Ь знак в конце существительных после шипящих. Слово тиш пишется без мягкого знака или с мягким знаком

Ь знак после шипящих на конце слова пишется:

1) у сущ-ых 3 скл., ж.р. в им..п. ед. ч.

Например: рожь, ночь, вещь.

2) у глаголов во всех формах, при этом ь сохраняется и перед –ся, -те.

Например: беречь – беречься, режь – режьте (гл. в повелительном накл.)

3) у наречий. Например: сплошь, навзничь, настежь.

Ь знак не пишется:

1) у сущ-ых муж. рода в им. п. ед. ч.

Например: гараж, камыш.

2)у сущ-х ж. и ср. рода в род. падеже мн. ч.

Например: много туч, нет крыш.

3) у кратких прилагательных.

Например: хорош, горяч.

4) у наречий – исключений: уж, замуж, невтерпёж.

Рассказать о правописании безударных гласных в корне слова.

Гласные звуки под ударением произносятся отчётливо и ясно, на письме они обычно обозначаются «своими» буквами, а гласные звуки в безударном положении произносятся неясно. Например, звук о в безударном положении произносится близко к а. Поэтому нужно знать, как проверять безударную гласную в корне слова.

Для проверки безударной гласной в корне слова надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы этот звук оказался под ударением.

Например: удивительный – диво, тяжёлый – тяжесть.

Билет 2

Дефис в наречиях и местоимениях.

Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признак признака и отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? зачем? и как?

Дефис в наречиях пишется:

в наречиях с приставкой по-, оканчивающихся на суффиксы –ому, -ему, -и

Например : по-новому, по-русски

в наречиях с приставкой в- (во-), оканчивающихся на суффикс –ых (-их)

Например: во-первых, в-третьих

в наречиях, образованных повторением слов или из однокоренных слов.

Например: еле-еле, мало- помалу

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.

Местоимения с частицами –то, -либо, - нибудь, кое- пишутся через дефис: Например: какой – то, кое – кто, какой – нибудь

Если частица кое- отделена от местоимения предлогом, то она пишется отдельно Например: кое у кого

Правописание гласных и согласных в приставках.

1) Всегда одинаково, независимо от произношения, пишутся согласные и гласные в большинстве приставок: об-, от-, над-, под, пред-, в-, с-, пере-, до-. Например: обмерить, отпить, надписать, ввоз, сделать, добежать

2) В приставках, оканчивающих на з- (с-), перед гласными и звонкими согласными пишется з-, а перед глухими с-.

Например:разб ежаться, но расп исаться

В словах здесь, здание, здоровье, ни зги всегда пишется з, т.к. здесь з не приставка, а часть корня.

В приставках роз- (рос-)- раз- (рас-) под ударением пишется о, без ударения – а Например:роспись, но расписка

Билет 3

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.

Все слова в русском языке можно разделить по группам, которые называются частями речи. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

− общее грамматическое значение.

− морфологические признаки.

− синтаксические признаки.

Все части речи делятся на две группы – самостоятельные и служебные.

Признаки самостоятельных частей речи:

− Передают в речи основную информацию.

− Отвечают на вопросы.

− Обозначают предметы, признаки, действия и т.д.

− Являются членами предложения.

Признаки служебных частей речи:

− Служат для связи слов.

− Не отвечают на вопросы.

− Не обозначают предметов, признаков, действий и т.д.

− Самостоятельно не являются членами предложения.

Особое место среди частей речи занимает междометие, т.к. междометия не называют ни предметов, ни признаков, ни действий и не служат для связи слов. Они передают наши чувства. (Бр-р) – что обозначает холодно.

Образование действительных и страдательных причастий.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.

Действ. прич. наст. вр. образуются от основы глаголов несов. вида настоящего времени I спр. с помощью суффиксов –ущ, -ющ и II спр. с помощью суффиксов –ащ, -ящ.

несут(1 спр.) – несущий

лечат (2спр) – лечащий

Дейст. прич. прош. вр. образуются от основы инфинитива или от основы глагола прош. вр. сов. и несов. вида с помощью суффиксов –вш и ш-. Суффикс вш- прибавляется к основе глагола, оканчивающейся на гласную, а суффикс ш- прибавляется к основе глагола, оканчивающейся на согласную. (зависеть – зависевший; нёс – нёсший)

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов несов. вида наст. вр. I спр. с помощью суффикса –ем (-ом) и от основы II спр. с помощью суффикса –им.

Страд. прич. прош вр. образуютя от основы инфинитива или от основы глагола пр. вр. сов. и несов. вида с помощью суффикса –нн- от глаголов на –ать, -ять, суффикса -енн от глаголов на –ить и суффикса -т-

(собрать – собранный, отправить – отправленный, колоть – колотый).

Билет 4.

Звуки речи. Гласные и согласные звуки.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой. С фонетикой тесно связана орфоэпия. Это раздел науки, который изучает произношение.

В русском языке 6 гласных и 36 согласных звуков. Гласными называются звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой – либо преграды. Гласные звуки: а, о, у, э, и, ы.

Согласными называются звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую – нибудь преграду. Согласные звуки: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, и др.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие только из шума.

Зв. б в г д ж з л м н р й

глух: п ф к т ш с х ц ч щ

Звуки ш ж ч щ – шипящие

Звуки л м н р й – сонорные, всегда звонкие

Всегда глухие: х ц ч щ

Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие:

Всегда твёрдые: ж ш ц

Всегда мягкие: ч щ й

Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами:

1) с помощью ь

2) с помощью букв е, ё, и, ю, я

Буква е, ё, ю, я после согласной имеют один звук, а после гласных, ъ и ь и в начале слова имеют два звука. Например: (свои примеры)

Гласные звуки под ударением произносятся отчётливо и ясно, на письме они обычно обозначаются «своими» буквами, а гласные звуки в безударном положении произносятся неясно. Например, звук о в безударном положении произносится близко к а, звук и близкое к ы. Например:

Рассказать о правописании И-Ы после Ц.

В древнерусском языке согласный ц был мягким. Но со временем стал твёрдым. Буква и после ц не обозначает мягкости звука.

После ц пишется ы:

в окончаниях сущ-х мн.ч. (огурцы)

в окончаниях прил-ых (бледнолицый)

в суффиксах прилагательных (птицын, царицын)

в словах цыган, цыплёнок, цыц, цыкнуть, на цыпочках

В остальных случаях пишется буква и.

1) В словах на –ция Например:(акция, дикция)

2) В корне слов (циркуль, цифра)

Билет 5.

Что изучает морфемика? Основные морфемы русского языка.

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова. Слова состоят из значимых частей: приставок, корней, суффиксов и окончаний. Эти части называются общим словом – морфемы.

Окончанием слова называется его изменяемая часть, которая служит для связи слов и выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание может быть нулевым. Оно не выражено звуком и на письме не обозначено буквой.

Часть слова без окончания называется основой.

Корень – это общая часть родственных слов, в котором заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называют однокоренными.

Например: мир, мирный, примирить.

Чтобы правильно найти корень слова, надо подобрать однокоренные слова. Например: беда, бедность, бедный.

Есть слова с такими корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения. Такие слова не являются однокоренными (родственными)

Например, слово водный не будет однокоренным слову вывод, хотя в обоих словах корень вод.

Приставки и суффиксы – значимые части слова. Они служат для образования новых слов.

Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем, обычно служит для образования новых слов.

Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня, и служит для образовании новых слов.

Например: улица – переулок, вода – подводный.

Часть речи

Правило

Примеры

Существительное

Ь пишется – ж.р. 3 скл.ед.ч.

Молодёжь, роскошь

Ь не пишется

м.р. 2 скл. ед.ч

Сторож,ключ, плющ

Задач,груш, училищ

Прилагательное

В кратких прилагательных с основой на шипящую Ь не пишется

Свеж, горяч, хорош

Глагол

Неопределенная форма

Беречь, обжечься

2 лицо ед.число

Можешь, рисуешь

Повелительное наклонение

Намажь, не плачьте

Наречие

Всегда (искл. уж, замуж, невтерпёж)

Вскачь, настежь, сплошь

Частицы

Лишь, бишь, ишь, вишь

Примеры для орфографической разминки:

Реч ь , молодёж ь , мыш ь , дич ь , ноч ь , полноч ь , доч ь , печ ь , ретуш ь , суш ь , теч ь , тиш ь. Камыш , товарищ , нож , платёж , фарш , калач , борщ , гараж , монтаж , грош , тягач , обруч , лещ , овощ , плащ , плач, Дач , рощ , зрелищ , пожарищ , крыш , встреч , тысяч Свеж , пригож , погож , вхож , похож , непохож , схож , рыж , бесстыж , дюж , неуклюж , широкоплеч , охоч , неохоч , певуч , живуч , прыгуч , тягуч , везуч , невезуч. Учиш ь , учиш ь ся , носиш ь , носиш ь ся , несёш ь , несёш ь ся, теряеш ь , теряеш ь ся , спиш ь , выспиш ь ся, познаком ь те , познаком ь ся ; брос ь , брос ь ся , брос ь те , брос ь тесь ; отреж ь. Сплош ь , вскач ь , проч ь , напроч ь , точ ь -в-точ ь , навзнич ь , настеж ь , наотмаш ь , невмоч ь.

Упражнение № 1. Объясните правописание Ь, обозначьте орфограмму, указывайте часть речи.

ово щ

Сущ, 2 скл, м.р.

Не плачьте

сведу щ

Краткое прилагательное

увлечься

любуешься

преходящ

взаимопомощь

развлечёшься

расплачешься

хранилищ

обожжёшься

подстеречь

наотмашь

обнаружьте

Упражнение № 2. Данные существительные поставьте в Р.П. мн. ч, составьте словосочетания с подчинительной связью управление.

Упражнение №3. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные с основой на шипящий, запишите, обозначьте орфограмму .

сторожевой

плюшевый

молодёжный

помогать

лучистый

маршировать

бородатый

речистый

Упражнение № 4. Запишите имена существительные в Р.П. мн. числа

Упражнение № 5. Замените полные формы имён прилагательных краткими. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. Каким членом предложения являются краткие прилагательные?

хороший друг

пригожий юноша

тягучий мёд

дремучий бор

бесстыжий человек

горячий кофе

широкоплечий юноша

чернокожий полицейский

похожий на отца сын

трескучий мороз

рыжий малыш

тощий гусь

подходящий случай

Упражнение № 6. Измените глаголы по образцам .

обидятся

обид ишь ся

поднимутся

возвращают

изгибают

присмотрят

вырастят

выспятся

    Объясните правописание окончаний глаголов в форме 3-его лица мн. числа.

съесть

Съеш ь , съеш ь те

нарезать

намазать

не плакать

спрятаться

утешиться

назначить

умножить

сбережёшь

Сберечь, сберечься

испечёшь

отвлечёшь

рассечёшь

бережёшь

Упражнение №7. Найти соответствие словосочетаний синонимичным наречиям на шипящий, обозначьте орфограмму .

Упражнение № 8. Заполните графы таблицы (указывайте только номера слов)

1) смаж_ 2) замуж_ 3) молодёж_4) навзнич_ 5) тягач_ 6) сокровищ_ 7) суш _ 8) преследуеш_ 9) могуч_ 10) уж_ 11) вхож_ 12) спряч_тесь 13) вещ_ 14) свеж_ 15) тощ_ 16) скрипач_ 17) напроч_ 18) сбереч_ 19) тиш_ 20) калач_ 21) неуклюж_ 22) хорош_ 23) коттедж_ 24) мелоч_ 25) запряч_ 26) прилеч_ 27) брош_ 28) хронометраж_ 29) горяч_ 30) работящ_ 31) роскош_ 32) принесёш_ 33) рассеч_ 34) реч_ 35) патронтаж_ 36) всезнающ _ 37) электропеч_ 38) высушиш_ 39) рассчитаеш_ся 40) фальш_ 41) престиж_ 42) реванш_ 43) клеиш_ 44) занемоч_ 45) силач_ 46) санврач_ 47) арбитраж_ 48) блестящ_ 49) иш_ 50) пахуч_

Тема урока: «Мягкий знак в конце существительных после шипящих»

Цель урока: познакомить с правилом правописаниямягкого знака после шипящих в конце существительных.

Развивать речь детей, словарный запас, творческое мышление.

Воспитывать трудолюбие, желание находить выход из проблемной ситуации.

Оборудование:

· таблица правописания мягкого знака в конце существительных после шипящих;

· презентация птиц с использованием ПК и проектора;

· макет ёжика, несущего шипящие буквы;

· картинки для оформления путешествия.

Ход урока.

I . Организационный момент

Сегодня весенний солнечный денек и мы, взяв палитру и краски, отправляемся с вами на поезде в путешествие в страну «Словарию», делая по пути интересные зарисовки. Сели, поехали. Выглянем в окно, по сторонам дороги стоит проснувшийся от зимней спячки весенний лес. Ветви деревьев покачиваются от свежего ветерка и поют свою весеннюю песенку. Сделаем зарисовку. (На магнитной доске появляется зарисовка леса)

II.Ка ллиграфическая минутка

Ьььь

Муравьи, пень

Для чего нам нужен мягкий знак? (Повторение о написании мягкого знака)

III . Словарная работа:

Едем, любуемся природой, какое интересное дерево, листочков еще нет, но толстые коричневатые почки говорят о том, что дерево пробудилось, живет, дышит и радуется приходу весны. Зарисуем и его. (На магнитной доске появляется зарисовка дерева)

Называю три слова сразу, вы запоминаете их и правильно записываете:

Береза, ветер, деревня

Осина, север, соловей

Взаимопроверка работ учащимися.

IV . Работа по теме урока:

1.Создание проблемной ситуации и поиск путей выхода из нее.

А вот спешит по своим делам колючий ежик, «возьмем» его на свою картину. (На магнитной доске появляется рисунок ежика)

А вот и сам ёжик с шипящими буквами

- Что мы знаем про эти буквы?

Мягко слышится – твердо пишется (ча, ща)

Твердо слышится, мягко пишется (жи, ши)

В алфавите только четыре буквы, обозначающие шипящие звуки, но сколько хлопот они приносят.

- Образуйте от слов “мощный”, “ночной”, “лучистый”, “багажный” однокоренные имена существительные, запишите их.

- Как записали шипящие в конце слова, почему?

- Какое правило “изобрели”?

Чтение правила на странице 41 учебника Русского языка

- Давайте заполним таблицу:

Пишется ь

Не пишется ь

Сущ. женск. рода

рожь

тишь

помощь

Сущ. муж. рода

нож

меч

грач

2. Работа над усвоением правила:

За окном мы видим ребят, которые встречают птиц и вешают скворечник, сделанный своими руками. Давайте сделаем зарисовку. (На магнитной доске появляется рисунок скворечника)

- Напишите правильно слова, заменив синонимами данные понятия и назвав их одним словом:

Часть суток после вечера ночь

Мясо, пропущенное через мясорубку фарш

Доктор врач

Мелкие деньги мелочь

Маленький ребенок малыш

Молодое поколение, молодые люди молодежь

Всякое изделие, предмет вещь

То, что мы слышим, произносим, читаем, пишем речь

Человек, который охраняет ценности, имущество сторож

V . Закрепление по теме урока.

Такой звонкий чистый ручеек бежит, поет, сверкает на солнце чистым серебром. Поместим его на нашу картину. (Добавляем на картину зарисовку весеннего ручейка)

1. Соотнесите имена существительные с подходящими по смыслу именами прилагательными:

Красивая нож

Острый глушь

Строгий ландыш

Лесная вещь

Пахучий рожь

Золотая завуч

Запишите только те сочетания слов, которые можно употребить в прямом и переносном значении с одним и тем же прилагательным (золотая вещь, рожь)

2. Отгадайте загадки (работа в группе)

Птица грач хлопочет возле своего гнезда, зарисуем и его. (На магнитной доске появляется рисунок грача)

Запишите отгадку:

1 группа

1.Ползун ползет, иголки везет.

2. Шевельнул бороздкой гном,

И вошел хозяин в дом.

3. Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут.

2 группа

1.Белые горошки на зеленой ножке.

2. Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

3. Он признался ножу:

«Без работы я лежу

Построгай меня, дружок,

Чтобы я работать мог ».

3 группа

1.Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

2. Растет на суше,

Голова из плюша .

3. Что за весенняя первая птица

Любит за плугом ходить и кормиться?.

Запишите любых три отгадки.

- От существительного «печь» образуйте однокоренное прилагательное, разберите по составу.

3.Письмо с комментированием:

А камыш так и остался стоять с прошлой осени, вот только пожелтел, зарисуем и его. (Помещаем рисунок камыша)

Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

(И.Никитин)

- В первом предложении найдите грамматическую основу, сделайте морфологический разбор слова «тишь»

4. Викторина «Знаешь ли ты птиц» (Использование ПК и проектора)

Клин журавлей летит с юга, кричат журавли, радуются возвращению на свою Родину. Как не зарисовать их! (На магнитной доске появляется клин журавлей)

А.) Какая птица быстрее всех летает? (стриж)

Б.) Какая птица, кроме названия коростель, имеет еще одно название? Большую часть пути с юга она шагает пешком, она является объектом спортивной охоты. ((дергач)

В.) Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах. Часто люди держат ее в клетке. Герой одной из басен И.Крылова. (чиж)

Г.) Название какой птицы составлена из звуков, которые издают эти птицы? «Гра-гра», - кричит птица. (грач)

Д.) Полезная птица отряда совиных, уничтожает грызунов и крупных насекомых, подлежит охране. (сыч)

Как средством языка показано, что слова «стриж», «дергач», «чиж», «грач» существительные мужского рода?

- Используя название одной из отгаданных птиц, составьте предложение. (По дороге важно ходит черный грач.)

VI. Итог урока.

Вот и приехали мы в страну « Словарию». Посмотрите, что получилось на магнитной доске?

Как называется картина о природе? (пейзаж)

Объяснение орфограммы. Запись нового словарного слова в тетрадь.

- С каким правилом познакомились сегодня на уроке?

- В нашем языке таких слов очень много, и несмотря на то, что орфограмма кажется очень легкой, допускается немало ошибок, поэтому будем отрабатывать эту орфограмму, а данные слова я поместила в специальный словарик.

Домашнее задание – упражнение 451.

Слово тиш пишется без мягкого знака или с мягким знаком?

    Слово **тишь ** пишется с мягким знаком.

    Существительные женского рода,3 склонения,оканчивающиеся на шипящую согласную,пишутся с мягким знаком.

    Пример: ночь,речь,тишь,печь,мышь,плешь и так далее.

    Существительные мужского рода с шипящей согласной на конце,пишутся без мягкого знака.

    Пример: скотч, матч,спич, врач.

    Для того,чтобы понять,нужно писать мягкий знак в существитеоьных,оканчивающихся на шипящую,нужно лишь определить,какого рода существительное.

    Женского рода- пишем ь.

    Мужского рода - не пишем ь.

    Если слово на конце с шипящей женского рода, то тогда нужно писать мягкий знак. Поэтому слово "тишь" пишется с мягким знаком. Состоит слово из четырех букв т-и-ш-ь. Запоминаем написание или учим правило и пишем правильно.

    Чтобы определить, нужно ли написать мягкий знак в слове тишь, определим по контексту его род:

    Ночная тишь навевала сон.

    Тишь какая? ночная.

    Это существительное женского рода с нулевым окончанием в отличие от слов женского рода с окончанием -а/я (страна, земля). Отнесем его к третьему склонению. Ве существительные третьего склонения пишутся с мягким знаком:

    тишь, брошь, ветошь, картечь, речь, немощь, помощь.

    Мягкий знак в написании этих слов - своеобразный маркер, который поможет отличить их от существительных мужского рода второго склонения, которые, напротив, пишутся без мягкого знака, например:

    обруч, матч, вернисаж, экипаж, мякиш, малыш, плащ, плющ.

Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

Учить планировать и оценивать свою работу

Развивать память, мышление, внимание.

Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

Как вы понимаете её?

Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

1)Минутка чистописания

Жж Шш Чч Щщ ьь

Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

2)Фиксирование затруднения.

Назовите одним словом данные определения:

Футбольное соревнование (матч)

Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

Маленький ребёнок (Малыш)

Добыча охотника (дичь)

Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

матч, полночь, мякиш, дичь

Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

Составляется следующий алгоритм:

1. Определить часть речи.

2. Определить род.

3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

(Проверяем и сравниваем)

Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

– А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

В чём ловушка?

(Это совсем другая орфограмма).

4.Включение в систему знаний и повторение.

1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

5.Физминутка

Мы задания выполняли

И немножечко устали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам всем, друзья.

Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

6. Самостоятельная работа

1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

2)Игра «Четвёртый лишний»

Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

Кирпич… мелоч… ноч… доч…

Туш… ключ….вещ…. печ….

Грач….помощ…. палач….калач….

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

Продолжите фразы:

До этого урока я не знал(а)…

Теперь я знаю….

Могу…

Результатом своей работы на уроке я …..

На уроке я работал(а)…

Моё настроение…

Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!