Криминальное поведение: виды, формы, ситуации и причины. Механизм индивидуального преступного поведения Причины и условия преступного поведения

При изучении данной главы обучающийся должен:

  • знать внутренние и внешние причины и условия преступного поведения, формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации;
  • уметь отличать механизм преступного поведения от его причинного механизма и применять теорию причинного механизма преступного поведения к его типам;
  • владеть социально-психологическим причинным механизмом преступного поведения.

Д. Абрахамсен

Важность этой лекции определяется тем, что практически вся особенная часть криминологии строится вокруг проблемы причинного механизма преступного поведения, поскольку большей частью представлена его типами, наполняя ее каждый раз новой, особенной спецификой и путями воздействия на них (на причины и условия типов преступного поведения). Иначе говоря, не разобравшись с общими проблемами, будешь всегда натыкаться на них, анализируя частные .

Причинный механизм преступного поведения

Под механизмом (др.-греч, μηχανική – искусство построения машин) преступного поведения в криминологической литературе традиционно понимается "связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения" . В него включают три звена: "1) мотивацию преступления; 2) планирование преступных действий; 3) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий" , т.е. фактически под механизмом преступления понимается психологический процесс принятия и осуществления решения.

Против подобного представления механизма преступного поведения могут свидетельствовать следующие аргументы:

  • 1) акцентуация на внутренних, психических процессах, свойствах и состояниях преступника, несмотря на присутствие в определении указания на взаимодействие внешних и внутренних факторов, приводит как бы к перекашиванию, однобокости механизма;
  • 2) судя по раскрытым звеньям механизма, внешними факторами являются лишь внешние условия, т.е. особенности микросреды, причем только такие, которые содействуют исполнению преступлений и наступлению последствий (сюда не включена микросреда формирования криминогенной мотивации и образования криминогенной ситуации);
  • 3) подобное представление механизма преступного поведения практически исключает неосторожные, все непредумышленные, а также полностью или частично не осознаваемые умышленные преступления.

Механизм – это движение, динамика, изменение, а движение появляется там и тогда, где есть противоположные стороны. Это означает, что говоря о механизме преступного поведения мы должны всякий раз находить противостоящие причинам и условиям преступного поведения противоположные им по направленности причины и условия нормативного поведения, во всяком случае, непреступного. Взаимодействие между ними происходит фактически всегда, при совершении каждого преступления, даже если его исполняет и самый особо опасный, и профессиональный преступник.

Словосочетание "причинный механизм", введенное нами в научный оборот, отвечает на вопросы не только почему, но и как, каким образом осуществляется движение преступного поведения к его логическому результату – преступлению, ибо под преступным поведением, как говорилось выше, нами понимается личностно-микросредовая, отклоняющаяся, как правило, вредоносная деятельность лица, направленная к преступлению и им завершающаяся, если безуспешна профилактика.

Следует напомнить, что в криминологической литературе выделяется, по меньшей мере, два уровня причин и условий преступлений – общесоциальный и личностно-микросредовый, а также пять их видов:

  • 1) общесоциальные причины и условия преступности в целом;
  • 2) особенные общесоциальные причины и условия типов преступности, например, экономической, наказательной, бытовой и т.д.;
  • 3) личностно-микросредовые причины и условия преступного поведения в целом;
  • 4) особенные личностно-микросредовые причины и условия типов преступного поведения, например, массового, насильственного и т.п.;
  • 5) индивидуально-значимые личностно-микросредовые причины и условия конкретного преступления.

Рассмотрим вопрос о наиболее общих закономерностях причинного механизма преступного поведения.

В традиционной криминологической литературе существует деление причин и условий преступления на непосредственные и опосредованные, объективные и субъективные, полную причину и специфическую, внутренние и внешние и т.п.

Под непосредственной или субъективной, или внутренней причиной преступления понимались в разное время:

  • 1) антисоциальная и асоциальная установка (А. Б. Сахаров);
  • 2) дефекты правосознания (А. Р. Ратинов, И. И. Карпец) или нормативного сознания (А. Р. Ратинов);
  • 3) криминальная мотивация (В. В. Лунеев, Η. Ф. Кузнецова и др.).

Конкретную жизненную ситуацию называли или опосредованной причиной, или объективным условием, или поводом (А. Б. Сахаров).

При этом выделялись еще объективные условия, которые непосредственно способствуют совершению преступления и наступлению общественно-опасных последствий.

Мы полагаем, что деление на объективные и субъективные причины на личностно-микросредовом уровне несколько некорректно и приводит к необозначенным авторами парадоксам. Например, мотивация преступления – субъективная причина, но подчиняется ли она объективным закономерностям, устанавливаемым криминальной психологией? Да, именно законы, независимые от сознания человека, устанавливает любая наука. И таким образом получается, что мотивация – и субъективная, и объективная причина, т.е. субъективно-объективная. А если проанализировать ситуацию в ее традиционном определении, как объективное стечение жизненных обстоятельств, субъективно воспринимаемых и оцениваемых? То получится, что жизненная ситуация – и объективная, и субъективная причина, т.е. объективно-субъективная и т.д.

По нашему мнению, причины и условия преступного поведения (рис. 6.1) следует делить на внутренние, т.е. действующие внутри преступника, и внешние, т.е. функционирующие вне его и на него направленные. В чем недостаток этого деления? А он есть и довольно серьезный. Дело в том, что внутренние условия как бы включают в себя внутренние причины, внешние причины – как бы содержат в себе внутренние условия и причины, а внеш-

Рис. 6.1.

ние условия охватывают собой все – и внешние причины, и внутренние условия, и внутренние причины, хотя в действительности механизм их взаимодействия довольно сложен.

Рассмотрим их по порядку.

1. Внутренней причиной преступного поведения является криминогенная мотивация (лат. moveo – двигаю) "преступника", сущность которой заключается в побудительных элементах к совершению преступления. В содержание криминогенной мотивации входят: потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, эмоции, мотивы и цели, непосредственно побуждающие лицо совершить преступление. Поэтому функциональная роль внутренней причины состоит в том, что она непосредственно порождает преступление, постоянно ведет к преступлению в процессе преступного поведения. Таковы сущность и содержание первого элемента причинной структуры преступного поведения.

В чем же суть первого элемента причинного механизма преступного поведения?

Криминогенной мотивации внутри того же "преступника", где она действует, противостоит его же антикриминогенная, сущность которой – в побудительных элементах нормативного поведения, во всяком случае не преступного. Иначе... извращенным потребностям и интересам "преступника" противостоят его же нормальные потребности и интересы, негативным ценностям в его ценностной ориентации – позитивные, отрицательным эмоциям – положительные и т.п.

Процесс столкновения разнонаправленных побудительных сил "преступника" – это мотивационная борьба, являющаяся первым элементом причинного механизма преступного поведения.

Рассмотрим отдельные элементы криминогенной мотивации.

Потребности – это недостаток, лишение, нужда, испытываемые "преступником" и побуждающие его к деятельности.

Интерес (лат. interest – писали в счетных книгах напротив ожидаемых доходов) – это актуализированная потребность, т.е. оцененная "преступником" как существенная и подлежащая удовлетворению (А. Б. Сахаров). Потребности и интересы чаще всего, но далеко не всегда, извращенные, лежат в основе, в начале процесса криминогенной мотивации "преступника". Например, в условиях ограничения и лишения свободы у преступника действует естественная физиологическая потребность в половом общении, но поскольку ее удовлетворение ограничено (предоставлением определенного количества длительных свиданий, изоляцией, однополовым составом и т.д.), то на базе примитивизма (сведение всего многообразия отношений между полами к половому акту), цинизма (пренебрежительное отношение к лицам противоположного пола), половой распущенности (вступление в частые и нерегулярные половые контакты с разными лицами), безнравственности – эта потребность может стать извращенной и породить половые эксцессы не только в условиях лишения и ограничения свободы, но и на свободе.

Ценностная ориентация (лат. oriens (orientis ) – восток) – это сознательное или бессознательное расположение "преступником" имеющихся у него ценностей в определенной шкале предпочтения с внутренней готовностью следовать им в своем поведении. Ценностная ориентация играет роль центрального звена мотивации и в некоторых криминологических работах то и дело называется главной, непосредственной, субъективной причиной преступления – и эта позиция не лишена оснований. Как будет видно дальше, именно ценностная ориентация очень тесно связана с концетрирующими объектами криминогенной ситуации, которые на практике дознаватели, следователи часто называют причиной преступления.

Установка – это относительно бессознательная готовность следовать определенным образом. Есть установка антиобщественная, или антисоциальная, т.е. готовность к совершению серии антисоциальных деяний, в том числе преступлений, и асоциальная – человек более не удерживается угрозой наказания.

Эмоции (лат. emoveo – потрясаю, волную) – это субъективные переживания лицом отношений в окружающей его среде и процессов, происходящих в его организме и психике. Эмоции бывают положительные (удовольствие, любовь и др.) и отрицательные (гнев, ярость, страх и др.), а также нейтральные (амбивалентные). Кроме того, эмоции имеют характер относительно длительного, затяжного действия (ненависть, любовь, неприязнь, равнодушие и т.п.) – они чаще всего осознаются лицом или временные, преходящие, весьма сильные (гнев, ярость, озлобленность и т.д.) – эти чаще всего действуют кратковременно и или полностью либо частично исключают осознание лицом совершаемых деяний, чаще всего называются аффектом. Эмоциональное отношение к "потерпевшему" (и наоборот) определяет поведение "преступника" по отношению к нему как к той или иной ценности и играет решающую роль при совершении насильственных преступлений в отношении лиц, с которыми он постоянно соприкасается; и есть возможность аккумуляции отрицательных эмоций от неудовольствия к равнодушию, а от него – к неприязни, ненависти, гневу, в порыве которых совершается большинство насильственных преступлений.

Мотивы как внутренние побуждения и цели (идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта) как финальный результат, к которому стремится "преступник", завершают процесс мотивации.

  • 2. Внутренние условия преступного поведения – это внутри- личностная анатомическая, психофизиологическая и психическая среда протекания криминогенной мотивации "преступника". Их содержание составляют:
    • а) относительно устойчивые элементы: рост, физическая сила, половая потенция, темперамент, возрастные и половые особенности "преступника", нейротизм (греч. neuron – жила, нерв или эмоциональная неустойчивость) либо эмоциональная стабильность, лидерство или ведомость, конформизм (приспособленчество) или нонконформизм (лат. поп – не, нет + conformis – подобный, сообразный), иные их психические свойства, психические аномалии и невротические заболевания и т.д.;
    • б) изменяющиеся (преходящие), варьирующие состояния лица: психические состояния (аффект (лат. affectus – душевное волнение, страсть, бурное и кратковременное протекание), стресс (англ. stress – напряжение), фрустрация (лат.frustratio – обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение), состояния опьянения алкогольного, наркотического, токсического и др.

Иначе говоря, одни действуют на протяжении длительного периода времени, другие – кратковременны.

Основная функциональная роль внутренних условий заключается в их воздействии на:

  • 1) темп и ритм протекания физиологических и психологических процессов, а через них – на скорость мотивации;
  • 2) адекватность (точность) восприятия как своих возможностей, так и особенностей ситуации;
  • 3) равноценность, соответствие отреагирования на ситуацию, реализацию мотивации, т.е. они играют роль своеобразного катализатора (греч. κατάλυσις

Взаимодействие между негативными условиями, способствующими преступлению, и позитивными, препятствующими ему в процессе совершения преступления, образует второй элемент причинного механизма преступного поведения.

Процесс взаимодействия внутренних условий можно проиллюстрировать следующим примером. Сравним поведение холерика и флегматика, при сформировавшейся у обоих агрессивной криминогенной мотивации, т.е. насильственного стереотипа отреагирования практически на любую ситуацию. Например, между двумя лицами произошло несколько конфликтов, возникла конфликтная ситуация, которая с каждой их встречей обострялась, т.е. криминализировалась, превратилась в криминогенную. Лицо с холерическим типом темперамента проходит мимо группы людей, где находится лицо, с которым он состоит в конфликтных отношениях. Вдруг из группы раздается громкая фраза оскорбительного содержания. Несмотря на то что эту фразу мог произнести любой другой человек, холерик бросается на того человека, с которым состоял в конфликтных отношениях (его как бы "ведет" именно к нему, к тому, с кем он состоял в обостряющихся напряженных отношениях) и подручными средствами причиняет ему тяжкий вред здоровью, повлекший смерть. В той же ситуации флегматик отреагирует иначе. Он пройдет мимо группы людей, будто бы не обратив внимания. А где-то через неделю-месяц с его обидчиком произойдет как бы несчастный случай, например, свалится кирпич на голову с пятого этажа, т.е. тщательно подготовленное убийство. В той же ситуации – холерик в сильной степени алкогольного опьянения не сможет просто отреагировать на эту ситуацию насилием, хотя и хотел бы. В последующем же он чаще всего забывает случившееся.

3. Внешней причиной преступного поведения является криминогенная ситуация (лат. situs – положение), понимаемая нами как относительно длительное состояние отношений, по меньшей мере, между двумя сторонами, направленное на причинение все возрастающего вреда общественным отношениям (собственности, человеку и др.).

Далеко не любая ситуация, складывающаяся до совершения преступления, является криминогенной, которая содержит в себе угрозу совершения преступления, опасность разрешиться в любой момент в виде преступления.

Криминогенная ситуация образуется:

  • 1) взаимодействием, по меньшей мере, двух сторон;
  • 2) складывается довольно длительное время;
  • 3) обретает специфические закономерности, толкающие к преступлению, максимально ограничивая свободу выбора;
  • 4) наблюдается возрастание причинения вреда каким-либо общественным отношениям (личности, собственности и др., например, от посягательств на честь и достоинство до покушений на физическую неприкосновенность человека);
  • 5) ситуация реализуется в преступлении внутренней причиной, складывающейся внутри той или иной стороны взаимодействия.

Функциональная роль криминогенной ситуации состоит в том, что она, существуя самостоятельно, как бы запускает в действие, вызывает к активности криминогенную мотивацию преступника.

С точки зрения структуры любая криминогенная ситуация имеет: субъекты, объекты, содержание, методы, стадии.

Субъекты (лат. subjectum – подлежащее) криминогенной ситуации – это отдельные лица или группы, отношения между которыми существенно определяют возникновение предкриминогенных ситуаций, их перерастание в криминогенные и исход в преступлении.

Объекты (лат. objectum – предмет) криминогенной ситуации – это те или иные ценности, которые бывают трех видов:

  • а) общие или одноразовые – это ценности, из-за которых вообще возникают жизненные, предкриминогенные ситуации;
  • б) концентрирующие (нов.-лат. concentration con – с + centrum – центр, средоточие) – это ценности, вокруг которых аккумулируется (лат. accumulatio – собирание в кучу, накопление), сосредоточивается криминогенная ситуация;
  • в) предельные – это ценности, из-за которых в конце концов совершаются преступления. Предельные объекты могут быть и концентрирующими, а могут быть и общими, преходящими, на первый взгляд крайне малозначительными, как капля переполняет чашу и вызывает поток жидкости.

На практике объекты чаще всего и называют причинами, хотя это лишь внешне видимые причины, выполняющие функцию повода. По существу же порождает преступление, ведет к нему (как показано в предшествующем примере) криминогенная ситуация.

Содержание криминогенной ситуации – это 1) характер, т.е. какие отношения складываются между субъектами (например, напряженные, управленческие, безнадзорные) и 2) тенденции, т.е. в какую сторону они между ними развиваются (циклически или резко обостряющиеся либо смягчающиеся, снимающие напряженность; или концентрирующиеся, консолидирующиеся вокруг какой-то группы либо, наоборот, разобщающие, разлучающие; или все более отклоняющиеся либо нормализующиеся, т.е. либо криминализирующиеся или декриминализирующиеся). Содержание ситуации, таким образом, складывается из двух моментов и в конечном счете определяет ее сущность и чаще всего название.

Методы ситуаций – это способы, при помощи которых субъекты управляют друг другом, воздействуют друг на друга. При этом эти приемы, средства воздействия могут как осознаваться субъектами, так и не осознаваться ими.

С точки зрения влияния на ход отношений в ситуации, на ее криминализацию или декриминализацию они могут быть:

  • 1) активно-негативные, например, насилие, шантаж, взятка, непрофессионализм, непоследовательность, эпизодичность воздействия со стороны органов уголовной юстиции, а со стороны "преступников" – различные приемы и уловки с целью избежать контроля – это и обман, и взятка, и насилие и др.;
  • 2) активно-позитивные, в частности, переговоры, борьба с агрессией, обращение за помощью, концентрация усилий в правоохранительной структуре, консолидация сил и др.;
  • 3) пассивные – это непринятие никаких мер обычно в развитии ситуации, поэтому, как правило, играющие роль негативную, например, халатность, безынициативность и т.д.

Стадии (др.-греч, στάδιον – период, определенная ступень в развитии чего-либо, фаза развития) ситуаций – это периоды, этапы развития отношений между субъектами.

По субъективному основанию можно выделить:

  • 1) определение, восприятие ситуации, как криминогенной, т.е. опасной, угрожающей преступлением;
  • 2) "выбор стратегии" поведения, метода, определяющего дальнейший ход развития отношений;
  • 3) выбор деяния в рамках общей "стратегии" взаимодействия .

По объективным основаниям также выделяются три стадии:

  • 1) образование жизненной ситуации или предкриминогенной, определяемой в литературе как объективное стечение жизненных обстоятельств для лица, субъективно воспринимаемых и оцениваемых . Жизненная ситуация бывает следующих типов:
    • а) проблемная (др.-греч, πρόβλημα – задача, задание) – когда жизнь ставит перед человеком особо важный вопрос, задачу и требует скорейшего принятия решения. Подобного типа ситуации возникают всегда при окончании школы; чаще – лицея, колледжа, вуза; как правило, перед впервые осужденными;
    • б) стрессовая (англ. stress – напряжение) – как совокупность факторов, внутренних и внешних, воздействующих на лицо и вызывающих у него состояние внутреннего нервного психического напряжения, стресса, требующего снятия, разрешения. Стрессовых ситуаций у каждого человека ежедневно возникает множество. Главное здесь – помочь найти адекватную и законноприемлемую разрядку;
    • в) фрустрационная (лат. frustratio – обман, неудача, крушение надежд) – возникающая в результате воздействия препятствия, субъективно-воспринимаемого как непреодолимое, для достижения жизненно важных целей, приводящая чаще всего к дезорганизации его сознания и деятельности. В качестве фрустраторов могут выступать: смерть близкого человека; тяжкое оскорбление осужденного, на которое в соответствии с преступной субкультурой "нужно" ответить "кровью", т.е. причинением тяжкого вреда здоровью, смерти обидчику; развод и др.;
    • г) конфликтная (лат. conflictus – столкновение) – это относительно длительное, напряженное состояние взаимодействия, по меньшей мере, двух сторон, образуемое неоднократными конфликтами, столкновениями;
    • д) стихийные (др.-греч, στοιχείον – элемент, первоначало, основание) бедствия, в качестве каковых могут быть и землетрясения, и наводнения, и оползни, и вихри, и цунами, и сели, и др.;
  • 2) перерастание жизненной или предкриминогенной ситуации в криминогенную вследствие образования такого типа отношений, которые угрожают в любой момент разрешиться преступлением, возникает опасность преступления, например, в результате усложнения проблемы, концентрации стрессоров, утяжеления фрустратора, обострения напряженности отношений, отягощения последствий стихийного бедствия и т.п.;
  • 3) исход криминогенной ситуации в совершении преступления.

Таким образом, элементом причинного механизма является взаимодействие субъектов криминогенной ситуации в процессе ее развития по стадиям.

Познание механизма развития криминогенных ситуаций поможет сотруднику практически любого звена правоохранительного органа или негосударственной структуры, например, службы безопасности банка, детективного агентства войти в криминогенную ситуацию разных типов, стать значимым субъектом и разрешить ее законно-приемлемым способом. Для этих целей и разрабатываются в науке методы воздействия людей друг на друга.

4. Внешние условия – это социальная микросреда , т.е. непосредственное окружение "преступника" или "преступной группы", субъектов ситуации. Их основная функциональная роль заключается в воздействии на скорость протекания социально-психологических процессов, на характер межличностных или межгрупповых отношений. Они также могут или способствовать, или препятствовать совершению преступлений и наступлению общественноопасных последствий, т.е. играют роль своеобразного катализатора внутренней и внешней причин, стимулируя их развитие.

  • 1) технические (др.-греч, τεχνικός – искусный, знающий
  • 2) организационно-правовые, т.е. недостатки в реализации права, заключающиеся в следующих звеньях:
    • а) в доведении норм права до адресата со стороны законодателя;
    • б) в обучении, как в первоначальном, так и с точки зрения повышения квалификации профессионалов, а также в начальном правовом образовании граждан;
    • в) в раскрытии и профилактике преступлений;
  • 3) организационно-управленческие недостатки в деятельности субъектов профилактики (социальная, финансовая, материальная незащищенность сотрудников органов уголовной юстиции; промахи в организации профессионального труда, в частности, уголовного розыска, следствия, надзора, судебного рассмотрения дел и др.);
  • 4) материально-вещная среда, т.е. жилищное, бытовое, материальное окружение "преступников", определяющее степень удовлетворения их потребностей.
  • См.: Орлова Э. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 321.
  • См., например: Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. М., 1968; Антонян Ю. М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973; и др.

Механизм любого индивидуального поведения, в т.ч. и противоправного, не может быть правильно понят, если не учитывать те социальные явления и процессы, которые происходят в обществе. Индивидуальное отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать механизм индивидуального преступного поведения, следует остановиться на более общем вопросе об объективных и субъективных причинах антиобщественных явлений в обществе.

Правонарушения, взятые в совокупности на определенном отрезке времени в конкретной стране отличаются значительным разнообразием, как по степени общественной опасности, так и по психологическим, социальным и юридическим признакам, И вместе с тем они имеют общие черты в происхождении, причинах и дальнейшей исторической судьбе. Это дает возможность изучать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, анализировать сходные причины и условия, способствующие их совершению. Это также дает возможность разрабатывать целостную систему мер борьбы со всеми правонарушениями.

Правовые нормы закрепляют социальные интересы людей, отражают их экономические, политические и прочие потребности. Соответственно, правонарушения и преступления направлены против этих потребностей и интересов. Дифференциация классовой и социальной структуры общества привела к возникновению противоположных общественных интересов, к необходимости закреплять определенные формы поведения в нормах права. Не классические катаклизмы, не изменение генетической природы человека, не техническая революция, а социальное развитие общества, достижение им определенного этапа своего развития, связанного с появлением классов, частной собственности и государства - вот основная причина появления преступности и других правонарушений.

Во-вторых, социальная природа правонарушений и преступлений проявляется в конкретном содержании составляющих их действий (или бездействия) людей. Всякий человеческий поступок есть «кирпичик» социальной действительности; не может быть преступника вне общества. В этом смысле любое поведение социально; не является исключением и поведение, представляющее собой нарушение правовой нормы, в том числе и преступное.

В-третьих, социальная природа правонарушений проявляется в их результатах - в том уроне, который они наносят интересам общества. Этот урон нельзя рассматривать только как физический (материальный) ущерб, причиняемый имуществу конкретных людей, их здоровью или жизни.

Таким образом, преступность - это социальное и правовое явление. Она социальна потому, что слагается из деяний, совершаемых людьми в обществе и против интересов всего общества или основной его части. Преступность социальна по своему происхождению, содержанию и судьбе. Преступное поведение это сознательное поведение человека, отдающего себе отчет в своих поступках и способного руководить ими.

В изучении механизма преступного поведения особое место занимают вопросы субъективного характера, связанные с интересами, потребностями, мотивами поведения людей, их целями и стремлениями. И это понятно, так как объективные общественные процессы действуют не автоматически, а через сознание и поведение людей. Следовательно, и преступное поведение нельзя объяснить одними лишь (или самими по себе) объективными противоречиями общественного развития. Анализ его причин требует выяснения субъективных элементов поведения правонарушителей, изучения особенностей их личности.

В правовой литературе признано, что в качестве непосредственной причины преступления выступает сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов и отдельных частей взаимодействующих явлений - личности и среды. Раскрытие причин преступлений непосредственно связано с проникновением в механизм нравственного формирования личности, ее деформации и социального отчуждения.

Личность человека, выступая в единстве всех ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков, формируется в процессе жизни и деятельности человека. Вступая во взаимосвязи с окружающими людьми, человек усваивает нормы поведения, нравственные и правовые понятия и представления, социальные и культурные ценности, приобретает новые потребности, интересы и стремления.

Под механизмом преступного преступления подразумевается связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов, состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение.

В криминологической литературе понятие механизма преступного поведения раскрыто еще недостаточно. Отмечено, что механизм преступного поведения представляет собой динамическое явление, определенное взаимодействием составляющих его элементов. В самом общем виде он характеризуется как «переработка личностью» воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности и деятельность, определяемая психологическими процессами и воспрещенная уголовным законом. Как видно, элементы механизма преступного поведения - это психические процессы и состояния, рассматриваемые не в статистике, а в динамике, и притом не изолированно, а во взаимодействии с факторами внешней среды, детерминирующими это поведение.

Из сказанного также вытекает, что следует различать уголовно-правовое понятие преступления и криминалистическое понятие преступного поведения.

Тем не менее, для действия механизма преступного поведения формирование личности - всего лишь предварительный этап. Как бы ни были искажены социальные установки или ценностные ориентации человека, нельзя рассматривать его как преступника, если он ничего противоправного, наказуемого в уголовном порядке не совершил. Криминологически значимое поведение, анализируемое с самых его истоков, приобретает юридическое значение лишь на последнем, третьем этапе - в процессе исполнения задуманного.

Процесс формирования личности, хотя и интересует право и криминологию, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке. Что же касается формирования и принятия решения о совершении преступления, то это уже предмет криминологического исследования.

Механизм преступного поведения содержит по форме те же психологические элементы - процессы и состояния, и механизм правомерного поступка, но наполненные другим социальным содержанием. В них, как и при совершении общественно полезных действий, отражается внешняя среда, в которой действует человек, но это отражение, как правило, дефектно. Механизм преступления, функционируя в развернутом или свернутом (сжатом) виде, включает различные эмоциональные состояния, реализует волю и сознание субъекта, однако и эмоции, и воля, и сознание преступника направлены на достижение антиобщественных целей, и их содержание противоречит объективным закономерностям социального развития.

Анализ механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей к преступному акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых, «критическая точка» развития, после которой поведение явно приобретает антиобщественную направленность, может быть расположена в самых различных местах причинной цепочки, образующей это поведение.

Анализ содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения очень важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. В научном отношении он важен потому, что раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом - потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя. Антиобщественное поведение формируется на базе возникновение и постепенного развития противоречий и конфликтов в разных звеньях психологического процесса. Природа этих противоречий может быть различной.

Своевременное выявление и устранение причин и условий индивидуального преступного поведения (преступлений) имеет не только правовое значение, но и вызывает положительное психологическое воздействие, демонстрируя стремление и способность лиц, осуществляющих уголовное преследование, всесторонне, полно и объективно установить все обстоятельства совершения преступления, в том числе его причины и условия. Необходимо также отметить социальное значение их профилактической деятельности, поскольку обнаружены и устранены причины и условия, способствующие совершению преступления, не могут способствовать аналогичном или другом преступном действием.

Криминологическое определение причин и условий, способствующих совершению преступления, как правило, включает в себя два взаимосвязанных аспекта: антиобщественную установку личности и конкретную жизненную ситуацию, складывающуюся к моменту совершения преступления. При этом следует подчеркнуть, что при совершении умышленных преступлений решающую роль, как правило, играет антиобщественное установка, тогда как при совершении неосторожных преступлений возрастает роль жизненной ситуации.

Однако криминологическое определение рассматриваемых категорий ограничивает их применение в практической плоскости правоохранительной деятельности, в первую очередь при проведении дознания, досудебного следствия, судебного рассмотрения уголовных дел, а также прокурорского надзора. Обусловлено это тем, что для названных видов деятельности значимость причин и условий, способствующих совершению преступления, определяется, прежде всего, описанием границ, в рамках которых эти обстоятельства подлежат выявлению и устранению. На основании этого стоит рассмотреть основные признаки , присущие названным категориям.

Во-первых, причины и условия, способствующие совершению преступления, должны быть необходимыми. Под необходимыми причинами и условиями следует понимать такие явления, без которых возникновение предполагаемого последствия (т.е. преступления) было бы сведено на нет.

Во-вторых, причины и условия должны быть юридически значимыми. Юридическая значимость определяется взаимосвязью двух критериев. Первый критерий состоит в том, что причины и условия, способствующие совершению преступления, должны иметь непосредственное отношение к расследуемому действия. Второй критерий связан с тем, что выявление и устранение названных обстоятельств должно способствовать реализации задач уголовного судопроизводства.

Поэтому орган дознания, следователь, прокурор и суд не обязаны устанавливать обстоятельства, находящиеся за пределами уголовного производства. Это прерогатива других служб правоохранительных органов. А причины, носят экономический, политический, демографический характер, порождающих преступность в целом и находятся вне конкретных форм воздействия в рамках уголовного преследования, является объектом изучения более высокой степени обобщения.

В-третьих, между причинами и условиями, способствующими совершению преступления, с одной стороны, и преступлением - с другой, должен существовать закономерная связь, то есть, объективно существует, повторяется и обусловливает развитие преступного деяния.

В-четвертых, причины и условия должны неизбежно приводить к совершению преступления. Это означает, что в случае устранения указанных обстоятельств обязательно будет совершено аналогичное преступление.

В-пятых, причины и условия преступления должны быть обнаружены в совокупности, так как при частичном (неполном) выявлении и устранении данных явлений они могут привести к совершению новых преступных деяний.

На основании вышеизложенного причинами и условиями индивидуального преступного поведения в форме преступления (запрещенного законом об уголовной ответственности действия) представляет собой совокупность необходимых, юридически значимых явлений, закономерно и неизбежно приводят к совершению преступления.

Упоминание в скобках о запрещенное уголовным законом деяние свидетельствует о признании необходимости выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступления, при производстве о применении принудительных мер медицинского характера.

Исследуя проблематику причин и условий индивидуального преступного поведения (преступлений), нельзя не коснуться вопроса их классификации. Несмотря на то, что классификации, как правило, являются условными, они позволяют отделить одно понятие от другого, что способствует более глубокому их изучению и определению места в единой классификационной системе.

Исходной системой при классификации причин и условий преступлений выступают детерминанты преступности.

По уровню функционирования они подразделяются на: общие (общесоциальные) криминогенные детерминанты преступности в целом как массового социально негативного явления; специальные криминогенные детерминанты, влияющие на совершение различных видов (групп) преступлений или в определенных отраслях и сферах хозяйственной деятельности или в сфере борьбы с определенным видом преступлений; криминогенные факторы индивидуального характера, влияющие на личность потенциального преступника, приводами ее к преступной и в связи с этим уголовно-уголовной поведения.

По территориальному признаку различают причины и условия, действуют: в масштабе всей страны; в регионах; в отдельных административно-территориальных единицах; в городской и сельской местности; на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также в постоянных трудовых коллективах и временных (например, работающих вахтовым методом и т.п.).

По временному признаку: причины и условия, действующие в летний, весенний, зимний и осенний периоды.

По природно-климатической признаку: причины и условия, связанные с суровыми или нормальными природно- климатическими условиями.

По природе возникновения причин и условий преступности: объективные, то есть такие, которые не зависят от воли и действий людей; объективно субъективные; субъективные.

По сути: социальные и биологические.

По механизму воздействия на личность преступника: обстоятельства (детерминанты, факторы и др.), Способствующие (облегчают) совершение преступлений; обстоятельства, затрудняющие совершение преступлений; обстоятельства, побуждающие к совершению преступлений.

В классификациях обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, иногда подразделяют на две группы: условия нравственного формирования личности и криминогенную ситуацию. К первой группе относят такие неблагоприятные условия, как нарушение целостности семьи; ненормальные отношения между ее членами; наличие в семье антиобщественных традиций; антисоциальное поведение членов семьи; невыполнение родителями своих обязанностей по воспитанию детей; неправильное воспитание; попустительство антисоциальным наклонностям детей и втягивание их в преступную деятельность. Элементами второй группы обстоятельств, способствующих совершению преступления, недостатки организационно-хозяйственной деятельности, поведение отдельных лиц, природные явления. При этом криминогенная ситуация во временном отношении может иметь длительный характер или кратковременный. В пространственном отношении она может распространяться на большую территорию (голод в стране), а может концентрироваться в ограниченном пространстве (квартирный конфликт).

По объему воздействия криминогенная ситуация может касаться одного человека или узкого круга лиц, а может иметь и массовый характер (катастрофа), в зависимости от содержания и значения для субъекта преступления выделяют проблемную и конфликтную ситуацию. В то время, как первая связана с определенными трудностями и препятствиями, которые мешают преступнику достичь поставленной цели, вторая носит более обостренный характер и связана с разного рода столкновениями и острыми противоречиями между интересами субъекта преступления и других лиц.

При этом важно подчеркнуть, что криминогенная ситуация может быть создана как противоправными, преступными действиями самого субъекта преступления, его соучастниками, посторонними людьми, так и стихийными силами природы. В том случае, когда криминогенная ситуация возникла в результате правомерных действий, вопрос об их устранении отпадает.

По совокупности обстоятельств, подлежащих выявлению и устранению в уголовном производстве, то среди тех, которые напрямую связаны с предметом доказывания, наиболее значимыми являются три группы факторов, способствующих совершению преступления. К первой группе относят конкретные внешние обстоятельства, побудившие лицо к совершению преступления. Сюда входит все то, что вызывает у человека решимость совершить преступление (при намерении) или решимость совершить другое действие, что в случае отсутствия надлежащего предсказания ведет к наступлению вредных последствий (при неосторожности). К этой же группе относят и непосредственный повод к совершению преступления. При этом считается, что ни внешняя обстановка, предшествующая совершению преступления, ни повод, не могут породить решимости совершить общественно опасное действие или бездействие, если субъект не имеет в своем сознании более или менее устойчивых антиобщественных навыков, взглядов и привычек. Последние, в свою очередь, составляют вторую группу обстоятельств, способствующих совершению преступления, то есть являются условиями нравственного формирования личности.

К другой группе относятся обстоятельства, способствующие достижению преступного результата. Эта группа отличается от предыдущих тем, что, во-первых, она в большей степени связана с объектом преступного посягательства, а во-вторых, обстоятельства, способствующие совершению преступления, могут и не влиять на возникновение преступного умысла. Кроме того, обстоятельства этой группы, в свою очередь, можно классифицировать на физические (технические), организационные и психологические условия, способствующие совершению преступления.

К физическим (технических) условиям относятся особенности места и времени совершения преступления, оснащенность преступника, а также наличие предметов и обстоятельств внешнего мира, облегчающих совершение преступления. В качестве примера организационных условий приводят недостатки в учете, контроле, обеспечении безопасности людей и имущества, а также другие обстоятельства, помогающие преступнику реализовать преступный умысел. Психологические условия, как правило, связаны с безразличным отношением населения и представителей правоохранительных органов к преступности, что, несомненно, облегчает совершение общественно опасных деяний.

Безусловно, представленные классификации имеют важное теоретическое и практическое значение для выяснения сущности рассматриваемых категорий. Однако, они носят в основном сугубо теоретический характер, что ограничивает возможности их практического применения в правоохранительной деятельности, и в первую очередь во время расследования. Более полезным с прикладной точки зрения является разделение обстоятельств, способствующих совершению преступления, на следующие группы:

Обстоятельства, связанные с лицом, совершившим преступление (неблагоприятные условия формирования личности и т.п.);

Обстоятельства, существующие независимо от лица, совершившего преступление (недостатки в охране собственности, ненадлежащий учет материальных ценностей и т.п.).

Анализ причин и условий конкретного преступления, индивидуального преступного поведения подчинен непосредственно практическим задачам предупреждения и выявления преступности. Причины и условия конкретного преступления, индивидуальные обстоятельства его совершения могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее, поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.

Социально-психологические явления – взгляды, традиции, привычки – часто называют субъективными детерминантами преступности, а все то, что находится вне индивида и влияет на его психологию, – объективными ее детерминантами. Это криминологическая классификация. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет и иную, философскую, интерпретацию.

С этой точки зрения субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности. Объективные детерминанты преступности связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.).

Мотивации преступного поведения. Предпосылкой поведения человека, источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению появившегося дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий, и на основе этого формируется целенаправленное действие. Таким образом, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.



Мотивация – это обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула обусловлена не только его объективными качествами, но и мотивационным состоянием организма (утолив голод, организм не станет реагировать даже на самую вкусную пищу).

Обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы, или программы, поведения могут быть либо врожденными, инстинктивными, либо основанными на индивидуальном опыте, либо заново созданными из элементов опыта.

Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности, включая его в фонд полезных действий. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим поисковой деятельности. Таким образом, мотивация – это индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.

В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно-опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – потребность проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности.

Виды мотивационных состояний. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.

Установка – это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом, возникающая на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается. Различаются следующие виды установок.

1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвоночника к движению головы).

2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).

3. Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).

4. Когнитивно-познавательная установка (например, предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств, оправдательные доказательства отступают на второй план).

Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.

Интерес – избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не является прямолинейной, а иногда она и не осознается вовсе.

В соответствии с потребностями интересы подразделяются по следующим основаниям:

По широте (ограниченные и разносторонние);

По устойчивости (кратковременные и устойчивые).

Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара).

Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.

Желание – это мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но ситуация удовлетворения может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением . Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением .

Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.

Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями , а при навязчивом тяготении к определенной группе объектов – влечениями .

Как таковых преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за общественно опасное противоправное деяние, а не за смысл данного действия для данной личности. Таким образом, мотивация преступного поведения в целом не отличается от мотивации поведения вообще. И в том и в другом случае действуют те же установки, интересы, желания, стремления и влечения. Единственное отличие заключается в реализации мотивов.

С точки зрения нравственно-психологической свобода воли преступника определяется степенью отклонения социальных установок личности от положительных стереотипов. Чем более лицо заражено антиобщественными взглядами и привычками, тем выше его способность избрать общественно опасный вариант поведения и тем выше свобода его «преступной» воли. Так, авторы одного из учебников по уголовному праву рекомендуют суду выяснять степень нравственной испорченности субъекта для установления того, явилось ли рассматриваемое преступление логическим завершением антиобщественной ориентации личности, либо оказалось случайным явлением на его жизненном пути.

Нравственный и психологический моменты свободы воли характеризуют единое свойство личности преступника, поэтому и оценка конкретной степени свободы воли зависит от одновременного учета ее формальной и содержательной сторон. Так, наличие большого преступного опыта у лица позволяет сделать вывод не только о его нравственной испорченности, но и о возросшей способности действовать со знанием «преступного дела».

Сильная или слабая воля может относиться как к морально воспитанному, так и к аморальному лицу. Поэтому субъект с «безнравственной», но сильной волей в случае совершения преступления действует при прочих равных условиях «свободнее», чем слабовольный субъект. Таким образом, степень произвола, свободы воли преступника в совершенном деянии тем выше, чем выше его способность действовать со знанием «преступного дела», руководить своими действиями, и тем более морально испорченным он является.

В заключение необходимо отметить, что лица, совершившие преступление, не обладают подлинной внутренней свободой (так называемой свободой воли).

Широко рассмотрены в криминологии, где изучаются возможности предотвращения будущих противоправных деяний и расследования предшествующих событий. Это необходимо и для исключения формирования условий, в которых человек способен совершить преступление. Так, к примеру, пьянство и безработица способны в разы повысить риски криминогенности в регионе.

Процесс формирования предпосылок к осуществлению противоправного деяния

Механизмы индивидуального преступного поведения рассматривают далеко до начала зарождения мотива к осуществлению задуманного. Учитывают окружение человека, его социальный уровень, рабочую среду. Анализируется психофизиологическое состояние, умственные способности.

Рассматривая механизмы индивидуального преступного поведения, выделяют несколько последовательных этапов зарождения мотива к противоправному деянию. У каждого индивида должны пройти все 3 стадии. Если миновать хотя бы одну из них, у человека возрастает шанс вовремя остановиться и задуматься о последствиях.

Этапы механизма индивидуального преступного поведения:

  • Осознанность будущего поступка. Часто это длительный внутренний процесс формирования мотивации. Побуждать к противоправному действию могут окружающие обстоятельства, личные размышления, базирующиеся на накопленном жизненном опыте.
  • Утвердившиеся намерения. Человек подробно продумывает метод совершения проступка, выбирает жертву и оправдание для себя. Намечен четкий план действий, выбрано орудие преступления, место, где должно все произойти.
  • Складывается ситуация в механизме индивидуального преступного поведения, называемая противоправным физическим актом или деянием, опасным для общества.
  • Механизмы преступного поведения включают психологические терзания индивида после осуществления противоправного акта.

Период формирования условий для проступка

К основным элементам механизма индивидуального преступного поведения относят: мотивацию, планирование, исполнение. Первый формируется под влиянием внешних условий. К ним относят уровень социальной защищенности, коллективное влияние, военные действия.

Основные элементы механизма индивидуального преступного поведения не реализуются без мотивации. Она выступает как первоисточник для побуждения человека к действию. Может появляться при нехватке благ: денег, пищи, других потребностей.

Часто мотивация формируется независимо от воли человека. Однако само действие происходит осознанно по заранее продуманному плану. Психологический механизм индивидуального преступного поведения работает всегда под влиянием внешних условий:

  • Расслоение доходов в обществе.
  • Праздный образ жизни окружающей человека группы: тунеядство, алкоголизм, презрение положительных качеств общества.
  • Преступное окружение, где воровство и другие более тяжкие поступки воспринимаются как норма поведения.

Планирование

Структура механизма индивидуального преступного поведения включает период, когда человек досконально продумывает метод и время своего поступка. Им учитываются инструменты, которыми будет совершено противоправное действие. Выбираются подходящие события.

Планирование - неотъемлемая часть преступления. Так как любое противоправное действие происходит осознанно, а значит, умышленно. Временные рамки человек вынужден учитывать. Это и старается доказывать криминалистика, указывая на виновность в проступке.

Объединяясь с мотивом, планирование преобразуется в действие. Цель и метод его реализации зависят от множества факторов, обусловленных жизнедеятельностью человека. Здесь большую роль играет накопленный опыт предыдущих лет, привычки, цели.

Положительный образ жизни не всегда исключает появление мотива. Так, преступление может быть совершено из-за зависти более удачливому оппоненту или из-за расовой ненависти. Планирование начинается только тогда, когда человек четко определил конечную цель.

Мотивы

Криминалистами рассматриваются причины, условия и механизм индивидуального преступного поведения. Первая составляющая определяет начальную стадию, когда человек впервые задумывается о совершении проступка. Эти мысли возникают по многим причинам:

  • потребности материальные, сексуальные;
  • психологические отклонения;
  • ощущение опасности;
  • желание завладеть знаниями.

По условиям, в которых ежедневно находится человек, криминалисты в состоянии определить, будет ли он в будущем способен совершить преступление. Так, новые законы способны перевести законопослушных граждан в категорию преступников лишь одной формулировкой. Само же понятие механизма индивидуального преступного поведения относят больше к внутренним противоречиям индивида. Рассмотрим их подробнее.

Понятие психологического механизма индивидуального преступного поведения рассматривается исходя из двух точек зрения:

  1. Мотив потребностей материальных.
  2. Потребностей социальных.

Материальные мотивы менее агрессивные и направлены на обогащение индивида. Здесь играют роль блага: деньги, предметы, драгоценности. Сюда относят все то, что можно забрать, ощутить физически.

Социальные потребности относят к благам морального плана. Они порождают преступления во имя веры, сексуального характера, удовлетворения личных амбиций. Мотив возникает из-за злости, ненависти, личных убеждений, ради самоутверждения.

Виды потребностей

Мотив, возникающий на основе потребностей материальных, может быть нескольких видов в зависимости от некоторых условий:

  • Жизненно необходимые потребности порождают преступную деятельность. Так, человек совершает противоправный поступок для добычи пропитания, когда другого выхода не остается.
  • Мотив преступления может сформироваться и при потребностях, обычных для данного общества.
  • Завышенные потребности также толкают человека на преступление. Это проявляется при желании иметь больше, чем у окружающих. Иначе это стремление называют гипертрофированным для данного общества.
  • Отдельное место в криминалистике занимает исследование извращенных потребностей. Мотив к преступлению здесь наиболее вероятен. Он возникает на фоне алкоголизма, наркомании, игры на деньги. Эти желания человека направлены на причинение ущерба обществу, иначе они называются извращенными.

Материальный мотив определяет механизм индивидуального преступного поведения, и его элементы рассматриваются с позиции желания индивида обогатиться за счет окружающих. В эту группу входит большинство мелких и средних по ущербу преступлений.

Мотив, возникающий из-за социальных потребностей, появляется ради удовлетворения психологической составляющей преступника. Противоправные действия становятся результатом мести, ненависти расовой или классовой, зависти. Индивид действует ради собственного самоутверждения или повышения значимости в обществе.

Система ценностей как барьер к формированию мотива

Рассматривая механизм индивидуального преступного поведения, понятие и элементы стараются классифицировать по психологической составляющей. Так, мотив часто возникает благодаря проявлению интереса, чувств негативных и положительных, влечения (чаще полового), эмоций. Целью поступков может быть удовлетворение физических потребностей, жажды власти, получения похвалы и одобрения окружающих.

Каждому индивиду с ранних лет прививается система ценностей, которая становится барьером на пути совершения преступления. Совесть, страх перед не дают совершить противоправное действие. Но часто именно эти ценности делают человека заложником ситуации, когда другого пути уже не остается. Это возможно в периоды кризисов, безработицы, стихийных бедствий.

Система ценностей необходима обществу. Она может выполнять негативные функции:

  • Мотив укрепляется за счет убеждений общества, перекрывая собственные. Медийные организации влияют на формирование антиобщественных действий.
  • В истории имеются примеры, когда религиозные или политические убеждения становились мотивом для преступного деяния нескольких миллионов людей. Это происходило и происходит при национализме. Поколения растили на основе религиозных лжеучений, называющих целые страны отступниками и призывающих к убийству неверных.

Реализация задуманного

В механизме индивидуального поведения выделяют несколько вариантов деяния, в зависимости от сложившихся обстоятельств. Рассмотрим их, как отдельные группы преступлений:

  • Конкретизации мотива еще не произошло. В действиях наблюдается спонтанность. Чаще это происходит при смене обстановки на неблагоприятную и некомфортную для человека.
  • Работают инерционные механизмы поведения без намеченных целей и здравой оценки ситуации, когда человек не задумывается о последствиях своего поступка.
  • Мгновенная реакция на негативную ситуацию. Индивид воспользовался первым попавшимся на его пути инструментом.
  • Действие происходит без раздумий, ослаблен процесс осознания серьезности поступка. Преступник не в состоянии контролировать себя.
  • В криминальном процессе отсутствует действие разума, присущи больше механические движения. В этом случае основная часть преступления совершается без смысловой нагрузки.
  • В последнем случае весь период преступления совершается под влиянием одного лишь бессознательного состояния. Большую часть занимает психический процесс.

Каждое противоправное деяние является результатом действия мотива. Криминология выделяет источники формирования сознательные и бессознательные. Тогда как уголовное право выделяет только умышленные преступления.

Объективная действительность и внутренняя составляющая

Каждое противоправное действие есть результат некоторой взаимосвязи психического состояния человека и окружающей действительности. Внешние факторы определяют направленность поступка.

Можно выделить несколько звеньев в формировании индивидуального преступного поведения:

  • Становление личности. В этот период внешняя среда оказывает максимальное действие на формирование внутренних качеств. Определяются социальные нормы.
  • Социальная среда оказывает негативное действие. У индивида формируется антиобщественное видение мира, вырабатываются пагубные привычки. Так, воровство становится нормой в некоторой группе. Переместившись в новое место, индивид уже не может избавиться от преступного навыка.
  • Риск преступления повышается, когда у индивида уже сформировались антиобщественные социальные нормы, и он попадает в кризисную жизненную ситуацию.

Окружающая действительность

Большинство исследователей данного вопроса сходятся во мнении, что в криминогенной ситуации отходят на задний план личностные установки человека. Сознание и воля полностью подчиняются текущему процессу, подавляются стрессом, конфликтными событиями. С другой точки зрения, антиобщественные настроения индивида могут возобладать над разумом, и в благоприятных условиях совершается преступление.

Фактор внутренних антиобщественных настроений играет существенную роль в совершении противоправного деяния, но его рассматривают в совокупности со сложившимися условиями.