Финансовое право как наука и учебная дисциплина. Финансовое право рф как наука Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Финансовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством и органами местного самоуправления определенных фондов денежных средств, необходимых им для выполнения задач и функций, методом "власти и подчинения", как правило, не основанных на субординации.

Финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной. К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве. Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

Законы Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации.

Акты Федерального собрания Российской Федерации:

  • -федеральные конституционные законы;
  • -федеральные законы;
  • - акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

нормативные акты министерств и других центральных органов;

приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

Законы субъектов Российской Федерации;

конституции, уставы субъектов Федерации;

законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации; нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории муниципального образования. Виды актов местного самоуправления:

  • -распоряжения;
  • -решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, составляет финансовое законодательство.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в области финансов.

Наука финансового права развивается в тесном контакте не только с другими юридическими (правовыми) науками, финансовой наукой, изучающей сущность общественных отношений - финансовых отношений, являющихся предметом регулирования финансового права.

Принципы науки финансового права: объективность, детерминизм, историзм, единство норм и практики.

Методы науки: формально-догматический, метод сравнительного правоведения, метод конкретно-социологического исследования, сравнительно-исторический метод, метод живого познания.

Тема 2. СИСТЕМА и ПРЕДМЕТ ДЕНЕЖНОГО ПРАВА

1. Понятие денежного права

На протяжении денежной деятельности страны появляются, кроме денежных, другие публичные отношения, к примеру, трудовые, гражданские и др. регулируемые соответствующими отраслями права. Денежное же право распространяется лишь на денежные отношения.

Итак, денежное право - это совокупность юридических норм, регулирующих публичные отношения, каковые появляются в ходе образования, использования и распределения финансовых фондов (денег) государства и муниципальных органов власти, нужных для реализации их задач.

2. метод и Предмет денежного права

Как мы знаем, что одна отрасль права отличается от второй методом и предметом правового регулирования. По особенностям и предмету способа правового регулирования денежное право занимает в совокупности права России независимое место. Оно имеет метод и свой предмет правового регулирования, отличающиеся от вторых отраслей права.

К предмету денежного права относятся закрепление структуры денежной совокупности, распределение компетенции в данной области между ее субъектами и Федерацией, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на базе этих исходных норм взаимоотношений, появляющихся в ходе денежной деятельности.

Входящие в предмет денежного права отношения отличаются по собственному содержанию громадным разнообразием, что обусловлено многозвенностью денежной совокупности, ее связью со всеми структурами распределения и общественного производства.

Итак, предмет денежного права - это публичные отношения, появляющиеся в ходе деятельности страны по планомерному образованию, использованию и распределению централизованных и децентрализованных финансовых фондов в целях реализации его задач.

Главный способ денежно-правового регулирования - национально-властные предписания одним участникам денежных взаимоотношений со стороны вторых, выступающих от имени страны и наделенных вследствие этого полномочиями. Таковой способ характерен и вторым отраслям права, к примеру. административному. Но в денежном праве он имеет специфику в собственном конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных страной на властные действия.

По собственному содержанию эти предписания касаются размеров и порядка платежей в национальную бюджетную совокупность либо внебюджетные фонды, целей применения национальных финансовых фондов и т.п.

При применении страной для создания собственных ресурсов платежей необязательного характера (национальные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.п.) в определенной части кроме этого действует способ властных предписаний. Так. государство устанавливает условия проведения национальных внутренних займов, выпуска национальных казначейских обязательств, что не может быть поменяно по соглашению сторон. и есть необходимым для соблюдения лицами, вступившими в эти отношения.

Особенности главного способа денежного права заметно проявляются в круге национальных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам денежных взаимоотношений. Властные предписания исходят как правило от денежных, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники денежных взаимоотношений не находятся в административной зависимости. Властные предписания, касающиеся денежной деятельности фирм, учреждений и организаций, направляются и со стороны их вышестоящих органов.

Денежно-правовому регулированию характерны и иные способы: советы, согласования и т.п. На данный момент такие способы приобретают все более широкое использование. Это обусловлено увеличением уровня самостоятельности, субъектов Федерации, местного самоуправления, фирм, учреждений и организаций.

3. Место денежного права в единой совокупности Российского права

Особенности денежного права раскрываются полнее при его отграничении и сопоставлении от вторых отраслей права.

В связи с тем, что денежное право распространяется на одну из областей деятельности страны, оно тесно соприкасается с национальным (конституционным) и административным правом. которое охватывает своим действием деятельность и организацию страны в целом.

Существует связь между ними и по видам национальной деятельности, на каковые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Национальное (конституционное) право закрепляет деятельности и основы организации представительных и аккуратных властей.

Так, национальное (конституционное) право - ведущая отрасль в совокупности права. Она закрепляет базы политики и общественного строя РФ, правового положения личности, федеративное национальное устройство, деятельности органов и принципы организации власти и муниципальных органов власти. Денежное право базируется и начинается на этих базах.

Административное право регулирует публичные отношения в области национального управления, осуществляемого органами аккуратной власти.

Денежное право распространяется на оба этих вида национальной деятельности, потому, что денежная деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Денежное право находится в тесной связи с гражданским правом. потому, что в его предмет среди имущественных взаимоотношений входят и финансовые отношения.

Прослеживается сообщение денежного права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), но в рассмотренных выше случаях она самая тесная.

4.Денежное законодательство

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы денежного права, принято определять как денежное законодательство. Определяя денежное законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих денежно-правовые нормы, направляться иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в другом количестве, в другом смысле.

Так. в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Главы Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171 (ВВС РФ. 1993. № 51. Ст.

4936), совокупность нормативных актов, содержащих нормы денежного права, стала называться “Законодательство о кредите и финансах”.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ “Бюджетное законодательство РФ складывается из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним законов о бюджете страны на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных муниципальных органов власти о местных бюджетах на соответствующий год и иных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных муниципальных органов власти, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса”.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о сборах и налогах складывается из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним законов о налогах и (либо) сборах”.

В соответствии со ст. 3 ГК Российской Федерации “Гражданское законодательство складывается из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 ГК Российской Федерации”.

Но направляться не забывать, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном либо другом властном подчинении одной стороны второй, а также к налоговым и вторым денежным и административным отношениям, гражданское законодательство. не используется, в случае если иное не предусмотрено законодательством.

5.Денежно-правовые нормы

Денежно-правовые нормы - это исходные элементы, из которых состоит денежное право, как отрасль права. Им характерны все неспециализированные черты правовой нормы, но свойственны и особенности, характерные как раз для данной отрасли.

Особенности денежно-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм вторых отраслей права, регулирует отношения, появляющиеся в ходе планового образования, использования и распределения государством и муниципальными органами власти денег, нужных им для осуществления собственных задач.

Это выражается в изюминках:

б) характера установления в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников денежных взаимоотношений.

Содержание денежно-правовых норм составляют правила поведения в публичных отношениях, появляющихся в ходе денежной деятельности страны. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных взаимоотношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых снабжает использование и планомерное образование централизованных и децентрализованных финансовых фондов (доходов) государства и муниципальных органов власти соответственно их задачам в любой конкретный период времени, вытекающим из политики по развитию экономики страны.

Так, денежно-правовая норма (норма денежного права) - это установленное страной и обеспеченное мерами национального принуждения строго определенное правило поведения в публичных денежных отношениях, появляющихся в ходе образования, использования и распределения национальных (и муниципальных) финансовых доходов и фондов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Виды денежно-правовых норм. В зависимости от характера действия на участников денежного отношения нормы денежного права подразделяются на три вида. обязывающие, запрещающие и уполномачивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников денежных взаимоотношений, требуют от них совершения определенных действий. К примеру, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых взаимоотношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий. устанавливают обязанность участников денежных взаимоотношений воздержаться от них.

Так, не разрещаеться изымать из местных бюджетов дополнительно полученные муниципальными органами власти суммы и доходы превышения доходов над затратами, образующиеся на конец года в следствии повышения поступлений доходов либо экономии по расходам.

Уполномачивающие нормы устанавливают права участников денежных взаимоотношений на совершение определенных независимых действий в предусмотренных рамка. Они предоставляют возможность принятия независимых ответов в области финансов, но в строго установленных границах.

Такие нормы находятся, к примеру, в нормативных актах, регулирующих кредитные отношения.

Подавляющее число норм денежного права носит обязывающий темперамент.

В зависимости от собственного содержания нормы денежного права смогут быть материальными и процессуальными.

Материальные денежно-правовые нормы закрепляют объём и виды финансовых граждан и обязательств предприятий перед страной, источники образования кредитных ресурсов банка, виды затрат, включаемых в внебюджетные фонды и бюджеты, другими словами материальное (финансовое) содержание юридических прав и обязанностей участников денежных взаимоотношений.

Процессуальные (процедурные) денежно-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, использования и распределения национальных финансовых фондов (доходов).

Структура денежно-правовых норм складывается из трех главных элементов: догадки, санкции и диспозиции, любой из которых отражает изюминке данной отрасли права.

Догадка говорит о условиях действия денежно-правовой нормы.

К примеру, обязанность предприятия уплатить в госбюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и независимый (отдельный) баланс, и приобретает подлежащую налогообложению прибыль и др.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, другими словами предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению либо применению национальных денег, высказывает содержание прав и обязанностей участников денежных взаимоотношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников денежных взаимоотношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции определяют меры ответственности, используемые к нарушителям денежно-правовых норм. Денежно-правовые санкции отличаются от других санкций рядом изюминок. Они имеют финансовый темперамент и содержат меры принудительного действия на нарушителей норм через его средства

и денежные фонды. При изъятии денежных средств методом денежно-правовых санкций характерным есть зачисление их в национальную бюджетную совокупность либо другой централизованный национальный финансовый фонд. Эти санкции распространяются на организации, граждан и должностных лиц. Причем вероятно одновременное использование денежно-правовых санкций к должностному лицу и к организации.

Денежно-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

За нарушение денежной дисциплины. кроме рассмотренных санкций смогут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного действия.

6. Денежные правоотношения

6.1. Понятие, содержание, субъекты

Денежные правоотношения - это урегулированные нормами денежного права публичные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, использованию и распределению национальных финансовых доходов и фондов. Как и любое второе правовое отношение, денежное правовое отношение появляется между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая характер, свойственный любому правовому отношению. денежное правовое отношение имеет и своеобразные показатели, обусловленные изюминкой сферы их происхождения.

Денежные правоотношения отличаются тем, что они: а) появляются в ходе денежной деятельности страны; б) одним из субъектов в этих правоотношениях постоянно является управомоченный орган страны (денежный орган, кредитное учреждение) либо верховный, либо местный орган власти; в) постоянно возникают по поводу денег -финансового платежа в доход страны, национального расхода и т.д.

Эти три отличительные черты, разглядываемые в их совокупности, отграничивают денежные правоотношения от вторых видов правоотношений.

В денежных правоотношениях, в большинстве случаев. четко выступают два правовых элемента: 1) национально-властный и 2) имущественный.

Эта деятельность основывается на национальных актах. Одновременно с этим расходование и мобилизация страной денежных средств является деятельностью материального, имущественного характера. Исходя из этого денежные правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Субъекты денежного правоотношения. направляться различать понятие “субъект денежного права” и “субъект (либо участник) денежного правоотношения”

Субъект денежного права - это лицо, владеющее правосубъектностью, другими словами возможно талантливое быть участником денежных правоотношений.

Субъект денежного правоотношения - это настоящий участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере денежной деятельности принадлежат субъектам денежного права

Субъектами денежных правоотношений смогут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юрлица), национальные образования (РФ, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Изюминкой денежных правоотношений есть то, что одним из субъектов этих взаимоотношений в обязательном порядке обязан быт соответствующий орган власти (или национальное либо муниципальное образование в целом).

Денежное правоотношение не имеет возможности появиться между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юрлицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, и между данными юрлицами. Субъектный состав денежного правоотношения определяется видом денежного правоотношения.

6.2. Классификация денежных правоотношений

Денежные правоотношения возможно классифицировать по последовательности оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,

университета денежного права, на следующие виды:

  • бюджетные правоотношения;
  • налоговые правоотношения;
  • неналоговые правоотношения;
  • денежные правоотношения в области национального кредита;
  • денежные правоотношения в области страхования;
  • правоотношения, появляющиеся при осуществлении национальных затрат, среди них и при сметно-бюджетном финансировании;
  • денежные правоотношения в области банковской деятельности;
  • денежные правоотношения, появляющиеся в области расчётов и денежного обращения;
  • валютные правоотношения.

    Б). По субъектам денежного правоотношения делятся на:

  • появляющиеся между органами власти; между органами власти и управления неспециализированной компетенции;
  • между вышестоящими и нижестоящими органами национального управления, а также денежно-кредитными органами;
  • между фирмами, учреждениями, организациями, ведомствами и министерствами;
  • между предприятиями и финансовыми органами, учреждениями, организациями;
  • между гражданами и финансовыми органами;
  • между самими денежно-кредитными органами.

    6.3. Условия происхождения, прекращения и изменения денежных правоотношений

    Происхождения, прекращение и изменение денежных правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, либо юридических фактов. т.е. предусмотренные нормами денежного права действия (бездействие) либо события, вызывающие происхождение, изменение либо прекращение у отдельных юридических либо физических лиц денежных прав и обязанностей.

    Происхождение денежно-правовых взаимоотношений в большинстве случаев осуществляется на основании правового нормативного либо личного юридического акта. Таким нормативным актом в области денежной деятельности страны есть Закон о бюджете страны, что принимается каждый год. Личным нормативным актом есть извещение денежным органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

    Изменение денежных правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на базе нормативного акта в связи с трансформацией предусмотренных в нем событий и фактов. К примеру, факт повышения либо уменьшения размера бюджетных ассигнований приводит к изменению данного правоотношения.

    Прекращение денежных правоотношений наступает во многих случаях. Из них чаще всего видятся следующие:

    1. погашение денежного обязательства в следствии уплаты суммы в срок либо взыскания недоимки (просроченного платежа);

    2. исполнение задания по национальным доходам по бюджету либо внебюджетным фондам;

    3. применение выданных бюджетных ассигнований;

    4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

    5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, к примеру, в связи с переходом на пенсию, в связи с просьбой в армию и т.д.

    6.4. Порядок, методы и органы защиты денежных правоотношений

    Для защиты прав и законных заинтересованностей субъектов, участвующих в денежных правоотношениях, используется административный и судебный порядок защиты.

    Административный порядок действует в основном при применения мер национального принуждения, которые связаны с защитой прав в области денежных взаимоотношений, к национальным и муниципальным органам, фирмам, организациям, учреждениям.

    В разных денежных отношениях административный порядок защиты имеет собственные особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении ответа соответствующими национальными органами.

    В денежных правоотношениях страны с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных заинтересованностей обеих сторон. Наряду с этим усилена ориентация на применение судебного порядка, что имеет конституционную базу.

    Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о свободах и правах гражданина и человека каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46).

    действия и Решения (либо бездействия) органов власти, должностных лиц и местного самоуправления смогут быть обжалованы в суд.

    В случае если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, любой гражданин вправе в соответствии с интернациональными контрактами РФ обращаться в интернациональные органы по защите прав.

    Но граждане по собственному выбору смогут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу либо должностному лицу, другими словами применять административный порядок защиты.

    Судебный порядок используется и при защите денежных заинтересованностей и прав страны во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, денежных санкций, платежей по обязательному самообложению и государственному страхованию сельского населения).

    Особенное место в защите прав и законных заинтересованностей субъектов денежного права в собственности Конституционному Суду РФ.

    Согласно главному нормативному документу России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, и разрешение споров о компетенции между национальными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он контролирует конституционность законов, примененного либо подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере денежных взаимоотношений.

    Способы защиты денежных правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в денежно-правовых нормах, свидетельствует и обеспечение прав субъектов денежного права. В этих целях активно используется способ убеждения в разных формах, в первую очередь в проведении разъяснительной работы. В следствии большей частью субъектов они выполняются добровольно.

    При нарушения установленных правил в области образования, использования и распределения национальных и местных финансовых фондов вводится в воздействие способ принуждения в разных его проявлениях (использование санкций, запретительных мер и др.). Принципиально важно, дабы в соотношении этих способов первоочередность принадлежала способу убеждения; такая последовательность характерна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

    7. Денежное право как учебная дисциплина и наука

    Понятие “денежное право” может употребляться в двух качествах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

    Денежное право являясь отраслью российского права, регулирует публичные отношения, появляющиеся в ходе осуществления денежной деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, использование и распределение определенных фондов денежных средств.

    Денежное право как правовая наука изучает нормы, регулирующие публичные отношения, появляющиеся при осуществлении денежной деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития денежного права как отрасли российского права.

    Наука денежного права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими совокупность норм денежного права, разбирающими практику применения денежно-правовых норм. На основании взятых результатов ученые производят предложения по совершенствованию денежно-правового регулирования публичных взаимоотношений в области финансов. Наука денежного права применяет знания, выработанные представителями вторых отраслей правоведения, и прежде всего, теории права и страны.

    Денежное право как учебная дисциплина. учебный курс предусматривает обучение студентов денежному праву, тем правовым нормам, каковые в совокупности образуют денежное право как отрасль права.

    Совокупность курса денежного права- это последовательность изложения, изучения денежно-правовых норм, разрешающая более действенно раскрыть их значение и сущность. Совокупность курса денежного права подразделяется на неспециализированную и особую части.

    В общей части курса выявляется единство денежного права, изучаются его метод и предмет правового регулирования, раскрывается специфика денежно-правовых норм, выявляются изюминке методов и форм осуществления денежной деятельности и денежного контроля, определяется место денежного права в общей совокупности российского права.

    В особой части курса разделы и отдельные денежно-правовые университеты рассматриваются в историческом замысле, предлагаются пути совершенствования денежно-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и денежно-правовых университетов.

    Вопросы для самопроверки

    1. Дать определение денежного права?

    2. Дать определение предмета денежного права?

    3. Какой способ правового регулирования характерен денежному праву?

    4. Дать определение денежно-правовой нормы?

  • Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. Традиционно российской юридической наукой самостоятельной отрасль права признается только при наличии собственного предмета и метода.

    Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права

    Предмет финансового права. Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

    Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

    В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

    между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно‑территориальными единицами в лице органов государственной власти по поводу распределения финансовых ресурсов страны;

    между финансовыми и налоговыми органами государства и предприятиями, организациями и учреждениями в связи с их выполнением перед государством определенных финансовых обязанностей, а также распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;

    между государственными финансово‑кредитными органами по поводу образования, распределения и использования соответствующих государственных средств, ресурсов и фондов (бюджетные, кредитные, страховые);

    между государственными предприятиями, организациями, учреждениями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хозяйства бюджетных или кредитных ресурсов;

    между финансово‑кредитными органами и юридическими и физическими лицами в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

    между финансово‑кредитными органами государства и физическими лицами по поводу внесения последними платежей в государственные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

    На основании данной классификации можно сделать вывод о том, что государство планомерно обеспечивает аккумулирование денежных средств по заранее согласованным планам и программам в народное хозяйство, социальную сферу и др., соблюдая при этом правила и требования правовых норм, присущих любому правовому государству.



    Таким образом, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

    Методы финансового права. Основной метод финансово‑правового регулирования – государственно‑властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

    Властный характер метода финансового права выражается:

    в императивности финансово‑правового регулирования, которая состоит в том, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению и по своей инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их;

    в неравенстве субъектов финансового права, которое выражается в различных формах: в их правоспособности, в содержании их финансовых прав и обязанностей, а также в методах их реализации. Но наиболее ярко данная черта метода финансового права выражается в том, что одна сторона финансовых правоотношений обладает юридически властными полномочиями, а другая сторона вынуждена подчиняться властным предписаниям;

    в том, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле и инициативе, а только в силу властных предписаний, выраженных в правовых актах соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления;

    в обособленности имущества субъектов финансового права, которая достигается посредством права собственности и иных вещных прав на финансовые ресурсы.

    Регулятивная функция финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловливает использование поощрительного и согласовательного методов в финансовом праве.

    Поощрительный метод более распространен и применяется для регулирования отношений между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также негосударственными организациями. В основе поощрительного метода лежат рекомендательные нормы.

    Согласовательный метод встречается значительно реже, только в тех случаях, когда в финансовом правоотношении пересекаются интересы равноправных субъектов финансового права. Например, в силу того, что в действующем законодательстве закреплен принцип самостоятельности бюджетов различного уровня, как правило, отношения, складывающиеся между государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими их разработку, утверждение и исполнение, характеризуется равноправием сторон и необходимостью согласования их воли.

    Особенности предмета и метода правового регулирования позволяют определить финансовое право.

    Понятие финансового права. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

    Место финансового права в единой системе российского права. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

    В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

    Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

    Так, государственное (конституционное) право – ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

    Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

    Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

    Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности, изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

    Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово‑правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово‑правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

    Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Российское финансовое право подразделяется на две части: общую, к которой относятся нормы финансового права, закрепляющие основные принципы, а также правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, занимающихся финансовой деятельностью, с разграничением их полномочий в этой сфере и т. д.;

    особенную, которая состоит из ряда разделов, включающих финансово‑правовые институты. Эти институты регулируют группу однородных финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых правовые нормы сгруппированы в зависимости от того, какие отношения они регулируют: государственно‑бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, финансы государственных предприятий, государственные доходы, государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы, банковское кредитование, денежное обращение, расчеты и валютное регулирование.

    2.3. Финансово‑правовые нормы (содержание, виды и структура)

    Финансово‑правовые нормы – это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

    характера установления в них предписаний;

    мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

    способов защиты прав участников финансовых отношений.

    Содержание финансово‑правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально‑экономическому развитию страны.

    Таким образом, финансово‑правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

    Признаки финансово‑правовых норм:

    имеют особую сферу применения – область финансовой деятельности государства, т. е. регулируют поведение субъектов финансовой деятельности;

    носят государственно‑властный характер, властный характер. Выражены в категоричной форме, не допускающей произвольного изменения условий и порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций и т. д.;

    имеют материальное обеспечение;

    с точки зрения происхождения не возникают как фактические, а всегда устанавливаются государством в финансово‑правовых актах.

    Виды финансово‑правовых норм. Классификация финансово‑правовых норма производится по различным основаниям.

    1. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

    Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий.

    Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

    Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

    Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

    2. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

    Материальные финансово‑правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

    Процессуальные (процедурные) финансово‑правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

    3. По выполняемым функциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

    регулятивные – направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей (ст. 51, 56 НК РФ);

    охранительные – предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения (ст. 116–129 НК РФ).

    4. По территориальному признаку финансово‑правовые нормы подразделяются на действующие на:

    всей территории РФ;

    территории соответствующих субъектов Российской Федерации; территории соответствующих муниципальных образований.

    5. По времени действия финансово‑правовые нормы подразделяются на:

    общие – устанавливаются на неопределенный срок и утрачиваются в связи с их отменой или изменением;

    временные – устанавливаются на определенный срок.

    6. По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

    общезакрепительные – в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;

    дефинитивные – закрепляют существенные признаки соответствующих финансово‑правовых категорий понятий и терминов;

    нормы‑принципы – устанавливают основные начала финансового законодательства;

    комплексные – определяют порядок применения и соподчиненность нормативных правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);

    оперативные – определяют порядок вступления в силу новых финансово‑правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм и т. д.

    Структура финансово‑правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

    Гипотеза указывает на условия действия финансово‑правовой нормы.

    Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

    Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово‑правовых норм. Финансово‑правовые санкции соединяют правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

  • IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  • IV.1. Общие начала частной правозащиты и судебного порядка
  • План

    1. Понятие, предмет и методы финансового права.

    2. Финансовое право как учебная дисциплина.

    3. Наука финансового права.

    1. Понятие «финансовое право» рассматривается в разных аспектах:

    – как отрасль российского права;

    – как отрасль правоведения, правовая наука;

    – как учебная дисциплина, учебный курс, изучаемый в юридических высших учебных заведениях.

    Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития.

    Финансовое право – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством и органами местного самоуправления определенных фондов денежных средств, необходимых им для выполнения задач и функций, методом «власти и подчинения», как правило, не основанных на субординации.

    Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), расширению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

    Финансовое право, являясь отраслью российского права, по своей сущности относится к публичным отраслям права и регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, то есть деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств.

    Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и органами местного самоуправления финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность – они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств, одной из сторон которых всегда выступает государство или орган местного самоуправления.

    Основным методом правового регулирования финансового права является метод «власти и подчинения». Однако метод «власти и подчинения», применяемый финансовым правом, отличается от аналогичного метода, используемого другими отраслями публичного права. Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения по «вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости.

    В финансовом праве используются также и такие методы, как метод рекомендаций и согласований.

    Финансовое право, имея свой предмет правового регулирования и обусловленный им метод правового регулирования, представляет собой самостоятельную отрасль права. Финансовое право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права, главным образом с конституционным, административным и гражданским. При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета и особенности метода правового регулирования.

    2. Финансовое право РФ – самостоятельная отрасль публичного права, призванная регулировать общественные отношения, возникающие в процессе образования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач и функций.

    Финансовое право состоит из двух частей – Общей и Особенной . К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов – участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве. Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

    Источниками финансового права являются нормативные правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. Учитывая юридическую силу источников финансового права, можно выстроить следующую их систему:

    а) Конституция Российской Федерации;

    б) федеральные конституционные законы;

    в) федеральные законы, в том числе кодексы;

    г) федеральные подзаконные акты:

    – указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

    – постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

    – нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

    д) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

    – конституции, уставы субъектов Федерации;

    – законы субъектов Федерации;

    – указы, распоряжения президентов (губернаторов);

    – нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;

    е) нормативные акты органов местного самоуправления, которые действуют на территории муниципального образования (распоряжения, решения).

    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

    Наука финансового права представляет собой систему специфических знаний, которые группируются вокруг понятий: бюджет, государственные финансы, налоговая система, банковская система и некоторые другие.

    Элементы:

    Предмет науки

    Совокупность используемых данной наукой методов

    Библиографии (к примеру, Бельский)

    Предметом науки ФП является система знаний о ФП и управлении гос. финансами.

    Три направления знаний:

    1. Эти знания воплощаются в форме фин. Правовых категорий (понятий).

    2. Эти знания воплощаются в форме исследований о ФП нормах, подотраслях и его институтах. Эти знания классифицируются, систематизируются и обобщаются.

    3. Эти знания воплощаются в форме опытного знания.

    Особенности науки ФП

    Это общественная наука, предмет которой составляют социальные категории (пример: налоги с физ. И юр. лиц)

    Это наука, которая изучает такие финансово-правовые явления, которые по юридической природе являются публично-правовыми, имеющими место в сфере государственных публичных финансов (общественный договор вторгается и в науку ФП).

    Это юридическая наука, которая изучает финансово-правовые категории и явления, которые являются двойственными по своей природе (соединение правовой и экономической материи)

    ФП наука призвана не только объяснять фп явления, но и служить базой для решения практических вопросов финансовых органов.

    1) общетеоретические проблемы (общетеоретическая часть, где изучаются вопросы науковедении, догме ФП)

    2) Специальные проблемы, относящиеся в широком плане к бюджетному праву (гос. доходы и расходы)

    3) Специальные проблемы в области налогового права (+ страхование, гос. кредит и др.)

    4) Специальные проблемы в широком плане относящиеся к банковскому праву (+ валютное право)

    5) Проблемы, не относящиеся к вышеперечисленным группам, но тяготеющие к ним.

    Метод и методология науки ФП

    Метод правовой науки – система методов познания, которые используются в конкретных юридических науках и составляют их методологическую основу.

    Формально-догматический метод (исследует догму права, является специально юридическим. Примеры: описание и анализ финансово- правовой нормы, ее толкование, классификация и систематизация норм)

    С помощью этого метода нормы финансового права изучаются в трех аспектах:

    Какими они являются в законе

    Применимы ли они в таком виде жизненной ситуации

    Каковы они должны быть в идеале

    Метод обращения к другим наукам (при анализе широко используются выводы и других наук)

    Метод сравнительно-правового исследования (способ исследования двух или более финансово-правовых подотраслей, который решает задачу их сравнения на предмет выявления общего и различающегося)

    Метод конкретно социологического исследования (включает в себя приемы: личное наблюдение за деятельностью финансовых органов, анкетирование, собеседование, опрос финансовых работников)

    Метод сравнительно исторический

    Метод живого познания (предполагает процедуру, при которой материал получается по средством свободного погружения субъекта в познаваемый объект, объединения с познаваемым объектом, осмысления его с тех позиций, которые представляются наиболее удобными для постижения истины).

    Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

    Основные организационно-правовые особенности финансовой деятельности состоят в следующем.

    От других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция и распределение финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

    Осуществление государством финансовых функций протекает (в зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных и исполнительных (государственного управления) органов власти. Например, бюджетные средства по основным направлениям жизнедеятельности государства или субъектов Федерации распределяются представительными органами, а финансовые ресурсы внутри отраслей народного хозяйства - в порядке государственного управления органами исполнительной власти.

    Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

    Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне.

    По своему характеру эти формы могут быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

    Конкретные правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

    Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления и содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформ­ление в актах соответствующих органов государства и местного самоуправления. Так, федеральный бюджет утверждается феде­ральным законом, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном по­рядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отноше­ния и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

    Система налогов и сборов РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, обладающих организационно-правовым и экономическим единством, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц за осуществление государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера (например, таможенная, нотариальная, почтовая пошлина и др.).

    В Российской Федерации в соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ взимаются следующие виды налогов и сборов:

    Федеральные;

    Региональные (налоги и сборы субъектов РФ);

    Местные.

    Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и действуют на всей территории Российской Федерации.

    Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ и вводятся законами субъектов РФ на территории соответствующих субъектов РФ.

    Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на территории соответствующих муниципальных образований.

    Подобная трехуровневая система налогов (федеральные, региональные, местные) свойственна практически всем государствам с федеративным устройством.

    Совокупность федеральных, региональных и местных налогов и сборов образует систему налогов Российской Федерации.

    К федеральным налогам и сборам относятся следующие 16 видов налогов и сборов:

    Налог на добавленную стоимость;

    Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

    Налог на прибыль (доход) организаций;

    Налог на доходы от капитала;

    Подоходный налог с физических лиц;

    Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

    Государственная пошлина;

    Таможенная пошлина и таможенные сборы;

    Налог на пользование недрами;

    Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

    Лесной налог;

    Водный налог;

    Экологический налог;

    Федеральные лицензионные сборы.

    К региональным налогам и сборам относятся 7 видов региональных налогов и сборов:

    Налог на имущество организаций;

    Налог на недвижимость;

    Дорожный налог;

    Транспортный налог;

    Налог с продаж;

    Налог на игорный бизнес;

    Региональные лицензионные сборы.

    В соответствии со ст. 14 (п.2) Налогового кодекса РФ при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

    В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относятся 5 видов налогов и сборов:

    Земельный налог;

    Налог на имущество физических лиц;

    Налог на наследование или дарение;

    Местные лицензионные сборы.

    Классификация налогов по объектам налогообложения образует пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

    В первую очередь налоги делятся на прямые (подоходно-поимущественные) и косвенные (налоги на потребление). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ (подоходный налог, налог на имущество), косвенные - в результате их расходования (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

    Прямые налоги подразделяются в свою очередь на:

    Реальные - взимаемые с действительно полученной налогоплательщиком прибыли, или дохода (налог на прибыль предприятий);