Классный час «Государственная символика Российской Федерации. Классный час Символы.docx - классный час "Символика Брянской области"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Классный час
в 5 – 9 классах

«Символы России»

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2009г.

Классный час «Символы России»

Цели:

    Выявить и расширить знания о государственной символике;

    Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощение социокультурного контекста России;

    Сформировать чувство уважения к России;

    Развивать чувство патриотизма.

Методические рекомендации: предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учитель использует мультимедийную презентацию, отражающей содержание темы.

Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление.

Так символом Парижа является Эйфелева башня;

Белый Дом, статуя Свободы – символы США,

Великая Китайская стена – символ Китая,

в Греции – это Акрополь,

в Англии – это Биг – Бен,

а в Италии – Колизей.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Везде орел, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди – Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди …

М. Шереметьев

Герб России - знак государства, изображаемый на знаменах, печатях, монетах, ассигнациях. Цель герба – символически изобразить государство, народ, общественный строй.

Я хочу обратить ваше внимание на следующий слайд и познакомить вас с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах .

Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

Педагог: Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. С 30 ноября 1993г., согласно указу президента, у России герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

Педагог: Давайте обратим внимание на герб нашего города. Герб г. Таганрога представляет собой щит четверочастный с сердцевым щитком. В первой серебряной части – два лазоревых пояса. Во второй пурпурной – вензелевой имя Петра 1 в виде инициала П и под ним надпись – 1698; все фигуры серебряные. В третьей лазоревой части – серебряный осетр в пояс. В четвертом, серебряном поле – золотой кадуций поверх двух положенных накрест золотых якорей с двумя лапами того же металла. В золотом серцевого щитка – червленый вписанный уширенный крест.

Педагог: У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Флаг - основной символ государства, описание которого устанавливается законом. Через цвета и изображения осмысливается место народа в мире и исторические задачи. Основная функция состоит в том, чтобы сплотить патриотической символикой государственное и общественное единство и отразить высокие идеалы. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

1. Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

2. Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

3. Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

Педагог: Давайте попробуем расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

(звучит фонограмма стихотворения «Российский флаг»)

Педагог: Флаг г. Таганрога представляет собой полотнище с соотношением сторон 1: 2, разделенное по горизонтали на пять равновеликих полос – поочередно три белых и две голубых; в центре, поверх полос, располагается желтая композиция в виде кадуция, наложенного на два соединенных накрест якоря.

Педагог: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Андреевский флаг является старым военно – морского флота России – еще со времен Петра 1. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.

Флаг СССР (1924 – 1991) . Это было красное (или алое) знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.

Знамя Победы – наследник того знамени, которое было водружено над Рейхстагом в 1945 г. в знак победы над фашисткой Германией. Знамя символизирует не только победу в Великой Отечественной войне, но и великое мужество и подвиг всего нашего народа, проявленные в этой войне. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.

Педагог: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.

    до XVII в., Россия просуществовала без гимна

    при Петре 1 «Преображенский марш»

    При Николае I в 1883г. Официальный гимн Российской империи в 1833 – 1917 гг. «Боже царя храни»

    После Октября гимном Советского Союза (до 1 января 1944 г.) стал «Интернационал»

    С 1944 - 2000 гг. гимн «Союз нерушимый республик свободных…»

Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн на музыку Александрова был принят законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 (одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000). За принятие этого закона проголосовало 377 депутатов Госдумы (83,8%), против - 53 депутата (11,8%). При этом результаты поименного голосования показывают, что гимн пользовался поддержкой фракций КПРФ, «Единство», «Отечество - Вся Россия», ЛДПР, депутатских групп «Народный депутат», «Регионы России», Агропромышленной депутатской группы. Против него выступали демократические фракции - СПС и «Яблоко». Я прошу вас встать под гимн России. (звучит фонограмма гимна)

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Приложение 1 .

Гимн РФ.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Используемая литература:

1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2008.

2. http://www.rusflag.ru (текст и музыка российского гимна)

4. фонограмма стихотворения (автор и источник заимствования неизвестен)

Классный час «Государственные символы России»

Цель : изучение государственных символов России.

Задачи :

  • дать основные понятия о символах государства, объяснить их символику;
  • воспитывать у детей чувство гордости и уважения к своей стране.

Оборудование :

  1. Интерактивная доска.
  2. Презентация «Государственные символы России»
  3. Плакаты с изображением символов России.

Ход занятия:

Вступительная часть – 1-2 слайды

- Дорогие ребята! Наш классный час посвящен государственной символике России.

- Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Как и у каждого государства, у России есть свой герб, флаг, гимн.

Герб России. 3 слайд (По гиперссылке - переход к тексту о гербе)

Герб - это главный символ любого государства.

Герб России – это двуглавый Орёл, на фоне красного щита, на своих мощных крыльях взмывающий над страной. Более 400 столетий он олицетворял нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов!

Орёл – это символ непобедимости и силы, чтобы все знали что Россия – сильная страна. Но почему у орла две головы? Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – это символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Держава – символ могущества страны.

Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна. В центре герба ещё один герб- герб Москвы. Почему? Москва - столица России.

На груди орла щит с изображением всадника – святой воин Георгий Победоносец копьём поражает змея. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.

Государственный флаг - 4слайд (По гиперссылке - переход к тексту о флаге)

Государственный флаг, как и герб, является символом государства.

Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников.

У России флаг трёхцветный. Какие это цвета и что они обозначают?

Белый цвет - это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны. Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет - цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и её независимость.

Отцом российского флага историки считают императора России Петра I. Он сам нарисовал образец знамени для торговых судов ещё в 1705 году.

Гимн России - 5 слайд (прослушивание записи гимна - щелчок по значку)

Гимн – в переводе с греческого языка – «торжественная песнь».

У каждого государства есть свой гимн. В гимне проявляется величие страны, так как в нём, обычно, рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении.

Гимн – это главная песня нашей страны, прославляющая свою страну.

Мы – россияне – должны знать его, подпевать, когда он звучит и слушать его стоя, показывая этим самым уважение к нашей стране и нашему правительству.

Закрепление материала - 6 -7 слайды

Что вы узнали о символах России?

Как называется наша Родина?
- Какие символы страны вам известны?
- О каких символах страны идёт речь:

1. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг)

Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. (Герб)(Гиперссылка на правильный ответ)

3. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства . (Гимн) (Щелчок по звуковому значку – зазвучит гимн России)

Работа в парах - 8 слайд

Кого историки считают основателем российского флага? (гиперссылка на правильный ответ)

Какие цвета у флага России? (гиперссылка на правильный ответ)

Что обозначает каждый цвет на флаге? (гиперссылка на правильный ответ)

4. Как надо относиться к символам своей страны?

Кроссворд «Символика России» - 9 слайд (Вопросы открываются с помощью гиперссылок на цифровой полоске, а ответы появляется по щелчку - после каждого вопроса.)

1. Золотой шар с крестом наверху. (Держава)

2.Птица, изображённая на российском гербе. (Орёл)

3. Имя воина, изображённого на гербе России и города Москвы. (Георгий)

4.Как иначе называется флаг? (Знамя)

5.Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России? (Синий)

6.Жезл – символ власти – это …(Скипетр)

7.Как называют воина, который сражается на коне? (Всадник)

8.Сколько голов у орла на гербе России? (две)

9.Столица нашей Родины. (Москва)

10.Торжественная песня – символ государства. (Гимн)

11.Какого цвета щит на гербе России? (Красного)

Заключительная часть.

Ребята, вы хорошо справились с заданиями. Помните, что каждый гражданин должен знать символы своей страны и помнить историю их появления.

Предварительный просмотр:

Что вы узнали о символах России?

Как называется наша Родина? - Какие символы страны вам известны? - О каких символах страны идёт речь: 1. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. 2. Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других документах. 3. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.

Приготовьтесь ответить на вопросы: (раб. в парах) 1. Кого историки считают основателем российского флага? 2. Какие цвета у флага России? 3. Что обозначает каждый цвет на флаге? 4. Как надо относиться к символам своей страны?

Кроссворд «Символика России» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 11 9 10 д е ж р а в а о р ё л г о г и й з н а м я с к и п е т р с и н и й к С а д н в е о с в г р б и м н р а с н о г о


Классный час в начальной школе: Символы государства Российского.

Цели:
o Познакомить обучающихся с символами Российской Федерации, их историей.
o Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики.
o Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:
o Физическая карта России.
o Кроссворд и ребусы.
o Грамзаписи гимна и песни «С чего начинается Родина?» (В.Баснер, М.Матусовский).
o Виды Москвы, изображение герба, флага, текст гимна.

Ход занятия:

Учитель.
К символам государства относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства. Сегодня и на следующих классных часах мы познакомимся с символами нашего государства – Российской Федерации, и их историей. Но в начале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете.
Ученики.
Мама, друг, школа…
Учитель.
Да, правильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.
Кроссворд.
(см. приложение)
Учитель.
Правильно! Молодцы! (написать слово Родина на доске). Родина – это дом, в котором мы живем, и русская березка, и полянка в лесу, и крик кукушонка. Это место где мы родились и выросли. А сейчас послушаем песню «С чего начинается Родина?».
Ученик читает стихотворение З. Александровой «Родина».
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница.
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

Учитель.
А наша Родина – Россия (показать Россию на физической карте). Страна, в которой мы родились, живем и учимся. А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус.
Ребус.
(см. приложение)
Ответ: город Москва (написать слово Москва на доске).
Учитель.
А что зашифровано в следующем ребусе?
Ребус.
(см. приложение)
Ответ: Москва – столица (написать словосочетание на доске).
Учитель.
Москва – столица России. Столица – главный город государства.
(Показать картинки с изображениями видов Москвы.)

Но наша страна имеет и другие символы.
(Показать картинки с изображением флага, герба, с текстом гимна.)
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
Как и все символы, они
Жизнь нашу отражают.

На герб посмотрим: здесь орел,
Да не простой – двуглавый,
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От запада к востоку. Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль все, не шел, чтоб враг, Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьем сраженный.

А флаг России – триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна,
Ведь красный – это красота.
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.
Продолжим экскурс в старину,
Тогда узнаем, почему
У флага есть еще два цвета,
Что значат эти цвета два?
Синий – это небо, верность.
Белый – мир и чистота.

День рожденья есть у флага
В середине августа.

Учитель.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
Россия – любимая наша страна.
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны. Слова написал те Сергей Михалков, Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

Из стихотворения о гимне вы поняли, как нужно его слушать.
Ученики.
Гимн нужно слушать стоя и молча.

Учитель.
Давайте послушаем гимн нашей страны.

Учитель.
А сейчас выясним, кто же был внимательным сегодня. Слушайте вопросы. За правильный ответ – жетон.
Викторина.
Вопросы:
1. Как называется страна, в которой мы живем?
2. Назовите столицу нашей Родины.
3. Какие символы есть у нашего государства?
4. Сколько полос имеет флаг?
5. Кто изображен на гербе?
Молодцы! Все активно отвечали. На следующих классных часах мы подробнее остановимся на символах государства Российского.
Приложение 1

Приложение 2

Классный час на тему: «Государственные символы»

Цель:

    Способствовать формированию чувства казахстанского патриотизма

    Углубить знания учащихся о символах РК

    Расширять общий кругозор

Оформление:

Ход классного часа

(видео-клип Нурлан Абдули «Цвети, моя Земля»)

Страны ты патриотом будь. Легендой выстлан был наш путь.

Историю ты не забудь. Победы страны большие.

И для себя сумей понять, с кого пример для жизни брать.

Жизнь со строки начни писать: «Казахстан – моя родина-мать»

У казахов своя страна, свои земли на все времена.

У казахов цветет свой флаг, у казахов сияет свой герб.

У казахов, как сбывшийся сон, свой счастливый и мудрый закон!

Одним из первых шагов каждого нового государства является обретение им своего гимна, флага и герба. Связано это с тем, что они являются символами суверенитета и независимости.

4 июня 1992 года Глава государства подписал исторические указы «О Государственном флаге Республики Казахстан», «О Государственном гербе Республики Казахстан», «О музыкальной редакции Государственного гимна Республики Казахстан».

6 июня 1992 года в театре оперы и балета им. Абая г.Алматы состоялась презентация государственных символов независимого Казахстана, и в тот же день над резиденцией Главы государства и Домом Парламента под звуки гимна был поднят новый флаг Казахстана.

11 января 2006 года популярная песня, написанная в 1956 году «Менің – Қазақстаным», впервые зазвучала в качестве Государственного гимна страны под сводами столичной резиденции «Аккорда» в торжественный момент вступления Нурсултана Назарбаева в должность Президента Казахстана.

Государственный гимн Республики Казахстан - является своеобразной музыкально поэтической эмблемой страны. Авторы слов – Жумекен Нажимединов, Нурсултан Назарбаев, музыка – Шамши Колдаякова.

Жумекен Нажимединов Шамши Колдаяков

В гимне цели ясны, в нем – надежда страны

И программа и судеб и буден,

В гимне - память людей, слезы вдов, матерей,

Вера в то, что войны вновь не будет!

Гимн народы поют, славят дружбу и труд

На прекрасной земле Казахстана.

Пусть звучит светлый гимн, как наказ молодым,

Как привет всем народам и странам!

Исполнение гимна (фильм)

Шакен Ниязбеков

Автор Государственного флага – художник, заслуженный деятель искусств Шакен Ниязбеков. Государственной флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета. В центре флага солнце с 32 лучами, под которыми парит степной орел. У древка вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента - цвета золота. Отношение ширины Флага к его длине: 1:2.

Голубой цвет символизирует небо. Небо – символ мира и благополучия. А еще голубым цветом люди обозначают честность, чистоту и верность. Поэтому голубой цвет нашего Государственного флага символизирует чистоту и высоту помыслов нашего народа, пожелания мирного неба и благоденствия.

Золотое солнце, купающееся в своих лучах, олицетворяет счастье и богатство.

Орел – царь птиц. Эта вольнолюбивая гордая птица всегда была символом независимости, чести и могучей власти.

Орнамент выражает такие понятия как сила, мужество и храбрость.

В современном мире официальным символом страны повсюду является национальный флаг. Флагу отдают воинские почести и салютуют. При встрече высокого гостя вывешивают флаг его страны.

Державность и покой - на флаге Казахстана

Орел под солнцем в небесах парит.

Умелою рукой, на удивленье странам,

Отражены узор и колорит.

Дошли до нас слова со стелы Кюль-Тегина

Через века, той истиной звеня,

Что Родина у нас прекрасна и едина-

«И голубое небо, и земля…»

Всему живому князь – ты, солнце золотое,

Принадлежишь и всем, и никому!

Играя и смеясь, не ищешь ты покоя,

Лучом Вселенной разрываешь тьму!

Под солнцем золотым божественная птица

Летит в единстве с небом выше всех –

Большой степной орел обжечься не боится,

Несет родной стране надежду и успех.

Шота Уалиханов Жандырбек Малибеков

Современный герб суверенного Казахстана является результатом труда известных архитекторов Жандырбека Малибекова и Шоты Уалиханова. В финальном конкурсе по созданию герба принимали участие 245 проектов и 67 описаний будущего герба.

Герб имеет форму круга. Круг – как фигура наиболее близкая к совершенству была в особом почете у кочевников.

Центральным элементом герба является шанырак - круговое навершие купола юрты. Шанырак – символ семейного благополучия, мира и спокойствия. Мастерски изображен тундик – зенитное отверстие юрты, которое напоминает яркое солнце на фоне голубого мирного солнца. Купольные жерди – уыки – источник мира и тепла. Крестообразные тройные кульдреуши шанырака символизируют единство трех жузов. Одновременно авторам удалось решить проблему изображения кереге – раздвижных решетчатых стен юрты.

Важной частью изображения юрты являются золотокрылые, с рогами в форме полумесяца фантастические скакуны – тулпары. На языке геральдики конь означает бесстрашие льва, прозорливость сокола, мощь быка, быстроту и гибкость лани. Золотые крылья скакунов напоминают также снопы золотых колосьев пшеницы – признак труда, изобилия и материального благополучия.

В центре герба находится пятиконечная звезда, как символ пяти континентов, представителям которых открыты сердца казахстанцев.

Герб окрашен в основном в два цвета; золотистый и голубой. Золотистый - символизирует ясное будущее наших народов,. Голубой – олицетворяет наше стремление к миру, согласию, дружбе и единству со всеми народами планеты.

Мир за двадцать веков видел много гербов,

И когда-то их слава блистала …

Смотрят с разных сторон, как же выглядит он –

Государственный герб Казахстана?

В центре есть шанырак – дом, семья и очаг –

Яркий образ уклада степного.

Здесь слагают Кюи, в юрте – счастье семьи,

А семья – государства основа.

По краям на Гербе – знак удачи в судьбе –

Два тулпара летят остророгих.

А над ними - звезда, что сияет всегда,

Освещает нам жизни дороги.

Здесь есть имя страны, как привет старины,

Изгибаясь, как девичий стан, как наказ сыновьям,

Дорогое всем нам, имя гордо звучит – Казахстан!

Викторина

(команды выбирают вопросы различного уровня сложности)

    Что такое герб? (символ государства, города, рода)

    Где изображается герб Казахстана?

    В каком году появился герб?

    Когда исполняется гимн Казахстана?

    С каких слов начинается гимн?

    В каком году была написана песня «Менің – Қазақстаным»?

    В каком году был принят Государственной флаг Республики Казахстан?

    Каковы размеры Государственного флага Республики Казахстан?

    Что является главным элементом Государственного флага?

    Какие символы были использованы во флаге Казахстана?

Смотри на небо голубое, там высоко парит орел,

Восходит солнце золотое над птицей, словно ореол.

До боли мне знакомо это видение сквозь лики гор.

Осталось лишь добавить сбоку национальный наш узор.

Герб и флаг наш гордый народом государству дан.

Пусть же всегда хранит свободу наш суверенный Казахстан!

Мой Казахстан, цвети и пой всегда, пусть будут счастливы здесь дети,

Пусть беда не придет никогда, а солнце пусть ласково светит…

Еще Цицерон говорил: «Любовь к родине – основа всех добродетелей» Поклонение флагу, гербу и гимну - это выражение уважения к народу и государству. Любящий свое отечество не может не почитать эти символы. Конечно же, чтобы искренне почитать государственные символы, надо, прежде всего, иметь правильное понятие о них. И вы сегодня продемонстрировали знание нашей символики, расширили свои познания об истории народа и государства.

Открытый классный час

«Символы России».

Цели:

познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.

формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине

расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слайд №1.

Учитель:

Как можно жить, не зная точно,

Откуда ты и кто ты сам?

Кому обязан каждой строчкой

Каким высоким парусам?

Кому ты твердостью обязан?

Откуда в люди вышел ты?

Кто в жизни дал тебе наказом

Неразводимые мосты,

Соединившие навеки

Тебя с отцовскою землею?

Откуда ты считаешь вехи

Дороги долгой и крутой?!

Ученик:

Касаясь трех великих океанов. Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда…

Учитель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

Слайд №2.

А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы учеников)

Это и великая страна с великой историей

Это и тот клочок земли, где ты родился и рос

Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков

Где ты познал первые радости и неудачи

Слайд № 3 - 5.

Ученики:

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом

И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем. За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Слайд № 6

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

Как полностью называется наша страна? (Российская Федерация.)
Федерация означает союз, объединение. Говоря словами гимна России, наше Отечество - это «братских народов союз вековой».
Россия объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа. В состав РФ входят: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов. (Показать на карте.)

Россия - многонациональная страна (160 народов).
Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тысяч километров. (Показать на карте.)

Как называется самый главный город России, наша столица? (Город Москва.) Москва входит в число крупнейших городов мира.

Здесь находится правительство нашей страны.

Кто является главой нашего государства? (Президент РФ) (Показать фото президента).

Ученик:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:

Слайд № 7 -11

Так говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню.

Слушая рассказ о США, мы видим Статую Свободы или небоскрёбы.

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов - это символы России.

Московский Кремль, Знамя Победы, Могила Неизвестного солдата - это тоже символы России.

Учитель: Что такое герб?

(ответы учеников)

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе означает «наследство».

В нем отражена история.

Ученик: У России величавой,
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он - России дух свободный.

Учитель: Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000 года. Золотой двуглавый орел - это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. А грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия, Георгия Победоносца. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой".

Учитель: Почему у орла две головы?

Среди зверей лев считается царем. А среди птиц царем считается орел. Его мужество и зоркость служили самым ярким символом мудрости.
А еще Россия - страна, которая расположена в двух частях света - Европе и

Азии, потому и повернуты головы орла в разные стороны: одна в сторону Европы, другая в сторону Азии.
Конечно, это не птица с двумя головами, а две птицы. Одна смотрит на запад, другая - на восток, охраняя государство.

Учитель: В центре герба еще один герб. Кто скажет - какой? (Герб Москвы.)

Почему он расположен в центре Российского герба? (Москва - столица России.)

Учитель: Зачем нужен герб России?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.

Нужен герб и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков.

Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и грамот.

Учитель: Где можно встретить изображение Российского герба? (Здание правительства, паспорт, монеты.)

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак -
Бело-сине-красный ….... (флаг)!

Учитель: Слово “Флаг” - голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

Закон о Государственном флаге был принят в декабре 2000 года.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета.

Издревле каждый цвет имел свое особое значение. Что же означают цвета российского флага?

на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;

синий - небо, верность, веру;

красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

- Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)

УЧЕНИК: Три цвета: белый, синий, красный

На нашем флаге не напрасно.

Цвет чистоты - чудесный белый,

Цвет синий - неба символ смелый,

Цвет красный - это символ чести,

Под этим флагом все мы вместе.

В России каждый понимает:

Флаг россиян объединяет.

Звучит фонограмма гимна

Учитель: Как называется это музыкальное произведение? Какое оно? Какие чувства вы испытываете, когда слушаете его? (ответы учеников)

Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».

Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя.

Гимн имеет огромное значение для своего народа, как в прошлом, так и в настоящем.

Учитель: У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка - композитору и дирижёру А.В.Александрову.

Ученик:

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна ».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучшей страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Работа с пословицами.

На доске записана пословица.

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Прочитайте пословицу, объясните смысл.

Да, Родина у каждого человека одна, как и мать. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы детей )

В старину говорили: «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило». Как вы понимаете эти слова?

На партах у некоторых из вас лежат еще несколько пословиц. Прочитайте их вслух, объясните, как вы их понимаете?

Нет в мире краше Родины нашей.

Везде хорошо, но милее Родины нет.

На чужой стороне и весна не красна.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

VII . Викторина Символы России (по материалам классного часа)

1. Назовите три обязательных символа России.

2. Что такое скипетр?

3. Что такое держава?

4. Как зовут всадника, изображенного на гербе?

5. Что символизирует двуглавый орел?

6. Как на Руси назывался флаг?

7. Что символизируют цвета флага?

VIII . Официальными символами нашего государства также являются:

Столица нашей Родины - Москва (слайд 7)

Президент России - (слайд 8)

Конституция - основной Закон (слайд 9)

IX . Неофициальные символы России. (Слайды 10-20)

Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт.

Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем - зависит только от нас.

Слайд № 12

Ученик:

З.Александрова. Родина.

Если скажут слово «родина», В лужах первые кораблики,

Сразу в памяти встает Где недавно был каток,

Старый дом, в саду смородина, И большой соседней фабрики

Толстый тополь у ворот, Громкий радостный гудок.

У реки березка-скромница Или степь, от маков красная,

И ромашковый бугор… Золотая целина…

А другим, наверно, вспомнится Родина бывает разная,

Свой родной московский двор. Но у всех она одна!

Слайд № 13

Учащиеся исполняют песню «Моя Россия».

Учитель: Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас - её частичка!