Набор инструментов, отвертки

Образование овальности тормозных барабанов. Износ фрикционных накладок колодок.

Расточите барабаны. Если диаметр тормозного барабана больше 281мм, замените барабаны. Замените колодки

Набор для сведения поршня тормозного цилиндра, воздушный пистолет

Замасливание Фрикционных накладок

Зачистите накладки металлической щёткой

Металлическая щетка

2.Организация рабочего места и техника безопасности при замене тормозных дисков и колодок.

Рабочее место – это часть производственной площади, закреплённой за данным рабочим (бригадой). Со всем необходимым оборудованием, инструментом, материалами и принадлежностями, которые рабочие применяют для выполнения производственных задач. 1. На посты рабочих мест должны поступать тщательно вымытые детали;

Слесарно-монтажные инструменты, применяемые на постах, должны быть исправными. Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей, а также применение зубил и молотка для отвёртывания гаек. Рукоятки отвёрток, напильников, ножовок и так далее должны быть изготовлены из пластмассы или дерева, иметь гладкую, ровно зачищенную поверхность.

Деревянные рукоятки во избежание раскалывания должны иметь металлические кольца.

Осмотровые канавы должны иметь направляющие предохранительные борта и содержатся в чистоте. Неиспользуемые осмотровые канавы должны быть огорожены или закрыты. Автомобили должны въезжать на канаву, когда в ней нет людей.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта необходимо на рулевое колесо повесить табличку с надписью:

“Двигатель не пускать – работают люди!”. Автомобиль при этом должен быть заторможен ручным тормозом и включением первой передачи в коробке передач.

При обслуживании автомобиля, установленного на подъёмнике, необходимо на механизме управления подъёмником укрепить табличку с надписью: “Не трогать – под автомобилем работают люди!”. Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъёмника нужно после подъёма автомобиля откинуть предохранительные стойки или вставить штыри в отверстия предохранительных труб, выдвигающихся вместе с плунжерами.

Перед началом работ на автомобиле – самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.

При подъёме и транспортировании агрегатов нельзя находится под поднятыми частями автомобиля. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и перемещения по тележке.

Для осмотра автомобиля применяют переносные безопасные электролампы напряжением до 36 вольт с предохранительными сетками, при работе в осмотровых канавах напряжение не должно превышать 12 вольт. Ручные электроинструменты (дрели, гайковёрты) надо присоединять к сети только через штепсельные розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов нужно подвешивать, не допуская прикосновения их с полом.

Приёмку автомобиля на ходу и проверку тормозов следует производить вне помещения; пускать двигатель и трогаться с места разрешается только по получении сигнала от рабочего, производящего регулировку.

При использовании для подъёма автомобиля подъёмника соблюдайте следующие требования безопасности:

  1. Во время подъёма-опускания автомобиля запрещается находиться рядом с ним во избежание несчастного случая.
  2. Если возникла опасность падения автомобиля, немедленно покиньте опасную зону.
  3. Правильно располагайте на подъёмнике центр тяжести автомобиля, чтобы избежать его падения.
  4. Берегите ноги, чтобы не прижать их лапами подъёмника или колёсами автомобиля при опускании.
  5. Не прилагайте чрезмерного усилия к органам управления подъёмником.
  6. Управлять подъёмником должен только квалифицированный персонал.
  7. Не допускайте чрезмерного раскачивания автомобиля на подъёмнике.
  8. Лапы подъёмника устанавливайте только под те места, которые для этого предназначены. Силовые элементы кузова в этих местах специально утолщены и имеют повышенную прочность.
  9. При снятии тяжёлых узлов и агрегатов с автомобиля, находящегося на подъёмнике, установите дополнительные опоры.

При работе с электроинструментом соблюдайте следующие требования безопасности:

1. Пользоваться электроинструментом во взрыво-пожароопасной средах: при наличии газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

2. Допускать посторонних лиц к месту производства работ.

3. Производить работы в утомлённом состоянии или состоянии какого-либо вида опьянения, а также под воздействием препаратов, притупляющих внимание и быстроту реакции.

4. Использовать электроинструмент с неисправным выключателем.

5. Использовать инструмент и оснастку, не рекомендованные производителем данного электроинструмента.

6. Включать электроинструмент во время переноски (перемещения).

7. Использовать сетевой шнур для переноски электроинструмента и извлечения вилки из розетки.

8. Оставлять электроинструмент без присмотра.

Необходимое оборудование для технического обслуживания и ремонта тормозной системы:

Стенд КИ-4998 для проверки тормозов;

Станок для расточки тормозных барабанов и обточки тормозных колодок;

Резцы с твердосплавными пластинами ВК-3, ВК-6;мерная линейка.


Заключение.

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций тормозных систем с гидравлическим приводом, повышение их надежности и производительности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям. Все это вызывает необходимость повышения профессионального уровня автомеханика. Он должен иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития как автомобилестроения в целом, так и отдельных моделей автомобилей, уметь оценивать техническое состояние, чтобы затем надежно проводить обслуживание и ремонт автомобилей. От того, как надежно обслуживается автомобиль, зависит жизнь и безопасность не только владельца автомобиля, но и окружающих. Профессия автомеханика интересна, ответственна, и востребована. Во время написании письменной экзаменационной работы были систематизированы научные и практические знания в области эксплуатации и ремонта тормозной системы с гидравлическим приводом. В данной работе были рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта тормозов, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности. Были рассмотрены наиболее часто встречающиеся причины неисправностей и способы их устранения тормозной системы с гидравлическим приводом. Каждая из этих причин имеет прямое отношение к безотказности автомобиля в работе и безопасности движения. Но может случиться, что какая-либо своевременно не замеченная и, значит, не устраненная неисправность приведет к тяжелым последствиям. В ходе написания письменной экзаменационной работы изучено устройство тормозной системы с гидроприводом, основные ее неисправности, для того чтобы ясно представлять ее работу и быстро и качественно устранять неисправности и правильно ее эксплуатировать. Были рассмотрены основы обеспечения работоспособности тормозов. Были ознакомлены с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для тормозов, с основными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособности тормозов с гидравлическим приводом.

Список литературы.

1.Книга по ремонту Peugeot Boxer / Fiat Ducato / Citroen Jumper с 2009 года с дизельным двигателем рабочим объемом 2,2,2,3 и 3,0 л.

2.PEUGEOT BOXER / CITROEN JUMPER / FIAT DUCATO c 2009 дизель Пособие по ремонту и эксплуатации.

3.М.Власов, «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» Москва, «Академия», 2007г.

3.Е.А. Епифанова, Л.И.Епифанов, «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», Москва, «ФОРУМ-ИНФРА-М»,2006г.-276с.

4.Ю.Т. Вишневедский «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей», Москва, «Дашков и К?», 2008г. -373с.

5.Ю. И. Боровских, Ю. В. Буралёв, К. А. Морозов. «Устройство автомобилей»

6.В. П. Полосков, П. М. Лещёв, В. Н. Хартанович. «Устройство и эксплуатация автомобилей»

7.В. Н. Карагодин, С. К. Шестопалов «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей»

8.С. К. Шестопалов, «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» Москва, «Академия», 2008г.- 538с.

9. PEUGEOT BOXER / J5, CITROEN C25 / JUMPER, FIAT DUCATO 1982-2005 бензин / дизель Пособие по ремонту и эксплуатации.

10. «А. П. Пехальский, Устройство автомобилей. Лабораторный практикум 2008 год».

http://www.bestreferat.ru

http://www.stostayer.ru

http:// www .sanekua.ru

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

399. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА 55.44 KB
Наиболее важными светотехническими величинами характеризующими область видимых излучений являются: сила света световой поток светимость освещенность яркость. Сила света J. Каждый источник света излучающий в видимой области спектра характеризуется силой света единица которой входит по классификации Международной системы в число основных физических величин. была определена единица силы света кандела кд – сила света испускаемого в перпендикулярном направлении с поверхности эталонного излучателя абсолютно чёрное тело при...
4827. Автоматизация рабочего места специалиста по подбору персонала ООО «П-Т» 316.3 KB
Обзор информационных систем и технологий используемых в организации. Для того чтобы реализовать данную задачу предстоит тщательно исследовать потребности заказчика построить адекватную модель системы КАК ЕСТЬ S IS. Без использования системы вопрос по кадрам решался вручную. Основные виды деятельности: Управленческий консалтинг Полный спектр консалтинговых услуг по реинжинирингу бизнеспроцессов;...
12751. Разработка автоматизированного рабочего места для научно-технической библиотеки университета 186.55 KB
Анализ исходных данных и выбор оптимального инструментария для разработки АРМ.2 Назначение типов данных для полей таблиц. Более существенны следующие возможности: одноразовый ввод данных и многоцелевое их использование для поиска документов печати подобранной информации передачи массивов данных другим организациям подготовки изданий и т. Какие же функции библиотеки целесообразно автоматизировать Программное обеспечение в первую очередь должно реализовать следующие функции: обработку хранение библиографической и фактографической...
13187. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) для работника склада ОАО «Торгового дома «Гольдштейн»», г. Лабытнанги 5.14 MB
В современных временных условиях в организациях сотрудники имеют дело с большим количеством изменяющихся данных которые практически невозможно обработать ручным способом. На предприятиях имеющих оборот продукции есть необходимость учёта и контроля большого объёма данных по кадровой финансовой производственной маркетинговой и любой другой области деятельности предприятия. Провести тестирование разработанного приложения на реальных данных. Акт о списание товара Передача данных Рисунок 4 Списание товара Указанные...
17232. Аттестация рабочего места ведущего специалиста отдела по выплате пособий, компенсаций и других социальных выплат УСЗН района Измайлово 1.19 MB
Одним из обстоятельств, препятствующим всеобщему проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работодателями, является высокая стоимость осуществления такого рода работ: затраты на аттестацию зачастую являются непосильными для предприятий малого бизнеса и многих других организаций с низкими доходами. Поэтому разработка метода, позволяющего снижать затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда, представляется очень актуальной.
5374. Организация работы производства ресторана первого класса с польской кухней на 58 места. Организация выпуска готовой продукции в холодном цехе 334.06 KB
Рестораны организуют обслуживание торжественных и официальных приемов, совещания, конференций, съездов; они могут проводить вечера отдыха с музыкальными и эстрадными представлениями.
20713. Разработка рекомендаций по выбору оборудования для диагностирования тормозной системы автомобилей 412.16 KB
Конструкции автомобилей постоянно совершенствуется, но неизменным остаётся наличие тормозной системы, которая способствует при необходимости остановить авто, что сохраняет жизни пешеходов, водителей и пассажиров, а также остальных участников дорожного движения. Ремонт тормозной системы необходим на всех автомобилях,
3502. Изменения технического состояния приборов и узлов тормозной системы автомобиля 1.7 MB
Сущность системы состоит в том, что техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, принудительно по плану, через определённый пробег или время, а текущий ремонт, в условиях АТП выполняется по необходимости, то есть после обнаружения дефекта или неисправности.
12686. Организация и техника раздоя 358.98 KB
Подготовку животных к раздою начинают задолго до того, как они начнут давать молоко. Высокие удои можно получить только от здоровых, хорошо развитых животных с достаточно большой живой массой, крепким костяком, хорошо развитыми внутренними органами. Эти особенности закладываются и формируются у животных в течение всей их жизни. Поэтому с первых дней после рождения необходимо целенаправленно готовить животных к интенсивной лактационной деятельности. Этому должна служить вся система выращивания молочных коров.
12328. Разработка технологии ремонта мотор компрессора тормозной системы электровоза «O’zbekiston» 1.42 MB
Именно свойственные для железных дорог факторы транспортной доступности и дешевизны перевозок становятся все в большей мере определяющими в развитии экономики. Одним из основных направлений совершенствования технологии перевозок грузов для локомотивных хозяйств железнодорожной компании Республики Узбекистан является – выбор рационального типа подвижного состава с учетом спецификации и свойств груза требований клиента к качеству перевозок. Именно для достижения этой цели 26. В соответствии с производственной структурой для каждого депо...

Организация рабочего места.

При организации рабочего места особое внимание уделяют следующим факторам:

Освещение помещений. Недостаточное освещение рабочих мест может привести к случаям производственного травматизма, преждевременному утомлению работающих и профессиональным заболеваниям. Поэтому для обеспечения указанных норм в помещениях депо устанавливают осветительные приборы, которые создают систему освещения. Осветительные приборы и источники света выбирают в зависимости от принятой системы освещения и установленной нормы освещенности. Основными характеристиками осветительных приборов являются: кривая силы света, коэффициент усиления, осевая сила света, коэффициент полезного действия, защитный угол, угол излучения, угол рассеивания. Освещенность в помещениях для ремонта рам и ремонта рессорного комплекта должна быть: при газоразрядных лампах-200лк; при лампах накаливания-150лк;

Отопление и вентиляция. В процессе труда окружающая обстановка, включая и метеорологические условия, во многом определяет самочувствие человека, его работоспособность, подвижность, внимательность. Для обеспечения в помещениях температурно- влажностных условий и состояние воздушной среды, в цехах предусмотрены отопительные и вентиляционные системы, устройства кондиционирования воздуха. Эти системы применяют в зависимости от назначения помещений, климатических районов и размеров зданий. Вентиляция в помещениях для ремонта рам и ремонта рессорного комплекта должна быть: по виду вентиляции - притирочная. По кратности воздухообмена - 5%.

Расчетная температура воздуха в помещении должна быть: холодный и переходный период года - 16-18 теплый период года- 18-24 °С.

Снижение шума. Мероприятия по ограничению шума в депо проводят по следующим направлениям: -устранение или ослабление шума и вибраций в источнике его возникновения путем совершенствования конструкции оборудования; -локализация шума и вибрации, звукоизоляция и звукопоглащение, виброизоляция и вибропоглащение; -замена оборудования менее шумным, рациональное размещение источников шума и планирования времени работы оборудования;

Применение средств индивидуальной защиты.

Противопожарные средства. При выполнении технического обслуживания, текущего ремонта применяют меры по предупреждению пожаров.

Грузоподъемные краны и механизмы. При ремонте используют различного типа краны, тали, домкраты, погрузчики и др. Для их содержания в исправном состоянии, безопасной эксплуатации администрация депо назначает из состава инженерно-технического персонала работника, осуществляющего надзор за безопасной эксплуатацией, за содержанием их в исправном состоянии, а также за безопасное производство работ.

Инструмент и приспособления. Значительное число травм на производстве происходит при использовании неисправного инструмента, приспособлений и из-за неправильных приемов работы с ними.

Слесарный инструмент должен отвечать следующим требованиям безопасности: на молотках не должно быть трещин, волосовин, плен, зазубрин, забоин, вмятин, выкрошенных мест. Ручки молотков изготавливают из прочных и упругих пород дерева. Поверхность ручки должна быть гладкой, без сучков, отколов, отцепов, бугров или трещин.

Зубила не должны иметь трещин, плен, сбитых или скошенных торцов.

Напильники и отвертки должны быть закреплены прочно в ручках, на концах которых устанавливают металлические кольца.

Инструкция по охране труда при ремонте рессорного подвешивания Общие требования охраны труда.

К работам по рессорному подвешиванию допускаются работники не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование.

К самостоятельному выполнению работ допускаются работники, прошедшие вводный инструктаж, первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку не менее 4 смен, проверку теоретических знаний и приобретения навыков безопасных приемов труда.

Выполнять ту работу, которая поручена вам руководителем.

Работники, нарушающие требования инструкции по охране труда привлекаются к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий нарушения несут материальную или уголовную ответственность в установленном законодательством Российской Федерации.

Меры электробезопасности: -при эксплуатации электрического оборудования и сетей человек может оказаться в непосредственном соприкосновении с находящимися под напряжением проводниками электрического тока. В результате прохождения тока через человека происходит нарушение его жизненных функций, что является причиной электротравм.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ приближение людей к находящимся под напряжением и не огражденным проводом или частям контактной сети на расстояние менее 2 метров, а также прикосновение к электрооборудованию подвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы. Подниматься на опоры, специальные конструкции контактной сети и высоковольтной линии. ЗАПРЕЩАЕТСЯ прикасаться к электрооборудованию, арматуре освещения, электропроводам, открывать дверцы шкафов, прикасаться к неизолированным проводам, наступать на электропровода. ЗАПРЕЩАЕТСЯ прикасаться к оборванным проводам контактной сети ВЛ и находящимися на них посторонним предметам, независимо оттого, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций. При нахождении на

электрифицированных участках железных дорог, вблизи линий электропередач и частей оборудования, находящихся под напряжением. ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • - приближаться к находящейся под напряжением контактной сети на расстоянии ближе 2 метров;
  • -прикасаться к электрическому оборудованию электроподвижного состава, как непосредственно так и через какие-либо предметы:
  • -подниматься на крышу вагонов и контейнеров; -открывать люки (крышки) цистерн и изотермических вагонов; приближаться на расстояние менее 8 метров к оборванным проводам контактной сети, а также к свисающим с проводов контактной сети посторонних предметов, сообщить руководителю. До прибытия бригады дистанции контактной сети опасное место должно быть ограждено и приняты меры к недопущению приближения людей к месту обрыва проводов на расстояние ближе 8 метров. Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты костюм хлопчатобумажный; ботинки очки.

Требования охраны труда перед началом работы.

Не допускать на свое рабочее место лиц, не имеющих отношение к порученной работе.

Привести в порядок рабочую одежду: застегнуть или подвязать обшлага рукавов, надеть головной убор.

Работать только исправным инструментом и приспособлениями и применять их строго по назначению.

Проверить доброкачественность ручного инструмента:

  • -ручка напильника и шабера должна иметь металлическое кольцо, предохраняющее её от раскалывания:
  • -Молоток должен быть насажан на рукоятку овального сечения, расклиненную металлическим клином и изготовленную из твердых и вязких пород дерева; боек молотка должен иметь ровную слегка выпуклую поверхность: нельзя работать молотком со сбитым бойком, имеющим трещины или насажанным на рукоятку из дерева мягких пород, а также плохо закрепленным на рукоятке;
  • -Зубило и другой ударной инструмент должны быть длиной не менее 150 мм;
  • -гаечные ключи должны быть исправными и соответствовать размеру гаек; запрещается работать гаечными ключами с прокладками, удлинять их трубами и применять контрключи; разложить инструмент приспособления в удобном для пользования порядке. Применение неисправного инструмента и приспособлений запрещается.

Заметив нарушение инструкции другим рабочим, предупредить его о необходимости соблюдения требований по технике безопасности.

Нельзя работать на неисправном и не имеющем необходимых ограждений станке.

Запрещается работать на станке в рукавицах или перчатках, а также с забинтованными пальцами без резиновых напальчников.

Запрещается обдувать воздухом обрабатываемую поверхность и станок.

Отрегулировать местное освещение на станке так, чтобы рабочая зона была достаточно освещена и свет не светил в глаза. Пользоваться местные освещением с напряжением выше 36 В запрещается.

Каждый работник обязан: -строго выполнять все правила безопасности, при обнаружении возможной опасности, предупредить мастера.

Требования охраны труда во время работы.

Слесарь обязан:

Следить за исправностью и прочностью крепления груза на тросе противовеса.

При сверлении хрупких металлов надеть защитные очки.

снимаемые с электровозов детали и оборудование транспортировать для ремонта (испытаний) в соответствующие отделения и места, установленные технологическим процессом;

использовать в работе только исправный инструмент;

Запрещается во время обдувки электровоза (электропоезда) и его оборудования производство работ другими работниками.

Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

При возникновении аварийной ситуации работник обязан прекратить работу, немедленно сообщить о случившемся мастеру далее выполнять его указания по предупреждению несчастных случаев или устранения возникшей аварийной ситуации.

При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану и руководителю.

При пользовании огнетушителями струю огнетушащего вещества направлять в сторону от людей. При попадании пены на незащищенные участки тела необходимо стереть платком.

Тушить горящие предметы, находящиеся на расстоянии менее 2м от контактной сети, разрешается только углекислотными, аэрозольными или порошковыми огнетушителями.

При тушении пламени песком совок, лопату и т.п. не поднимать на уровень глаз во избежание попадания в них песка.

Оказание первой помощи пострадавшему 8.5.6.1. Механические травмы.

При получении механической травмы необходимо остановить кровотечение, обработать рану перекисью водорода, наложить повязку. При переломах необходимо наложить шину, фиксирующую неподвижность повреждения частей тела. При всех видах механических травм пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение.

Травмы глаз: При ранении глаза острым или колющим предметом, а также при повреждении глаза в результате сильных ушибов пострадавшего следует срочно направить в лечебное учреждение.

Попавшие в глаза предметы не следует вынимать из глаза, чтобы не повредить его. На глаз наложить стерильную повязку.

  • -При попадании пыли или порошкообразного вещества в глаза промыть их слабой струей проточной воды.
  • -При ожогах химическими веществами, необходимо открыть веки и обильно промыть глаза в течение 10-15 минут слабой струей проточной воды, после чего пострадавшего.

Электротравмы: При поражении электрическим током прежде всего необходимо прекратить действие тока (отключив) напряжение), соблюдая при этом меры безопасности и не прикасаться к пострадавшему голыми руками, пока он находится под действием тока. Пострадавшего от электротравмы независимо от его самочувствия и отсутствия жалоб следует направить в лечебное учреждение.

Если произошел какой-либо несчастный случай, необходимо немедленно освободить пострадавшего от воздействия травмирующего фактора, оказать ему первую помощь и сообщить мастеру (бригадиру) или другому руководителю работ о несчастном случае.

Требования охраны труда после окончания работы.

При всех вариантах организации ремонта должна быть выдержана следующая очередность: 1) подготовка к ремонту; 2) разборка механизма с проведением необходимых замеров; 3) очистка и мойка деталей; 4) осмотр деталей и выявление дефектов; 5) обработка результатов замеров иуточнение объема ремонта; 6) ремонт изношенных деталей; 7) сборка механизма с пригонкой деталей и проведением необходимых контрольных замеров; 8) испытание готового механизма.

9.1 Подготовка к ремонту и организация рабочего места

В подготовке к ремонту участвуют как администрация судна в лице старшего механика, отвечающего за механическую часть, так и завод в лице производителя работ и руководителей механосборочного цеха. Старший механик обязан своевременно представить ремонтную ведомость на все ремонтируемые механизмы, уточнив необходимый объем «нулевого» этапа.

Источником для составления ведомости являются: формуляры, отражающие техническое состояние механизма; журнал ремонтных работ; акты инспекторских осмотров; акты и предписания органов надзора, а также нормативные материалы. Чтобы ремонтная ведомость полно отражала требуемый объем работ, готовить ее следует в течение всего периода эксплуатации.

Определение величины масляных зазоров в головном и мотылевом соединениях без разборки дизеля

Установить неподвижно индикаторы на шатуне, как показано на рисунке, и отрегулировать положение стрелки на 0. При помощи талей переместить поршень до отказа и верхнему индикатору определить величину масляного зазора
; затем переместить до отказа шатун и по нижнему индикатору определить величину масляного зазора
. Для определения характера износа замер производить в трех положениях поршня: в верхней мертвой точке (в.м.т.) и при повороте на 90 0 С вправо и влево.

Перед постановкой судна в ремонт судовая команда должна: удалить воду, масло, топливо из всех механизмов; снять приборы теплового контроля и автоматики; произвести наружную очистку и протирку механизмов или узлов, подлежащих ремонту; продуть, освободить от воды, масла и топлива трубопроводы, намеченные к ремонту.

Представители завода обязаны: подробно ознакомиться с ремонтируемым объектом по имеющимся фирменным инструкциям, чертежам, ремонтным ведомостям и непосредственно на месте;

Уточнить наличие специального фирменного инструмента и приспособлений, предусмотренных для демонтажа и монтажа механизма;

Составить, руководствуясь имеющимися инструкциями, технологию разборки и сборки механизма, включая проектирование и заказ отсутствующего инструмента и оборудования, необходимого для проведения работ;

Предусмотреть при составлении технологии меры, обеспечивающие чистоту рабочего места, безопасность работы, а также противопожарные мероприятия.

9.2 Штанген-инструменты

Рисунок 1 - Шкалы нониусов штанген инструментов (а иб), штангенциркули типа ШЦ-1 (в) и ШЦ-II (г), штангенрейсмус (д), штангенглубиномер (е).

9.3 Микрометрические приборы (инструменты)

Характеристика микрометрических приборов с ценой деления 0,01 мм.

Диапазон измерений, мм

Погрешность,мкм

Класс точности

Микрометры по ГОСТ 6507-78

(СТ СЭВ 344-76, СТ СЭВ 352-76)

МК (гладкие)

25-50; 50-75; 75-100;

100-125; 125-150; 150-175; 175-200;

200-225; 225-250; 250-275; 275-300;

300-400; 400-500; 500-600;

Микрометрические глубинометры по ГОСТ 7470-78

Рисунок 2 - Микрометр гладкий типа МК (а): примеры отсчета по шкалам микрометра (б и в), измерение микрометром (г), микрометрический нутрометр (д), удлинитель (е), настройка нутрометра на размер (ж).

Рисунок 3 - Индикатор часового типа (а) и его устройство (б; примеры измерения отклонений от прямолинейности (в), параллельности (г), круглости (д),

параллельности оси относительно плоскости (е),перпендикулярности осей (ж).

Рисунок 4 - Индикаторный нутрометр

Нутромер в измеряемое отвер­стие вводится осторожно при отжатом центрирующем мостике. Придавая нутромеру положения, показанные на рис. 6 пунктиром (индикатор часового типа условно повернут на 90°), находят наиболь­шее отклонение стрелки индикатора часового типа и производят от­счет, при этом отклонение берется со знаком «минус», если стрелка ин­дикатора переместилась вправо от нуля (действительный, т. е. фактиче­ский размер меньше номинального или установочного), и со знаком «плюс», если стрелка не дошла до нулевой отметки (действительный размер больше номинального).

Рисунок 5 - калибр-скоба (а), конструкции скоб, односторонняя листовая (б),

двусторонняя листовая (в), литая (г), регулируемая (д)

Рисунок 6 - Тали: а - рычажные; б - шестеренные; в - червячные

Системы трубопроводов (механические системы) современного судна чрезвычайно разнообразны и развиты. Доля затрат на их обслуживание и ремонт на некоторых судах составляет 20–50% от затрат на ремонт и техническое обслуживание всего судна.

Трубопроводы изготавливаются из различных материалов, но в основном из металлов (таблица 1). После изготовления или ремонта они подвергаются гидравлическим испытаниям (таблица 23).

Размеры труб применяемых в судовых системах занимают большой диапазон: от  6 мм и до  750 мм и больше (таблица 4)

Штуцерные соединения. По конструктивному признаку штуцерные соединения подразделяются на три основные группы: штуцерно-торцевые; штуцерные соединения по внутреннему конусу; штуцерные соединения по наружному конусу.

Подвижные уплотнительные устройства. По типу уплотнительного элемента различают следующие подвижные уплотнительные устройства: резиновые кольца круглого сечения; сальниковые набивки; манжеты; сильфоны; щелевые уплотнения; мембраны; поршневые кольца.

Уплотнительные устройства периодического действия. Под уплотнительным устройствам периодического действия (узлом затвора) понимают контактное уплотнение, образуемое из двух уплотняемых деталей (уплотнительного кольца тарелки, клина и т.д. и уплотнительного кольца и т.д. и уплотнительного кольца седла, корпуса арматуры)

В зависимости от физико-механических характеристик транспортируемой среды (рабочего давления, температуры, агрессивности и др.) уплотнительные кольца узла затвора изготовляют из различных материалов. По типу материала уплотнительные кольца, применяемые в узлах затвора, подразделяют на металлические и мягкие, по конструкции – на плоские, конусные и ножевые. Физические свойства и условия обеспечения герметичности уплотнительных элементов будут рассмотрены отдельно для каждой группы уплотнительных устройств.

Материал труб для систем

Таблица 1

Материал

Бесшовные и электросварные из углеродистой стали

Сталь 10; 20

Бесшовные из низколегированной стали

Из коррозионно-стойких сталей

Стальные водогазопроводные (черные и оцинкованные)

Медные бесшовные (тянутые и холоднокатные)

Медно-никелевые бесшовные

Латунные (тянутые и холоднотянутые)

Л63, ЛАМШ77-2-,06

Бесшовные из алюминия и алюминиевых сплавов

АЛ1; Амг2; Амг3; Амг5В

Бесшовные биметаллические (сталь + медь)

Сталь 10 + М3р;

12ХН3А + М3р

Титановые

Футерованные пластмассами

Сталь 10 + П404-А; сталь 20+П203-18

Полиэтиленовые

П400-0; П2003К; П2006Т-Ш

Таблица 2

Трубопроводы и системы

Для судов, строящихся

по правилам

Морского регистра

Речного регистра

Трубопроводы:

свежего пара и продувания

отработавшего пара, парового отопления

Перекачивающие, пресной воды, обогревания цистерн

2р (не менее 0,8)

Наливные и приемные перекачивающие

Напорные перекачивающие

Циркуляционные ГТЗА

2р (не менее 0,4)

Нормы пробных гидравлических давлений, МПа

Таблица 3

Трубопроводы и системы

Для судов строящихся

по правилам

Морского Регистра

Речного регистра

мытьевой, питьевой и забортной воды; водоотливная, осушительная, креновая, дифферентная, балластная, затопления, охлаждения пресной и забортной водой; конденсатные и приемные питательных насосов, приемные топливные

сточные и шпигатов открытых палуб

Не менее 0,4

топливные напорные

Примечание: р- рабочее давление

Диаметры и условные проходы труб

Таблица 4

Условный проход, мм

Наружный диаметр

стальных

Продолжение таблицы 4

Прокладки для соединений систем

Таблица 5

Материал

Параметры

среды (не более)

Рабочая среда

Температура, К

Давление, МН/м

Вода, воздух, пар, аммиак, выпускные газы, растворы кислот, солей, щелочей

Вода, масло, бензин, топливо, растворы кислот, щелочей, солей

Фторопласт

Вода, воздух, кислоты, щелочи

Фибра листовая

Воздух, инертные газы, бензин, керосин, масло, кислород, углекислота

Медь (М3, М1)

Воздух, пар, дизельное топливо, нефть, масло, фреон, углекислота

Сталь 05кп; 08кп; 35ХМЮА

Перегретый и насыщенный пар

Вода, масло, воздух, инертные газы, бензин

Примечание. Прокладки из меди перед установкой необходимо отжечь при

температуре 823 – 973 К с последующим охлаждением в воде

Рисунок 7 - Соединения труб: а - фланцевое; б - штуцерное; в - муфтовое; г - рукавное;

д – неразъемное

Таблица 6

Условный проход, мм

Наружный диаметр

стальных

Примечание. В скобках указан диаметр резьбы Водопроводных Труб в дюймах.

        1. Классификация уплотнительных устройств

Уплотнительные устройства можно разделить на следующие группы:

По степени герметичности (плотности ) – абсолютно герметичные (плотные) соединения, через которые не допускается протечка газа или жидкости, и соединения, через которые допускается протечка некоторого количества газа или жидкости;

По характеру действия – неподвижные уплотнительные устройства (фланцевые, штуцерные и др.); подвижные уплотнительные устройства (уплотнения шпинделей, поршней и др.); уплотнительные устройства периодического действия, узлы затворов (уплотнение тарелки и седла судовой арматуры).

Неподвижные уплотнительные устройства . По конструктивному признаку неподвижные уплотнительные устройства можно разделить на фланцевые, штуцерные, бугельные и муфтовые.

Фланцевые соединения . Все существующие фланцевые соединения

Разделяют по конструкции затворов и по способу присоединения.

По конструктивному признаку фланцевые соединения условно делятся на три группы: защищенные (шип – паз), полузащищенные (выступ – впадина) и незащищенные (плоские). Это деление основано на степени защищенности прокладки от воздействия усилий, создаваемых давлением рабочей среды.

По способу присоединения к трубам и корпусу арматуры различают следующие фланцевые соединения: жесткие крепления, в которых кольцевая часть изготовлена заодно с цилиндрической; приварные; свободно сидящие (на приварном кольце или отбортованной трубе и навертные).

Фасонные части – детали, предназначенные для разветвления линии трубопроводов, измерения направления движения рабочей среды и обеспечения непроницаемости судовых конструкций.

К основным фасонным частям относятся отводы (колена), угольники, тройники, четверники, кресты, стаканы, полустаканы, наклепыши, приварыши,вварыши, патрубки (переходные, распределительные, амортизационные) и отростки.

В состав трубопроводов включают компенсаторы для устранения деформаций при нагреве и амортизации динамических и вибрационных нагрузок. Компенсаторы делят на трубчатые, линзовые, сильфонные и сальниковые.

Крепления труб к корпусным конструкциям и между собой осуществляется с помощью опор и подвесок. Опоры бывают неподвижные и подвижные, а подвески - жесткие, пружинные и талрепные.

Трубопроводной арматурой (таблица 7) называют различные устройства и изделия, предназначенные для управления движением, распределением и регулированием транспортируемой средой (газ, жидкость).

К клапанной арматуре относят:

    клапаны запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, дыхательные, предохранительные, дроссельные, редукционные, перепускные, манометровые;

  • коробки клапанные;

    кингстоны;

    краны, задвижки, захлопки, заслонки;

    головки водогазонепроницаемые, грибовидные и запорные.

Классификация трубопроводной арматуры

Таблица 7

Тип классификации

Наименование арматуры

По запирающему элементу

Клапанная, краны, задвижки, захлопки, заслонки, золотниковая

По способу соединения

Фланцевая, хомутовая, щтуцерная, рукавная, цапковая, муфтовая, приварная

По конструкции корпуса

Приходная, угловая, трехходовая,многоходовая

По способу уплотнения штока (см. таблица 7)

Сальниковая, бессальниковая с самоуправлением и герметизацией

Продолжение таблицы 7

Уплотнительные набивки

Таблица 7а

Рабочая среда

Параметры

Давление МПа (кгс/см)

Температура, К (С)

Бумажная:

Сухая пропитанная

Пресная вода

Масло, вода морская, топливо, воздух

Асбестовая:

Пропитанная

Пар, горячая вода

Сухая, прографиченная

Асбестопроволочная

Выпускные газы

Краны бывают проходные, трехходовые, расходные, пробные, манометровые и манипуляторы.

Задвижки делят на клинкетные и шиберные, захлопки – на водогазонепроницаемые, противопожарные и путевые, заслонки – на дроссельные, жидкостные и вентиляционные.

К прочим изделиям относят:

    грязевые коробки для грубой очистки топлива, масла и воды от механических примесей;

    решетки (приемная и сточная) и сетки для защиты приемных трубопроводов и механизмов от засорения;

    колонки указательные, гуськи воздушные, втулки (наливная и измерительная), воронки, ключи, пробки и т.д.

В процессе ремонта арматуры наиболее распространенной операцией является притирка (таблица 8)

Последовательность операции притирки деталей

Таблица 8

Эскиз притирки

Наименование операции и оборудования

, мм

Форма поверхности

Предварительная и чистовая притирка уплотнительных поверхностей корпусов на притирочном станке.

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок, дисков на притирочных станках.

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок, дисков на притирочных. станках.

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок, дисков на притирочных. столах.

Продолжение таблицы 8

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок ручным способом..

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок на притирочном столе.

Доводка уплотнительной поверхности корпусов штуцерной арматуры ручным способом.

Доводка уплотнительной поверхности корпусов вручную

Доводка уплотнительной поверхности тарелок

Для арматуры дистанционного управления притирка состоит из трех операций: предварительной, чистовой и доводки.

Притирку арматуры с ручным управлением производят за две операции: предварительную и чистовую. Для каждой операции применяют отдельный притир. После каждой операции и периодически в процессе притирки для контроля шероховатости поверхностей притирочную пасту следует удалять хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в уайт-спирите. Для получения зеркальной поверхности после притирки или доводки необходимо дополнительно притереть поверхность чистым притиром.

Притиры изготовляются из следующих материалов: серого чугуна марок СЧ 15-32 и СЧ 16-38 перлитной и перлитно-ферритной структуры твердостью НВ 120-190, а также медь, бронза, зеркальное стекло толщиной 2 см и др.

Притиры для доводки изготавливаются из стеллита или зеркального стекла. Рабочая поверхность притира для грубой (черновой) притирки имеет шероховатость 1,25-0,63; это достигается токарной обработкой, шлифованием.

Трубы малых диаметров

Для транспортирования различных жидких и газообразных сред с большими значениями условных давлений применяют, как правило, трубы малых диаметров. Изготовление таких труб осуществляется на специализированных участках монтажного цеха.

Прокладка трассы трубопроводов производится согласно монтажному чертежу или схеме. При пробивке трассы на судне положение труб должно строго соответствовать чертежному. Все технические требования, указанные в руководящей технической документации (чертежи, ГОСТы, ОСТы, нормали и др.), должны быть соблюдены. Трассы трубопроводов необходимо прокладывать ярусами вдоль продольных и поперечных переборок по наиболее короткому пути с максимально возможным количеством прямых труб и минимальным количеством соединений. Радиусы гнутых труб унифицированы:

наружный

диаметр трубы,

мм 14 18 22 24 28 32 36 38 42 45 50 55 57

радиус погиба,

мм 35 45 55 70 70 70 100 100 120 120 140 160 160

Прокладываемая трасса трубопровода должна обеспечивать свободный доступ к механизмам и арматуре для обслуживания и демонтажа. Как правило, трубы малых диаметров (менее 57 мм) прокладывают после труб больших диаметров.

Шаблоны для последующей гибки трубы и установки на ней ответвительной арматуры изготовляют из стальной проволоки диаметром 6 –8 мм. Гибку шаблонов производят вручную или с помощью простейшей оснастки. При этом необходимо:

  • изучить монтажный чертеж системы;

    ознакомиться с помещением судна, по которому пройдет трассы системы;

    подготовить проволоку для изготовления шаблонов;

    изготовить погибы шаблонов по осям или образующим труб в соответствии с унифицированными радиусами;

    чередовать погибы труб с прямыми участками между ними, которые должны быть не менее 1,5 –2 диаметров трубы;

    не допускать соединения труб над оборудованием (особенно электрическим), приборами и др.;

    выдерживать все зазоры между трубой и корпусными конструкциями, механизмами или другими трубами, особенно имеющими тепловую изоляцию.

При получении труб со склада следует обращать внимание на соответствие сертификатных данных требованиям ГОСТов, ОСТов, ТУ и другой документации, фактических отклонений по наружному диаметру и толщине стенки трубы допускаемым техническими условиями или стандартами на эти трубы, а также на качество наружной и внутренней поверхностей труб. Трубы должны быть очищены, расконсервированы и термообработаны.

Перед гибкой отрезают трубу заданного размера, размечают начало и конец погибов, места приварки отростков или ответвительной арматуры. При разметке труб следует соблюдать следующие нормы припусков:

    на зажим трубы в трубогибочном станке – 1,0 – 1,5 наружного диаметра;

    на резку – 3 – 5 мм;

    на пригонку (забойной) трубы – 20 – 50 мм.

Гибку труб производят, как правило, холодным способом на трубогибочных станках. Следует обращать внимание на строгое соответствие оси (образующей) изгибаемой трубы шаблону. Зазор между шаблоном и трубой, а также отклонение шаблона от оси трубы наружным диаметром до 57 мм не должен превышать 5 мм.

После гибки трубы поступают на механическую обработку – вырезание отверстий под отростки и ответвительную арматуру, раздачу, обжатие или отбортовку концов труб для установки соединений или концевой арматуры, разделку и зачистку концов труб под сварку. Сварку и пайку труб выполняют вручную, сварными полуавтоматами или автоматами.

На водогазопроводных трубах нарезают резьбу для последующего монтажа (таблица 9).

Длина резьбы на трубах

Таблица 9

Наружный диаметр

Наружный диаметр резьбы, мм

Длина резьбы,

соединении

С чугунной муфтой

Со стальной муфтой

С угольником,

тройником

Продолжение таблицы

Трубы для ответственных систем или сложной конфигурации после гибки направляют на судно, где их пригоняют с целью окончательного определения возможности их монтажа.

При необходимости производят подгибку труб на месте.

После сварки (пайки) трубы подвергают повторной обработке с целью снятия наплывов в районе сварного шва. Перед гидравлическими испытаниями на прочность проверяют качество выполнения промежуточных операций (гибка, обработка отростков, сварка).

При испытании труб на прочность давление должно строго соответствовать указанному в монтажном чертеже системы или в детальном чертеже трубы. После испытаний трубы продувают сжатым воздухом для удаления воды и на их концах устанавливают технологические (временные) заглушки.

Заключительные операции – очистку, грунтование, окрашивание и изоляцию труб – выполняют с целью защиты труб от коррозии.

Рисунок 8 - Ключи для монтажа труб со штуцерными (а) и резьбовыми (б) соединениями