Швеция государственное устройство. Швеция: государственное устройство и политическая система

ШВЕЦИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА

К статье ШВЕЦИЯ

Государственный строй. С 17 в. Швеция - конституционная монархия. С 1917 усилились позиции парламента. Государственное устройство Швеции базируется на четырех основных конституционных законах: Законе о форме государственного правления, Положении о Риксдаге, Законе о престолонаследии и Законе о свободе печати. Первые два закона были пересмотрены в 1974 и введены в действие в 1975. Фактически это новая конституция, заменившая конституцию 1809. В ней определен характер исполнительной, законодательной и судебной власти. Закон о престолонаследии, принятый в 1810, был дополнен в 1979 положением, которое позволяет женщине управлять страной. Закон о свободе печати 1949 запрещает любую форму цензуры. Эти четыре закона могут быть изменены только при одобрении на двух последовательных сессиях законодательного органа, между которыми должны пройти всеобщие выборы.

Начало нынешней шведской королевской династии было положено в 1810 одним из генералов Наполеона - Жаном Батистом Бернадотом, правившим под именем Карла XIV Юхана. Право наследования престола принадлежит представителям этой династии независимо от пола. Формально король является номинальным главой правительства, а также главой государства. Практически с 1918 король не оказывает решающего влияния на политику страны, и исполнительная власть осуществляется премьер-министром и другими министрами, которые несут ответственность перед парламентом. По конституции 1975, право назначать премьер-министра имеет спикер парламента - Риксдага. До 1971 парламент состоял из двух палат, наделенных равными правами. Первая палата, насчитывавшая 150 депутатов, избиралась губернскими собраниями и собраниями уполномоченных шести крупнейших городов. Вторая палата избиралась путем прямых выборов и состояла из 233 депутатов. С 1971 Риксдаг имеет только одну палату. Его 349 депутатов избираются сроком на четыре года путем прямых выборов на основе пропорционального представительства. Все шведские граждане, достигшие 18 лет, имеют право голоса и могут быть избраны в парламент. Труд депутатов Риксдага хорошо оплачивается, а сессия обычно длится с начала октября до июня. Риксдаг должен одобрять все законопроекты и единолично осуществлять контроль за налогообложением. Он оказывает значительное влияние на политику через 15 постоянных комитетов, в которых представлены все основные партии страны. Риксдаг также назначает руководителей Банка Швеции. Руководство различными отраслями управления проводится 13 департаментами (министерствами), возглавляемыми министрами правительства. Штат департаментов невелик, и они занимаются в основном планированием и бюджетом, тогда как текущие дела решаются 50 ведомствами, которыми руководят генеральные директоры.

Местное управление. В Швеции традиционно сложилась влиятельная система местного управления. Страна разделена на 24 лена, а те в свою очередь - на 286 общин. Город Стокгольм объединяет функции лена и общины. На обоих уровнях управление осуществляется советом, который избирается сроком на четыре года (до 1994 на три года), причем повседневные дела выполняются исполнительным комитетом. Губернаторы ленов назначаются центральным правительством, но их власть имеет условный характер. Почти 75% бюджета ленов расходуются на здравоохранение; муниципалитеты примерно половину средств тратят на образование и социальные нужды. Около 1,1 млн. человек (95% всех государственных служащих) заняты в органах местного управления, бюджеты которых составляют 25% ВВП. Эти средства поступают за счет подоходных налогов, взимаемых в ленах и общинах, а также за счет перечислений от центрального правительства.

Политические партии. Основанная в 1889 Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) с 1914 на прямых выборах в Риксдаг постоянно получала больше мест, чем любая другая партия страны. С 1932 по 1976 она единолично или во главе коалиций почти постоянно находилась у власти. С 1946 по 1969 председателем партии и премьер-министром был Таге Фритьоф Эрландер, которого называли архитектором государства социального благополучия. После отставки в 1969 Эрландера на обоих постах сменил Улоф Пальме, который был премьер-министром до 1976 и снова возглавлял правительство социал-демократического меньшинства с 1982 до своей гибели в 1986. Затем партию и правительство возглавлял Ингвар Карлссон до поражения на выборах в 1991. Он снова возглавил правительство меньшинства в 1994. Социал-демократы имеют прочные связи с рабочим движением (ок. 90% всех трудящихся страны объединены в профсоюзы) и благодаря своей прагматической политике получают поддержку со стороны других партий. В 1991 они набрали лишь 38% голосов на парламентских выборах, но в 1994 вновь получили 45%. На выборах 1998 социал-демократы потеряли часть своего электората, набрав всего 36,5% голосов, но удержались у власти благодаря коалиции с крайне левыми партиями.

Умеренная коалиционная партия (УКП), основанная в 1904 путем объединения разных консервативных групп, стоит за приватизацию некоторых государственных предприятий. Она традиционно опиралась на представителей крупного бизнеса, но в начале 1990-х годов ее электорат расширился. С 1976 по 1981 УКП участвовала в несоциалистических коалиционных правительствах, а ее председатель Карл Бильдт был премьер-министром Швеции в 1991-1994. Он стал первым представителем УКП, занявшим этот пост после 1930. В период 1979-1994 эта партия получала на выборах от 18 до 24% голосов. На выборах в 1998 за нее проголосовало 23% избирателей, и она укрепила свои позиции в качестве основной партии, оппозиционной социал-демократам.

Партия центра (ПЦ), созданная в 1913 (до 1957 - Крестьянский союз), представляет интересы сельского населения. Она была переименована для того, чтобы подчеркнуть свою ориентацию на более широкие слои избирателей среднего класса. ПЦ выступает за необходимость децентрализации экономической и политической власти в стране. В отдельные периоды ПЦ возглавляла в Швеции движение против ядерных вооружений. Председатель партии Турбьёрн Фельдин в 1976-1978 и 1979-1982 занимал пост премьер-министра в несоциалистических коалиционных правительствах. После 1979, когда на парламентских выборах ПЦ получила 18% голосов избирателей, ее рейтинг неуклонно снижался (9% в 1991, 8% в 1994, 6% в 1998). ПЦ еще была представлена в составе правительства, сформированного в 1991, однако весной 1995 ей пришлось пойти на объединение с СДРПШ.

Народная партия - либералы (НПЛ), основанная в 1900, ориентируется преимущественно на средний класс. Она традиционно связана с умеренными движениями и мелкими религиозными объединениями. НПЛ издает значительную часть общего тиража периодической печати страны. Ее девиз - "социальная ответственность без социализма". Электорат НПЛ в значительной степени зависит от популярности более крупных партий. В 1982, 1985 и 1991 либералы, получившие на парламентских выборах соответственно 6%, 14% и 9% голосов, входили в состав правительства. В 1994 за них проголосовали 7%, а в 1998 - 5% избирателей.

Левая партия - коммунисты (ЛПК) выросла из Левой социал-демократической партии, основанной в 1917. Эта марксистская группа в 1921 превратилась в Коммунистическую партию, а после раскола последней в 1967 - в ЛПК. Современное название было принято в 1990. Партия получает поддержку некоторых рабочих в крупнейших городах страны и беднейших слоев сельского населения в северных ленах. Поддержка ЛПК часто имела решающее значение для формирования социал-демократических правительств. ЛПК имеет довольно постоянный электорат - ок. 6% в 1980-х годах, несколько меньше в 1991 и вновь 6% в 1994. На парламентских выборах 1998 ЛПК набрала 12% голосов и вошла вместе с социал-демократами в правящую коалицию.

По мере обострения социальных разногласий в Швеции были созданы предпосылки для образования новых партий. Христианско-демократический союз (ХДС), основанный в 1964, не был представлен в Риксдаге до 1985, а в 1991 получил 7% голосов и 26 мест и впервые принял участие в формировании правительства. Однако в 1994 ХДС утратил значительную часть своего электората и получил всего 15 мест. В 1998 он успешно провел избирательную кампанию и получил 42 места в Риксдаге. Партия охраны окружающей среды - "зеленые" (ПООС) была создана в 1981, чтобы отстаивать экологические интересы. В 1988, пока другие партии не включились в движение за охрану окружающей среды, она получила в Риксдаге 20 мест (6% голосов). В 1991 эта партия лишилась представительства в Риксдаге, но в 1994 вновь обрела 18 мест. В 1998 "зеленым" удалось получить 4,5% голосов и 16 мест, что позволило им вступить в правящую коалицию вместе с СДРПШ и ЛПК. Новая демократия, самая правая популистская группа, образованная в 1991, набрала 7% голосов (25 мест), но не вошла в состав центристского правого правительства. В 1994 за нее проголосовало лишь чуть более 1% избирателей.

Чтобы получить места в Риксдаге, партия должна набрать 4% от общего числа голосов по стране, или 12% в одном избирательном округе. По закону, вступившему в силу в 1966, все политические партии Швеции, имеющие по крайней мере одно место в Риксдаге и 2% голосов на самых последних выборах, получают государственные субсидии.

Система правосудия. Шведское право основано на национальном кодексе законов, принятом в 1734, но бльшая часть его положений впоследствии была обновлена. Вся система судопроизводства сходна с английской или американской, за исключением того, что институт присяжных используется только при рассмотрении дел, связанных с клеветой в печати, и уголовных дел в судах низшей инстанции. В этих случаях судьям помогают от двух до пяти присяжных заседателей, избираемых городскими или сельскими советами сроком на три года. Они могут отклонить приговор суда и высказать особое мнение при вынесении приговора. В стране насчитывается 97 окружных судов, 6 апелляционных судов и верховный суд. Имеются также специальные суды, которые рассматривают тяжбы о недвижимости и аренде, а также административные дела. Судебный поверенный по гражданским делам и трое других поверенных назначаются Риксдагом для рассмотрения претензий, предъявляемых к судьям и гражданским чиновниками, для контроля деятельности судов и для защиты прав военнослужащих. Министр юстиции решает дела от имени правительства. Смертная казнь была отменена в 1921, исключение составляют некоторые преступления, совершенные во время войны.

Внешняя политика Швеции основана на строгом нейтралитете и неприсоединении к любым военным блокам. Швеция играла важную роль в деятельности многих международных организаций, особенно ООН. Шведские войска принимали участие в проводившихся под эгидой ООН операциях в Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Азии. Швеция поддерживает самые тесные связи с другими скандинавскими странами по линии Северного совета. Швеция - член Организации экономического сотрудничества и развития и Совета Европы. Она с самого начала вошла в состав Европейской ассоциации свободной торговли. После одобрения на национальном референдуме 1994 Швеция в 1995 вступила в ЕС. Долгое время Швеция уделяла большое внимание связям с новыми государствами Африки и Азии, ежегодно выделяя на их развитие 1% национального дохода. С 1991 размеры этой помощи были сокращены. Шведское правительство выражало готовность отказаться от политики нейтралитета в связи с планами интеграции Европы.

Вооруженные силы. Политика строгого нейтралитета предопределила высокий уровень боевой готовности Швеции, но в связи с прекращением холодной войны в 1990-х годах вооруженные силы этой страны были сокращены. В 1997 насчитывалось немногим более 53 тыс. военнослужащих и ок. 570 тыс. воинов запаса. Согласно закону о воинской повинности, призывной возраст составляет 18 лет, срок действительной военной службы зависит от рода войск, но длится не менее 7,5 месяцев. Все мужчины в возрасте до 47 лет должны каждые четыре года участвовать в военных сборах. Ежегодный призыв составляет ок. 35 тыс. человек, большей частью в сухопутные войска. Профессиональные кадры насчитывают 8,7 тыс. офицеров и рядовых (менее половины состава в период холодной войны). Военно-морской флот состоит из небольших маневренных судов, включая подводные лодки, ракетоносцы, торпедные катера и минные тральщики. Военно-воздушный флот насчитывает ок. 400 боевых единиц. Военный бюджет страны в 1995 составлял 2,5% ВВП.

Кольер. Словарь Кольера. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШВЕЦИЯ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОЛИТИКА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-11-26 Time: 09:26:58 * Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен себе позволять порывистых движений. (…
  • ШВЕЦИЯ в Справочнике Координат Посольств и консульств в Москве:
    119590, ул. Мосфильмовская, 60 тел. 956-1200 факс: …
  • ШВЕЦИЯ в Справочнике Стран мира:
    КОРОЛЕВСТВО ШВЕЦИЯ Государство на севере Европы, расположенное на Скандинавском полуострове. На севере и западе граничит с Норвегией, на северо-востоке - …
  • СТРОЙ
    ОБЩЕСТВЕННЫЙ - см ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ …
  • СТРОЙ в Словаре экономических терминов:
    КОНСТИТУЦИОННЫЙ - см КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ …
  • СТРОЙ в Словаре экономических терминов:
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - см ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ - см ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ЦЕН И ДОХОДОВ - проводимая правительством страны антиинфляционная политика, основным инструментом которой является ограничение доходов с целью уменьшения денежной …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНАЯ СДЕРЖИВАЮЩАЯ - см. СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНАЯ РЕСТРИКЦИОННАЯ - см. РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИСКАЛЬНАЯ см. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ФИНАНСОВАЯ - см. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    УГОЛОВНАЯ - см. УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ТОВАРНАЯ - см. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ТАМОЖЕННАЯ - см ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    СТРУКТУРНАЯ - см СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    РЕФЛЯЦИОННАЯ - см РЕФЛЯЦИОН -НАЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ - см. РЕСТРИКЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ПРЕДПРИЯТИЯ УЧЕТНАЯ - см. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    НЕДИСКРЕЦИОННАЯ - см. НЕДИС -КРЕЦИОННАЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    НАЛОГОВАЯ - см. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ - см МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ - см. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ИНВЕСТИЦИОННАЯ -см ИНВЕСТИЦИОННАЯ …
  • ПОЛИТИКА в Словаре экономических терминов:
    ЗОНТИКА - политика монополистического регулирования объема производства с целью поддержания цен, установленных фирмой-лидером. Проводится при содействии фирм, поддерживающих …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ЯЗЫК (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) - основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. В конституциях стран …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ФЛАГ - один из основных символов государства, его официальный отличительный знак, эмблема. Может отражать общественно-политический и государственный строй данного государства. …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГТК РФ -центральный орган федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СУД - 1) официальное название верховного суда Эстонии; 2) название специального судебного органа для рассмотрения дел о преступлениях и проступках …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СУВЕРЕНИТЕТ РФ - самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete - верховная власть) - вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СТРОЙ - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Понятие Гс- несколько шире, чем …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СТРАХОВОЙ НАДЗОР - специальный государственный орган по контролю за страховой деятельностью. Органы Г.с.н. заменили действовавшую до 1992 г систему органов …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СТАНДАРТ (ГОСТ) - одна из основных категорий стандартов в Российской …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СОВЕТ - 1) высшее законосовещательное учреждение Российской Империи в 1810-1906 гг. В 1906 г. в связи с созданием Государственной Думы …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    СЕКРЕТАРЬ - 1) в ряде государств Европы и Америки - название высших государственный чиновников. В США Г.с. является руководителем Государственного …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ПЕРЕВОРОТ - в науке конституционного права - насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя либо …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ОРГАН - составная часть (элемент) государственного аппарата, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные властные полномочия по управлению конкретной …
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
    ДОЛГ ЧИСТЫЙ - см чистый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ …

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:

а) децентрализованной феодальной раздробленности;

б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;

в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства - буржуазное (капиталистическое) государство.

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной - огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов - буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. - первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения - тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. - исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней - функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. - это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива - или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс - основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества - экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных - побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство Алексеев С.С. Теория государства и права.

Многие представляют «шведскую модель» как отдельный, особый путь, который «пролегает» между капитализмом и социализмом. В соответствии с этим подходом, отдав предпочтение в пользу третьей системы вне капитализма и социализма, общества могут добиться процветания и социальной справедливости. В модели, в которой доминирующим субъектом является государство, именно оно обеспечивает быстрый экономический рост, а также, удовлетворяя базовые потребности всех граждан, способно бороться с бедностью и неравенством благодаря политике перераспределения, основанной на системе налогообложения. Швеция стала богатой страной не благодаря социальной демократии, «большому государству» и обширным расходам на благосостояние. Швеция стала интенсивно развиваться через принятие политики рыночной экономики в конце XIX - начале XX века. С помощью прав на собственность, свободные рынки, эффективности многочисленных высокообразованных предпринимателей и инженеров в Швеции возникла благоприятная для осуществления экономического роста среда, причем в масштабе, примеров которого еще не было в истории страны. В последующие годы после экономической либерализации страна пережила значительный экономический прогресс. С 1870 по 1936 годы Швеция продемонстрировала высочайшие в индустриальном мире темпы роста. Между тем с 1936 по 2008 годы из 28 индустриальных стран Швеция занимала лишь 18-е место.

Экономическому росту Швеции также способствовала общественная культура. Основными принципами этой культуры были высокий уровень доверия людей друг другу, незначительное количество социальных трений, что объясняется сравнительно однородным населением, строгие нормы поведения, которые стимулировали преданность и интенсивный труд. Эти факторы также внесли вклад в достижение успеха шведскими эмигрантами в тех местах, где они находились. Для шведов, которые эмигрировали в США в XIX веке, несмотря на то, что в США было менее развито государство благосостояния, был характерен более низкий уровень безработицы, и что примечательно, их доход на 50% выше, чем у их родственников в Швеции.

Таким образом, Швеция стала процветать еще до образования государства благосостояния благодаря рыночной экономике и соответствующим культурным особенностям. В 1950 году налоговые поступления в Швеции составляли только 21% ВВП страны. Переход к «большому государству» и повышенным налогам занял последующие 30 лет, и ежегодно налоги повышали ВВП на 1%.

Стремительный рост государства сменился определенным спадом, особенно в 1960-е и 1970-е годы. В 1975 году Швеция была в числе четырех самых богатых стран по показателю ВВП на душу населения. В 1993 году Швеция занимала лишь 14-ю позицию. Превращаясь в «большое государство», Швеция оказывала разрушительное воздействие на предпринимательство. После 1970 года сократилось количество вновь создаваемых фирм. Интересный факт: лишь 2 из 100 фирм Швеции, которые обладали наивысшим доходом в 2004 году, были образованы после 1970 года, 21 из них были созданы до 1913. Также еще до образования «государства благосостояния» в Швеции на высоком уровне были распространены принципы равенства в стране. Иными словами, равенство не было результатом деятельности «государства благосостояния». Переход к нему повлек за собой различные социальные проблемы. Возможно, важнейшей из них стала возникшая среди определенных групп высокая зависимость от государства.

Экономический кризис начала 1990-х годов и рост социальных выплат, с которыми была не в силах справиться экономика страны, заставили Швецию изменить политику «социального государства». Руководство Швеции было вынуждено предпринимать шаги именно в этом направлении, и в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения были проведены рыночные реформы. Благодаря этому в Швеции, как показывали международные индексы, повысилась степень экономической свободы.

Таким образом, Швеция является социальным государством или государством благосостояния Атилла Йайла. Швеция и социальное государство.

Швеция - конституционная монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975 Конституция Швеции. Административное деление - 21 лэн: Блекинге, Вэрмланд, Вэстерботтен, Вэстернорр-ланд, Вэстманланд, Вэстра Гёталанд, Готланд, Даларна, Евлеборг, Емтланд, Йончёпинг, Кальмар, Крунуберг, Норрботтен, Сёдерманланд, Сконе, Стокгольм, Уппсала, Халланд, Эребру, Эстерйетланд.

Шведская Конституция состоит из 4 отдельных документов: Акта о форме правления, принятого в 1974, Акта о престолонаследии, действующего с 1810, Акта о свободе печати 1949 (ведущего начало с 1766) и Акта о свободе выражения взглядов, вступившего в силу в 1991. Кроме того, Акт о риксдаге 1974 занимает промежуточное положение между Основным законом и обычным статутным правом.

Высший орган законодательной власти - риксдаг.

Высший орган исполнительной власти - правительство.

Глава государства - король Карл XVI Густав (с 19 сентября 1973) наделён чисто представительскими или церемониальными функциями и является символом Шведского государства и нации Фиш Г. Малые страны Западной Европы. - М., 2014. - с. 57. .

С 1971 риксдаг Ш. однопалатный, состоит из 349 депутатов, избираемых путём всеобщего, прямого и тайного голосования 1 раз в 4 года. Избирательным правом жители страны пользуются с 18 лет. Места в риксдаге распределяются на пропорциональной основе между партиями, получившими на выборах не менее 4% голосов.

Для шведской административной системы характерно разделение задач между министерствами и центральными административными органами. Центральное правительство состоит из 13 небольших министерств (их штат не превышает 100 чел.), занятых в основном подготовкой законопроектов для правительства. Совет министров для утверждения решений собирается 1 раз в неделю и несёт коллективную ответственность за все принимаемые решения. Проведение законов в жизнь возложено на 100 относительно независимых центральных учреждений и правления лэнов.

До 1971 Швеция была разделена на 850 коммун, каждая из которых имела своё выборное собрание уполномоченных. Число коммун сейчас сокращено до 288. В права и обязанности коммун входит строительство различных сооружений и обеспечение широкого круга услуг: жилищное и дорожное строительство, канализация и водоснабжение, начальное и среднее образование, социальная помощь, уход за престарелыми, забота о детях и т.п. Коммуны имеют право взимать подоходный налог.

Между государственным и коммунальным уровнями существует региональный уровень управления. На этом уровне страна поделена на лэны. Государственную власть представляют в каждом лэне губернатор и правление лэна. Губернаторы лэнов назначаются правительством на срок 6 лет и возглавляют правление лэна. Члены правления лэна назначаются ландстингом, который избирается и отвечает за здравоохранение и некоторые виды образования. Ландстинги взимают подоходный налог.

Политические партии хорошо организованы в риксдаге и вне его. Социал-демократическая рабочая партия Швеции основана в 1889, является правящей, крупнейшей в стране, тесно связана с движением рабочих профсоюзов, представляет идеи шведской модели демократического социализма. Консервативная Умеренная коалиционная партия основана в 1904 (до 1969 - Правая партия), выражает интересы крупных компаний и высших чиновников. Партия центра основана в 1910 (до 1957 - Крестьянский союз), выражает интересы средних и мелких землевладельцев, а также части средней и мелкой городской буржуазии. Народная партия - либералы - основана в 1895 (до 1990 - Народная партия), представляет интересы крупной, средней и части мелкой буржуазии, чиновников. Левая партия основана в 1917 на базе левого крыла Социал-демократической партии (до 1921 - Социал-демократическая левая партия, в 1921 переименована в Коммунистическую партию, в 1967 - в Левую партию - коммунисты, с 1990 носит нынешнее название). Партия охраны окружающей среды - «зелёные» - основана в 1981, выражает идеи охраны окружающей среды. Клерикальная буржуазная партия Христианские демократы основана в 1964 (до 1987 - Христианско-демократический союз). С 1966 государство субсидирует политические партии, которые имеют место в риксдаге.

Крупнейшая организация, представляющая деловые круги, - Объединение предпринимателей Швеции, созданное в 1902.

Важную роль в жизни Швеции играет профсоюзное движение, которое объединяет в своих рядах около 80% всего экономически активного населения страны. Однако в стране нет единого профсоюзного центра. Центральное объединение профсоюзов Швеции - крупнейшее в стране, основано в 1898, объединяет около 1,2 млн. чел., занятых в ведущих отраслях промышленности, коммунальном секторе и сфере обслуживания. Центральное объединение профсоюзов служащих образовано в 1944, объединяет служащих частного и государственного секторов. Центральная организация лиц с высшим образованием создана в 1947, объединяет преподавателей, инженеров, врачей и т.п.

В течение обеих мировых войн Швеция соблюдала нейтралитет. Благодаря этому, а также в силу других обстоятельств она сумела остаться в стороне от военных действий. После 2-й мировой войны Швеция продолжила свою традиционную политику свободы от союзов в мирное время и нейтралитета во время войны и основывала свою безопасность на сильной системе национальной обороны. Поэтому в политическом плане вовлечённость Швеция в европейские дела не шла далее участия в Совете Европы.

В 1960-70-х гг. внешняя политика Швеции была сосредоточена на помощи развивающимся странам и глобальных экологических проблемах, а также на поддержке усилий по разоружению в рамках ООН и мер по созданию доверия в Европе. Одним из основополагающих элементов шведской внешней политики остаётся поддержка ООН и её Устава. Швеция выделяет около 1% своего ВВП на помощь развивающимся странам.

В 1980-х гг. центральным элементом внешней политики Швеции стала доктрина всеобщей безопасности, направленная на сокращение вооружений в Европе и поддержку идеи всеобщего и полного разоружения во всём мире Дымша Л. Государственное право Швеции, т 1. - СПБ, 2010. - с. 132..

В течение долгого времени политика нейтралитета не позволяла Швеции добиваться вступления в ЕС. Швеция довольствовалась членством в менее жёстко организованной ЕАСТ. Однако перемены в Европе и окончание «холодной войны» позволили пересмотреть эту позицию. В июле 1991 Швеция подала заявление о приёме в ЕС, в ноябре 1994 шведский народ на референдуме одобрил вступление в ЕС, и с января 1995 Швеция стала полноправным членом ЕС.

Швеция объявила, что она разделяет долгосрочные цели ЕС и поддерживает его меры по созданию экономического и политического союза. В рамках ЕС Швеция уделяет основное внимание процессу расширения ЕС, увеличению занятости, большей гласности в процессе принятия решений, равенству мужчин и женщин и более жёсткой экологической политике.

Шведская политика неучастия в военных союзах остаётся неизменной. Эта политика способствует поддержанию стабильности в Северной Европе. Швеция также вносит значительный вклад в укрепление безопасности во всей Европе, активно участвуя в ОБСЕ и Совете Европы. Швеция является наблюдателем в ЗЕС. Развивается и традиционное северное сотрудничество в рамках Северного Совета и Совета министров северных стран.

Швеция традиционно проводит политику свободной торговли и является сторонником открытой многосторонней торговой системы, основанной на принципах ГАТТ и осуществляемой в рамках ВТО В. Задерий. Ювенальная юстиция в правовой практике ряда стран Европы, Азии, Латинской Америки, Канады и США // Специализированный ежемесячный журнал «Юрист», 2012. - №12. - с. 54. .

Основная функция шведской оборонной политики - сохранение мира при поддержании такой степени готовности и военной силы, чтобы потери и жертвы возможного агрессора в результате попытки захватить страну заметно превышали возможные завоевания. Вооружённые силы Швеции включают Сухопутные силы, ВМС, ВВС. Ежегодно новобранцы в возрасте 18 лет призываются на основную подготовку сроком от 5 до 15 мес. Затем они призываются на переподготовку каждые 4 года. В случае войны Вооружённые силы могут мобилизовать до 850 тыс. чел. Полки Сухопутных войск в мирное время существуют только для подготовки. Швеция не имеет постоянной армии, а воздушное пространство и территориальные воды находятся под постоянным контролем ВВС, ВМС и береговой охраны. Военные расходы составляют 2,1% ВВП. Вооружённые силы, строящиеся на всеобщей воинской обязанности мужчин в возрасте от 18 до 47 лет, сокращаются. Принятое в 2000 решение риксдага означает сокращение числа военных подразделений и одновременный рост их боеготовности и мобильности. Большое значение придаётся военной авиации. Шведские подразделения находятся в постоянной готовности к участию в международных акциях по урегулированию конфликтов. Более 60 тыс. шведских военнослужащих проходили службу в подразделениях ООН в различных частях мира. Швеция активно участвует в программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и в миротворческих силах в бывшей Югославии.

конституционный монархия ригсдаг исполнительный судебный

Швеция - унитарное государство, состоящее из 29 округов (ленов ). По форме правления – конституционная монархия. Функции короля значительно ограничены и сведены преимущественно к церемониальному характеру. Функции исполнительной власти переданы правительству, формируемому шведским парламентом, которому оно и подотчетно.

Правительство назначается в зависимости от расстановки сил в парламенте. Возглавляет правительство премьер-министр, который определяет и назначает состав кабинета министров, утверждаемого парламентом.

Парламент Швеции – риксдаг однопалатный представительный орган, избираемый на основе пропорционального представительства.

Интересной особенностью государственного устройства Швеции является право роспуска риксдага правительством, которое имеет ряд условий, касающихся сроков, процедуры и др.

Центральная власть в ленах осуществляется губернаторами, представляющих в регионах исполнительную власть.

В ленах действуют органы местного самоуправления ландстинги . Основы местного самоуправления Швеции заложены в 1862 г. ордонансом, в соответствии с которым было образовано 2,5 тысячи округов – по числу церковных приходов.

В настоящее время территория Швеции разделена на 288 коммун, в каждой есть свой выборный орган. Источником местной власти на коммунальном и земельном уровнях являются советы, избираемые на пропорциональной основе соответственно числу полученных партией голосов. Одномандатных округов в Швеции нет ни на одном уровне.

Полномочия между государственной и муниципальной властями четко разделены и не вызывают никаких противоречий.

Основным финансовым источником муниципалитетов и региональных органов является прямой местный налог с физических лиц, который устанавливается местными органами. Парламент Швеции определяет только нижний и верхний предел размера налога.

Общее число народных избранников, которым принадлежит высшая власть в коммунах около 50 тысяч человек. Однако в исполнительном органе коммун только один или два человека за свою работу получают заработную плату.

Вопросы взаимоотношений между предприятиями и муниципалитетами решаются на основе договоров между отраслевыми профсоюзами и объединениями муниципальных и губернских служащих, основой которых являются индивидуальные контракты об условиях труда и взаимных обязательств сторон.

  1. Государственные органы управления Германии

Систему государственного и муниципального управления Германии составляет взаимодействие между пятью административными уровнями: федерация, земли, округа, районы и общины. Государственное устройство основывается на двух принципах:

Обязанность земель поддерживать способность входящих в них территорий к самоуправлению и развитию;

Принцип выравнивания и консолидации местных территориальных образований.

Конституционным законодательным органом на уровне федерации является БУНДЕСТАГ (нижняя палата) и БУНДЕСТРАТ (верхняя палата). Большинство законопроектов вносит федеральное правительство, меньшую – депутаты парламента и бундесрат.

Бундесрат – верхняя палата парламента Германии представляет интересы 16 земель. В его состав входят не избираемые депутаты как в США и Швеции, а члены земельных правительств или их представители в зависимости от численности населения земли предоставляемому пропорционально количеству голосов. Интересы земель в бундесрате ставятся выше интересов политических партий.

Исполнительная власть Германии осуществляется федеральным правительством, которое возглавляет федеральный канцлер. Он имеет право назначать правительство и председательствует на его заседаниях, определяет основные направления деятельности правительства. Канцлер отвечает перед парламентом, избравшим его на эту должность.

Судебная система разделена на пять отраслей: обычные суды, суды по трудовым спорам, административные суды, суды по социальным вопросам, и финансовые суды. Инстанциями судебной системы Германии являются: участковый суд, земельный суд, верховный земельный суд и федеральный суд. Вне этой судебной системы находится Конституционный суд, основной функцией является надзор за соблюдением Конституции и соответствием ей законов, разрешение споров между органами федерации и земель.

Субъектами муниципального управления Германии являются местные территориальные единицы, под которыми понимаются общины (коммуны ), в состав которых входят города и деревни, составляющие в совокупности всю территорию Германии. Несколько общин входят в состав районов, с разделением между ними компетенции. Большие города не подчиняются районам, вырабатывают свое направление деятельности. Статус города-земли имеют Бремен и Гамбург. Они совмещают земельный и общинный уровни управления.

В Германии нет выборных органов самоуправления округами, они на более низком уровне. Главное назначение земель состоит в максимальном приближении государственного управления к гражданам. Самоуправление, имея большие полномочия исполнительной власти, находится под строгим контролем государства. Передача федерацией и землями части своих полномочий на местный уровень образует особую сферу управления по поручению .

Основной задачей государства на региональном уровне управления является стратегия выравнивания экономического развития территории страны.

Исторически в Германии сложились следующие типы местного самоуправления:

Южногерманский совет, предполагающий равно уровневое взаимодействие общинного совета и главы исполнительной власти – бургомистра.

«Неправильный магистрат», предполагающий наличие в системе муниципального управления двух коллегий: собрания депутатов общин и магистрата, коллективного исполнительного органа.

Бургомистр, назначаемый советом, но обладающий широкими полномочиями.

Северно-германский совет, предполагающий взаимодействие совета, общинного директора и комитета управления.

Новым для Германии стало: выборы бургомистра (местная власть) в земле Северный Рейн-Вестфалия, когда ему были переданы одновременно функции главы исполнительной власти и руководителя общинного совета.

. Площадь - 449 964 км 2

. Население - 9 млн лиц

. Столица -. Стокгольм (736 тыс. человек)

Общие сведения

Швеция - официальное название. Королевство. Швеции (Konungariket Sverige) расположена в. Северной. Европе, занимает восточную часть. Скандинавского полуострова, столица. Стокгольм (Stockholm). На западе граничит с норв вегиею, на северо-востоке - с. Финляндией. С востока и юга омывается. Балтийским морем и. Ботнического залива, с юго-запада - проливами. Каттегат и. Скагеррак, соединяющих. Балтийское и. Север не моря. Пролив. Эресунн, отделяющий. Швецию от. Дании, в самом узком месте составляет всего 3,4 км. В состав. Швеции входят два крупных острова в. Балтике -. Готланд и. Эланланд.

Длина сухопутных границ - 2205 км: 586 км с. Финляндией и 1619 км с. Норвегией. Длина береговой линии - 3218 км. Территория простирается с севера на юг на 1572 км, с запада на восток - 499 км. Ц. Это объясняет различия в климате и флоре и фаунуні.

Швеция - страна невысоких гор и холмистых равнин. На северо-западе расположены горы с самой высокой вершиной. Швеции - горой. Кебнекайсе (2111 м). На востоке находится. Нормандское плато, занимающее почти поло овину территории страны. Плато пересекают полноводные реки, которые впадают в. Ботнический залив. Русла год проходят линями тектонических разломов, образуя длинные узкие озера и высокие водопады. Половину шведс ькои территории покрывают таежные леса. Менее 10% приходится на сельскохозяйственные угодья. Тысячи островов лежат вдоль изрезанного морского берега. Крупные острова в. Балтийском море. Эланд и. Готлан д, а также тысячи островов, определяют все побережье страны. Это очень большое количество чистейших рек и озер, среди которых необходимо выделить крупнейшие озера -. Венерн,. Веттерн, и. Малармеі. Маларен.

Швеция является пятой по размеру страной в. Европе. По площади (449 964 км 2) ее можно сравнить с. Испанией. Площадь суши составляет 411 тыс км 2 . Географическое расположение. Швеции положительно влияет и способствует развитию экскурсионном, горнолыжном и других видов туризма

Страна выходит к. Балтийскому морю значительной своей частью. Выход государства к морю формирует комплекс дополнительных туристических ресурсов, которые можно использовать в национальном туристическом производстве (м морские ландшафты). При этом протяженная береговая линия с большим количеством бухт и заливов дает стране перспективы как направления водного туризма. Выход территории страны к. Балтийскому морю - важнейшая оз приказом ее экономико-географического положения межконтинентальной морским путем страна соединена со всеми странами. Балтии, что составляет основу ее экономического и туристического развитияитку.

Балтийскому морю — важнейшая оз приказом ее экономико-географического положения межконтинентальной морским путем страна соединена со всеми странами. Балтии, что составляет основу ее экономического и туристического развитияитку. Стоит отметить, что территория. Швеции является вытянутая с севера на юг, то есть имеет меридиональном направлении. Это дает преимущества стране ввиду туристической привлекательности, поскольку четко выражена смена ланд дшафтив с севера на юг и климата. Северная. Швеция, которая занимает 2/3 площади и частично лежит за. Северным полярным кругом, покрыта горами и имеет суровые климатические условияви. Население. Швеции составляет 9 млн человек (84 место в мире). Состав населения достаточно однороден. Более 85% населения сосредоточено в средней и южной частях. Швеции. Государственный праздник 6 июня — день основания ния династии. Васа 1523.

Швеция

Если болезнь, поездка за границу или другая причина мешают Королю выполнять свои обязанности, то обязанности главы государства временно выполняет в качестве регента член королевской династии в соответствии с действующим порядком престолонаследия, если к этому нет препятствий. Если королевская династия угаснет, Риксдаг в дальнейшем назначит регента для выполнения обязанности главы государства. Одновременно Риксдаг назначит заместителя регента. Тот же порядок действует, если Король умрет или покинет престол, а наследник престола еще не достигнет 18 лет.
Если Король в течение шести месяцев подряд не мог выполнять свои обязанности или не выполнял их, Правительство должно заявить об этом Риксдагу. Риксдаг выносит постановление о том, должен ли Король считаться покинувшим престол.

Форма государственного правления швеции

Более 71% шведов являются лютеранами (протестанты), принадлежащими к Церкви Швеции. Однако, только около 2% шведов ходят в церковь каждую неделю. Швеция – это конституционная монархия, в которой главой государства, согласно Конституции, является Король.

Исполнительная власть в Швеции принадлежит Премьер-министру и кабинету министров. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту – Риксдагу (349 депутатов). Главные политические шведские партии – «Либеральная народная партия», «Партия Центр», «Христианские демократы», «Шведские демократы», «Социал-демократы».

Швеция находится в северных широтах, однако в этой скандинавской стране климат умеренный с тремя ярко выраженными климатическими зонами: — Океанический климат на юге;- Влажный континентальный климат в центральной части страны;- Субарктический климат на севере.
Можно с полным правом сказать, что уже в XVII веке Швеция стала влиятельным европейским государством. В эпоху своего «золотого века» Швеция завоевывает несколько немецких княжеств и вторгается в Польшу, а затем в Россию и на Украину. В конце концов, шведский император Карл XII терпит поражение от российских войск Петра I под Полтавой.
Это означало начало конца шведской империи. Согласно Ништадскому миру 1721 года, Швеция отдала большую часть завоеванных территорий. В 1809 году Россия сумела завоевать Финляндию, которую тогда считали восточной Швецией. Во время двух мировых войн XX века Швеция сохраняла нейтралитет. Вообще, в последний раз шведские солдаты участвовали в войне в 1814 году. Правда, сейчас Швеция посылает миротворцев в «горячие точки» мира. В 1946 году Швецию приняли в ООН, а в 1995 году эта страна вошла в ЕС.

Швеция — основные сведения

Внимание

В прошлом равнины были покрыты густыми лесами из клена, бука, дуба, ясеня и других широколиственных пород, которые были сведены человеком. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние температуры января от 0 до 5 °C на юге, от -6 до -14 °C на севере, июля от 17 °C на юге до 10 °C на севере.

Осадков от 500–700 мм в год (на равнинах) до 1500-2000 мм (в горах).Реки порожистые, богатые гидроэнергией; много озер, 57 % территории - леса, преимущественно хвойные; на севере - тундра.Животный мир сильно обеднен. В Швеции встречаются лось, бурый медведь, росомаха, рысь, лисица, куница, белка, заяц-беляк.

Некоторое время Карл Густав провел в Лондоне, работая в банке Hambro`s, посольстве Швеции и Шведской торговой палате, а затем во Франции на заводе Alfa Laval. 15 сентября 1973 года, после смерти деда, Карл Густав вступил на шведский престол. Он правит под девизом «Ради Швеции и в ногу со временем». В соответствии со вступившей в силу в 1975 году новой конституцией страны у короля остались фактически одни лишь церемониальные обязанности.

В 1972 году тогда еще наследный принц Карл Густав познакомился на летних Олимпийских играх в Мюнхене с переводчицей из Германии Сильвией Зоммерлат. В марте 1976 года они объявили о своей помолвке.

Государственное устройство и форма государственного управления швеции

Инфо

Зимой 1966-1967 годов он ходил в длительный поход на минном тральщике «Альвслаббен», после чего в 1968 году сдал экзамен на звание офицера ВМФ. Принц продолжил военное образование в колледже национальной обороны Швеции, совмещая учебу со службой на различных кораблях военно-морского флота. После армейской службы проучился один курс в университете города Упсала, а затем еще один — на экономическом факультете Стокгольмского университета.

Наследник престола много путешествовал по стране, изучая деятельность органов государственного и местного самоуправления, посещая фабрики, лаборатории и школы. Наследный принц принимал участие в деятельности постоянной миссии Швеции при ООН и шведского международного агентства развития и сотрудничества в Африке.
Государственный язык — шведский. Религия — лютеранство. Денежная единица — шведский крон крона. ВВП (2006) — 290 600 000 000 долл.. США (33 место), на душу населения — 32,2 тыс. долл..

США (17 место) экономически высокоразвитых государств. Член. ООН,. ЕС Государственное устройство и форма правления Швеция — конституционная монархия. Главой государства является король. Карл. Хуи. Густав (с 15 сентября 1973).

Важно

Законодательная власть принадлежит королю и парламенту (Риксдагом). Срок полномочий парламента — четыре года Правительство (государственный совет) назначает король из числа руководителей партий, получивших большинство голосов на выборах в. Риксдагом. Глава правительства-премьер-министр. Фредерик.

Рейнфельдт (с 6 октября 2006) Наиболее влиятельным политическими партиями являются:. Социал-демократическая рабочая партия. Швеция — 131 человек в парламенте;.
В настоящее время и смертность и рождаемость являются стабильно низкими, население стареет (Швеция первая страна в Европе, столкнувшаяся с подобными проблемами), поэтому проводится политика поощрения иммиграции. Редактировать История В древности территорию Швеции населяли германские племена. В конце 8–11 веков шведы участвовали в походах викингов.