Содержание автомобильных дорог в весенне осенний период. Пользование дорогами в осенне-весенний период

  • 1. в весенний период максимально снижать переувлажнение грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;
  • 2. в летний период выполнять работы по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочины, откосы, водоотвод и др.), устранению мелких деформаций и разрушений;
  • 3. в осенний период предупреждать переувлажнение земляного полотна.

На пучинистых участках в весенний период следует особенно тщательно выполнять работы по обеспечению быстрого отвода талых вод. На откосах выемок, имеющих выход грунтовых вод, целесообразно производить очистку их поверхности от снега с удалением его за пределы выемки. В конце весеннего периода по мере просыхания грунта производят очистку водоотводных сооружений и дренаж от посторонних предметов и грязи, спускают оставшуюся в резервах и водоотводных канавах воду, выполняют работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществляют планировку неукрепленных обочин поврежденных участков откосов с уборкой небольших оползней, обвалов, селевых выносов. На участках с поврежденным дерновым покровом в благоприятные агротехнические сроки осуществляют посев трав. В весенний период проводят очистку проезжей части от грязи и снежной или ледяной корки по мере ее таяния.

В летний период выполняются работы по очистке от посторонних предметов резервов, откосов и обочин, грунтовых объездов в местах производства на проезжей части дороги ремонтных работ, уход за укрепительными и защитными сооружениями. В этот период осуществляют планировку неукрепленных обочин, заделку отдельных повреждений слоев укрепления, планировку отдельных участков неукрепленных и восстановление отдельных разрушенных мест укрепленных откосов; прочищают отдельные участки лотков, водотоков, водоотводных канав с обеспечением продольного уклона дна не менее 5%0, восстанавливают мелкие повреждения дренажных устройств и др.; производят окрашивание травы на обочинах, откосах и резервах, вырубку кустарника.

В осенний период для обеспечения минимального увлажнения грунтов атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года выполняют систематическую очистку устьев водопропускных устройств и водоотводных канав от посторонних предметов и грязи, осуществляют планировку неукрепленных обочин. В сложных грунтовых климатических условиях, особенно на пучинистых участках, ограничивают заезд автомобилей на неукрепленные обочины.

Для обеспечения надлежащих транспортно-эксплуатационных качеств необходимо проводить систематические работы по содержанию дорожных покрытий. С этой целью в весенний, летний и осенний периоды устраняют отдельные ямы, колеи и просадки, в сухой период года проводят обеспыливание. Зимой выполняют снегоуборку и борьбу с зимней скользкостью.

В понятие «круглогодичное содержание автодорог» входит широкий перечень технологических процессов, начиная от производства земляных работ и заканчивая подметанием автобусных остановок. Для удобства данный перечень принято делить на две группы: зимнюю и весенне-летне-осеннюю.

Зимний период

Перед началом холодного времени года как никогда востребованы услуги спецтехники . В этот период происходит очистка стоянок, обочин, тротуаров, автобусных остановок, а также самой проезжей части от снега. При обильном снегопаде дорожная техника разгребает снежные завалы и заносы, после чего устраняет валы сметённого снега, погружая его в самосвалы. Кроме этого, зимой постоянно ведётся распределение противогололёдных материалов, а также обустройство траншей и снежных валов на придорожных полосах, способных защитить дорожное покрытие проезжей части от снежных заносов. Не менее важной процедурой является также срезка уплотнённого слоя снежного покрова с поверхности асфальта. Если пренебречь регулярностью её проведения, можно существенно понизить безопасность дорожного движения.

Весенне-летне-осенний период

Летом, весной и осенью происходят в основном уборочные процессы. К таковым относятся:

  • мойка и подметание павильонов и автобусных остановок;
  • обеспыливание дорожного покрытия и обочин;
  • мойка парапетных и барьерных ограждений;
  • очистка лотков, кюветов и канав;
  • мойка дорожных знаков;
  • очистка водопропускных каналов и труб;
  • очистка полосы отвода;
  • мойка опорных частей путепроводов и мостов;
  • сбор мусора с откосов и обочин;
  • вырубка и переработка мелких деревьев и кустарников;
  • скашивание травы;
  • распыление химических средств для борьбы с нежелательной порослью.

Именно на эффективное выполнение вышеперечисленного перечня работ направлено в данный момент одно из профилирующих направлений дорожной техники. К таковой относят многофункциональные машины, способные работать со сменным оборудованием, притом как с подвесным, так и с навесным.

В качестве шасси такой спецтехники может использоваться:

  • ПКТ (пневмоколёсные трактора) с установленным на них спецоборудованием, позволяющим производить передвижение с малой скоростью и делать частые остановки;
  • автошасси с установленным спецоборудованием, позволяющим осуществлять передвижение со средней скоростью (порядка 20 км/ч).

В 70-е годы некоторые производители дорожной техники начали поставлять на рынок универсальные пневмоколёсные тягачи. Они сочетали в себе свойства как пневматических тракторов, называемых в то время автомобилями-тракторами, так и свойства классического автомобильного шасси. Обладая широким диапазоном скоростей, УПКТ были невероятно маневренными, но при этом обладали очень хорошей проходимостью и тяговым усилием, достаточным для производства земляных работ любого типа. Сразу же после появления такого шасси количество оборудования для него резко увеличилось. Данная спецтехника была широко востребована не только в дорожных и уборочных работах, но и в множестве других отраслей.

Во всех зародившихся в 70-е годы машинах уже отчётливо прослеживалась ключевая тенденция развития современной дорожной техники — постепенное расширение модельного ряда и типоразмеров каждого отдельно взятого типа машин. Это касается как техники на базе пневмоколёсных тракторов, так и спецтехники на базе универсальных тягачей или автошасси. Подобный подход производителей лучше всего отвечал требованиям рыночной экономики того времени и её главному принципу — клиент всегда прав и именно он решает, какая спецтехника ему нужна. Руководствуются данным принципом производители дорожной техники и по сей день: из представленного на рынке ассортимента покупатель действительно всегда может выбрать машину требуемой мощности и наиболее полно отвечающую специфике работы на объекте.

Основным критерием, определяющим выбор шасси, всегда была и остаётся ширина проезжей части. Исходя из этого параметра покупатели или арендаторы, как правило, и высчитывают остальные показатели, такие как мощность силового агрегата, колёсная формула и грузоподъёмность.

Потребности коммунального и дорожного хозяйства в спецтехнике, способной круглый год проводить работы по содержанию проезжей части в надлежащем состоянии , в данный момент полностью удовлетворяются отечественными предприятиями. Исключения составляют разве что УПКТ и КДМ.

Сегодня большинство организаций оснащено комбинированными дорожными машинами на базе автошасси, так как этого от них требуют действующие в данный момент нормативы. Это приводит к тому, что в летний период спецтехника загружена лишь наполовину. Изменится ли эта тенденция в будущем? Время покажет.

Статья 9. Порядок уборки городских территорий в весенне-летне-осенний период

2. Мероприятия по уходу за дорогами в весенне-летне-осенний сезон проводятся в ранние утренние и поздние вечерние часы. Дополнительная уборка может производиться несколько раз в сутки по мере загрязнения. Мероприятия по уходу за дорогами должны предусматривать:

1) летом - очистку от пыли и грязи проезжей части городских улиц и дорог, тротуаров, пешеходных дорожек, а также профилактику и устранение мелких повреждений дорожного покрытия;

2) осенью - очистку проезжей части городских улиц и дорог, тротуаров, пешеходных дорожек от пыли и грязи, подготовку водоотводных сооружений к зиме, профилактику и устранение мелких повреждений дорожного покрытия;

3) весной - обеспечение стока поверхностных вод с проезжей части дорог и тротуаров, уход за водоотводными сооружениями, очистку улиц от грязи и минерального противогололедного материала (песка), устранение мелких повреждений дорожного покрытия.

3. Мойка (полив) объектов улично-дорожной сети выполняется при положительных температурах воздуха в период наименьшей интенсивности движения транспорта и пешеходов.

Мойка проезжей части дорог осуществляется на улицах, имеющих усовершенствованное покрытие, на всю ширину проезжей части с целью удаления пыли и мелких частиц мусора в прилотковую зону. С целью улучшения эффективности удаления наносного грунта при выпадении осадков в виде дождя производится мойка проезжей части.

При мойке проезжей части не допускается выбивание струей воды смета и мусора на тротуары, газоны, остановочные площадки, торгово-остановочные комплексы, близко расположенные фасады зданий и сооружений.

Владельцы в границах отведенной и прилегающей территории в целях повышения качества содержания помимо ручной уборки могут выполнять мойку тротуаров. В процессе мойки тротуара не допускается загрязнения прилегающей к нему проезжей части.

4. Подметание является одной из основных операций уборки усовершенствованных покрытий. Подметание производится на прилотковой части и линиях дорожной разметки:

1) в первую очередь - на улицах, по которым проходят маршруты городского транспорта;

2) во вторую очередь - на улицах со средней и малой интенсивностью движения. Необходимость и кратность производства работ определяются в зависимости от погодных условий и фактического состояния дорожных покрытий.

5. Ручная зачистка заездных карманов и съездов дорог производится по мере необходимости в зоне примыкания к бортовым, барьерным ограждениям и в створах примыкающих улиц.

При переходе от зимнего содержания до начала весенне-летне-осенней механизированной уборки в обязательном порядке производится ручная уборка прилотковой части дорог от грязи и песчаных наносов, накопившихся в течение зимнего периода.

При переходе с весенне-летне-осеннего содержания на зимнее до начала работ по зимнему содержанию в обязательном порядке производится ручная уборка прилотковой части дорог от опавших листьев и веток, скопившихся в результате листопада.

В остальное время ручная уборка производится по мере необходимости в соответствии с погодными условиями.

6. Прилотковые зоны не должны иметь грунтово-песчаных наносов и скоплений мусора. Допускаются небольшие загрязнения песчаными частицами и мелким мусором, которые могут появиться в промежутках между проходами подметально-уборочных машин.

7. Работы по уборке тротуаров, остановочных пунктов городского пассажирского транспорта выполняются в период наименьшей интенсивности движения пешеходов.

Очистка урн, установленных на тротуарах, производится одновременно с уборкой тротуаров, а также по мере заполнения.

8. На искусственных (мостовых) сооружениях на автомобильных дорогах производится очистка тротуаров от грязи и посторонних предметов, а также проезжей части вдоль тротуаров.

При необходимости производятся работы по очистке и мойке ограждений на мостах (путепроводах) и подходах (по 18 м с каждой стороны моста), очистке от грязи и мусора лестничных сходов, очистке перил от грязи, окраске или покрытию перил полимерными веществами, окраске ограждений с нанесением вертикальной разметки.

9. На центральных улицах не допускается: на проезжей части, тротуарах, осевых, разворотных кольцах наличие смета, случайного мусора и "стоячей" воды; мойка проезжей части с целью скучивания смета; подметание дорог без предварительного смачивания дорожного полотна; засорение газонной части различным мусором в процессе уборки дорог.

10. Разделительные полосы, выполненные из железобетонных блоков, и металлические ограждения должны быть очищены от песка, грязи и мелкого мусора по всей поверхности. Металлические ограждения, дорожные указатели и знаки должны быть вымыты и находиться в технически исправном состоянии.

Мойка и окраска разделительных полос, выполненных из железобетонных блоков, дорожных указателей, знаков, металлических ограждений производятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

11. Уборка парков, скверов и иных объектов озеленения предусматривает подметание дорожно-тропиночной сети, парапетов, лестничных сходов и иных твердых покрытий, мойку или протирку полированных, металлических поверхностей, поверхностей из ценных пород камня, садово-парковой мебели, очистку урн, сбор случайного мусора с территорий газонов, цветников и дорожно-тропиночной сети, стрижку живых изгородей, покос газонов и сорной растительности и иные работы, обеспечивающие надлежащее состояние и привлекательный внешний вид объекта.

Уборка озелененных территорий улиц, в том числе разделительных полос проезжей части, газонных частей тротуаров, приствольных лунок деревьев включает в себя сбор случайного мусора с газонов и грунтовых поверхностей, покос газонов и сорной растительности, сгребание опавшей листвы.

12. Уборку дворовых территорий, в том числе очистку дворовых проездов и тротуаров от смета, пыли, мелкого бытового мусора, подметание и мойку тротуаров, покос газонов и сорной растительности, обеспечивают их владельцы с учетом границ отведенных и прилегающих территорий. Чистота на дворовой территории должна быть обеспечена в течение всего дня.

13. Оборудование и содержание кранов технического водопровода для мойки и поливки из шлангов дворовых и прилегающих территорий возлагается на владельцев зданий и сооружений, осуществляющих уборку и содержание указанных территорий.

14. В период листопада сгребание опавшей листвы с газонных частей объектов озеленения, улиц, внутриквартальных и дворовых территорий обеспечивают владельцы указанных территорий.

Листва, собранная открытым способом, подлежит вывозу незамедлительно после сгребания; листва, собранная в пакеты или иные емкости, предотвращающие ее разлетание, подлежит вывозу в течение 1 суток после выполнения работ.

Предприятия Группы выполняют полный комплекс работ по содержанию автомобильных дорог федерального и регионального значения, обеспечивая бесперебойное, безопасное и комфортное движение транспортных средств.

Виды работ

На автомобильных дорогах ГК «Автодороги» проводятся нормативные и объёмные работы по содержанию и обеспечению безопасности движения. В состав услуг входят различные работы по поддержанию в порядке полосы отвода, земляного полотна, системы водоотвода, дорожной одежды, разметки, элементов сервиса и обустройства автодорог.

Кроме того, проводятся своевременные противопаводковые мероприятия и работы по содержанию линий электроосвещения.

Выделяются два периода содержания автомобильных дорог: зимний и весенне-летне-осенний.

Зимний период года является самым сложным для эксплуатации дорог и организации движения. Состояние поверхности дорог и условия движения зимой формируются под влиянием отрицательной температуры воздуха, ветра, снегопада, метели, гололёда и ограниченной метеорологической видимости, а также сочетания этих факторов. Продолжительность зимнего содержания дорог в северных районах доходит до 260 суток.

Непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий. Это, в первую очередь, работы по защите дорог от снежных заносов; очистка от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждение и ликвидация зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Проводятся работы по устройству и поддержанию в рабочем состоянии ледовых переправ, принимается ряд организационных мер по обеспечению надёжной работы автомобильных дорог. В этот период на предприятии организовано круглосуточное дежурство механизированных бригад. Работы на дорогах ведутся с использованием специализированных машин.

Содержание дорог в весенне-летне-осенний период

В весенне-летне-осенний период производится очистка покрытия от пыли, грязи и мусора, уборка посторонних предметов, заливка появившихся трещин с целью предотвращения появления выбоин. Проводится ямочный ремонт появившихся выбоин струйно-инъекционным методом и при необходимости картами, восстановление сцепных свойств дорожного покрытия в местах с избытком вяжущего, нанесение дорожной разметки.

Большое внимание уделяется скашиванию травы и вырубке кустарника, уходу, исправлению и замене поврежденных элементов обустройства, содержанию в чистоте и порядке автобусных остановок, стоянок автомобилей, площадок отдыха.

Для обеспечения требуемой прочности земляного полотна необходимо систематическое поддержание полосы отвода, обочин, откосов в чистоте и порядке, поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода, прочистка, профилирование и устранение дефектов укрепления, исправление повреждений и планировка откосов насыпей и выемок.

Эксплуатирующее предприятие имеет достаточную для этих целей техническую оснащённость и необходимый уровень квалификации работников. Имущественный комплекс предприятия включает в себя производственные базы, помещения для приготовления и хранения материалов, асфальтобетонные заводы, карьеры, машины, механизмы и оборудование для содержания дорог.

Все работы по эксплуатации дорог на заданном уровне выполняются в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, при соблюдении технологии выполнения работ, а также требований охраны труда и окружающей среды. На предприятии имеются разработанные технологические регламенты на выполнение всех работ и услуг по содержанию.

Возрастающая с каждым годом интенсивность деятельности автотранспортного комплекса влечёт за собой рост нагрузки на автомобильно-дорожную сеть, что приводит к снижению её технико-эксплуатационных качеств. Растущие нагрузки на дорожное полотно требуют увеличения частоты ремонта дорог.

Текущий ремонт

Группа компаний «Автодороги» предлагает широкий ассортимент услуг, который позволит справиться с различными видами повреждений дорожного покрытия. В текущий ремонт входит восстановление дорожного покрытия в местах износа, ликвидация колейности, замена отдельных элементов искусственных сооружений.

Это систематическая работа по исправлению мелких повреждений дорожных сооружений. В зависимости от сезона года характер этих работ может быть различным.

Средний ремонт

Выполняется с целью восстановления эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений. Сюда относятся: ремонт и укрепление обочин, откосов полотна; ремонт дренажей, труб, русел у мостов; восстановление слоя износа, выравнивание покрытия и повышение шероховатости.

Также средний ремонт предусматривает: восстановление ровности щебёночных, гравийных и грунтовых покрытий добавлением нового материала; несложный ремонт с заменой отдельных элементов; установку новых знаков; устройство ограждений; благоустройство развязок площадок отдыха, устройство тротуаров.

Капитальный ремонт и реконструкция

Капитальный ремонт и реконструкция направлены на полное восстановление эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений, включая замену изношенных конструкций на более прочные и прогрессивные.

В рамках капитального ремонта и реконструкции производится перестройка отдельных элементов, устройство пересечений в одном уровне; замена слабых грунтов земляного полотна, усиление, устройство новых дорожных одежд.

Проводится перестройка мостов на новые; устройство галерей, подпорных стенок, тоннелей, укрепительных сооружений; устройство съездов и подъездов; архитектурное оформление; строительство автопавильонов, мест отдыха и другие работы.

В ходе ремонта и реконструкции наши инженеры проводят проектирование по нормативам дорожного строительства. Все работы осуществляются по проектам, точно соответствующим технической категории реконструируемой дороги.

Активно используются инновационные методы модернизации дорожного полотна, отвечающие современными требованиями к надёжности и сроку службы дорог.

Группа компаний «Автодороги» предоставляет широкий спектр услуг в сфере строительства автомобильных дорог и мостов. Опыт работы, наличие развитой производственной базы и профессиональных кадров позволяют выполнять долгосрочные и крупные заказы, выступая в качестве генерального подрядчика.

Виды работ

Предприятиями Группы могут быть выполнены работы по строительству дорог и мостов любой сложности. Организация имеет все необходимые лицензии на строительство и оборудование дорог как федерального, так и местного значения, их реконструкцию и ремонт.

Все работы ведутся с применением современных материалов, инновационных разработок и методов в области технологии строительства. Работы выполняются в комплексе: от проектирования до сдачи объекта «под ключ».

    В основные работы входят:

  • Картографические, геодезические и климатические исследования местности. Определяется оптимально удобное расположение дороги с учётом особенностей рельефа местности и типа грунта.
  • Подготовка участка. В ходе работ осуществляется расчистка территории, перенос коммуникаций.
  • Возведение земляного покрытия. состоящего из песчаного слоя.
  • Выравнивание участка, устранение рельефа.
  • Устройство дренажной системы, возведение сопутствующих конструкций.
  • Укладка амортизационного слоя и щебня, которые необходимы для сглаживания механического воздействия на дорогу.
  • Асфальтирование дороги. Нанесение разметки.
  • Благоустройство территории.

На каждом этапе – от проектно-сметной документации до расходных материалов – производится контроль качества в соответствии с нормативами.

ГК «Автодороги» может взять на себя не только полный комплекс работ, но и оказать отдельные услуги в различных объёмах.

Наиболее характерными причинами, осложняющими использование автомобилей в это время, являются туманы и влажное покрытие дорог.

Осенью и весной туман нередко становится причиной дорожно-транспортных происшествий.

Туман - это взвешенные в воздухе микроскопические капельки воды, создающие завесу, препятствие для лучей света и звуковых волн. Самая неприятная особенность тумана состоит в том, что он уменьшает зону видимости и способствует обману зрения, серьезно нарушая ориентировку в пространстве. При этом искажается представление о скорости движения, о расстоянии до других автомобилей и неподвижных препятствий. Кроме того, при езде в городе надо иметь в виду, что туман изменяет и цвет сигналов светофоров, за исключением красного. Желтый сигнал приобретает красноватый оттенок, а зеленый - желтый. Поэтому, приближаясь в тумане к светофору, надо снизить скорость и точно разобраться в его сигналах. Проезжать перекресток можно только тогда, когда есть уверенность, что движение в нужном направлении разрешено.

Важно всегда помнить, что рассеянный свет фар, характерный для тумана, создает впечатление, что автомобили находятся дальше, чем есть на самом деле. Ошибка в оценке расстояния, а при подвижном объекте - и в оценке скорости его движения мешает водителю своевременно среагировать на опасность. Последствия этого нередко бывают трагичными.

При въезде в зону плохой видимости важно вовремя включить фары автомобиля. Это необходимо не только для того, чтобы самому видеть дорогу, но и для того, чтобы автомобиль был виден другим участникам движения. Следует помнить, что в такую погоду фары дальнего света совершенно бесполезны, более того - опасны, так как направленные вперед световые лучи отражаются капельками влаги, образуя яркую светящуюся пелену, за которой скрываются дорога и расположенные на ней объекты.

В тумане следует применять ближний свет фар. Наклон их светового пучка в сторону дороги ослабляет образование светящейся пелены. Ближний свет фар освещает участок дороги перед машиной, в зависимости от величины которой и должна выбираться средняя скорость автомобиля, обеспечивающая его своевременную остановку в случае возникновения опасности.

Лучший результат дают противотуманные фары. Их особенность состоит в том, что они создают широкий в горизонтальной, но узкий в вертикальной плоскости пучок света. Образование слепящей пелены при этом минимальное, а освещение дороги хорошее. Уменьшению светящейся пелены способствует также то, что противотуманные фары устанавливаются значительно ниже основных фар автомобиля.

В тумане недопустим обгон, особенно с выездом на полосу встречного движения. Если возникает необходимость повернуть налево или объехать стоящее транспортное средство, водитель должен очень внимательно осмотреть дорогу, прислушаться к дорожной обстановке, открыв дверь, и, убедившись в безопасности, предпринимать маневр.

Другой враг водителя в осенне-весенний период - вода на дороге. Вода ухудшает сцепление шин с дорогой, а следовательно, устойчивость из-за остающейся пленки влаги в месте их контакта и образования водяного клина. На мокрой дороге пятно контакта шины с покрытием из-за этого уменьшается. По мере увеличения скорости движения и количества воды шина все больше «всплывает» над дорогой. Когда скорость достигнет критического значения и между шиной и покрытием останется слой воды, автомобиль потеряет контакт с дорогой, станет неуправляемым. Это явление, называемое аквапланированием, чрезвычайно опасно, поэтому нельзя допускать его возникновения. Если оно стало уже фактом, необходимо немедленно снизить скорость, по возможности не прибегая к тормозам, так как остановленные таким способом колеса могут вызвать занос машины.

Управление автомобилем на скользких дорогах. Вождение автомобиля по обледенелым дорогам с малым коэффициентом сцепления чревато возможностью буксования, заноса, съезда с дороги и даже опрокидывания. На таких дорогах включаются передний ведущий мост и блокировка дифференциала, снижается давление воздуха в шинах, на автомобили обычной проходимости надеваются цепи противоскольжения. Трогание автомобиля с места осуществляют на второй или третьей передачах при самой малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Все операции по управлению автомобилем (включение сцепления, повороты рулевого колеса, увеличение частоты вращения двигателя, торможение) выполняются как можно плавнее.

Торможение автомобиля осуществляют комбинированно: двигателем и рабочим тормозом. На гладком льду автомобиль тормозят двигателем с последующим переходом на низшие передачи и прерывистым подтормаживанием рабочим тормозом. Такое торможение предотвращает появление юза. На поворотах торможение и увеличение частоты вращения двигателя недопустимо. При заносе на повороте, если позволяет обстановка, можно выключить сцепление и прекратить нажим на педаль подачи топлива. Тогда вся сила сцепления колес с дорогой будет реализована на нейтрализацию боковых сил и вероятность ликвидации заноса значительно возрастает.

Зимой дороги редко бывают сухими, но и сухое шоссе таит в себе много опасностей. Могут неожиданно встретиться участки, покрытые ледяной или снежной коркой. На таких участках водителю необходимо быть особенно внимательным и не отвлекаться от наблюдения за дорогой. Если впереди замечен гололед, следует немедленно снизить скорость. Двигаются по такому участку плавно, без изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя, без поворотов рулевого колеса и особенно без торможения. Торможение заканчивают в любом случае до въезда на скользкий участок, даже если скорость не удалось погасить. Особенно опасно торможение, когда лед окажется под колесами одного из бортов автомобиля. Вследствие большого различия коэффициента сцепления на колесах, двигающихся по сухому участку дороги, возникает тормозная сила, значительно большая, чем на колесах, находящихся на льду. Разница в силах создает момент, который резко разворачивает автомобиль и вызывает его занос или опрокидывание.

Обледенелые подъемы и спуски преодолевают на низших передачах, лучше с разгона.