Критерии независимой оценки качества образовательной организации. Всё о независимой оценке качества

Независимая оценка качества образования - оценочная процедура, которая направлена на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ, предоставление участникам отношений в сфере образования соответствующей информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации и улучшения информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций.

Системные требования к оценке включают такие составляющие, как

  1. объект оценки - качество работы организации;
  2. критерии эффективности работы организаций;
  3. публичные рейтинги, как форма представления результатов оценки.

Система критериев и показателей НОКО - это инструменты системы НОК, позволяющие измерять качество услуг.

В соответствии с федеральным законодательством показатели оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования определены приказом Минобрнауки России от 05.12.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждены заместителем Министра образования и науки РФ А.Б. Повалко 1 апреля 2015 г.

Результаты НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

Обучающимися и их родителями (законными представителями)

  • в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
  • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;
  • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;

Организациями, осуществляющими образовательную деятельность

  • в целях оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
  • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;
  • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

Заинтересованными организациями

для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность

в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.

Федеральными и региональными органами исполнительной власти

Показатели характеризуются следующими признаками:

1. Цель измерения;

2. Интерпретация показателя;

3. Типы организаций;

4. Шкала и единица измерения показателя;

5. Предельный интервал значений показателя;

6. Наличие и принципы установления целевого или нормативного значения показателя.

Отправная точка при разработке показателей НОК — изучение нормативной правовой базы, в том числе отраслевой, с целью установления требований к качеству предоставления услуг, включая условия предоставления услуг.

Возможными вариантами применения показателей оценки являются:

  • построение рейтинга (рэнкинга) оцениваемых объектов;
  • расчет интегрального индекса по совокупности показателей (агрегирование показателей);
  • сравнение оцениваемых объектов по одному из показателей оценки;
  • оценка соответствия заданным требованиям, в том числе нормативным;
  • качественная характеристика (описание деятельности) оцениваемого объекта с использованием соответствующих показателей.

Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»);

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» (п.1-2 статьи 2 «Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем: 1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; 2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений»);

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1 «…обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности»);

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р «О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы»;

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;

Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»;

Приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. № 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р».

Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 г. № 13-312 «О подготовке публичных докладов» (рекомендуется использовать в качестве инструктивно-методической базы в части подготовки информации о результатах работы образовательной организации).

Общие критерии НОК

1. Открытость и доступность информации об организации

Данный критерий означает возможность получения гражданами требуемой информации об организации в удобной форме и с понятным содержанием.

Показатели критерия

1 . Полнота и актуальность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), и ее деятельности, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) (для государственных (муниципальных) организаций - информации, размещенной в том числе на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru)

2 . Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет сведений о педагогических работниках организации

3 . Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации

4 . Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации).

Для измерения этих показателей используются балльная система (от 0 до 10 баллов). Разработкой методики и инструментария проведения оценки занимается организация-оператор.

2. Комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения

Данный критерий определяются уровнем материально-технического обеспечения организации; территориальным расположением организации, в том числе относительно остановок общественного транспорта; перечнем предоставляемых услуг и используемыми технологиями их предоставления; удобством организации внутреннего пространства, где предоставляются услуги; условиями, созданными для людей с ограниченными возможностями и прочим.

Показатели критерия

1 . Материально-техническое и информационное обеспечение организации.

2 . Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.

3 . Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

4 . Условия для индивидуальной работы с обучающимися.

5 . Наличие дополнительных образовательных программ.

6 . Наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.

7 . Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Для измерения этих показателей используются балльная система (от 0 до 10 баллов).

3. Доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации

Данный критерий предполагает оценку профессиональных и личностных качеств работников организаций социальной сферы.

21.09.2018 12:45:00

В последние годы принято говорить о независимой оценке качества работы организаций социальной сферы. Организации каких сфер подлежат независимой оценке?

Независимая оценка проводится с 2015 года в отношении организаций здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания.

Есть ли какие-либо изменения в проведении независимой оценки в текущем году?

Да, изменения есть и достаточно существенные. Федеральный закон от 05.12.2017 № 392-ФЗ, вступивший в силу с 6 марта текущего года, направлен на дальнейшее усовершенствование порядка проведения независимой оценки.
Прежде всего, уточнено, что независимой оценке подлежат условия для оказания услуг, а не процесс предоставления услуги.
Независимой оценке также с текущего года подлежат и учреждения медико-социальной экспертизы.

К чьей компетенции относится проведение независимой оценки в отношении федеральных учреждений медико-социальной экспертизы?
Это компетенция федеральных органов исполнительной власти.

Общественные советы по-прежнему участвуют в проведении независимой оценки?

Да, участвуют. Но разница в том, что ранее такая функция возлагалась на существующие при органах исполнительной власти и администрациях муниципальных образований общественные советы.
Новое законодательство определило, что при органах исполнительной власти федерального и регионального уровней должны быть созданы общественные советы по проведению независимой оценки. Создание таких общественных советов в муниципальных образованиях находится в компетенции регионов.

При этом правом формировать общественные советы по проведению независимой оценки и утверждать их составы наделены Общественная палата Российской Федерации, региональные и местные общественные палаты субъектов Российской Федерации.
В нашем регионе своевременно сформированы и действуют общественные советы по проведению независимой оценки как при заинтересованных органах исполнительной власти, так и при администрациях муниципальных образований.

Общественные советы по проведению независимой оценки могут выступать в качестве организации-оператора по сбору и обобщению информации о качестве условий оказания услуг организациями?
Таким полномочием общественные советы не наделены. Федеральным законом № 392-ФЗ введены единые требования к операторам, с которыми заключаются государственные (муниципальные) контракты на сбор и обобщение информации в рамках законодательства о контрактной системе.
Такими операторами не могут являться государственные и муниципальные организации, оказывающие гражданам услуги в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, и федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, а также негосударственные организации, оказывающие гражданам услуги в указанных сферах за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Какими функциями наделены общественные советы по проведению независимой оценки?
Полномочия общественных советов по проведению независимой оценки достаточно форматные, так как они являются координирующим органом всего процесса проведения независимой оценки. Это – определение перечня организаций, в отношении которых проводится независимая оценка в текущем году, взаимодействие с организацией-оператором в процессе проведения независимой оценки, формирование рейтингов организаций на основании представленной организацией-оператором информации, выработка предложений органу исполнительной власти по совершенствованию деятельности организаций.

По каким критериям проводится независимая оценка?
Критерии, по которым проводится независимая оценка, сформулированы в 392-ом Федеральном законе. Они общие для всех сфер – открытость и доступность информации об организации социальной сферы; комфортность условий предоставления социальных услуг, в том числе время ожидания предоставления услуг; доброжелательность, вежливость работников организации социальной сферы; удовлетворенность качеством условий оказания услуг. И новый критерий – доступность услуг для инвалидов.
Показатели в рамках обозначенных критериев утверждены в каждой сфере приказами федеральных министерств.

Чем завершается процесс проведения независимой оценки по отношению к организациям, в отношении которых она проводилась?
В соответствии с законодательством органы исполнительной власти, администрации муниципальных образований разрабатывают планы по совершенствованию работы организаций на основании представленных общественными советами по проведению независимой оценки предложений.

Можно ли в открытом доступе познакомиться с результатами независимой оценки?
Вся информация о проведении независимой оценки размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти и администраций муниципальных образований, а также на Интернет-сайте. Это требование федерального законодательства.

Могу ли граждане, не входящие в составы общественных советов по проведению независимой оценки, выступать в роли независимых экспертов и давать оценку работе организаций социальной сферы?
Такая возможность имеется. На официальных сайтах всех организаций создана техническая возможность выражения мнения получателей услуг о качестве условий оказания услуг путем анкетирования.

В заключение отмечу, что результаты независимой оценки включены в систему оценки эффективности деятельности руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, высших должностных лиц регионов, руководителей органов местного самоуправления, а также руководителей организаций социальной сферы.

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2017 года № 548 в перечень показателей оценки эффективности деятельности субъектов введен показатель «Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы».

Уважаемые читатели!

Информируем Вас о том, что 4 июня 2018 года вступили в силу утвержденные Минздравом России показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка (утверждены в Приказе Минздрава России от 04.05.2018 № 201н) (далее – Показатели № 201н, Приказ № 201н, соответственно).

Отметим, что данные Показатели были приняты взамен действовавшим ранее показателям, характеризующим общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, утвержденным Приказом Минздрава России от 28.11.2014 № 787н (далее – Показатели № 787н, Приказ № 787н), утратившим силу с 4 июня 2018 года.

Ниже, в настоящей статье будет представлена информация о различиях в старых и новых показателях.

Общее о независимой оценке

Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее – независимая оценка) является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. При этом, следует учитывать, что подобная оценка не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ч. 1 ст. 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) (далее – ФЗ № 323-ФЗ).

К медицинским организациям, в отношении которых в обязательном порядке должна проводится независимая оценка, относятся медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности).

Проведение независимой оценки осуществляется общественными советами по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее – общественные советы) не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 3 раз в три года в отношении одной и той же медицинской организации (ч. 8 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).

Перечни медицинских организаций, в отношении которых проводится независимая оценка, подлежат утверждению такими общественными советами.

А перечень видов медицинских организаций, в отношении которых независимая оценка не проводится, утверждается Минздравом РФ с предварительным обсуждением на общественном совете по проведению независимой оценки* .

*Примечание: обращаем внимание, что такой перечень был утвержден Минздравом России в Приказе от 28.04.2018 № 197н и вступает в силу 9 июня 2018 года.

В соответствии с названным приказом к медицинским организациям, в отношении которых не проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг относятся следующие:

  1. Лечебно-профилактические медицинские организации:
    • специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:
      • психиатрическая (стационар) специализированного типа;
      • психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
    • дом ребенка, в том числе специализированный;
    • молочная кухня;
    • центры (в т.ч. детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
      • вспомогательных репродуктивных технологий;
      • медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;
    • медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:
      • станция скорой медицинской помощи;
      • станция переливания крови;
      • центр крови.
  2. Медицинские организации особого типа:
    • центры:
      • медицинской профилактики;
      • медицины катастроф;
      • медицинский мобилизационных резервов «Резерв»;
      • медицинский информационно-аналитический;
      • медицинский биофизический;
      • военно-врачебной экспертизы;
    • бюро:
      • медико-социальной экспертизы;
      • медицинской статистики;
      • патолого-анатомическое;
      • судебно-медицинской экспертизы;
    • лаборатории:
      • клинико-диагностическая;
      • бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза;
    • медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).
  3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
    • центры гигиены и эпидемиологии;
    • противочумный центр (станция);
    • дезинфекционный центр (станция);
    • центр гигиенического образования населения;
    • центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5 критериев оценки медицинской помощи

Отметим, что ФЗ № 323-ФЗ установлено, что независимая оценка предусматривает оценку условий оказания услуг по таким пяти общим критериям, как (ч. 2 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ):

  • открытость и доступность информации о медицинской организации;
  • комфортность условий предоставления медицинских услуг, в т.ч. время ожидания предоставления медицинской услуги;
  • доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
  • удовлетворенность условиями оказания услуг;
  • доступность медицинских услуг для инвалидов.

А показатели, характеризующие указанные общие критерии оценки, утверждаются Минздравом РФ с предварительным обсуждением на общественном совете (ч. 5 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).

Напомним, что нормы ФЗ № 323-ФЗ о независимой оценке претерпели ряд существенных изменений в марте 2018 года (указанные изменения были внесены в ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ Федеральным законом 05.12.2017 № 392-ФЗ). В рамках данных изменений, в частности, было осуществлено переименование независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями на независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Также изменения были произведены в названные выше общие критерии оценки (они были дополнены критерием доступности медицинских услуг для инвалидов). С некоторыми иными изменениями в нормы ФЗ № 323-ФЗ о независимой оценке Вы можете ознакомиться в разделе 2 опубликованного ФАКУЛЬТЕТОМ МЕДИЦИЕНСКОГО ПРАВА .

Отметим, что новые Показатели № 201н, утвержденные Приказом № 201н, были приведены в соответствие с указанными нововведениями.

О различиях Показателей № 201н и Показателей № 787н

Прежде всего считаем необходимым отметить, что из новых Показателей № 201н были убраны критерии расчета показателей и значения показателей в баллах , которые содержались в предыдущих Показателях № 787н.

Для наглядности представим пример показателя и критериев его оценки из утратившего силу Приказа № 787н:

В новом же Приказе № 201н сохранены лишь непосредственно показатели, что, по нашему мнению, является разумным, поскольку норматив заявлен именно как показатели, характеризующие общие критерии независимой оценки, а не показатели и критерии их оценки.

Кроме того, существенным образом была изменена структура распределения показателей . Так, более нет деления показателей на показатели в рамках амбулаторных и стационарных условий (показатели стали едиными). Введена отдельная новая группа показателей, характеризующих доступность услуг для инвалидов. Группы показателей, характеризующих комфортность условий предоставления услуг и время ожидания предоставления медицинской услуги были объединены.

Указанные различия в структурах показателей по Приказам отражен в представленной ниже таблице:

По Приказу № 787н По Приказу № 201н

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями:

I. В амбулаторных условиях:

  1. Показатели, характеризующие время ожидания предоставления медицинской услуги
  2. Показатели, характеризующие удовлетворенность оказанными услугами в медицинской организации;

II. В стационарных условиях:

  1. Показатели, характеризующие открытость и доступность информации о медицинской организации
  2. Показатели, характеризующие комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения
  3. Показатели, характеризующие время ожидания в очереди при получении медицинской услуги
  4. Показатели, характеризующие доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации
  5. Показатели, характеризующие удовлетворенность оказанными услугами в медицинской организации

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка:

  1. Показатели, характеризующие критерий «Открытость и доступность информации об организации»;
  2. Показатели, характеризующие критерий «Комфортность условий предоставления услуг, включая время ожидания предоставления медицинской услуги»;
  3. Показатели, характеризующие критерий «Доступность услуг для инвалидов»;
  4. Показатели, характеризующие критерий «Доброжелательность, вежливость работников медицинской организации»;
  5. Показатели, характеризующие критерий «Удовлетворенность условиями оказания услуг»

Также корректировки были произведены и непосредственно в отдельные показатели независимой оценки в рамках всех групп показателей.

Например, группа показателей, характеризующих критерий «Комфортность условий предоставления услуг, включая время ожидания предоставления медицинской услуги», была дополнена таким показателем, как обеспечение в медицинской организации комфортных условий оказания услуг: обеспечение лечебно-охранительного режима; отсутствие очередей; доступность записи на прием к врачу/направление на госпитализацию (по телефону медицинской организации, через кол-центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте медицинской организации, на портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), при обращении в медицинскую организацию); наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений; доступность питьевой воды; санитарное состояние.

Изменились также показатели, характеризующие доброжелательность и вежливость работников медицинской организации. Так, ранее таким показателем являлась доля потребителей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников медицинской организации. В настоящее же время показатели, характеризующие доброжелательность и вежливость работников медицинской организации, были дифференцированы следующим образом:

  • доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников медицинской организации, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги (работников регистратуры, справочной, приемного отделения, кабинета неотложной помощи, сопровождающих работников,) при непосредственном обращении в медицинскую организацию (в % от общего числа опрошенных получателей услуг);
  • доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью медицинских работников, обеспечивающих непосредственное оказание медицинских услуг (в % от общего числа опрошенных получателей услуг);
  • доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников медицинской организации при использовании дистанционных форм взаимодействия (телефон, кол-центр, электронные сервисы (подача электронного обращения/часто задаваемые вопросы)) (в % от общего числа опрошенных получателей услуг).

Кроме того, из Приказа № 201н были исключены показатели, характеризующие компетентность работников медицинской организации (что, по нашему мнению, является разумным и логичным, поскольку подобная оценка может быть дана только лицами, обладающими специальными познаниями и компетенцией).