Организация рабочего места по ремонту бытовой техники. Организация рабочего места и техника безопасности при ремонте тормозной системы

В современном легковом автомобиле используется сразу несколько тормозных систем служащих для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до его остановки а так же для удержания его на стоянке. В данной работе будет рассмотрено техническое обслуживание и ремонт гидравлической тормозной системы автомобиля PEUGEOT Boxer CHC предназначенной для снижения скорости автомобиля которая приводится в действие от усилия ноги водителя приложенным к педали. В данной работе будет рассмотрено техническое обслуживание и ремонт...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение……………………………………………………………………………

1.Назначение,устройство, техническое обслуживание и ремонт……………….

1.1. Назначение……………………………………………………………………..

1.2.Устройство………………………………………………………………….......

1.3.Неисправности,ремонт и техническое обслуживание……………………….

2.Организация рабочего места и техника безопасности при ремонте тормозной системы…………………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………....

Введение.

Стремясь расширить свою линейку коммерческого транспорта, французская компания Peugeot еще в начале 1980-х годов заключила трехстороннее соглашение с Fiat и Citroen о создании многоцелевого легкотоннажного коммерческого автомобиля. Плодом этого соглашения стал выпущенный в 1981 году Peugeot J5, который имел итальянского и французского близнецов – Fiat Ducato и Citroen C25 соответственно. От этих автомобилей J5 отличался только некоторыми чертами экстерьера (передняя часть). В остальном же все три модели были идентичными. В техническом плане Peugeot J5 представлял собой сборную солянку: имея шасси от Fiat, он оснащался дизельным двигателем и трансмиссиями от Citroen. «Родным» в автомобиле был разве что бензиновый двигатель, доставшийся ему от Peugeot 504.В 1991 году модель претерпела фейслифт (редизайну подверглась решетка радиатора), а в 1994 году производство Peugeot J5 было прекращено. Причиной тому стали довольно низкие продажи, так как автомобиль пользовался относительной популярностью только во Франции, а на экспортных рынках главенствовал Fiat Ducato. Не смотря на не совсем успешные продажи модели J5, Peugeot все же не отказался от производства коммерческого фургона. В 1994 году на рынок выходит второе поколение Fiat Ducato и одновременно с ним – новый Peugeot Boxer. Помимо сугубо грузового фургона, выпускается и пассажирская версия Boxer Combi, которая имела шесть либо девять посадочных мест. Автомобиль также продавался под названием Manager на рынке Мексики. Оснащалась модель всего одним бензиновым двигателем объемом 2.0 литра, также были доступны пять дизельных моторов объемом 1.9, 2.0, 2.3, 2.5 и 2.8 литра, которые агрегатировались с 5-ступенчатой механической и 4-ступенчатой автоматической трансмисмией.В 2003 году был проведен фейслифт модели – преобразились оба бампера, решетка радиатора, а на боках кузова появились пластиковые молдинги. Второе и последнее на сегодня поколение Peugeot Boxer было презентовано в 2006 году. Автомобиль производится в Италии и Бразилии, а начиная с 2008 года, налажена сборка модели на совместном предприятии Peugeot Citroen — Mitsubishi Motors в России. Настоящий трудоголик Пежо Боксер будет работать столько, сколько от него потребуется .

1.Назначение, устройство, техническое обслуживание и ремонт.

1.1.Назначение.

В современном легковом автомобиле используется сразу несколько тормозных систем служащих для замедления движущегося автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до его остановки, а так же для удержания его на стоянке. По мере эксплуатации фрикционные накладки колодок истираются, возможно замасливание накладок колодок, а так же износ тормозных дисков, износ тормозных шлангов, неправильная работа суппорта. При этом тормозной путь увеличивается, чтобы этого не произошло нужно своевременно выполнять ТО и ремонт. В данной работе будет рассмотрено техническое обслуживание и ремонт гидравлической тормозной системы автомобиля PEUGEOT Boxer CHC предназначенной для снижения скорости автомобиля, которая приводится в действие от усилия ноги водителя, приложенным к педали. Её эффективность оценивают по тормозному пути или по максимальному замедлению. В данной работе будет рассмотрено техническое обслуживание и ремонт гидравлической тормозной системы автомобиля Peugeot Boxer CHC предназначенной для снижения скорости автомобиля, которая приводится в действие от усилия ноги водителя, приложенным к педали. Её эффективность оценивают по тормозному пути или по максимальному замедлению.

Рисунок-1.

1 - трубопровод контура «левый передний-правый задний тормоз»; 2-сигнальное устройство; 3 - трубопровод контура «правый передний - левый задний тормоз»; 4 - бачок главного цилиндра; 5 - главный цилиндр гидропривода тормозов;6 - вакуумный усилитель; 7 - педаль тормоза; 8 - регулятор давления задних тормозов; 9 - трос стояночного тормоза; 10 - тормозной механизм заднего колеса;11 - регулировочный наконечник стояночного тормоза.

Тормозная система PEUGEOT Boxer CHC по своему назначению подразделяется на: рабочую, стояночную и запасную. Рабочая тормозная система регулирует скорость Peugeot Boxer и его эффективную остановку. У запасной тормозной системы задача остановить автомобиль при поломке рабочей тормозной системы. Стояночная система должна удерживать стоящий автомобиль даже на наклонной плоскости. Рабочая система имеет двухконтурный гидравлический привод на тормоза передних и задних колёс. При поломке одного из контуров, второй выступает в роли запасной тормозной системы.

Тормозное управление автомобиля должно включать рабочую, запасную, стояночную и вспомогательную тормозные системы. При всех режимах движения автомобиля для снижения его скорости до полной остановки используют рабочую тормозную систему, которая приводится в действие нажатием ноги водителя на педаль ножного тормоза. Рабочая тормозная система обладает наибольшей эффективностью из всех типов тормозных систем. Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае отказа основной рабочей системы. Она обладает меньшим тормозящим действием, чем рабочая система. Обычно функции тормозящей системы может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы или полностью стояночная система. Вспомогательная тормозная система обязательна для автобусов грузоподъемностью свыше 5 т и грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 12 т. Вспомогательная тормозная система предназначена для торможения на длинных спусках. Она должна поддерживать скорость 30 км/ч на спуске с уклоном 7 % протяженностью 6 км. В некоторых видах автомобилей тормозом-замедлителем является двигатель, выпускной трубопровод которого перекрывается специальной заслонкой. Замедление может осуществляться и при переводе двигателя в компрессионный режим.

Тормозные механизмы при работе системы препятствуют вращению колес, в результате между колесами и дорогой образуется тормозная сила, останавливающая автомобиль.

В зависимости от конструкции вращающихся рабочих деталей тормозных механизмов различают тормоза барабанные и дисковые.

Тормозная система с гидравлическим приводом одновременно выполняет функции рабочей, запасной и стояночной систем.

Назначение привода тормозов . При нажатии педали поршень главного тормозного цилиндра вытесняет жидкость в трубопроводы и колесные цилиндры. В колесных цилиндрах тормозная жидкость заставляет переместиться все поршни, вследствие чего колодки тормозных механизмов прижимаются к барабанам (или дискам). Когда зазоры между колодками и барабанами (дисками) будут выбраны, вытеснение жидкости из в колесные станет невозможным. При дальнейшем увеличении силы нажатия на педаль в приводе увеличивается давление жидкости и начинается одновременное торможение всех колес.
Чем большая сила приложена к педали, тем выше давление, создаваемое поршнем главного тормозного цилиндра на жидкость и тем большая сила воздействует через каждый поршень колесного цилиндра на колодку тормозного механизма. Таким образом, одновременное срабатывание всех тормозов и постоянное соотношение между силой на тормозной педали и приводными силами тормозов обеспечиваются самим принципом работы гидропривода. У современных приводов давление жидкости при экстренном торможении может достигать 10–15 МПа

Назначение тормозных шлангов. Шланги предназначены для быстрой передачи импульса в колёсные тормозные цилиндры. В момент, когда водитель давит на педаль тормоза, импульс давления посредством то р мозной жидкости передаётся по тормозным шлангам к колёсным цилиндрам, которые уже воздействуют непосредственно на колодки. Колодки, соприкасаясь с тормозным барабаном (тормозным диском), создают трение, что резко снижает скорость машины.Все автолюбители прекрасно знают, что исправная и отлаженная тормозная система – гарантия безопасности на дороге. Когда повреждён хоть один элемент – нарушается работа всей системы. При неисправности тормозных шлангов может произойти отказ тормозной системы с весьма печальными последствиями. Именно по этому так важно своевременно проверять исправность тормозных шлангов.

Назначение рабочей тормозной системы. Рабочая тормозная система обеспечивает управляемое уменьшение скорости и остановку автомобиля.

Назначение запасной тормозной системы. Запасная тормозная система используется при отказе и неисправности рабочей системы. Она

выполняет аналогичные функции, что и рабочая система. Запасная тормозная система может быть реализована в виде специальной автономной системы или части рабочей тормозной системы (один из контуров тормозного привода).

Назначение стояночной тормозной системы. Стояночный тормоз (обиходное название – ручник) служит для удержания автомобиля на месте длительное время. Используется во время стоянки автомобиля, остановке на площадках с уклоном, а также в движении для осуществления резких поворотов на спортивных автомобилях. Стояночная тормозная система является также запасной (аварийной) системой, так как полностью дублирует гидравлическую рабочую систему. Применение стояночного тормоза в экстренном случае во время движения позволяет довести транспортное средство до полной остановки.

1.2.Устройство.

Устройство вакуумного усилителя.

Вакуумный усилитель тормозов предназначен для того, чтобы уменьшить необходимое усилие при нажатии на педаль тормоза, тем самым не позволяя водителю уставать. Основой всей конструкции является корпус усилителя. Его особенность заключается в том, что он разделен на две части, называемые камерами. Вакуумная камера и источник разряжения соединены с помощью обратного клапана. Источником разряжения является часть впускного коллектора. Помимо вакуумной камеры, в корпусе усилителя находиться атмосферная камера, которая соединяется с другими элементами в моменты, когда нажата педаль тормоза.

1 – фланец крепления наконечника; 2 – корпус усилителя; 3 – шток; 4 – крышка; 5 – поршень; 6 – болт крепления усилителя; 7 – дистанционное кольцо; 8 – опорная чашка пружины клапана; 9 – клапан; 10 – опорная чашка клапана; 11 – опорная чашка возвратной пружины; 12 – защитный колпачок; 13 – обойма защитного колпачка;14 – толкатель; 15 – воздушный фильтр;16 – возвратная пружина клапана;17 – пружина клапана;18 – уплотнитель крышки корпуса;19 – стопорное кольцо уплотнителя;20 – упорная пластина;21 – буфер;22 – корпус клапана; 23 диафрагма; 24 – возвратная пружина корпуса клапана; 25 – уплотнитель штока;26 – болт крепления главного цилиндра; 27 – обойма уплотнителя штока;28 – регулировочный болт; 29 – наконечник шланга; 30 – клапан; А – вакуумная полость; В – канал, соединяющий вакуумную полость с внутренней полостью клапана; С – канал, соединяющий внутреннюю полость клапана с атмосферной полостью; Е – атмосферная полость.

Устройство регулятора давления задних тормозов.

Регулятор давления задних тормозов служит для поддержания оптимального соотношения давлений в приводах передних и задних тормозов с целью не допустить опережающей блокировки задних колес по отношению к передним при различной загрузке автомобиля. Нагрузочная пружина, закрепленная одним концом на кронштейне регулятора, а другая на балке заднего моста, воздействует на нажимной рычаг регулятора, уменьшая давление в приводе задних тормозов.

1 - корпус регулятора; 2 - распорная втулка; 3 - уплотнительное кольцо; 4 - рычаг привода регулятора; 5 - прокладка;6 - пробка; 7 – резиновый уплотнитель; 8 - тарелка пружины; 9 - пружина поршня; 10 - поршень;полость нормального давления; В - полость регулируемого давления; Р - усилие, передаваемое рычагом 4 привода регулятор

Устройтво главного тормозного цилиндра.

Создает давление тормозной жидкости и нагнетает ее к тормозным цилиндрам. На современных автомобилях применяется сдвоенный (тандемный) главный тормозной цилиндр, который создает давление для двух контуров. Над главным цилиндром находится расширительный бачок, предназначенный для пополнения тормозной жидкости в случае небольших потерь. Колесный цилиндр обеспечивает срабатывание тормозного механизма, т.е. прижатие тормозных колодок к тормозному диску (барабану).

1 – пробка; 2 – корпус цилиндра; 3 – поршень привода задних тормозов; 4 – шайба; 5 – поршень привода передних тормозов; 6 – уплотнительное кольцо; 7 – стопорные винты; 8– возвратные пружины поршней; 9 – тарелка пружины; 10 – прижимная пружина уплотнительного кольца; 11 – распорное кольцо; 12 – впускное отверстие; А – компенсационное отверстие (зазоры между уплотнительным кольцом 6, распорным кольцом 11 и поршнем 5).

1.3.Неисправности, ремонт и техническое обслуживание.

Таблица 1. Неисправности

Неисправность

Причины

Способ устранения

Оборудования , приспособления и инструменты

Увеличенный рабочий ход педали тормоза

Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров

Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры, промойте и просушите колодки, диски и барабаны

Воздух в гидроприводе тормозов

Удалите воздух , прокачав гидропривод

Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре

Замените кольца (если цилиндр разборной конструкции) или замените цилиндр в сборе

Набор хонов для цилиндров (18-89мм)

Повреждены резиновые шланги гидропривода тормозов

Замените шланги и прокачайте систему

Гаечные и накидные ключи 14,15,17 и приспособление для прокачки тормозов

Повышенное биение тормозного диска (более 1мм)

Прошлифуйте или замените диск, если его толщина менее 20,4мм

Шлифовальный станок

Недостаточная эффективность торможения

Замасливание накладок колодок тормозных механизмов

Обезжирьте и просушите колодки

Набор инструментов для сведения и снятия скобы

Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах

Устраните причины заклинивания, повреждённые детали замените

Набор для сведения поршня тормозного цилиндра, нулевая шкурка, полотно для протирания

Полный износ накладок тормозных колодок

Замените тормозные колодки

Гаечные и накидные ключи, приспособления для разжимания цилиндров

Перегрев тормозных механизмов

Проверить работу направляющих пальцев. Очистить, смазать

Гаечные и накидные ключи, отвёртка, смазка

Применение низкокачественных колодок

Применяйте на оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем

Колодки

Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза) колёс

Замените повреждённые детали, прокачайте систему

Набор инструментов, электро-инструментов, приспособление для прокачки тормозов

Отсутствует свободный ход педали тормоза

Отрегулируйте свободный ход педали

Приспособление для регулировки свободного хода

Нарушена регулировка толкателя педали тормоза

Отрегулируйте длину толкателя

Приспособление для регулировки, ключи накидные и гаечные

Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Промойте и прокачайте гидропривод, замените резиновые детали

Приспособление для прокачки тормозной системы

Заклинивание поршня главного цилиндра

Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр

Притормаживании одного колеса при отпущенной педали

Ослабление стяжной пружины колодок заднего тормоза

Замените пружину

Электроинструмент, гаечные и накидные ключи

Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса

Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов

Набор для сведения поршня тормозного цилиндра, Приспособление для прокачки тормозной системы

Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей

Замените рабочий цилиндр и прокачайте гидропривода тормозов

Приспособление для прокачки тормозной системы

Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления к поворотному кулаку

Затяните болты крепления, при необходимости замените повреждённые детали

Набор ключей, Набор для сведения поршня тормозного цилиндра

Неправильная регулировка стояночной тормозной системы

Отрегулируйте стояночную тормозную систему

Ключ на 13,17,

Занос или увод автомобиля в сторону при торможении

Заклинивание поршня рабочего цилиндра. Закупоривании какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения и наличие воздуха в тормозной системе

Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре. Замените или прочистите трубку. Прокачать тормозную систему

Набор для сведения поршня тормозного цилиндра, Приспособление для прокачки тормозной систем,

Загрязнение или замасливание дисков, барабанов, тормозных колодок

Очистите детали тормозных механизмов

Набор инструментов для разжимания и снятия скобы, шкурка, щетка по металлу

Неисправны регуляторы давления

Замените регуляторы давления

Набор инструментов

Разное давление в шинах

Установите необходимое давление в шинах

Воздушный компрессор(или насос), воздушный пистолет

Не работает один из контуров тормозной системы (сопровождается снижением эффективности торможения)

Замените повреждённые детали и прокачайте систему

Набор инструментов

Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении

Неисправен вакуумный усилитель

Заменить вакуумный усилитель

Набор инструментов, контейнер под слив жидкости

Повреждён шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускную трубу двигателя (ресивер), или ослабленное его крепление

Замените шланг

Пласкогубцы, ключ на 13

Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т.п.

Замените резиновые детали, промойте и прокачайте гидропривод

Набор инструментов, приспособление для прокачки

Писк или вибрация тормозов

Ослабление стяжных пружин тормозных колодок заднего тормоза

Проверьте и при необходимости замените стяжные пружины

Набор инструментов, отвертки

Образование овальности тормозных барабанов. Износ фрикционных накладок колодок.

Расточите барабаны. Если диаметр тормозного барабана больше 281мм, замените барабаны. Замените колодки

Набор для сведения поршня тормозного цилиндра, воздушный пистолет

Замасливание Фрикционных накладок

Зачистите накладки металлической щёткой

Металлическая щетка

2.Организация рабочего места и техника безопасности при замене тормозных дисков и колодок.

Рабочее место – это часть производственной площади, закреплённой за данным рабочим (бригадой). Со всем необходимым оборудованием, инструментом, материалами и принадлежностями, которые рабочие применяют для выполнения производственных задач. 1. На посты рабочих мест должны поступать тщательно вымытые детали;

Слесарно-монтажные инструменты, применяемые на постах, должны быть исправными. Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров, применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей, а также применение зубил и молотка для отвёртывания гаек. Рукоятки отвёрток, напильников, ножовок и так далее должны быть изготовлены из пластмассы или дерева, иметь гладкую, ровно зачищенную поверхность.

Деревянные рукоятки во избежание раскалывания должны иметь металлические кольца.

Осмотровые канавы должны иметь направляющие предохранительные борта и содержатся в чистоте. Неиспользуемые осмотровые канавы должны быть огорожены или закрыты. Автомобили должны въезжать на канаву, когда в ней нет людей.

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта необходимо на рулевое колесо повесить табличку с надписью:

“Двигатель не пускать – работают люди!”. Автомобиль при этом должен быть заторможен ручным тормозом и включением первой передачи в коробке передач.

При обслуживании автомобиля, установленного на подъёмнике, необходимо на механизме управления подъёмником укрепить табличку с надписью: “Не трогать – под автомобилем работают люди!”. Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъёмника нужно после подъёма автомобиля откинуть предохранительные стойки или вставить штыри в отверстия предохранительных труб, выдвигающихся вместе с плунжерами.

Перед началом работ на автомобиле – самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.

При подъёме и транспортировании агрегатов нельзя находится под поднятыми частями автомобиля. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и перемещения по тележке.

Для осмотра автомобиля применяют переносные безопасные электролампы напряжением до 36 вольт с предохранительными сетками, при работе в осмотровых канавах напряжение не должно превышать 12 вольт. Ручные электроинструменты (дрели, гайковёрты) надо присоединять к сети только через штепсельные розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов нужно подвешивать, не допуская прикосновения их с полом.

Приёмку автомобиля на ходу и проверку тормозов следует производить вне помещения; пускать двигатель и трогаться с места разрешается только по получении сигнала от рабочего, производящего регулировку.

При использовании для подъёма автомобиля подъёмника соблюдайте следующие требования безопасности:

  1. Во время подъёма-опускания автомобиля запрещается находиться рядом с ним во избежание несчастного случая.
  2. Если возникла опасность падения автомобиля, немедленно покиньте опасную зону.
  3. Правильно располагайте на подъёмнике центр тяжести автомобиля, чтобы избежать его падения.
  4. Берегите ноги, чтобы не прижать их лапами подъёмника или колёсами автомобиля при опускании.
  5. Не прилагайте чрезмерного усилия к органам управления подъёмником.
  6. Управлять подъёмником должен только квалифицированный персонал.
  7. Не допускайте чрезмерного раскачивания автомобиля на подъёмнике.
  8. Лапы подъёмника устанавливайте только под те места, которые для этого предназначены. Силовые элементы кузова в этих местах специально утолщены и имеют повышенную прочность.
  9. При снятии тяжёлых узлов и агрегатов с автомобиля, находящегося на подъёмнике, установите дополнительные опоры.

При работе с электроинструментом соблюдайте следующие требования безопасности:

1. Пользоваться электроинструментом во взрыво-пожароопасной средах: при наличии газов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

2. Допускать посторонних лиц к месту производства работ.

3. Производить работы в утомлённом состоянии или состоянии какого-либо вида опьянения, а также под воздействием препаратов, притупляющих внимание и быстроту реакции.

4. Использовать электроинструмент с неисправным выключателем.

5. Использовать инструмент и оснастку, не рекомендованные производителем данного электроинструмента.

6. Включать электроинструмент во время переноски (перемещения).

7. Использовать сетевой шнур для переноски электроинструмента и извлечения вилки из розетки.

8. Оставлять электроинструмент без присмотра.

Необходимое оборудование для технического обслуживания и ремонта тормозной системы:

Стенд КИ-4998 для проверки тормозов;

Станок для расточки тормозных барабанов и обточки тормозных колодок;

Резцы с твердосплавными пластинами ВК-3, ВК-6;мерная линейка.


Заключение.

В настоящее время происходит интенсивное совершенствование конструкций тормозных систем с гидравлическим приводом, повышение их надежности и производительности. Осуществляется более частое обновление выпускаемых моделей, придание им более высоких потребительских качеств, отвечающих современным требованиям. Все это вызывает необходимость повышения профессионального уровня автомеханика. Он должен иметь представление о современном состоянии и тенденциях развития как автомобилестроения в целом, так и отдельных моделей автомобилей, уметь оценивать техническое состояние, чтобы затем надежно проводить обслуживание и ремонт автомобилей. От того, как надежно обслуживается автомобиль, зависит жизнь и безопасность не только владельца автомобиля, но и окружающих. Профессия автомеханика интересна, ответственна, и востребована. Во время написании письменной экзаменационной работы были систематизированы научные и практические знания в области эксплуатации и ремонта тормозной системы с гидравлическим приводом. В данной работе были рассмотрены решения по тем или иным проблемам, возникающим в процессе эксплуатации и ремонта тормозов, изменению конструкции ненадежных узлов и элементов, применению альтернативных видов новых материалов, разработке новых методик испытаний и регулировок с целью получения улучшенных характеристик по надежности, долговечности и экономичности. Были рассмотрены наиболее часто встречающиеся причины неисправностей и способы их устранения тормозной системы с гидравлическим приводом. Каждая из этих причин имеет прямое отношение к безотказности автомобиля в работе и безопасности движения. Но может случиться, что какая-либо своевременно не замеченная и, значит, не устраненная неисправность приведет к тяжелым последствиям. В ходе написания письменной экзаменационной работы изучено устройство тормозной системы с гидроприводом, основные ее неисправности, для того чтобы ясно представлять ее работу и быстро и качественно устранять неисправности и правильно ее эксплуатировать. Были рассмотрены основы обеспечения работоспособности тормозов. Были ознакомлены с перечнем выполняемых работ в объеме технического обслуживания для тормозов, с основными нормативами безопасности; с организацией диагностических и регулировочных работ, были рассмотрены методы и способы восстановления работоспособности тормозов с гидравлическим приводом.

Список литературы.

1.Книга по ремонту Peugeot Boxer / Fiat Ducato / Citroen Jumper с 2009 года с дизельным двигателем рабочим объемом 2,2,2,3 и 3,0 л.

2.PEUGEOT BOXER / CITROEN JUMPER / FIAT DUCATO c 2009 дизель Пособие по ремонту и эксплуатации.

3.М.Власов, «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» Москва, «Академия», 2007г.

3.Е.А. Епифанова, Л.И.Епифанов, «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», Москва, «ФОРУМ-ИНФРА-М»,2006г.-276с.

4.Ю.Т. Вишневедский «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей», Москва, «Дашков и К?», 2008г. -373с.

5.Ю. И. Боровских, Ю. В. Буралёв, К. А. Морозов. «Устройство автомобилей»

6.В. П. Полосков, П. М. Лещёв, В. Н. Хартанович. «Устройство и эксплуатация автомобилей»

7.В. Н. Карагодин, С. К. Шестопалов «Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей»

8.С. К. Шестопалов, «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» Москва, «Академия», 2008г.- 538с.

9. PEUGEOT BOXER / J5, CITROEN C25 / JUMPER, FIAT DUCATO 1982-2005 бензин / дизель Пособие по ремонту и эксплуатации.

10. «А. П. Пехальский, Устройство автомобилей. Лабораторный практикум 2008 год».

http://www.bestreferat.ru

http://www.stostayer.ru

http:// www .sanekua.ru

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

399. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА 55.44 KB
Наиболее важными светотехническими величинами характеризующими область видимых излучений являются: сила света световой поток светимость освещенность яркость. Сила света J. Каждый источник света излучающий в видимой области спектра характеризуется силой света единица которой входит по классификации Международной системы в число основных физических величин. была определена единица силы света кандела кд – сила света испускаемого в перпендикулярном направлении с поверхности эталонного излучателя абсолютно чёрное тело при...
4827. Автоматизация рабочего места специалиста по подбору персонала ООО «П-Т» 316.3 KB
Обзор информационных систем и технологий используемых в организации. Для того чтобы реализовать данную задачу предстоит тщательно исследовать потребности заказчика построить адекватную модель системы КАК ЕСТЬ S IS. Без использования системы вопрос по кадрам решался вручную. Основные виды деятельности: Управленческий консалтинг Полный спектр консалтинговых услуг по реинжинирингу бизнеспроцессов;...
12751. Разработка автоматизированного рабочего места для научно-технической библиотеки университета 186.55 KB
Анализ исходных данных и выбор оптимального инструментария для разработки АРМ.2 Назначение типов данных для полей таблиц. Более существенны следующие возможности: одноразовый ввод данных и многоцелевое их использование для поиска документов печати подобранной информации передачи массивов данных другим организациям подготовки изданий и т. Какие же функции библиотеки целесообразно автоматизировать Программное обеспечение в первую очередь должно реализовать следующие функции: обработку хранение библиографической и фактографической...
13187. Разработка автоматизированного рабочего места (АРМ) для работника склада ОАО «Торгового дома «Гольдштейн»», г. Лабытнанги 5.14 MB
В современных временных условиях в организациях сотрудники имеют дело с большим количеством изменяющихся данных которые практически невозможно обработать ручным способом. На предприятиях имеющих оборот продукции есть необходимость учёта и контроля большого объёма данных по кадровой финансовой производственной маркетинговой и любой другой области деятельности предприятия. Провести тестирование разработанного приложения на реальных данных. Акт о списание товара Передача данных Рисунок 4 Списание товара Указанные...
17232. Аттестация рабочего места ведущего специалиста отдела по выплате пособий, компенсаций и других социальных выплат УСЗН района Измайлово 1.19 MB
Одним из обстоятельств, препятствующим всеобщему проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работодателями, является высокая стоимость осуществления такого рода работ: затраты на аттестацию зачастую являются непосильными для предприятий малого бизнеса и многих других организаций с низкими доходами. Поэтому разработка метода, позволяющего снижать затраты на аттестацию рабочих мест по условиям труда, представляется очень актуальной.
5374. Организация работы производства ресторана первого класса с польской кухней на 58 места. Организация выпуска готовой продукции в холодном цехе 334.06 KB
Рестораны организуют обслуживание торжественных и официальных приемов, совещания, конференций, съездов; они могут проводить вечера отдыха с музыкальными и эстрадными представлениями.
20713. Разработка рекомендаций по выбору оборудования для диагностирования тормозной системы автомобилей 412.16 KB
Конструкции автомобилей постоянно совершенствуется, но неизменным остаётся наличие тормозной системы, которая способствует при необходимости остановить авто, что сохраняет жизни пешеходов, водителей и пассажиров, а также остальных участников дорожного движения. Ремонт тормозной системы необходим на всех автомобилях,
3502. Изменения технического состояния приборов и узлов тормозной системы автомобиля 1.7 MB
Сущность системы состоит в том, что техническое обслуживание является профилактическим мероприятием, принудительно по плану, через определённый пробег или время, а текущий ремонт, в условиях АТП выполняется по необходимости, то есть после обнаружения дефекта или неисправности.
12686. Организация и техника раздоя 358.98 KB
Подготовку животных к раздою начинают задолго до того, как они начнут давать молоко. Высокие удои можно получить только от здоровых, хорошо развитых животных с достаточно большой живой массой, крепким костяком, хорошо развитыми внутренними органами. Эти особенности закладываются и формируются у животных в течение всей их жизни. Поэтому с первых дней после рождения необходимо целенаправленно готовить животных к интенсивной лактационной деятельности. Этому должна служить вся система выращивания молочных коров.
12328. Разработка технологии ремонта мотор компрессора тормозной системы электровоза «O’zbekiston» 1.42 MB
Именно свойственные для железных дорог факторы транспортной доступности и дешевизны перевозок становятся все в большей мере определяющими в развитии экономики. Одним из основных направлений совершенствования технологии перевозок грузов для локомотивных хозяйств железнодорожной компании Республики Узбекистан является – выбор рационального типа подвижного состава с учетом спецификации и свойств груза требований клиента к качеству перевозок. Именно для достижения этой цели 26. В соответствии с производственной структурой для каждого депо...

При всех вариантах организации ремонта должна быть выдержана следующая очередность: 1) подготовка к ремонту; 2) разборка механизма с проведением необходимых замеров; 3) очистка и мойка деталей; 4) осмотр деталей и выявление дефектов; 5) обработка результатов замеров иуточнение объема ремонта; 6) ремонт изношенных деталей; 7) сборка механизма с пригонкой деталей и проведением необходимых контрольных замеров; 8) испытание готового механизма.

9.1 Подготовка к ремонту и организация рабочего места

В подготовке к ремонту участвуют как администрация судна в лице старшего механика, отвечающего за механическую часть, так и завод в лице производителя работ и руководителей механосборочного цеха. Старший механик обязан своевременно представить ремонтную ведомость на все ремонтируемые механизмы, уточнив необходимый объем «нулевого» этапа.

Источником для составления ведомости являются: формуляры, отражающие техническое состояние механизма; журнал ремонтных работ; акты инспекторских осмотров; акты и предписания органов надзора, а также нормативные материалы. Чтобы ремонтная ведомость полно отражала требуемый объем работ, готовить ее следует в течение всего периода эксплуатации.

Определение величины масляных зазоров в головном и мотылевом соединениях без разборки дизеля

Установить неподвижно индикаторы на шатуне, как показано на рисунке, и отрегулировать положение стрелки на 0. При помощи талей переместить поршень до отказа и верхнему индикатору определить величину масляного зазора
; затем переместить до отказа шатун и по нижнему индикатору определить величину масляного зазора
. Для определения характера износа замер производить в трех положениях поршня: в верхней мертвой точке (в.м.т.) и при повороте на 90 0 С вправо и влево.

Перед постановкой судна в ремонт судовая команда должна: удалить воду, масло, топливо из всех механизмов; снять приборы теплового контроля и автоматики; произвести наружную очистку и протирку механизмов или узлов, подлежащих ремонту; продуть, освободить от воды, масла и топлива трубопроводы, намеченные к ремонту.

Представители завода обязаны: подробно ознакомиться с ремонтируемым объектом по имеющимся фирменным инструкциям, чертежам, ремонтным ведомостям и непосредственно на месте;

Уточнить наличие специального фирменного инструмента и приспособлений, предусмотренных для демонтажа и монтажа механизма;

Составить, руководствуясь имеющимися инструкциями, технологию разборки и сборки механизма, включая проектирование и заказ отсутствующего инструмента и оборудования, необходимого для проведения работ;

Предусмотреть при составлении технологии меры, обеспечивающие чистоту рабочего места, безопасность работы, а также противопожарные мероприятия.

9.2 Штанген-инструменты

Рисунок 1 - Шкалы нониусов штанген инструментов (а иб), штангенциркули типа ШЦ-1 (в) и ШЦ-II (г), штангенрейсмус (д), штангенглубиномер (е).

9.3 Микрометрические приборы (инструменты)

Характеристика микрометрических приборов с ценой деления 0,01 мм.

Диапазон измерений, мм

Погрешность,мкм

Класс точности

Микрометры по ГОСТ 6507-78

(СТ СЭВ 344-76, СТ СЭВ 352-76)

МК (гладкие)

25-50; 50-75; 75-100;

100-125; 125-150; 150-175; 175-200;

200-225; 225-250; 250-275; 275-300;

300-400; 400-500; 500-600;

Микрометрические глубинометры по ГОСТ 7470-78

Рисунок 2 - Микрометр гладкий типа МК (а): примеры отсчета по шкалам микрометра (б и в), измерение микрометром (г), микрометрический нутрометр (д), удлинитель (е), настройка нутрометра на размер (ж).

Рисунок 3 - Индикатор часового типа (а) и его устройство (б; примеры измерения отклонений от прямолинейности (в), параллельности (г), круглости (д),

параллельности оси относительно плоскости (е),перпендикулярности осей (ж).

Рисунок 4 - Индикаторный нутрометр

Нутромер в измеряемое отвер­стие вводится осторожно при отжатом центрирующем мостике. Придавая нутромеру положения, показанные на рис. 6 пунктиром (индикатор часового типа условно повернут на 90°), находят наиболь­шее отклонение стрелки индикатора часового типа и производят от­счет, при этом отклонение берется со знаком «минус», если стрелка ин­дикатора переместилась вправо от нуля (действительный, т. е. фактиче­ский размер меньше номинального или установочного), и со знаком «плюс», если стрелка не дошла до нулевой отметки (действительный размер больше номинального).

Рисунок 5 - калибр-скоба (а), конструкции скоб, односторонняя листовая (б),

двусторонняя листовая (в), литая (г), регулируемая (д)

Рисунок 6 - Тали: а - рычажные; б - шестеренные; в - червячные

Системы трубопроводов (механические системы) современного судна чрезвычайно разнообразны и развиты. Доля затрат на их обслуживание и ремонт на некоторых судах составляет 20–50% от затрат на ремонт и техническое обслуживание всего судна.

Трубопроводы изготавливаются из различных материалов, но в основном из металлов (таблица 1). После изготовления или ремонта они подвергаются гидравлическим испытаниям (таблица 23).

Размеры труб применяемых в судовых системах занимают большой диапазон: от  6 мм и до  750 мм и больше (таблица 4)

Штуцерные соединения. По конструктивному признаку штуцерные соединения подразделяются на три основные группы: штуцерно-торцевые; штуцерные соединения по внутреннему конусу; штуцерные соединения по наружному конусу.

Подвижные уплотнительные устройства. По типу уплотнительного элемента различают следующие подвижные уплотнительные устройства: резиновые кольца круглого сечения; сальниковые набивки; манжеты; сильфоны; щелевые уплотнения; мембраны; поршневые кольца.

Уплотнительные устройства периодического действия. Под уплотнительным устройствам периодического действия (узлом затвора) понимают контактное уплотнение, образуемое из двух уплотняемых деталей (уплотнительного кольца тарелки, клина и т.д. и уплотнительного кольца и т.д. и уплотнительного кольца седла, корпуса арматуры)

В зависимости от физико-механических характеристик транспортируемой среды (рабочего давления, температуры, агрессивности и др.) уплотнительные кольца узла затвора изготовляют из различных материалов. По типу материала уплотнительные кольца, применяемые в узлах затвора, подразделяют на металлические и мягкие, по конструкции – на плоские, конусные и ножевые. Физические свойства и условия обеспечения герметичности уплотнительных элементов будут рассмотрены отдельно для каждой группы уплотнительных устройств.

Материал труб для систем

Таблица 1

Материал

Бесшовные и электросварные из углеродистой стали

Сталь 10; 20

Бесшовные из низколегированной стали

Из коррозионно-стойких сталей

Стальные водогазопроводные (черные и оцинкованные)

Медные бесшовные (тянутые и холоднокатные)

Медно-никелевые бесшовные

Латунные (тянутые и холоднотянутые)

Л63, ЛАМШ77-2-,06

Бесшовные из алюминия и алюминиевых сплавов

АЛ1; Амг2; Амг3; Амг5В

Бесшовные биметаллические (сталь + медь)

Сталь 10 + М3р;

12ХН3А + М3р

Титановые

Футерованные пластмассами

Сталь 10 + П404-А; сталь 20+П203-18

Полиэтиленовые

П400-0; П2003К; П2006Т-Ш

Таблица 2

Трубопроводы и системы

Для судов, строящихся

по правилам

Морского регистра

Речного регистра

Трубопроводы:

свежего пара и продувания

отработавшего пара, парового отопления

Перекачивающие, пресной воды, обогревания цистерн

2р (не менее 0,8)

Наливные и приемные перекачивающие

Напорные перекачивающие

Циркуляционные ГТЗА

2р (не менее 0,4)

Нормы пробных гидравлических давлений, МПа

Таблица 3

Трубопроводы и системы

Для судов строящихся

по правилам

Морского Регистра

Речного регистра

мытьевой, питьевой и забортной воды; водоотливная, осушительная, креновая, дифферентная, балластная, затопления, охлаждения пресной и забортной водой; конденсатные и приемные питательных насосов, приемные топливные

сточные и шпигатов открытых палуб

Не менее 0,4

топливные напорные

Примечание: р- рабочее давление

Диаметры и условные проходы труб

Таблица 4

Условный проход, мм

Наружный диаметр

стальных

Продолжение таблицы 4

Прокладки для соединений систем

Таблица 5

Материал

Параметры

среды (не более)

Рабочая среда

Температура, К

Давление, МН/м

Вода, воздух, пар, аммиак, выпускные газы, растворы кислот, солей, щелочей

Вода, масло, бензин, топливо, растворы кислот, щелочей, солей

Фторопласт

Вода, воздух, кислоты, щелочи

Фибра листовая

Воздух, инертные газы, бензин, керосин, масло, кислород, углекислота

Медь (М3, М1)

Воздух, пар, дизельное топливо, нефть, масло, фреон, углекислота

Сталь 05кп; 08кп; 35ХМЮА

Перегретый и насыщенный пар

Вода, масло, воздух, инертные газы, бензин

Примечание. Прокладки из меди перед установкой необходимо отжечь при

температуре 823 – 973 К с последующим охлаждением в воде

Рисунок 7 - Соединения труб: а - фланцевое; б - штуцерное; в - муфтовое; г - рукавное;

д – неразъемное

Таблица 6

Условный проход, мм

Наружный диаметр

стальных

Примечание. В скобках указан диаметр резьбы Водопроводных Труб в дюймах.

        1. Классификация уплотнительных устройств

Уплотнительные устройства можно разделить на следующие группы:

По степени герметичности (плотности ) – абсолютно герметичные (плотные) соединения, через которые не допускается протечка газа или жидкости, и соединения, через которые допускается протечка некоторого количества газа или жидкости;

По характеру действия – неподвижные уплотнительные устройства (фланцевые, штуцерные и др.); подвижные уплотнительные устройства (уплотнения шпинделей, поршней и др.); уплотнительные устройства периодического действия, узлы затворов (уплотнение тарелки и седла судовой арматуры).

Неподвижные уплотнительные устройства . По конструктивному признаку неподвижные уплотнительные устройства можно разделить на фланцевые, штуцерные, бугельные и муфтовые.

Фланцевые соединения . Все существующие фланцевые соединения

Разделяют по конструкции затворов и по способу присоединения.

По конструктивному признаку фланцевые соединения условно делятся на три группы: защищенные (шип – паз), полузащищенные (выступ – впадина) и незащищенные (плоские). Это деление основано на степени защищенности прокладки от воздействия усилий, создаваемых давлением рабочей среды.

По способу присоединения к трубам и корпусу арматуры различают следующие фланцевые соединения: жесткие крепления, в которых кольцевая часть изготовлена заодно с цилиндрической; приварные; свободно сидящие (на приварном кольце или отбортованной трубе и навертные).

Фасонные части – детали, предназначенные для разветвления линии трубопроводов, измерения направления движения рабочей среды и обеспечения непроницаемости судовых конструкций.

К основным фасонным частям относятся отводы (колена), угольники, тройники, четверники, кресты, стаканы, полустаканы, наклепыши, приварыши,вварыши, патрубки (переходные, распределительные, амортизационные) и отростки.

В состав трубопроводов включают компенсаторы для устранения деформаций при нагреве и амортизации динамических и вибрационных нагрузок. Компенсаторы делят на трубчатые, линзовые, сильфонные и сальниковые.

Крепления труб к корпусным конструкциям и между собой осуществляется с помощью опор и подвесок. Опоры бывают неподвижные и подвижные, а подвески - жесткие, пружинные и талрепные.

Трубопроводной арматурой (таблица 7) называют различные устройства и изделия, предназначенные для управления движением, распределением и регулированием транспортируемой средой (газ, жидкость).

К клапанной арматуре относят:

    клапаны запорные, невозвратные, невозвратно-запорные, дыхательные, предохранительные, дроссельные, редукционные, перепускные, манометровые;

  • коробки клапанные;

    кингстоны;

    краны, задвижки, захлопки, заслонки;

    головки водогазонепроницаемые, грибовидные и запорные.

Классификация трубопроводной арматуры

Таблица 7

Тип классификации

Наименование арматуры

По запирающему элементу

Клапанная, краны, задвижки, захлопки, заслонки, золотниковая

По способу соединения

Фланцевая, хомутовая, щтуцерная, рукавная, цапковая, муфтовая, приварная

По конструкции корпуса

Приходная, угловая, трехходовая,многоходовая

По способу уплотнения штока (см. таблица 7)

Сальниковая, бессальниковая с самоуправлением и герметизацией

Продолжение таблицы 7

Уплотнительные набивки

Таблица 7а

Рабочая среда

Параметры

Давление МПа (кгс/см)

Температура, К (С)

Бумажная:

Сухая пропитанная

Пресная вода

Масло, вода морская, топливо, воздух

Асбестовая:

Пропитанная

Пар, горячая вода

Сухая, прографиченная

Асбестопроволочная

Выпускные газы

Краны бывают проходные, трехходовые, расходные, пробные, манометровые и манипуляторы.

Задвижки делят на клинкетные и шиберные, захлопки – на водогазонепроницаемые, противопожарные и путевые, заслонки – на дроссельные, жидкостные и вентиляционные.

К прочим изделиям относят:

    грязевые коробки для грубой очистки топлива, масла и воды от механических примесей;

    решетки (приемная и сточная) и сетки для защиты приемных трубопроводов и механизмов от засорения;

    колонки указательные, гуськи воздушные, втулки (наливная и измерительная), воронки, ключи, пробки и т.д.

В процессе ремонта арматуры наиболее распространенной операцией является притирка (таблица 8)

Последовательность операции притирки деталей

Таблица 8

Эскиз притирки

Наименование операции и оборудования

, мм

Форма поверхности

Предварительная и чистовая притирка уплотнительных поверхностей корпусов на притирочном станке.

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок, дисков на притирочных станках.

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок, дисков на притирочных. станках.

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок, дисков на притирочных. столах.

Продолжение таблицы 8

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок ручным способом..

Предварительная и чистовая притирка уплотнительной поверхности тарелок на притирочном столе.

Доводка уплотнительной поверхности корпусов штуцерной арматуры ручным способом.

Доводка уплотнительной поверхности корпусов вручную

Доводка уплотнительной поверхности тарелок

Для арматуры дистанционного управления притирка состоит из трех операций: предварительной, чистовой и доводки.

Притирку арматуры с ручным управлением производят за две операции: предварительную и чистовую. Для каждой операции применяют отдельный притир. После каждой операции и периодически в процессе притирки для контроля шероховатости поверхностей притирочную пасту следует удалять хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в уайт-спирите. Для получения зеркальной поверхности после притирки или доводки необходимо дополнительно притереть поверхность чистым притиром.

Притиры изготовляются из следующих материалов: серого чугуна марок СЧ 15-32 и СЧ 16-38 перлитной и перлитно-ферритной структуры твердостью НВ 120-190, а также медь, бронза, зеркальное стекло толщиной 2 см и др.

Притиры для доводки изготавливаются из стеллита или зеркального стекла. Рабочая поверхность притира для грубой (черновой) притирки имеет шероховатость 1,25-0,63; это достигается токарной обработкой, шлифованием.

Трубы малых диаметров

Для транспортирования различных жидких и газообразных сред с большими значениями условных давлений применяют, как правило, трубы малых диаметров. Изготовление таких труб осуществляется на специализированных участках монтажного цеха.

Прокладка трассы трубопроводов производится согласно монтажному чертежу или схеме. При пробивке трассы на судне положение труб должно строго соответствовать чертежному. Все технические требования, указанные в руководящей технической документации (чертежи, ГОСТы, ОСТы, нормали и др.), должны быть соблюдены. Трассы трубопроводов необходимо прокладывать ярусами вдоль продольных и поперечных переборок по наиболее короткому пути с максимально возможным количеством прямых труб и минимальным количеством соединений. Радиусы гнутых труб унифицированы:

наружный

диаметр трубы,

мм 14 18 22 24 28 32 36 38 42 45 50 55 57

радиус погиба,

мм 35 45 55 70 70 70 100 100 120 120 140 160 160

Прокладываемая трасса трубопровода должна обеспечивать свободный доступ к механизмам и арматуре для обслуживания и демонтажа. Как правило, трубы малых диаметров (менее 57 мм) прокладывают после труб больших диаметров.

Шаблоны для последующей гибки трубы и установки на ней ответвительной арматуры изготовляют из стальной проволоки диаметром 6 –8 мм. Гибку шаблонов производят вручную или с помощью простейшей оснастки. При этом необходимо:

  • изучить монтажный чертеж системы;

    ознакомиться с помещением судна, по которому пройдет трассы системы;

    подготовить проволоку для изготовления шаблонов;

    изготовить погибы шаблонов по осям или образующим труб в соответствии с унифицированными радиусами;

    чередовать погибы труб с прямыми участками между ними, которые должны быть не менее 1,5 –2 диаметров трубы;

    не допускать соединения труб над оборудованием (особенно электрическим), приборами и др.;

    выдерживать все зазоры между трубой и корпусными конструкциями, механизмами или другими трубами, особенно имеющими тепловую изоляцию.

При получении труб со склада следует обращать внимание на соответствие сертификатных данных требованиям ГОСТов, ОСТов, ТУ и другой документации, фактических отклонений по наружному диаметру и толщине стенки трубы допускаемым техническими условиями или стандартами на эти трубы, а также на качество наружной и внутренней поверхностей труб. Трубы должны быть очищены, расконсервированы и термообработаны.

Перед гибкой отрезают трубу заданного размера, размечают начало и конец погибов, места приварки отростков или ответвительной арматуры. При разметке труб следует соблюдать следующие нормы припусков:

    на зажим трубы в трубогибочном станке – 1,0 – 1,5 наружного диаметра;

    на резку – 3 – 5 мм;

    на пригонку (забойной) трубы – 20 – 50 мм.

Гибку труб производят, как правило, холодным способом на трубогибочных станках. Следует обращать внимание на строгое соответствие оси (образующей) изгибаемой трубы шаблону. Зазор между шаблоном и трубой, а также отклонение шаблона от оси трубы наружным диаметром до 57 мм не должен превышать 5 мм.

После гибки трубы поступают на механическую обработку – вырезание отверстий под отростки и ответвительную арматуру, раздачу, обжатие или отбортовку концов труб для установки соединений или концевой арматуры, разделку и зачистку концов труб под сварку. Сварку и пайку труб выполняют вручную, сварными полуавтоматами или автоматами.

На водогазопроводных трубах нарезают резьбу для последующего монтажа (таблица 9).

Длина резьбы на трубах

Таблица 9

Наружный диаметр

Наружный диаметр резьбы, мм

Длина резьбы,

соединении

С чугунной муфтой

Со стальной муфтой

С угольником,

тройником

Продолжение таблицы

Трубы для ответственных систем или сложной конфигурации после гибки направляют на судно, где их пригоняют с целью окончательного определения возможности их монтажа.

При необходимости производят подгибку труб на месте.

После сварки (пайки) трубы подвергают повторной обработке с целью снятия наплывов в районе сварного шва. Перед гидравлическими испытаниями на прочность проверяют качество выполнения промежуточных операций (гибка, обработка отростков, сварка).

При испытании труб на прочность давление должно строго соответствовать указанному в монтажном чертеже системы или в детальном чертеже трубы. После испытаний трубы продувают сжатым воздухом для удаления воды и на их концах устанавливают технологические (временные) заглушки.

Заключительные операции – очистку, грунтование, окрашивание и изоляцию труб – выполняют с целью защиты труб от коррозии.

Рисунок 8 - Ключи для монтажа труб со штуцерными (а) и резьбовыми (б) соединениями

Организация рабочего места слесаря-ремонтника обеспечивает удобство и безопасность работ, связанных с ремонтом машин и механизмов, и для окружающих рабочих мест, связанных с выпуском продукции, помогает соблюдению технологической дисциплины, повышает производительность, снижает утомляемость и обеспечивает снижение стоимости ремонта.

Рабочим местом является зона, на которой располагается верстак и все вспомогательное оборудование и приспособления, используемые при ремонте.

Различают постоянные рабочие места (в ремонтной мастерской или на обслуживаемом производственном участке) и временные – возле ремонтируемого механизма, станка, машины и т.п. Временные рабочие места разделяют на временные возле механизма, находящегося в плановом (длительном) ремонте, и кратковременные у механизма, находящегося в текущем обслуживании. В зависимости от этого при организации рабочих мест используются различные средства, приспособления и предъявляются несколько различные требования.

Постоянное рабочее место слесаря-ремонтника должно иметь достаточные размеры для удобного размещения оборудования, приспособлений и инструментов.

Временное рабочее место слесаря-ремонтника организуется у ремонтируемого механизма, станка, машины и т.п. (на рабочем месте оператора). Поэтому технологическая оснастка, которая может препятствовать ремонту или может быть повреждена, должна быть снята со станка и убрана для сохранности. Рядом со станком необходимо освободить зону для организации рабочего места слесаря, включая подходы и, при необходимости, подъезды.

Временное рабочее место оснащается передвижными (на колесиках) верстаком, стеллажом и другими необходимыми для разборки и ремонта станка средствами. Как правило, временное рабочее место должно быть отделено от окружающей территории передвижными защитными устройствами.

По окончании ремонтных работ для проверки работы станка все приспособления, технологическая оснастка, инструменты и принадлежности оператора должны быть установлены на прежние места.

Кратковременное рабочее место слесаря-ремонтника организуется на период текущего обслуживания станка на рабочем месте оператора. В этом случае убираются только те приспособления, инструмент и технологическая оснастка и оргоснастка оператора, которые мешают при работе слесаря. В качестве оргоснастки для работы слесаря-ремонтника используется переносный ящик с инструментом. Ящик не должен быть тяжелым и громоздким, и в нем размещается инструмент первой необходимости. Очень часто для этих целей используются ящики с откидными крышками или выдвижными полками, что позволяет более удобно разместить инструмент. Во всех случаях рабочая зона станка должна быть доступной для работы слесаря-ремонтника.

1.6. Организация рабочего места по ремонту электрооборудования

Рабочее место (ГОСТ 19605 - 74) - зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию.
Организация рабочего места - система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещение в определенном порядке.
Рабочее место включает: основное и дополнительное оборудование (станки, механизмы, установки), технологическую оснастку, приспособления, инструмент и необходимый инвентарь (установочные столы, верстаки, стеллажи, шкафы).
Рабочее место может быть расположено вблизи ремонтируемого оборудования или в электроцехе предприятия. Вблизи ремонтируемого электрооборудования рабочее место организуют при ремонте крупногабаритных трансформаторов или электрических машин, транспортировка которых в ремонтный цех по каким-либо причинам невозможна или нецелесообразна. В таких случаях рабочим местом электрослесаря временно служит ремонтная площадка, надежно отгороженная от остального оборудования и оснащенная всем необходимым для обеспечения безопасности труда при выполнении всех видов ремонтных работ.
При ремонте сравнительно небольших по габаритам и массе деталей и сборочных узлов рабочее место располагается на территории ремонтного цеха и оборудуется инструментальным шкафом и слесарным верстаком.
При организации рабочего места должны соблюдаться требования ГОСТов по созданию здоровых и безопасных условий труда электрослесарей (освещенность, средства индивидуальной защиты, первичные средства пожаротушения и др.).

Рис. 1.4. : а - сверла; б - зенкеры; в - развертки; г - метчики; д - плашки
Соблюдение необходимых требований охраны труда и выполнение всех мероприятий по оснащению рабочего места средствами, предметами труда и их рациональному размещению обеспечивают высокую его производительность, качественный ремонт оборудования и сохранение здоровья работающих. В свою очередь рабочие, согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь, должны: соблюдать технологическую дисциплину, установленные нормативными правовыми документами требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользоваться средствами индивидуальной защиты; поддерживать свое рабочее место, оборудование и приспособления в исправном состоянии, порядке и чистоте и т. д.




Рис. 1.5. : а - штангенциркуль; 6 - микрометр; в - двусторонние калибры; г - пластинчатые щупы; д - кронциркуль; е - нутромер; эк - резьбомер (проверка шага резьбы); 1, 2 - нижняя и верхняя неподвижные губки; 3, 11 - верхняя и нижняя подвижные губки; 4 - рамка штангерциркуля; 5, 6 - стопорные винты рамки с нониусом и микрометрического устройства; 7 - рамка микрометрического устройства; 8 - штанга; 9 - винт микрометрической подачи; 10 - нониус; 12 - пятка; 13 - микрометрический винт; 14 - барабан; 15 - трещотка; 16 - стопор; 17 - скоба

Слесарные операции при ремонте электрооборудования выполняются с помощью слесарных, металлорежущих и измерительных инструментов. В набор основных слесарных инструментов входят молотки, зубила, напильники, отвертки, гаечные ключи, ручные ножовки. Из металлорежущих инструментов в первую очередь используют сверла, зенкеры, развертки, метчики, плашки (рис. 1.4). Из измерительных инструментов при разметке, обработке и изготовлении заготовок и деталей применяют штангенциркули, микрометры, калибры, щупы, кронциркули, нутромеры (рис. 1.5).

1. Какие основные причины вызывают механический, электрический и моральный износ электрооборудования?
2. Что собой представляет система ППР?
3. Как организовываются централизованные, децентрализованные и смешанные системы ППР?
4. Чем различаются текущий и капитальный ремонты электрооборудования?
5. Что такое межремонтный период и ремонтный цикл?
6. Что собой представляет сетевой график ремонта электрооборудования?
7. Какие ремонтные работы выполняют в ремонтно-механическом отделении электроцеха?
8. Какое оборудование должно быть в электроремонтном цехе?
9. Какие требования предъявляются к рабочему месту?
10. Чем должно быть укомплектовано рабочее место?

В условиях АРП возможно применение следующих организационных форм выполнения ремонтных работ:

§ ремонт на универсальных рабочих местах;

§ ремонт на специализированных рабочих местах;

§ поточный ремонт автомобилей и агрегатов.

Оснащение рабочего места включает организационную и технологическую оснастку.

К организационной оснастке относятся устройства для хранения и размещения при работе инструмента, приспособлений, технической документации и предметов ухода за рабочим местом (верстаки, инструментальные шкафы); устройства для временного размещения на рабочем месте заготовок, деталей, узлов и агрегатов (стеллажи, подставки, специальная тара), устройства для обеспечения наиболее удобной рабочей позы и безопасных условий труда (подъемно-поворотные стулья, решетки под ноги, упоры для ног и подлокотники, щитки, защитные экраны и очки, крючки для снятия стружки и т.д.); средства для поддержания чистоты, порядка и обеспечения благоприятных условий труда (щетки, совки, урны для отходов, короба для стружки); светильники для местного освещения, местные вентиляционные и пылеотсасывающие устройства и пр.

Технологическая оснастка включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также техническую документацию.

Организация рабочих мест. Рабочее место – это часть производственной площади цеха или участка, закрепленной за данным рабочим (или бригадой рабочих), со всем необходимым оборудованием, инструментами, приспособлениями, материалами и принадлежностями, которые он (или она) применяет для выполнения производственного задания. Под организацией рабочего места понимается правильная расстановка оборудования, наивыгоднейшее расположение инструмента на рабочем месте, равномерное снабжение его объектами разборки, механизация и оснащение специальными приспособлениями.

Основным элементом организации рабочего места является его планировка, т.е. расположение его относительно других рабочих мест, относительно оборудования, приспособлений, инструментов, местоположения рабочего. При организации рабочего места необходимо использовать основные достижения научной организации труда (НОТ). Расстояния от тары и от оборудования до рабочего должны быть такими, чтобы рабочий мог использовать преимущественно движение рук, т.е. при этом не наклоняться сильно, не приседать, не тянуться высоко. При планировке рабочего места учитывают зоны досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Эти зоны определяют, на каком расстоянии от корпуса рабочего должны быть размещены предметы, которыми он пользуется в процессе работы. Оптимальная зона (наиболее удобная) определяется полудугой радиусом примерно 400 мм для каждой руки. Максимальная зона досягаемости составляет 500 мм без наклона корпуса и 650 мм с наклоном корпуса не более 30 ° для рабочего среднего роста. Расположение предметов дальше указанных пределов повлечет дополнительные, а следовательно, лишние движения, т. е. вызовет ненужную затрату рабочего времени, ускорит утомляемость работающего и снизит производительность труда. Оптимальной зоной досягаемости рук в вертикальной плоскости является зона от уровня плеча до пояса.


При организации рабочих мест руководствуются следующими требованиями:

§ на посты разборки ремонтный фонд должен поступать тщательно вымытый и очищенный;

§ рабочее место должно предусматривать максимальную экономию движений рабочего, что должно быть заложено в конструкцию оборудования (высота конвейера, стенда), взаимное расположение рабочих мест и т.д.;

§ рабочее место должно быть оснащено средствами механизации основных и вспомогательных работ, необходимой документацией, местом для инструмента, специализированной тарой;

§ на рабочем месте должно находиться только то, что требуется для выполнения данного задания;

§ приспособления и инструменты должны быть расположены на расстоянии вытянутой руки, причем их следует разложить в строгой последовательности их применения, а не разбрасывать и не накладывать друг на друга;

§ все, что берется левой рукой, должно быть расположено слева, а все, что берется правой, – справа. Все, что берется обеими руками, должно находиться впереди;

§ режущие инструменты следует укладывать на деревянные подставки так, чтобы они были предохранены от повреждений;

§ чертежи, инструкции и другую документацию нужно помещать для удобства пользования на видном месте;

Во время работы рабочий обязан в течение всего рабочего дня полностью использовать все рабочее время, не отвлекаясь от работы, и не отлучаться с рабочего места; использовать приспособления и инструмент только по его назначению и предохранять его от повреждений и загрязнения; строго соблюдать правила техники безопасности.

По окончании работы рабочий обязан привести в порядок свое рабочее место, а также прилегающую к нему площадь, инструменты и приспособления, применявшиеся при работе.

Особенности организации рабочих мест на автотранспортных предприятиях. На автотранспортных предприятиях технологическим содержанием работ предусматривается выполнение операций на рабочих участках, оснащенных стендами, подъемно-транспортными средствами, соответствующими инструментами и приспособлениями.

Перемещение деталей, узлов, материалов, инструментов и приспособлений на рабочих местах допускается на расстояние до 30 м и входит в обязанность рабочих, занятых ремонтом автомобилей.

Правильная организация рабочего места определяется наличием и размещением технологического оборудования, приспособлений и специализированного инструмента, а также расположением участков с учетом их взаимосвязи с другими производственными подразделениями и размерами ремонтируемых агрегатов и узлов.

Для этого на автотранспортных предприятиях применяются различные стенды, применение которых позволяет устанавливать разбираемый (собираемый) агрегат или узел на удобную для выполнения работ высоту, закреплять и изменять его положение в процессе работы.

К рабочему месту подводится сжатый воздух для продувки (очистки) деталей перед сборкой и работы пневмоинструмента.

Для безопасности работы при снятии узлов и деталей расстояние между ремонтируемыми агрегатами должно быть не менее 1,5 м, чтобы не было затруднений в использовании приспособлений и технологической оснастки (съемники; специальные тележки; гидравлические, пневматические, электрические устройства; краны и т.п.).

Рабочие места на автотранспортных предприятиях подлежат систематическому контролю и аттестации, цель которой – выявление лишних и неэффективных рабочих мест, а также рабочих мест, на которых необходимо провести рационализацию и модификацию.

В производственном процессе ремонта автомобилей особое место занимает диагностика, которая должна быть проведена как перед направлением автомобиля в зону ремонта, так и после выполнения операций ремонта, который осуществляется по схеме технологического процесса (рис. 108).

При ремонте автомобилей предусматривается замена неисправных узлов, механизмов, агрегатов и деталей, требующих ремонта, а также выполнение разборочно-сборочных и регулировочных работ.

Ремонтные операции, проводимые непосредственно на автомобиле, осуществляются, как правило, на постах, оборудованных смотровыми канавами. В зависимости от оснащенности автотранспортного предприятия оборудованием и от наличия производственных площадей ремонт автомобилей может производиться на постах, оборудованных подъемниками.


Рис. 108. Схема технологического процесса ремонта автомобилей в процессе их эксплуатации (постовые работы)

Посты ремонта, на которых предусматривается запуск двигателя, должны быть оборудованы отсосами для отвода выхлопных газов.

Ремонт узлов и агрегатов, изготовление отдельных деталей производится на участках: по ремонту агрегатов и двигателей, аккумуляторном, электротехническом, топливной аппаратуры, медницком, жестяницком, кузнечно-рессорном, столярно-кузовном, обойном, шиномонтажном и малярном (по схеме технологического процесса, указанной на рис. 109).


Рис. 109. Схема технологического процесса ремонта агрегатов (цеховые работы)