Какой праздник православные христиане отмечают вскоре после пасхи. Первый понедельник после пасхи: что можно и нельзя делать, приметы

От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые еще называют Святая Пятидесятница. В семь воскресных дней вспоминаются разные события, особенности молитвенного правила и поклонов.

Все семь недель православные приветствуют друг друга словами «Христос Воскресе!» и отвечают «Воистину Воскресе!» , перед вкушением пищи поют пасхальный тропарь. Эти дни в церковном календаре выделяются особо, и считаются Неделями «по Пасхе».

Особо выделяется Неделя первая – , в 2017 г. идет с 16 по 22 апреля . Это сплошная седмица, то есть неделя не имеет постных дней, кроме этого всю неделю можно . Есть особенности и в правиле подготовки к причастию, вечерних и утренних молитвах - вместо молитвенного правила, также вместо Повечерия и Полунощницы поются или читаются Часы Пасхи (до утра субботы Светлой седмицы включительно). А каноны Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю при подготовке к причастию заменяются каноном Пасхи.

Неделя вторая, Фомина, Антипасха, . Начинается с воспоминания уверения в Воскресение Христа апостола Фомы, в 2017 г. 23 апреля и продолжается до 29 апреля . На эту неделю приходится важное событие – , день особого поминовения усопших. С этой недели питание идет по обычной годовой традиции – среда и пятница являются постными днями.

Неделя третья. Мироносицкая, она начинается в 2017 г. 30 апреля Днем святых Жен Мироносиц и заканчивается 6 мая .

В эту неделю вспоминаются мироносицы, которые в самом начале воскресного дня поспешили для отдания последних почестей распятому Учителю и обрели Гроб пустым.

Неделя четвертая. О расслабленном , начинается в 2017 г. 7 мая воспоминанием чуда о воздвижении расслабленного, совершенного Христом, и заканчивается 13 мая . На этой неделе задумаемся о том, как важно для того, что бы пойти за Христом, сначала довериться Ему и встать (начать).

Неделя пятая. О самарянке , начинается в 2017 г. 14 мая воспоминанием беседы Христа с самарянкой у колодца и заканчивается 20 мая . Простодушное сердце самарянки открыто приняло слова Христа, подобные чистой воде.

Неделя шестая. О слепом , начинается в 2017 г. 21 мая , воспоминанием чуда о даровании слепорожденному зрения, в ответ на веру и заканчивается 27 мая . Это чудо было совершено в субботу, что послужило своеобразным вызовом фарисеям и стало образом состояния каждого уверовавшего во Спасителя. Во вторник 22 мая - праздник Святителя Николая , который является непереходящим. В четверг этой недели всегда приходится переходящий праздник Вознесения Господня 25 мая .

Неделя седьмая , начинается 28 мая в память о Первом Вселенском соборе и заканчивается 3 июня . На этом Соборе епископ Мир Ликийских Николай, прозванный позже Чудотворцем, выступил против Ария и победил ересь.

После того, как все семь недель по Пасхе заканчиваются, наступает праздник Святой Троицы , который в 2017 году приходится на 4 июня.


Со дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня все молитвословия предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи

С Вознесения до Троицы все молитвословия начинаются с Трисвятого .

Со дня Святой Пасхи до Дня Святой Троицы молитва «Царю Небесный...» не читается.

Со дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня молитва «Достойно есть» заменяется на:

От Вознесения до дня Святой Троицы обе эти молитвы не читаются

Со дня Святой Пасхи до дня Святой Троицы отменяются земные поклоны.

Добрый день, дорогие друзья, добрый день, дорогие телезрители. Мы с вами сегодня опять все вместе в этой передаче «Воскресные беседы».

Как многие из вас знают, мы с вами уже имели беседу о Великом посте, о его смысле, о тех неделях, которые предшествуют светлому празднику Святой Пасхи, и теперь в этой воскресной беседе мы с вами хотели бы сегодня поговорить о тех неделях, которые идут уже после этого великого, светлого праздника Святой Пасхи, светлого Христова Воскресения. Весь этот период называется пасхальным периодом, и мы должны знать, что он не ограничивается одним только крестным ходом, он не ограничивается только одним воскресным днём, а этот период распространяется до праздника Вознесения Господня, то есть пять недель мы празднуем этот праздник.

Каковы особенности этих послепасхальных дней? Священники в течение всего этого времени облачены в красные, светлые пасхальные одежды как символ жизни. Красный цвет – символ огненной молитвы. Каждая домашняя молитва, церковная молитва начинается с тропаря праздника святой Пасхи: «Христос воксресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробе живот даровав». В эти дни, когда идут всенощные бдения, также и любое богослужение, и сама литургия, молебен, панихида, они также начинаются именно с этого нашего бессмертного гимна «Христос воскресе из мертвых». И так идёт этот период 40 дней до праздника Вознесения, потому что мы с вами прошли поприще Великого поста в течение 49 дней, в течение 7 недель, и Господь даёт нам такую же радость, равнозначную, что мы так же 50 дней празднуем этот великий день, великую победу Христа над смертью.

Мы хотели бы сегодня в этой беседе поговорить о тех неделях, тех событиях, которые были после светлого праздника Христова воскресения. Вторая неделя после воскресения именуется неделей об апостоле Фоме, и вспоминается одно событие, очень для нас важное, очень для нас существенное, для нашей с вами веры, для утверждения в ней. Говорится о евангельском событии, когда ученики после распятия Господа ещё не знали о его воскресении, сидели вместе в Сионской горнице. Их было 10 человек. Вы знаете, что у Христа было 12 учеников, но Иуда отпал, а с ними не было Фомы в тот момент, когда они все вместе были в одной из комнат. Она называлась Сионской горницей, где впервые они приняли участие в этом великом таинстве, таинстве Евхаристии, святого причащения. Тайная вечеря произошла именно в этой горнице, в этой комнате впервые они причастились, во исцеление души и тела, тела и крови господней, и теперь это таинство с тех времён каждый день совершается в святой христианской Православной Церкви.

Апостола Фомы с ними не было, и вдруг, когда двери были закрыты, приходит Христос и говорит ученикам: «Мир вам!» И они ужаснулись, увидев самого Христа. Фомы с ними не было. И, когда, спустя несколько дней, они рассказали об этом Фоме, что они видели Господа воскресшим, он им не поверил. И вот пронеслось такое выражение: Фома неверующий. Он сказал: «Я не поверю до тех пор, пока не вложу руки мои в рёбра Его и не вложу руки мои в язвы Его», - в язвы от гвоздей, в язву от прободённого ребра, которым он был прободён римским легионером. То есть у него именно такая вера была, вера осознанная: он хотел своими глазами, своими руками осязать воскресшего Христа Спасителя.

Так и случилось. Когда через несколько дней они были все вместе, и Фома был с ними, Христос зашёл к ним в дом, а двери в это время были закрыты. И Он как сердцеведец, как всеведущий Творец и Бог, зная мысли апостола Фомы, обращается не к кому-нибудь, а напрямую обращается к нему: «Фома, подойди ко мне и вложи руку твою в рёбра мои, вложи руки твои в язвы мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома дерзновенно подошёл к Спасителю и своими руками коснулся Его тела, тела, которое стояло реально перед ним, тела воскресшего и тела человеческого, с язвами на руках, ногах и на ребре. И когда он своими руками почувствовал это живое тело, но уже иное, преображённое, потому что оно зашло через закрытые двери, он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» А Христос, обращаясь к нему, говорит: «Ты уверовал, потому что увидел. Блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Действительно, мы с вами не видели Христа так, как видел его апостол Фома, но через Евангелие нам передалось знание, истинное знание о воскресении Христовом, вера, граничащая со знанием, потому что у Фомы это была уже не вера, а это было знание. Мы с вами Христа не видели, но мы веруем в него. В воскресный день, когда совершается накануне Всенощное бдение, поются такие слова: «Воскресение Христово видевши, поклонимся святому Господу Иисусу». Спрашивается: мы поём такие слова: «Воскресение Христово видевши», - но мы же не видели, как апостолы, воскресения Христова, и сам факт воскресения не видел никто, видели уже последствия воскресения, а самого момента исшествия из гробницы, в которой Он был погребён, не видел никто, только Отец Небесный. Но, оказывается, есть иное видение, очами не физическими, а очами веры, и мы воскресение Христово действительно видели, когда мы увидели преображённую жизнь людей, когда люди из грешников становятся праведниками, из гневливых становятся кроткими, из воров оставляют эти дела и стараются людям в своей жизни помочь, когда блудник делается целомудренным, когда лжец становится правдивым и борцом за правду.

Вот это и есть воскресение человеческой души, когда человек был мёртв по своей душе, но воскрес, и мы это воскресение видим в людях, что через веру, через Евангелие люди оживают. Нам через апостола Фому дано знание веры, опытное знание о воскресении Христовом, и мы унаследовали это через апостола Фому, через его искреннее желание убедиться в этом факте воскресения Христова нам передалось это знание на все века, нам с вами.

Однажды Фёдор Михайлович Достоевский сказал: «Вы знаете, моя вера – не вера маленького мальчика. Нашим атеистам и не снилось, через какое горнило сомнений и испытаний, искушений прошла моя вера. И я на своём жизненном пути вывел свой символ веры. Я долго и мучительно искал истину и нашёл её. И если бы они, эти скептики, убедили меня, что Христос находится вне истины, я бы пожелал остаться со Христом, чем с истиной, потому что я не нашёл ничего истиннее, добрее, светлее, святее, правдивее Христа, в своей жизни я ничего не нашёл. Но слава Богу, что Христос и истина – это одно». И поэтому апостол Фома, Фёдор Михайлович Достоевский – они действительно искали веры разумной.

Многие могут сказать: «Какое соответствие, или как это может совмещаться вместе, вера и знание?» Действительно, может до определённого момента, потому что кто-то из наших святых сказал: «Не всё в Боге познаваемо, и не всё в Боге непознаваемо. Не всё в Боге описуемо, но и не всё в Боге неописуемо». То есть то, что нам дано знать о Боге и доступно, нам многие вещи открыты, открыты в Священном Писании, и поэтому нам отцы и говорят, апостол Павел нам об этом говорит: «Вникай в себя и в учение, ибо, поступая так, спасёшь себя и слушающих тебя». То есть вера наша должна быть осознанной, вдумчивой, с поиском, а не просто что-то воспринять на слух, то, что нам передали родные, близкие. Это всё действительно нужно и необходимо, но нужно ещё и вникать в глубину своей веры, в глубину святого Православия.

Бесценный дар веры требует со стороны человека и его усилий, и его подвигов, и его исканий, и его горения, потому что мудрый человек однажды сказал: «Счастье – это маленькая птичка, и она прилетает туда, где есть корм». Вера даётся человеку ищущему. «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, толците и отверзится вам», - говорит нам Господь. Иоанн Златоуст говорит об этом нам всем, что мы, действительно, этот дар, который выше всех даров, дар веры должны искать в своей жизни: «Вера требует души божественной и юной, возвышающейся над всем чувственным и парящей выше немощных помыслов человеческих».

Но порой у нас много скепсиса в нашей жизни, много сомнения и неверия. Во многом просто только на материальном останавливается и замыкается наша жизнь, жизнь многих людей, которые находятся вокруг нас, и которые не имеют этого светлого, радостного дара веры. Переживая за таких людей, один из наших великих поэтов, Федор Тютчев, однажды написал такие слова в стихотворении, которое называется «Наш век»: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует. Он к свету рвётся из ночной тени, и, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием томим и иссушён, невыносимые он дни выносит, и сознаёт свою погибель он, и жаждет веры, но о ней не просит. Не скажет ввек с молитвой и слезой, как ни скорбит пред замкнутою дверью: «Впусти меня, я верю, Боже мой, приди на помощь моему неверью». И, милостью Божиею, через апостола Фому нас Господь уверяет в истинности своего воскресения и даёт нам платформу, фундамент, основание к тому, чтобы наша вера была осознанной, радостной, светлой и преображающей нашу с вами жизнь.

За неделей апостола Фомы вспоминается великий подвиг, подвиг жён-мироносиц, которые свою веру превратили в верность, потому что есть большая разница между верой и верностью. Многие, бывает, верят, но не бывают верны до конца. Верить – ещё не значит быть верным. И впервые в этом подвиге, в жизненном подвиге Христа Спасителя рядом с ним при его распятии оказались не кто-нибудь, а жёны-мироносицы, и именно им после своего воскресения является воскресший Господь. Первым из всех Он явился жёнам-мироносицам.

Писания и наши церковные песнопения говорят о том, что первым он всё-таки явился Богородице, своей матери. Об этом в Священном Писании нет, но это есть в наших богослужебных текстах, и мы имеем такую веру и убеждённость, что первым он явился матери Божьей, своей матери. Потом – жёнам-мироносицам как тем людям, которые прошли с ним жизненный подвиг и крестные страдания вместе с ним до конца.

И первые слова, которые услышали люди от воскресшего Бога: «Радуйтесь, не бойтесь, и мир вам!» Задумаемся над этими словами. Он сказал очень мало слов после своего воскресения. Первые слова: «Радуйтесь!» - поэтому для христианина это должно быть абсолютно нормальное, привычное состояние духа. Почему радость? Да потому, что мы – дети Божии, потому что последние слова Христа Спасителя были такие: «Се Я с вами есть во вся дни до скончания века». То есть ощущение того, что мы все под Богом ходим, под Богом - любящим Отцом. Мы читаем молитву «Отче наш», не «Отче мой», а «Отче наш», мы к Богу обращаемся со словом «Отец». Но какой отец не любит своего ребёнка, какая мать не любит своё дитя? И поэтому это состояние радости, ощущение, что мы защищены Богом, что бы в нашей жизни не было.

Самое главное, что мы знаем о последней цели нашей земной жизни, о которой нам сказали святые отцы: «Бог не обещал нам безбедного плавания, но каждому из нас обещал тихую пристань». И мы знаем, что наша жизнь закончится тихой пристанью у Бога, во всяком случае, должна так закончиться. Но Господь уже и в этой жизни, сейчас, реально, среди нашей многотрудной, многосложной жизни 21 века тем людям, которые имеют веру и живут по евангельским заповедям, даёт это состояние, состояние духовной радости, которое ни за какие деньги, никакими материальными благами приобрести невозможно.

Всё до поры-до времени. У человека есть какая-то мечта, какая-то цель материального плана, материального характера, и он стремится к ней и находится в этом энтузиазме до тех пор, пока он не достиг этой цели. А когда достиг, опять, вроде бы, ничего особенного, всё стало опять привычным. И поэтому блаженный Августин говорит: «Мы можем успокоиться, наша душа, которая создана по образу и подобию Божию, может успокоиться только на бесконечном». А бесконечен только Бог с его дарованием нам знания, дарованием нам духовной радости, дарованием самого Себя. А духовное общение с Богом может у человека быть до бесконечности, и именного такого благодатного состояния заслужили за свою верность жёны-мироносицы.

Немощные, хрупкие существа, женщины, оказались твёрже камня. Камнем был назван Пётр, потому что имя Пётр переводится с греческого языка «камень». Но даже Пётр, казалось бы, верховный апостол Христа, не смог перенести всех тех испытаний, которые выпали на долю Христа и его учеников. Но испытали немощные жёны-мироносицы. И этот день, кстати, в Церкви именуется днём жён-мироносиц, когда все христианки православного мира праздную свой день. Это, так сказать, наш своеобразный, специфический православный день 8 марта.

У нас 8 марта женщин поздравляют, хотя даже до конца не вникают в смысл революционных корней этого праздника. Сейчас это уже, так сказать, действительно, не имеет для нас никакого осмысленного и глубокого смысла, сейчас это день, просто по наследству доставшийся нам. Мы в этот день поздравляем в светской нашей жизни, поздравляем с днём начала весны женщин, хотя этот праздник в Церкви уже не отмечается. Мы отмечаем и чествуем жён, женщин-христианок именно в эту вторую неделю после Пасхи, в неделю жён-мироносиц.

Слова, которые услышали жёны-мироносицы: «Не бойтесь, и мир вам!» Действительно, после того, как воскрес Христос, после того, как побеждена смерть, может ли бояться чего-нибудь в жизни человек? Святитель Григорий Богослов однажды сказал: «Раньше, до Христа, не было ничего сильнее смерти и немощнее нас. После Христа нет ничего сильнее нас и немощнее смерти». И это пасхальное приветствие, которым мы обращаемся друг к другу: «Христос воскресе – воистину воскресе», - это есть гимн, и это есть основание нашей с вами веры.

Интересное наблюдение: в течение недели последний день выделен красным цветом, и этот последний день называется воскресение. Мы все с вами, волей или не волей, хотим этого или не хотим, глубоко в это верим или не верим, но именно последний день называется воскресением, не чьим-нибудь, а именно воскресением Христовым. От этого факта, непреложного факта, идёт празднование каждую неделю. Воскресный день, выходной день называется именно этим словом «воскресение», и мы об этом должны бы с вами задуматься. Всё это в нашей с вами жизни… Тем более, только в русском языке этот день именуется воскресением, воскресный день, а в других языках по-другому: например, в английском – день солнца, в украинском языке он называется «неделя», то есть «ничего не делаю в этот день», а в русском языке – воскресение.

Не славой и счастьем испытывается истинная вера, а скорбью и страданием. И в ней она закаливается, в ней она возвышается, в ней она становится твёрдой. Вот этот период жён-мироносиц, который нам преподносит святая Церковь, говорит о том, что если мы что-то принесли к ногам Христа, если мы пошли за Ним до конца, если мы за Него пострадали, если мы остались верны Ему, то это вознаграждается во сто крат самим Богом, явлением в нашей жизни Его нам. И, действительно, порой сильные мужи отступали от веры, а слабые жёны выносили на своих плечах не только своих безбожных мужей, детей, сыновей – они порой на плечах своих выносили всю Церковь своей верой, как однажды о наших русских женщинах в послереволюционный период было сказано, что белые платочки спасли нашу страну и нашу Церковь. Когда мужья, когда сыновья, увлечённые вихрями революционных событий, отступили от истинного Бога, в тишине своих домов, в тишине своих квартир на коленях они вымаливали своих безбожных и отступивших от веры родных и близких.

В послевоенный период на чьих плечах восстанавливалась церковь? Так же жёнами наполнялись наши святые храмы. И потом это передавалось уже и мужьям, и внукам, и детям. И поэтому, конечно, предназначение женщины – это хранение веры, потому что всякий мужчина любую ситуацию по жизни пропускает через своё сознание, через логику, через ум, ему надо до всего докопаться, и на это порой уходит вся жизнь, и порой только под конец жизни приходят к вере мужчины, но если приходят, то приходят уже основательно. А женщина живёт чувством, живёт сердцем. И поэтому знание больше укладывается в голову мужчине, поэтому мы и знаем физиков, великих математиков – только мужчин. А сердечность – она, конечно, присуща женщинам. И вот вера как раз зарождается в сердце, но утверждается потом, подкрепляется умом, и поэтому дано это знание, дана эта вера именно женщинам.

Однажды наш Оптинский старец Нектарий сказал, что служение женщины – это служение святой Троице. А какое может быть служение женщины, чем она служит? Она служит дому, она служит своей семье. Казалось бы, простая бытовая жизнь, но если она осуществляется ради любви к своей собственной семье, ради веры во Христа, что она именно должна послужить в своей жизни, как послужил Христос, так и она должна послужить тем людям, которые рядом с ней, то она тем самым служит святой Троице. Так и сказано о женщинах, святитель Феофан Затворник сказал: «Вы – жена, мать, хозяйка. В исполнении этих обязанностей ваше спасение. И женщины, матери, сердобольно заботящиеся о своих детях, уподобляются мученикам. А потому я говорю вам: ожидайте и вы венца мученического». Так говорит наш великий учитель Церкви, святитель Феофан Затворник Вышинский.

И поэтому эти дни после Святой Пасхи, которые посвящены воспоминаниям жён-мироносиц, утверждают и всех женщин, и мужчин вместе с ними о том, что всякое служение Христу, всякая верность ему, даже в самой малой степени, вознаградится во сто крат от Бога радостью, миром и Его всегдашним небесным благословением. Память о жёнах-мироносицах нас вдохновляет и красной нитью утверждает всю нашу жизнь в верности Спасителю Христу.

Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит всем нам: «Будь верен до смерти и наследуешь венец жизни». И ему последует великий наш пастырь русской Церкви, отец Иоанн Кронштадтский: «Святая Церковь примером мироносиц научает нас искренней вере, горячей любви и неизменной преданности Господу Иисусу Христу в продолжении всей жизни, во всяком состоянии, в счастье и несчастье, в скорби и радости, в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной».

И всем вам, в первую очередь, сёстры, женщины, жёны-мироносицы, вам в эти святые пасхальные дни желаю веры и верности, верности своей вере, своим словам, своим поступкам, своим делам, чтобы через вас сияла евангельская жизнь, чтобы о вас могли сказать: «Это дети Божии, эти люди – верующие». А верующими нас смогут назвать, когда мы будем верны, верны Евангелию. Всем вам, дорогие мои, от всей души желаю духовной радости, веры, верности, а жёнам, женщинам, которые смотрят нашу передачу, от всей души желаю: пускай на всём, что совершаешь ты, проступит след душевной чистоты, ведь сила не во внешности твоей, а только в человечности твоей.

Мир вам, Божиих благословения и до новых встреч.

Пасха Христова в 2018 году приходится на 8 апреля. Святая Троица в 2018 году будет 27 мая. От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые еще называют Святая Пятидесятница. В семь воскресных дней вспоминаются разные события, особенности молитвенного правила и поклонов на Святой Пятидесятнице.

Семь недель после в церковном календаре выделяются особо, и считаются Неделями «по Пасхе». «Христос Воскресе!» приветствуют православные друг друга все семь недель после Пасхи и отвечают «Воистину Воскресе!» . Кроме этого, перед каждым вкушением пищи поют пасхальный тропарь, а не обычные молитвы.

Особо выделяется , в 2018 году она идет с 9 по 14 апреля. Это сплошная седмица, то есть не имеет постных дней. Всю эту неделю каждый желающий может позвонить в колокола. Существуют особенности и в молитвенном правиле - вместо утренних и вечерних молитв и правила подготовки к причастию поются или читаются Часы Пасхи. Необходимые перед причастием каноны, заменяют на канон Пасхи.

Вторая неделя носит название Фомина, Антипасха или Красная горка. В Она начинается в 2018 году 15 апреля с воспоминания уверения апостола Фомы в воскресшего Спасителя и продолжается до 21 апреля. На эту неделю приходится важное событие – Радоница, день особого поминовения усопших. Питание на этой неделе идет обычной годовой чередой – среда и пятница постные дни.

Третья неделя называется Мироносицкая, начинается в 2018 году 22 апреля Днем святых Жен Мироносиц и заканчивается 28 апреля.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

В эту неделю вспоминаются святые Жены-Мироносицы, которые первые поспешили отдать последние почести распятому Учителю, но обрели Гроб пустым.

Четвертая неделя называется «О расслабленном», в 2018 году она начинается 29 апреля, когда воспоминается чудо о воздвижении расслабленного, которое совершил Христос, и заканчивается 5 мая. На этой неделе верующие задумываются о том, как важно для того, что бы начать двигаться за Христом, сначала довериться Ему и подняться (начать).

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Пятая неделя называется «О самарянке», она в 2018 году начинается 6 мая воспоминанием беседы у колодца Христа с самарянкой и заканчивается 12 мая. Открытое сердце самарянки легко приняло слова Христа, так как они подобны чистой воде.

Шестая неделя называется «О слепом», в 2018 году она начинается 13 мая тем, что вспоминается чуда о даровании слепорожденному зрения, как ответ на веру, и заканчивается 19 мая. Чудо о слепом было совершено в субботу и стало вызовом фарисеям, запрещавшим трудиться в субботу. В четверг этой недели всегда приходится переходящий праздник Вознесения Господня, который в 2018 году приходится на 17 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Седьмая неделя по Пасхе установлена в память о Первом Вселенском соборе, она начинается 20 мая и заканчивается 26 мая. На этом Соборе епископ Мир Ликийских Николай, прозванный позже Чудотворцем, выступил против Ария и победил ересь. Во вторник этой недели, 22 мая - праздник Святителя Николая, который является непереходящим - Никола Летний. 26 мая - Троицкая родительская суббота.

После того, как все семь недель по Пасхе заканчиваются, наступает праздник Святой Троицы, который в 2018 году приходится на 27 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

С самого дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня все дела, трапезы и молитвословия предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровах!» Далее читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй мя!»

С Вознесения до Троицы все молитвословия начинаются с Трисвятого.

С Пасхи до Троицы молитва «Царю Небесный...» не читается.

С Пасхи до Вознесения молитва «Достойно есть» заменяется на Задостойник Пасхи.

От Вознесения до Троицы обе эти молитвы не читаются. Не надо забываться, что от Пасхи до Троицы земные поклоны в храме не совершаются.

Следующее за Пасхой воскресение называется Антипасхой или Фоминым воскресеньем. Этот день издавна считается праздничным и является своего рода второй Пасхой. Именно тогда апостол Фома, который изначально не поверил в воскрешение Иисуса Христа, убедился в том, что Спаситель вернулся к жизни, и поверил в свершённое Богом чудо.

С Антипасхи начинается вторая пасхальная седмица, называемая Фоминой неделей. Для православных христиан, помимо воскресенья, особое значение имеет и Фомин вторник. На него приходиться Радоница - день особого поминовения усопших, когда радость от их перехода в Царствие Божие должна быть сильнее грусти из-за разлуки с теми, чей земной путь уже окончен.

Отвечая на вопрос, какой православный праздник после Пасхи отмечается христианами, мы тут же вспоминаем об Антипасхе. Она именуется также Фоминым воскресением. Этот церковный праздник получил свое второе название в честь Фомы, одного из учеников Иисуса Христа.

Выражение о неверующем апостоле Фоме слышал, наверное, каждый. Но очень важно правильно понимать его смысл. Фома искренне почитал Бога, много времени проводил в молитвах, и его вера во Всевышнего была нерушима. После казни Иисуса Христа он был в страшном горе. Фома не присутствовал среди апостолов в момент первого явления им воскресшего Спасителя и отказался верить на слово апостолам, поведавшим ему о свершившемся чуде.

Согласно Евангелию, Фома хотел лично убедиться в том, что всё рассказанное учениками Христа - правда, и заявил им, что не поверит в воскрешение Сына Божиего до тех пор, пока своими глазами не увидит его и не дотронется до ран от гвоздей на его руках и до его рёбер. С точки зрения православной церкви это свидетельствовало не столько о его недоверии, сколько об огромном всепоглощающем желании Фомы лично пережить встречу с вернувшимся к жизни Сыном Божиим, и не с чужих слов, а своим сердцем ощутить радость этого светлого события.

Иисус Христос внял желанию своего ученика и явился ему спустя неделю после своего воскрешения. В Евангелие по этому поводу написано, что Спаситель пришел в комнату, двери которой были заперты. Встал среди апостолов и обратился к Фоме со словами «подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в рёбра мои; и не будь неверующим, но верующим». На что его ученик ответил: «Господь мой и Бог мой!». После чего Иисус вновь обратился к апостолу: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». После свершенного чуда апостол Фома безоговорочно поверил в Воскрешение Спасителя и стал проповедовать христианство, странствуя по миру. В память об этих событиях в церковном календаре , называемый также Фоминым воскресеньем, являющийся своего рода обращением к прошедшему , его повторением.

В православные христиане празднуют второе явление Спасителя апостолам, утвердившее веру в истинность его Воскрешения.

Антипасха и Радоница

Во всех православных храмах праздники после Пасхи продолжаются еще в течение 39 дней, вплоть до дня Вознесения Христова.

Период Что принято делать
Светлая седмица - неделя после Пасхи. На протяжении всей первой недели после светлого Христова Воскресения, называемой Светлой седмицей, в церквях идут праздничные богослужения с открытыми царскими вратами, сопровождаемые крестным ходом вокруг храма.
Антипасха, или Фомино воскресение. В Фомино воскресение, когда заканчивается Светлая седмица, во всех храмах проводят последнюю литургию по пасхальному чину, после чего священнослужители закрывают алтарные врата. И следующие богослужения проходят уже менее торжественно и празднично.
После Антипасхи наступает Фомина неделя. В Фомин вторник, на девятый день пасхальный день, называемый Радоницей, все православные христиане поминают умерших.

Название праздника происходит от слов «род» и «радость», и он является днём особого поминовения усопших. На Радоницу нельзя грустить и тосковать по людям, которых нет рядом с нами. В этот день православным христианам, наоборот, предписывается радоваться за родных, которые уже «ушли» в Царствие Божие.

На Радоницу также принято:

  • молиться за упокой души покойных родственников;
  • посещать храм;
  • убираться на кладбище после зимы;
  • проводить поминальные трапезы с традиционными пасхальными угощениями, чтобы разделить с покойными радость от Воскресения Христова.

При этом Церковь предписывает верующим устраивать поминальные трапезы дома, а не на кладбищах. И не оставлять на могилах покойных родственников стакан водки с хлебом, а также крашеные яйца и куличи, так как это языческий, а не христианский обычай.

Угощение лучше всего отдать нуждающимся людям, либо просто подать милостыню нищим.

Красная горка - время свадеб и сватовства

Фомино воскресенье, также как и вся Фомина неделя, которая также называется Красной горкой, издавна считалась на Руси порой сватовства и свадеб. В этот период, впервые с начала Великого поста, церковь возобновляла проведение венчальных обрядов. Поэтому на Фомину неделю люди отмечали не только церковные праздники, но и многочисленные свадьбы.

Фомину неделю стали называть Красной горкой благодаря тому, что по древнерусским обрядам в это время в деревнях проходили весенние смотрины невест. В Фомину неделю все молодые незамужние девушки, или красны девицы, как их тогда называли, собирались на холмах посреди сел и хором пели особые праздничные песни, а женихи во время таких гуляний приходили к холму и смотрели, какие невесты сейчас на выданье. Так и повелось с тех пор, что в честь песен и хороводов, устраиваемых на холмах красными девицами, этот праздник прозвали в народе Красной горкой.

В это же время праздновалось и огромное количество свадеб. Наши предки издавна считали, что браки, заключенные на Красную горку, будут очень счастливыми, а молодые, венчанные в эти дни, проведут всю свою жизнь в любви и согласии.

Этот обычай сохранился и до наших дней, и многие христиане предпочитают вступать в брак именно на Фоминой неделе.

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасха или Фомино воскресенье. В народе этот день называют Красной горкой.
Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе»- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Также этот день называют Фоминым воскресеньем, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу.

В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гулянья, сватовства.

В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыщики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.


Во вторник на Фоминой неделе, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу — первый после Великого поста и праздника Пасхи день особого поминовения усопших.

Каждый день Фоминой недели имеет как своё название, так и обычаи, все они связаны с поминовением…

Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.

Вторник — это основной день Фоминой недели, который и называют Радоницей, Радуницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество.
В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись. Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино
и т. д. ). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры.
В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.


От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида.
Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего.
Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».

Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.

В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.

http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/19/fomina-nedelya/