Наиболее характерные особенности эволюции поэтического стиля С. Есенина

Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительно богата и многогранна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов. На лирике Есенина лежит печать времени.

Нам бесконечно дороги и близки и “зеленокосая” есенинская березка - самй любимый образ поэта, и его старый клен “на одной ноге”, стерегущий “голубую Русь”. Именно береза и клен являются сквозными образами есенинской лирики. Они окрашивают мир его поэзии в особые неповторимые тона.

Предметом работы явились два сквозных образа есенинской лирики – образ клена и образ березы.

Цель исследования - описать языковые средства, позволившие поэту талантливо и самобытно создать образы клена и березы, ставшие одними из самых обаятельных образов русской литературы.

Задачи моей работы: показать, что плане изобразительно - выразительных средств лирика Есенина выросла на русской фольклорной почве. Выявить, как и какими средствами создаются поэтические образы клена и береза. Методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, обобщение и систематизация полученных сведений. Практические: были выписаны поэтические строчки, посвященные образам клена и березы. * далее использовались методы наблюдения и анализа. Проведенное исследование приобщило нас к образцам выразительной и образной речи одного из выдающихся певцов русской природы - С.А.Есенина. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии. Он часто прибегает к приему олицетворения.

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Иными словами, образность есенинской лирики- это язык, на котором выражает себя особое “чувствование”. Так что без знания языка мы не сможем понять, что хотел сказать нам поэт с его неповторимым видением мира.

Образность Есенина восходит к народной загадке, превращающейся в поэтическую метафору, которая, в свою очередь, стремится развиться до мифа. Обычно это свойство поэзии 20 века называется мифопоэтизмом. В человеческой близости к природе открывается некая роковая двойственность. С одной стороны, в ней есть разрешающий смысл: человек- часть природы, он ощущает это как нечто спасительное. Если время его жизни летит так же как отлетают журавли, если душа скоротечна, как “ сиреневая цветь” (известно, как стремительно отцветает сирень ранним летом), то жалеть не о чем.

Клен - сквозной образ лирики С. Есенина. Клен - общеславянское, имеющее соответствия в балтийских и германских языках. (лит. Blevas - клен) Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Основы поэтики Есенина - народные. Он и сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. “ Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах” - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года.

Появляются так называемые сквозные образы: береза, клен, ива, месяц, колокольчик и бубенец, тройка; постоянные цвета: синий, белый, голубой, красный, золотой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации”.

Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина,

“окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона”. Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта (Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет. - “Там, где капустные грядки”, 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении “Клен ты мой опавший”. Попутно заметим, что клен появляется в лирике Есенина, как правило, там, где поэт затрагивает тему сбившегося с пути человека, который не в ладу с собой и с людьми, пьет, скандалит, болен духовно, влюблен в жизнь и разрушает ее в себе самом. И неудивительно, что образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций “деревного” образотворчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. Например, клененочек маленький, старый клен, клен на одной ноге, подгнивший под окнами клен, клен опавший, клен заледенелый, приметный клен, кленов голых, мой бедный клен и т.п. Все эти эпитеты с первого взгляда кажутся обычными, примелькавшимися, часто встречавшимися в фольклорных произведениях.

Поэт характеризует клен с разных сторон: с точки зрения возраста (старый, маленький - молодой), естественного процесса старения (подгнивший), зависимости внешнего вида от времен года (голый, опавший, облезлый); автор не скрывает своего отношения к нему, часто сочувственного, а иногда и отрицательного (мой бедный, наш, клен ты мой опавший, облезлый и т.п.). Так этот образ получает в поэзии Есенина жизненную правдивость, художественную убедительность, полноту, яркость и живость. Часть эпитетов - определений занимает постпозицию по отношению к слову “клен”

и тем самым актуализируется, что значительно усиливает их экспрессивность.

И в результате образ становится глубже, художественно достовернее, а речь приобретает плавность, песенную напевность.

Этому способствует и тот факт, что ни один из “кленовых” эпитетов не повторяется в том же значении, несмотря на то, что повторы как художественный прием в общем-то характерны для поэтического стиля С. Есенина. В есенинских стихах о клене преобладают предложения сложных и осложненных структурно - семантических типов и почти не встречаются простые предложения, что так не похоже на народные традиции “деревного” образотворчества, в которых отдается предпочтение именно простым конструкциями. Тем не менее при описании клена повторы используются не всегда. В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного - всего три. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву - отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. Не случайно в этих обращениях трижды употреблено притяжательное местоимение мой. Такое личностное отношение поэта к клену вызвано тем, что, на наш взгляд, клен стал не просто спутником нелегкой поэтической судьбы Есенина, но и его задушевным другом: Эпитетами мой и бедный поэт словно просит прощения у своего друга за то, что тот, будучи свидетелем многих перепитий судьбы поэта, как бы взял на себя часть его “громкой” славы. Вероятно, поэтому Есенин почти нигде не наделяет клён стилистически списанными эпитетами. Есенин нигде не соединяет себя с клёном и не растворяется в нём. Более того, он упорно проводит строгие разграничительные линии: оттого что тот клён головой на меня похож; сам себе казался я таким же клёном, только не опавшим, а вовсю зелёным. Как видим,Есенин чётко отделяет себя от любимого дерева, так что вряд ли имеет смысл утверждать, что клён в есенинской лирике - это символ или “двойник” поэта.

Таким образом, клён был для Есенина свидетелем и судьей всех его жизненных неудач и ошибок, исполняя при этом роль поэтического “талисмана”, который, если полностью и не оберегал Есенина от жестоких ударов судьбы, как мог, смягчал удары современному поэту мира, в котором Есенин чувствовал себя не всегда уютно и спокойно.

Береза - сквозной образ лирики С. Есенина. Дерево названо по белому цвету коры. У древних славян существовало слово Бер, означающее “светлый, ясный, блестящий, белый”.

Именно от бер и образовалось сначала береза, а потом берёза. Хотя мы считаем берёзу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает не только белизну, но и блеск. Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Её неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветки берёзы превращаются то в “шёлковые косы”, то в “зелёные серёжки”, а цвет её ствола- то в “берёзовое молоко”, льющееся по равнинам родной земли, то в “ берёзовый ситец”. При дуновении летнего ветерка ветви берёзок колышутся и, как серёжки, звенят. Отсюда образ: “ в роще по берёзкам белый перезвон.” Найденную однажды удачную заставку(в данном случае- “ветки-серёжки”) поэт стремится использовать по возможности полнее, лежащее в её основе сходство каких-либо сторон предметов или явлений переносится одно на другое, порождает всё новые и новые ассоциации, понятные лишь тогда, когда в памяти удержалась сама заставка. Рождается образ “ Мне навстречу, как серёжки прозвенит девичий смех” - он понятен, потому что вспоминается что Есенин уже ранее установил сходство стройной берёзки с девушкой, а звон украшающих её серёжек и кос с ветвями дерева. Вот почему звон серёжек берёзы напоминает ему девичий смех, а девичий смех звенит, как ветви берёзки.

Заставка для Есенина - лишь необходимое условие для образотворчества, первая его ступень, ведущая к глубокому поэтическому познанию окружающего мира.

Поэтому в произведениях Есенина так много заставок.

III. Заключение

Сергей Есенин – великий русский поэт. Его имя в ряду гениев русской литературы – Пушкина, Лермонтова, Блока – занимает свое, особое место. Оно определяется в первую очередь тем, что Есенин – один из самых читаемых поэтов России, его стихи знают, любят и помнят. Их певучесть, их простота и ясность сродни русской речи. Не случайно многие есенинские строки вошли в народную речь, как не случайно и то, что народ считает Есенина своим поэтом.

Когда мы произносим имя Есенина, говорим о нем и его творчестве, нам всегда приходят на память его чистые, прекрасные стихи. Говорят, что в приходе Есенина в русскую поэзию было что-то от чуда и с этим нельзя не согласиться. Его можно читать постоянно и постоянно восхищаться, удивляться ему. Казалось бы, все, о чем рассказывает Есенин в стихах, он рассказывает о себе. Поэзия Есенина, это не просто стихи, это радуга, эта яркая картина жизни. Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворения, погрузиться в мир эмоций автора.

Сергей Александрович Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Есенин любил эту землю, он не желал другой. На этой земле и для неё он родился. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно.

От злобы людской, от жестокости он уходил в себя, царапая и раня душу равнодушием и опустошенностью. Умел дружить, прощать, но умел и ненавидеть. Был жесток и зол ко злу, но добр и понятлив к добру.

Творчество Есенина – одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родному краю. У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой неспокойный и волнующий мир - мир поэзии.

И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем «чувствовать и мыслить по-иному», вживаться в те проблемы, которые волновали поэта. А если посидишь с книгой подольше, то возникает ощущение, что ты стал соучастником какой-то неведомой тайны, чьей-то неизвестной жизни, и все глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая неизменно живет в его стихах. И хочется узнавать и открывать для себя новые черты его характера, приблизиться через его образы к самому поэту. Проведенное исследование приобщило нас к образцам выразительной и образной речи. В ходе исследования было рассмотрено и проанализировано более ста стихотворений поэта. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Она играет и переливается всеми цветами радуги. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам Есенина. Любимые цвета поэта - синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия, выражают чувства нежности, любви. В стихотворных строках ярко и зримо проходит мелодия цвета, сравнимая с палитрой живописца. Сочетания красок в есенинских стихах самые разнообразные: порой гармоничные, порой контрастные, порой редкостные. Цветовая палитра Есенина создает не только зримую картину природы, но и настроение. Контрастные цвета несут настроение тревоги, беды. Многие цветные образы есенинской поэзии проходят через все творчество, становясь яркими символами, иносказаниями, крылатыми выражениями. Для Есенина природа - это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо внешнего нажима, природа врачует людские души. Живые, трепетные картины природы в стихах Есенина не только учат нас любить и хранить мир земной красоты. Они, как и сама природа способствуют формированию нашего миросозерцания, нравственных основ нашего характера, нашей совести и, более того, нашего гуманистического мировоззрения.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

В стихах Есенина природа вся в вечном движении, в бесконечном
развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется;

В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись;

Количество цветов, использованных Есениным в лирике, огромно, но часто встречающиеся цветовые лексемы: «голубой», «синий», «зеленый», «алый», «золотой», «белый»;

Семантика цвета в лирике Сергея Есенина претерпевает свои изменения в зависимости от тематики и периода создания стихотворения.

III. Список использованной литературы

IV. Список использованной литературы

1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г.

2. Есенин С.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г.

3. Кошечкин С.П. Венок Есенину. М., Советская Россия, 1988 г.

4. Кошечкин С.П. С. Есенин Плеск голубого ливня. М., Молодая гвардия, 1978г.

5.Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., Советский писатель,1989г.

6. Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е.Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

7. Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г.

8. Прокушев Ю. П. Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., Новая Россия,1979г.

9. Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г.

10.Щеглов М. Есенин в наши дни. Новый мир №3 1956г.

11.Юшин Ф. Ф. Заметки о поэте. Современник, М., 1978г

I. Список использованной литературы


| | | 4 |

Урок 36 ПОЭТИКА СТИХОТВОРЕНИЙ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Цели:

Определить особенности поэтики стихотворений Есенина (песенную основу, народно-поэтические истоки, образность); выявить влияние школы имажинизма и традиционной русской поэзии на творчество поэта; отметить богатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы в лирике).

Ход урока


Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

А. Толстой


I. Проверка домашнего задания.


Слушаем чтение наизусть и анализ понравившихся стихотворений Есенина. Можно предложить к рецензии образцы работ.

Уделено ли внимание поэтике, отмечены ли изобразительные средства? (Использовать раздаточный материал.)


1. Красной нитью среди произведений Есенина выделяются стихотворения о Родине, о русской природе.

Впрочем, для русских поэтов традиционно такое близкое, родственное ощущение родных лугов, полей, лесов. Может быть, только у Есенина это все теплее, больнее, острее. И еще одно, что все-таки характерно именно для Есенина. Любовь к зверью, «братьям нашим меньшим». Любовь такая же нежная, как к родным людям.

Обычно в письмах домой передаются приветы родным, хорошим знакомым. А Есенин? В письме сестре Шуре есть необычные строки:

Ты – мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Как живет теперь наша корова,

Грусть соломенную теребя?

Вечно ищущий дружбы бескорыстной и честной, поэт обращается к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» И может быть, только в этом разговоре он абсолютно уверен в полном взаимном понимании и дружеской преданности.

Есенинская любовь к миру, обостренное чувство жалости оборачиваются способностью словом передавать состояние души животных, говорить от их имени. «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица» – не просто стихи о животных, это стихи о жестокости человека, о вине его перед «братьями меньшими».

Мое внимание привлекло стихотворение «Песнь о собаке», которое, по мнению литературоведов, отличается ювелирной техникой.

Особенно ими отмечается усиленная работа глаголов. На фоне трогательно-нежных слов: «златятся рогожи в ряд», «ласкала», «струится снежок подталый» – вдруг – грубо-просторечный глагол «поклал». Он усиливает угрюмую непреклонность, страшную жестокость в действиях хозяина, решившего утопить семерых щенков. Передавая силу материнского чувства, поэт сопровождает глаголы деепричастиями: «до ночи она их ласкала, причесывая языком», – а вот описание действия хозяина лишено деепричастий: человек оскорбляет, убивает, не задумываясь.

Ужас от совершившегося усиливается двумя метафорами: «звонко глядела» (в исступленной надежде стонущая материнская душа) и «глухо... покатились глаза собачьи» (надежды больше нет!). Боль матери, потерявшей последнюю надежду на сострадание человека, подчеркивает употребление антонимов: «звонко» – «глухо».

Страшно читать: «покатились глаза собачьи // золотыми звездами в снег». Эту метафору невозможно логически объяснить. И все же... Глаза – зеркало души. Умерла душа – глаза безжизненные, холодные, как звезды; сияют золотом от слез, страдания (желтый цвет здесь – цвет осени, умирания). Возникает ассоциация с фразеологизмом «выплакать глаза», который выражает высшую степень страдания. Какой прекрасный прием использует Есенин! Превосходные метафоры и сознательная упрощенность поэтического текста вызывают одинаково сильное переживание!

Поэт Егор Исаев пишет: «И какая ледяная тоска больно сомкнется над черной бездной проруби, поглотившей эти милые беззащитные существа! Синяя высота утреннего неба по отвесу лезвием упадет в сердце матери-собаки и высечет, выкровит оттуда горючие, как сами слезы, слова:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Больнее не скажешь».

Заключительный аккорд стихотворения несет в себе и еще одну важную особенность: конкретную картину поэт переводит в обобщение:

Глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех...

«Бросят» – обобщающий глагол: хозяин не исключение, таких, к сожалению, много!

Я думаю, что есть еще одна особенность этого произведения – это двоякое его прочтение.

Стихотворение, о котором идет речь, написано в 1915 году. Идет Первая мировая война, а поэт вроде и не замечает, пишет совсем о другом. А может, мы не так внимательно читаем? Разве в «Песне о собаке» не сказалась трагедия войны? О чем это, одно из самых сильных, а потому и популярное есенинское стихотворение? О матери, которая теряет своих детей. Трагедия матери. А что такое война? Трагедия матерей, трагедия страны, теряющей своих сыновей.

Так тесно переплетаются темы природы и Родины в поэзии Есенина. Мир человека и мир природы в произведениях этого поэта единый и неделимый, он наполнен огромной человеческой любовью. В одном из самых первых некрологов-откликов на есенинскую смерть можно прочитать: «Лучащаяся из его стихов любовь – не абстрактно-надменная любовь к человечеству, – к «дальнему» через голову ближнего, а к близкому, к любимой женщине, к матери, к белой липе, к собаке, к земле...»

2. «...Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую... мы зовем высшим моцартовским началом...», – писал Пастернак в очерке «Люди и положения».

Я прочитал стихотворение Есенина «Синий май. Заревая теплынь...», написанное в 1925 году. В нем меня привлекло мастерство автора, то «моцартовское начало», о котором говорил Пастернак.

Несбывшиеся надежды, личная неустроенность, долгая поэтическая работа на пределе чувств и сил вдруг обращают 30-летнего поэта к теме угасания, прощания с молодостью, завершенности: «Мир тебе, отшумевшая жизнь».

И все же в лирике позднего Есенина нет отчаяния. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть.

Стихотворение «Синий май...» относится к философской лирике Есенина. Автор в нем размышляет о жизни, о себе, не отрекается от прожитого:

Ничего не могу пожелать,

Все, как есть, без конца принимая.

В этом произведении поэт предстает как непревзойденный мастер пейзажа:

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмошная луна

На полу кружевные узоры.

Но пейзаж у него лирический. Всепоглощающий лиризм – главная особенность поэзии Есенина. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей его стихов.

Для Есенина природа – это вечная красота и гармония мира. Природа, по его мнению, врачует людские души:

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Мир поэзии Есенина переливается всеми цветами радуги. Присущи цвета и этому стихотворению: «синий май», «заревая теплынь», «белая накидка». Цветовая гамма этого произведения способствует передаче тончайших состояний человеческой души:

Сад полышет, как пенный пожар,

И луна, напрягая все силы,

Хочет так, чтобы каждый дрожал

От щемящего слова «милый».

Стихи Есенина пронизаны поэтичными метафорами: «Спит черемуха в белой накидке», «…вяжет взбалмошная луна на полу кружевные узоры»; яркими эпитетами: «пенный пожар», «веселый май», «голубая прохлада». Есенин утверждает идею жизнелюбия через антитезу: «...все явись, в чем есть боль и отрада».

Лирический герой стихотворения необычайно близок герою народных песен ощущением крепкой связи с природой, с жизненным укладом деревни. Читая стихотворение, мы представляем чистую горницу в деревенском доме, окруженном цветущим садом. Да и по ритмике это произведение напоминает народную песню, такое же напевное и мелодичное.

Стихотворение «Синий май...» необычно. Оно радостно и печально одновременно. Строки отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью, самим сердцем. Стихотворение наполнено большой любовью к жизни, к Родине, России. Эта любовь понятна всем читателям Есенина, истинно российского поэта.

…Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия –

Земля добра и голубая даль, –

написала о нем наша современница Т. Зубкова.

II. Работа по теме урока.


В своих домашних работах вы уже старались определить некоторые особенности поэтики языка Есенина. Надеюсь, что наш урок поможет вам лучше разобраться в образности стихотворений этого поэта, а значит, по-настоящему насладиться есенинским словом.

В ходе лекции учащиеся делают соответствующие записи.


1. Есенин и имажинизм.

Но есть и совсем другие. Их можно было бы определить строкой самого поэта: «Буйство глаз и половодье чувств». Проявляется нагнетаемая, все усиливающаяся в молодости образность поэта, идущая поначалу от чисто «зрительной жадной внимательности» (К. Ваншенкин).

Вот один из его первых опытов:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Или другое:

Ягненочек кудрявый – месяц

Гуляет в голубой траве.

Трогательно: клененочек, ягненочек. С ними поэту неохота расставаться – с ними и со своей молодой наблюдательностью. Это вообще могло превратиться в игру, но врожденный инстинкт самосохранения таланта уберег его.

«В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом», – писал Есенин в заметке «О себе».

Имажинизм, думается, схож с английским имажинизмом не только названием (image – образ). Эта английская школа начала века, объединившая ряд значительных поэтов Англии и Америки, воспринимала стихотворение как цепочку образов.

За несколько лет до обнародования манифеста имажинистов Есенин уже сочинил такие стихи:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Об этой особенности стихов Есенина К. Ваншенкин рассуждал так:

«Рассудочный эксперимент, наглядно показывающий, как образ, изначально лишенный органичности, начинает смахивать на пародию.

А ведь главная сила Есенина именно в глубинной естественности.

...Пожалуй, в большинстве написанного им классическая стройность и ясность meсно соседствуют и чередуются с бурной образностью».

Так сказалось некоторое влияние школы имажинизма.

2. Сквозные образы лирики Есенина.

Образность, действительно, – неотъемлемая часть стиля Есенина, что проявилось уже в раннем творчестве. В юности душевный мир поэта находился в относительной гармонии с миром природы. И оттого ему в этом мире

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Интересно, что в этом одном из ранних стихотворений Есенина уже появился самый любимый его образ. Береза. И уж, конечно, не случайно дебютировал в печати Есенин стихотворением, которое так и называлось.

Учитель читает стихотворение наизусть.



Создан 03 фев 2016

Сочинение

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.
Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, - это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, \"черемуховую вьюгу\": \"Сыплет черемуха снегом\" Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.
Белые цветы и белая кора березы (береста) также \"связываются\" друг с другом. А общий для них признак - белый цвет - ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:
Снежная равнина, белая луна.
Саваном покрыта наша сторона
И березы в белом плачут по лесам
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
(\"Снежная равнина, белая луна \")
С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка - это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:
Снежная замять крутит бойко,
По полю мчится чужая тройка.
Мчится на тройке чужая младость,
Где мое счастье? Где моя радость?
Все укатилось под вихрем бойким
Вот на такой же бешеной тройке.
(\"Снежная замять крутит бойко...\")
Каждого образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка - кони, сани - колокольчик... И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова \"окно\".
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Здесь слово \"окно\" - только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом \"мерзлый\", оно превращается в поэтический образ:
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
Образность слова \"окно\" усиливается также за счет ее связи со словом \"ставни\" - \"атрибутом\" окна:
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении \"Подражанье песне\" лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:
Я смотрел из окошка на синий платок...
В пряже солнечных дней время выткало нить...
Мимо окон тебя понесли хоронить.
Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(\"Береза\")
Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:
Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня
Понесут с могильным пеньем хоронить меня...
Ты увидишь из окошка белый саван мой...
(\"О дитя, я долго плакал над судьбой твоей...\")
Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, \"подошла, взглянула в мутное окошко...\" Даже боги с ангелами в \"райском тереме\" - и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: \" Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай...\" (\"Микола\")
Таким образом, окно - важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна - это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно - граница этих миров.
Русская изба для поэта - действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за се толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: \"Смолкшим колоколом над прудом /Опрокинулся отчий дом\" (\"Нощь и поле, и крик петухов...\") \"Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины\" (\"О красном вечере задумалась дорога...\") Образ богатого дома, \"больших хором\", \"палат\" и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими \"избами\", \"хатами\" и миром голодных возникает и в стихотворении \"Село\":
Цветут сады, белеют хаты,
А на горе стоят палаты,
И перед крашеным окном
В шелковых листьях тополя.
Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: \"Под красным вязом крыльцо и двор\". Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, \"связанные\" друг с другом дорогой - это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа.
(\"Гой ты, Русь, моя родная...\")
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
(\"В том краю, где желтая крапива...\")
Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:
Закружилась пряжа снежистого льна,
Панихидный вихорь плачет у окна,
Замело дорогу вьюжным рукавом,
С этой панихидой век свой весь живем.
(\"Закружилась пряжа...\")
К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни - в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира - внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его \"голубые года\", детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:
За окном гармоника и сиянье месяца.
Только знаю - милая никогда не встретится. (“Песня\")
Проходил я мимо, сердцу все равно -
Просто захотелось заглянуть в окно.
(\"Не криви улыбку, руки теребя...\")
В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого - есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: \"Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения\".

Образность, действительно, - неотъемлемая часть стиля Есенина, что проявилось уже в раннем творчестве. В юности душевный мир поэта находился в относительной гармонии с миром природы. И оттого ему в этом мире

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Интересно, что в этом одном из ранних стихотворений Есенина уже появился самый любимый его образ. Береза . И уж, конечно, неслучайно дебютировал в печати Есенин стихотворением, которое так и называлось.

Учитель читает стихотворение наизусть.

Сейчас его все школьники России учат наизусть. Вот такой дебют. Стихотворение, ставшее хрестоматийным, было напечатано в начале 1914 года в московском журнале для детей «Мирок». Уже в этом произведении сказалась изначальная настроенность поэтического зрения Есенина на восприятие радостного, яркого, светлого, светящегося в неброской русской природе. И серебро, и золото, и снежное кружево сверкают и переливаются на пушистых ветках заснеженной березы. И красота эта не меркнет, не осыпается, не тускнеет, потому что

Заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

В стихах Есенина пейзажи с русскими березами оживают, звучат, вспыхивают ярким светом:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

«Бывают поэты, у которых любимая метафора разрастается, становится из единичного роста-образа большим, разветвленным деревом и тогда чтобы понять точный смысл каждой детали стихотворения, нужно держать в голове всю образную систему, выработанную поэтом, пристально разглядывая одну только веточку, мы рискуем не добраться до сути произведения - нужно отойти на большое расстояние и окинуть взглядом все могучее дерево», - предупреждает Ефим Эткинд. Это касается и образности Есенина.

Послушайте стихотворение 1920 года

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,

Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,

Звоном звезд насыпая уши.

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,

В новом лес огласится свисте.

По-осеннему сыплет ветр,

По-осеннему шепчут листья.

О чем это стихотворение? (На первый взгляд об осени .)



Как представлен лирический герой?

Речь идет как бы от лица дерева, с которым поэт себя отождествляет. Можно ли не заметить эту главную метафору в стихотворении, от которой ответвляются прочие: голова облетает - «куст волос золотистый вянет», голубая осина - мать, голые ветки дерева - «редкие кудри сына».

Но во второй части стихотворения дерево отходит на второй план, а перед нами сам поэт, который исповедуется читателю, говоря о предстоящей смерти. Какая же это смерть - физическая или творческая? Здесь вступают в свои права воображение читателя, его поэтический талант.

Итак, стихи Есенина не только об осени, но и о смерти.

Но давайте дальше разберемся в связи образов данного стихотворения с теми, которые разработаны автором в лирике. Например, надо помнить, что поэт видел таинственную связь между осенью и своей судьбой; как ему кажется, в его имени спрятан образ: осень - есень - Есенин.

А почему «мать голубая осина»? В чем смысл эпитета «голубой» в лирике Есенина? Обращаясь к Руси, он говорит:

По голубой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов.

(«О Русь, взмахни крылами», 1917)

В другом стихотворении - о будущем родины, когда трактор вытеснит коня, столь милого сердцу поэта, мы читаем:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

(«Я последний поэт деревни», 1919)

«Голубая долина», «голубая степь», «голубое поле»... А вот, наконец, и обобщение, оно позволит нам все до конца понять:

Я покинул родимый дом.

Голубую оставил Русь.

………………………….

…Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге...

«Голубая » - это эпитет Руси, матери-родины. Вот, оказывается, почему в рассматриваемом нами стихотворении объединены образы матери и голубой осины - они продолжают развитую по всей лирике Есенина 1918-1920 годов метафору «голубой Руси».



Интересно значение еще одного образа этого произведения. Клен Есенина. «Старый клен на одной ноге» - это ведь сам поэт. В одном из его стихов можно прочитать:

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Золотая голова клена - еще один постоянный образ есенинской поэзии. Иногда о его сходстве с поэтом говорится прямо, как вы только что слышали, иногда косвенно, осложненно:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

……………………………………

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Послушайте еще одно из самых известных стихотворений Есенина.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...»

Таким образом, сопоставление с другими стихотворениями проясняет нам образы Есенина, позволяет понять, что они входят в целостную художественную систему его песенной лирики.

Совершенно справедливо заключила исследователь лирики Есенина Алла Марченко: «Лирику Есенина объединяет система сквозных лирических образов - клен, черемуха, береза, осень. Это не случайность, а эстетический принцип, который сам Есенин объяснил как «узловую завязь человека с миром природы», то есть единство мира растительного, животного и человеческого, а следовательно, и объяснение жизни своих героев через жизнь природы, сопоставление своих отношений, поступков, настроений с процессами, происходящими в природе».

Надеюсь, что дальнейшее знакомство с творчеством этого поэта как в классе на уроках, так и дома самостоятельно позволит вам разобраться и в значении других сквозных образов его лирики (Русь, дом, мать и др.).

Цветопись в поэзии Есенина.

Большое значение для грамотного понимания стихов Есенина имеет не только система образов, но и цветопись. Расскажите, какими цветами раскрашены картины в стихах, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку (см. домашнее задание).

Произведения этого поэта-лирика, поэта-романтика пестрят всеми цветами радуги, но и среди красок есть те, которые играют ведущую роль. Поговорим о некоторых из них.

Цвет не только живописен, с ним связан в лирике Есенина эмоциональный, оценочный, философский смысл. Это цвета вышивок, древней живописи, русской иконы. Синий цвет - цвет родной Оки, неба, Родины. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они говорят о краткости и красоте жизни. С мыслью о неизбежности смерти связан белый цвет.

Красный, синий, желтый - классическое трехцветие русской иконописи. Очень характерно пристрастие поэта к желто-золотому. И это не случайно. В образе его «языческой» фамилии (осень - ясень - есень - весень) Есенин видел как бы указание на свое предназначение в мире. Чаще всего один из основных, красный или желтый, а иногда и красный, и желтый, складывается из множества оттенков... Сгущая синеву вечера, поэт сообщает желтизне яркость (золотые), повышая активность цвета. Для Есенина синий - это не только «дополнительный», но и «доминирующий» цвет, устанавливающий перекличку с другими. Синий считался по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность».

Следовательно, эпитеты в лирике Есенина не просто обозначают внешние качества они активны, наделены экспрессией.

Литературовед К. А. Кедров также отмечает три главных цвета в древнерусской живописи и в поэзии Есенина: алый, синий, золотой. «Белый - символ чистоты, голубой и синий - символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому, золото - изначальный свет и красный - цвет любви, горения, страсти» (Есенин и современность: сб. статей. - М., 1975. - С. 178).

В стихотворении «О Русь, взмахни крылами...» возникает странный, на первый взгляд, образ:

По голубой равнине

Меж телок и коров

Идет в златой ряднице

Твой Алексей Кольцов.

Один из критиков раздраженно писал об этих стихах: «Почему г. Есенину кажется, что Кольцов «гулял» меж телок и коров, а не гонял баранов на салотопенные заводы, так же не понятно, как и то, что на нем была «златая ряднина», а вокруг «голубая долина».

Он совершенно не понял, что цветопись есенинской строфы отсылает прежде всего к русской иконе. «Голубой» и «златой» - «чистые» цвета, выражающие условно-символический мир, в котором нет и не может быть места салотопенным заводам «Ряднина» (рядно - простая, грубая холстина) «златится» не только от солнца, ибо она является как бы жреческим одеянием крестьянского святого - Алексея Кольцова. Идеальное и материальное просвечивают сквозь друг друга.

Следы иконописной цветности можно найти и в других есенинских стихах.

…Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне, -

читаем в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» (1922).

Иконы на сюжет Флора и Лавра дают нам широкую возможность увидеть и красных, и розовых коней самых разных оттенков, так что «телки и коровы», окружающие Кольцова, отсылают нас к миру русской религиозной живописи.

Но есенинское «чувствование» не было заимствовано из книг. В его основе - народные истоки: жизнь и быт крестьян, народные приметы, загадки, песни, христианская религия. Это подтверждается органичностью образного мышления поэта.

Дома самостоятельно постарайтесь пристально вчитаться в одно из наиболее характерных есенинских стихотворений начальной поры - «Осень» (1916) (р а з д а т о ч н ы й м а т е р и а л):

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

З а д а н и е: 1. Выявите элементы цветописи в произведении.

2. Определите, как выражена связь поэтического мира Есенина с реальным крестьянским миром.

III. Итог урока.

Учащиеся комментируют свои записи в тетрадях, получившиеся по ходу лекции.

Домашнее задание.

1. Подготовить устный рассказ на тему «Поэтика лирики Есенина» на основе лекции и статей учебника «Открыватель «Голубой Руси» (с. 207 и «Жизнь образа огромна и разливчата». Особенности метафоризма С. Есенина (с. 214-215).

2. Проанализировать по предложенным вопросам стихотворение «Осень».

3. Индивидуальное задание: сообщение на тему «Любовь в жизни и стихах Есенина».

Образы-символы в поэзии Сергея Есенина

Мир поэзии Есенина, несмотря на сложность, многообразие и даже противоречивость его творчества, представляет собой неразрывную художественную ткань из образов, символов, картин, мотивов, тем. Одно и то же слово, многократно повторяясь, превращается в своеобразный есенинский символ, а, соединяясь с другими словами и образами, создает единый поэтический мир.

Так, одно из самых распространенных слов, которое проходит через все творчество Есенина, - это черемуха. Осыпающиеся цветы черемухи напоминают снег, метель, "черемуховую вьюгу": "Сыплет черемуха снегом". Метель и цветы черемухи, вроде бы не могут сочетаться, но, сочетая их, Есенин добивается совершенно нового ощущения прелести снежных цветов.

Белые цветы и белая кора березы (береста) также "связываются" друг с другом. А общий для них признак - белый цвет - ассоциируется с белым снегом, метелью, символом неустроенности, и белым саваном, символом смерти:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона

И березы в белом плачут по лесам

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

("Снежная равнина, белая луна ")

С образом метели, в свою очередь, связан образ тройки как "символ радости, молодости, летящей жизни, счастья, родины. А промчавшаяся, запоздалая или чужая тройка - это потерянная радость, ушедшая чужая молодость:

Снежная замять крутит бойко,

По полю мчится чужая тройка.

Мчится на тройке чужая младость,

Где мое счастье? Где моя радость?

Все укатилось под вихрем бойким

Вот на такой же бешеной тройке.

("Снежная замять крутит бойко...")

Каждый образ-символ имеет свои признаки, которые, соединяясь, выстраиваются в новый ряд связанных между собой образов: тройка - кони, сани - колокольчик... И это наполняет самые простые слова новым смыслом. Интересен образ слова "окно".

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Здесь слово "окно" - только художественная деталь. А далее в стихотворении это слово наполняется новым смыслом, расширяя свое значение. Повторяясь в соединении с эпитетом "мерзлый", оно превращается в поэтический образ:

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

Образность слова "окно" усиливается также за счет ее связи со словом "ставни" - "атрибутом" окна:

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Интересно, что в стихотворении сквозной образ окна превращается для автора в своего рода пункт наблюдения. Из окна он видит лес, облака, двор, метелицу во дворе и воробышков. И в стихотворении "Подражанье песне" лирический герой наблюдает за происходящими событиями из окна:

Я смотрел из окошка на синий платок...

В пряже солнечных дней время выткало нить...

Мимо окон тебя понесли хоронить.

Такую позицию лирического героя как стороннего наблюдателя (из окна) мы встречаемся во многих произведениях раннего Есенина.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

("Береза")

Эта же позиция характерна и для некоторых персонажей стихов Есенина:

Знаю, знаю, скоро, скоро, на закате дня

Понесут с могильным пеньем хоронить меня...

Ты увидишь из окошка белый саван мой...

("О дитя, я долго плакал над судьбой твоей...")

Вот в другом стихотворении мать, поджидая сына, "подошла, взглянула в мутное окошко..." Даже боги с ангелами в "райском тереме" - и те наблюдают за жизнью людей и природы не иначе как из окна: "Говорит Господь с престола, / Приоткрыв окно за рай..." ("Микола")

Таким образом, окно - важная деталь в поэтическом мире Есенина. А окна - это глаза избы, с которой поэт очень многое связывал. Весь есенинский мир как бы разведен на две части: изба и все остальное пространство. Это скорее даже два мира, разделенные стеклом: окно - граница этих миров.

Русская изба для поэта - действительно целый мир. Это мир крестьянской избы, медленное течение сонной жизни за ее толстыми бревенчатыми стенами. Есенин поэтично изобразил этот мир в своих ранних стихах: "Смолкшим колоколом над прудом/ Опрокинулся отчий дом" ("Нощь и поле, и крик петухов..."); "Изба-старуха челюстью порога / Жует пахучий мякиш тишины" ("О красном вечере задумалась дорога...") Образ богатого дома, "больших хором", "палат" и сытого мира вообще в сопоставлении с крестьянскими "избами", "хатами" и миром голодных возникает и в стихотворении "Село":

Цветут сады, белеют хаты,

А на горе стоят палаты,

И перед крашеным окном

В шелковых листьях тополя.

Есенинскую избу окружает двор со всеми его атрибутами: "Под красным вязом крыльцо и двор". Избы, окруженные двором и огороженные плетнями, "связанные" друг с другом дорогой - это и есть один из ликов есенинской дореволюционной Руси:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа.

("Гой ты, Русь, моя родная...")

В том краю, где желтая крапива

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Избы деревень.

("В том краю, где желтая крапива...")

Окно, в представлении поэта, является границей, отделяющей внутренний мир избы от внешнего мира. Есенин не видит путей выхода из этого, созданного им, замкнутого мира, опоясанного деревенской околицей:

Закружилась пряжа снежистого льна,

Панихидный вихорь плачет у окна,

Замело дорогу вьюжным рукавом,

С этой панихидой век свой весь живем.

("Закружилась пряжа...")

К образу-символу окна особенно часто поэт обращается в последний год жизни - в 1925 году. Образ этот наполняется еще более глубоким смыслом. Окно разделяет не только два мира - внутренний и внешний, но и два периода жизни поэта: его "голубые года", детство, и настоящее. Лирический герой мечется между этими двумя мирами, входя попеременно то в один, то в другой:

За окном гармоника и сиянье месяца.

Только знаю - милая никогда не встретится.

Проходил я мимо, сердцу все равно -

Просто захотелось заглянуть в окно.

("Не криви улыбку, руки теребя...")

В поэзии Есенина все взаимосвязано, и почти каждая художественная деталь, каждое слово является важной частицей целого - есенинского поэтического мира. Уникальность этого мира ощущали не только современники, но и потомки. Утонченность, образность, изящество стихов Есенина позволили Горькому сказать: "Есенин не человек, это орган, созданный природой для своего самовыражения".

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/


Сформулировать и помогла поэту революция. В его поэзии мы видим как очеловеченную природу, так и «оприродованного» человека, которому присущи «растительные», «животные» и «космические» черты. Личная жизнь В 1913 году Сергей Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой, которая работала корректором в типографии «Товарищества И.Д. Сытина», куда Есенин поступил на работу. В 1914 году они...

Таким образом, рассмотрев лирику С. Есенина мы видим, что поэт обращается к космическим мотивам с тем, чтобы осмыслить какие-то события, понять окружающий мир. "ДРЕВЕСНЫЕ МОТИВЫ" ЛИРИКИ С. ЕСЕНИНА Природа – всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта. Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы ("Матушка в Купальницу…", "Не жалею, ...

Периода культурно – исторического развития, что в свою очередь порождает утрату внутренней целостности личности. Феномен двойничества в культуре Серебряного века является одним из аспектов культурного сознания эпохи. Нужно сказать, что проследив эволюцию мотива двойничества в творчестве Сергея Есенина, мы на конкретном примере подтвердили тот факт, что феномен двойничества в культуре Серебряного...


Переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст. Метафора - наиболее распространенное средство образования новых значений. Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он...