Предпренимательская деятельность в сфере услуг.

В настоящее время отмечается стремительный прорыв услуг на мировые рынки, перемещение экономически активного населения в сферу услуг, повышение доли последней в ВВП промышленно развитых стран, рост числа сервисных организаций и объема международной торговли услугами. Согласно оценкам Всемирного банка, в настоящее время, сервисный сектор составляет около 70% мирового ВВП , что позволяет определить содержание структурной трансформации экономики как «сервисную революцию», повлекшую за собой изменения в составе факторов экономического роста, его содержании и темпах.

Только в Омской области в январе-марте 2014 года населению оказано платных услуг на 17,1 млрд рублей, что на 1,2% больше, чем за аналогичный период 2013 года, в том числе оказано жилищно-коммунальных услуг – на 5,3 млрд рублей, услуг связи – на 2,8 млрд рублей, транспортных услуг – на 2,; млрд рублей, бытовых услуг – на 2,1 млрд рублей. Оборот общественного питания в январе-марте 2014 года составил 2,5 млрд рублей, что на 9,0% больше уровня аналогичного периода прошлого года.

Общий тренд эволюции современной глобальной экономики в направлении услуг обусловливает необходимость многоплановых изменений, функционального усложнения их видов, что выдвигает на первый план проблемы улучшения стратегических позиций наряду с передовыми отраслями индустрии, образующими динамичное ядро развитой экономики.

В последние годы наблюдается тенденция перехода компаний от массового обезличенного производства к клиент-ориентированному ведению бизнеса, направленному на понимание потребностей своих клиентов и повышение эффективности работы с ними. Это связано с возрастающим уровнем конкуренции, а также высокой волатильностью покупательских предпочтений. Это вынуждает компании искать новые способы эффективного управления. Переход к клиент-ориентированному ведению бизнеса позволяет компании повысить свою прибыльность за счет увеличения доходов от существующей клиентской базы, а также снижения операционных расходов на привлечение новых клиентов и оптимизации затрат на закупку и хранение товаров. В свою очередь, такой подход требует реорганизации бизнес-процессов компании и разработку новых показателей оценки эффективности деятельности.

Традиционная практика определения результатов хозяйственной деятельности предприятий не использует методик, позволяющих прогнозировать последствия интеграционных процессов и учитывать их при разработке экономической политики развития предприятия. Исследовать влияние таких изменений на процессы развития сферы услуг с помощью традиционной методологии весьма затруднительно. В то же время повышение степени достоверности хозяйственных результатов позволит расширить спектр возможностей предприятия и своевременно принимать управленческие решения по имеющимся ресурсам. Это обусловливает необходимость преобразований в методике формирования оптимального динамического развития на базе включения в механизм управления результатами хозяйственной деятельности новых расчетов.

Исследователями доказана необходимость разработки системы управления синергетическим механизмом развития сферы услуг на примере торговли. Т. Степанова связывает это с:

  • недостаточным использованием в обеспечении оптимального развития предприятий торговли синергетического инструментария для принятия релевантных решений;
  • отсутствием методической обеспеченности по вопросам оценки синергетических эффектов, увеличивающих финансовые результаты хозяйствующих субъектов;
  • необходимостью оценки и прогнозирования синергетических эффектов, позволяющих повысить обоснованность и действенность экономической политики предприятия .

В настоящее время существует ряд проблем, которые препятствуют развитию предпринимательства в сфере услуг, к которым можно отнести низкий уровень социально-экономического развития отдельных регионов и уровня жизни населения, неконкурентоспособность продукции и услуг, неблагоприятный инвестиционный климат, износ и устаревание основных фондов.

Авторами проведен анализ современных методологических подходов и концепций обеспечения качества продукции и услуг в условиях преобразования предприятий и диверсификации их деятельности. Поставлена задача системного моделирования деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. При этом необходимо учитывать, что построение количественных и качественных управленческих моделей неравновесных процессов в экономических системах наталкивается на ряд трудностей не только технического, но и принципиального гносеологического характера. Поэтому разработка способов изучения изменения социально-экономических систем и развития методов прогнозирования динамики в рамках такого подхода являются актуальной научной проблемой.

Поскольку на сегодняшний день все больше внимания уделяется инновационной составляющей, то одним из важнейших условий для развития сферы услуг в России является ее инновационное развитие. Оно способствует укреплению позиций как на внутреннем, так и на международном рынке, повышению конкурентоспособности услуг, улучшению баланса по торговле услугами и диверсификации экономики. Инновационное развитие сферы услуг позволяет удовлетворять все возрастающие потребности населения, в том числе создавая новые сектора сферы услуг и развивая уже существующие.

Ключевым этапом в инновационной деятельности должна являться разработка образца инновационного продукта или услуги. На данном этапе интересы автора научной идеи, в качестве которого может выступать не сам предприниматель, непосредственно соприкасаются с интересами заинтересованных деловых структур. От того, каким образом будет достигнут компромисс между автором научной идеи и представителем бизнеса, во многом определится конечный итог. Роль предпринимателя заключается в направлении реализации инновационной идеи в соответствии с осуществляемым видом деятельности.

В сфере услуг и торговли в частности для эффективного и рационального управления необходима обработка чрезвычайно больших массивов информации. Сегодня именно на основе выборочных обследований проводят маркетинговые исследования, изучают качество проектируемых и производимых технических систем, поступивших в продажу товаров, эффективность ценообразования и новых форм торговли, совокупный потребительский спрос и степень удовлетворения населения по различным видам товаров и услуг.

Все это обусловливает необходимость широкого использования выборочного метода в социально-экономических обследованиях, основу которого составляет закон больших чисел. Однако его использование требует наличия большого выборочного ансамбля наблюдений, случайным образом отобранных из однородной генеральной совокупности. В реальности любой социум (генеральная совокупность) является заведомо неоднородным множеством, структурированным по различным номинальным (классификационным) шкалам .

Был проведен опрос более полутора тысяч потребителей. Им были заданы как открытые, так и закрытые вопросы. Такая форма построения анкеты позволила, с одной стороны, стандартизировать ряд изучаемых параметров и провести статистическую обработку данных. Это позволило установить степень достоверности проведенного исследования. С другой стороны, наличие открытых вопросов позволило выявить дополнительные предпочтения потребителей.

Изучение особенностей проявления синергетических эффектов в деятельности предприятий позволяет проанализировать факторы, обусловливающие их возникновение; выявить синергетическую природу сложившихся результатов; подготовить основы принятия экономической политики предприятия; разработать стратегические направления оптимального роста за счет мобилизации всех видов ресурсов.

В развитии сферы услуг большую роль играет малый и средний бизнес. В настоящее время около четверти всех субъектов малого и среднего предпринимательства занимается оказанием различного рода услуг. Сектор малого и среднего бизнеса является неотъемлемой частью экономической составляющей развития, служит показателем стабильности и благосостояния. Развитие предпринимательства обеспечивает население новыми рабочими местами и стабильными доходами, существенно расширяет перечень производимых товаров и оказываемых услуг, способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.

Эффективным механизмом развития рынка услуг может служить субконтрактинг. Работа центров субконтрактации может дать малому и среднему бизнесу импульс к развитию, помочь выйти на новые рынки сбыта продукции и услуг. Малым предприятиям субконтрактинг дает возможность производить качественную продукцию, оказывать разнообразные услуги, создавать новые рабочие места, не тратить существенные средства на приобретение оборудования, аренду площадей. Такие центры становятся связующим звеном между исполнителем и заказчиком.

Таким образом, реализации предпосылок устойчивого роста требует формирования на макро- и микроэкономических уровнях систем управления, обеспечивающих расширение деятельности, ориентацию предприятий малого и среднего бизнеса на повышение качества услуг, развитие отраслей социальной сферы, осуществляющих инвестиции в человеческий капитал. Последнее особенно важно, поскольку производство услуг вследствие их нематериального характера сопряжено с использованием человеческого капитала .

Сложность современных экономических условий, в которых функционируют предпринимательские структуры, связана с нарастающей неопределенностью, меняющейся конъюнктурой и нестабильностью внешней среды. В связи с этим признается необходимость обеспечения и развития адаптационных способностей предприятия на длительный период, что определяет важность осуществления постоянных стратегических изменений.

Литература:

1. По данным Всемирного банка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldbank.org/ru/country/russia.

2. Степанова Т.В. Разработка системно-методического подхода оценки синергетического эффекта в сфере услуг (на примере организаций торговли): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – СПб, 2013.

3. Черепанов Е.В. Математическое моделирование неоднородных социально-экономических совокупностей по случайным выборкам: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – МЭСИ: Москва, 2013.

4. Ильина И.Е. Формирование системы управления конкурентоспособностью предприятий сферы технического обслуживания и оказания транспортных услуг: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Казань, 2013.

1

В статье описаны существующие проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг. Описанные проблемы сгруппированы и представлены в виде модели. Авторы предлагают модель управления качеством туристских услуг. Предлагаемая модель управления качеством туристских услуг разработана на основе анализа известных подходов как Gap-модель (от англ. gap - разрыв), методика SERVQUAL (Service Quality), зона толерантности, авторами которых являются А. Парасураман, В.А. Зайтамл, Л.Л. Берри. Качество туристской услуги рассмотрена как совокупность свойств туристской услуги, способной удовлетворить потребности туриста. Качество туристской услуги зависит от: точности, то есть это степень соответствия предлагаемой туристской услуги с полученным результатом; своевременности исполнения, то есть соответствие туристской услуги во времени; эргономичности (или удобство, доступность), то есть наличие условий, возможностей, способных удовлетворить потребности клиента в туристских услугах; эстетичности, то есть соответствие чувственному восприятию. Модель группировки проблем является комплексной, поскольку выделены авторами только основные проблемы и отражена их взаимосвязь, влияющая в совокупности на бизнес-климат сферы услуг.

проблемы

качество услуг

туристические услуги

сфера услуг

бизнес климат

предпринимательство

1. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Управление организациями сферы услуг. – М.: Высшая школа экономики, 2010. – 160 с.

2. Гайсумова, М.А. Особенности организации и управления малыми и средними формами предпринимательской деятельности в сфере услуг: дисс. канд. эк. наук: 08.00.05/ М.А. Гайсумова. – Нальчик, 2011. – 158 с.

3. Конева, О.В. Состояние и развитие малого бизнеса в сфере услуг: дисс. канд. эк. наук: 08.00.05/ О.В. Конева. – Красноярск, 2006. – 202 с.

4. Марданова, Г.Д. Развитие малого предпринимательства в сфере услуг региона: на примере Удмуртской республики: дисс. канд. эк. наук: 08.00.05/ Г.Д. Марданова. – М., 2000. – 145 с.

5. Хайруллина, Д.Р. Управление развитием малого бизнеса на региональном уровне: организационно-экономический аспект/ Д.Р. Хайруллина, О.В.

В последние годы предприятиям сферы услуг уделяется большее внимание. Но все же одной из сложных задач, стоящих перед государством, остается решение проблем развития предпринимательской деятельности в сфере услуг, препятствующих реализации больших потенциальных возможностей предпринимательской деятельности в этой сфере. Ученые-экономисты, исследователи, специалисты, правительство страны и региона активно обсуждают вопросы поддержки субъектов предпринимательства в сфере услуг путем принятия законодательных и нормативных правовых актов в целях улучшения условий в этой сфере, разрабатываются и внедряются программы по развитию предпринимательской деятельности. Однако, несмотря на это есть проблемы, сдерживающие развития предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Проблемы предпринимательства в сфере услуг

Рис. 1. Модель группировки проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг

Рассмотрим каждую группу.

  1. Недостаточная ресурсная база формируется из-за недостаточного доступа субъектов предпринимательства сферы услуг к информации о наличии ресурсов. К ресурсам субъектов предпринимательства относим финансово-кредитные, инвестиционные, имущественные ресурсы. Ограниченность доступа к этим ресурсам выражается: недостаточностью начального капитала, трудностью в получении кредитных ресурсов, поскольку отсутствует залоговое обеспечение, кредитные истории субъектов предпринимательства, государственных (муниципальных) гарантий по обязательствам; недостаточностью инвестиционной поддержки; высокой платой за аренду производственных и офисных помещений, и сложностью с их получением; нехватка производственных площадей соответствующих санитарным нормам и правилам размещения предприятий, оборудований. Эта проблема возникает в основном у субъектов малого и среднего бизнеса на первоначальном этапе или в первые три года деятельности для расширения своей деятельности и укрепления позиций на рынке.
  2. Неразвитость законодательной базы - это одна из серьезных проблем, которая выражается в отсутствии единой законодательной основы по развитию и поддержки предпринимательской деятельности в сфере услуг. Мы не отрицаем факт существования нормативных и правовых документов, регулирующих предпринимательскую деятельность в стране и регионах. Тем не менее, имеющиеся нормативно-правовые документы не совершенны и в настоящий момент не способны решить существующие проблемы. Прежде всего, это отсутствие гибкости и несовершенство налогового законодательства в связи с отсутствием реально действующих налоговых льгот для предприятий сферы услуг.
  3. Проблема управление качеством услуг. Качество предоставляемых услуг и уровень обслуживания в сфере услуг незначительный. Из-за неразвитости рыночных отношений и конкуренции невостребованность определенных видов услуг. Прямая взаимосвязь услуг с высоким качеством и ценой: чем выше качество услуг, тем выше цена на нее, и наоборот. Качество это, прежде всего степень соответствия системы требованиям и ожидания, которое, безусловно, должно соблюдаться вне зависимости от цены.
  4. Проблема ценовой политики. В стране (регионе) есть ценовые барьеры в получении услуг гражданам со средним и низким уровнем дохода. Взаимосвязь цены и качества услуг рассмотрено пунктом выше.
  5. Недоступность информационных ресурсов. XXI век - это век информатизации, однако в нашем обществе не в полной мере реализуются принципы открытости и гласности информации для предприятий сферы услуг, нет единой базы («единого окна») информационных ресурсов, а также отсутствует своевременность предоставления и получения информации.
  6. Проблема кадрового обеспечения (отсутствие квалифицированных, компетентных кадров). При организации бизнеса предпринимателям не хватает опыта, возникают проблемы с организацией производства и правильным распределением собственных ресурсов. Для того чтобы стать предпринимателем необходимо обладать определенными знаниями юридического и экономического характера, которые можно получить имея только доступное и качественное образование в стране, программы курсы по повышению квалификации и переквалификации. Все больше нарастает потребность в квалифицированных кадрах, особенно профессий рабочих; вследствие некомпетентности кадров происходит не использование современных технологий (техники); не умение эффективно использовать человеческие ресурсы. Также проблемой организации деятельности предприятий сферы услуг является организация труда и оплаты персонала. Поскольку труд работников предприятий сферы услуг имеет свои особенности: повышенное нервно-эмоциональное напряжение труда, так как происходит постоянный контакт с клиентами; совмещение различных видов деятельности; различная степень интенсивности труда в зависимости от временного периода.
  7. Социально-психологические проблемы. Сфера услуг является единственной отраслью экономики, предоставляющая реальные возможности для социально не защищенной категории населения, такие как трудоустройство и получения комплекса необходимых для нормальной жизнедеятельности услуг. Предприятия в сфере услуг целью своей деятельности ставят не только извлечение прибыли, но и достижение социального эффекта.

Вышеперечисленные группы проблем образуют бизнес-климат в стране (регионе). Авторами предлагается следующее определение понятию «бизнес-климат страны (региона)»: это совокупность условий и возможностей страны (региона), сформированных государством в определенный период времени и достаточных для создания и развития субъектов предпринимательства. Особо важное значение в предлагаемом автором определении имеет «определенный период времени», так как бизнес-климат явление непостоянное и через определенные промежутки времени он меняется. Изменению бизнес-климата способствуют различные факторы: политические, экономические, социальные, экологические и другие.

В модели группировки проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг, выделено семь проблем. Проблема управления качеством услуг изучалась различными научными школами, которыми разрабатывались подходы к управлению качеством. Однако традиционные походы к управлению качеством не позволяют в полной мере использовать в сфере услуг. Так, в основе подхода, впервые предложенный Гронрёзом К., лежит логика, то есть соотнесение ожиданий потребителя и его восприятия уже полученной услуги .

Рассмотрим более детально проблему качества предоставляемых услуг, в том числе туристических услуг.

Развитие сферы услуг, в том числе предприятий в сфере услуг, во многом зависит от качества услуг и поэтому российские предприятия все большее значение отдают вопросам повышения качества предоставляемых услуг. Каждый предприниматель понимает, что качество услуг имеет первостепенное значение и является самым эффективным средством удовлетворения потребностей потребителей. Высокое качество предоставляемых услуг способствует достижению устойчивого положения на рынке, повышению конкурентоспособности предприятия, обеспечению удовлетворенности потребителей и работников предприятия, а также снизить затраты (издержки), связанные с устранением ошибок при оказании услуг.

Международной организацией по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) качество определено как совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. «Качество услуги это совокупность свойств услуги, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением» - это определение качества услуги приведено в ГОСТ 154467-79. Международный стандарт ИСО 8402 «Качество. Словарь» под качеством подразумевается совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности .

Авторы предлагает следующую модель управления качеством туристских услуг (рис. 2). Предлагаемая модель управления качеством туристских услуг разработана на основе анализа известных подходов как Gap-модель (от англ. gap - разрыв), методика SERVQUAL (Service Quality), зона толерантности, авторами которых являются А. Парасураман, В.А. Зайтамл, Л.Л. Берри.

Рис. 2. Модель управления качеством туристских услуг

Обращаясь в туристскую организацию, клиент ожидает получить максимальный комплекс услуг при минимальных расходах, то есть выделим понятия «ожидаемая услуга» и «воспринятая услуга». Между ожидаемой услугой и воспринятой услугой может возникнуть разрыв. Разрыв это ситуация, когда ожидания потребителя оказались выше, чем результат. Разрыв отсутствует, когда ожидаемая услуга соответствует воспринятой услуге или выше ее, и принято считать, что услуга является качественной.

На услугу, которую мы ожидаем получить, влияют: личные потребности клиента, общественное мнение, реклама, имидж предприятия и работа его сотрудников, прошлый опыт, ресурсы клиента и другие различные факторы.

Приходя в туристскую организацию, клиент определяет для себя «ожидаемую услугу» (то, что он хочет получить с учетом его индивидуальных потребностей), соответствующую «воспринятой услугой», но и минимально приемлемое качество туристской услуги (это то минимальное в туристской услуги, которое должно быть). Интервал, который образуется между ожидаемым и минимально приемлемым качеством услуги именуется зоной толерантности или терпимости потребителей. Зона толерантности отражает терпимость потребителей к помещению, техники, внешнему виду персонала, их профессиональным знаниям, индивидуальный подход при обслуживании и другие. Зона толерантности условно подразделяется на условия: первое - ожидаемая туристская услуга равна минимально приемлемому качеству туристских услуг и второе - ожидаемая туристская услуга ниже минимально приемлемого качества туристской услуги.

Если оценка клиента выше зоны толерантности, это позволяет говорить о том, что клиент доволен качеством туристической услуги; если оценка клиента находится в зоне толерантности - клиент доволен оказанной туристической услугой; если оценка клиента ниже зоны толерантности, то есть на уровне минимально приемлемой клиентом качества туристской услуги или ниже и этого уровня, то клиент недоволен оказанной услугой.

Также при оценке качества туристской услуги можно применить индекс качества (SQI, Service Quality Index), определяющийся как соотношение воспринятого и ожидаемого качества услуги:

SQI= «воспринятая услуга»/ «ожидаемая услуга»

Если индекс качества равен или больше единицы, то клиенту оказали туристскую услугу на высоком качестве; если индекс качества ниже единицы - клиент неудовлетворен, оказанной туристической услугой, то есть качество услуги низкое.

Качество туристской услуги это совокупность свойств туристской услуги, способной удовлетворить потребности туриста. Качество туристской услуги зависит от:

Точности, то есть это степень соответствия предлагаемой туристской услуги с полученным результатом;

Своевременности исполнения, то есть соответствие туристской услуги во времени;

Эргономичности (или удобство, доступность), то есть наличие условий, возможностей, способных удовлетворить потребности клиента в туристских услугах;

Эстетичности, то есть соответствие чувственному восприятию.

Выше представленная модель группировки проблем, препятствующих развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг, применительно ко всем отраслям сферы услуг, в частности к туристической отрасли сферы услуг. Так к проблеме «Кадровая», представленная в модели группировки проблем в сфере услуг, можно отнести проблему сложности оценки текущего состояния рынка труда и занятости в туристической отрасли, что обусловлена следующими причинами:

Отсутствие статистических сведений о кадровом обеспечении в сфере туристских услуг. На официальном сайте службы статистики не публикуются сведения об оценке развития сферы туристских услуг:

Отсутствие отраслевых нормативов численности персонала и производительности труда;

Большим числом профессий в туристской отрасли;

Различные формы собственности туристских предприятий и организационно-правовых форм предприятий;

Туристская деятельность в основном находится в зависимости от сезона;

Уровень информационной базы недостаточен;

Неоднородный уровень образования в туристской отрасли и другие.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что существующие проблемы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в сфере услуг, автором сгруппированы и представлены в виде модели. Модель группировки проблем является комплексной, поскольку выделены автором только основные проблемы и отражена их взаимосвязь, влияющая в совокупности на бизнес-климат сферы услуг. В частности, автором выделена проблема управления качеством туристских услуг, представленная в виде взаимосвязанной модели. Поэтому современные проблемы развития предпринимательской деятельности в сфере услуг всё также остаются актуальными и важными.

Рецензенты:

Маликов Р.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа;

Зайнашева З.Г., д.э.н., профессор кафедры «Региональная экономика и управление» ФГБОУ ВПО «УГУЭС», г. Уфа.

Библиографическая ссылка

Гайсина А.Р., Артемов Н.И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18553 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

2 .1 Особенности предпринимательской деятельности в сфере культуры

Прежде чем перейти к анализу какой-то отдельной сферы услуг, разберемся в общих особенностях её рынка.

Прежде всего это высокая динамичность рыночных процессов (предоставление услуг имеющая целью непосредственное удовлетворение потребностей человека); так же территориальная сегментация (формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком); высокая скорость оборота капитала (одно из основных пре имуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более коротко го производственного цикла); высокая чувствительность к изменению рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления); так же это специфика организации производства услуг; специфика процесса оказания услуг (личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой - увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя); высокая степени дифференциации услуг (связана с диверсификацией, и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг); неопределенность результата деятельности по оказанию услуг (результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).

Итак, вернемся к услугам в сфере культуры. Для более точного анализа разберемся, что подразумевает понятие «культура». Во-первых, в широком смысле это способ бытия человека в качестве социального существа, система наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека. Во-вторых, в узком - «отраслевом» - смысле, это конкретная сфера жизни общества (сфера культуры), включающая сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.). - Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Существующие формы хозяйствования позволяют разделить организации, оказывающие социально-культурные услуги на: коммерческие организации (туристские организации, ночные клубы, антрепризы, прокатные конторы, частные художественные галереи и др.); некоммерческие организации, в которых преобладает второй тип хозяйствования (архивы, библиотеки, образовательные учреждения др.). Смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие (они не получают прибыль, а перераспределяют дополнительные средства внутри предприятия).

В СССР объекты и учреждения культуры находились под государственным контролем, управлялись и финансировались исключительно государством, не допускалась коммерциализация культурной деятельности. Переход к рыночной экономике сопровождается разгосударствлением сферы культуры, что проявляется в отказе от тотального идеологического контроля со стороны государственных органов, в свободе творчества и удовлетворения культурных потребностей. Развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры следует рассматривать в контексте развития рыночных отношений, охватывающих сферу производства культурных благ и услуг в силу того, что в ней используются экономические ресурсы, а ее результаты поступают, экономический оборот.

Однако существование особых условий производства и потребления результатов деятельности организаций и учреждений культуры приводят к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики.

К ним относятся: ограничения рыночного характера, обусловленные: высокой социальной значимостью культурных благ и обеспечением стандартов культурного обслуживания населения; недостаточно устойчивым потребительским спросом населения на продукцию и услуги организаций и учреждений культуры; технологическими особенностями производства культурных благ и услуг, проявляющимися в длительном цикле производства и реализации продукции; вложением значительных финансовых затрат на значительный период, возврат которых растягивается на долгое время.

Исходя из статьи 4 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в сферу приложения соответствующих услуг можно включить следующие направления:

  • - выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • - художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
  • - художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • - самодеятельное (любительское) художественное творчество;
  • - музейное дело и коллекционирование;
  • - книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
  • - телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • - эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
  • - научные исследования культуры;
  • - международные культурные обмены;
  • - производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
  • - иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Итак, сфера культуры, здесь в качестве продукта выступают различные услуги, предоставляемые им в соответствии с его миссией. Для музея, например, в качестве основных услуг выступают выставочная деятельность, т. е. представление и интерпретация коллекций, а также образовательная работа, а именно: экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции и т. д. Кроме того, большое значение имеют дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе кафе, буфетов, музейных магазинов, специальных мастерских для посетителей, а также в проведении различных мероприятий - приемов, встреч, концертов, спектаклей.

Как и в ряде предприятий оказывающих услуги, особенностью культурных организаций является обязательное присутствие и участие потребителей, иначе вся деятельность учреждения оказывается бессмысленной.

Сфера культуры удовлетворяет потребности человека в духовном развитии, поэтому в качестве потребителей услуг учреждений культуры выступают различные слои населения. Культурные организации могут специализироваться на работе с определенной аудиторией, например с детьми, взрослыми, пенсионерами, инвалидами и т. д.

Ценовая политика культурной организации определяется, прежде всего, социальными целями ее деятельности. Следовательно, уровень цены зависит от доступности конкретной услуги для потенциального потребителя. Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т. п. , - тем выше их социальная значимость).

2 .2 Особенности предпринимательской деятельности в сфере медицинских услуг

Здравоохранение призвано обеспечивать гарантии прав личности и общества на сохранение, охрану и восстановление здоровья, что является не только условием существования отдельной личности, но и целью общественного развития.

Согласно статье 41 Конституции России устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. На сегодня определенный объем медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается пациенту с гарантированным финансированием государства. Однако в экономике не существует ничего бесплатного, так же как и не существует бесплатной медицины. Когда говорят «бесплатно», то подразумевают только тот факт, что граждане не платят в момент получение медицинской услуги. Однако в любом случае они ее оплачивают или через общие налоги, или страховые механизмы, тем более что современные системы здравоохранения в основном построены на принципе предварительной оплаты. Поэтому утверждения о том, что наша медицина бесплатная, является или экономической безграмотностью, или политическим маневром, направленным на обоснование необходимости привлечения населения к непосредственной оплате медицинской помощи. Появление коммерческого сектора в данной сфере связано с тем, что эффективность развития лечебно-профилактических учреждений как в капиталистических, так и в бывших социалистических странах оценивается по показателям смертности пациентов, сроков их выздоровления, количества удачных операций, разработки новых, более совершенных методов лечения и т. д. , а экономические показатели деятельности при этом практически не рассматриваются. Поэтому учреждения здравоохранения не стремятся сокращать расходы на оказываемые населению услуги, оптимизировать ценообразование и т. д. При этом рост государственных расходов на здравоохранение не останавливается, достигнув в на 2002 год значительных цифр: 845 долл. США на душу населения в Испании; 13,5% ВВП, или свыше 3465 долл. на душу населения в США; 9,4% ВВП, или 1650 долл. на душу населения, во Франции, 10,3% ВВП, или 2064 долл. на душу населения, в Канаде). В итоге правительства большинства стран стали разрабатывать и реализовывать программы, направленные на сокращение государственных дотаций на здравоохранение, перенос части расходов на системы страхования - как обязательного, так и добровольного, доходы частных лиц, благотворительные учреждения и т. д. Именно эта причина является основополагающей для существования, рынка платных медицинских услуг, который формируют коммерческие медицинских предприятий, а также платные услуги государственных и муниципальных учреждений. В России появление частного сектора в медицине связанно с хроническим недофинансированием данной сферы в 90-х годах, фактически государство само подтолкнуло лечебно-профилактические учреждения искать дополнительные источники финансирования.

На сегодняшний день к области медицины относится достаточно широкий спектр услуг, в разной степени коммерциализированных. Так, например, стоматология является наиболее динамично развивающейся коммерческой отраслью медицины, в то время как кардиология или пульмонология все еще существуют преимущественно в государственном секторе.

Развитие сектора платных медицинских услуг породило целый комплекс проблем, связанных с вопросами качества, условий предоставления, ценообразования, юридической обоснованностью. К сожалению, и сегодня эти проблемы не получили должного внимания со стороны государства.

Следует отметить, что предпринимательство в сфере медицинских услуг вызывает в большинстве случаев неприятие у граждан. Это вызывает ряд трудностей для коммерческих предприятий, работающих в данной сфере. Прежде всего, неприятие вызвано тем, что отечественная медицина основано на традиционном бесплатном принципе, так как здравоохранение изначально представляло собой одну из сфер деятельности, наиболее жестко регулируемых государством. Это связано с тем, что услуги и программы, реализуемые в системе здравоохранения, напрямую связаны со здоровьем и жизнью человека. Кроме того, жесткое государственное регулирование деятельности учреждений здравоохранения, включая вопросы управления и ценообразования, попытки, полностью финансировать здравоохранение посредством государственного бюджета обусловили более позднее внедрение предпринимательство в данную сферу, а также позднее внедрение современных методов и способов управления. Также негатив населения вызван высокой стоимостью медицинских услуг, оказываемых коммерческими организациями. Так, например, у пенсионеров в силу возраста наиболее высокая потребность в медицинских услугах, но пользоваться услугами коммерческих организаций они не способны из-за их высокой стоимости.

Более того, медицинские работники рассматривали свою работу как искусство и не считали нужным вникать в проблемы экономики предприятия и ее оптимизации. «К сожалению, в связи с охватившей общество рыночной эйфорией и бездумной имплантацией рыночных отношений в здравоохранение разница между медицинской помощью и медицинской услугой в общественном сознании целенаправленно стирается. Врач ставится на одну доску с парикмахером и другими представителями коммунально-бытовых услуг, чем попирается святость врачевания, его гуманизированная жизнесохраняющая, общесоциальная функция».

Сфера медицины достаточно специфична: спрос формируется под влиянием мировоззрения людей и их отношении к своему здоровью, в том числе и к организации здравоохранения в целом. Мировоззрение же формируется политикой государства: это пропаганды здорового образа жизни для увеличения продолжительности жизни населения.

Усиление внимания к своему здоровью обусловливает рост спроса на медицинские услуги, но вместе с тем повышаются и требования к их качеству и ассортименту. Это приводит к росту конкуренции производителей медицинских услуг, фармацевтической промышленности и аптечных учреждений за потребителя, соответственно расширяется использование маркетинга с целью привлечения пациентов. Однако в данной сфере деятельности конкуренция носит специфический характер.

Конкурентами производителей медицинских услуг, аптечных учреждений можно назвать:

  • - нужды потребителя - здесь часто происходит конфликт потребностей; например, возможна ситуация, когда вместо приобретения витаминов или посещения лечебной физкультуры, врача и т. д. человек тратит свое время и средства на услуги развлечения;
  • - личные ценности потребителя - интересы общества и индивидуума могут не совпадать в определенный момент времени; например, при распространении эпидемии человек не хочет проходить вакцинацию, тогда как общество заинтересовано в отсутствии потерь рабочего времени и т. д. ;
  • - предприятия, предоставляющие аналогичные услуги в сфере коммерческого и некоммерческого обмена;

Таким образом, предпринимательство в сфере здравоохранения сегодня активно развивается, но в отличие от других сфер носит специфический характер. В первую очередь это связано с тем, что услуги данной сферы направлены на здоровье и жизнь человека, поэтому качество в данной сфере является главным критерием выбора того или иного поставщика услуг. Именно по этой причине качество оказываемых услуг в данной сфере должно регулироваться государством.


Предпринимательство в нашей стране является сравнительно новым явлением, что объясняет отсутствие современного уровня предпринимательской культуры, соответствующего уровня знаний и опыта у предпринимателей, которые вынуждены фактически начинать свою деятельность с нуля. В то же время на современном этапе хозяйствования сфера услуг является важным источником мобилизации потенциала экономического роста регионов, повышения качества жизни населения, что предопределяет необходимость ее развития в различных отраслях национального хозяйства. Развитие предприятий сферы услуг непосредственно связано с развитием предпринимательства во всех сферах хозяйствования.
Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Общий смысл предпринимательства в сфере услуг сводится к открытию собственного дела, что, в свою очередь, определяется наличием желания и возможностей заниматься предпринимательской деятельностью. В то же время предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, что позволяет рассматривать его с позиции двух основных элементов:
— инновационной деятельности как предпринимательской функции;
— действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции.
Экономическая сущность предпринимательской деятельности в сфере услуг заключается в поиске и реализации новых видов услуг в различных отраслях хозяйства с целью удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей. Объектами предпринимательской деятельности являются оказанные услуги, способные удовлетворить определенные потребности, предлагаемые на рынке для приобретения, использования и потребления .
Однако под определение «предприниматель» подходят и мелкие торговцы, и фермеры, и директор крупного коммерческого банка, и владельцы малых предприятий сферы услуг, существенно отличающиеся по характеру и содержанию труда. Поэтому представляется неправильным рассматривать предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Целесообразнее исходить из определения предпринимательства как инновационной экономической деятельности, осуществляемой в условиях риска и неопределенности и направленной на достижение прибыли. Предприниматели выступают, прежде всего, как лица, владеющие или распоряжающиеся собственностью, которую они вкладывают в свое предприятие, использующее наемный труд. Отличительными признаками предпринимательской деятельности с психологической точки зрения являются: экономическая свобода; возможность обеспечить себе более высокий уровень материального благосостояния; возможность более полно реализовать свои профессиональные способности и склонности; высокая ответственность за результаты своей деятельности; отсутствие гарантированного минимума дохода и риск убытков в случае неудачи; отсутствие помощи и покровительства. Эти признаки особенно характерны для предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в рамках малых и средних предприятий.
Формирование основ рыночной экономики в России, как и в ряде стран, сопровождается появлением большого числа малых и средних организаций. Роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике значительна — это ее существенная часть, база и интегральный компонент конкурентного рыночного механизма.
Малый и средний бизнес, динамично реагируя на изменение рыночной конъюнктуры, наделяют рыночную экономику необходимой гибкостью и адаптивностью. Эти черты имеют в современных условиях особое значение в силу возросшей индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научного и технологического прогресса, расширения ассортимента производимых услуг. Малые и средние предпринимательские структуры мобилизуют значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые), невостребованные в его отсутствие. Существенный вклад вносит малое и среднее предпринимательство в формирование конкурентной среды, что для отечественной экономики в современных условиях имеет первостепенное значение. Трудно переоценить роль малого и среднего бизнеса и в решении проблемы занятости. Необходимо, наконец, отметить важность малого и среднего бизнеса в преодолении социальной напряженности и в демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое и среднее предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все эти и другие свойства малого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг, делают их развитие важнейшим фактором экономического роста России. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика не в состоянии эффективно функционировать и развиваться. Следовательно, их становление и развитие является стратегической задачей экономической политики при переходе к социально ориентированному рыночному хозяйству.
Обобщая опыт развитых стран, а также первоначальный отечественный, Е.П. Кулик отмечает, что поступательное движение малого и среднего предпринимательства является: важнейшим фактором успешного решения проблем формирования конкурентных, цивилизованных рыночных отношений; расширения ассортимента и повышения качества товаров (работ, услуг); приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям; содействия структурной перестройке экономики; придания ей гибкости, мобильности, маневренности; привлечения средств населения для развития производства; создания дополнительных рабочих мест, сокращения уровня безработицы; формирования социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний); активизации научно-технического прогресса; содействия деятельности крупных предприятий; освобождения государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа. Эти и другие экономические и социальные функции малого и среднего предпринимательства ставят их развитие в разряд важнейших государственных задач, делают их органической частью экономической политики государства .
Несмотря на это, малое предпринимательство в Российской Федерации пока слабо развито (табл.). В общем по стране доля малого предпринимательства в сфере услуг в ВВП не превышает 15,5%. Между тем в странах ЕС на долю малого и среднего бизнеса приходится больше половины создаваемого ВВП. Впечатляет также общее количество малых предприятий по отдельным странам: 2,3 млн в Германии; 6,5 млн в Японии; 19,3 млн в США.

Таблица
Развитие малого предпринимательства в РФ Источник: Экономическая газета. — 2008. — №16 (апрель). — с.1.

Цель предпринимательства заключается не только в получении прибыли в данный момент, но в получении еще большей прибыли путем активизации деятельности на рынке. Среда, в которой осуществляется предпринимательская деятельность, определяет характеристику сфер деятельности, наибольшая часть которой относится к посреднической деятельности, а не к чисто производственной. Переход к рыночным отношениям предопределяет изменение задач сферы услуг, системы формирования доходов предприятий сферы услуг, а также формирование новых организационно-правовых структур, адекватных требованиям времени.
Успешное развитие предпринимательской деятельностью в сфере услуг возможно только при формировании многообразных организационных форм предприятий и систем управления ими, т.к. сегодня основными проблемами развития предпринимательства являются: недостаточный уровень менеджмента и маркетинга инновационной и коммерческой деятельности предприятий сферы услуг; уровень организации предприятий, не адекватный требованиям рынка; низкий профессиональный уровень персонала и др., эти проблемы одновременно выступают в роли факторов, тормозящих становление и развитие сферы услуг в различных отраслях.
В современных условиях все большее значение для функционирования и развития предприятий сферы услуг, особенно малых и средних форм, приобретают предприимчивость, творческая инициатива, компетентность и оперативность организация сбыта услуг. Для этого необходимо изучение и применение опыта развитых стран мира и Европы, где сосредоточены большие трудовые и финансовые ресурсы.
Коммерческая деятельность предприятий сферы услуг должна заключаться в решении комплекса задач, имеющих различный характер: сбор данных конъюнктурного исследования рынка услуг; своевременное и качественное обеспечение потребителей услуг в соответствии с договорами (заказами); обеспечение коммуникативности системы взаимоотношений всех участников процесса производства и сбыта услуг и т.д. При таком подходе становится очевидной необходимость прогнозирования и проведения маркетинговых исследований для формирования планов по расширению ассортимента оказываемых услуг, их структуре, каналах сбыта, привлечению потребителей и т.д. Преобразования в экономике страны предъявляют новые требования к управлению предприятиями, изменению его ориентации на качество, рентабельность и ассортимент услуг.
При разработке системы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг необходимо учитывать отличительные социально-психологические особенности предпринимательства в России, связанные со спецификой исторического развития, национальными традициями, особенностями современного состояния экономики, политики и культуры российского общества. Такой подход может адаптировать применяемые инструменты управления под специфику изменений регионального и отраслевого характера. Предпринимательская деятельность в сфере услуг позволит обеспечить рабочими местами большое количество трудоспособного населения региона, т.к. обладает значительной трудопоглощающей способностью. Это должно способствовать устойчивому развитию различных территорий региона.
Организация собственного дела предпринимателя может быть осуществлена различными способами: через покупку уже существующего, учреждение совместного предприятия с другими физическими или юридическими лицами, создание нового предприятия. Последний путь связан с наличием новой идеи. Свободно формирующаяся рыночная ситуация требует наличия широкого спектра предприятий сферы услуг различной специализации, видов деятельности, отраслевой принадлежности, форм собственности. Однако статистика свидетельствует о том, что, начиная с 2000 г., число предпринимательских структур в сфере услуг, особенно социальных, стало снижаться, причем весьма ограничен объем платных услуг населению по видам.
На территории Дагестана в 2009 г. населению было оказано платных услуг на 53 452,8 млн рублей (что в сопоставимых ценах на 12,2% больше чем в 2008 г.), из которых 76,0% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные и бытовые. А другие виды услуг, особенно культурного, образовательного и медицинского характера, туристические, санаторно-оздоровительные, необходимые и возможные по климатическим условиям региона, способствующие развитию социального сектора экономики, занимают незначительное место в структуре объема платных услуг (10%). Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских корзинах населения Дагестана составил в 2009 г. 15,1%, что соответствует уровню предыдущего года (в 2008 г. — 15,3%).
Из общего объема платных услуг малыми предприятиями республики было оказано услуг на 29818 млн рублей, что составляет 55,7% (в 2008 г. — соответственно 40671 млн рублей, или 70,5%). Такое существенное снижение за год доли малых предприятий в объеме оказанных платных услуг населению свидетельствует об ухудшении ситуации с предпринимательской активностью малого бизнеса в регионе.
Роль сферы услуг в формировании экономики региона соотносится с материальной сферой и имеет определенную отраслевую направленность. Так, вклад торговли и общественного питания сравним с промышленностью (18%), жилищных услуг — со строительством (5%). Значительно увеличилось за последние годы количество предпринимательских структур в таких отраслях, как финансы, кредит, страхование, культурная сфера, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др. В целом все основные тенденции развития сферы услуг можно рассматривать в соответствии с общими структурными изменениями, причем с учетом общих условий, способствующих увеличению занятости населения в сфере оказания услуг. Поэтому можно говорить о взаимосвязи расширения сферы материального производства и роста производительности труда с развитием сферы услуг.
Развитию рынка труда, отвечающего требованиям времени, мешает целый комплекс проблем, возникших в связи с изменением экономической формации, нерациональных структурных преобразований, в результате которых произошло снижение уровня занятости населения на фоне спада экономики, увеличилась скрытая безработица, что является спецификой российской формы занятости, а также увеличение числа действительно безработных. При этом статистика показывает снижение экономически активного населения, ухудшение материального положения безработных, вызванное несовершенством пособий и задержкой выплат. Решение проблемы занятости может способствовать ускорению экономических реформ, чему должно способствовать развитие инфраструктуры сферы услуг, создание малых и средних предпринимательских структур, создающих новые рабочие места. Для решения проблем занятости необходимо создание условий для развития сферы услуг, охватывающей бытовое и жилищно-коммунальное обслуживание, туризм, где применяется живой труд и не требуется его высокая квалификация.
Развитие бытового обслуживания населения в целом имеет положительную динамику, причем подавляющая часть бытовых услуг в республике (в 2009 г. — 90,6%) приходится на долю восьми видов услуг: по ремонту, окраске и пошиву обуви (9,4%); по ремонту и пошиву швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонту, пошиву и вязанию трикотажных изделий (7,0%); по ремонту и строительству жилья и других построек (30,3%); парикмахерских (14,3%); прокату (10,4%); по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий (6,5%); техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования (10,4); изготовлению и ремонту мебели (2,8); эти услуги преимущественно оказываются малыми предприятиями и организациями, а не отдельными частниками.
Устойчивое развитие имеют услуги по ремонту обуви, изготовлению мебели, фотоателье, ритуальные, т.е. предприниматели, которые адаптировались к новым условиям хозяйствования, могут адекватно реагировать на изменения факторов внешней среды и конъюнктуры. Наиболее существенной положительной динамикой в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом характеризовались 3 вида бытовых услуг: услуги по изготовлению и ремонту мебели (увеличение объема услуг в 2,7 раза), услуги по ремонту, окраске и пошиву обуви (увеличение объема услуг в 1,5 раза), услуги фотоателье (увеличение объема услуг в 1,5 раза). Услуги по ремонту и строительству жилья, наоборот, демонстрируют обратную тенденцию (уменьшение объема оказанных услуг на 30%).
Общая трудоемкость бытовых услуг довольно велика, что требует высокой цены, сужающей круг потенциальных заказчиков.
Анализ развития сферы услуг в регионе показывает, что наиболее проблемными остаются отрасли социального обеспечения и социально-бытового обслуживания, которые нуждаются в государственной поддержке, регулировании финансовых потоков в пользу групп населения, нуждающихся в такой поддержке. Многие отрасли социального сектора не адаптированы к новым условиям хозяйствования, несмотря на наличие массового спроса на услуги этих отраслей. К таким отраслям относятся здравоохранение (медицинские услуги), образование, интеллектуальная сфера, несмотря на то, что уже имеются определенные позитивные тенденции развития услуг в этих отраслях. Масштаб медицинских, образовательных, культурных услуг, которые оказываются непосредственно каждому человеку в отдельности, должен отражать уровень заинтересованности государства в сохранении здоровья и повышении уровня знаний, интеллекта и культуры своих граждан.
Большинство предпринимательских структур в сфере услуг являются частными (70% от общего числа) и муниципальными (22%). Доля ликвидированных предприятий и организаций в сфере услуг по отношению к вновь зарегистрированным за последний год составляет около 20%. Несмотря на довольно быстрое развитие рынка услуг, не наблюдается эффективного воздействия функционирования сферы услуг на рост ВВП в регионе. Это объясняется многими факторами социально-экономического развития региона, его территориальными особенностями. Однако главной проблемой, препятствующей развитию предпринимательства в сфере услуг, является отсутствие эффективного управления на всех уровнях. Условия налогообложения сдерживают рост активности предпринимателей, работающих в сфере услуг во многих отраслях регионального хозяйства. Принятые на высшем уровне и действующие региональные программы поддержки малого и среднего предпринимательства направлены на создание общерыночных условий для функционирования сферы услуг без учета задач их финансирования, стимулирования предпринимательской деятельности, специфики региональных территорий, согласования с задачами развития региона и страны в целом. Такое несоответствие предопределяет появление многих проблем, связанных с отсутствием координации экономических и социальных интересов, с тенденцией к коммерциализации социальной сферы. Отраслевые органы управления не координируют интересы развития своих отраслей с интересами социальных групп населения, проживающих на конкретной территории. В регионе в настоящее время практически отсутствуют организационные формы выявления интересов населения и предприятий сферы услуг, в то время как формирование потребительского рынка невозможно без всестороннего изучения факторов, оказывающих влияние на его развитие.
При реализации этих функций управления и формировании механизма управления развитием сферы услуг на региональном уровне необходимо учитывать складывающиеся сегодня обстоятельства объективного характера:
— различия в уровне социально-экономического развития отдельных регионов;
— наличие предприятий, имеющих различные организационно-правовые формы и формы собственности;
— степень воздействия на их деятельность государства;
— организационно-экономическое и правовое обеспечение государством реализации задач региональной политики;
— инфраструктурное обеспечение функционирования и развития сферы услуг в различных отраслях экономики региона.
Социальная направленность системы управления сферы услуг при достижении поставленных целей должна сохраняться в процессе развития предприятий, отраслей, региона в целом. В развитой рыночной экономике главным элементом является потребитель как представитель среднего класса, в потребительскую корзину которого включается определенный стандарт потребления услуг. Потребительская корзина постоянно воспроизводится за счет собственных доходов среднего класса, обеспечивается с помощью рынка равновесия между спросом на услуги различного характера и предложением со стороны предпринимательских структур. Такой подход обеспечивает широкий доступ населения к услугам без участия государства, благодаря высокой платежеспособности потребителей и развитому предпринимательскому сектору услуг. В России сложилась ситуация, когда в результате экономических реформ резко упал жизненный уровень населения. Поэтому, несмотря на бурное развитие и распространение предпринимательства, платежеспособный спрос населения остается низким и не позволяет эффективно развиваться сфере услуг, особенно наукоемких и интеллектуальных отраслей. Иначе говоря, при низком платежеспособном спросе населения рыночный механизм и частное предпринимательство не способны решить проблему широкой доступности различных видов услуг, что предопределяет необходимость разработки и реализации региональной политики, направленной на разработку системы целей, задач, законодательных, экономических мероприятий для развития сферы услуг, поддержания стабильности в сфере занятости, охраны окружающей среды и т.д. Методологической предпосылкой реализации такой политики является четкое определение функций управления и регулирования, т.е. того, какие именно общественные потребности населения и каким способом обеспечиваются регионом в процессе своего функционирования . Поэтому главной особенностью управления развитием сферы услуг является осуществление управления значительной части отраслей и предприятий государством. Экономическая функция регионального управления в этом случае состоит в наиболее целесообразном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей населения и обеспечения необходимого уровня его жизни.
С учетом основных положений функционирования системы управления развитием сферы услуг и опираясь на тенденции современного менеджмента, система управления должна отражать, прежде всего, поворот к человеку — потребителю услуг, расширять использование механизмов рынка, усиливать внимание к предотвращению проблем, возникающих в процессе развития сферы услуг. При этом сложной остается проблема информационного обеспечения, решение которой должно сводиться к оценке позиции страны, региона и предприятий в определенных отраслях, в которых функционирует сфера услуг, к определению реального состояния инновационной активности в регионе, предприятий-конкурентов, что будет способствовать определению отраслевых и региональных направлений государственной поддержки предпринимательской деятельности сферы услуг. Задачи информационного обеспечения предпринимательской деятельности в сфере услуг должны быть адекватны общим направлениям реформирования и развития статистики в регионе (стране), заключающимся в следующем:
— адаптация статистики к изменениям, происходящим в социально-экономической сфере;
— обеспечение своевременности формирования, полноты и оперативности статистической информации путем прогрессивных методов мониторинга;
— повышение качества информации за счет взаимодействия с информационными системами других регионов;
— эффективное обеспечение всех категорий пользователей необходимой статистической информацией;
— усиление роли регионального уровня в ходе формирования статистики инноваций и динамики результатов предпринимательской деятельности в сфере услуг.
Слабое развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, предлагающего качественный набор необходимых услуг по доступной цене, является необходимым направлением государственной поддержки. При этом инфраструктура должна быть равнодоступной и иметь «пропускную способность», адекватную потребностям малого предпринимательства. Для развития предпринимательства в сфере услуг можно использовать механизм поддержки малого предпринимательства крупным бизнесом, который должен стать одним из важных направлений в политике государственного экономического регулирования. Учитывая значимость инфраструктуры поддержки предпринимательства в сфере услуг, выполняющей социальную функцию, ее развитие должно частично или полностью финансироваться за счет государственных средств. При частичном государственном финансировании могут привлекаться дополнительные средства предпринимателей и финансовые ресурсы частных источников на некоммерческой основе. Инфраструктурное обеспечение малого предпринимательства основывается на условиях, которые отличаются от рыночных: бесплатные консультации, услуги по пониженным расценкам, аренда по низкой цене и т.д., что в корне отличается от системы предприятий и организаций, специализирующихся на оказании коммерческих услуг различного характера.
Однако объективно существуют внутренние проблемы развития цивилизованного предпринимательства в сфере услуг, к которым можно отнести следующие:
— низкий уровень социально-экономического развития региона РД в целом;
— низкий уровень жизни населения;
— неконкурентоспособность продукции и услуг;
— неблагоприятный инвестиционный климат в регионе;
— устаревание основных фондов;
— дефицит республиканского бюджета и полная финансовая зависимость РД от поступлений из федерального центра .
В то же время серьезными проблемами остаются недостаток и противоречивость законодательных актов РФ, их неадаптированность к функционированию экономики республики, отсутствие механизма реализации прав, полномочий и ответственности управленческих структур на высшем уровне, отсутствие рациональной системы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг.

Обычно за основу классификации сфер деятельности предпринимательства берут типы предпринимательской деятельности.

Типы предпринимательства - виды организации предпринимательской деятельности в зависимости от формы собственности и методов хозяйствования, например, малый бизнес при частной собственности на средства производства или их аренде, совместное предпринимательство, корпоративное предпринимательство на основе акционерного капитала.

В этом случае сферы деятельности предпринимательства можно сгруппировать следующим образом:

Предпринимательство в производственной сфере

К данному виду предпринимательства относят сельское хозяйство , лесное хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство. К данной сфере относят автомобильные, строительные, мебельные, обрабатывающие, фармацевтические компании; предприятия по производству книг, пошиву одежды, обуви и пр. Производственное предпринимательство - пожалуй, один из самых распространенных, социально необходимых и нужных видов деятельности; оно является основой всей рыночной экономики многих стран. В результате производственных процессов сырьевые материалы преобразуются в готовую продукцию. Для этого бизнесмен эксплуатирует собственные, арендованные или купленные орудия труда, работников, организует выпуск продукции для реализации ее различным торговым компаниям, посредникам или непосредственно потребителям.

Необходимы специалисты, знающие технологию. Основные средства, приобретаемые предпринимателем, как правило, весьма дорогие и переносят часть своей стоимости на уже выпущенную продукцию продукцию не одного производственного цикла, добавляя к ней определенную наценку. Кроме того, предприниматель несет расходы по привлечению и использованию рабочей силы, транспортировке и хранению сырья, готовой продукции, ремонту оборудования и пр. При этом риски могут быть вызваны отсутствием высококвалифицированных работников, исправного оборудования, слишком дорогим и некачественным сырьем. Одной из характерных черт производственного предпринимательства является то, что она,как ни одна другая предпринимательская деятельность, сильно зависит от состояния отрасли и экономики страны в целом.

Производственный бизнес навряд ли сможет быстро окупиться и быстро принести вам прибыль, как это может случится в другом виде предпринимательской активности, а для успешного ее функционирования необходимы крупные затраты. Поэтому часто государство ввиду значимости этой сферы предпринимательства разрабатывает программы поддержки, вводит налоговые льготы, предоставляет гарантии.

Сфера общей коммерческой деятельности

К ней относится торговля оптовая, розничная, биржевая и прочее. Коммерческое предпринимательство основано на операциях по купле-продаже товаров. Предприниматель реализует готовые товары,которые он приобретает Примеры коммерческого бизнеса: магазины, оптовые рынки, ретейлеры (торговые сети), АЗС, аптеки и пр.

Схема работы коммерческого бизнеса: приобретение товара у производителей, перевозка его в разные регионы, складирование и доставка посредникам или потребителям. Данная сфера предпринимательства проще производственной, так как бизнес создается достаточно быстро, не требует больших первоначальных затрат и работает по простой схеме. Кроме того, эта сфера деятельности высокорентабельная. Однако и в этой сфере присутствуют риски, связанные в основном с рыночной конъюнктурой. Коммерческий предприниматель принимает риски изменения спроса, цены и так далее. Наибольшими рисками в коммерческой торговле являются риски, которые связаны с персоналом:внедрение современных эффективных форм сбыта зависит от квалификации и личных характеристик персонала.
Чтобы предприятие было эффективным, необходимо уметь договориться с поставщиками об установке низких закупочных цен, завоевывать доверие партнеров и потребителей, прогнозировать изменения в потребительском спросе. Коммерческое предпринимательство не располагает такой поддержкой государства, как производственное, поэтому для его функционирования очень важна предпринимательская инфраструктура.

Предпринимательство в финансовой сфере

Под ним подразумевается финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, фондовые биржи, страховые услуги, валютные сделки, коллекторские услуги. Бизнесмены, которые имеют свое дело в данной области имеют дело с денежным обращением и кредитом.

Представлено в основном в виде банковского, страхового и венчурного предпринимательства, а так же использования или предоставления услуг финансовых посредников: брокеров, дилеров и так далее. Торговлю на различных биржах так же можно отнести к предпринимательству в финансовой сфере. В основе чего лежит купля и продажа ценных бумаг и активов с целью извлечения дальнейшей прибыли либо в виде дивидендов, либо при махинациях наподобие - купил дешевле - продал дороже. Финансовое предпринимательство является, пожалуй, самым рискованным видов бизнеса, поскольку подвергается постоянному регулированию и контролю со стороны государства, на территории которого ведутся торги. Рентабельность его так же намного меньше, чем у производственного и коммерческого предпринимательства. Плюсов тоже предостаточно - возможность практически моментально получать денежные средства, высокий уровень мобильности (заниматься данным видом деятельности можно из любой точки Земли). К рискам можно отнести изменение в экономической ситуации в странах, а так же на самих финансовых рынках.

Предпринимательство в сфере услуг

К таким услугам относятся: потребительские, информационные, консультационные, аудиторских, деловых отношений на рынке труда. Бизнес в сфере услуг очень привлекателен для предпринимателей, поскольку данную деятельность можно организовать и дома: работа на телефоне, услуги няни, повара, переводчика, прачечной и пр. Такая организация требует незначительных (или вообще никаких) денежных вложений. Предприниматель вполне и сам может вести свое предприятие; некоторые необходимые услуги, такие как бухгалтерские или услуги в сфере IT можно отдать и на фриланс, тем более что в последнее время это стало очень распространенным. Крупные предприятия представляют собой незначительную долю предприятий в этой сфере. Однако более масштабные проекты, например гостиница или фитнес-клуб, потребуют гораздо больших вложений и привлечения персонала. Сфера услуг разнообразна: от ателье по пошиву одежды и стоматологических клиник до консалтинговых компаний. Среди плюсов данного сектора - достаточно высокий уровень рентабельности, особенно в сфере деловых услуг; не сложные деловые операции, возможность быстро аккумулировать ресурсы. В числе рисков - зависимость от конъюнктуры рынка, экономической ситуации в стране; большая зависимость от качества персонала.