Основные принципы бесконфликтного общения. Бесконфликтное общение

РЕФЕРАТ

по предмету «Деловое общение» на тему

«Конфликт: стратегия поведения и пути разрешения. Приемы бесконфликтного общения»

Введение - стр.3

Природа возникновения конфликтов - стр.3

Методы управления конфликтами - стр.5

Поведение участников в конфликте - стр.6

Общая схема разрешения конфликта - стр.7

Стратегия разрешения конфликта - стр.9

Приемы бесконфликтного общения - стр.11

Заключение - стр.12

Список используемой литературы - стр.13

Введение

Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, безусловно, выполняют дестабилизирующую роль в коллективе

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Природа возникновения конфликтов

Под конфликтом понимают столкновение в конкретной ситуации противоположных по направленности тенденций, мотивов, установок, интересов, потребностей, норм или типов поведения. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа, организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Другими словами, конфликт - это ситуация, в которой сталкиваются не совпадающие интересы одного или нескольких участников, преследующих различные цели, причем пути и методы достижения своих целей у них различны. Результат любого поступка одной (каждой) из сторон зависит от выбранного образа действия других сторон.

К характерным чертам конфликтов можно отнести:

Неопределенность исхода, т.е. ни один из участников конфликта заранее не знает решений, которые принимают другие участники;

Различие целей, отражающих как несовпадающие интересы различных сторон, так и многосторонние интересы одного и того же лица; образ действия каждой из сторон.

Конфликт чаще всего ассоциируют с агрессией, угрозами, враждебностью, войной и т.д. В результате бытует мнение, что конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет (но не разрешение конфликта - тоже решение).

Разрушительные последствия конфликта возникают тогда, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит своего адекватного решения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший своего апогея, сопровождается, как правило, развитием у его участников стресса. Это в свою очередь ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может, как говорят, распадаться на глазах.

Сегодня в западной литературе конфликты в организациях рассматриваются как неизбежная, закономерная и даже желательная черта функционирования организации. Их наличие не обязательно сигнализирует об организационной слабости, недостатках или неумелости руководства.

Считается, что в организации опасен не сам конфликт, а его ошибочное, неправильное регулирование. Наличие у конфликта позитивных свойств нередко служит причиной того, что "позитивные" конфликты искусственно встраиваются в структуру организации, чтобы получить нужный положительный эффект.

Если конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает найти большее число вариантов, делает процесс принятия решений группой более эффективным, дает возможность самореализации отдельной личности, то это - созидательный (функциональный) конфликт по своим последствиям.

Если в результате конфликта не происходит достижение целей организации в целом и удовлетворение потребностей отдельной личности, то он является разрушительным (дисфункциональным) и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности работы организации.

Многолетние исследования природы конфликтов привели к пониманию того, что нельзя рассматривать конфликт как абсолютно деструктивное явление. Конфликтологи постепенно перешли от выражения "разрешение конфликта" к термину "управление конфликтом". Этот переход является признанием сложной природы конфликта, а также того обстоятельства, что далеко не всякий конфликт необходимо урегулировать или разрешать, т.е. в самом конфликте как бы содержится нечто, позволяющее в некоторых случаях говорить о пользе конфликта. Без понимания той, зачастую позитивной, роли, которую играет конфликт в жизни организации, невозможно использование созидательного потенциала конфликтной ситуации.

Методы управления конфликтами.

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию. Например, взгляды личности, мотивы и потребности индивидов, групп. Сложившиеся стереотипы, представления, предрассудки, предубеждения могут иногда свести на нет усилия тех, кто вырабатывает решения. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, стачком, милиция, суды. Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупненно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

Внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

Структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

Межличностные методы или стили поведения в конфликте;

Переговоры;

Ответные агрессивные действия.

Поведение участников в конфликте

Выделяют следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

1) приспособление, уступчивость: действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

2) уклонение: индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.

3) противоборство: конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.

4) сотрудничество: индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

5) компромисс: действия участников направлены на поиски решения за счет

взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет.

Основу классификации в данном случае составляют два независимых параметра:

Степень реализации собственных интересов, достижения своих целей;

Уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

Общая схема разрешения конфликта

1) Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

2) Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить «с ходу» целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.

3) Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как

начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения

переговоров, время начала совместной деятельности.

4) Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная

проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. На этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

5) Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

6) Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к

соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: резолюции, договоре о сотрудничестве и др. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7) Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного

может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов.

Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры будут намного сложнее. Как метод решения конфликтов, переговоры, представляющие собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений, широко используется на определенных этапах его развития. На некоторых из них переговоры могут быть не приняты, так как еще рано, а на других будет уже поздно их начинать.

Стратегия разрешения конфликта.

Существует два способа овладения накопленным теорией и практикой опытом разрешения конфликтов. Один предполагает регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх. Другой способ основан на том, чтобы найти свой путь поведения в конфликтной ситуации, свою технологию управления конфликтными отношениями. Почувствовав эффективность выбранной тактики, можно совершенствовать свою технологию, опираясь на внутреннее ощущение.

Чаще всего интерес к проблеме управлений конфликтом возникает применительно к трудовой сфере, к управленческой деятельности вообще. Управленческая деятельность - это последовательное преодоление рассогласований в процессе решения производственных задач, а стиль управления – это методы и приемы, применяемые для достижения намеченных целей и задач и линий поведения в возникающих при этом конфликтных ситуациях.

Особенности организационного конфликта определяются тремя моментами:

1) различия в объемах социальных систем. В сравнении с обществом организация более локальная и простая система. Это позволяет говорить о больших по сравнению с макро уровнем обозримости, управляемости, возможностях прогнозирования конфликтных ситуаций;

2) ролевая структура организаций, выдвижение на первый план профессиональных качеств и должностного положения, а также определенная «несвобода» исполнения своих ролей. Соотношение роли и личных качеств меняется не в пользу последних. Вместе с тем личные качества, личные проблемы в человеке-работнике, за редким исключением, преобладают, пусть и в снятом виде. Эта «замаскированность» делает их трудноуловимыми для руководителя (или аналитика), однако недоучитывать их недопустимо;

3) организация - это «замкнутая община». Локальность организации, четкое ролевое распределение, единый конечный продукт труда, иерархичность позволяют сравнить микроклимат в ней с моральной атмосферой общины. Работник в организации на виду у всех, сотрудники как бы связаны «круговой порукой», анонимность действий исключается, осуждение или одобрение коллег играет решающую роль не только в моральном самочувствии, но и в его карьере.

Кроме этого, в организационных конфликтах четко проявляются две особенности, свойственные и другим конфликтам в обществе. Первая - референтность, сплоченность конфликтующих групп. В различных коллизиях референтные группы контролируют поведение всех членов, возводя мотивы конфликтов в надындивидуальные ценности. Отчужденные таким образом

ценности получают самостоятельное существование и довлеют затем над поведением индивидов и локальных групп, превращая конфликт в самоцель. Другой важный момент проявляется в том, что структурные" образования

организации складываются не только по объективным признакам, но и в виде так называемых групп сознания, объединяющих людей по убеждениям, ценностным ориентациям, настроениям и т. д. Переплетение объективных и субъективных факторов затрудняет прогнозирование конфликтных групп, делает эти группы неопределенными, а состав их довольно разнообразным.

Конфликт в организации можно сравнить с болезнью в человеческом организме. Известно, что люди, долгое время не знавшие болезней, при первом серьезном недомогании нередко «ломаются» и становятся мнительными, посвящают жизнь поиску различных симптомов. Точно так же реагируют и социальные системы. Чем система централизованное, организованнее, тем чувствительнее она оказывается к потрясениям. Производственные конфликты не только неизбежны, но и необходимы. Задача состоит в том, чтобы конфликт с деловых рельсов не сползал на личностные, не переходил во взаимное дискредитирование, не разрушал формировавшуюся годами совместимость.

Чтобы избежать ненужных конфликтных ситуаций в условиях производства, надо постоянно совершенствовать систему управленческих отношений. Эффективна такая организационная структура, при которой руководителю подчинено не более трех-четырех подразделений, а низовые организации насчитывают не более семи-восьми человек. Тогда основной закон учреждения гласит: сотрудник должен непосредственно подчиняться только стоящему на ступень выше и непосредственно руководить только стоящим на ступень ниже.

Приемы бесконфликтного общения

В предупреждении конфликтов важное место занимают как психологические, так и этические факторы. Существуют некие исходные основы, положения этики общения, которые могут быть определены как принципы, без соблюдения которых невозможно бесконфликтное общение:

    Принцип порядочности: предполагает отношение даже к совершенно незнакомому партнеру по общению как к порядочному, достойному уважения человеку, несмотря ни на какие его социальные и антропологические качества.

    Принцип сохранения суверенитета и неприкосновенности человеческого достоинства: между партнерами по общению есть только один вид равенства - равенство в праве на достоинство.

    Принцип терпимости: позволяет предотвратить начало разрушения гуманистических ценностей и норм общения.

    Принцип справедливости и благородства : предполагает следование стереотипу «общение на равных», изъятия из общения всех конфликтогенов, «элементов и знаков превосходства», в первую очередь. Благородство в общении проявляется не только возвышенностью мотивов, но и тактичностью, деликатностью, скромностью.

    Принцип милосердия : выражается в признании человека таким каков он есть, в сострадании ему, если у него есть какие-либо трудности, сложности, преграды. Сострадание основано, прежде всего, на любви, на милосердной любви к ближнему. Сострадание из-под палки невозможно, оно определяется основами нравственности, которая связана, прежде всего, со свободой выбора.

    Принцип ненасилия : предполагает ненасильственное общение даже по отношению к такому партнеру, который ведет себя не должным образом, но не допускает прямого оскорбления окружающих. Этот принцип означает, что человек не должен ни при каких обстоятельствах (в том числе и защищая свои интересы) подавлять и унижать достоинство собеседника (а должен стремится к равноправному диалогу, к соблюдению норм сохранения суверенитета внутреннего мира своего партнера), применять средства насильственного давления (включая такие завуалированные как гипноз), следовать путем агрессивной ненависти, унижений, шантажа, угроз (тем более убийств, ограблений, вымогательств и т.д.).

Заключение

Конфликты бывают разные и относится к ним можно по-разному. В зависимости от своего места и роли принято различать такие виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, межорганизационные, межнациональные и межгосударственные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные (стабилизирующие, продуктивные) и деструктивные (неконструктивные), вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные, коммуникационные (основанные на непонимании) и т.д.

В некоторых случаях конфликты выполняют функцию «стимулятора» общества (например, соперничество в организации), дающий ему толчок для развития. В других же случаях конфликты деструктивны по своей сути, ведут к насилию, унижению, разрушению ценностей. Каждый человек вправе выбирать свой стиль общения, но если бы большинство из людей прислушались к основам бесконфликтного общения, основанного на принципах порядочности, терпимости, уважения, милосердия, справедливости и благородства, ненасилия…. в мире стало бы намного больше тепла и доброты, люди научились бы ценить самое ценное что у них есть – жизнь, и не растрачивать ее впустую на недопонимание, конфликты и насилие.

Список используемой литературы:

1. Авдеев В.В. Психология решений проблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992;

2. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск. Наука, 1989;

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА-М, 1997;

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

5. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995

6. Уткин Э.А., Кочетков А.И. Управление персоналом в малом и

среднем бизнесе. – М.: Акалис, 1996;

7. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. − М..

Споры, ссоры и словесные притязания неминуемы в человеческой жизни, и зачастую это происходит постоянно, что не доставляет особой радости. В таких тяжелых буднях правила общения без конфликтов просто необходимы.

Принципы бесконфликтного общения

Когда начались разногласия, в беседе нужно стараться вовремя превратить их в конструктивную форму общения. Чтобы избегать конфликтов, изначально необходимо обратить внимание на незатейливые правила:

  1. Не быть провокатором конфликта. Порой даже интонация, показавшаяся собеседнику оскорбительной, может стать искрой для очага ссоры.
  2. Быть внимательным к оппоненту, обязательно его выслушать, уважать его мнение, даже если ваше ему противоречит.
  3. Если дело дошло до критики, то она должна быть осторожной, не относиться к личности и ее качествам, а быть направленной конкретно на определенный поступок.
  4. Еще до начала беседы подготовить себя к позитивному исходу общения, быть доброжелательным и всегда улыбаться. Не стоит подлизываться к партнеру, просто нежно создайте благоприятную атмосферу во время взаимного общения.
  5. Если ваш оппонент является подчиненным, то никогда не нужно говорить о том, что его дела непоправимы. Всегда можно исправить ошибки, а вселяя в людей легкость решения вопроса, можно избежать катастрофы в беседе.

Правила общения с людьми

  1. Не стоит обвинять собеседника. Его нужно постараться понять. Это лучше критики, так как развивает в человеке терпимость, сочувствие и доброту.
  2. Главное - возбудить в человеке интерес, чтобы появилось личное желание сделать что-то в ответ.
  3. Необходимо перестать думать о личных желаниях и достоинствах. Лучше распознать положительные качества других людей и искренне одобрить их.
  4. Лучшее влияние на собеседника - это разговоры о его желаниях, чтоб в дальнейшем дать дельный совет по поводу того, как добиться желаемого, если конечно у вас этот совет попросят.
  5. Всегда нужно учитывать мнение, точки зрения, планы и стремления всех лиц, участвующих в разговоре.

Тренинг "Бесконфликтное общение" - дельные уроки по развитию своего внутреннего успешного собеседника. Цель тренинга - освоить приемы бесконфликтного общения и избавления от недопонимания в межличностном общении, выбор и реализация стратегий и тактик поведения в конфликтах.

Основными заинтересованными лицами подобной программы являются руководители, менеджеры среднего и высшего звена, специалисты и начальники групп, подразделений, отделов.

  1. Виды конфликтов и их особенности, их роль в коллективе и влияние на психологический климат отдела.
  2. Прогноз к предрасположенности конкретной группы людей к конфликтам и стратегии их поведения.
  3. Техники предупреждения споров - вербальная и невербальная.
  4. Тренировка принципов предупреждения конфликта.
  5. Ознакомление и применение на практике техники эффективного урегулирования конфликтов в различных ситуациях и группах.

После прохождения подобных тренингов руководители и все присутствующие приобретают положительный опыт построения правильных отношений в любых ситуациях. Техника бесконфликтного общения в коллективе быстро и грамотно преподается психологами, помогающими изучить все аспекты и закрепить результаты на практике.

Видео по теме статьи

Переменчивая погода, стресс на работе, переутомление – все это влияет не только на самочувствие и настроение человека, но и на качество его взаимодействия с окружающими людьми. Общение – самая важная и в прямом смысле неотъемлемая составляющая человеческого существования. И очень жаль, когда под влиянием эмоций и ежедневной суеты возникают переживания, формирующие искаженное мироощущение.

Некоторые из конфликтов осложняются невысказанными мыслями и неозвученными чувствами, другие – тем, что противники «нападают» на личность, а не на проблему, третьи – неумением понять или представить чувства другого человека, посмотреть на проблему его глазами.

Но как разобраться, что именно влечет за собой непонимание и порождает бессмысленные конфликты между людьми? Можно ли научиться сдерживать эмоции? Что и как нужно делать, чтобы уметь не только слушать, но и слышать других людей?

Правило №1: меньше критики и больше такта

Злоупотребление критикой – это всегда нехорошо, да и любая критика годится лишь как инструмент для борьбы с неадекватностью и завышенной самооценкой, когда другие способы на любителей пообсуждать чужую жизнь не действуют. А поскольку сам факт критического высказывания сопряжен с ущемлением человеческого достоинства, пользоваться таким оружием нужно исключительно осторожно и только в меру.

Старайтесь следить за словами и даже полунамеками, которые могли бы вызвать у человека реакцию или чувство обиды. Такие слова, фразы или намеки не зря называются конфликтогенами; их использование направлено на достижение одной цели, которую не все мы осознаем в момент конфликта, – спровоцировать другую сторону на такое же «неаккуратное» общение.

Правило №2: демонстрация заинтересованности


Старайтесь своевременно разъяснить любые моменты, вызывающие у собеседника недоумение, а если в ходе обсуждения какой-то проблемы возникают недоразумения, лучше разрешайте их на месте, не стесняясь задать пару уточняющих вопросов.

Не нужно пытаться домыслить то, что подразумевал, но не сказал ваш собеседник, – гораздо лучше продемонстрировать ему свою заинтересованность и внимание к тому, что он говорит.

Умение выказывать человеку уважение, проявлять к его эмоциям и переживаниям искренний интерес – залог хороших и по-настоящему дружественных отношений. Да и вообще – кому захочется спорить с чутким и доброжелательным человеком?

Правило №3: будьте вежливым и внимательным слушателем


Каждый человек желает выговориться и раскрыть душу. Используйте психотерапию как своего помощника: умение слушать и способность помочь добрым советом никого не способно оставить равнодушным. И уважайте мнение других, даже если ради этого придется пересмотреть правильность собственных взглядов на жизнь.

Учитесь не только признавать свои недочеты или ошибки, но и делать правильные выводы из неправильных поступков. Проявляйте всю свою наблюдательность, стараясь улавливать неречевые сигналы своего собеседника: как он стоит, смотрит, сидит, насколько его мимика и жесты соответствуют его речи.

Главное – понять не только и не столько смысл его слов, сколько его чувства и переживания.

Правило №4: не гнушайтесь лести


Банальная лесть и откровенное подхалимство вызывает у человека лишь раздражение или злость – это общеизвестно. А значит, такая тактика поведения в бесконфликтном общении абсолютно не приемлема. Человеческая природа устроена причудливым образом: каждый из нас стремится к тому, чтобы кто-то подтвердил нашу значимость и нужность для кого-то.

Так зачем же лишать своего собеседника такого же права, какое устраивает вас? Помогите человеку почувствовать его значимость – просто закройте глаза на его реальные или надуманные недостатки. И даже если он гораздо ниже вас по интеллектуальному или уровню, не допускайте при общении самой грубой ошибки – унижения собеседника.

Правило №5: безусловное табу на ненужные споры


Последняя фраза в словесных баталиях должна оставаться за вами? Еще никто не побеждал в словесных перестрелках и не достигал успеха в общении бесполезными спорами. Учитесь концентрироваться на поиске путей достижения согласия, а не на возможности побольнее уколоть и задеть собеседника.

Негативизм и скепсис – это то, что подавляет, уничтожает, отталкивает людей, а значит, нужно сделать упор в общении на то положительное, что, возможно, вас объединит или сблизит.

При любом раскладе старайтесь задать себе положительную установку и неукоснительно ее придерживайтесь. Главным оружием здесь может послужить улыбка – простой мимический символ расположения, жест дружественности, открытости, готовности к нормальному общению. И если этот жест пойдет от сердца, а не от лицевых мышц, то он наверняка растопит лед любого недоверия.

К сожалению, большинство наших «непреодолимых» трудностей возникает на пустом месте, а единожды возникнув, они влекут за собой такие нервные затраты, которые даже соразмерить нельзя с побудившими их причинами. А ведь почти все люди внушаемы, и почти каждого из нас можно переубедить. Разве может кому-то нравиться, когда ему приказывают или категорично/настоятельно рекомендуют делать то-то и не делать этого?


Когда компромисс недоступен и ни одна из сторон не готова принять срединное положение, в ход можно пустить и другие приемы.

Например, искусство убеждения и умение правильно подобрать «манипулятивные» слова не только поспособствуют налаживанию диалога, но и заставят людей прислушиваться к вам.

Позитивность в настроении и неизменная улыбка – верные спутники продуктивного общения.

Будучи людьми с разными потребностями, вкусами и ценностями, мы, увы, не можем избежать конфликтов. Но обязательно ли они должны приводить к ссоре и, тем более, к скандалу? Английский поэт Г. Тейлор писал: «Ничто так не показывает превосходства характера, как хорошее поведение в ссоре, которую нельзя избежать». Конфликт может быть позитивным и негативным в зависимости от того, как мы его разрешим. Конфликт может послужить стимулом к переменам и толчком к прогрессу.

Типы межличностных конфликтов. Конфликт - это взаимодействие двух или нескольких людей, имеющих взаимоисключающие цели (по крайней мере, воспринимаемые ими как таковые) и реализующих их один в ущерб другому. В основе любого конфликта - конфликтная ситуация. В свою очередь в структуре конфликтной ситуации можно выделить участников конфликта и его объект - то, из-за чего возник конфликт, на что претендует каждый из его участников. Объект конфликта может быть как материальным (например, какая-либо престижная вещь), так и идеальным (правила поведения, статус в группе и т.д.). Конфликтная ситуация может существовать задолго до возникновения конфликта, никак не проявляясь. К примеру, в комнате, в которой проживают поэт, музыкант и футболист, - один телевизор. Конфликт может возникнуть только тогда, когда они одновременно выразят желание посмотреть свои любимые передачи: один - вечер поэзии, другой - концерт, третий - футбол - и попытаются завладеть пультом управления. Такие действия условных жителей комнаты называют инцидентом.

В зависимости от того порождена ли конфликтная ситуация объективными обстоятельствами или создана намеренно, возник ли инцидент случайно или инициативно, можно говорить о разных типах конфликтов. Конфликты, происходящие из-за конкретных объектов, некоторые исследователи называют деловыми. Затянувшийся деловой конфликт может перейти в эмоциональный, т.е. основанный исключительно на чувствах антипатии и враждебности участников конфликта по отношению друг к другу. По количеству лиц, участвующих в конфликте, можно выделить диадические, локальные (вовлечена некоторая часть группы), всеобщие (вовлечены все взаимодействующие люди) и межгрупповые конфликты. Конфликты могут быть вертикальными (между руководителем и подчиненными в конкретной группе) и горизонтальными (между равноправными членами коллектива). С точки зрения осознания участниками конфликтной ситуации конфликт характеризуют как адекватно или неадекватно понятый, а также как ложный (объективная конфликтная ситуация отсутствует и отношения ошибочно воспринимаются людьми как конфликтные). В зависимости от причины возникновения конфликтной ситуации различают производственно-организационные (из-за проблем в организации совместной деятельности), межличностные (определяемые особенностями взаимоотношений: нет взаимопонимания, психологическая несовместимость и т.д.) и личностные (имеющие в основе особенности личности, их внутренние переживания, обиды или разочарования) конфликты. По критерию «целесообразность - нецелесообразность возникновения конфликта» определяют неизбежные, необходимые, вынужденные и функционально неоправданные конфликты.

Очень важно при разрешении конфликта учитывать, на каком из этапов развития находится конфликт в настоящий момент. Первый этап - напряжение и дискомфорт во взаимоотношениях людей, второй - инцидент, актуализация конфликтной ситуации, третий - осознание людьми взаимоотношений конфликта, четвертый - развитие конфликтных отношений и действий, пятый - завершение конфликта, установление новых взаимоотношений между участвовавшими в конфликте (в том числе возможен их полный разрыв). С этих позиций конфликт можно характеризовать как кратковременный, длительный или затяжной (зашедший в тупик); а также - как управляемый или неуправляемый. По результату специалисты различают мобилизующие и дезорганизующие, а такжестабилизирующие (направлены на устранение поведения, отклоняющегося от принятых в группе норм), конструктивные (способствующие развитию группы) и деструктивные (приводящие к углублению проблемы) конфликты.

Классифицировать конфликты можно и по другим основаниям. Правильное понимание конфликта - обязательное условие для его эффективного разрешения как непосредственно участниками конфликта, так и посредниками (друзьями, руководителями, специалистами - конфликтолагами и др.).

Линии поведения в конфликтных ситуациях. Как было отмечено, конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт. …

Выделяют несколько основных стилей поведения людей в конфликтных ситуациях.

Уклонение (уход, избегание): действия направлены на то, чтобы выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии; в ответ на обвинения проявляется стремлении перевести разговор на другую тему. Для человека, использующего этот стиль поведения, прежде всего, важно сохранить взаимоотношения, что в ряде жизненных ситуаций целесообразно. Вместе с тем, конфликт не разрешается и, при наличии объективной конфликтной ситуации, может возникнуть снова.

Приспособление (уступка): также выражается в стремлении уйти от конфликта, но при этом человек готов пренебречь своими интересами в пользу другого. Такой стиль поведения может быть характерен человеку в силу его индивидуально-психологических особенностей, а также проявляться во взаимоотношениях «подчиненный - руководитель». Целесообразен, когда исход дела не существенен для данного человека, но весьма значим для другого, а также - на этапе поиска путей разрешения другой, более сложной конфликтной ситуации.

Конкуренция (противоборство): действия человека направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы (с использованием принуждения, психологических средств давления). Этот стиль поведения целесообразен в экстремальных ситуациях. Если используется постоянно, без учета объективных обстоятельств и интересов группы, приводит к нарушению взаимоотношений и психологического климата в группе.

Компромисс: действия человека направлены на то, чтобы урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны. Принимается «среднее» решение, устраивающее в основном всех участников, несмотря на сохраняющуюся «зону взаимного несогласия». Преимущества данного стиля в быстром разрешении конфликта. Однако это решение не всегда справедливое, а потому, хотя и не так выражено, как в других ситуациях, сохраняется эмоциональная неудовлетворенность у участников конфликта.

Сотрудничество: предполагает поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями. Этот способ - самый трудоемкий, требующий времени и внимания к партнеру. Вместе с тем, это - единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта.

Пути разрешения конфликтов. Участники конфликта могут как самостоятельно предпринимать соответствующие действия по разрешению конфликта, так и обратиться за помощью к «постороннему» человеку - посреднику, который поможет организовать диалог между ними.

Часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем действия и намерения как свои, так и другого человека, нашего оппонента. К типичным искажениям восприятия конфликта относятся: «иллюзия собственного благородства» (кажется, что истина и справедливость полностью на нашей стороне), «поиск соломинки в глазу другого» (замечаем недостатки, прежде всего, у нашего оппонента, но не у себя), «двойная этика» (одинаковые поступки свои и оппонента оцениваем по-разному), «все ясно» (чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных). Может иметь место, так называемое самоподтвеждающееся допущение: приписывая другому враждебные намерения, мы своим поведением невольно действительно толкаем его к такому поведению. К человеку, который вступил с нами в конфликт, следует проявить максимальное дружелюбие и готовность заняться разрешением общих проблем, не пуская их «на самотек».

Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Обмен такими чувствами, даже негативного характера, на этапе изучения конфликта целесообразен. При этом рекомендуется использовать тип «я - высказываний»: «я обиделся», «я рассердился» и т.д. При этом «нападайте» на проблему, а не на личность. Это, к примеру, значит, что высказывание «вы нарочно ставите громкую музыку, чтобы раздражать меня» должно быть перефразировано примерно так: «Когда я слышу громкую музыку у вас, мне трудно сосредоточиться, так как это вызывает у меня раздражение». Важно также узнать о том, что думает и чувствует другой человек. Попытайтесь встать на позицию другого человека и взглянуть на ситуацию «его глазами». При обсуждении конфликта следует избегать угроз, вранья, хладнокровной отповеди.

Качества личности, важные для бесконфликтного общения и конструктивного разрешения конфликтов

  • 1. Эмпатия.
  • 2. Доброжелательность.
  • 3. Аутентичность (умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками и ролями).
  • 4. Конкретность (отказ от многозначных и невнятных замечаний, общих рассуждений, готовность однозначно отвечать на вопросы).
  • 5. Инициативность (способность устанавливать контакты, склонность к тому, чтобы в отношениях с другими «идти вперед», а не только реагировать на их действия).
  • 6. Непосредственность (умение говорить и действовать напрямую, честная демонстрация своего отношения к ним).
  • 7. Открытость (готовность и умение говорить о своих мыслях и чувствах).
  • 9. Принятие чувств (отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, но при этом отсутствие стремления навязать окружающим свои чувства).
  • 10. Отсутствие страха перед конфронтацией, если это необходимо в случае несходства мнений. Но не с целью испугать, а с надеждой на установление искренних и честных отношений.
  • 11. Готовность к самопознанию, в том числе используя информацию, поступающую от других людей, о себе.

Люди очень часто страдают от того, что неправильно понимают своего собеседника. Неправильно интерпретировав слова человека, легко обидеться на него. Бесконфликтное общение заключается в том, что оппоненты слушают друг друга и не допускают ситуаций, когда их диалог выходит из-под контроля разума и передается под контроль чувств. Как научиться избегать конфликтов?

Следите за словами

Люди должны отдавать отчет тому, что они говорят. Бесконфликтное общение базируется на хорошо подобранных словах. Человека могут обидеть не только высказанные оппонентом мысли, но и способ их оформления. Прежде чем высказываться, постарайтесь дать слово собеседнику. Послушайте, как говорит человек. Обратите внимание на сленг и стиль речи. Сделайте подстройку и разговаривайте с человеком на его языке. Не нужно умничать и задаваться. Кто-то может считать, что со всеми людьми нужно обращаться подчеркнуто вежливо. Некоторые люди такой стиль общения могут воспринять как надменность.

Чтобы добиться бесконфликтного общения детей дошкольного возраста, нужно объяснять каждому ребенку о том, что слова - это сильное оружие. А оружие лишний раз не следует доставать. Посоветуйте малышу обращаться со всеми знакомыми дружески. Объясните, что оскорбительные слова нельзя использовать ни в коем случае.

Следите за жестами

Бесконфликтное общение подразумевает как вербальное, так и невербальное общение. Персона должна уметь контролировать свои жесты. Во время разговора не пытайтесь закрыться от собеседника. Не скрещивайте руки и не перекрещивайте ноги. Старайтесь расслабиться и принять наиболее естественную позу. Не знаете, куда деть руки во время разговора? Позвольте им жестикулировать. Жестикуляция помогает человеку почувствовать себя раскрепощеннее и увереннее. Но не размахивайте руками слишком сильно. Ваши широкие жесты не будут оценены по достоинству, если вы то и дело будете задевать руками собеседника.

Следить нужно не только за телом, но еще и за лицом. Постарайтесь во время разговора расслабить мышцы и улыбнуться. Научитесь улыбаться даже неприятным вам персонам. Грубить человеку, который настроен скептически, - легко, а вот обижать приветливую персону намного сложнее.

Думайте, о чем говорите

Человек всегда должен отдавать отчет своим мыслям, которые он облекает в слова. Порой люди настолько увлекаются беседой, что забывают, с кем именно они общаются. Ваш друг сможет простить вам обидные замечания, а вот малознакомый человек может обидеться. Бесконфликтное общение предполагает тотальный контроль над разговором. Вникайте в каждое слово собеседника и сами подбирайте слова с особой тщательностью. Не бойтесь, что время от времени будут виснуть короткие паузы. Зато разговор будет носить исключительно дружеский характер.

Никогда специально не старайтесь оскорбить человека. Сегодня модно высказываться едко и язвительно. Но, прежде чем произнести обидную фразу, подумайте, было бы вам приятно услышать ее в свой адрес. Нет? Тогда не произносите обидные слова.

Общайтесь со всеми одинаково

Никогда не судите людей предвзято. Все люди хорошие. Такая мысль должна посещать вас всякий раз, когда вы знакомитесь с человеком. Кто-то может поспорить с этим утверждением. Да, встречаются личности, которые ведут себя не очень учтиво. Вам следует понять, что чем несчастней человек, тем хуже он себя ведет. Персона, у которой в жизни все хорошо, не будет вас оскорблять и унижать. А вот человек, который глубоко несчастен, будет постоянно нарываться на конфликт. Какие существуют способы бесконфликтного общения? Один из них - это общаться со всеми людьми одинаково. Не делите людей на плохих и хороших. Со всеми разговаривайте приветливо и открыто. Не бойтесь улыбаться и шутить. Юмор помогает разрядить даже самую напряженную атмосферу. Если вы будете общаться с неприятной личностью отстраненно или неприветливо, человек перейдет с вами на такой же стиль разговора. И тогда конфликта будет не избежать.

Не ставьте себя выше других

Первое правило бесконфликтного общения - это не задаваться. Человек должен понимать свое место в этом мире и обладать адекватной оценкой собственных способностей. Но это еще не значит, что общаться с людьми, которые стоят ниже по социальной лестнице, нужно предвзято. Постарайтесь не задаваться. Никто не любит персон, которые постоянно показывают свои успехи и пытаются при любом удачном случае продемонстрировать свои достижения. Это сильно раздражает людей, которые не смогли многого в жизни достичь. Не пытайтесь унизить таких персон. Не всем в жизни повезло. У всех людей свои жизненные обстоятельства. Если вы хотите научиться располагать к себе любых собеседников, то постарайтесь разговаривать с людьми на их языке.

Не раздражайтесь

Одно из правил организации бесконфликтного общения - это контроль над своими эмоциями. Человек, который находится на взводе, никогда не сможет управлять своими мыслями и словами. Чтобы потом не устранять последствия необдуманных решений, не допускайте накала страстей. Будьте хладнокровны. Не всегда удается быть отстраненным от темы, которая очень волнует. В этом случае практикуйте способ диалога от третьего лица. Представьте, что вы только наблюдаете за диалогом, и его тема вас не касается. Когда человек отстраняется от непосредственного участия, ему становится морально проще взять свои чувства под контроль.

Также можно практиковать способ разрядки атмосферы с помощью дополнительных вопросов. Часто человек не понимает своего собеседника и злится не на него, а на то, что не до конца понял, что именно имел ввиду оппонент. Задавая дополнительные вопросы, вы точно будете уверены в том, что поймете своего собеседника правильно.

Позвольте человеку иметь свое мнение

Люди, которые часто конфликтуют со своими знакомыми, не могут принять одного простого правила: у каждого человека есть право на собственное мнение. И в некоторых случаях мнения людей будут расходиться. Это нормально. Не стоит осуждать человека за то, что его набор ценностей не совпадает с вашим. Все люди воспитывались в разных условиях и социальных слоях. У каждого человека разные ценности и жизненные приоритеты. Не удивительно, что и мнение по многим вопросам, особенно философским, будет не совпадать. Навыки бесконфликтного общения нужно закладывать в детстве. Родителям следует внушать ребенку, что каждый человек должен самостоятельно выбирать свою судьбу. У каждого индивида есть право поступать так, как ему хочется. И если желания человека никоим образом не вредят окружающим, то он волен делать все, что захочет. Такая мысль позволяет людям общаться лучше. Вы можете не принимать точку зрения человека, но понимать ее, вам нужно научиться.

Умейте признавать свои ошибки

Организация бесконфликтного общения детей - сложный процесс. Родители должны научить свое чадо признавать ошибки. Люди не могут жить в мире и не совершать оплошностей. Именно на ошибках человек познает, что делать можно, а что нельзя. Учиться на чужих ошибках хорошо, но мало кто умеет это делать. Свои ошибки запоминаются надолго. Но почему-то в нашем обществе бытует мнение, что ошибаться стыдно. Эту мысль закладывают родители в голову малышей. Не удивительно, что дети будут пытаться скрыть результат своих ошибочных поступков. И признавать свои проступки они откажутся. Нужно учить детей тому, что признавать свои ошибки не стыдно. Ведь любое неудачное действие - это урок, усвоив который можно двигаться дальше уверенным шагом. Но не только дети не умеют признавать свои провалы. Взрослые тоже страдают от этой «болезни». Люди пытаются скрыть результат своих ошибочных действий даже тогда, когда им открыто объявляют о том, что они были неправы. Нужно научиться признавать свою вину, делать из нее выводы и больше не ошибаться. Признавая свои ошибки, человек реже будет конфликтовать с окружающими.

Слушайте человека

Бесконфликтное общение и саморегуляция возможны только тогда, когда вы будете слушать своего собеседника. Слушать слова оппонента может каждый, но вот слышать их - это удивительная способность. Люди редко придают значение тем мыслям, которые высказывает их собеседник. Почему? Человек, когда не высказывает свое мнение, начинает формировать мысль, которую он произнесет, когда оппонент закончит разглагольствовать. Такая политика очень неэффективна. Персона не слушает своего собеседника, и, как следствие, не понимает его мыслей. Чтобы не конфликтовать с людьми, нужно научиться их слушать. Постарайтесь абстрагироваться от своих мыслей и сосредоточьтесь на том, что вам говорит собеседник. Мысли оппонента будут до вас доходить, и вы сможете лучше построить диалог и понять человека.

Умейте найти компромисс

Каждый человек должен научиться уступать. Все время отстаивать свою точку зрения невозможно. Чтобы нормально существовать в обществе, иногда следует идти на компромиссы. Научитесь поступаться собственным мнением, и тогда вы сможете добиться больших успехов. Не старайтесь объять необъятное. Навязать свое мнение всем окружающим не получится. Поэтому научитесь находить золотую середину, чтобы она частично удовлетворяла ваши желания и частично, желания оппонента.