Развитие сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Сложности интеграции: какое будущее ждет МФЦ? Последствия некачественной автоматизации

Правительство РФ опубликовало план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016 - 2018 годы (распоряжение Правительства РФ от 21 апреля 2016 г. № 747-р ). Так, предполагается, что будут расширены перечни как основных, так и сопутствующих услуг, которые оказывают МФЦ. Планируется также разработать и нормативно закрепить понятие схемы размещения МФЦ в регионах с тем расчетом, чтобы возможность их посетить имели не менее 90% жителей субъекта.

Во II квартале текущего года должны быть разработаны поправки, которые позволят посетителям МФЦ подать единое заявление на получение нескольких услуг. А узнать о ходе предоставления госуслуг россияне смогут посредством SMS-оповещения. Таким же способом будет организована обратная связь с клиентами МФЦ, что позволит получить оценку работы центров.

Можно ли подать через многофункциональный центр уведомление о начале деятельности юридического лица? Ответ – в "Энциклопедии решений. Корпоративное право"
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Ближе к концу года будет проведен пилотный проект по созданию специальных МФЦ для предпринимателей. Об этом в конце марта и Минэкономразвития России – первый такой центр должен быть открыт в Уфе. Предполагается, что предприниматели, в том числе начинающие, смогут проконсультироваться по вопросам ведения бизнеса, подать заявку на получение кредита, оформить заявление на предоставление льгот и т. д.

Возможно, что направить заявление о получении услуги можно будет через Единый портал госуслуг, а забрать документы – уже в МФЦ. Планируется также, что все МФЦ станут выдавать ключи простых электронных подписей.

Согласно плану быстрее получить государственные услуги смогут граждане, которым нужны выписки из ЕГРП или государственного кадастра недвижимости. МФЦ будут получать их от Росреестра в электронном виде, а потом – составлять на бумаге документ, подтверждающий содержание электронного документа. Это же относится и к документам, оформляемым при регистрации прав на недвижимость и кадастровом учете.

Не исключено, что изменится порядок предоставления отдельных услуг. Так, власти проработают вопрос об отказе от выдачи СНИЛС и сертификата на материнский капитал в форме бумажного документа. А сотрудники МФЦ могут получить полномочие заверять подлинность подписи заявителя при подаче документов на регистрацию или ликвидацию юридического лица.

Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги (получение паспорта, регистрация актов гражданского состояния, постановка на налоговый учет и пр.) в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

МФЦ могут создаваться централизовано и децентрализовано. Централизованная модель управления МФЦ предусматривает создание МФЦ субъектом Российской Федерации и формирование в муниципальных образованиях (городских округах, муниципальных районах) его обособленных подразделений (филиалов). Децентрализованная модель создания МФЦ на территории субъекта Российской Федерации предполагает создание отдельных (самостоятельных) МФЦ муниципальными образованиями.

26 мая 2014 года был представлен единый бренд для системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в стране. Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем в 2014 году начали открываться новые центры и офисы государственных и муниципальных услуг, а после прохождения стадии ребрендинга - начнут работать и действующие отделения по всей стране.

По данным на май 2014 года в 83 регионах России создано около 1200 МФЦ.

Основные функции МФЦ

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ , о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Утечки данных

2018: Копии паспортов россиян оказались на общедоступных компьютерах в МФЦ

16 ноября 2018 года стало известно о том, что копии паспортов и других документов россиян хранятся в открытом доступе на компьютерах многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ).

Развитие

2019

Возможность оплатить госпошлину не отходя от окна

Сбербанк активно поддерживает инициативы Московского Правительства по развитию современной инфраструктуры и цифровизации городской среды. Для нас очень важно обеспечить жителям столицы максимально комфортный доступ к необходимым финансовым сервисам и услугам во всех сферах деятельности,

сказал Вице-президент ПАО Сбербанк – председатель Московского банка Вячеслав Цыбульников

Открытие первого МФЦ в «Пятёрочке»

Возможность оплаты госуслуг в МФЦ

10 июня 2019 года стало известно, что россияне получили возможность оплачивать госуслуги прямо в многофункциональных центрах (МФЦ). Наличные деньги теперь можно передавать непосредственно сотрудникам МФЦ, также можно расплатиться банковской картой через терминал в самом центре. Принятые от граждан наличные будут вноситься сотрудниками МФЦ на банковский счет в течение пяти дней. Введенный порядок закреплен постановлением Правительства от 5 июня 2019 г. №725, с которым можно ознакомиться на сайте government.ru.

Раньше для оплаты госуслуг, заказанных в МФЦ, нужно было найти банковский терминал. Это создавало дополнительные затруднения для граждан, особенно если ближайшее отделение банка находилось далеко от МФЦ. Такая проблема была особенно характерна для малонаселенных районов, где банки не открывают отделения и не устанавливают банкоматы в силу экономической нецелесообразности. Кроме того, банки брали комиссию за транзакции, которую теперь не придется платить.

Максим Акимов: цифровизация убьет МФЦ

14 февраля 2019 года вице-премьер Максим Акимов заявил о том, что цифровизация в России может привести к исчезновению многофункциональных центров (МФЦ), поскольку любые документы можно будет оформить удаленно. Такое мнение он выразил в ходе ходе дискуссии на российском инвестиционном форуме в Сочи .

Когда мы радуемся МФЦ, это то же самое, как мы радовались хорошим детским домам, появились благотворители, это было действительно важно, но самое важное - это когда ребенок в семье. То же самое с МФЦ. Но я очень надеюсь, что программа цифровизации станет убийцей МФЦ, потому что человеку незачем будет никуда ходить вообще, - передает «Интерфакс» слова Максима Акимова.

По его оценкам, в рамках более 90% предоставляемых гражданам базовых услуг «человеку нечего делать вообще», так как они представляют собой совокупность признаков пользователя, которым он уже обладает. Человеку нужно лишь ответить на вопрос «да» или «нет», и по совокупности этих данных сервис принимает решение, например, о предоставлении лицензии, выдаче разрешения и т. п.

На вопрос президента и председателя правления Сбербанка Германа Грефа о том, сколько услуг россияне будут получать без общения с чиновниками через три года, Акимов ответил:

2017

Сбербанк начнет оказывать услуги МФЦ

По его словам, в отдельных регионах, испытывающих нехватку МФЦ, такие сервисы заработают уже в этом году. «Где-то в 30% субъектов федерации есть дефицит. Мы начнем с этих регионов», - отметил представитель Сбербанка. О каких именно субъектах идет речь, он, однако, не уточнил.

Также Сбербанк получат право регистрировать граждан России на электронном портале государственных и муниципальных услуг. «У нас только четверть населения имеет активную запись. Мы будем помогать человеку завести личный кабинет, чтобы он мог пользоваться электронными сервисами», - пояснил вице-президент Сбербанка.

Оплата госуслуг в МФЦ

В настоящее время такие платежи принимаются в отделениях сберегательных банков, банкоматах и терминалах. «Но они есть не везде, и людям иногда, чтобы заплатить деньги, нужно съездить за несколько километров, а то и десятков километров», - отмечал Медведев ранее, на заседании Правительства 15 июня 2017 г .

При этом в некоторых местностях, особенно в малонаселенных пунктах, отсутствует экономическая целесообразность открытия новых отделений или размещения банкоматов кредитных организаций, говорится в пояснении к подписанному документу.

Таким образом, подготовленный Минфином проект закона призван решить проблемы, связанные с территориальной удаленностью кредитных организаций от МФЦ, а также улучшению администрирования доходов бюджетной системы.

МФЦ возьмут на себя функции ЗАГСов

Многофункциональные центры предоставления госуслуг (МФЦ) будут наделены правом оформлять документы, прерогатива выдачи которых ранее принадлежала только ЗАГСам. В частности МФЦ смогут составлять записи актов гражданского состояния, выдавать свидетельства о рождении и смерти. Текст распоряжения Правительства о внесении в Госдуму подготовленного Минэкономразвития законопроекта, описывающий новые полномочия МФЦ опубликован на правительственном сайте. Документ был разработан в контексте существующего плана мероприятий по развитию системы предоставления госуслуг в МФЦ по принципу «одного окна» на 2016–2018 гг .

Документ подразумевает, что ЗАГСы свои функции также сохранят. «Полномочия по внесению исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, составленные МФЦ, а также их восстановлению закрепляются за органами записи актов гражданского состояния», - говорится в пояснительной записке.

МФЦ будут страховать имущество компаний и оформлять бизнесу микрозаймы

На базе многофункциональных центров предоставления госуслуг (МФЦ) начнут полноценно оказываться негосударственные услуги, необходимые для начала и ведения предпринимательской деятельности. Текст соответствующего постановления, подготовленного Минэкономразвития и подразумевающего появление МФЦ для бизнеса, появился на сайте Правительства .

В пояснительной записке к документу утверждается, что сеть обычных МФЦ на территории страны сейчас уже полностью развернута. При этом отмечается, что в ряде субъектов России практика организации деятельности МФЦ для бизнеса уже также сложилась.

«В 2016 году в 39 регионах реализован пилотный проект по созданию таких центров, - говорится на сайте Правительства. - В рамках пилотного проекта регионы продемонстрировали возможные модели организации МФЦ для бизнеса. В большинстве случаев МФЦ для бизнеса созданы на базе действующих многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (93%)».

Предполагается, что центры для бизнеса могут создаваться в обычных МФЦ путем создания дополнительных окон обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На базе МФЦ для бизнеса предоставляются такие услуги как разработка бизнес-планов, товарная и правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование имущества физических и юридических лиц, прием заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов и ряд других.

2013

В декабре 2013 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил:

«Задача – к концу 2015 г. обеспечить для 90% граждан доступ к получению услуг по принципу одного окна. Для этого нужно увеличить количество

18.11.2016, Пт, 13:22, Мск , Текст: Антон Кураш

Сокращение финансирования и отсутствие независимого мониторинга эффективности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ): эти вопросы обсудили участники III Ионического семинара. Он был посвящен проблемам информатизации и качества госуслуг МФЦ. Некоторые из экспертов назвали следующий год определяющим для судьбы этого института в России. Основная угроза - дефицит новых направлений развития, и, как следствие, потеря интереса к МФЦ со стороны и граждан, и органов государственной власти.

В третий раз у побережья греческого острова Корфу прошел Ионический семинар, посвященный проблемам информатизации и развития МФЦ. Выбранный организаторами формат - форсайт-регата. В ней приняли участие эксперты, которые и обсудили будущее многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Неформальная обстановка и компетентный состав участников (эксперты МФЦ и органов государственной власти, а также представители ИТ-компаний «ЭОС», «Находка», «ЭйТи Консалтинг») позволил обозначить ряд текущих стратегических проблем, с которыми могут столкнуться центры в ближайшее время.

Одной из ключевых стала мысль о том, что курирующие сферу МФЦ федеральные органы в последнее время ослабили поддержку регионов. По мнению директора института развития государственных услуг Сергея Юркевича , в условиях кризиса МФЦ придется бороться за бюджет и политическую поддержку проекта со стороны глав регионов с другими структурами, занимающимися предоставлением госуслуг. А ведь после того, как было анонсировано выполнение МФЦ страны ряда показателей, заложенных в «майских указах» президента, снизилось и финансирование проекта, и интерес к нему со стороны чиновников.

В условиях нехватки средств многофункциональные центры все чаще вынуждены искать дополнительные способы финансирования. Например, в Южно-Сахалинске МФЦ занимаются заполнением анкет трудовых мигрантов при оформлении документов. Однако сама идея центров - оказание безвозмездной помощи населению - минимизирует перечень возможных источников дополнительного дохода.

Вероятно, новые возможности по монетизации деятельности МФЦ откроются в сфере работы с большими данными, но этот вопрос пока остается на уровне концептуальной идеи, поскольку для его реализации необходимо понять, кто и как будет приобретать данные, которыми располагает организация.

Помимо участия в деловой программе, участникам Ионического семинара присваивается судовая роль

Последствия некачественной автоматизации

Одной из главных проблем эффективности является интеграция автоматизированных систем МФЦ с ведомственными АИС. От решения этого вопроса зависит качество и своевременность оказания услуги вне офисов госорганов.

В этой связи наиболее освещаемыми в последнее время вопросами стали выдача водительского удостоверения и оформление загранпаспортов непосредственно в МФЦ, без привлечения сотрудников профильных управлений МВД. Распоряжением Правительства от 21.04.16 №747-р был утвержден соответствующий план развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». Там и было оговорено расширение соответствующего перечня услуг. Позже отдельным постановлением (№755 от 03.08.16) был установлен и срок - 1 февраля 2017 г.

Но пока для реализации задуманного не предприняты главные организационные меры. В частности, не проведена интеграция информационных систем участвующих ведомств. Также нет понимания того, кто будет ответственен за закупку и настройку соответствующего оборудования для изготовления документов. Проект «Концепции программно-технических решений, обеспечивающих возможность оказания государственной услуги по оформлению и выдаче заграничных паспортов вне стационарных объектов ГС ПВДНП», подготовленный Минкомсвязи РФ предполагает, что до конца 2016 г. будут разработаны соответствующие ИТ-решения. Скорее всего, в течение ближайшего месяца станет понятна перспектива выполнения данной задачи, но пока информация на этот счет крайне скупа. На вопросы о том, каким будет взаимодействие информационных системы МВД и АИС МФЦ в части выдачи загранпаспортов, и будет ли к 1 февраля произведена интеграция двух систем, в Минкомсвязи РФ на момент выхода публикации не ответили.

В Минэкономразвития, говоря о взаимодействии МФЦ и МВД, говорят, что целевой моделью такого сотрудничества должен быть электронный формат. В ведомстве подчеркнули, что в министерстве внутренних дел планируется разработка отдельного сервиса СМЭВ для взаимодействия с МФЦ по вопросу замены водительских удостоверений. По итогам ввода его в эксплуатацию, системы МФЦ и МВД будут интегрированы. При получении услуги заявителю не нужно будет обращаться в подразделения ГИБДД, достаточно будет подать заявление в МФЦ и получить готовое водительское удостоверение. До окончания разработки сервиса взаимодействие между организациями будет осуществляться в бумажном формате. Впрочем, в МВД к моменту публикации также не сообщили никаких деталей грядущих инноваций.

Тем не менее, ситуация с электронным межведомственным взаимодействием вызывает у аналитиков скептические чувства. Есть основания предполагать, что не все технические и организационные меры будут отработаны к 1 февраля 2017 г. Например, взаимодействие МФЦ и ФНС при регистрации субъектов малого предпринимательства до сих пор происходит в бумажном виде. Показателен также пример взаимодействия с Росреестром: выдача выписок из единого реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) осуществляется не путем интеграции региональных АИС МФЦ с ведомственной системой Росреестра, а посредством доступа сотрудника многофункционального центра непосредственно в систему регистрирующего органа ПК ПВД (программный комплекс «приема и выдачи документов»). С января 2017 г. ЕГРП будет объединен с государственным кадастром недвижимости. Прогнозировать, как скажется это объединение на работе по выдачи выписок в службах «одного окна» - пока сложно.

Командная работа создает атмосферу для продуктивного диалога

Мониторинг деятельности МФЦ

На семинаре была поднята проблема независимого мониторинга деятельности МФЦ. Сейчас именно отсутствие такой системы - независимой от органов власти и ориентированной на гражданина - препятствует развитию проекта в сторону большей эффективности, независимого роста и ориентации на население. По мнению Сергея Юркевича, без независимого мониторинга МФЦ из передового проекта, снимающего административные барьеры, превратится в одно из типичных ведомственных окон, качество услуг в которых является условным, и регулируется исключительно виденьем руководства.

Также эксперт считает, что решению многих проблем проекта помогло бы создание общей базы знаний для МФЦ по принципу открытой канадской межведомственной базы GCpedia. В частности, это помогло бы выстроить горизонтальное экспертное взаимодействие между МФЦ, обучение и интеграцию новых сотрудников, оптимизацию межведомственных регламентов. Но здесь у ряда присутствующих нашлись контраргументы: слишком уж различны подходы к оказанию услуг от региона к региону. А значит и общую базу знаний сложно сделать одинаково полезной для всех.

При этом все профессиональное сообщество отмечает проблему типизации требований к оказанию госуслуг. Озадачено этой темой и Минкомсвязи, которое в будущем году должно разработать единый общероссийский стандарт для определенного перечня социально-значимых услуг с целью их приведения к единой универсальной форме. О необходимости типизации административных регламентов, обеспечении интеграции АИС МФЦ с ЕПГУ и внедрении принципа экстерриториальности оказания госуслуг, как точках приложения усилий развития служб «одного окна», говорила Татьяна Паршина , начальник отдела реализации прикладных программ и межведомственного электронного взаимодействия Липецкой области.

Еще одной смелой идеей, высказанной экспертами, стало предположение о возможном возвращении процессов оказания госуслуг обратно в ведомства. Сценарий может быть реализован, если МФЦ в скором времени окажется не в состоянии вывести качество своей работы на должный уровень. Оказание госуслуг дотируется из госбюджета, а потому органы власти наверняка проявят интерес к сохранению этого финансирования. Такой сценарий, впрочем, кажется маловероятным: показатели МФЦ запрограммированы майскими указами президента и обратный процесс вряд ли возможен.

Что такое Ионический семинар

Ионический семинар - уникальная площадка, запущенная в 2014 г. Институтом развития государственных услуг совместно с Русским Морским Корпусом. В ходе семинара в формате форсайт-сессии обсуждаются актуальные вопросы госуправления. Главным отличием от других подобных мероприятий является то, что эксперты и представители органов государственной и муниципальной власти находятся вместе в недельном морском походе, который гарантирует открытое неформальное общение, обмен информацией и продолжение дискуссии уже за пределами регаты. Ни один из круглых столов не нуждается в раскачке аудитории, что очень важно для продуктивного диалога и поиска ответов на вопросы.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ МФЦ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 года N 747-р

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Ярославской области на 2016 - 2018 годы.

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области - директора департамента экономики и стратегического планирования Ярославской области Троицкую Е.Н.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

3. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Исполняющий обязанности
Председателя
Правительства области
А.Л.КНЯЗЬКОВ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ПРИНЦИПУ "ОДНОГО ОКНА" В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2018 ГОДЫ

Утвержден
постановлением
Правительства области
от 08.08.2016 N 922-п

(в редакции Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Наименование мероприятия

Вид документа
(результат)

Срок исполнения

Ответственный исполнитель
(в установленном порядке)

I. Общие мероприятия по обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в МФЦ Ярославской области

Обеспечение возможности получения заявителем государственных услуг органов исполнительной власти области в любом МФЦ Ярославской области вне зависимости от места проживания, регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (по выбору заявителя)

доклад в Министерство экономического развития Российской Федерации

по отдельному плану
(начиная с 2017 г.)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

Доработка АИС МФЦ и обеспечение ее подключения к электронным сервисам ТФОИВ в целях организации взаимодействия в электронной форме в части предоставления государственных услуг, входящих в перечни, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления"

заключены дополнительные соглашения, предполагающие взаимодействие между ГАУ ЯО "МФЦ" и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов в электронном виде;

IV квартал 2016 г.
(по отдельному плану)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ",
ТФОИВ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Доработка АИС МФЦ и обеспечение ее подключения к электронным сервисам ОИВ и ОМСУ

заключены дополнительные соглашения, предполагающие взаимодействие между ГАУ ЯО "МФЦ", ОИВ и ОМСУ, обеспечено взаимодействие в электронном виде с помощью электронных сервисов

IV квартал 2016 г.
(по отдельному плану)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Подключение АИС МФЦ к АИС мониторинга деятельности МФЦ

обеспечено подключение АИС МФЦ к АИС мониторинга деятельности МФЦ

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

информация о деятельности МФЦ передается в АИС мониторинга деятельности МФЦ

на постоянной основе

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Разработка технологических схем государственных услуг, предоставляемых ОИВ, а также технологических схем муниципальных услуг

технологические схемы, одобренные региональной комиссией по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг

III квартал 2017 г.
(по отдельному плану)

ДИС,
ОИВ, предоставляющие государственные услуги

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Заключение дополнительных соглашений к соглашениям о взаимодействии между ГАУ ЯО "МФЦ" и ТФОИВ в части установления приложений, содержащих технологические схемы предоставления государственных услуг

заключены дополнительные соглашения

в течение 2 месяцев со дня утверждения технологических схем предоставления государственных услуг

ГАУ ЯО "МФЦ",
ТФОИВ

Обеспечение возможности оценки гражданами качества полученных в МФЦ государственных и муниципальных услуг во всех объектах сети МФЦ

оценки из всех объектов сети МФЦ передаются на постоянной основе в информационно-аналитическую систему "Автоматизированная информационная система мониторинга качества государственных услуг"

на постоянной основе

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Внедрение механизма оценки гражданами эффективности деятельности должностных лиц, ответственных за функционирование и развитие сети МФЦ, с учетом качества предоставления МФЦ государственных и муниципальных услуг

обеспечена возможность оценки эффективности деятельности должностных лиц, ответственных за функционирование и развитие сети МФЦ, в соответствии с действующим законодательством

II квартал 2018 г.

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Проведение регионального конкурса "Лучший многофункциональный центр Ярославской области"

определены победители регионального конкурса "Лучший многофункциональный центр Ярославской области"

IV квартал
(ежегодно)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Разработка и утверждение программы информационного освещения деятельности МФЦ в Ярославской области

программа информационного освещения деятельности МФЦ в Ярославской области;

I квартал
(ежегодно)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Информирование граждан специалистами МФЦ о возможности получения государственных и муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг, официальных сайтах ОИВ. Обеспечение функционирования в МФЦ центров обслуживания, производящих регистрацию, восстановление доступа и подтверждение личности пользователей в ЕСИА

отчет АГУ о мониторинге работы специалистов МФЦ

ежеквартально

ГАУ ЯО "МФЦ"

Внедрение единого фирменного стиля в рамках проведения плановых ремонтных работ в филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

внедрен единый фирменный стиль во всех филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

по отдельному плану

ГАУ ЯО "МФЦ"

Утверждение плана-графика организации предоставления государственных и муниципальных услуг в ГАУ ЯО "МФЦ" в целях расширения перечней государственных услуг, предоставляемых ОИВ, и муниципальных услуг, предоставляемых ОМСУ

доклад в региональную комиссию по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
протокол региональной комиссии по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг

I квартал
(ежегодно)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Подготовка предложений по повышению материального стимулирования сотрудников МФЦ

направление предложений в департамент финансов Ярославской области

II полугодие
(ежегодно)

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Обучение и повышение квалификации специалистов МФЦ и привлекаемых организаций по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг

обеспечено обучение специалистов МФЦ и привлекаемых организаций в соответствии с утвержденным планом обучения

на постоянной основе

ГАУ ЯО "МФЦ"

Реализация мероприятий, направленных на увеличение поступления в областной бюджет доходов от уплаты государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и документов, необходимых для их совершения, в МФЦ

доклад в региональную комиссию по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг

на постоянной основе

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Утверждение перечня платных услуг для физических и юридических лиц, предоставляемых в филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

утвержденный перечень платных услуг для физических и юридических лиц, предоставляемых в филиалах ГАУ ЯО "МФЦ"

I квартал 2017 г.

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

II. Мероприятия по организации деятельности МФЦ, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам МСП

Реализация пилотного проекта по организации деятельности МФЦ, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных, дополнительных (сопутствующих) услуг субъектам предпринимательства (далее - пилотный проект "МФЦ для бизнеса")

отчет в Министерство экономического развития Российской Федерации

IV квартал 2016 г.

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ", департамент инвестиционной политики Ярославской области

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Заключение соглашений (дополнительных соглашений) с ОИВ, организациями, осуществляющими поддержку субъектов МСП, и иными организациями, предоставляющими услуги субъектам МСП

заключенные соглашения (дополнительные соглашения)

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ", ОИВ, предоставляющие услуги субъектам МСП

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Дополнение АИС МФЦ информацией об услугах, которые будут предоставляться субъектам МСП в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

АИС МФЦ содержит информацию об услугах, которые будут предоставляться субъектам МСП в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Организация и проведение обучения специалистов ГАУ ЯО "МФЦ" в целях предоставления услуг субъектам МСП в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

список специалистов и операторов ГАУ ЯО "МФЦ", предоставляющих услуги субъектам МСП и прошедших обучение

ГАУ ЯО "МФЦ",
ОИВ, предоставляющие услуги субъектам МСП

Информирование субъектов МСП области о реализации в 2016 году пилотного проекта "МФЦ для бизнеса", а также популяризация услуг, предоставляемых в ходе реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса" в ГАУ ЯО "МФЦ", в средствах массовой информации, специальных изданиях для предпринимателей, иными способами

на сайте ГАУ ЯО "МФЦ", региональном портале по поддержке МСП размещена информация о реализации пилотного проекта "МФЦ для бизнеса"

ДИП, ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

в региональных средствах массовой информации опубликовано не менее 2 информационных материалов;
изданы и распространены информационные листовки и буклеты

по отдельному плану

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Доработка и подключение АИС МФЦ к электронному сервису информационной системы Корпорации МСП в целях обеспечения взаимодействия ГАУ ЯО "МФЦ" с Корпорацией МСП в электронной форме

заключено соглашение, предполагающее взаимодействие между ГАУ ЯО "МФЦ" и Корпорацией МСП в электронном виде;
обеспечено взаимодействие в электронном виде с помощью электронных сервисов

I квартал 2017 г.

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Организация и проведение обучающих (образовательных) программ и (или) программ повышения квалификации специалистов ГАУ ЯО "МФЦ" в целях предоставления услуг Корпорации МСП

список специалистов и операторов ГАУ ЯО "МФЦ", предоставляющих услуги Корпорации МСП и прошедших обучение

ГАУ ЯО "МФЦ"

Настройка системы электронной очереди ГАУ ЯО "МФЦ" с целью выделения отдельной категории получателей услуг "субъект МСП"

отчет в Корпорацию МСП

ДИС,
ГАУ ЯО "МФЦ"

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

Доработка сайта ГАУ ЯО "МФЦ" в части создания специализированного раздела для субъектов МСП, а также разработка виджета для размещения на сайте МФЦ

виджет разработан и размещен

ГАУ ЯО "МФЦ"

Список сокращений, используемых в таблице

Абзац исключен с 14 февраля 2017 года. - Постановление Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п

АИС - автоматизированная информационная система

ГАУ ЯО "МФЦ" - государственное автономное учреждение Ярославской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг"

ДИП - департамент инвестиционной политики Ярославской области

ДИС - департамент информатизации и связи Ярославской области

(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 14.02.2017 N 111-п)

ЕСИА - единая система идентификации и аутентификации

Корпорация МСП - акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"

МСП - малое и среднее предпринимательство

МФЦ - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

ОИВ - органы исполнительной власти Ярославской области

ОМСУ - органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области

ТФОИВ - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов

ПОДПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ МОСКВЫ КАК МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА НА 2012-2018 ГГ.»

О подпрограмме:

11 октября 2011 года на заседании Правительства Москвы была утверждена Государственная программа города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 годы», направленная на достижение уровня экономического и социального развития города, характерного для государств с развитой экономикой. Координатором программы является Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Подпрограмма «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012–2016 гг.» стала составной частью общей Программы.

В ходе актуализации показателей Государственной программы Правительством Москвы было принято решение о продлении сроков ее реализации до 2018 года (постановление Правительства Москвы от 5 августа 2014 года № 441-ПП).

Основные цели подпрограммы:

Развитие возможностей города Москвы для его функционирования как международного финансового центра в сферах финансовой, банковской, биржевой инфраструктур и всех видов страховой деятельности, инфраструктуры города Москвы, улучшения инвестиционного климата.

Основные задачи подпрограммы:

Формирование транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, соответствующих международным стандартам и качеству жизни;

Обеспечение безопасности пребывания физических лиц на территории города Москвы;

Разработка и реализация проектов и программ в сфере финансовой грамотности старшеклассников и учащихся профессиональных образовательных организаций, а также повышения финансовых компетенций педагогических работников, методистов и руководителей образовательных организаций;

Содействие развитию финансовой инфраструктуры, предпринимательского климата в городе Москве;

Формирование положительного восприятия международным деловым сообществом города Москвы как динамично развивающегося МФЦ;

Привлечение финансовых ресурсов населения в финансовую систему города Москвы, рост экономической активности населения.

Мероприятие подпрограммы:

Мероприятие «Разработка и реализация стратегии позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра на международной арене» нацелено на формирование у деловой аудитории репутации Москвы как города, привлекательного для бизнеса, инвестирования и открытого для взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества.

В 2012 году Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы выступил инициатором проведения социологического исследования восприятия города Москвы как международного финансового центра (МФЦ) мировым деловым сообществом и анализа сильных и слабых сторон города Москвы как развивающегося финансового центра (SWOT-анализ).

Широкомасштабный опрос в виде анкетирования, телефонных и глубинных интервью 238 зарубежных респондентов из числа руководителей крупнейших (с объемом собственных чистых активов более 1 млрд. долл. США) инвестиционных компаний, фондов прямых инвестиций, компаний-эмитентов ценных бумаг, инвестбанков, страховых компаний, коммерческих банков (с активами не мене 10 млрд. долл. США) показал, что восприятие респондентами Москвы оценивается скорее как негативное: институциональные проблемы, связанные с Россией (неэффективное правовое регулирование, административные барьеры и т. д.), препятствуют развитию бизнеса в Москве. Кроме того, в международных СМИ сложился отрицательный образ Москвы. Эти обстоятельства перевешивают положительный опыт жизни и работы в Москве иностранных предпринимателей, а также нивелируют фундаментальную привлекательность российской экономики.

Тем не менее, большинством опрошенных Москва оценивается как город, являющийся одним из наиболее предпочтительных среди развивающихся рынков и обладающий достойным уровнем инфраструктуры для ведения бизнеса. Инвестиционный имидж зависит не столько от уровня «жесткости правил игры», сколько от их предсказуемости и прозрачности.

При проведении исследования сильных и слабых сторон города Москвы как развивающегося финансового центра (SWOT-анализ) проанализирована конкурентоспособность Москвы по сравнению с развитыми (Лондон, Нью-Йорк, Шанхай, Гонконг, Франкфурт) и развивающимися (Варшава, Сан-Паулу, Дубай) финансовыми центрами.

Сильными сторонами Москвы являются:

Низкая ставка НДФЛ;
- крупнейший в Центральной и Восточной Европе финансовый рынок;
- высокий уровень образования и наличия специалистов в области информационных технологий;
- достойный уровень развития базовой инфраструктуры;
- широкие возможности для досуга и культурной жизни.

Основными угрозами для развития города как МФЦ являются:

Растущая конкуренция со стороны других развивающихся МФЦ;
- продолжение оттока капитала и ухудшение инвестиционного климата города;
- снижение качества образования и сокращения численности трудовых ресурсов;
- отрицательное влияние недостатков инфраструктуры на имидж города.

Слабыми сторонами Москвы как развивающегося МФЦ являются:

Высокие издержки;
- низкий уровень защиты прав собственности;
- неэффективное финансовое регулирование;
- низкий уровень бизнес образования и знания иностранных языков;
- низкая эффективность транспортной инфраструктуры;
- неразвитость систем здравоохранения и образования для иностранцев.

С учетом указанных сильных и слабых сторон, а также угроз существуют следующие возможности для развития города как международного финансового центра:

Разработка согласованного плана действий развития города как МФЦ;
- внедрение международных стандартов и требований в области финансового регулирования;
- расширение взаимодействия ВУЗов и бизнеса;
- снижение нагрузки на центр и расширение Москвы на основе принципа полицентричности;
- развитие современных систем образования и здравоохранения нацеленных на оказание услуг иностранным гражданам.

Таким образом, исследования показали, что восприятие рисков и перспектив ведения бизнеса в Москве в значительной степени отличаются у предпринимателей и инвесторов в зависимости от наличия у них опыта работы в регионе. Те из них, кто такой опыт имеет, гораздо лучше оценивают перспективы дальнейшей работы в городе по сравнению с потенциальными инвесторами, знакомыми с московскими реалиями «понаслышке», следовательно имеет место «разрыв в восприятии» города Москвы международным финансово-инвестиционным сообществом.

На основе проведенных исследований была разработана Коммуникационная стратегия позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра.

Стратегия коммуникаций ориентирована на формирование у целевых аудиторий позитивного восприятия Москвы и предусматривает проведение комплекса коммуникационных мероприятий, к которым относятся:

Создание и обновление базы данных «историй успеха» иностранных компаний в Москве;
- создание «горячей линии» с иностранными инвесторами;
- проведение круглых столов по тематике развития Москвы как МФЦ в рамках инвестиционных road-show в ведущих международных финансовых центрах;
- инициирование и публикация в зарубежных печатных и сетевых СМИ статей и интервью;
- проведение регулярных личных встреч представителей Правительства Москвы с представителями международного инвестиционного сообщества.

Также в 2012 году в рамках реализации мероприятия «Разработка и реализация стратегии позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра на международной арене» разработана актуальная концепция и осуществлен пилотный выпуск журнала на английском языке, посвященного тематике развития Москвы как международного финансового центра - «Capital Ideas. Strategies for Investing in Moscow». Журнал является одним из источников позитивной информации о развитии Москвы как международного финансового центра, а также дискуссионной площадкой для профессионалов финансового рынка и представителей экспертного сообщества по обсуждению основных перспективных направлений развития международного финансового центра в Москве.

Начиная с 2013 года выходит ежеквартально.