Что входит в гражданскую оборону. Гражданская оборона, её структура и основные задачи

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства , составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий. Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики. Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

Защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров , взрывов , выбросов сильнодействующих ядовитых веществ , эпидемий и т. д.);

Координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;

Создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной , химической и биологической обстановкой ;

Повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях ;

Поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов , вертолётов и других летательных аппаратов;

Специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

Накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;

Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;

Эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;

Организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;

Обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

История в СССР и РФ

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года , когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны . МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

Одной из основных потребностей человека является состояние безопасности и стабильности. А в современном мире наличествует множество факторов, событий и угроз, мешающих людям чувствовать себя защищенно и стабильно.

Именно поэтому во всем цивилизованном обществе существуют определенные законы и правила, в соответствии с которыми живет все население. В сфере безопасности наиболее ярким таким понятием и системой мероприятий, закрепленных на законодательном уровне, является определение гражданской обороны.

Исходя из этого, всем гражданам государства необходимо понимать, каковы же цели и задачи гражданской обороны, в чем ее суть.

Понятие и суть гражданской обороны

Гражданская оборона государства (ГО) - это специально разработанная система действий и мероприятий, выражающихся в защите населения, культурных и материальных ценностей страны от возникающих в результате военных манипуляций или чрезвычайных происшествий опасностей. А также в подготовке и обучении людей в данной области.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности населения. Для ее выполнения страны предпринимают различные действия по ведению и организации ГО.

Основные задачи гражданской обороны заключаются в своевременной помощи, защите от нападения врага, катастроф техногенного или природного характера и других опасностей крупных масштабов.

Руководство современной гражданской обороной на общем уровне осуществляется правительством и президентом страны. В Российской Федерации, помимо вышеуказанных органов власти, гражданской обороной занимаются также в регионах страны и в ее муниципальных образованиях. В каждом из которых устанавливаются свои руководители.

Цели и задачи

Можно выделить следующие задачи гражданской обороны:

  • обучение жителей населённых пунктов правильному поведению во время проведения военных действий или возникновения стихийных бедствий;
  • оповещение людей о наличии опасности или о ее возможном появлении;
  • вывоз населения, культурных или материальных ценностей в безопасные места;
  • предоставление жителям средств, необходимых для индивидуальной защиты, медикаментов и медицинского обслуживания;
  • обнаружение и проведение всех необходимых мер по ликвидации заражения радиацией, химическим или биологическим оружием территорий;
  • наведение порядка на территориях, где проводились военные действия или произошло стихийное бедствие, в том числе восстановление работ коммунальных служб, привлечение их к данному процессу;
  • проведение процедур обеззараживания, санитарной обработки зданий, техники, строений;
  • борьба с возгораниями, возникшими в результате военных или стихийных катастроф;
  • проведение мероприятий по всем видам маскировки;
  • обеспечение постоянной боевой готовности всех имеющихся сил и средств государства;
  • захоронение трупов людей, ставших жертвами войны или

Также можно выделить следующие задачи в области гражданской обороны, которые должны быть выполнены со стороны государства:

  • проведение комплекса мер, позволяющих укрепить устойчивость которые способствуют улучшению функционирования ГО во время чрезвычайных ситуаций;
  • специальное обучение, подготовка и переквалификация в случае необходимости сил гражданской обороны и управленцев ГО;
  • строительство фонда защитных сооружений для безопасности населения (например, бомбоубежищ);
  • контроль и координация деятельности организаций, занимающихся прогнозированием, предупреждением и ликвидацией последствий экологических и техногенных катастроф;
  • создание и поддержание в полной готовности всех систем оповещения населения, систем выявления и наблюдения за химической, радиационной и биологической обстановкой;
  • поиск потерпевших бедствие космических кораблей, самолетов, подводных лодок и судов;
  • обучение жителей самостоятельному изготовлению средств индивидуальной защиты, приемам по спасению от массового поражения оружием (ядерным), ведению ими спасательно-аварийных работ.

Таким образом, назначение и задачи гражданской обороны достаточно хорошо прописаны законодательством, но на практике зачастую происходят сбои в системе. В результате чего страна несет большие потери населения, не говоря уже об огромных материальных ценностях.

Законы, регулирующие гражданскую оборону РФ

Решение задач по гражданской обороне, само ее понятие и суть в Российской Федерации регулируется ФЗ № 28 "О гражданской обороне". ФЗ был принят еще в 1998 году, а последние изменения в него были внесены в декабре 2013-го, уже при ныне действующем руководстве страны.

Данный закон устанавливает понятие гражданской обороны, основные задачи и особенности. А также в нем определены компетенция органов государственной власти и права, ответственность, в сфере ГО.

Помимо основного ФЗ об обороне, законодатель прописывает некоторые нюансы ГО в других нормативно-правовых актах и постановлениях Правительства. При этом все ФЗ, касающиеся ГО, не противоречат Конституции РФ и Гражданскому Кодексу.

Система

После того как было рассмотрено в общем виде, что такое гражданская оборона, понятие и задачи ее в целом, следует перейти к углубленному рассмотрению ГО в РФ. Начиная с ее системы.

В систему ГО входят:

  • органы управления и обеспечения гражданской обороны;
  • денежные и материальные (продовольствие, медикаменты, средства защиты) фонды и резервы;
  • комплексы управления, оповещения и связи, необходимые в случае возникновения опасности;
  • иные средства и силы, нужные для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны.

Гражданская оборона образует собственную структуру не только исходя из территориальных принципов, но и из производственных. Ее основным звеном является экономический объект. Например, завод, университет и т. д.

Так, территориальная особенность формирования гражданской обороны заключается в ее организации на разных местностях, в разных субъектах, краях, областях, городах и станицах РФ, согласно административному делению страны.

Производственный же принцип состоит в организации обороны в отдельных ведомствах, министерствах, предприятиях и объектах разных значений.

Из полученной информации становится понятным, что представляет собой гражданская оборона. Структура и задачи ее тесно связаны между собой. Так как каждое звено ГО выполняет ряд функций, которые входят в его компетенцию, то вместе данные части системы образуют мощный, эффективно работающий механизм.

Гражданская оборона может выполнить сложные задачи глобального характера только при тесном взаимодействии различных ветвей власти на всех ее уровнях, а также начальства и подчиненных различных организаций и предприятий. Поэтому очень важным является рассмотрение как всех звеньев гражданской обороны отдельно каждого, так и их взаимосвязь в процессе выполнения намеченных целей.

Силы ГО

В главе пятой ФЗ "О гражданской обороне" закреплены силы гражданской обороны. К ним относятся воинские формирования федерального значения, противопожарная и аварийно-спасательная службы и нештатные формирования, которые осуществляют основные задачи гражданской обороны.

Порядок действий вооруженных сил закреплен законодательством РФ, а их вовлечение в процесс военных действий, предупреждения или устранения последствий чрезвычайных ситуаций определяется Президентом РФ. Нештатные же формирования привлекаются в процесс согласно плану гражданской обороны, по указу должностного лица, являющегося руководителем гражданской обороны на той территории, где это необходимо.

Также в ФЗ указаны основы деятельности специальных формирований и органа исполнительной власти, который уполномочен решать задачи гражданской обороны РФ. А именно:

  • На вооружении государственных организаций в рассматриваемой области находятся специальная техника и оружие (стрелковое и холодное).
  • Военным спасательных формирований выдаются специальные удостоверения, определенного образца, которые подтверждают их статус. А также военные имеют международные знаки, обозначающие их принадлежность к силам гражданской обороны.
  • Социальная помощь, финансирование и сама деятельность сил ГО осуществляется по законам РФ. При этом денежные средства выделяются на разных уровнях (федеральном, региональном и местном) в зависимости от того, какие формирования финансируются.

В военное время вооруженные силы РФ начинают осуществлять свою деятельность с момента объявления военного положения президентом страны, а в мирное время при возникновении эпидемий, аварий техногенного вида, катастроф или бедствий стихийного характера.

Руководство

Руководство ГО в РФ в соответствии с законом осуществляется Правительством страны. Государственную политику в этой же области проводит федеральный орган исполнительной власти на основании полномочий, которыми его наделил президент. На уровне субъектов государства и муниципальных образований правление гражданской обороной осуществляют главы исполнительной власти субъектов и муниципалитетов соответственно. Начальники полностью ручаются и отвечают за организацию и проведение мероприятий по охране и защите населения.

Для того чтобы своевременно, на соответствующей территории и в полной мере были выполнены задачи в области гражданской обороны, в РФ законодательно закреплены следующие органы правления гражданской обороной:

1. Орган исполнительной власти в области ГО федерального значения.

Данный орган власти осуществляет соответствующее регулирование всех нижестоящих по уровню органов и организаций. Обладает специальными разрешительными, надзорными и контрольными функциями, для того чтобы были обеспечены цели и задачи гражданской обороны.

2. Территориальные исполнительные органы власти ГО.

Это региональные центры по ликвидации следствий стихийных бедствий, помощи в момент в целом уполномоченные решать любые задачи гражданской обороны на территории отдельного субъекта или муниципального образования. Такие органы комплектуются военнослужащими воинских формирований федерального органа власти, а также руководящими лицами состава противопожарной службы федерального уровня и гражданским персоналом.

Руководство территориальных органов назначается и снимается с должности начальством федерального исполнительного органа. Освободить их от занимаемой должности вправе также Президент РФ.

3. Структурные подразделения органов власти федерального значения исполнительного характера.

4. (работники).

Полномочия Президента и Правительства РФ в сфере ГО

Помимо того что ФЗ-28 поясняет назначение и задачи гражданской обороны, определяет ее понятие и особенности, он также отдельной главой прописывает компетенцию органов государственной власти в данной области.

Так, во второй главе ст. 5 указано, что Президент РФ уполномочен:

  • определять основы единой политики в сфере гражданской обороны;
  • утверждать и вводить в действие План ГО, как на всей территории РФ, так и в отдельных ее субъектах;
  • утверждать численность, состав, структуру спасательных воинских формирований, положение об их организации и изменениях.

В соответствии со ст. 6 Правительство РФ для того, чтобы были выполнены задачи гражданской обороны, имеет право и обязано:

  • обеспечивать проведение единой политики в области обороны;
  • руководить общим ведением и гражданской обороны;
  • издавать различные нормативно-правовые акты в области обороны и организовывать разработку ФЗ;
  • определять порядок отнесения местности к группам гражданской обороны;
  • устанавливать порядок эвакуации людей, материальных и культурных ценностей из зоны опасности;
  • устанавливать регламент обучения граждан в области обороны;
  • определять порядок создания укрытий и убежищ, а также накопления, использования и хранения различных защитных средств, продовольствия, медикаментов.

Полномочия исполнительных органов власти в сфере ГО

В соответствии со ст. 7 органы исполнительной власти в сфере ГО могут и должны:

  • принимать нормативно-правовые акты в данной сфере, доводить до сведения информацию, содержащуюся в них, компетентным организациям, контролировать их соблюдение и выполнение;
  • разрабатывать план гражданской обороны, при этом согласовав его с федеральным органом власти;
  • проводить мероприятия и процедуры по гражданской обороне, создавать необходимые силы и средства защиты;
  • проводить комплекс мероприятий предназначенных для сохранения объектов, крайне важных для функционирования экономики и сохранения жизни людей;
  • создавать и следить за постоянной готовностью комплекса технических устройств управления гражданской обороны, а также за системами оповещения населения;
  • создавать и следить за сохранностью запасов провизии, медикаментов и иных необходимых средств.

Гражданские организации ГО

Для того чтобы защитить население от опасностей, помимо государственных органов, также существуют формирования ГО на уровне предприятий. В такие гражданские организации ГО могут вступать все совершеннолетние граждане, не достигшие пенсионного возраста, кроме беременных, инвалидов, матерей маленьких детей (до 8 лет) и некоторых других категорий граждан.

ФЗ-28 также выделяет задачи гражданских организаций гражданской обороны и их полномочия. А именно:

  • планирование и организация мероприятий по обороне;
  • осуществление обучения собственных работников в области обороны;
  • создание и хранение собственных запасов ценных во время бедствия средств, медикаментов, провизии.

Организации 1-го и 2-го и некоторые 3-го класса опасности (производство радиационной или ядерной опасности, гидротехнические сооружения) обязаны создать и держать в постоянной готовности аварийно-спасательные нештатные формирования. А 1-й и 2-й классы опасности еще и локальные системы оповещения об опасности.

Другие особенности гражданской обороны РФ

Также можно добавить, что все задачи гражданской обороны РФ, в зависимости от общей внутренней и внешней обстановки, выполняются в нескольких режимах:

  1. Повседневная деятельность - выполнение целей и задач в мирное время, при отсутствии катастроф природного и техногенного характера.
  2. Повышенная готовность - действия при явной угрозе развязывания войны, при ухудшении обстановки химического, радиационного, сейсмического или производственного характера.
  3. Режим чрезвычайной ситуации - объявление войны, военного положения, фактическое свершение аварии, катастрофы.

Несколько слов касаемо того, как в общем развивалась и менялась гражданская оборона. Задачи ГО всегда выполнялись и преобразовывались в зависимости от того, какой вид опасности угрожал стране в тот или иной период.

Например, в 30-е годы 20-го столетия была создана система противовоздушной обороны местного значения. Именно в связи с появлением и усилением бомбардировки в это время со стороны агрессора (немецких оккупантов). С помощью данной системы были обезврежены множество авиабомб, потушено огромное количество пожаров и предотвращено аварий промышленного характера.

В середине 20-го века появилась угроза ядерного оружия, поэтому в данное время страна наращивала ядерный потенциал для собственной защиты. Регулярно проводилось обучение населения средствам и действиям, необходимым для защиты от ядерного взрыва.

Сегодня государство в большей степени подвержено террористическим нападениям банд-формирований. А также серьезным стихийным бедствиям (пожарам, наводнениям). Соответственно, все силы государства и народа положены на борьбу с ними. Для этих целей в РФ с января 1994 года существует МЧС.

Заключение

Выше были рассмотрены термин "гражданская оборона", определение и задачи ее в современном мире. Исходя из полученной информации, можно сделать вывод, что в РФ сегодня существует вполне эффективная законодательная база в области ГО. Тем не менее, из года в год случаются различные ситуации, из которых становится понятно, что проблем в данной сфере все-таки очень много. Из-за неслаженности, халатности и попустительства руководящих лиц и членов органов исполнительной власти страна терпит большие убытки и теряет множество жизней своих граждан.

В связи с этим стоит выделить основные направления в развитии гражданской обороны:

  1. Государственное определение приоритетов в финансировании и выполнении мероприятий ГО.
  2. Упор компетентных органов на систематическое обучение основам безопасности как внештатных формирований и органов гражданской обороны, так и простого населения страны.
  3. Ужесточение наказания за ненадлежащее выполнение своих обязанностей должностными лицами в области гражданской обороны.

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

Гражданская оборона – (далее ГО) – составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь по подготовке к защите и по защите населения, материальных и историко-культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих (возникших) при ведении военных действий или вследствие этих действий. Она включает:

– объекты гражданской обороны – защитные сооружения, пункты управления, специализированные складские помещения для хранения средств гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для выполнения мероприятий гражданской обороны;

– организации, отнесенные к соответствующим категориям по гражданской обороне, – действующие, строящиеся, реконструируемые и проектируемые объекты промышленности, транспорта, энергетики и электросвязи, научные и научно-исследовательские и иные объекты, имеющие важное оборонное и (или) экономическое значение;

– средства гражданской обороны – средства оповещения, связи и управления, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты, жизнеобеспечения населения и иные материальные средства, аварийно-спасательная и другая техника, оборудование и приборы, служебные животные, предназначенные или привлекаемые для выполнения мероприятий гражданской обороны;

– территории, отнесенные к соответствующей группе по гражданской обороне, – территории, на которых расположены населенные пункты с находящимися в них объектами, имеющими важное оборонное и (или) экономическое значение либо представляющими потенциальную опасность для населения при ведении военных действий.

Гражданская оборона организуется по административно-территориальному и отраслевому принципам, т.е. начальниками ГО являются первые лица исполнительных органов власти и руководители объектов. В структуры ГО входят как органы, выполняющие прямые функции, так и структуры двойного назначения.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом совершенствования средств вооруженной борьбы и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий.

Ведение гражданской обороны осуществляется в соответствии с планами гражданской обороны, которые вводятся в действие на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях полностью или частично с момента объявления войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Республики Беларусь военного положения.

Основными задачами ГО в мирное и военное время являются:

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

– подготовка и переподготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны, создание и совершенствование учебной базы гражданской обороны;

– создание и поддержание в постоянной готовности органов управления и сил гражданской обороны, средств и объектов гражданской обороны;

– создание, накопление, хранение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС и использование их при выполнении мероприятий гражданской обороны;

– обеспечение устойчивого функционирования экономики и ее отдельных объектов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения населения в военное время;

– оповещение населения, государственных органов и иных организаций об опасностях, возникающих (возникших) при ведении военных действий;

– временное отселение населения, укрытие в защитных сооружениях, предоставление средств индивидуальной защиты;

– эвакуация материальных и историко-культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения;

– проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего от опасностей, возникших при ведении военных действий, водой, продуктами питания, оказание медицинской помощи и принятие других необходимых мер;

– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;

– срочное захоронение трупов;

– санитарная обработка населения, обеззараживание территорий, техники, зданий и других объектов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению;

– поддержание общественного порядка в районах, пострадавших от опасностей, возникших при ведении военных действий.

Силы гражданской обороны состоят из: служб гражданской обороны; гражданских формирований гражданской обороны; сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.

Службы гражданской обороны создаются для обеспечения и выполнения гидрометеорологических, инженерно-технических, медицинских и других мероприятий гражданской обороны.

Службы гражданской обороны создаются решением Совета Министров Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, руководителей других организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени, и подразделяются на республиканские, областные, районные, городские и службы организаций, руководство которыми осуществляют начальники этих служб, назначаемые соответствующими начальниками гражданской обороны.

Главными направлениями в системе мер по сохранению и повышению устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются:

– перевод потенциально опасных предприятий на современные, более безопасные технологии и вывод их из населенных пунктов;

– внедрение автоматизированных систем контроля и управления опасными технологическими процессами;

– разработка системы безаварийной остановки технологически сложных производств;

– внедрение систем оповещения и информирования о ЧС;

– защита людей от поражающих факторов ЧС;

– снижение количества опасных веществ и материалов на производстве;

– наличие и готовность сил и средств для ликвидации ЧС;

– улучшение технологической дисциплины и охраны объектов.

Для реализации каждого из этих направлений проводятся организационные, инженерно-технические и специальные мероприятия.

Организационные мероприятия предусматривают:

планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава, штаба, служб и формирований ГО по защите рабочих и служащих предприятий;

– восстановление производства;

– выпуск продукции на сохранившемся оборудовании.

Инженерно-технические мероприятия осуществляются преимущественно заранее (в мирное время) и обычно включают комплекс работ, обеспечивающих повышение физической устойчивости зданий, сооружений, технологического оборудования и производства в целом, а также создание условий для его быстрейшего восстановления, повышения степени защищенности людей от поражающих факторов ЧС.

Специальные мероприятия включают создание благоприятных условий для проведения успешных работ по защите и спасению людей, попавших в опасные зоны, и быстрейшей ликвидации ЧС и их последствий (накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, создание запасов материалов для нейтрализации разлившихся АХОВ и дегазации местности, проведение тренировок и др.).

Основными организаторами работ по повышению устойчивости функционирования организаций, предприятий и учреждений, обеспечения жизнедеятельности населения и создания оптимальных условий для восстановления нарушенного производства в органах местного самоуправления, администрациях организаций являются комиссии по повышению устойчивости функционирования. Они строят свою работу в соответствии с положениями о комиссии по повышению устойчивости функционирования.

3.3 Планирование видов деятельности
для решения проблем безопасности

Минимизация последствий ЧС возможна только в том случае, если общество уделяет постоянное внимание разработке всеобъемлющей системы их мониторинга, прогнозирования, оценки и предупреждения . В различных государствах эта система складывается на основании анализа и обобщения сведений по ЧС, происходящим в природе, технике, обществе.

Под мониторингом понимают систему наблюдений и анализа изменений состояния окружающей среды, вызванных антропогенными и природными причинами, которая позволяет прогнозировать развитие этих изменений, в том числе и приводящих к ЧС.

Мониторинг включает наземные, воздушные и космические средства наблюдения. Мониторинг может организовываться на глобальном, государственном, региональном, территориальном и местном уровне.

Прогнозирование ЧС – процесс получения информации о состоянии потенциально опасных объектов или источников на определенной территории, развитии природных явлений, экологических и биолого-социальных бедствий, приводящих к ЧС, и оценка возможных последствий при возникновении ЧС различного характера.

Целью прогнозирования ЧС является обеспечение своевременного и эффективного принятия мер заблаговременной и непосредственной защиты.

Прогнозирование техногенных ЧС включает выявление и аттестацию потенциально опасных объектов, оценку возможных последствий аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, предупреждение органов управления о возможных ЧС.

Прогнозирование природных ЧС является наиболее сложной проблемой в силу их больших масштабов и значительной неопределенности в возникновении и развитии процессов. Прогнозирование природных ЧС осуществляется в масштабе страны, а в некоторых случаях и во взаимодействии с международными организациями и возложено, прежде всего, на Главгидромет, но в прогнозировании ряда процессов и явлений участвуют научно- исследовательские учреждения других министерств и ведомств. При этом различают как долгосрочный , так и краткосрочный прогноз, который более точный.

Прогнозирование ЧС экологического характера обычно проводят учреждения Министерства здравоохранения, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и др.

Прогноз возникновения экологических ЧС в определенном районе или на объекте осуществляется на основе непрерывного наблюдения и контроля за характеристиками экологической обстановки и соответствия её критериям безопасности.

Прогнозирование ЧС биологического характера возложено, прежде всего, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, поддерживающие его научно-исследовательские учреждения с участием других министерств и ведомств.

Прогнозирование ЧС социального характера обычно проводят политологи, экономисты, юристы и другие специалисты, работающие в соответствующих государственных органах.

Основу прогнозирования биолого-социальных ЧС составляет ретроспективный эпидемиологический анализ, т.е. анализ инфекционных заболеваний в текущее время с учетом информации за определенный прошедший период.

Прогнозирование ЧС для военного времени осуществляется на основе оценки военно-политической обстановки в стране и регионах, проводимой периодически в Генеральном штабе и штабах военных округов.

В последние годы в МЧС РБ, учитывая важность прогнозирования для снижения рисков катастроф, создается общегосударственная система мониторинга ЧС природного и техногенного характера. Эта система включает ведомственные и региональные подсистемы мониторинга ЧС.

Таким образом, прогнозирование является базовым процессом, обеспечивающим предупреждение ЧС на этапе проведения мероприятий заблаговременной защиты.

На каждом объекте защищаемой территории для повышения их устойчивости проводятся мероприятия по характеру решаемых задач которые можно объединить в следующие группы:

1) защита населения и персонала производственных объектов, что достигается заблаговременным возведением и поддержанием в готовности убежищ и других сооружений;

2) подготовка служебных сооружений и жилых зданий для снижения степени радиоактивного и химического заражения;

3) обеспечение устойчивости производственных и коммунальных объектов;

4) подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы;

5) подготовка к проведению восстановительных работ в кратчайшие сроки;

6)планирование и подготовка к эвакуации или выводу населения и производственного персонала из опасных зон;

7) формирование нештатных отрядов и групп и обучение их выполнению конкретных работ при возникновении ЧС и ликвидации их последствий;

8) организация обеспечения населения, персонала производственных и других объектов средствами индивидуальной защиты;

9) обучение населения и персонала объектов способам защиты и действий при возникновении прогнозируемых ЧС;

10) организация и поддержание в готовности системы оповещения о ЧС и обучение действиям по сигналам;

11) исключение или ограничение поражения от вторичных поражающих факторов ЧС.

Мероприятия и способы этого периода этапа непосредственной защиты могут проводиться и реализоваться при условии наличия времени от момента возникновения угрозы до возникновения ЧС. В этих условиях могут проводиться следующие группы мероприятий:

1) мероприятия информационного обеспечения;

2) мероприятия усиления безопасности;

3) завершение организационных мероприятий;

4) непосредственная подготовка населения и персонала объектов;

5) непосредственная подготовка войск ГЗ и специальных формирований объектов;

6)завершение материально-технического обеспечения.

Мероприятия информационного обеспечения имеют цель исключить или максимально ослабить фактор внезапности возникновения аварий и катастроф различного происхождения и подготовить население и персонал объектов к строгому соблюдению первичных мер безопасности в условиях прогнозируемой ЧС.

Мероприятия усиления безопасности имеют цель провести защитные действия до возникновения ЧС на защищаемой территории, что позволит снизить ущерб, смягчить последствия ЧС и уменьшить потери людей. Мероприятия этой группы, в основном, сводятся к рассредоточению людей, техники и завершению мероприятий заблаговременной подготовки.

Завершение организационных мероприятий имеет цель завершить выполнение плановых мер, направленных на предупреждение и снижение ущерба. К мероприятиям этой группы, прежде всего, относятся подготовка или проведение эвакуации, решение вопросов взаимодействия, подготовки объектовых сил и средств к выполнению задач в условиях обстановки после возникновения ЧС.

Непосредственная подготовка населения и персонала объектов имеет цель обеспечить уверенность в возможности успешной защиты, предотвратить этим возможную панику и психологическую неустойчивость. Особое внимание уделяется напоминаниям и инструктажам о правилах действий при возникновении конкретно угрожаемой ЧС.

Непосредственная подготовка войск ГО и специальных формирований объектов имеет цель обеспечить их полную готовность к выполнению задач по предназначению. К этой группе мероприятий, прежде всего, относятся сбор сил и средств, уточнение плана действий, подготовка техники и т.п.

Руководство ГО РФосуществляет Правительство РФ.

Государственную политику в области ГО осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области ГО – министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

Руководство ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руко­водители.

Руководство ГО на территориях субъек­тов РФ и муниципальных образований осу­ществляют соответственно главы органов исполнительной вла­сти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления.

Органами, осуществляющими управление ГО, являются:

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО – МЧС России;

Территориальные органы региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры) и органы уполномоченные решать задачи по ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – главные управления МЧС РФ по субъектам РФ);

Структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области ГО;

Структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области ГО.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите населения.

Решением соответствующих органов местного самоуправления ана­логичные управленческие структуры ГО образова­ны на территориях городов, сельских поселений и других населенных пунктах, не отне­сенных к группам по ГО. Они возглавляются и комплектуются гражданским персоналом, содержащимся за счет средств соответствую­щих бюджетов.

В федеральных органах исполнительной власти для планиро­вания и организации выполнения мероприятий ГО, контроля за их выполнением, по решению их руководите­лей, создаются за счет численности и фонда заработной платы, установленных для данных органов, штатные структурные подразделения (управления, отделы, секторы, группы), уполномоченные на решение задач в области ГО. В организациях органами, осуществляющими управление ГО, являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО. Они создаются (назначаются) в порядке, установленном правительством РФ.


Количество работников в структурном подразделении по ГО или отдельных работников по ГО в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм: в органи­зациях, отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников до 500 человек – один ос­вобожденный работник; от 500 до 2,0 тыс. человек – 2–3 осво­божденных работника; от 2,0 тыс. до 5,0 тыс. человек – 3–4 осво­божденных работника; свыше 5,0 тыс. человек – 5–6 освобожденных работников.

В организациях, не отнесенных к категориям по ГО, с количеством работников свыше 200 человек, назна­чается один освобожденный работник по ГО, а в организациях с количеством работников менее 200 человек работа по ГО выполняется одним из работни­ков по совместительству.

Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназ­наченные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в Войска ГО, а также АСФ и спасательные службы.

Вооруженные Силы РФ, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

Аварийно-спасательные службы (АСС) и АСФ привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

Нештатные АСФ ГО создаютсяорганизациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные про­изводственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятель­ность населения, а также специализированные организации, име­ющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Организациями могут такжесоздаваться: спасательные, медицинские, про­тивопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

В их состав входят: сводные отряды, команды и группы; спасатель­ные отряды, команды и группы; сводные отряды, команды механиза­ции работ; команды, группы, звенья разведки, связи; медицинские от­ряды, бригады, дружины, группы, звенья, подвижные госпитали, санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и группы охраны обще­ственного порядка и др.

Постановлением Правительства Российской Федерации " О Федеральных службах гражданской обороны" от 08.08.2003 № 475определены следующиефедеральные службы ГО:

Медицинская служба гражданской обороны;

Противопожарная служба гражданской обороны;

Гражданской обороны охраны общественного порядка;

Гражданской обороны защиты животных и растений;

Гражданской обороны защиты культурных ценностей

Кроме них в субъектах РФ, городах и районах созданы также и другие спасательныеслужбы: инженерные, убежищ и укрытий, коммунально-технические, энергоснабжения и светомаскировки, горюче-смазочных материалов и другие. В среднем количество спасательных служб на соответствующих территориях колеблется от 13 до 20. Без проведения возложен­ных на них специфических, мероприятий зачастую невозможна деятель­ность формирований ГО и даже войск ГО по защите населения и проведению АСДНР.

Решение о создании федеральных служб принимаются Прави­тельством РФ, о создании территориальных, местных и объектовых спасательных служб – органами исполнительной влас­ти субъектов РФ, органами местного само­управления и руководителями организаций.

Для создания спасательных служб на соответствующей тер­ритории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств ГО предприятий, учреж­дений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных – независимо от форм собственности и ве­домственной принадлежности (подчиненности) – к своевременному про­ведению конкретных видов мероприятий ГО. Структура, задачи и деятельность спасательных служб оп­ределяются положениями о спасательных службах, утвержда­емыми соответствующим руководством ГО.

В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отсе­ления) населения создаются эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), эвакоприемные комиссии, приемные эвакуационные пункты (ПЭП), администрации пунк­тов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

В целях организованной подготовки экономики к выпуску необходи­мой оборонной и важнейшей народнохозяйственной продукции в задан­ных объемах и номенклатуре в условиях воздействия противника по­всеместно, на всех уровнях административно-территориального деления страны образованы также комиссии по устойчивости функционирования экономики в военное время.

В дополнение к перечисленным выше видам органов управления и сил ГО в интересах решения возложенных на нее задач в мирное время задействованы усилия разнообразных подразде­лений органов исполнительной власти и органов местного самоуправ­ления (плановых, экономических, финансовых, градостроительных, ком­мунальных, социальной защиты и др.), а также тысяч промышленных, транспортных предприятий и предприятий связи, проектных, научно-исследовательских, медицинских, ветеринарных учреждений, строительных и сельскохозяйственных организаций и многих других.

В целях обеспечения подготовки и ведения ГО в экономике и социальной сфере осуществляется целый комплекс организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, мобилизационных и дру­гих мероприятий.

Все мероприятия ГО проводятся дифференциро­ванно. Объемы, сроки, виды и места их проведения учитывают воз­можность избирательности и неодинаковой интенсивности ожидаемо­го воздействия по городам и объектам тыла страны.

В целях реализации указанного дифференцированного подхода сре­ди тысяч городов и объектов экономики условно выделены такие (по­лучившие название категорированных по ГО), по ко­торым прогнозируется непосредственное ракетно-ядерное воздействие в военное время. Среди них, в свою очередь, также проведено ранжи­рование. В зависимости от оборонной, экономической и администра­тивно-политической значимости для страны территориям городов и организациям присвоены соответствующие группы и категории по ГО. Кроме того, осуществлено зонирование территории страны по видам и степеням возможной опасности возникновения пер­вичных и вторичных факторов поражения.

Для территории и организаций, отнесенных к конкретным группам и категориям по ГО, для каждой из зон потенциальной опасности и для всей остальной территории страны установлены свои комплексы ме­роприятий и нормативно-технических требований по ГО, которые дол­жны неукоснительно выполняться в мирное и военное время.

Чем выше значимость для страны (и для противника) конк­ретной территории (или организации), тем больший объем защит­ных мероприятий по ГО должен на ней выполняться в целях га­рантированного сохранения основной части людских и материальных ресурсов.

При этом планирование и проведение мероприятий ГО должно осуществляться всеми федеральными орга­нами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Финансирование мероприятийГО − осуществляется в соответ­ствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ:

В федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях – за счет средств федерального бюджета;

В субъектах РФ, органах местного самоуправ­ления и подведомственных им бюджетных организациях – за счет бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов;

Во внебюджетных организациях – за счет собственных средств этих организаций.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, понесенные органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуп­равления и организациями (независимо от формы собственнос­ти), возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа – за счет средств, пре­дусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Расходы, понесенные органами исполнительной власти субъек­тов РФ, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по ГО, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этими органами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрак­тов) за счет предусмотренных ими на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетных средств.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по ГО, возмещение которых не предусмотрено в двух приведенных выше случаях, финансируются:

- бюджетными учреждениями – в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений:

- организациями (за исключением бюджетных учреждений) – в разме­рах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющи­ми управление ГО, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).