Нормы уголовных установлений тан. Право древнего китая

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Писаное право в Китае возникло в специфических условиях, и это обусловило его собственную специфику. Первые попытки введения рационально сконструированных законов относятся к периоду затяжного кризиса, периоду политической борьбы в княжествах и между княжествами, на которые распалось древнее китайское государство Чжоу. Борьба идеологий и политических практик, одной из составляющих которой явилась борьба за введение и применение искусственно создаваемых законов, наложила свой отпечаток и на концептуальные основы права, и на круг задач, решение которых было за правом закреплено, — и наложила навсегда.

В отличие от многих древних обществ, законы в Китае никогда не мыслились как нечто священное и непререкаемое, как благой дар богов, как идейная сверхценность. Напротив, господствующая теория поначалу относила их к продукту творчества некитайских, «варварских» народов, не ведающих морали и стыда, а потому вынужденных, чтобы хоть как-то наладить общежитие, прибегать к постоянному насилию посредством законодательно налагаемых запретов. Д. Бодде и К. Моррис в своей монографии отмечают, что, по всей видимости, подобная концепция возникла в V—VI вв. до н. э., когда идея введения законодательства вызывала почти всеобщее неприятие и резко порицалась традиционалистами , каковых в ту пору было, разумеется, большинство. Впоследствии, когда идея писаного закона постепенно доказала свою практическую ценность для государства, отношение к этой идее вынужденным образом несколько изменилось: законотворчество было приписано древним мудрецам, которые стремились скомпенсировать законами, то есть, в первую очередь, запретами и точно установленными наказаниями за их нарушение, неудержимо и постоянно происходящую порчу нравов. Следовательно, первая и главная задача законов изначально была сведена к непрерывной, не затихающей борьбе со своекорыстием и прочими индивидуальными мотивациями, затрудняющими использование государством наличного человеческого ресурса. Было постулировано, что если изменяется ситуация в стране, обязательно надлежит менять и законы с тем, чтобы они наилучшим образом могли обеспечивать порядок и пользу государства .

На первых порах право попыталось выступить против всех связей между людьми, кроме связи «правитель—подданный», поскольку они лишь мешали подданному быть эффективным, не стесненным никакими посторонними обязанностями исполнителем высшей воли. Однако в результате длительного процесса конфуцианизации право, напротив, горой встало на защиту основных иерархических и субординативных связей традиционного общества, а следовательно — и традиционной этики, согласно нормам которой эти связи функционировали. В первую очередь это, конечно, тоже была связь «правитель— подданный», но вполне осмысленной и последовательной стандартизирующей защите были подвергнуты и такие межчеловеческие связи, как «знатный—незнатный», «учитель—ученик», а главное, разумеется, «старший родственник—младший родственник». Социальная лояльность стала мыслиться как расширенное проявление сыновней почтительности, а наилучшим средством воспитания первого было признано воспитание второго. В классическом конфуцианском трактате «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности») едва ли не с самого начала заявлено:

...Сыновняя почтительность начинается со служения родным [в детстве], [продолжается в] служении правителю в зрелые годы...

Уже при Ханьской династии (206 до н. э.—220 н. э.) право мало-помалу оказалось введено в культурный контекст, который оно поначалу самоуверенно попыталось подмять и целиком заменить собой. Основой благоденствия стали считаться предписывающие нормы традиционной морали, возведенной конфуцианством едва ли не в абсолют, а сконструированные правителем и его ближайшим окружением законы с их запретами и наказаниями, предусмотренными за их нарушение, равно как с их подверженностью изменениям, отвечающим изменению условий жизни, стали рассматриваться как силовая подпорка, компенсатор морали там, где она оказалась неэффективной, спасовала или не справилась.

Как нельзя лучше для теоретического обоснования подобного подхода пригодились и основополагающие концепции даосизма с его вечной борьбой вечно единых стихий Инь и Ян — женского и мужского, темного и светлого, пассивного и активного, откликающегося и воздействующего начал. Мораль и право стали рассматриваться как Ян и Инь, взаимодействие светлого и темного, животворящего и наказующего.

Исходным смыслом писаного права виделась гармонизация отношений не столько между людьми, сколько между государственной властью и подданными. А уж это обусловило все остальные особенности традиционного китайского права. Оно изначально было одной из методик управления, методик обуздания правителем населения, направления его к надлежащей активности и удержания от активности ненадлежащей.

Самой важной частью этого населения были для высшей государственной власти, конечно же, государственные служащие. Львиная доля всех законов посвящена была в традиционном Китае именно им — их деятельности, их моральному облику, их проступкам и преступлениям. Посредством писаного права бюрократия в лице своей верхушки оптимизировала всю свою целокупность.

Двухкомпонентное деление китайских законов на так называемые люй 律 и лин 令 тоже возникло еще при Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), то есть задолго до Тан (618—907 н. э.). Поначалу считалось, что люй — это основа, наиболее стабильные и неизменные нормы, которые унаследованы от прошлого, а лин — это оперативные законодательные новации, вводимые в действие текущими императорскими указами. Как отмечает Е. И. Кычанов, при Хань между законами этих групп еще не было четкого функционального различия и вторые, являясь сборниками императорских указов, наравне с люй могли содержать вновь вводимые нормы уголовного права, то есть нормы, предусматривавшие за те или иные действия те или иные наказания; однако постепенно в процессе разделения функций сложилось положение, согласно которому уголовные законы сосредоточились в нормах люй, в то время как нормы лин стали законами общеадминистративными . В люй, косвенно принявших форму запретов, говорилось о том, как надлежит наказывать тех, кто совершил что-либо наказуемое, то есть о том, как поступать нельзя. В лин указывалось, в соответствии с какими нормами и каким регламентом следует жить, то есть как поступать можно и нужно.

Однако в танское время именно в разъяснениях к люй, которые обычно именуют уголовными законами, было зафиксировано немало предписывающих норм, без предварительного изложения и объяснения которых зачастую оказывалось невозможно объяснить, в чем состоит то или иное их нарушение. И вдобавок, что не менее существенно, именно в разъяснениях к люй зачастую содержатся общетеоретические разъяснения, почему тот или иной поступок является проступком, почему данный проступок рассматривается тяжелее иных, сходных, и почему наказывается так, а не иначе. В линах ничего подобного не было. Этот культурологический слой, возможно, является самым интересным в танских люй. Значит, понимание законов люй как чисто уголовных не исчерпывает всего их содержания, хотя иначе их тоже, пожалуй, никак не назовешь.

Ко времени формирования права собственно танского периода бинарная модель люй—лин была дополнена двумя другими видами законов: гэ 格 и ши 式. Каждый из этих видов предписаний имел свою специфическую функцию.

Дословный перевод этих четырех иероглифов мало что говорит сам по себе, ибо значения их во многом повторяют друг друга. Люй значит «закон, закономерность, законоположение, устав, норма, уложение, дисциплина, кодекс, приводить в порядок, регулировать, ограничивать, наказывать по закону»; собственно, даже термин «закон сохранения энергии» по-китайски сформирован с применением этого же термина люй . Лин значит «приказ, предписание, декрет, директива, наставление, приказывать, предписывать, обязывать, заставлять, давать возможность, побуждать» . Гэ значит «норма, стандарт, правила, требования, рамки, ограничиваться, быть в рамках, подходить по стандарту» . Ши значит «образец, стандарт, эталон, форма, норма, этикет, ритуал, образец, пример для подражания, церемониал, регламент, постановление» .

Нетрудно заметить, что во всех этих четырех веерах значений главным общим смыслом является понятие ориентирующего образца, стандартизирующего требования, которое призвано обрубать частное своевольное разнообразие во имя общего скоординированного единения.

В англоязычном востоковедении принято переводить эти термины, соответственно, как Code (сборник законов, кодекс, свод законов государства, система правил), Statutes (законы, законодательные акты парламента, статуты, устав), Regulations (правила, устав, постановления, инструкции) и Ordinances (руководства, указы, предписания, приказы, религиозные таинства) .

Сами тогдашние китайцы объясняли функциональное своеобразие этих законов так:

В танское время было четыре типа уложений: люй, лин, гэ и ши. Лины устанавливали распорядок и соотношение среди старших и младших, знатных и низких, а также государственную структуру. Гэ устанавливали постоянную практику, осуществляемую всеми должностными лицами на их постах. Ши являлись законами (фа ), которых они (должностные лица. — В. Р.) неизменно придерживались. Во всех делах государственное управление должно было следовать этим трем [типам законов] (цы сань чжэ 此三者 ). Если же происходили их нарушения или если люди склонялись к злу и доходили до преступлений, всегда следовало принимать меры на основании люй .

Исходя не столько из буквального смысла терминов, сколько из функций обозначаемых ими правовых норм, я в своем переводе уголовного кодекса династии Тан «Тан люй шу и» предложил весьма условно, зато единообразно называть законы люй, лин, гэ и ши, соответственно, уголовными, общеобязательными, нормативными и внутриведомственными установлениями. В этих формулировках я нарочито старался избегать употребления термина «закон», поскольку его непосредственный китайский аналог фа значительно более многогранен и широк по смыслу (это можно увидеть даже из приведенной выше цитаты). Фа — суть законы как таковые, законы как принцип, как альтернатива неписаным нормам морали или вообще организационному хаосу, произволу, основанному на минутных пристрастиях и колебаниях правителя. Люй, лин, гэ и ши — это конкретные законодательные установления четырех разных типов, призванные упорядочивать четыре строго определенные сферы государственно-административной и индивидуальной активности.

УГОЛОВНЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ ЛЮЙ

Составление Кодекса

Знаменитый «Тан люй шу и» — «Уголовные установления Тан с разъяснениями», или, в просторечии, танский кодекс, — являлся, как видно уже из самого названия, собранием уголовных установлений танского правительства, то есть тех установлений, что должны были устрашать потенциальных преступников неотвратимостью заблаговременно предусмотренного наказания, тех, посредством которых государственной администрации различных уровней надлежало вразумлять и наказывать преступников, уже состоявшихся. В силу того, что некие действия физически могли быть совершены, но морально не могли быть одобрены, то есть рассматривались как вероятные, но непозволительные, за каждым из них были заранее закреплены наказания той или иной строгости.

Ко времени воцарения великой династии Тан процесс правотворчества насчитывал в Китае уже много веков, и каждая династия вносила в него что-то новое, свое. Но от тех эпох до нашего времени дошло очень мало правовых текстов. От Тан тоже дошло отнюдь не все, но разница, тем не менее, принципиальна. И это можно считать неслыханной удачей китаистики, потому что именно при Тан долгий период созревания, формирования права, его адаптации к китайским культурным и социально-политическим реалиям наконец вполне завершился. То, что было сделано в этой области при династии Тан, явилось, с одной стороны, результатом долгого и многогранного развития, увенчанием вековых усилий, итогом многочисленных кодификаций, а с другой — основой и образцом для всего последующего развития уголовного права как в Китае вплоть до свержения монархии в 1911 г., так и во всей Юго-Восточной Азии, во всех странах, находившихся в сфере китайского культурного влияния, — Японии, государстве тангутов Си Ся, Корее, Вьетнаме.

Начало длительному, многоэтапному процессу создания величайшего правового памятника было положено сразу после прихода к власти основателя танской династии Ли Юаня, императора Гао-цзу (618—627 н. э.). Едва утвердившись в столице, он отменил действие наиболее жестоких законов предшествовавшей Тан династии Суй (581—618). То, что бесчеловечность ее последнего правителя и принятых при нем уголовных норм вызывала всеобщее возмущение, стало в Китае притчей во языцех. Был введен временный короткий кодекс (всего лишь из двенадцати статей). Смертную казнь Гао-цзу оставил только для преступников, повинных в убийстве человека, грабеже, дезертирстве из его армии и измене . Именно в таком порядке наказуемые смертью преступления перечислены в обеих династийных историях, что очень показательно: преступления против личности поставлены на приоритетное место по отношению к преступлениям антигосударственным .

Этой реформы было явно недостаточно, и в первый же год правления Гао-цзу повелел Лю Вэнь-цзину, одному из наиболее высокопоставленных своих сподвижников, подобрать себе помощников и составить проект полноценного уголовного кодекса, имея образцом свод законов, принятый при Суй в годы правления Кай-хуан (589—600), то есть в первые, относительно спокойные годы династии. При самой Суй кодекс Кай-хуан был в 607 г. заменен кодексом годов правления Да-е (605—617), от суровых предписаний которого Гао-цзу и поспешил избавиться сразу после прихода к власти.

Есть, правда, основания полагать, что этот кочующий из работы в работу и потому ставший как бы неоспоримым факт является лишь поздней идеологемой. Э. Балаш приводит данные, согласно которым уголовный кодекс, принятый при Ян-ди, — кодекс годов Да-е — был на самом деле по многим показателям мягче, нежели предшествовавший ему кодекс годов Кай-хуан . Действительно, как указывается в разделе «Описание законов о наказаниях» суйской династийной истории, в кодексе Да-е по сравнению с кодексом Кай-хуан были облегчены наказания более чем по 200 статьям (а сам кодекс включал их всего 500). Кроме того, нормы, связанные с проведением следствия, — заключение в колодки, битье при допросе и пр. — были смягчены, так что народ, утомленный суровостью предшествовавшего законодательства, радовался послаблениям . Но постфактум при свергнутом «тиране» не должно было обнаруживаться ничего хорошего, не то, не ровен час, могли возникнуть лишние вопросы насчет правомерности его свержения. «Старая история Тан» описывает дело так:

Суйский Вэнь-ди постарался прибегнуть к старым порядкам Чжоу и Ци (479—502), чтобы определить установления люй и лин, отменил жестокие законы и трудился для распространения умиротворения. ...Янди был злобен и жесток, его законы и приказы были бесчеловечны, так что жизнь людей стала невыносимой...

[Цзю Тан шу, 1936. С. 629 (цз. 50, с. 1а)]. Справедливости ради надо отметить, что Ян-ди, по всей видимости, нескончаемыми военными походами и мобилизациями действительно ухитрился создать в стране такую обстановку, что его хороших законов уже никто не соблюдал. Во всяком случае, именно так описываются в «Суй шу» последние годы династии: «...Народ массами уходил в разбойники... Владыка снова ввел жестокие казни... не различая тяжелых и легких преступлений, не докладывая трону и не ожидая утверждения [приговоров троном], всех наказывали обезглавливанием» [Суй шу, 1936. С. 1137 (цз. 25, с. 14а)].



  • Составление Танского кодекса было закончено в 653 г., однако обнародование состоялось только в 737 г.
  • Кодекс устанавливал социальное неравноправие: тяжесть наказания зависела от социального и политического положения преступника.
  • Танское законодательство не знает института необходимой обороны, но освобождает от ответственности ближайших родственников, вступившихся за отца, мать, деда, бабку в случае нападения, ибо негативные последствия их действий (вплоть до убийства нападавшего) не были продиктованы их преступной волей. В данном аспекте рассматривалось также, например, преступное деяние слуги, совершенное по приказу хозяина.

Структура Танского кодекса

Разделы имели следующие области регулирования:

  • Меры наказания и принципы применения законов;
  • Охрана запретных мест;
  • Должностные обязанности чиновников и порядок их исполнения;
  • Домохозяйства и бракосочетания;
  • Государственные конюшни и зернохранилища;
  • Самовольные действия администрации;
  • Разбой и хищения;
  • Драки и тяжбы;
  • Мошенничества и подлоги;
  • Разнородные карательные законоустановления;
  • Задержания и побеги;
  • Судопроизводство и тюремное содержание.


Классификация преступлений в свете конфуцианской морали – «10 зол»

1. Заговор о мятеже против императора.

2. Великое непокорство.

3. Заговор, измена.

4. Неподчинение, непокорство.

5. Несправедливость, порочность.

6. Выражение великого непочтения.

7. Выражение сыновней непочтителньости.

8. Несогласие, разногласие.

9. Несправедливость, неправедность.

10. Кровосмесительные половые связи.



Наказания

  • удары тонкими палками (от 10 до 50);
  • удары толстыми палками (от 60 до 100);
  • смертная казнь (обезглавливание, удушение, с X в.- расчленение трупа);
  • каторжные работы (от 1 до 3 лет);
  • ссылка в отделенные местности (от 2000 до 3000 ли(1ли- 500 км)

Наказания (в соответствии с кодексом династии Тан)

Основная цель наказания – устрашение.


Наказания чиновников

  • лица, имеющие высокий социальный статус , выводились из-под юрисдикции обычных судов их преступление деяния рассматривал император.
  • родственники чиновника освобождались от ответственности или несли смягченные наказания (согласно наличию института тени в традиционном праве Китая)
...Следует, пожалуй, сказать еще несколько слов о столь интересном термине, как сэ, часто встречающемся в различных контекстах в "Тан люй шу и". В свое время я писал об этом (Понятие личности в танском праве // Народы Азии и Африки, 1984, № 5), но с момента выхода той статьи прошло полтора десятка лет, и вряд ли кто-то запомнил небольшую работу начинающего востоковеда, даже если, паче чаяния, и обратил тогда на нее внимание. Между тем понятие сэ, которое я, за неимением более нейтрального слова, не волочащего за собою ни малейшего сословно-классового шлейфа, перевожу словом "категория", представляется крайне существенным.
Дело в том, что в самых разных ситуациях правозащита той или иной специфической функции человека, или даже предмета, была значительно интенсивнее правозащиты его статуса, а правозащита статуса, в свою очередь, значительно интенсивнее, чем его правозащита как просто биологического или материального объекта. Посягательство на жизнь человека наказывалось менее строго, чем посягательство на жизнь человека высокого статуса, а посягательство на жизнь человека, выполняющего особую социальную функцию (скажем, посланца, везущего императорский указ) безотносительно к социальному статусу этого посланца наказывалось еще строже. Более того, то же можно сказать даже и о предметах неодушевленных. Посягательство на кражу предмета наказывалось, исходя из его стоимости, куда менее сурово, нежели посягательство на ровно такой же предмет, если он был, скажем, предназначен для жертвоприношений, то есть приобретал особый статус. И тем более сурово наказывалось хищение такого же предмета, когда статус - то есть функция в потенции - трансформировался в реальное, в данный момент происходящее выполнение специфической функции, то есть, скажем, когда предмет был не просто предназначен к жертвоприношению, а уже поднесен в жертву духам (подробнее см.: Рыбаков В. М. Танское законодательство о преступлениях против имущества. - "Петербургское востоковедение", № 1. СПб, 1992). Подобный подход был общим для всех ситуаций.
Д. Мунро, а вслед за ним Л. Вандермерш применительно к традиционному китайскому обществу вполне обоснованно называют социальными функциями: функции правителя и подданного, отца и сына, старшего и младшего братьев, мужа и жены, друзей - то есть функции, результатом осуществления которых являлось установление пяти базисных типов социальных связей (у лунь), которым общество и обязано возникновением своей структуры. Понятно, что эти функции имеют непрерывный, вневременной характер и не могут быть описаны категориями единичных конкретных действий. Их исполнение является результатом работы основных форм морального долженствования: человеколюбия (сводящегося, впрочем, в значительной мере к беспристрастности) правителя и верности подданного, отцовской любви и сыновней почтительности, снисходительности старшего брата и уважительности младшего брата, справедливости мужа и исполнительности жены, доброжелательности старшего и послушания младшего. Взаимосвязная работа парных сочетаний этих форм порождала пять основных состояний, оформлявших основные типы иерархических связей общества: состояние взаимного морального долженствования между правителем и подданным, состояние родства между отцом и сыном, состояние иерархии между старшим и младшим братьями, состояние различия между мужем и женой и состояние доверия между друзьями.
Осуществление всего комплекса действий, обеспечивающих то или иное состояние, каждым компонентом той или иной субординативной пары действительно можно назвать социальной функцией данного компонента, однако понятие функции в этом случае оказывается предельно абстрактным. Каждое конкретное действие, входящее в подобный комплекс и должным образом совершающееся в должный, социально обусловленный момент, на период совершения (вне зависимости от его длительности) и будет социальной функцией данного компонента субординативной пары. Сколь бы коротким ни оказывалось такое действие, оно равно является проявлением, воплощением или, если так можно выразиться, результатом ситуационного срабатывания основополагающих социальных функций. Однако, с другой стороны, в силу своей конкретности и конечности во времени такие действия, в отличие от абстрактных социальных функций, поддавались точной регламентации и юридическому регулированию. Это, во-первых, обусловливало их доминирующее значение в триаде "функция - статус - персона" (причем не только применительно к руководящим чиновникам, а вообще к человеку любого положения), а, во-вторых, делало наиболее удобными для выделения тех, кто совершает эти действия неправильно и, следовательно, должен быть "скорректирован" - наказан.

Согласно этому кодексу, в правовом отношении общество танского Китая подразделялось на три группы. Верхний, привилегированный слой составляли чиновничество и знать; среднее положение занимали лично свободные простолюдины; на нижней ступени социально-юридической лестницы стояли пораженные в правах лично зависимые различных категорий. В кодексе была зафиксирована шкала основных видов наказаний: пять степеней наказания тонкими палками (десять, двадцать, тридцать, сорок и пятьдесят ударов); пять степеней наказания толстыми палками (шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девяносто и сто ударов); пять степеней продолжительности каторжных работ (один, полтора, два, два с половиной и три года); три степени наказания ссылкой (на две тысячи, на две с половиной тысячи и на три тысячи ли); две степени наказания смертью (удавление и обезглавливание).

Описанная система наказаний имела универсальный характер, т. е. под ее действие подпадали (по крайней мере формально) все три правовых слоя. Но применялась она, так сказать, дифференцированно: за одинаковое преступление представителю слоя пораженных в правах наказание назначалось тяжелее, а представителю привилегированного слоя - легче, нежели простолюдину.

Привилегии сводились к систематизации уровня снижения наказания, действие их ограничивалось лишь приговорами к тем наказаниям, которые перечислены в упомянутой выше шкале, т. е. к основным наказаниям.

Привилегии были четырех типов: принадлежности к одной из восьми групп лиц, суждение по делу которых выносилось императором (ба и); подачи прошений императору о смягчении или отмене наказания (цин, или шан цин); уменьшения тяжести наказания на одну степень (цзянь); откупа от наказания (шу).

Распределение привилегий строго соответствовало внутренней иерархии господствующего класса. Формально та или иная привилегия могла предоставляться на двух основаниях - благодаря либо собственному чину или титулу, либо родственным связям, определенной степени близости с лицом, имеющим более высокую привилегию. Мерилом такой близости был срок траура, который должен был носить по данному родственнику обладатель более высокой привилегии в случае его смерти. Кодекс выделяет четыре основные категории траура и, следовательно, четыре степени близости родственных отношений: сыма (длительность три месяца), сяогун (пять месяцев), дагун (девять месяцев) и ци (год и более), а также специфический траур таньмянь, который носил лишь император по родственникам более далеким, нежели родственники категории траура сыма (например, по своим пятиюродным братьям, четвероюродным братьям отца, троюродным братьям деда и т. д.). Длительность этого траура неизвестна.

Право2 на «суждение» было наиболее элитарной привилегией.

Узкий круг пользовавшихся ею лиц был разбит на восемь групп.

1. Группа родственных (цин), под которыми понимались лица, связанные по крови с августейшими особами. Кодекс выделяет три группы таких лиц: родственники царствующего императора (категории траура таньмянь и выше); родственники бабки и матери царствующего императора (категории траура сыма и выше); родственники жены царствующего императора (категории траура сяогун и выше).

2. Группа близких (гу)-старые, испытанные друзья и слуги императора, те, кто прислуживает в его внутренних покоях и постоянно удостоен счастья непосредственного общения [с ним].

3. Группа достойных (сянь) - те, чьи поступки исполнены добродетели, чьи слова и дела могут служить образцами.

4. Группа способных (нэн)-занимающиеся делами управления с большим талантом, всегда способные дать императору ценный совет, являющиеся образцом в поведении.

5. Группа заслуженных (гун) -те, кто имеет большие заслуги, например смог обезглавить вражеского полководца, сорвать вражеское знамя, пройти в авангарде более десяти тысяч ли или же способствовал подчинению власти танских императоров большого числа людей.

6. Группа знатных (гуй) - занимающие служебные должно сти (чжишигуань) рангов третьей категории3 и выше или же почетные должности4 рангов (саньгуань) второй категории и выше или же имеющие титулы знатности (цзюэ)5 рангов первой категории, т. е. гогун и выше.

7. Группа усердных (цинь)- те, кто действует с большим прилежанием, т. е. и крупные полководцы, и мелкие чиновники, которые с благоговением отдаются служебной деятельности, и днем и ночью трудясь во имя общественного блага, а также те, кто, будучи послан на край света, переносит лишения и опасности.

8. Группа гостящих (и бинь)-те, кто, будучи потомками предыдущих династий, становится гостями государства.

Нетрудно заметить, что перечисленные группы серьезно отличались друг от друга по обширности охватываемых и по четкости определения круга входящих в них лиц. Первая, шестая и в некоторой степени восьмая группы намечены максимально четко. Состав остальных групп назван чисто описательно, поскольку включение в них могло, вероятно, быть результатом произвола. Не случайно в примерах, которыми в кодексе разъясняется положение пользующихся данной привилегией лиц, говорится либо о первой, либо о шестой группе.

Рассматриваемой привилегией пользовался также еще определенный круг лиц вследствие специфической особенности, которую придавало привилегиям тогдашнее китайское законодательство. Мы пока назовем ее свойством «наибольшего благоприятствования». Им обладали все четыре привилегии. Суть его заключалась в следующем: если лицо теряло положение, дающее право на привилегии, не в результате наказания за какое-либо преступление, то привилегии за ним сохранялись®.

Привилегия права на «суждение» в плане состава преступлений была наиболее всеохватывающей. Она действовала при совершении преступлений любой тяжести, за исключением перечисленных в списке «десяти зол» (ши э), т. е. преступлений, направленных непосредственно против особы императора и основ существующего строя. В случае совершения лицом, пользовавшимся данной привилегией, преступления, наказуемого смертной казнью, Палатой наказаний (син бу) составлялся документ, фиксировавший состав преступления, статью закона, под которую оно подпадало, и группу имевших право на суждение, к которой принадлежал преступник. Этот документ с просьбой о вынесении суждения направлялся вверх по инстанции. Для вынесения суждения собирался Дутан - центральный орган Департамента государственных дел (Шаншу шэн), разделенный на шесть отделов, каждый из которых ведал делами подведомственной ему палаты. Происходило, таким образом, совещание лиц, ответственных за деятельность высших исполнительных органов танского правительства. Дутан и выносил суждение по делу подсудимого, а затем посылал его на рассмотрение и утверждение императору. Под вынесением суждения Дутаном кодекс понимал выяснение побудительных мотивов и обстоятельств преступления, подтверждение заключения первоначальной инстанции о наказуемости виновного смертной казнью, но точного приговора - удавление или обезглавливание - Дутан не предлагал. Реальное вынесение приговора оставалось за императором, который имел право снизить или вовсе отменить наказание. «Если есть особая милость,- указывал кодекс,- то преступник будет удостоен полного прощения. Такие необычные приговоры есть право повелителя людей».

Таким образом, в случае совершения преступлений, наказуемых смертной казнью, лицо, пользующееся привилегией права на «суждение», оказывалось фактически неподсудным обычным нормам. Такое дело должно было быть рассмотрено императором и решено им согласно его собственным соображениям.

При более легких преступлениях суждение не выносилось, а тяжесть наказания преступнику просто понижалась на одну степень.

Деяния же, отнесенные к категории «десяти зол», автоматически влекли за собой отмену действия привилегий.

В прошении сообщалось, под какую статью подпадает совершенное преступление, и указывалось основание, в силу которого преступник пользуется данной привилегией. Палата наказаний точно формулировала, какого вида казни заслуживает преступник по обычным нормам. Прошение с просьбой о смягчении наказания направлялось непосредственно императору, минуя Департамент императорских дел (Мэнься шэн), который ведал обычно поступающей к императору документацией.

При совершении лицами, обладавшими правом подачи прошений, менее серьезных преступлений, тяжесть наказания уменьшалась на одну степень без подачи прошения.

Рассматриваемая привилегия теряла силу не только при совершении преступлений, отнесенных к категории «десяти зол», но и при рассмотрении дел об убийстве, умышленном покушении на убийство, прелюбодеянии, похищении человека, взимании взяток и т. п., совершенных чиновником при исполнении служебных обязанностей.

Право на снижение тяжести наказания на одну степень было как частью двух описанных выше привилегий (и, естественно, распространялось на весь круг пользовавшихся ими лиц), так и самостоятельной привилегией для чиновников рангов шестой и седьмой категорий, а также дедов, бабок.

Данная привилегия носила менее универсальный характер, нежели две другие, упомянутые выше. Из сферы ее действия были исключены случаи, когда выносился смертный приговор. Одновременно шире был круг исключений: помимо случаев, названных при рассмотрении первых двух привилегий, она теряла свою силу при привлечении к общесемейной ответственности за совершение родственниками преступлений, квалифицируемых по статьям 1 или 2 «ши э», а также при осуждении за непредумышленное убийство в драке, за случайное ранение или нанесение увечий родственникам категории траура ци и выше, за различные преступления, совершенные чиновником с использованием своего служебного положения, и т. д.

Привилегия откупа от наказания также не распространялась на преступников, осужденных на смерть. Для обладавших первыми тремя привилегиями она вступала в силу уже после снижения тяжести наказания. Кроме них этой привилегией пользовались: чиновники рангов восьмой и девятой категорий; ряд родственников тех, кто обладал привилегией уменьшения наказания на одну степень благодаря собственному статусу (т. е. чиновников шестой и седьмой категорий ранга); наложницы чиновников пятой категории ранга и выше.

Объем ситуационных исключений из сферы ее действия настолько значителен, что даже беглое их рассмотрение в рамках небольшой статьи не представляется возможным.

Мы видим, таким образом, что привилегии охватывали не только высшую знать и весь корпус чиновничества, но и членов их семей, т. е. практически весь тот социальный слой, из которого наиболее вероятным было дальнейшее (рекрутирование кадров в государственный аппарат. При помощи привилегий государство ограждало от многих наказаний не только своих служащих, но и вою среду, в которой жили и воспитывались те, кто в будущем мог прийти им на смену. Вместе с тем действие привилегий не распространялось на совершивших особо опасные, по современной терминологии, государственные преступления. Криминальные деяния такого рода можно, в общем, подразделить на три группы: преступный умысел или преступления, направленные непосредственно против особы императора и его семьи, а также на подрыв окружающего их пиетета; все преступления, так или иначе связанные с нарушением конфуцианских добродетелей - сыновней почтительности, гуманности, беспристрастности и т. п.; большинство преступлений, связанных с использованием служебного положения в корыстных целях и пренебрежением должностными обязанностями, ставящими под удар престиж чиновничества и мешающими нормальному функционированию административного аппарата.

Таким образом, институт привилегий призван был укреплять государственный и общественный порядок. Его бюрократическая природа обусловила весьма специфический способ жалования привилегий.

В списках пользовавшихся той или иной привилегией мы постоянно обнаруживаем определенный круг лиц, получивших данное право благодаря родственным отношениям с кем-то, имеющим более высокую привилегию. Таким образом, подобная своеобразная «передача» привилегий осуществлялась последовательно от самого верха иерархической пирамиды до ее подножия. В кодексе постоянно указывалось, что основой этого порядка было право «тени», «отбрасываемой» родственником, занимающим более высокое положение, на менее именитого родственника. Для последнего же получаемая им привилегия и составляла реальное содержание «тени» сановного родственника.

Сравнение реальной значимости различных привилегий приводит к выводу, что «интенсивность» «родственной тени», явно неодинаковая, была четырех порядков. Лица, охваченные «тенью» первого порядка «интенсивности», пользовались привилегией права на «суждение», охваченные «тенью» второго порядка «интенсивности» - привилегией подачи прошений и т. д.

Данный порядок кодекс также обосновывает понятием «тени», но уже другого типа - «тени ранга» (гуань инь).

Интенсивность «тени ранга» (так же как и «тени родственника») распадалась на четыре группы. Причем лица, пользовавшиеся «тенями рангов» трех первых порядков «интенсивности», в свою очередь, ретранслировали, если можно так выразиться, «тень» своим родственникам, т. е. являлись источниками «родственной тени», по «интенсивности» уступавшей на один порядок их «тени ранга». Таким образом, мы можем разделить «тени» на первичные - порождаемые положением в бюрократической иерархии и вторичные - «отбрасываемые» обладателями первичной «тени» на своих родственников с потерей при этом одного порядка «интенсивности».

По принципу действия и первичные и вторичные «тени» совершенно однотипны и обладают одинаковыми свойствами.

Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы надотраслевой характер. Они пронизывали и сферу семейных и гражданских отношений и пр. Одним из первых крупных сводов уголовных законов средневекового Китая стал Танский уголовный кодекс («Тан люй шу и») с комментариями и разъяснениями. Его положения с наибольшей полнотой отразили представления ортодоксальных конфуцианцев о праве.

Комментарии и разъяснения имеют не только большую практическую ценность, но и облегчают ориентирование в обилии законодательных установлений за счет достаточно подробного комментирования классифицируемых особым образом разновидностей преступлений и наказаний. В этом состоит еще одна особенность китайского средневекового законодательного искусства.

Составление Танского кодекса было закончено в 653 г., однако обнародование состоялось только в 737 г. Кодекс династии Сун «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов» (составлен в 959 г., опубликован в 963 г.) во многом повторял Танский кодекс.

Танский кодекс имеет следующую структуру: 502 статьи были собраны в 30 глав (цзюаней), которые, в свою очередь, сведены в 12 тематических разделов. Эти разделы имели следующие области регулирования:

  • - меры наказания и принципы применения законов;
  • - охрана запретных мест;
  • - должностные обязанности чиновников и порядок их исполнения;
  • - домохозяйства и бракосочетания;
  • - государственные конюшни и зернохранилища;
  • - самовольные действия администрации;
  • - разбой и хищения;
  • - драки и тяжбы;
  • - мошенничества и подлоги;
  • - разнородные карательные законоустановления;
  • - задержания и побеги;
  • - судопроизводство и тюремное содержание.

Первый раздел «Меры наказания и принципы применения законов» - самый объемный (он занимает примерно пятую часть всего корпуса «Тан люй шу и»). Он содержит толкования основных и вспомогательных разновидностей наказания и общих принципов его применения. В остальных разделах рассматриваются конкретные виды преступной деятельности и соответствующие им наказания.

Танское законодательство не знает института необходимой обороны, но освобождает от ответственности ближайших родственников, вступившихся за отца, мать, деда, бабку в случае нападения, ибо негативные последствия их действий (вплоть до убийства нападавшего) не были продиктованы их преступной волей. В данном аспекте рассматривалось также, например, преступное деяние слуги, совершенное по приказу хозяина. Наказания смягчались для трех категорий лиц - стариков, детей и инвалидов. Классификация преступных деяний строилась под влиянием конфуцианской философии, осуждавшей общественное зло, и еще с древности получила название «10 зол ». Объектом посягательства мог быть не только государственный порядок или человек и его имущество, но прежде всего ритуал межличностного и межгруппового общения, нарушение которого в виде сыновней непокорности или несогласия могло при желании законодателя обрастать расширительными толкованиями.

В числе упомянутых зол входили:

  • - заговор и подстрекательство к мятежу против государя;
  • - «великое непокорство» (бунт против существующих порядков и морали с умыслом что-то святотатственно разрушить: храм, могилы предков императора или императорскую резиденцию);
  • - измена (переход на сторону врагов императора, государства, бегство из страны или из осажденного города);
  • - «непочтение, непокорность» (внутриродственные конфликты - избиение или убийство родных);
  • - «несправедливость, порочность» (преступления, совершенные с особой жестокостью и злостью);
  • - «выражение великого непочтения» (кража предметов культа, вещей императорского обихода, а также оплошности при приготовлении ему пищи, лекарства, либо злословие в его адрес).

Следующие разновидности зла были сгруппированы в связи с их вредом для нравственных семейных устоев:

  • - «выражение сыновней непочтительности»;
  • - «несогласие, разногласие» с близкими родственниками;
  • - «несправедливость, неправедность» во взаимоотношениях из разряда официальных и иерархических (убийство начальника его подчиненным, убийство командира, учителя - наставника, непочтение мужа со стороны жены (например, отказ носить траурные одежды в связи с его кончиной));
  • - кровосмесительные связи, которые уподоблялись взаимоотношениям «птиц и зверей» Перевод терминов - Свистуновой Н.П..

Совершение одного из перечисленных зол не освобождало от наказания никого и лишало возможности откупа от наказания. Наказанию подлежали также члены семьи преступника (налицо институт наказания без вины), с возможной конфискацией их скота и имущества. В первую очередь к ответственности привлекались жена и дети преступника, в случае более тяжкого преступления - его родители. К преступлениям против личности Танским кодексом относились многовариантные ситуации продажи в рабство свободного, а также хищение и присвоение различного рода имущества. Данные преступления классифицировались и с учетом того, были ли они совершены против частного или казенного имущества, а также частным или должностным лицом. Сурово каралась и порча чужого имущества: поджог, затопление участка.

Особую группу преступлений составляли различные виды несправедливого обогащения - получение материальных благ обманом либо с помощью запугивания или получения чрезмерной выгоды. Помимо явного сближения карательных и договорных запретов китайское законодательство не обособляло сферу уголовного наказания от административного. Любое нарушение в сфере деятельности администрации, начиная от опоздания или невыхода чиновника на работу, влекло за собой уголовное наказание. При этом чиновник не нес наказания за противоправное деяние, если оно было совершено по приказу начальника.

В Ханьском Китае, согласно конфуцианскому принципу «если воля добрая, то человек не нарушает закон», стало складываться специфическое учение о форме вины, учитываться преступная воля при определении меры наказания. В соответствии с этим требованием китайское право стало выделять предумышленные и преднамеренные преступления; преступления, совершенные с умыслом и без него, а также по ошибке.

Предумышленное преступление по Танскому кодексу отличалось не только составлением плана, но и предварительным сговором двух или более человек. Еще в древнем праве проводились различия между законченным преступлением и покушением как проявлением преступной воли, наказываемым более мягко. Однако нечеткость действия многих общих принципов уголовного права, деформировавшихся под воздействием конфуцианских догматов, приводила к тому, что часто покушение наказывалось как законченное преступление, например, в случае намерения убить кровного родственника. Простой замысел или намерение, а также покушение наказывались смертной казнью как и законченное преступление, если оно относилось к категории описанных «10 зол».

Концепция «преступной воли» также определяла и содержание таких институтов как соучастие и групповое преступление. Еще на рубеже новой эры сложилась особая норма, согласно которой наиболее виновным в преступной группе считалось лицо, непосредственно замыслившее преступление, планировавшее его. Преступление и признавалось групповым, если оно было совершено по предварительному сговору, в противном случае участники преступной группы отвечали каждый за отдельное преступление. Выделение «идейного вдохновителя» преступления, вина которого считалась наиболее тяжкой по сравнению с другими участниками преступной группы, было существенной победой конфуцианства над универсализмом легизма.

Конфуцианское представление о преступлении как нарушении «ли» не исключало жестокого наказания за ее нарушение. Крайняя жестокость наказаний, сложившихся еще в упомянутый в первой главе период господства легистов в период династии Цинь (III в. до н.э.), где преступников варили в котлах, вырывали у них ребра, сверлили головы и т.п., в определенной степени уравновешивалась возможностью применения весьма интересного правового института - символических уголовных санкций. Особая система символических наказаний «сян» была известна еще во II тыс. до н.э. Отрезание ноги в соответствии с ней заменялась покраской тушью колена, смертная казнь - ношением холщовой рубахи и пр. Тем самым общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение. Своеобразным напоминанием «сян» в праве последующего времени стало сохранение татуировки в качестве одного из наказаний.

По Танскому кодексу наказание осуществлялось в виде смертной казни, каторжных работ в ссылке и без ссылки, а также битья палками. Палки имели точно зафиксированные размеры и изготавливались под контролем властей. Смертная казнь была двух видов: обезглавливания или удавления. Казнь через повешение не применялась. Обезглавливание определенным отрицательным образом сказывалось, согласно поверью, на загробном существовании человека (в связи с тем, что голова отделялась от тела).

Однако ряд привилегий определенные преступники в зависимости от социального положения все же имели. В подавляющем большинстве случаев это было чиновничество. Каторга или ссылка могла быть заменена для чиновника лишением должности, ранга или титула.

Льготами пользовались и родственники чиновника - в зависимости от «силы тени», падающей от высоты ранга чиновника или от степени родственной близости Тень императора была самой мощной, и в период династии Мин охватывала более 100 тыс. человек.. «Тень» определялась в соответствии с конфуцианским критерием определения срока ношения траурной одежды по умершему родственнику.

В подобных случаях также действовал принцип «восьми суждений» (о лицах, имеющих право на смягчение наказания). Этот принцип восходил еще ко временам династии Хань и определял следующие восемь групп лиц, имеющих право на смягчение наказания:

  • - родственники государя;
  • - «ветераны» (личные слуги и охрана государя);
  • - «мудрецы» (благородные мужи, лица, искусные во владении оружием или словом, а также показавшие высокое мастерство в соблюдении этикета);
  • - «талантливые» (опытные чиновники и мастера обучения коней в армии);
  • - «заслуженные» (отличившиеся в военной службе);
  • - «высокочтимые» (лица, обладавшие высоким чиновным рангом);
  • - «усердные» (чиновники государственной службы и послы);
  • - «гости» (потомки ранее правивших династий).

Смягчение наказания обеспечивалось определенной и восходящей к династии Хань процедурой в такой последовательности:

  • - обсуждение вопроса о социальном статусе преступника;
  • - подача прошения о смягчении ему наказания;
  • - смягчение меры наказания.

Одним из самых типичных и тяжелых преступлений считалось взяточничество, которое сближалось с разбоем и воровством в рамках Таблицы наказаний за «шесть видов присвоения» казенного и частного имущества. Согласно Танскому кодексу, наказуемые виды присвоения, расположенные по принципу убывающей общественной опасности («злостности»), выглядят следующим образом: грабеж или разбой в двух разновидностях: с применением угроз или силы и с применением оружия; взяточничество с нарушением закона в двух разновидностях: взяточничество получающих жалование и не получающих его. Перечисленные преступления подразумевают в качестве наказания смертную казнь через удавление (по всем этим видам) и через обезглавливание (для разбоя в обоих случаях). Далее следуют взяточничество без нарушения закона получающими и не получающими жалование, воровство, присвоение подведомственного имущества и наказуемое присвоение. Обращает на себя внимание такой род смягчающего вину обстоятельства для чиновников - казнокрадов, как взяточничество без нарушения закона по сравнению со взяточничеством с нарушением закона.

Широко распространенной практикой в применении наказаний в средневековом Китае стало предоставление возможности избежать или сократить срок вынесенного наказания (в случаях, когда совершенное преступление не входило в описанный перечень 10 зол) с помощью материального откупа или осуществлением определенной физической работы.

Так, наказание битьем палками можно было заменить работой в месяцах, либо пересчетом на серебро, зерно и т.п. Однако возможность откупиться от наказания предоставлялась не всем и при наличии определенных условий. Принимались во внимание возраст, социальное положение, состояние здоровья, род занятий, характер преступления и вид наказания. Дозволялся откуп для гражданских и военных чиновников за совершение лично-бескорыстных преступлений. Взамен всех видов наказаний откуп дозволялся для лиц старше 75 и моложе 15 лет.