Охраны труда на автотранспортном предприятии. Дипломная работа: Организация труда на АТП

8.5.1 При выполнении работ по транспортированию грузов на автомобильном транспорте в строительстве, промышленности строительных материалов и строй индустрии наряду с требованиями настоящих норм и правил должны соблюдаться требования Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, а также межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

8.5.2 Для организации движения автотранспорта на производственной территории должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения транспортных средств и основные маршруты перемещения для работников.

8.5.3 При работе на автомобильном транспорте необходимо:

Соблюдать меры осторожного обращения с источниками огня, высоких температур;

Контролировать параметры газовоздушной среды, не допуская их до пороговых значений и др.;

Не допускать пролива и протечек топлива, открытого выделения паров топлива.

8.5.4 Стоянка автотранспортных средств в помещении с работающим двигателем внутреннего сгорания запрещается.

8.5.5 Для подогрева двигателя и системы питания, устранения ледяных образований и пробок разрешается применять только горячий воздух, горячую воду или пар.

Не допускается использовать открытый огонь для разогрева узлов машины, транспортного средства, а также эксплуатировать машины при наличии течи в топливных и масляных системах.

8.5.6 Руководитель обязан информировать водителя перед выездом на линию об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.

8.5.7 Движение транспортных средств по льду рек и водоемов допускается только по специально обозначенным маршрутам, имеющим указатели о максимально допустимой грузоподъемности ледовой переправы.

Движение должно осуществляться при открытых дверях кабины водителя. При этом в транспортном средстве не должны находиться люди (за исключением водителя). Дату открытия и прекращения движения по ледовой переправе устанавливает руководитель организации, в ведении которой находится переправа.

На ледовой дороге запрещается:

Заправлять автомобили топливом и смазочными материалами во избежание ее разрушения;

Сливать горячую воду из системы охлаждения на лед;

Менять самовольно маршрут движения.

8.5.8 В местах посадки (высадки) людей в транспортные средства должны быть оборудованы специальные площадки или применяться иные устройства, обеспечивающие безопасность людей.

Перед началом движения транспортного средства водитель обязан убедиться в окончании посадки, в правильности размещения людей и предупредить их о начале движения.

8.5.9 Подача автомобиля задним ходом в зоне, где выполняются какие-либо работы, должна производиться водителем только по команде одного из работников, занятых на этих работах.

8.5.10 Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам, открытым для общего пользования, должна выполняться с соблюдением требований Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и согласовываться с органами дорожного движения в установленном порядке.

8.5.11 При перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширину платформы автомобиля, свесы должны быть одинаковы с обеих сторон.

8.5.12 При загрузке автомобиля навалочным или штучным грузом необходимо соблюдать следующие требования:

Навалочный груз должен равномерно распределяться по всей площади кузова автомобиля;

Штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, должны быть закреплены;

Ящичный, бочковой и другой аналогичный штучный груз должен быть уложен в кузов автомобиля и закреплен так, чтобы при передвижении автомобиля он не мог перемещаться по полу кузова.

8.5.13 Прицепы, полуприцепы и платформы автомобиля, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы:

а) съемными или откидными стойками и щитами, устанавливаемыми между кабиной и грузом;

б) поворотными кругами. Поворотные круги должны иметь приспособление для их закрепления при движении без груза и стопоры, предотвращающие разворот прицепа при движении назад.

Прицепы должны иметь устройство, не требующее его поддержки для сцепки с тягачом.

8.5.14 Перевозка автотранспортом опасных грузов должна выполняться в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом,

8.5.15 При перевозках опасных грузов на руках у водителя или сопровождающего грузы лица должно иметься свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасного груза конкретного класса и наименования, выдаваемое органами ГИБДД МВД России.

8.5.16 Автомобили, в которых перевозят баллоны со сжатым газом, должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны при перевозке должны иметь предохранительные колпаки.

В жаркое время года баллоны необходимо укрывать брезентом без жирных (масляных) пятен.

8.5.17 Перевозка взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, легковоспламеняющихся и других опасных грузов, а также необезвреженной тары из-под этих грузов должна производиться в соответствии с инструкциями, согласованными в установленном порядке с органами надзора.

8.5.18 Емкости с кислотами, щелочами и жидкими негорючими химикатами при перевозке необходимо устанавливать в кузове автомобиля вертикально и прочно укреплять.

8.5.19 Перевозка бензина допускается только в специальных цистернах или в металлической таре с плотно завинчивающимися пробками. Бензовозы должны быть оборудованы заземляющими цепями, а емкости для хранения бензина - заземлены.

8.5.20 Перевозить этилированный бензин совместно с другими грузами, а также находиться при этом людям в кузове автомобиля не разрешается.

Охрана труда и противопожарные мероприятия.

Территория автотранспортного предприятия должна быть ограждена сплошным забором, в котором устраи-вают специальные пожарные въезды (ворота).

План эвакуации автомобилей на случай пожара разрабатывают для каждой стоянки. В этом плане да-ются описание порядка и очередности эвакуации, дежур-ство водителей в межсменное время и выходные дни, порядок хранения ключей зажигания.

На площадках открытого хранения автомобилей при числе их более 200 в одной группе противопожарный разрыв между группами должен быть не менее 20м. Расстояния до производственных зданий принимают равными 15...20 м в зависимости от степени огнестой-кости зданий, а до зданий, где производят техническое обслуживание автомобилей, не менее 10м. Между ав-томобилями и забором должен оставаться разрыв не менее 2м. Неисправные автомобили и прицепы, ожида-ющие ремонта, хранят отдельно от исправных. Автомо-били-цистерны, перевозящие топливо и другие, горючие или взрывоопасные вещества, хранят отдельно от дру-гих автомобилей.

Помещения для технического обслуживания и ремонта автомобилей отделяют от помещений для хранения автомобилей несгораемыми стенами и пере-крытиями.

Территорию стоянки нельзя загромождать предме-тами, которые могут помешать рассредоточению авто-мобилей в случае пожара. Против запасных ворот дол-жны стоять только исправные автомобили, готовые к немедленному выезду.

На стоянках автомобилей во избежание пожара не разрешается курить, работать с открытым огнём и хра-нить горючие и легковоспламеняющиеся материалы. Нельзя прогревать холодные двигатели, картеры коро-бок передач и редукторы мостов, топливные баки ди-зельных двигателей и другие узлы автомобилей откры-тым огнем, оставлять в автомобиле промасленные обти-рочные концы и спецодежду по окончании работы, а также оставлять автомобиль с включенным зажига-нием.

В помещениях для хранения автомобилей нельзя курить, пользоваться открытым огнем, переносными кузнечными горнами, паяльными лампами, сварочными аппаратами, хранить бензин, дизельное топливо, бал-лоны с газом (за исключением топлива в баках и газа в баллонах, смонтированных на автомобилях), хранить тару из-под горючих легковоспламеняющихся жидкос-тей. Нельзя оставлять на местах стоянки груженые ав-томобили.

При организации временных стоянок автомобилей в полевых и лесных условиях во избежание пожаров ре-комендуется очищать площадки стоянок от сухой тра-вы, стерни и валежника, вспахивать вокруг полосу ши-риной 1 м и располагать стоянки не ближе 100 м от построек, стогов соломы, токов, хлеба на корню, лесо-разработок. Места стоянки автомобилей должны быть обеспечены буксирными тросами и штангами из расче-та один трос (штанга) на 10 автомобилей.

Топливо и смазочные материалы для автомобилей необходимо хранить на очищенных от растительности земляных площадках на расстоянии не менее 100 м от лесозаготовок, мест уборки и обмолота хлебов, стогов сена и соломы, хлеба на корню, стоянок автомобилей и тракторов и не менее 50 м от трудносгораемых и сго-раемых построек. Площадки следует опахивать полосой шириной не менее 1 м.

Лестницы и чердаки производственных и служебных помещений должны быть всегда свободны. Запрещает-ся их использование под производственные или склад-ские помещения. Чердаки должны быть постоянно заперты, а ключи от них храниться в проходной или у дежурного персонала.

Специальные места для курения рекомендуется обо-рудовать на видных местах. Там устанавливают урну для окурков, вешают огнетушитель. Желательно побли-зости организовать уголок пожарной безопасности, обя-зательно вывешивать объявления типа «Место для ку-рения», «Курить только здесь». В других местах выве-шиваются объявления «Не курить», «Курить воспре-щается».

Для создания повышенной пожарной безопасности керосинные ванны для мойки деталей желательно рас-полагать в отдельном помещении с индивидуальной вентиляцией. На время перерывов ванны следует закрывать плотными крышками, а после окончания работы запи-рать. Детали после мойки керосином следует просуши-вать, протирать на столах, обитых железом, или в су шильных шкафах. Часто причиной пожара в производ-ственном помещении является неправильное применение бензина и керосина, например для стирки спецодежды. Спецодежду следует очищать только в химчистках или специальных прачечных.

Нельзя применять жидкое топливо для мытья полов и стен помещений и канав, так как при этом образу-ется большое количество легковоспламеняющихся па-ров.

Аккумуляторные батареи автомобилей, находящихся в ТО-2, а также в длительном, более одной смены, ре-монте следует отключать.

Промасленные обтирочные материалы и спецодежда при определенных условиях самовозгораются. Поэтому обти-рочные материалы в течение рабочей смены собирают в стальные ящики с плотными крышками, а в конце сме-ны выносят на специально оборудованные свалки, от-куда их отправляют на уничтожение. Спецодежда меж-ду сменами должна храниться в расправленном состоянии, а главное, ее следует своевременно очищать от за-масливания.

Одной из наиболее частых причин возникновения пожара является неправильное устройство и эксплуата-ция электроустановок. Необходимо следить, чтобы к отдельным группам кабелей не было произвольно при-соединено больше электропотребителей, чем позволяют эти кабели. В противном случае в электрических щитах произойдут перегрев и разрушение изоляции проводов, возникнут короткое замыкание и пожар.

Небрежное обращение с легковоспламеняющимися жидкостями, несоблюдение элементарных правил тех-ники безопасности чреваты серьезными последствиями. Жидкое топливо нельзя хранить в наземных резервуа-рах на территории предприятия. Порожнюю тару следует хранить отдельно. На складах легковоспламеняю-щихся и горючих жидкостей, на площадках хранения порожней тары и в радиусе не менее 20 м от них вос-прещается выполнять работы, связанные с применени-ем открытого огня.

Крышки люков на резервуарах снабжают проклад-ками, исключающими образование искр. Для сообщения с атмосферой устанавливают дыхательные клапаны. Нельзя закрывать отверстия металлических бочек де-ревянными пробками или тряпками, перекатывать их при помощи стальных ломов, от соударения которых мо-гут возникнуть искры, вынимать или отвинчивать проб-ки металлическими предметами.

Легковоспламеняющиеся жидкости должны выда-ваться со складов в производство в количествах, удов-летворяющих сменную потребность в них. На местах потребления их хранят в специально оборудованных

за-пирающихся емкостях. Разлитые легковоспламеняющие-ся жидкости немедленно засыпают песком и убирают из помещения.

Хранение баллонов с газами допускается только в отдельно стоящих складах при условии защиты балло-нов от источников тепловой энергии (отопительных при-боров, солнечных лучей и т. п.). Печное отопление в та-ких складах не допускается. До 10 баллонов разреша-ется хранить в шкафах или под навесом, пристроенным к зданию.

В производственных и складских помещениях при наличии в них горючих материалов а также изделий в сгораемой упаковке электрические светильники долж-ны быть в закрытом или. защищенном исполнении (со стеклянным колпаком, препятствующим выпадению колб электроламп). Светильники не должны соприкасаться со сгораемыми конструкциями зданий и горючими ма-териалами.

При обычном выделении пыли электроустановки очищают от нее 2 раза в месяц, а при значительных вы-делениях еженедельно.

Запрещается использовать электроустановки, поверхностный нагрев которых при работе превышает темпе-ратуру окружающего воздуха на 40°С (если к ним не предъявляются другие требования); электронагреватель-ные приборы без огнестойких подставок, а также оставлять их длительное время включенными в сеть без при-смотра; применять для отопления помещений нестан-дартные (самодельные) нагревательные электропечи или электролампы накаливания; оставлять под напряжением электрические провода или кабели с неизолированными концами; пользоваться поврежденными ро-зетками, осветительными приборами и соединительны-ми коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями. Светильники аварийного освещения присоединяют к независимому источнику питания.

Электроаппараты и приборы, искрящие по услови-ям работы, устанавливаемые в пожароопасных поме-щениях, в зависимости от зоны класса помещений долж-ны быть закрытыми, пыленепроницаемыми или масло-, наполненными, а светильники закрытыми. Допускается установка открытых аппаратов, если их устанавливают в закрытых шкафах. Щитки и выключатели во всех случаях следует располагать вне пожароопасных поме-щений.

Защита окружающей среды.

Работа по охране окружающей среды на каждом АТП должна предусматривать выполнение следующих основных мероприятий:

1. Обучение персонала АТП и водителей основам экологической безопасности.

2. Улучшение технического состояния подвижного состава, выпускаемого на линию, экономия топлива сокращения порожнего пробега автомобилей, рациональная организация дорожного движения.

3. Организация теплых стоянок, электроподогрев автомобилей и другие мероприятия с целью улучшения состояния окружающей среды.

4. Обеспечение исправности автомобилей, правильная регулировка работы двигаталей, карбюраторов, систем зажигания.

5. Устранение подтекания топлива, масла, антифриза на стоянке автомобилей.

6. Уборка образовавшихся подтеков эксплуатационных материалов, засыпка песком или опилками.

7. Сбор отработанных масел, других жидкостей и сдача их на сборные пункты.

8. Периодическая проверка на токсичность и запрещение выпуска автомобилей на линию при большой токсичности газов.

9. Перевод автомобилей на газовое топливо.

10. Организация и обеспечение эффективной очистки стоков хозяйственно-бытовых, производственных и ливневых вод с помощью очистных сооружения, внедрения оборотного водоснабжения на АТП.

11. Систематический контроль за состоянием узлов и агрегатов автомобилей с целью снижения шума.

13. При наличии на территории АТП действующей котельной нужно предусматривать меры по снижению загрязнения атмосферы вредными выбросами (дымом, сажей, газами),в перспективе --ликвидация котельной на территории АТП и переход на центральное отопление.

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Контрольная работа

по дисциплине «Охрана труда»

Выполнил: Ченакал А.В.

Проверил: к.т.н., доцент

каф. ПЭОТ Одинцов А.Н.

Севастополь


1. Каким требованиям должны отвечать помещения для хранения автомобилей, работающих на газе

Помещения для профилактического обслуживания, диагностирования, ремонта и хранения автомобилей, работающих на газе, должны отвечать категориям, классам и группам, которые устанавливаются согласно Перечню категорий помещений и сооружений автотранспортных и авторемонтных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок (раздел 2, п. 50 этих Правил). При этом, в случае полного выпуска газа из одной секции, включающей максимальное количество баллонов наибольшей емкости одного автомобиля (аварийная ситуация), концентрация газа в помещении не должна превышать 2,267 г/м 3 свободного объема помещения для сжатого природного газа и 2,713 г/м 3 - для сжиженного нефтяного газа.

Если расчетное количество поступающего газа превышает указанные величины, то помещение необходимо дополнительно оборудовать:

Системой автоматического контроля воздушной среды, сблокированной со световой и звуковой сигнализацией;

Системой аварийной вентиляции и аварийного освещения во взрывозащищенном исполнении.

На площадках и в помещениях хранения, обслуживания и ремонта, диагностики и регулировочных работ автомобилей с двигателями, работающих на сжиженном нефтяном газе, запрещается устройство подземных сооружений, подвалов, калориферных камер для открытых стоянок автомобилей, приямков, осмотровых канав, тоннелей, колодцев (за исключением приямков на участках мойки автомобилей).

Не допускается хранение в подземных гаражах-стоянках автомобилей, работающих на газе, а также автомобилей для перевозки фекальных жидкостей и мусора, ядовитых, инфицированных и горюче-смазочных материалов.

Размещение автомобилей, работающих на сжатом природном газе, в многоэтажных гаражах должно предусматриваться выше автомобилей, работающих на жидком топливе, а работающих на сжиженном нефтяном газе ниже указанных автомобилей.

Хранение автомобилей, работающих на газовом топливе, допускается осуществлять совместно с автомобилями, которые работают на бензине и дизельном топливе.

На стоянку в закрытое помещение автомобили, работающие на сжатом природном и сжиженном нефтяном газе, разрешается ставить только с исправной газовой аппаратурой, оборудованием. Перед постановкой такого автомобиля на стоянку необходимо закрыть расходный вентиль, выработать газ из системы питания (до полной остановки двигателя), после чего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу бензина и провести заезд.

После постановки газобаллонного автомобиля на открытую стоянку необходимо, не выключая двигатель, перекрыть расходный вентиль и выработать весь газ из системы, потом перекрыть магистральный вентиль, после чего выключить зажигание и отключить "массу".

При обнаружении утечки газа из баллонов на газобаллонном автомобиле, поставленном на стоянку, его следует отбуксировать на пост слива (выпуска) газа.

При безгаражном хранении автомобилей, работающих на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе, подогрев газовых коммуникаций разрешается производить только с помощью горячей воды, пара или горячего воздуха.

Места хранения автомобилей должны быть обеспечены жесткими буксирными сцепками из расчета один буксир на 10 автомобилей.

2. На кого возлагается общее руководство службой охраны труда. При каких условиях создается (и ликвидируется) служба охраны труда на предприятии

Правильная организация работы отделом Охраны Труда (ОТ) имеет первостепенное значение для повышения производительности этого труда, ликвидации причин возможных несчастных случаев, а так же профессиональных заболеваний. Организация работы по ОТ на предприятии регламентируется специальными документами (системой управления охраной труда, система работы по ОТ), которыми в свою очередь определяются обязанности должностных лиц предприятия по охране труда, порядок планирования работы по ОТ, а так же контроля за этой должностью.

Общее руководство по охране труда согласно Закону Украины «Об охране труда» в целом на предприятии возлагается на его собственника (руководителя предприятия) и инженером, руководителями структурных подразделений.

Руководитель предприятия осуществляет меры по созданию безопасных и здоровых условий труда, т.е. отвечает за организацию охраны труда в целом на предприятии.

Для организации работы, направленной на предупреждение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на предприятиях с количеством работающих 50 человек и более, должна быть создана служба охраны труда.

На предприятиях, с количеством работающих менее 50 человек функции этой службы могут выполнять лица с соответствующей профессиональной подготовкой по совместительству.

На предприятиях общая численность специалистов службы охраны труда устанавливается в зависимости от общего числа работающих, опасности и вредности производственных процессов, количества отдельно расположенных от основной базы автоколонн. Рекомендуется при численности работающих: от 50 до 500 человек в службу охраны труда включать одного специалиста, от 501 до 1000 - двух специалистов, более 1000 человек - трех специалистов.

При наличии двух и более отдельно расположенных от основной базы автоколонн, производств в службу охраны труда предприятия целесообразно включать дополнительно еще одного специалиста.

Служба охраны труда предприятия подчиняется непосредственно его руководителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам.

Главный инженер осуществляет непосредственный контроль за соблюдением правил и норм по охране труда на предприятии, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности.

Главный инженер руководит разработкой планов работы по ОТ, анализирует возможные причины травматизма и заболеваемости на производстве, организует исполнение указаний вышестоящих и контролирующих органов. Систематически проверяет на предприятии состояние ТБ и санитарно-гигиенические условия труда и принимает меры по устранению выявленных недостатков. Кроме того главный инженер утверждает акты расследования несчастных случаев, осуществляет пропаганду ОТ и обеспечение работников инструкциями и правилами по ОТ, организует проверку знаний и повышение квалификации руководителей и специалистов по вопросам ОТ.

На всех крупных предприятиях организована служба охраны труда. Служба охраны труда подчинена непосредственно руководителю предприятия или его заместителю.

Основными задачами службы охраны труда являются:

Организация работы по обеспечению ОТ работников, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, устранению (снижению) производственных опасностей;

Контроль за обеспечением требований безопасности труда, соблюдением законодательства, правил, норм и инструкций по ОТ;

Консультирование и оказание методической помощи должностным лицам, руководителям подразделений и другим работникам по вопросам ОТ, правильного применения положений законодательства о труда и ОТ.

Общие положения:

2.1. Согласно Закону Украины "Об охране труда" служба охраны труда создается работодателем для организации выполнения правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе работы.

2.2. Настоящее Положение о службе охраны труда разработано и утверждено работодателем на основании Типового положения с учетом специфики производства и видов деятельности, численности работников, условий труда и других факторов.

Служба охраны труда ______ (наименование предприятия)

представлена _____________________ (указать, как представлена служба охраны труда /освобожденной должностью/должностью по совместительству)

2.3. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

2.4. Руководители и специалисты службы охраны труда по своим должностям и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб. Должны отвечать квалификационным требованиям, указанным в Справочнике квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 1), профессии работников, которые являются общими для всех видов экономической деятельности утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики от 16 февраля 1998 года N 24 (с изменениями).

2.5. Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работников службы охраны труда проводится в установленном законодательством порядке во время принятия на работу и периодически один раз в три года.

2.6. Работники службы охраны труда предприятия в своей деятельности руководствуются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами по охране труда, коллективным договором и актами по охране труда, которые действуют в пределах предприятия.

2.7. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом.


3. Общие требования безопасности при проведении электросварочных работ

3.1. При выполнении сварочных работ могут иметь место такие основные опасные и вредные производственные факторы:

– термические факторы (пожары, взрывы топливных баков, ацетиленовых генераторов, барабанов с карбидом кальция);

– поражение электрическим током;

– падение работников;

– падение деталей, узлов и агрегатов;

– наличие в воздухе рабочей зоны вредных веществ (аэрозолей марганца и его соединений, аэрозолей других металлов и т.п.);

– пониженная температура воздуха в холодный период года.

3.2. Организация и проведение работ на сварочном участке, расположение и эксплуатация оборудования должны отвечать Правилам по технике безопасности и производственной санитарии при электросварочных работах и Правилам техники безопасности и производственной санитарии при газоэлектрической резке (раздел 2, пп. 20, 23 этих Правил) а также этим Правилам.

3.3. Сварочные работы должны производиться в специально отведенном для этой цели помещении, оснащенном оборудованием и инструментом согласно нормативно-технологической документации.

3.4. Сварочные работы на стационарных постах должны выполняться при работающей вентиляции.

На постах сварки при ремонте транспортных средств следует применять передвижные или переносные воздухоотсосы.

3.5. Сварка изделий средних и малых размеров должна производиться в специально оборудованных кабинах. Кабины должны быть с открытым верхом и выполнены из негорючих материалов. Между стенкой и полом кабины необходимо оставлять зазор, высота которого должна быть не менее 50 мм. Площадь кабины должна быть достаточной для размещения сварочного оборудования, стола, устройства местной вытяжной вентиляции, сварочного изделия, инструмента. Свободная площадь в кабине на один сварочный пост должна быть не менее 3 м 2 .

3.6. Временные места сварки необходимо ограждать огнестойкими ширмами, щитами и обеспечивать средствами пожаротушения.

3.7. Выполнение работающими сварочных работ на временных рабочих местах, участках, площадках, где это не предусмотрено технологическим процессом, разрешается только после проведения целевого инструктажа и оформления наряд-допуска в соответствии с приложением 3.

3.8. При выполнении электросварочных работ на открытом воздухе над сварочными постами следует сооружать навесы из огнестойких материалов.

При отсутствии навесов электросварочные работы во время дождя или снегопада должны быть прекращены.

3.9. Запрещается производить сварку или резку в помещениях, в которых находятся или хранятся легковоспламеняющиеся материалы, или производятся с ними работы.

3.10. Лица, занятые на выполнении сварочных работ, должны использовать при работе средства индивидуальной защиты согласно установленным нормам.

3.11. При выполнении сварочных работ на высоте более 1 м от уровня земли (пола), следует пользоваться лестницами-стремянками или специальными подмостями, выполненными в соответствии с требованиями пп. 11.4.12 и 11.4.13 этих Правил.

3.12. Запрещается производить сварочные работы на трубопроводах, сосудах и аппаратах, находящихся под давлением, емкостях, содержащих воспламеняющиеся или взрывоопасные вещества.

3.13. Переносные ацетиленовые генераторы для работы следует устанавливать на открытых площадках. Допускается временная их работа в хорошо проветриваемых помещениях.

3.14. В помещении, где установлен ацетиленовый газогенератор, запрещается хранить карбид кальция в количестве, превышающем сменную норму.

3.15. Для вскрытия барабанов с карбидом кальция необходимо применять инструмент, исключающий образования искры при ударе.

3.16. По окончании работы или во время кратковременных перерывов в работе газовые горелки разрешается класть только на специальные подставки.

3.17. Перегретую горелку охлаждают в холодной воде, предварительно плотно закрыв ацетиленовый и кислородный краны.

3.18. Перед началом работы с ацетиленовым газогенератором, а также в течение смены необходимо обязательно проверять исправность водяного затвора и уровень воды в нем, а при необходимости нужно воду доливать.

3.19. При работе с ацетиленовым генератором запрещается:

– работать с неисправным водяным затвором;

– засыпать в загрузочные корзины генератора карбид кальция завышенной грануляции или проталкивать его в воронку аппарата с помощью железных прутьев и проволоки, работать на карбидной пыли;

– подходить с открытым огнем или пользоваться им на расстоянии менее 10 м от генератора;

– соединять ацетиленовые шланги медной трубкой, использовать медь как припой для пайки ацетиленовой аппаратуры и в других местах, где возможно соприкосновение с ацетиленом;

– работать двум сварщикам от одного водяного затвора;

– переносить генератор при наличии в газосборнике ацетилена.

3.20. Отогревать “вмерзшие генераторы и трубопроводы разрешается только горячей водой.

3.21. Шланги должны использоваться согласно их назначению. Не разрешается использовать кислородные шланги для подачи ацетилена и наоборот. При присоединении шлангов к горелке они должны предварительно продуваться рабочими газами. Длина шлангов должна быть не более 20 м. Применение шлангов большей длины разрешается в исключительных случаях с разрешения руководителя работ.

3.22. Шланги необходимо предохранять от внешних повреждений, действия высоких температур, искр, пламени. Не допускается скручивание, сплющивание или излом шлангов.

3.23. Закрепление шлангов на соединительных ниппелях должно быть надежным. Для этого следует использовать специальные хомутики.

Допускается не более двух соединений на каждом шланге с помощью ниппелей.

3.24. На стационарном сварочном посту баллоны с ацетиленом (пропан-бутаном) и кислородом должны храниться раздельно в металлическом шкафу с перегородкой.

3.25. При газосварочных (газорезательных) работах запрещается:

– использовать редукторы и баллоны с кислородом, на штуцерах которых обнаружены хотя бы следы масла, а также замасленные шланги;

– использовать для кислорода редукторы, шланги, которые использовались ранее для работы с другими газами;

– пользоваться неисправными, неопломбированными или с просроченным сроком проверки манометрами на редукторах;

– находиться напротив штуцера при продувке вентиля баллона;

– проводить газовую сварку и резку на расстоянии менее 10 м от ацетиленового генератора и менее 5 м от баллонов с кислородом, ацетиленом или сжиженным газом;

– выполнять какие-либо работы с открытым огнем на расстоянии менее 3 м от ацетиленовых трубопроводов и менее 1,5 м от кислородопроводов;

– зажигать газ в горелке с помощью прикосновения к горячей детали;

– покидать рабочее место при включенных резаках и горелках;

– снимать колпак с баллонов, наполненных ацетиленом или другими горючими газами, с помощью инструмента, который может вызвать искру. Если колпак не откручивается, баллон должен быть возвращен заводу-наполнителю;

– переносить баллоны на руках. Транспортировка на производственных участках баллонов разрешается только на специальных тележках с надежным их креплением;

– производить ремонт горелок, резаков и другой сварочной аппаратуры неспециалистами;

– применять для уплотнения редуктора какие-либо прокладки кроме фибровых;

– ремонтировать газовую аппаратуру и подтягивать болты соединений, находящиеся под давлением.

3.26. При применении вместо ацетилена других горючих газов необходимо придерживаться правил безопасного использования этих горючих газов.

3.27. Запрещается размещать наполненные газом баллоны на расстоянии менее 1 м от отопительных устройств и паропроводов. Расстояние от баллонов к печам и другим источникам тепла с открытым огнем должно быть не менее 5 м.

3.28. При обращении с пустыми баллонами из-под кислорода и горючих газов должны выполняться такие же меры безопасности, как и с наполненными баллонами.

3.29. При обнаружении утечки газа работу необходимо немедленно прекратить, ликвидировать утечку, проветрить помещение.

3.30. Все газораздаточные трубопроводы должны быть заземлены.

3.31. Наземные газопроводы и баллоны должны окрашиваться:

ацетиленовые – в белый цвет;

кислородные – в голубой.

3.32. Присоединение и отсоединение от сети электросварочных установок должно выполняться только электриком.

3.33. Перед присоединением электросварочной установки необходимо провести внешний осмотр всей установки и убедиться в ее исправности. Особое внимание при этом необходимо обратить на состояние контактов и заземляющих проводников, исправность изоляции рабочих проводов, наличие и исправность защитных средств. При обнаружении каких-либо неисправностей сварочную установку включать запрещается.

3.34. Перед присоединением электросварочной установки к электросети необходимо, в первую очередь, заземлить ее, а при отсоединении, наоборот, сначала отсоединить установку от электросети, а потом снять заземление.

3.35. Длина проводов от электросети к сварочной установке не должна превышать 10 м.

Изоляция проводов должна быть защищена от механических повреждений.

3.36. Передвигать электросварочную установку разрешается только после отсоединения ее от электросети.

3.37. Тиски электросварщика, установленные на заземленном металлическом столе, должны иметь индивидуальное заземление.

3.38. Конструкция и техническое состояние электрододержателя должны обеспечивать надежное крепление и безопасную смену электрода. Рукоятка электрододержателя должна быть изготовлена из диэлектрического огнестойкого материала.

3.39. Соединение сварочных проводов следует выполнять горячей пайкой, сваркой или с помощью гильз с винтовыми зажимами. Место соединения должно иметь надежную изоляцию, гильзы с зажимами – обязательно замкнуты в колодку из небьющегося материала, а головки зажимных винтов утоплены в тело колодки. Соединение закруткой запрещается.

3.40. Присоединение проводов к электрододержателям и свариваемому изделию должно осуществляться механическими зажимами или методом сварки. При сварочном токе более 600 А токоподводящий провод должен присоединяться к электрододержателю, минуя его рукоятку.

3.41. В кабинах для сварки и на рабочих местах сварщиков должны находиться приспособления (штативы и т.п.) для укладки на них электрододержателей при кратковременном перерыве в работе.

3.42. Металл в местах сварки должен быть сухим, очищенным от грязи, масла, окалины, ржавчины и краски.

3.43. При электросварочных работах запрещается:

– производить ремонт электросварочных установок, находящихся под напряжением;

– подсобным рабочим при электросварке работать без защитных очков;

– после окончания работы или при временном уходе электросварщика с рабочего места оставлять включенной электросварочную установку;

– использовать в качестве обратного провода трубы, рейки и подобные случайные металлические предметы;

– устанавливать сварочный трансформатор сверху дросселя;

– использовать провода с поврежденной изоляцией.

3.44. При проведении сварочных работ непосредственно на автомобиле должны быть приняты меры, обеспечивающие пожарную безопасность, для чего необходимо горловину топливного бака и сам бак закрыть листом металла или асбеста от попадания на него искр, очистить зоны сварки от остатков масла, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а поверхность прилегающих участков – от горючих материалов.

Перед проведением сварочных работ над топливным баком или ближе чем 1 м от него бак необходимо снять.

Перед проведением сварочных работ на газобаллонном автомобиле газ из баллонов должен быть выпущен или слит на посту слива (выпуска) газа.

При электросварочных работах необходимо дополнительно заземлить раму и кузов автомобиля.

3.45. Перед сваркой топливных баков и других емкостей из-под легковоспламеняющихся и горючих жидкостей необходимо: слить остатки топлива через сливное отверстие, промыть их горячей водой, пропарить паром, снова промыть горячей водой с каустической содой, просушить горячим воздухом до полного удаления следов легковоспламеняющихся и горючих жидкостей. Сварку следует выполнять при открытых горловинах (люках) и сливных пробках.

Разрешается выполнять сварку, предварительно заполнив емкость горячей водой или непрерывно подавая инертный газ (азот, отработанные газы от карбюраторного двигателя).

Для заполнения емкости отработанные газы необходимо подавать шлангом, оборудованным искрогасителем. Шланг присоединяют к выхлопной трубе автомобиля, работающего на малых оборотах коленчатого вала.

Сварку необходимо выполнять при беспрерывной подаче отработанных газов на протяжении всего времени сварки. Для удаления газов из свариваемой емкости или топливного бака могут быть использованы сливные отверстия.

3.46. Выполнение работающими работ по ремонту топливных баков автомобилей с применением сварки разрешается только после проведения целевого инструктажа и оформления наряд-допуска в соответствии с приложением 3.

3.47. Снятие агрегатов и узлов с автомобилей с применением резки должно производиться только после принятия мер, предупреждающих их падение.

4. Требования к естественному освещению в помещениях и на рабочих местах автотранспортного предприятия

Для создания здоровых условий труда, в производственных помещениях в дневное время должно быть обеспечено достаточное естественное, а в тёмное время суток – искуственное освещение. Естественное освещение изменяется в зависимости от времени суток, года, от состояния погоды, поэтому для его характеристики и расчёта используют относительную величину e – коэффициент естественного освещения (КЕО). Естественная освещённость обеспечивается определённой площадью световых проёмов и их расположением. При этом может решаться как прямая, так и обратная задача.

Под прямой задачей подразумевается расчёт требуемой площади световых проёмов при проекировании зданий и сооружений.

Под обратной задачей – определение величины КЕО и сравнение его с нормируемым значением.

При проектировании естественного освещения необходимая минимальная площадь световых проёмов (при боковом освещении) определяется по формуле:

где S 0 – площадь сетовых промов, м 2 ; S п – площадь пола помещения, м 2 ; e н – нормированное минимальное значение КЕО; к з – коэффициент запаса.(принимается в пределах от 1,2 до 2,0 в зависимости от возможного загрязнения световых проёмов копотью, пылью и т.п); 0 – световаяхарактеристика окон; к зд – коэффициет, учитывающий затенение окон противостоящими зданиями; r l - коэффициент, учитывающий повышение КЕО при боковом освещении благодоря свету, отражённому от поверхности помещения и подстилающего слоя, прилегающего к зданию; 𝞃 0 - общий коэффициент светопропускания.

После определения необходимой суммарной площади световых проёмов решается вопрос о количестве окон и их размерах.

4.1. Естественное освещение .

4.1.1. Естественное освещение в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях должно отвечать требованиям СНиП П-4-79 (раздел 2, п. 40 этих Правил).

Помещения для хранения транспортных средств, складские помещения, а также другие помещения без постоянного пребывания работающих могут быть без естественного освещения.

4.1.2. Коэффициент естественной освещенности для помещений профилактического обслуживания и ремонта транспортных средств следует принимать: при боковом освещении в среднем 1,0; при верхнем или верхнем и боковом освещении в среднем 3,0.

4.1.3. Окна, расположенные с солнечной стороны, должны быть оснащены приспособлениями, обеспечивающими защиту от прямых солнечных лучей.

Запрещается загромождать окна и другие световые проемы стеллажами, материалами, оборудованием.

4.1.4. Световые проемы верхних фонарей должны быть застеклены армированным стеклом. Если вместо армированного стекла применяется обычное, то под фонарями должна быть подвешена металлическая сетка для защиты работающих от возможного выпадения стекол.

4.1.5. Очищать оконное стекло и фонари необходимо в зависимости от степени загрязнения, но не менее 2 раз в год.

4.1.6. Для обеспечения безопасности при очистке окон, фонарей следует использовать специальные приспособления (лестницы-стремянки, подмости и т.д.).


В данной контрольной работе я закрепил и расширил теоретические знания, полученные при изучении дисциплины «Охрана труда в отрасли». Объяснил, каким требованиям должны отвечать помещения для хранения автомобилей работающих на газе. Узнал на кого возлагается общее руководство службой охраны труда, и при каких условиях создаётся (или ликвидируется) служба охраны труда на предприятии. Уяснил общие требования безопасности при проведении электросварочных работах. Узнал, какие требования к естественному освещению в помещениях и на рабочих местах автотранспортного предприятия.


Библиографический список

1. Украина. Законы. Об охране труда: Закон Украины//Ведомости Верховной Рады Украины. - 1992. - №49, - Ст. 668.

Автотранспорт занимает значительную долю грузовых перевозок. Подавляющее большинство пассажирских перевозок в малых и средних населенных пунктах и немалое число междугородних перевозок также производится автотранспортом. В статье рассматриваются особенности охраны труда на автотранспортном предприятии – в основном, касающиеся в целом безопасности перевозок, и охраны труда водителей, как имеющую значительные особенности в сравнении с другими сквозными профессиями.

Нормативные документы:

1. Приказ Министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 г. N 15 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

2. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.1988 г.)

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»»

4. Постановление Минтрудасоцразвития РФ от 12 мая 2003 г. N 28 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте»

5. «Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 642н от 17.09.2014 г.). Одновременно можно использовать Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (ПОТ РМ-007-98, утв. Постановлением Минтрудасоцразвития № 16 от 20.03.1998 г.), которые не были отменены с вводом новых «Правил…».

6. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. N 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»

7. Постановление Правительства РФ № 162 от 25.02.2000 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»

8. Приказ Минздравсоцразвития от 22 июня 2009 г. N 357н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»

9. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

10. Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

_____________________________________

Вредные и опасные производственные факторы:

— Движущиеся машины и механизмы

— Подвижные части производственного оборудования

— Повышенные температуры воздуха рабочей зоны

— Пониженные температуры воздуха рабочей зоны

— Шум

— Вибрация

— Повышенная или пониженная подвижность воздуха

— Повышенная или пониженная влажность воздуха

— Отсутствие или недостаток естественного освещения

— Недостаточная или повышенная освещенность рабочей зоны (рабочего места)

— Загазованность воздуха

— Запыленность воздуха

Опасные и вредные производственные факторы при погрузочно-разгрузочных работах (дополнительно):

— Токсические воздействия бензина (иного топлива) – для кранов на автомобильном шасси

Оптимальные параметры микроклимата:

В холодный и переходный периоды – температура воздуха в салоне 18…20 (грузовые, автобусы), 20…23 (легковые), относительная влажность 40…60%.

В теплый период – температура воздуха в салоне 21…23 (грузовые, автобусы), 20…25 (легковые), относительная влажность 40…60 %.

Допустимые параметры – влажность не более 75% (холодный и переходный периоды), температура – выше оптимальной на 3…5 градусов летом и зимой (для всех машин, кроме грузовых – ниже на 2…3 градуса).

_____________________________________

Режим труда и отдыха:

1. Графики работы (в т.ч. сменные) составляются на ежемесячной основе, утверждается с учетом мнения профсоюза, доводятся не позднее, чем за месяц до введения их в действие. Графиком устанавливается время начала и окончания ежедневной работы (смены), время перерывов, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Интересно: Положение об особенностях режима рабочего времени водителей распространяется на водителей автомобилей, принадлежащих организациям или ИП. Таким образом, пласт водителей, работающих по найму по трудовому договору, на собственных автомобилях – что совершенно не возбраняется, т.к. законодательно возможность использования личного имущества установлена (с выплатой компенсации) статьей 188 ТК РФ – под действие Положения не подпадает. А значит, теоретически, может иметь условия, отличающиеся от устанавливаемых данным Положением. Например, ему можно установить учетный период и квартал (см. последующий пункт), уменьшить ежедневный отдых…

2. Учет рабочего времени – ведется или ежедневно, или суммировано. Учетный период – месяц . Исключение курортная местность в летне-осенний период и перевозки, связанные с обслуживанием сезонных работ – тогда период можно установить до полугода. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. ВАЖНО! В 2017 году в июне изменено «Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» — теперь по согласованию с профсоюзом (или иным аналогичным представительным органом работников) учетный период может быть увеличен до трех месяцев.

3. Длительность ежедневной работы (смены) не более 10 часов. Исключения: междугородная перевозка (с целью получения возможности доехать до места отдыха), регулярные городские и пригородные маршруты (по согласованию с профсоюзом), перевозки для учреждений здравоохранения, коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, перевозки при обслуживании органов власти и местного самоуправления, перевозки руководителей организации а также технологические перевозки без выхода на дороги общего пользования (улицы). В этих случаях продолжительность может быть увеличена до 12 часов.

Важно: рабочий день (с согласия работников) водителей автобусных маршрутов может быть разделен на части. Длительность перерыва между частями – не более двух часов. Но! Перерывы предоставляется в месте дислокации или месте для отстоя автобусов (т.е. работнику не дозволено пойти домой, например), но в рабочее (читай, оплачиваемое) время не включается. Таким образом, фактически работник все равно находится на работе – но без оплаты, а исключительно с целью отдыха.

4. При длительности более 12 часов в рейс направляются два водителя. Автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

Дополнительно: при направлении двух (и более) водителей для совместной работы на срок более двух суток Работодатель приказом назначает из них работника, ответственного за охрану труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей направляемой группы АТС. При отдыхе вне населенных пунктов ответственный работник организовывает дежурство – для контроля за соблюдением правил охраны труда и пожарной безопасности.

5. Ненормированный рабочий день может быть установлен водителям легковых автомобилей (кроме такси) и водителям изыскательских партий и экспедиций.

Важно: за ненормированность необходимо устанавливать компенсацию – дополнительные дни к отпуску в количестве не менее трех (ст. 119 ТК РФ).

6. Время управления автомобиля не может превышать 9 часов (при суммированном учете рабочего времени – 10 часов, но не более двух раз в неделю).

7. На междугородных перевозках первый перерыв для отдыха (не менее 15 минут) предоставляется после первых трех часов непрерывного управления, далее – каждые два часа или чаще. Допускается совмещение специального перерыва и перерыва для отдыха и питания. при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. При наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные соответствующими дорожными знаками , водитель вправе (с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха) следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного соответствующими дорожными знаками.

8. Сверхурочные работы – в таком же порядке, как и другим профессиям: 120 часов в год, не более двух смен подряд.

9. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день. То есть – после 10 часовой рабочей смены работник должен получить не менее 20 часов непрерывного отдыха. При этом еженедельный отдых должен непосредственно следовать или предшествовать ежедневному отдыху, и длиться не менее 42 часов.

Комментарий: практически невыполнимый пункт – т.к. при этом раскладе водитель имеет четыре рабочих смены в неделю, но график будет крайне неудобный. На практике – даже водители которые работают обычным днем (с 9:00 до 18:00) для соблюдения пункта должны выходить на работу на следующий день уже в 10:00 (18:00 плюс шестнадцать часов отдыха), что, конечно, абсурдно.

10. Привлечение к работе в выходной день – в соответствии с ТК РФ (ст. 113); в нерабочие праздничные – в соответствии с ТК РФ (ст. 112).

11. При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

_____________________________________

Обеспечение работников спецодеждой, спецобувью, иными СИЗ – производится в соответствии с действующими Типовыми нормами.

Важно: установлены сроки стирки спецодежды (за счет работодателя, с выдачей сменного комплекта) – один раз в десять дней при умеренном загрязнении, один раз в шесть дней при сильном.

Перечень выдаваемых СИЗ (основной):

— Костюм х/б для защиты от общепроизводственных загрязнений

— Ботинки с жестким подноском, сапоги с жестким подноском

— Перчатки х/б

Дополнительно водителям выдается жилет сигнальный второго класса защиты.

Для водителей автомобилей, работающих на этилированном бензине, дополнительно выдается дежурный фартук, дежурные резиновые перчатки, дежурные нарукавники хлорвиниловые.

Для водителя погрузчика выдают каску, очки, вкладыши противошумные (беруши).

_____________________________________

Для соблюдения правил личной гигиены водитель должен иметь в автомобиле (согласно действующим отраслевым нормативам) моющие средства, и защитные пасты и мази, щетку для мытья рук, полотенце, ветошь для вытирания рук от ГСМ. В частности (из расчета на месяц):

— средство, впитывающее влагу и увлажняющее кожу – 100 мл;

— туалетное мыло или жидкое мыло – 300 г и 500 мл соответственно;

— очищающие кремы, гели и пасты – 200 мл;

— регенерирующие (восстанавливающие) кремы – 100 мл.

Важно: нормы выдачи и нормы использования – не одно и то же. Стандартом разрешается дальнейшее использование неизрасходованных в текущем месяце смывающих и обезвреживающих средств – при условии, что срок годности не истек. Таким образом, если вы выдаете по нормам, но работник не использует все средства в течение месяца (что вполне вероятно) – не возбраняется учесть фактические остатки.

Важно: так же как и СИЗ – смывающие и обеззараживающие средства учитываются в отдельной личной карточке учета и выдачи.

_____________________________________

Работы, при выполнении которых запрещено применение труда женщин:

— водитель автобуса с количеством мест свыше 14-ти и водитель на автомобиле грузоподъемностью свыше 2,5 тонн (кроме внутризаводских, внутригородских, пригородных перевозках, перевозках в сельской местности в пределах одной дневной смены и при условии непривлечения к техобслуживанию и ремонту автобуса)

— слесарь, занятый на ремонте, обкатке и мойке деталей, с применением этилированного бензина

_____________________________________

Молоко (спецпитание) выдается в соответствии с действующим законодательством. Подробнее – в этой статье.

_____________________________________

Медицинское обеспечение безопасности

Заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей, проведении медосмотров. Выданные справки о годности к управлению транспортными средствами действительны до указанной в них даты очередного переосвидетельствования водителя (кандидата в водители).

С целью выявления больных водителей и водителей в состоянии алкогольного опьянения проводятся предрейсовые медицинские осмотры. Также в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения проводятся послесменные, послерейсовые медицинские осмотры по окончании рабочего дня (смены, рейса).

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводит только медицинский работник. Работник должен иметь сертификат, а медицинское учреждение – лицензию.

_____________________________________

Сварочные и другие огневые работы:

Сварочные работы производятся на сварочных постах. Временные места определяются письменным разрешением работника, ответственного за пожарную безопасность объекта (гараж, автобаза, и т.п.). временные места ограждаются негорючими щитами или ширмами. На открытом воздухе сооружаются навесы из негорючих материалов. Сварочные работы во время дождя, снегопада должны быть прекращены.

Приказом по организации назначается работник, ответственный за исправное состояние и эксплуатацию сварочного оборудования. Ежеквартально производится техосмотр и испытание газовых редукторов; ежемесячно – газовых горелок и шлангов. Результаты испытания заносятся в соответствующий журнал.

Присоединение и отсоединение от сети электросварочных установок и наблюдение за их исправным состоянием в процессе эксплуатации выполняется электротехническим персоналом с группой по электробезопасности не ниже III. При этом электросварщик может войти в электротехнический персонал.

Важно: проведение целевого инструктажа фиксируется не только в наряде-допуске, но и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

_____________________________________

Эксплуатация сосудов, работающих под давлением, компрессоров, воздухопроводов, подъемных сооружений (например, кранов) – должны производиться в соответствии с действующими федеральными нормами и правилами, например, «Правилами безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора № 533 от 12.11.2013 г.).

_____________________________________

Работа с электроинструментом производится в соответствии с требованиями электробезопасности. Работа в электроустановках производится в соответствии с Правилами эксплуатации электроустановок потребителей. Аналогично — работа с ручным инструментом должна производиться в соответствии с действующими «Правилами по охране труда при работе с ручным инструментом и приспособлениями».

_____________________________________

Шиномонтажные работы:

— Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового автомобиля должны быть механизированы

— Перед демонтажем шины с диска колеса воздух из камеры полностью спускается

— Накачка шин проводится в два этапа – до 0,05 МПа, затем проверяется положение замочного кольца, после чего давление повышается до нормативного

— Не допускается выбивать диск кувалдой

— Не допускается при накачивании шины воздухом исправлять положение шины на диске постукиванием

— Запрещено монтировать шины на не соответствующие размеру диски

— Запрещено накачивать шину давлением выше, чем установлено заводом-изготовителем

— Запрещено перекатывать колеса, диски и шины вручную – необходимо пользоваться специальными тележками или тельферами

_____________________________________

Погрузочно-разгрузочные работы:

— Проводятся организацией-грузоотправителем (получателем, агентом и т.п.), или аналогичным структурным подразделением предприятия-перевозчика. Привлечение водителя возможно только после прохождения целевого инструктажа и соответствующего обучения. Исключение – водитель ТС со средствами погрузки (кран, лебедка), управляющий грузоподъемным механизмом.

— Водитель обязан проверить соответствие укладки и надежность крепления грузов; потребовать устранения нарушений.

Важно: Перед началом работы автокрана, иной техники с подъемными механизмами – ТС устанавливается на горизонтальную площадку с обязательной установкой выдвижных опор. Под башмаки опор подкладываются специальные деревянные подкладки.

Важно: Водитель автокрана обязан проверить наличие удостоверений у стропальщиков, не начинать грузовые операции не убедившись в безопасности окружающих лиц, не начинать работу без сигнала стропальщиков (лиц, руководящих погрузочными работами), перед началом перемещения грузов подать сигнал. Поднять груз на высоту до 0,5 м и убедиться, что кран устойчив, груз хорошо подвешен – только после этого продолжать подъем. Водитель принимает сигнал ТОЛЬКО от лица, руководящего работами (специально назначенного) – кроме сигнала СТОП, который принимается от любого лица.

— Для фиксации груза следует применять металлические упоры, щиты и т.п. Для перевозки катно-бочковых грузов – дополнительно используют деревянные клинья, при необходимости – деревянные прокладки.

— Открывать и закрывать борта разрешается не менее, чем двум работникам.

— Навалочный груз не должен возвышаться над бортами ТС

— Бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх

— Ящики необходимо предварительно осматривать – торчащие гвозди и концы металлической обивки должны быть забиты или извлечены.

— Запрещается присутствие на месте работ посторонних, не участвующих в погрузочно-разгрузочных работах

— Запрещается работа при скорости ветра 14 м/с и более

— Запрещается передвигать автокран при поднятом грузе.

— Подъем грузов двумя или более автокранами – допускается только под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии плана работ, схем строповки, наряда-допуска.

Для опасных грузов:

— Перед проведением погрузочно-разгрузочных работ проводится целевой инструктаж

— Пломбирование тары с опасным грузом обязательно

— На всех грузовых местах, содержащих опасные вещества, должны иметься ярлыки, обозначающие: вид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке

— Перевозка баллонов до места погрузки-выгрузки производится на специальных тележках, лежа, с закрытыми колпаками

— Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами производятся только с выключенным двигателем. Исключение – налив, производимый насосом ТС с приводом от двигателя ТС.

— Запрещается производить погрузочно-разгрузочные работы при неисправности тары, отсутствии маркировки и предупредительных надписей

— Запрещается курение и использование открытого огня при погрузке, разгрузке и перевозке взрывопожароопасных грузов

Важно: К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (т.н. ДОПОГ).

_____________________________________

Автопогрузчики и электропогрузчики (некоторые особенности производства работ):

— Водители должны иметь право управления погрузчиком

Важно: не только водительские права с категорией С, Д, а удостоверение на право управления погрузчиком (!). Без этого допуск водителя к управлению погрузчиком ЗАПРЕЩЕН.

— На погрузчик наносится следующая информация: регистрационный номер, грузоподъемность, дата следующего испытания

— В зоне работы погрузчика не должны проводиться другие работы. Зона погрузчика – это площадка для маневрирования, размер которой увеличивается на пять метров

— На вилочном погрузчике груз должен быть прижат к раме грузоподъемника; распределяться равномерно, выступать вперед не более чем на треть длины лапы

— Крупногабаритные грузы не должны превышать по высоте защитные устройства погрузчика более чем на один метр. Выделяется работник для руководства движением погрузчика

Запрещается:

— Отрывать примерзший или зажатый груз

— Приступать к поднятию груза при отсутствии под грузом просвета под вилки

— Укладывать груз краном непосредственно на вилки погрузчика

— Сталкивать груз со штабеля и подтаскивать его

_____________________________________

Правила безопасности при ремонтных, регулировочных работах на предприятиях автотранспорта:

При проведении работ транспортное средство следует затормозить стояночным тормозом.

Работник обеспечивается лежаками – при выполнении работ под транспортным средством вне осмотровой ямы, эстакады, подъемника.

При вывешивании части автомобиля (прицепа, полуприцепа) необходимо подставить под неподнимаемые колеса упоры (башмаки), после вывешивания под вывешенную часть подставить козелки и опустить на них транспортное средство. Не допускается применять вместо козелков – кирпичи, диски, случайные предметы.

Не допускается оставлять АТС после окончания работ вывешенным на подъемниках.

Запрещается запускать двигатель и перемещать АТС при поднятом кузове.

Запрещается проводить ремонтные работы под поднятым кузовом самосвала (его прицепа) без предварительного освобождения от груза и установки дополнительного упора.

Автоцистерны перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков ЛВЖ, взрывоопасных грузов, токсичных и т.п. Зачистка производится в спецодежде, работник обеспечивается шланговым противогазом, спасательным поясом со страховочным тросом, вне емкости находятся два специально проинструктированных помощника. Зачистные работы считаются работами повышенной опасности, выполняются по наряду-допуску.

При работе зубилом (другим рубящим инструментом) необходимо пользоваться защитными очками.

Запрессовка и выпрессовка деталей должна выполняться съемниками и прессами. В отдельных случаях допустимо использовать выколотки.

Выбраковка инструментов и приспособлений должна производиться по графику – не реже одного раза в месяц.

_____________________________________

Дополнительная информация, знать которую очень полезно:

Работодатели, осуществляющие перевозки, должны обеспечить наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Работодатели обязаны организовывать предрейсовый контроль техсостояния транспортных средств.

При остановке ТС водитель покидая кабину должен обезопасить ТС от самопроизвольного движения: выключается зажигание (или прекращается подача топлива), устанавливается стояночный тормоз, рычаг передач переводится в нейтральное положение. Под колеса ставятся башмаки – даже при незначительном уклоне.

Не допускается движение автомобиля-самосвала с поднятым кузовом.

Движение задним ходом при затрудненном (недостаточном) обзоре сзади необходимо выделять работника для организации движения ТС.

На заправочном пункте (в т.ч. АЗС) не допускается курение, пользование открытым огнем, проведение ремонтных и регулировочных работ, заправка топливом при работающем двигателе, перелив топлива, нахождение пассажиров в кабине, салоне, кузове ТС.

При работе зимой не допускается:

— Выпускать в рейс ТС с неисправными устройствами обогрева салона и кабины

— Подогревать двигатель открытым пламенем

— Перевозить пассажиров, грузчиков, сопроводителей груза в открытом кузове.

На местах, предназначенных для стоянки ТС (помещения, площадки, стоянки под навесом) не допускается курить, пользоваться открытым огнем, заниматься ремонтом ТС, хранить топливо, заправлять автомобили топливом (сливать топливо), запускать двигатель ТС (кроме случаев выезда с территории)

Полы помещений для стоянки ТС должны иметь разметку, определяющую места установки ТС и проезды. На видном месте вывешивается план расстановки ТС, с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара.

Допускается хранение погрузчиков в производственных и вспомогательных помещениях, при условии, что они не будут загромождать проходы.

Перевозка детей – основные требования к ТС и организации перевозок:

— спереди и сзади устанавливаются знаки «Перевозка детей»

— на наружных боковых сторонах ТС, спереди и сзади, наносятся контрастные надписи ДЕТИ- кузов имеет желтую окраску

— на транспортных средствах предусматривается автоматическая подача звукового сигнала при движении задним ходом

— в каждом ряду сидений предусматривается кнопка «Просьба об остановке»

— рабочее место водителя оборудуется внутренней и наружной автомобильной громкоговорящей установкой

— Перевозки осуществляются в светлое время суток

— Скорость не должна превышать 60 км/ч

— Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей уведомляются органы Госавтоинспекции – для усиления надзора за движением на маршруте, решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами

— Для сопровождения детей выделяются преподаватели или иные взрослые. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяют медицинских работников

© Область на островах

Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии.

Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда на предприятии.

Тема 1.2. Организация работы по охране труда на предприятии.

Тема 1.3. Материальные затраты на мероприятия по улучшению условий труда на предприятии.

Раздел 2. Опасные и вредные производственные факторы.

Тема 2.1. Воздействие негативных факторов на человека и их идентификация.

Тема 2.2. Методы и средства защиты от опасностей.

Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности.

Тема 3.1. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности.

Тема 3.2. Предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях автомобильного транспорта.

Тема 3.3. Требования техники безопасности к техническому состоянию и оборудованию подвижного состава автомобильного транспорта.

Тема 3.4. Требования техники безопасности при перевозе опасных грузов автотранспортом.

Тема 3.5. Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонта автомобилей.

Тема 3.6. Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин.

Тема 3.7. Электробезопасность АТП.

Тема 3.8. Пожарная безопасность и пожарная профилактика.

Раздел 4. Охрана окружающей среды от вредных воздействий автомобильного транспорта.

Тема 4.1. Законодательство об охране окружающей среды.

Тема 4.2. Экологическая безопасность АТП.

Введение

Дисциплина «Охрана труда на автомобильном транспорте». Определение. Цели и задачи.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих жизненных потребностей.

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Главной задачей дисциплины является получение будущими специалистами углубленных знаний и умений, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности в процессе труда, охраны окружающей среды, защиты автотранспортных предприятий от уничтожения огнем.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Ø Основные положения законодательства о труде;

Ø Основы управления охраной труда на автомобильном транспорте;

Ø Материальные затраты на охрану труда в автотранспортных предприятиях;

Ø Воздействие негативных факторов на работающего;

Ø Методы и средства защиты от опасностей, экобиозащитную технику;

Ø Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве;

Ø Мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний на автомобильном транспорте;

Ø Правила пожарной безопасности на автомобильном транспорте;

Ø Мероприятия по защите окружающей среды от вредного воздействия автомобильного транспорта.