Независимая экспертиза автомобиля после дтп сроки. Оценка ущерба автомобиля после ДТП: сроки, правила и процедура

Как сделать независимую экспертизу после ДТП и сколько она стоит? От чего зависит стоимость независимой оценки автомобиля после ДТП? Где провести оценку ущерба автомобиля после ДТП?

Всем привет! На связи Алла Просюкова, один из авторов проекта «ХитёрБобёр».

Сегодня я расскажу о независимой экспертизе автомобиля после дорожно - транспортного происшествия (ДТП).

Ритм современной жизни заставил основную часть взрослого населения нашей страны пересесть на личный автотранспорт. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения сегодня 42% россиян - автовладельцы.

Кроме автолюбителей, российские дороги бороздят водители – профессионалы. Представьте теперь этот автомобильный поток! В такой ситуации риск ДТП постоянно растёт.

По данным ГИБДД РФ за десять месяцев 2016г. было совершено 142437 дорожно-транспортных происшествий. Как не прискорбно об этом говорить, но в такой ситуации тема нашей статьи весьма актуальна.

1. Что такое независимая экспертиза после ДТП и для чего она проводится?

Чтобы хоть как-то снизить ущерб от аварии и сберечь свои нервы, необходимо знать основные моменты проведения независимой экспертизы после ДТП (ее еще называют независимая автоэкспертиза).

Независимая экспертиза – это исследование поврежденного транспортного средства сторонними оценочными компаниями, определение реального ущерба, который был причинен автомобилю при ДТП.

Независимая автоэкспертиза необходима, если:

  • собственник хочет проверить правильность начисленных страховщиком выплат по возмещению ущерба при дорожном происшествии;
  • есть подозрение, что при оценке страховщиками не учтены скрытые дефекты;
  • автовладелец хочет знать точную сумму восстановительного ремонта;
  • владелец планирует подать иск в суд.

Пример

Купила Внучка Деду машину, да не какую - нибудь, а машину его мечты - Ford focus! Посадил Дед Бабку, Внучку, Жучку и Кошку в свою «ласточку» и на радостях решил съездить на дачу.

Все бы ничего, да был наш Дед неопытным водителем и на первом же повороте не смог увернуться от лихого соседа. Отделался Дед легким испугом, да треснутым бампером своего авто.

Погоревал Дед немного и отправился в свою страховую компанию компенсацию ущерба получать. Страховщики встретили Деда радушно и предложили пройти оценку ущерба на СТО. Оценили ремонт бампера в 707 рубликов.

Взял Дед рублики и поехал ремонтировать свою «ласточку» в сервис, который ближе к дому был. Посмотрели спецы того сервиса на бампер и сказали, что надо его менять, так как пластик, из которого он сделан, при таких повреждениях ремонту не подлежит. А стоит новый бампер немало - около 35000 руб. Плачет Дед, плачет Бабка - нет у них денег на такой ремонт...

Внучка плакать не стала, а решила она сделать независимую экспертизу, так как слышала, что страховые компании очень часто занижают .

Результат не заставил себя ждать! Эксперт не только подтвердил необходимость замены бампера, но и нашел скрытый дефект, о котором страховщики и «свои» мастера со СТО умолчали. В итоге величина ущерба по независимой экспертизе составила 64570 руб.

2. Разновидности технических экспертиз после ДТП - ТОП-4 основных вида

Технические экспертизы после ДТП бывают нескольких видов. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Вид 1. Автотехническая экспертиза

Знакомство начнем с автотехнической экспертизы.

Автотехническая экспертиза - это экспертные мероприятия, позволяющие выяснить обстоятельства ДТП и установить причины, приведшие к аварии.

Задачи такой экспертизы:

  • выяснение, группировка и всесторонний анализ факторов, сопутствующих дорожному происшествию;
  • отбор факторов, которые могли вызвать ДТП, и их экспериментальное исследование;
  • оценка действия или бездействия участников аварии для ее предотвращения;
  • определение технических причин ДТП.

Вид 2. Трасологическая экспертиза

Дадим определение следующему виду независимой экспертизы -трасологической.

Экспертиза, исследующая следы на автомобилях-участниках ДТП и на месте аварии, траекторию движения ТС до и после столкновения, механизм ДТП, называется трасологической .

Для лучшего понимания сущность такой экспертизы рассмотрим наглядный пример.

Пример

На трассе М7 произошло ДТП между двумя автомобилями: один из автомобилей при обгоне не рассчитал свой маневр и по касательной столкнулся с другим ТС. Виновник происшествия скрылся не остановившись.

С потерпевшего авто при осмотре взяты образцы краски, которые оставил автомобиль виновный в ДТП.

Позже по подозрению в совершение дорожного происшествия было задержано автотранспортное средство со следами отслоения эмали на переднем бампере. Обнаруженные следы похожи на те, что ранее изъяты с потерпевшего авто.

Для подтверждения или опровержения причастности задержанного ТС к аварии проведена , которая подтвердила причастность подозреваемого автомобиля к ДТП.

Вид 3. Автотовароведческая экспертиза

Автотовароведчкская экспертиза - это исследования, позволяющие оценить стоимость восстановительного ремонта, определить остаточную стоимость аварийного авто, рассчитать величину утраты его товарной стоимости.

Подобная экспертиза требуется, если:

  • страховая сумма, по мнению пострадавшего, занижена;
  • виновник аварии считает, что потерпевший завышает стоимость ущерба;
  • виновник аварии не застрахован;
  • ущерб причинен третьими лицами или стихийными бедствиями.

Вид 4. Комплексная экспертиза

Комплексная экспертиза объединяет все вышеперечисленные виды. Именно комплексная экспертиза позволяет выяснить картину ДТП в целом.

Шаг 2. Оплачиваем услугу

Если заказчик - физическое лицо, оплата производится прямо в офисе наличными деньгами. В таком случае на руки заказчику выдается квитанция, подтверждающая оплату услуг.

Конечно, вы можете оплатить услугу безналично в любом банке по реквизитам из договора, но помните, что за такие переводы в банках берется комиссия (минимум 1% от суммы платежа).

Если заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то ему выдаётся счет для оплаты безналичным способом с банковского расчетного счета.

Шаг 3. Определяем место и дату проведения осмотра авто

Место и дата проведения осмотра поврежденного в дорожном происшествии автомобиля определяется по договоренности между заказчиком и экспертом, который должен проводить экспертизу. Обычно экспертизу проводят в автосервисе, где есть все условия для выполнения осмотра и проведения исследований.

Шаг 4. Оповещаем всех участников ДТП и страховую компанию о проведении экспертизы

Всем участникам ДТП следует сообщить о предстоящем мероприятии.

Оповещать всех участников ДТП и страховщиков о проведении экспертизы нужно, если:

  • выявлены скрытые дефекты, не обнаруженные при первичном осмотре представителем страховщика;
  • страховая выплата меньше фактической стоимости ремонта;
  • виновник аварии скрылся с места ДТП;
  • на месте аварии отсутствовала группа разбора ГИБДД.

В адрес заинтересованных лиц направляется телеграмма, в которой сообщается о месте и времени проведения независимой экспертизы.

Помните! Вам не может быть отказано в возмещении ущерба, даже если виновник аварии не был оповещен о проведении экспертизы.

Шаг 5. Ожидаем, пока оценщики проведут экспертизу

Перед началом экспертизы оценщик знакомится с документацией, составленной сотрудниками ГИБДД при первичном выезде на место происшествия.

Затем эксперт фотографирует аварийное авто со всех 4 сторон, особое внимание уделяя местам повреждений. Оценщик обязательно сделает фотофиксацию пробега и номера кузова осматриваемого ТС.

После осмотра эксперт составляет акт, на основании которого делаются расчеты.

Шаг 6. Дожидаемся проведения соответствующих расчетов

В экспертных компаниях расчеты ведутся в специальных программах, в которые сначала вводятся данные: VIN авто, его комплектация, при наличии помечаются дополнительные опции.

После ввода информации производится расчет необходимых ремонтных работ и их стоимость. Иногда стоимость ремонта по ОСАГО отличается от стоимости ремонта по КАСКО.

Этому есть объяснение: в первом случае (ОСАГО) расценки запчастей, материалов и работ берутся из справочника РСА (встроенного в программу), при расчетах в рамках КАСКО расценки на такие работы часто берутся из прейскуранта официальных дилеров.

Шаг 7. Получаем отчет о проделанной работе

Итогом осмотра и произведенных расчетов становится отчет эксперта.

Отчет - это экспертное мнение, которое:

  • содержит оценку степени повреждения ТС;
  • раскрывает причины из возникновения;
  • определяет технологии и объем ремонтных работ;
  • раскрывает алгоритм расчета стоимости ремонта;
  • устанавливает размер ущерба и сумму компенсации на восстановительный ремонт.

В таблице представлен перечень приложений к отчету:

Наименование документа Цель представления
1 Экспертное заключение Описание проведенных исследований
2 Фотоматериалы Фотофиксация повреждений автомобиля
3 Расчет стоимости ремонта Определение стоимости с износом и без него
4 Акт осмотра ТС Представление первичных сведений о ДТП
5 Документы оценщика Подтверждение квалификации эксперта
6 Договор Доказательство заказа независимой экспертизы
7 Квитанция Подтверждение оплаты услуг по договору

Отчет и приложения к нему сшиваются, нумеруются, визируются и заверяются печатью оценочной компании.

Специалисты компании проводят независимую экспертизу для:

  • оценки ущерба ТС после аварии;
  • оценки автомобиля по акту осмотра;
  • определения рыночной стоимости для наследования;
  • оценки стоимости автомобиля для списания с баланса юрлица;
  • оценки утраты товарной стоимости;
  • оценка для получения компенсации по Зеленой карте.

Быстрота, качество, надежность - отличительные особенности услуг компании.

4) Атлант Оценка

Компания «Атлант Оценка» основана в 2001 г. Специализация фирмы - оценка реального ущерба,причиненного транспортным средствам. Услуги «Атлант Оценка» сертифицированы по стандарту качества ИСО 9001 -2008. В списке преимуществ - быстрое реагирование, использование лицензионного ПО в экспертных исследованиях, сотрудничество с Московским автомеханичексим институтом.

ЭОК «Атлант Оценка» доверяют крупные государственные компании:

  • Почта России;
  • ФССП России;
  • СК МВД РФ.

На сайте «Атлант Оценка» в онлайн режиме можно проконсультироваться с юристом, задать вопрос автоэксперту, получить ответы на наиболее сложные вопросы от директора компании.

ООО «Московская экспертиза независимая» создана в октябре 2010г. Спектр услуг компании достаточно широк: , транспорта, недвижимости, НМА, ценных бумаг, оборудования.

Специалисты «МЭН»качественно и оперативно проведут оценку любой сложности. Отчеты экспертов полностью соответствуют российскому законодательству и оценочным стандартам.

Кроме услуг по оценке компания предлагает аудиторские и юридические услуги, услуги в сфере геодезии и картографии, выполнение кадастровых работ и межевания.

6. Как выбрать надежную оценочную компанию - 4 полезных совета

Несколько полезных советов по выбору оценочной компании.

Совет 1. Обратите внимание на рейтинг компании и количество клиентов за определенное время

Отберите по своему региону компании с наиболее высоким рейтингом. По отобранным компаниям соберите побольше дополнительной информации: количество клиентов, отзывы и т.п. Это позволит вам сделать правильный выбор.

Телеграмму в страховую высылают за 5 рабочих дней до даты проведения независимой экспертизы. В отчете, который составляется сотрудником организации, обязательно отражаются следующие факторы:

  • цель экспертизы;
  • ФИО потерпевшего;
  • сумма к оплате для восстановления автотранспортного средства;
  • перечень нормативных актов, на которые ссылался эксперт, сведения о проверке автомобиля;
  • дата ДТП;
  • сведения о страховых полисах обеих сторон, а также о страховых компаниях, их выдавших;
  • стоимость независимой экспертизы;
  • подписи эксперта-техника, проводившего экспертизу, заключение утверждается руководителем независимой организации, ее печатью.

Копии экспертного заключения должны храниться 3 года. Акт получает представитель страховщика.

Как провести независимую экспертизу авто после дтп?

Страховщик виновника должен возместить ущерб.

  • Страховой агент оценит степень повреждений, их количество, характер.
  • Если авария оформляется по Европротоколу, водители заполняют Извещение о ДТП, рисуют схему аварии, указывают все подробности произошедшего.
  • Собирают данные у свидетелей ДТП, если таковые были, вписывают сведения о них в Извещение.
  • Если характер повреждений автотранспортного средства оценить на месте ДТП не представляется возможным, нужно провести осмотр на станции ТО страховщика. Но куда лучше обращаться после ДТП, в страховую или независимую экспертизу? Предпочтительнее выбрать второй вариант. РСА настоятельно рекомендует обратиться к независимой экспертизе ущерба автомобиля, где специалисты не представляют при аварии ни одну из сторон.

Проведение независимой экспертизы после дтп

Подобный вид экспертизы требуется в особо сложных случаях, когда необходимо мнение экспертов из разных областей. Кроме эксперта-автотехника в созданную комиссию может входить криминалист, медик и т.д. Все эксперты исследуют одни и те же объекты, решая возникающие пограничные вопросы, общие для специалистов из разных областей.
В зависимости от очередности: В данном случае критерием выбора типа экспертизы является ее сложность и количество возникающих вопросов. Сюда относятся следующие виды оценки: Первичная. Это экспертиза, которая дает ответ на вопросы, поставленные следователем либо судьей. Данный вид оценки является начальной стадией проведения экспертизы.


Дополнительная. Если заключение эксперта не дает полной ясности о произошедшей аварии или отчет является неполным, назначается данный вид экспертизы.

Срок независимой экспертизы после дтп

При наличии у виновника происшествия полиса ОСАГО, и если пострадавший в аварии подал подготовленные для экспертизы документы, страховщик осуществляет автоэкспертизу на протяжении 5 рабочих дней. Затягивание страховщиком сроков негативно сказывается на процессе расследования. Пострадавший участник может обратиться к независимому автоэксперту.

Он находит компанию, которая оценивает убыток от повреждений автомобиля. Официальный отчет отправляется в страховую для получения возмещения. Когда заинтересованное лицо самостоятельно проводит экспертизу и другие мероприятия, важно соблюдать порядок действий.


Нельзя пропускать сроки отправки отчета участникам процесса, включая страховую компанию. Лицам, проживающим в одном городе, уведомление подается за 3 дня до ее проведения. В остальных случаях срок составляет 6 дней.

Сроки проведения экспертизы

Инфо

Здесь уточняется процесс исследования обстоятельств ДТП, даются более полные объяснения поставленным заключениям. При необходимости предоставляются дополнительные аргументы в пользу тех или иных выводов. Повторная.

  • Назначается, если возникают сомнения в:
  • Компетентности эксперта.
  • Корректности проведенного анализа.
  • Объективности сделанных выводов.
  • Достоверности первичных данных.
  • Соблюдении требований УПК.
  • Возникновении новых материалов дела, способных повлиять на его ход.

Повторная экспертиза, как правило, является комиссионной и создается из новых членов.


Участвовавшие в предыдущей оценке эксперты к повторному рассмотрению дела не допускаются. Вернуться к содержанию ○ Разновидности технических экспертиз после ДТП.

Независимая экспертиза: для чего и за сколько она проводится?

Федерального закона «Об обязательном страховании…» от 25.04.2002 №40-ФЗ)».Независимая экспертиза оплачивается заказчиком и требуется, если:

  • Водитель хочет проверить, насколько правильно страхования оценила нанесенный ущерб.
  • Возникли подозрения о наличии скрытых дефектов, которые не были учтены при оценке.
  • Водителю нужно узнать точную сумму, в которую обойдется ремонт.
  • Планируется обращение в суд.

Вернуться к содержанию ○ Виды экспертиз после ДТП. Типы экспертной оценки различаются по определенным признакам. В зависимости от подведомственности экспертной организации, для оценки может потребоваться:

  1. Проведение служебного расследования (досудебной экспертизы).
  2. Назначение судебной экспертизы.

Судебная экспертиза.

Оценка ущерба автомобиля после дтп: сроки, правила и процедура

Любое ДТП - это шок и долгие разбирательства для участников. Автовладельцам приходится восстанавливать автомобиль, тратиться на ремонт, разбираться со страховщиками, которые нередко пытаются снизить сумму денежной компенсации за причиненный ущерб. В защите прав пострадавшему после ДТП поможет независимая экспертиза по ОСАГО.


Узнаем, как проводится экспертиза, нужно ли уведомлять виновника ДТП о ее проведении. После ДТП Как только происходит авария, автолюбитель должен вызвать сотрудников ГИБДД, если столкновение не получается оформить по Европротоколу. На месте ДТП следует:

  1. Определить, кто является виновником аварии.

Назначение и проведение автотехнической экспертизы в 2018 году

Когда проводить независимую экспертизу? Оценивать ущерб от ДТП и проводить экспертизу можно непосредственно после самого дорожно-транспортного происшествия. Правилами проведения экспертизы по ОСАГО предусмотрено, что страховая компания обязана в срок не более 5 рабочих дней организовать проведение осмотра вашего транспортного средства, либо направить вас на экспертизу. Пять рабочих дней Начиная от момента получения страховой заявления о случившемся ДТП, при этом у вас должны остаться документы подтверждающие получение страховщиком полного комплекта документов необходимых для осуществления выплаты.
Такими документами могут быть: копия заявления в страховую компанию с отметкой о его принятии и указанием даты и фамилии, подписи принявшего сотрудника и печати если вы подаёте документы в офисе страховой компании.

Нужно ли предупреждать виновника дтп о проведении экспертизы

Ни единый автомобилист не застрахован от дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Предугадать действия другого участника движения не всегда оказывается возможным. Происшествия случаются из-за: неопытности или невнимательности водителя, управления транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, элементарного незнания правил (ПДД) или глупого недоразумения…

О дорожно-транспортных происшествиях В том или ином случае ДТП приносит крупные потери. Речь идет не только о разбитых автомобилях или мотоциклах, но и о более важном — о здоровье. Как ни крути, автомобиль после ДТП возможно восстановить, можно купить новый, чего не сказать о живом организме.

Человечество не стоит на месте, с появлением первых ДТП инженеры задумались о способах их предотвращения, а в случаях невозможности последнего — смягчения последствий.
Именно поэтому страховыми компаниями установлен определенный срок, в рамках которого проводятся все необходимые процедуры, чтобы проанализировать случай ДТП и осуществить выплату средств клиенту. Длительность такого срока может быть разной. Каждая компания устанавливает свои правила, которые будут максимально подходящими именно для нее. Государством установлен срок в течение шести месяцев для проведения сделки с конкретным объектом с момента, когда была проведена оценка ущерба автомобиля. Это же правило распространяется и на независимую экспертизу. Стоимость анализа Оценка ущерба транспортного средства напрямую зависит от его характеристик:

  • Уровень повреждений автомобиля.
  • Марка машины.
  • Год выпуска.
  • Кузов авто.
  • Класс транспортного средства.
  • Цена машины.

Что касаемо марки авто — все довольно просто.

Ничто не может полностью обезопасить от нестандартных ситуаций на дороге. Да, высокий уровень вождения, уверенность на дороге и соблюдение правил сильно снижают риск попасть в ДТП. Однако полностью от их вероятности не застрахован никто из участников дорожного движения. Практически каждый водитель встречался с подобными ситуациями в роли участника, либо же был свидетелем таких событий.

После каждого происшествия проводится расследование, чтобы установить виновника. Именно он должен будет нести ответственность и возмещать причиненный ущерб. Но что делать, если виновник ДТП не хочет возмещать причиненный ущерб? Или как поступить водителю, если на месте виновник установлен не был или Вы были ? Именно в таких ситуациях прибегают к помощи автотехнической экспертизы. Сама по себе автотехническая экспертиза позволяет установить и стоимость ущерба. Об этом и не только мы расскажем в нашей статье.

Автотехническая экспертиза – это оценка общего технического состояния автомобиля, а также установление стоимости ущерба , который был нанесен транспортному средству. Помимо прочего, эксперт дает оценку тому, как именно могли быть получены те или иные повреждения. Автотехническая экспертиза может быть проведена в отношении не только легковых автомобилей , но и мотоциклов, общественного транспорта и даже сельскохозяйственной спецтехники.

Однако не всегда объектом автотехнической экспертизы является только транспортное средство. Для того чтобы иметь полную картину происшествия, может потребоваться осмотр самого места ДТП , а также изучение всех имеющихся видеозаписей, фотографий и прочих материалов с места происшествия. По факту сложно отнести к автотехнической экспертизе лишь одну операцию, ведь она может включать в себя множество процедур для установления необходимых фактов.

Существует несколько видов автотехнической экспертизы, каждый из которых помогает выявить конкретные детали происшествия. Так, к примеру, экспертиза может быть:

  • По выяснению обстоятельств ДТП. Применяется для того, чтобы восстановить механизм самой аварии, где находились ТС участников, какая была скорость при столкновении, было ли соблюдение ПДД. В ней могут фигурировать и такие, казалось бы, мелочи, как время, необходимое для остановки машины. То есть картина восстанавливается максимально подробно;
  • Оценка технического состояния ТС. Устанавливает неисправность ТС, чем она могла быть вызвана, была ли поломка до или после ДТП и могла ли послужить причиной аварии. То есть если у Вас была некая неисправность, которую Вы просто не могли выявить до аварии, и именно она стала причиной ДТП – экспертиза выявит это;
  • Транспортно-Трасологическая . Подобная экспертиза применяется для выяснения конкретного места ДТП, а также его особенностей , восстанавливает траекторию движения автомобилей по дорожному полотну, был ли автомобиль неподвижен или нет. Ещё она помогает в установлении конкретных повреждений в результате именно этой аварии;
  • Инженерно-психофизическая. В первую очередь данная экспертиза касается самих водителей, ведь устанавливается, могли ли они успеть среагировать, как ими была оценена ситуация и когда именно каждый из участников отреагировал на происходящее.

Проведение автотехнической экспертизы поможет не только восстановить все факторы ДТП, но и доказать конкретную вину каждого из участников или ее отсутствие.

Как назначить

Для того чтобы в рамках расследования была проведена экспертиза, Вам потребуется следовать установленным правилам . Для соблюдения процессуального порядка Вам необходимо подать ходатайство о проведении экспертизы . В таком случае она не только будет иметь юридическую силу, но и будет полностью законной.

Четко прописанной формы составления ходатайства не существует, однако настоятельно рекомендуется соблюдать стандартные правила написания заявлений. Согласно им, ходатайство должно состоять из таких частей, как :

  • Вводная часть. В ней содержится информация о получателе ходатайства, реквизиты, как его, так и Ваши. Должны быть указаны полные данные о каждой стороне ;
  • Информационная часть. Она является самой важной во всех заявлениях, поскольку должна содержать все необходимые аргументы, основания и факты. Именно к написанию этой части следует относиться особенно ответственно, ведь, верно заполненная, она является практически гарантией исполнения необходимых требований. В случае с ходатайством о необходимости экспертизы Вам также потребуется указать, какой именно ее вид может потребоваться ;
  • Резолютивная часть. В ней указываются требования, а также вопросы, которые потребуется разрешить эксперту. Помимо самого прошения, часть состоит из списка дополнительных документов, которые будут фигурировать в роли доказательной базы. Именно они будут подтверждать правдивость Ваших слов.

Помните, что проведение автотехнической экспертизы не является бесплатной процедурой . По этой причине потребуется указать, кто именно будет возмещать ее стоимость после судебного процесса.

Подачей ходатайства может заниматься как Ваш адвокат , так и сам судья лично. А время для подачи длится вплоть до окончания судебного процесса. Помните, что Вы всегда можете подать его в досудебном порядке, сэкономив время и трудозатраты в судебном разбирательстве.

Сроки проведения

После того как ходатайство будет одобрено, эксперт назначает время проведения необходимых процедур. Законом не обозначено, каким именно должен быть срок проведения самой экспертизы , однако она сама по себе занимает не так много времени.

Так, к примеру, для полной оценки, проверки и осмотра транспортного средства эксперту понадобится не более четырех дней . Только необходимо учитывать, что ввиду популярности и важности подобной автотехнической экспертизы срок может быть значительно увеличен.

На длительность проведения автотехнической экспертизы влияют:

  • Состояние автомобиля и производились ли малозначительные ремонтные работы. Конечно же, полноценный ремонт полностью отметает возможность выяснить требуемую информацию;
  • Необходимость проведения более сложных процедур для установления каких-либо фактов. Периодически возникает необходимость более детальных исследований для прояснения вопроса;
  • Давность происшествия ;
  • , который занимается Вашим делом. Загруженность эксперта — один из самых главных факторов, которые могут затянуть процесс.

Независимая экспертиза автомобиля после ДТП проводится для объективной оценки повреждений и ущерба. Экспертное заключение будет использоваться как доказательство в споре со страховой компанией или при обращении с иском к непосредственному виновнику аварии.

В этой статье расскажем, как провести независимую экспертизу автомашины, и по каким правилам проходит эта процедура.

Что это такое

Если в результате аварии пострадали граждане, вред будет возмещаться на основании документов из медицинских учреждений. Для компенсации повреждений автомобиля необходимо официально зафиксировать характер и размер ущерба. Это возможно следующими способами:

  • по обоюдной договоренности сторон - участников конфликта;
  • путем проведения экспертизы, назначенной страховой компанией (обязанность представить автомобиль для экспертной оценки прямо указана в правилах ОСАГО );
  • путем проведения судебной экспертизы (назначается по ходатайству сторон или инициативе суда);
  • путем обращения к независимому эксперту для проведения обследования машины и составления заключения.

Оценка ущерба автомобиля после ДТП позволяет определить сумму компенсации, которую выплатит страховая компания или виновник аварии. Эта компенсация может выплачиваться в денежной форме, либо будет оплачен ремонтно-восстановительный ремонт. Для судебного разбирательства экспертное заключение будет являться надлежащим доказательством.

Когда нужна независимая экспертиза

По общему правилу при обращении за страховыми выплатами проведение экспертизы обеспечивает страховщик. Для этого автомобиль представляется для осмотра эксперту, которого назначит страховая компания. Как правило, у страховых компаний заключены постоянные договоры с экспертными организациями на проведение осмотра и определения размера ущерба.

Необходимость в проведении независимого экспертного исследования возникает в следующих случаях:

  • если обращение в страховую компанию следует после фактического проведения ремонтно-восстановительных работ (в этом случае страховщик отказывает в выплатах, а оспорить отказ можно только через суд);
  • если автовладелец не согласен с характером и оценкой повреждений, которые указал эксперт страховой компании;
  • если возмещение ущерба происходит с непосредственного виновника аварии без обращения в страховую компанию.

Зачем нужна независимая экспертиза после ДТП, если эксперт страховой компании уже провел обследование и выдал заключение об оценке ущерба? Каждая страховая компания заинтересована в извлечении прибыли по полисам ОСАГО и КАСКО. Одним из вариантов увеличения прибыли является искусственное занижение суммы выплат.

Эксперт, назначенный страховщиком, также отвечает за объективность результатов оценки. Однако с учетом договорных отношений, существующих между оценщиками и страховой компанией, при обследовании могут возникать следующие ситуации:

  • отдельные виды повреждений не будут указаны в заключении - эксперт может сослаться на возникновение вмятин, царапин и иных повреждений до момента ДТП;
  • эксперт может неточно описать характер скрытых повреждений;
  • при обращении в страховую компанию не учитывается утрата товарной стоимости автомашины, поэтому эксперт может не указать этот показатель в своем заключении.

Все перечисленные факторы влекут занижение страховых выплат. Оспорить заключение эксперта и добиться полного возмещения ущерба можно только при обращении на независимую экспертизу.

Независимый эксперт по оценке ущерба автомобиля после ДТП должен соответствовать обязательным требованиям, зафиксированным на законодательном уровне. При заключении договора эксперт должен представить выписку из реестра членов СРО , а также действующий квалификационный аттестат. Копии этих документов будут включены в приложение к экспертному заключению.

Процедура проведения независимой экспертизы состоит из следующих этапов:

  1. выбор эксперта - автовладелец может сделать выбор по рекламным предложениям, из реестра СРО по экспертным организациям, и т.д.;
  2. заключение договора с экспертом - автовладелец должен представить правоустанавливающие документы на машину (свидетельство о регистрации ТС, ПТС, доверенность, полис ОСАГО) и материалы ДТП (Европротокол, извещение о ДТП и иные документы);
  3. назначение даты осмотра и экспертизы - о месте и времени экспертных мероприятий нужно уведомить всех участников спора, для этого направляется письменное извещение или телеграмма в адрес страховой компании и второго водителя;
  4. проведение экспертизы - проводится описание внешних и скрытых повреждений, устанавливается давность причинения ущерба, иные обстоятельства;
  5. используется специальное оборудование и инструменты для определения характера и степени повреждений, оснований их возникновения;
  6. выявленные повреждения сравниваются с описанием, зафиксированным в материалах после ДТП;
  7. проводится фотофиксация выявленных повреждений;
  8. результаты обследования фиксируются в акте, с которым могут ознакомиться все участники экспертизы (при несогласии с выводами эксперта нужно оставить свои письменные возражения в акте );
  9. составление экспертного заключения - эксперт отражает свои выводы о результатах исследования, характере и степени повреждений, оценке ремонтно-восстановительных работ и утраты товарной стоимости.

При проведении экспертизы используются визуальные и инструментальные способы определения повреждений. В тексте заключения специалист должен указать, какие методы и оборудование были использованы при исследовании. К заключению прикладываются фототаблицы, а также расчет суммы ущерба и стоимости восстановительных работ.

Эксперт отвечает за объективность заключения. Если по вине специалиста будет причинен ущерб, его возмещение будет осуществляться за счет договора страхования гражданской ответственности или из компенсационного фонда СРО. Например, после завершения судебного процесса страховщик сможет предъявить иск к эксперту, если докажет умышленное завышение суммы ущерба.

В исключительных случаях допускается проведение экспертизы после восстановительно-ремонтных работ . Для этого эксперту нужно представить акт осмотра автомобиля и выявленных повреждений - этот документ должны составить специалисты автосервиса до начал работ. Поскольку автовладелец заинтересован в объективной оценке ущерба, при составлении такого акта целесообразно сделать фотографии каждого выявленного повреждения.

Готовое экспертное заключение выдается заказчику после оплаты выполненных работ. Документ можно предъявить в страховую компанию, либо представить в суд в качестве доказательства. При необходимости, эксперт может быть вызван в суд для дачи пояснений о порядке проведения исследования.

Закон не содержит сроков проведения независимой экспертизы после ДТП. При обращении в страховую компанию должен соблюдаться пятидневный срок подачи извещения о ДТП . Чтобы заключение о характере повреждений было максимально объективно и не вызывало претензий у других участников ДТП, целесообразно обратиться к независимому эксперту сразу после возникновения спора со страховщиком.

Стоимость проведения экспертизы определяется по условиям договора, поэтому может отличаться даже в пределах одного населенного пункта. Учтите, что при положительном завершении судебного процесса можно взыскать все затраты с виновника аварии или страховщика. Для возмещения расходов на проведение экспертизы нужно представить платежный документ, выданный экспертом, и договор на выполнение работ.

Как использовать

В большинстве случаев, страховая компания не отреагирует на представление заключения о независимой экспертизе. Это означает, что автовладельцу предстоит обращение в суд. В судебном процессе предстоит оценить два экспертных заключения - выданного специалистом страховщика и независимым экспертом.

При рассмотрении указанных споров учитываются следующие правила:

  • окончательный вывод об объективном характере повреждений и оценке ущерба должен сделать суд;
  • если из содержания экспертных заключений устанавливаются взаимоисключающие обстоятельства, может быть назначена дополнительная экспертиза - расходы по ее проведению будут взысканы с проигравшей стороны;
  • страховщик обязан выплатить возмещение в сумме, которая им не оспаривается - в противном случае будет взыскан существенный штраф.

По инициативе любой стороны или суда может вызываться эксперт, выдавший заключение. При даче пояснений он предупреждается об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

После взыскания суммы ущерба и проведения восстановительных работ может сложиться ситуация, когда стоимость ремонта оказалась существенно меньше оценки эксперта. Это не означает, что эксперт сделал ложные выводы и понесет ответственность. При проведении экспертизы используются не только сведения о рыночных ценах на запчасти и расходные материалы, но и нормативные сборники о стоимости ремонтных работ. Если страховая компания выявит случай превышения экспертной оценки по сравнению с фактическими затратами, она может предъявить иск к автовладельцу, а не к эксперту . Однако на практике такие случаи встречаются крайне редко, так как проведение независимых экспертиз характеризуется максимально точным расчетом суммы ущерба.

Обновлено: 26.06.2018 2987

Когда и как проводится независимая автоэкспертиза, оценка повреждений после ДТП: инструкция по самостоятельной организации автотехнической экспертизы + вопросы

Всем привет, Илья Кулик на связи. Последствием практически каждого ДТП является повреждение имущества, в первую очередь, автотранспорта. Для получения компенсации за ущерб важно правильно оценить его размер. Для этого и проводится независимая автоэкспертиза после ДТП.

Её исполнение должна быть выполнено строго в соответствии с установленными правилами, иначе потерпевшему не получить компенсацию за понесённые убытки. Но если потребуется оценить ущерб не спешите искать оценщика. Заказом экспертизы должна заниматься страховая компания. Почему так – узнаете из статьи.

Правила назначения и проведения автоэкспертизы после ДТП для получения устанавливают ст. 12 и 12.1 Закона об ОСАГО, а также Правила обязательного страхования. По могут быть свои отличия, определяемые конкретной страховой компанией, но принципы такие же.

Когда в ДТП повреждено имущество, для определения обстоятельств возникновения повреждений и установления размера ущерба в течение 5 дней предоставить свой автомобиль для осмотра и/или технической автоэкспертизы. Если автомобиль передвигается своим ходом, обычно осмотр проводится сразу, когда потерпевший приезжает подавать документы.

Если имущество невозможно отвезти страховщику, например, потому что ТС получило серьёзные повреждения, из-за которых не может передвигаться или пострадало недвижимое имущество, то об этом необходимо указать при написании заявления о выплате. В этом случае эксперт обязан выехать к месту нахождения имущества и провести экспертизу там. Срок тот же – 5 дней.

Если повреждённое имущество находится в удалённых, труднодоступных местах, то договором страхования могут быть установлены дополнительные сроки, для проведения осмотра, обычно не больше 10 дней.

Осмотр авто виновника

Если же осмотр имущества пострадавшего не позволил достоверно определить факт наступления , то страховщик может в течение 10 дней после подачи потерпевшим заявления о выплате потребовать для осмотра и автомобиль виновника.

Итог исследования

После проведения экспертизы страховщик обязан дать потерпевшему по его письменному заявлению ознакомиться с результатами. На документе об итогах исследования ставятся подписи страховщика, потерпевшего, эксперта. Платит за экспертизу всегда её заказчик, за исключением случаев, когда между потерпевшим и СК есть отдельные договорённости на этот счёт.

Задержка с осмотром со стороны потерпевшего

Если в указанный срок пострадавшая сторона не предоставила своё имущество для оценки, срок может быть перенесён по договорённости между СК и потерпевшим. Но при этом страховщик вправе и продлить срок для принятия решения о возмещении, на время, не превышающее срок задержки по вине потерпевшего. Максимальный срока задержки – 20 дней. Об этом страховщик должен в письменном виде сообщить потерпевшему.

Если же потерпевший «продинамит» и вторую назначенную дату, то страховщик имеет право даже без рассмотрения вернуть заявление о выплате вместе с документами. Если потерпевший после этого повторно подаст документы, то все сроки (предоставления на осмотр, выплаты и т. д.) будут отсчитываться заново.

Причём потерпевший не вправе самостоятельно заказывать автоэкспертизу, если он не предоставляет своё имущество страховщику. Но даже если проведёт «свою» экспертизу, то её результаты не будут приниматься для страховой выплаты.

Отсюда можно сделать важный вывод: контактируйте с СК и не забывайте о своей обязанности предоставить повреждённое имущество для осмотра. Если не можете выполнить его сразу – договаривайтесь со страховщиком. Здесь уже он будет обязан пойти вам навстречу.

Почему нельзя ремонтировать машину до экспертизы

Если повреждённое имущество будет до осмотра (экспертизы) отремонтировано или утилизировано, причём это помешает определить размер ущерба и факт наступления страхового случая, то выплате возмещения частично, а иногда и полностью, может быть отказано. Помните, что если ремонт не мешает оценить ущерб и установить наступление страхового случая, то в компенсации отказать СК не вправе.

Например, если потерпевший самостоятельно заменил до осмотра фару, СК не может отказать в ремонте сломанного бампера и помятого крыла, потому что замена фары не влияет на другие повреждённые детали. Но, скорее всего, со страховщиком возникнет спор по этому поводу, поэтому лучше ничего не ремонтировать.

Когда и почему проводят экспертизу и кто должен её организовывать

Очень часто «экспертизой от СК» называют осмотр, который проводится сотрудником страховой компании, необязательно имеющим квалификацию эксперта. Естественно, не всегда результат такой оценки соответствует реальности. Но это не автоэкспертиза!

Проводиться исследование может как частным техником-экспертом, так и специализированной экспертной организацией. Лицо, проводящее экспертизу, должно иметь советующую аттестацию, что подтверждается тем, что оно включено в государственный реестр техников-экспертов.

Эксперты-техники отвечают за правильность результатов, и обязаны компенсировать убытки, причинённый из-за их неверного заключения. Поэтому у специалиста, даже проводящего исследование по заказу СК, есть серьёзный стимул говорить только соответствующую действительности информацию.

Примечание. Когда потерпевший в споре со страховой доходит до суда, проходит уже судебная автоэкспертиза, но по тем же правилам, что и обычная.

Виды исследований

Автотехнические экспертизы очень разнообразны. Их обычно разделяют на:

  • экспертизу обстоятельств происшествия;
  • экспертизу техсостояния автотранспортных средств;
  • исследование дорожных услови й;
  • трасологическую ;
  • автотовароведческую .

Для принятия решения по ОСАГО, как правило, проводят автотовароведческую, которая и определяет размер ущерба. Изредка к ней добавляется трасологическая – по следам выясняются обстоятельства происшествия. Остальные типы экспертиз используются обычно при , ведении следствия или в суде.

Первичная, повторная и дополнительная экспертизы – в чём разница?

Вначале проводится первичная экспертиза. Если одна из сторон не согласна с её результатом, назначается повторная автоэкспертиза. Проводится она обязательно уже другой организацией (другим экспертом), но цели исследования одни и те же.

А вот если возникают дополнительные вопросы, то назначается дополнительное исследование. Оно может быть проведено и после первичной, и после повторной экспертиз.

При повторной экспертизе вторая сторона должна быть заранее письменно предупреждена организатором о её проведении. А эксперту обязательно предоставляются сведения о предыдущем исследовании.

Если инициатор нового исследования согласен с содержанием имеющегося акта осмотра (но не согласен с выводами), то осмотр ТС «вживую» необязателен, исследование может быть выполнено на основании имеющихся документов, но это обязательно должно быть указано в отчёте. Это позволяет проводить экспертизу, даже когда авто уже отремонтировано.

Для чего нужна экспертиза

Экспертная оценка при ДТП проводится для выяснения:

  • обстоятельств нанесения вреда ТС;
  • повреждений ТС и причин их возникновения;
  • технологии и методов ремонта;
  • стоимости восстановления ТС.

Объекты исследования

Объекты независимой техэкспертизы это в первую очередь транспортное средство потерпевшего (его остатки) и других участников происшествия, а также любые объекты, имеющие отношение к ДТП и необходимые для определения обстоятельств и причин возникшего ущерба.

Основания для проведения

При проведении экспертизы обязательно нужны такие документы:

  • регистрационные документы на ТС;
  • бумаги о ДТП , переданные страховщику потерпевшим, в том числе ;
  • направление на экспертизу (если между лицом, проводящим исследование, и страховщиком существует договор, например, у Ингосстраха существует сеть экспертов-партнёров, которые не только проводят оценку, но и могут принимать заявление о выплате);
  • другие документы , относящиеся к происшествию.

Между лицом, заказывающим экспертизу и её исполнителем всегда должен быть оформлен договор.

Права и обязанности эксперта

Проводящий экспертное исследование имеет право запрашивать и, соответственно, получать от СК и потерпевшего дополнительные сведения, а также привлекать к расследованию других экспертов.

При этом он обязан заранее сообщать сторонам, заинтересованным в проведении исследования, о невозможности своего участия в нём в случае возникновения соответствующих обстоятельств, сохранять документы и исследуемые объекты, не разглашать конфиденциальную информацию, а также результаты исследования.

Кто имеет право быть экспертом – реестр независимых экспертов по результатам ДТП

Каждый эксперт-техник для того, чтобы его исследования имели законную силу, должен пройти аттестацию в Межведомственной аттестационной комиссии (МАК), которая проверяет его знания и умения.

При успешном прохождении испытания выдаются соответствующие документы, а сам эксперт вносится в Госреестр техников-экспертов. Скачать официальный список экспертов-техников, внесённых в реестр, можно на сайте Министерства Юстиции .

РСА проводит свою дополнительную добровольную аккредитацию экспертов, посмотреть списки прошедших её можно по этой ссылке .

Наличие эксперта в Госреестре означает его право на осуществление профессиональной деятельности, а аккредитация РСА показывает, что Комиссия РСА гарантирует, что конкретный специалист обладает достаточными навыками и знаниями для проведения независимой экспертизы для выплаты по .

Проверять наличие действующей аттестации у эксперта очень важно, ведь без неё его заключение просто будет признано недействительным СК, судом, другими официальными организациями.

Кто не может проводить оценочную экспертизу

Экспертная организация или частный эксперт-техник не имеют права проводить экспертизу, если они являются учредителем, собственником, учредителем, клиентом или сотрудником страховщика, или когда страховщик является тем же по отношению к компании, занимающейся экспертизой.

А также исследование невозможно, если даже хотя бы один из экспертов организации, не говоря уже о непосредственном исполнителе процедуры расследования, приходится близким родственником потерпевшему.

Сколько стоит

Стоимость автоэкспертизы в общем случае зависит от региона и организации, проводящей её. Уже в каждой компании стоимость, как правило, будет изменяться вместе с:

  • типом экспертизы ;
  • срочностью проведения;
  • размером повреждения ;
  • объёмом исследования ;
  • вариантом оформления ;
  • заказом дополнительных расчётов ;
  • типом ТС (грузовое/легковое/спецтехника);
  • местом осмотра .

В среднем на экспертное исследование по оценке ущерба придётся потратить от 3 до 10 тыс. руб.

Результат исследования

Итогом экспертизы всегда является письменное экспертное заключение. В нём должно содержаться:

  • полные сведения об исполнителе , как юр. лице или ИП;
  • номер заключения и дату его написания;
  • реквизиты и название документа , являющегося основание для проведения экспертизы;
  • сведения о потерпевшем ;
  • список и описание обследованных объектов , особенно полно указывается информация о ТС, указываются источники сведений (документы, личный осмотр);
  • дата ДТП ;
  • сведения о документах, имеющих отношение к ДТП и исследованию , в первую очередь, данные страхового полиса и сведения о страховщике;
  • вопросы, поставленные эксперту ;
  • перечень средств и инструментов , использовавшихся для исследования;
  • описание проделанных действий ;
  • ограничение применения полученных результатов;
  • прямые выводы по заданным вопросам и по исследованию в целом;
  • выводы , сделанные в ходе исследования, получение которых не являлось целью экспертизы (пишутся всегда в конце).

На каждый поставленный перед экспертом вопрос должен быть дан однозначный, понятный ответ. Если такой ответ дать невозможно, указываются причины этого. Пишутся ответы в такой же последовательности, как и вопросы.

Оформление экспертного заключения

Заключение подписывает эксперт-техник, непосредственно выполнявший работы по исследованию, а когда заключение составляется от имени организации, то и её руководитель. В последнем случае также ставится печать компании.

Заключение сшивается (причём должно быть указано количество листов), и вручается заказчику экспертизы лично или направляется по почте. Документация по экспертизе хранится о проводившего её лица три года.

Как самому организовать экспертизу

Если потерпевший не согласен с результатом экспертного исследования, проведённой по заказу СК, он может организовать исследование самостоятельно. Иногда автоэкспертиза требуется для определения суммы взыскания . Сейчас я расскажу, как правильно её провести.

Шаг первый – выбираем исполнителя

Очень важно доверить экспертизу квалифицированному специалисту. В первую очередь, конечно, надо обратить внимание, чтобы эксперт, который будет проводить исследования состоял в Госреестре, желательно был аккредитован РСА.

Неплохо будет изучить отзывы об оценщике. Проще всего найти их в интернете на различных специализированных сайтах и тематических форумах. Не гонитесь за слишком низкой ценой, или обещанием насчитать максимальный ущерб. Главное, чтобы экспертиза была выполнена точно в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Но переплачивать тоже ни к чему. Экспертные компании обычно выкладывают на своих сайтах информацию о ценах, изучите их. У некоторых фирм даже можно рассчитать стоимость исследования онлайн.

Проверяйте, чтобы эксперт (экспертная компания) не подпадал под ограничения, связанные с возможностью заинтересованности, то есть не был сотрудником СК и т. п.

Шаг второй – заключаем договор

Между заказчиком и экспертом (организацией) обязательно заключается договор об услуге. После этого проходит оплата. Обычно компании предоставляют возможность оплатить различными способами. Платёжные документы необходимо сохранить.

Стороны договариваются о месте и времени проведении. Надо стараться, чтобы осмотр проводился в сервисе, где имеется необходимое оборудование, достаточное освещение и т. п.

Шаг третий – оповещаем оппонента

Если экспертиза повторная, то её заказчик должен уведомить страховщика (потерпевшего, если организует СК), о месте и времени её проведения. Обычно это делается телеграммой или заказным письмом с уведомлением.

Шаг четвёртый – прохождение экспертизы

От потерпевшего требуется предоставить повреждённое имущество. Автомобиль должен быть чистым, чем меньше в нём будет посторонних предметов, тем лучше. Если есть вероятность возникновения дополнительных повреждений, или разрушения следов аварии (например, краски, оставшейся от второго авто) в результате мойки, от неё лучше воздержаться.

Для экспертизы нужны все документы, относящиеся к аварии, а также бумаги на автомобиль, исследование начинается с их изучения. Далее проходит собственно осмотр. Обязательно фиксируются VIN-номер и гос. знаки, записывается пробег.

Вначале изучаются видимые повреждения. При необходимости проводится частичная разборка, снимаются детали для обеспечения доступа к скрытым повреждениям. Исследование обычно сопровождается фотофиксацией.

Полезный совет. Если при осмотре обнаружатся внешние повреждения, не указанные в документах о ДТП, найдите автоинспектора, оформлявшего аварию, и попросите дописать эти повреждения. Иначе доказать получение их именно в расследуемом ДТП будет непросто.

Расчёты сейчас, как правило, проводятся с использованием соответствующего программного обеспечения. ТО есть эксперт вводит исходные данные, программа выдаёт результат, в том числе износ, стоимость ремонта, УТС и т. д.

Шаг пятый – получаем результат

По результатам исследования составляется экспертное заключение, которое вручается заказчику. Без него исследование не может называться независимой автоэкспертизой, а является осмотром, оценкой, чем угодно, только не экспертизой. Уделите внимание этому, потому что в некоторых экспертных организациях для получения отчёта в виде заключения необходимо доплачивать.

Это заключение уже можно использовать как обоснования требования той или иной суммы возмещения: со страховой компании, с причинителя вреда как в досудебном порядке, так и в суде.

  • не ремонтируйте авто до проведения осмотра ;
  • требуйте от страховщика направления на экспертизу , если несогласны с результатом осмотра;
  • выбирайте эксперта, состоящего в Госсреестре , а ещё лучше, прошедшего добровольную аккредитацию в РСА;
  • проверяйте правомерность проводимого по назначению СК исследования , помните о ситуациях, когда эксперт не вправе проводить осмотр;
  • не забудьте уведомить СК о повторной экспертизе.

Заключение

Главный вывод, который нужно сделать – осмотр, проводимый страховщиком это не экспертиза. Но если потерпевший не согласен с итогом осмотра, то страховщик обязан заказать независимая экспертиза, которая проводится только квалифицированным экспертом-техником. Самостоятельно организовывать экспертное исследование потерпевшему нужно далеко не всегда.

Не всё понятно по статье? Спрашивайте в комментариях. Там же можете рассказать о своём опыте в прохождении автоэкспертиз.

А сейчас предлагаю посмотреть видео на эту тему. Независимая экспертиза после ДТП. Секреты прохождения!

Примечание. Поправки к видео:

  • сейчас у СК 20 дней на принятие решения о выплате (когда клиент самостоятельно организует ремонт – 30 дней);
  • потерпевший не может по своему желанию выбирать в какую страховую обращаться.