Принцип выборов в демократическом обществе. Демократические выборы: признаки, условия проведения

Профильный уровень

Cсылка на файл:

http://narod.ru/disk/11514630001/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.rar.html

Урок обществознания в 11 классе на тему:

«Выборы в демократическом обществе».

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской Федерации

Задачи урока:

Образовательные и развивающие:

1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме.

2. привлечь внимание к проблемам выбора и избирательного права;

3. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;

4. Продолжить формирования у учащихся навыков работы с правовыми документами;

5. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.

Воспитательная:

Формировать активную гражданскую позицию

Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ратное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование. Кандидат, политическая партия.

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Раздаточные материалы: На столах у учащихся должны быть тексты Конституции РФ. В специальных раздаточных папках находятся: материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, текст проблемного задания с планом выполнения, карточки для ролевой игры, карточка «Пять слов об уроке»

На доске записаны: дата, тема занятия, цели на время закрыты, определение «выборы» на время закрыто; домашнее задание.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа в группах.
  4. Обобщение.
  5. Закрепление.
  6. Рефлексия.

Используемые педагогические технологии:

1. Проблемное обучение;

2. Интерактивные формы;

ТСО :

· Демонстрационный экран

· Проектор (в режиме подключенияк компьютеру)

· Компьютер

План изучения темы.

  1. Избирательный процесс .

III . Типы избирательных систем

Эпиграф урока: “Демократия – это не просто право выбора, а ответственность за свой выбор”.

ХОД УРОКА

I. Мотивационная беседа учителя.

Выборы - центральный инсти-тут демократического государства.

Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. А кандида-ты в депутаты представительных органов власти или стремя-щиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избира-тельной кампании, чтобы узнать «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, поддержали или отвергли.

Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опаснос-ти диктатуры.

Участие в выборах - проявление социальной ответствен-ности, совести, политической и правовой зрелости и культу-ры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином чело-века, который в день выборов отсиживается дома, отказыва-ясь от своего права участвовать в управлении страной.

В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и эконо-мические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное зна-чение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демо-кратия невозможна.

Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «До достижения 18 лет, настоящему гражданину Российской Федерации пассивно ожидать, когда его право выбирать наступит или принять активное участие в подготовке к реализации права выбора?» Ответ учащиеся дадут в конце урока.

II. Изучение нового материала.

I. Избирательное право и его роль в избирательной системе .

Избирательная система - это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя из-бирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.

Избирательное право - это принципы и условия уча-стия граждан и формировании выборных органов . Изби-рательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное пра-во может быть ограничено цензами. Цензы бывают: возрастные, образовательные, национальные, расовые, иму-щественные, сословные и оседлости (ограничение избира-тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

В демократических государствах выборы проводятся на основе принципов.

Всеобщее избирательное право, - право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возра-ста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, на-циональности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. Не могут участвовать в выборах лица, признан-ные недееспособными по решению суда, и лица, содержа-щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает, что каждый из-биратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах па равных основаниях (упрощенно это форму-ла звучит так: "Один избиратель - один голос"). Каж-дый избранный депутат представляет примерно одинако-воечисло избирателей.

Прямое избирательное право означает, что каждый из-биратель голосует непосредственно за избираемого кан-дидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.

II. Избирательный процесс

Избирательный процесс - это порядок и основные ста-дии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

1) назначение выборов (как правило, главой государ-ства);

2) организация избирательных округов с приблизитель-но равным числом избирателей;

3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6) предвыборная борьба (прекращается за день до го-лосования);

8) подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);

9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

III . Избирательные системы.

Теоретический блок 1

Существуют 3 избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная

Мажоритарная система - это способ определения ре-зультатов голосования, при котором для получения ман-дата требуется собрать установленное законом большин-ство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительно-го большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное боль-шинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).

Практическая работа

Класс разделен на 4 группы. Подготовить « партийную» программу по антикризисным мероприятиям вывода страны. Каждая группа представляет своего депутата со своей « партийной» программой. Задание к данной работе: в трех тезисах изложить предложенияантикризисной программы.

1 тур. Проводим индивидуальноеголосование. Подводим результат 1 тура:

· группа А получила 8 голосов.

· группа В получила 2 голосов.

· группа Г получила 9 голосов.

Устанавливаем (в качестве примера) 10% барьер по голосованию. Группа В выбывает из предвыборной «гонки». Проводим 2 тур голосования по 3 программам.

2 тур. Проводим индивидуальное голосование по выбору. Результат мгновенно обрабатывается программой и выводится результат (например) 1 тура:

· группа А получила 9 голосов.

· группа Б получила 7 голосов.

· группа Г получила 11 голосов.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества данной системы голосования?

Недостатки:

· Партия или блок партий, «проигравшие» на выборах по одномандатному округу, т. е. получившие, на-пример, 49% голосов, могут быть вообще не представлены в парламенте.

· По этой системе избираются депута-ты, угодные властям данного региона, или сами представи-тели властных структур.

· Вероятность проведения не-скольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин-ства голосов).

· Выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.

Преимущества:

· Простота определения результатов

· Реализуется демократический принцип большинства

· Осуществляется тесная связь между депутатами и избирателями, потому что каждый депутат представляет свой регион и т.д.

Учитель добавляет для справки, что данная система используется в Ве-ликобритании, Канаде, Индии и других странах.

Пропорциональная избирательная система - это спо-соб определения результатов голосования, в основу ко-торого положен принцип распределения мест пропорци-онально полученным каждой партией количеству голо-сов. При такой системе создаются большие округа, от каж-дого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные долж-ности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества этой системы голосования?

Возможный вариант ответа может быть следующим.

Недостатки:

· В парламент часто из-бираются политики, не имеющие отношения к той местнос-ти, где живут избиратели.

· Депутаты, избран-ные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией.

Преимущества:

· в представительном органе могут быть широко представлены социальные меньшинства: им достаточно образовать свои партии

· чем больше граждан проголосовали за партийный список, тем больше и должно быть представителей, которые будут отстаивать интересы этих граждан.

Эта система применяется в Италии, Израиле, Австрии, Португалии, некоторых лати-ноамериканских странах и др.

Принимая во внимание преимущества и недостатки мажоритарной пропорци-ональной систем выборов в Российской Федерации при выборах в Государствен-ную Думу действует смешанная мажоритарно-пропорциональная система . Половина мест (225) в Думе распреде-ляется на выборах по пропорциональной системе; вторая половина депутатов (225 человек) избирается по мажори-тарной системе. При этом оговаривается: те партии, кото-рые при пропорциональной системе на выборах получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голо-совании, в Думу не проходят.

III . Обобщение.

Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его члены. Мы уже говорили об этом. Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Государство не вправе заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами реша-ют, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д.

Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити-ческой жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки по-литикам с друзьями, родственниками и соседями. Глав-ное - нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Доста-точно стремиться стать политически культурным челове-ком.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЗИЦИЯ В ВОПРОСЕ: МОЖНО ЛИ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 18 ЛЕТ, ГРАЖДАНИНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ, РЕШАЕТСЯ В КОНЦЕ УРОКА ОДНОЗНАЧНО. И ВЫВОД ОДИН: СЕГОДНЯШНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТНИЕ ШКОЛЬНИКИ - ЭТО АКТИВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ 2014 – 2015 ГГ.!

IV . Закрепление.

1. Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – «выборы».

Задания:

Напишите рядом с понятием два-три понятия по ассоциации.

Возможны ответы: власть, государство, народ, избиратель, кандидат, политическая партия.

2. Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «ВЫБОРЫ» и запишите его

Задание выполняется в парах. А затем проверяют насколько совпадает данное ими определение с тем, которое содержится в документах.

Выдержки из документов.

1. «Демократические, свободные, и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Анализируя документы, учащиеся делают соответствующие выводы и дают оценку своей работе.

3. Задание: всегда ли выборы являются демократическими? Назовите несколько ситуаций, когда выборы не будут считаться демократическими.

Для выполнения этого задания учащиеся объединяются в группы. Каждая группа выбирает лидера, который будет направлять и координировать всю работу, выставлять за нее оценки.

Возможные ответы учащихся : безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать; не тайные выборы (в бюллетене содержится требование указать паспортные данные); дезинформация избирателей в ходе выборов; не всеобщие выборы (для участия в выборах установлен имущественный ценз); выборы в обстановке давления на избирателей и т.д.

4. Перед учащимися ставиться вопрос: почему важно принимать участие в голосовании?

Поиск ответа на него ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает на доске ключевые слова из ответов учеников. Проводиться ранжирование слов по значимости. Выводы делают сами ребята.

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

5. Ставятся проблемные вопросы: можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

Для поиска ответов в классе проводиться ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.

Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.

Проект закона «Об обязательном участии в выборах»

Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под посто-янным наблюдением врача, обязаны при-нимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избира-тельного права (права избирать) является важной характеристикой гражданствен-ности.

В случае невозможности принять учас-тие в выборах следует обращаться в избира-тельные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соот-ветствующее решение.

За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится обществен-ное порицание (в виде письма на место рабо-ты или учебы, а также публикации фамилии и фотографии нарушителя в средствах мас-совой информации), во второй раз - штраф в размере трех минимальных размеров оп-латы труда, в третий раз - общественные работы на срок от 10 до 90 дней.

Задание группе 1. Вы являетесь де-путатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои ар-гументы в пользу его принятия (предпо-ложите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, право-вой, духовной областях может принести принятие этого закона).

Задание группе 2. Вы являетесь пар-ламентской оппозицией и должны пред-ставить аргументы против принятия данного закона.

Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанали-зируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические при-страстия руководства вашей газеты мо-гут повлиять на будущую статью

Задание группе 4. Ваша группа состоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект со своей позиции.

После обсуждения результатов работы групп можно провести общее голосование по предложенному проекту и проанализировать его результаты.

V . Рефлексия.

Вопросы к классу:

Какие затруднения вы испытывали в ходе работы над понятием «выборы»?

Какие затруднения возникли при работе с документами?

Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?

Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?

Домашнее задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?

VI . Итог урока.

Урок завершается заполнением карточки

«Пять слов об уроке»

«Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?

Литература:

  1. Обществознание: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений: профильный уровень под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008
  2. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Мичуринска Тамбовской области

Открытый урок по теме:

Провела Крылова Л.В.,

учитель истории и обществознания

Мичуринск – 2015 – 2016уч. год

Тема урока: «Выборы в демократическом обществе»

Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о выборах в

демократическом обществе.

Задачи:

Продолжить знакомство учащихся с механизмом проведения избирательной кампании;

Развивать умения работать с источником, делать выводы, разрабатывать собственные политические технологии избирателя;

Продолжить формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор, за судьбу страны и демократии в целом (Сл.3)

Тип урока : комбинированный

Оборудование: учебник, переносная урна для выборов, лозунг для избирательного участка, избирательные бюллетени.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Объяснение нового материала

IV. Закрепление нового материала

V. Итог урока

Мы продолжаем изучение темы: «Выборы в демократическом обществе»

(Сл.1)

Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова американского критика Д. Натана

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Сл. 2)

Тема нашего урока – «Выборы в демократическом обществе» очень важна и актуальна для нашей страны.

Как вы думаете, почему?

Многие граждане нашей страны считают, что раз они не являются членами какой – либо партии, не занимают государственных постов, то они не включены в политическую жизнь.

Тем, что превращает человека из безучастного созерцателя в активного участника политического процесса, является право на участие в управлении государством, право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти (Сл. 4)

И нам с вами не всё равно, кому мы вручаем эту власть

Поэтому на сегодняшнем уроке мы

Продолжим знакомство с различными аспектами выборов в демократическом обществе,

Работая с источником, вы попытаетесь составить собственные политтехнологи избирателя, которые позволят вам сделать правильный и осознанный выбор.

Об этом и многом другом пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Но вначале давайте вспомним, что мы уже знаем о выборах в демократическом обществе.

Проверка знаний

    На доске письменно: «Избирательная система и её компоненты»

Международная политическая практика выработала различные типы избира –тельных систем.

    На доске письменно: «Типы избирательных систем»

Пока выполняются письменные задания, мы работаем устно

- Что отличает демократические выборы от недемократических ?

Отличия демократических выборов(Сл.5):

Неопределённость,

Необратимость,

Повторяемость

Выборы считаются демократические, если они проходят в соответствии с принципами демократического избирательного права

-Назовите основные принципы демократического избирательного права

Основные принципы демократического избирательного права

Всеобщность,

Прямые выборы,

Равенство,

Альтернативность,

Гласность,

Свобода выборов,

Периодичность выборов.

- Как вы думаете, выборы в нашей стране являются демократическими ?

Наше избирательное право реализуется в избирательном процессе .

Многие учёные отождествляют понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания»

-Что такое избирательная кампания?

-Назовите и кратко охарактеризуйте этапы избирательной кампании.

-Американский критик Д. Натан, слова которого я взяла в качестве эпиграфа, говорил:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании”

Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, уклонение от участия в выборах.

7. Причины абсентеизма.

1. Отсутствие интереса к политической жизни.

2. Отсутствие доверия к политикам.

3. Убеждённость, что выборы не изменят ситуацию.

4. Низкая политическая культура.

Последствия абсентеизма

1.Экономический ущерб при организации повторных выборов.

2.Фальсификация избирательных бюллетеней.

3.К власти придут политические деятели, отнюдь не выражающие преобладающего настроения в обществе.

4.К власти придут люди недостойные, не умеющие управлять страной.

5.Возможность захвата власти, скатывание к авторитарно-тоталитарным режимам.

- Что делать, чтобы поднять активность избирателей на выборах?

- Как решается эта проблема в других странах?

Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекать к ответственности, в том числе и к уголовной (Греция, Турция). За уклонение с них взыскивать штраф (Австрия) или поднять возрастной ценз (Швейцария - 20 лет, в Великобритании и Ирландии – 21 год, в Дании – 23 года).

Проверка задания на доске.

Мы продолжаем изучение нашей темы: «Выборы в демократическом обществе».

План изучения нового материала

1. Политические технологии избирателя

3. На избирательном участке

Быть избирателем не так просто - это сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создают имидж «своего парня». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (или партии) не всегда совпадают, что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании. Кандидат обещает много, рассчитывая, что поверят. Такие приёмы воздействия на избирателя называются популизмом.

- Что такое популизм?

Популизм – стиль в политике, позволяющий добиться поддержки изби-

рателей благодаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные лозунги (Сл. 9)

Чтобы не попасться на популистские лозунги, необходим грамотный и осознанный выбор претендентов на власть. Такой выбор помогут вам сделать политические технологии избирателя.

Политические технологии – совокупность приемов, методов, способов, процедур, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических задач.

Задание: работая с текстом учебника и учитывая повседневный опыт выборов в стране, разработайте свои собственные политические техно-

    Разработать политические технологии избирателя на выборах в Государственную Думу (с.261)

2. Разработать политические технологии избирателя на выборах Президента (с.262).

Через 5 минут каждая группа представит свою работу

Вопрос второй группе:

- Какими качествами должен обладать кандидат в президенты РФ?

(решительность, ответственность, сильная воля, честность, достаточно жёсткий в проведении своей линии, хороший оратор и т.д.)

- Вы теперь представляете, что нужно, чтобы сделать осознанный выбор.

Но, наверное, у вас ещё остались вопросы, которые касаются непосредственно процедуры голосования.

Сейчас вы сможете задать их нашему гостю – Кобзевой Галине Васильевне, которая более 10 лет является Председателем участковой комиссии и любезно согласилась ответить на ваши вопросы.

Вопросы, которые были заданы учениками.

    Какие документы нужно иметь с собой каждому избирателю?

    Если я во время выборов испорчу бюллетень, что мне в таком случае делать?

    Выборы проводятся в воскресенье. Мне нужно срочно уехать. Как мне быть в таком случае?

    У меня старенькая бабушка. Она хотела бы проголосовать, но у неё больные ноги. Что нам нужно сделать7

    Брат – студент, обучается в г. Москве на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии вуза, а постоянное место его проживания г. Мичуринск. На каком из участков он будет голосовать? (голосует по месту нахождения общежития)

    Мой знакомый пришёл на выборы в Думу, а его нет в списках. Что делать,

если и моей фамилии вдруг не окажется в списках?

8. Сколько наблюдателей может быть на избирательном участке?

Если вопросов больше нет – поблагодарим гостью за ценные ответы и переходим к последней части нашего урока – «На избирательном участке»

Вы сейчас окажитесь на одном из избирательных участков в роли незримых наблюдателей. Внимательно посмотрите, как проходит процесс голосования и нет ли нарушений закона о выборах? Все нарушения вы фиксируйте в тетрадях.

В конце мы посмотрим, насколько внимательными вы были (Сл.12)

Сценка

    Избиратель пришёл с другом, который советует ему, за кого голосовать.

    Избиратель просит у члена комиссии ручку, так как он свою оставил дома.

    Лозунг на избирательном участке, призывающий голосовать за кандидата.

    Избиратель делает отметку в бюллетене, не заходя в кабинку.

    Избиратель испортил бюллетень.

Итоги (Сл.13)

1.Быть избирателем не так просто – сложная и ответственная задача, и к роли избирателя нужно готовиться.

2. Не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров.

3. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть.

Я надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам сделать этот выбор и стать активными участниками политического процесса

Домашнее задание : параграф 24, записи, эссе на тему:

Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании” (Д. Натан) Сл.1

Глава❸. Выборы в демократическом обществе

Урок 1. Почему важны выборы?

На этом уроке мы:

® Узнаем, что такое выборы.

® Определим, что выборы-необходимое условие демократического правления.

® Научимся определять важность выборов для общества и строить свое поведение в будущем.

® Изучим, какие правовые нормы о добровольном или принудительном участии граждан Казахстана в выборах содержится в Конституции РК.

Основные понятия: выборы, выборы в Республике Казахстан.

На этом уроке мы приступаем к изучению новой главы, которая называется «Выборы в демократическом обществе».

Демократия предполагает всеобщие, прямые и справедливые выборы. Избирательная система в Казахстане только складывается, но уже сейчас ясно, что от активного участия граждан в выборах зависит демократическое будущее страны.

Вы- будущие избиратели, кандидаты в депутаты, члены партий и общественных объединений. Изучение этой главы поможет вам делать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем с родителями и другими взрослыми, ориентироваться в происходящем.

Первый урок посвящен важности выборов в обществе.

Выборы- это не только существенный признак, атрибут демократии, но поистине ее стержень, ее необходимое условие.

Во Всеобщей Декларации прав человека(1948г.) говорится: «Каждый человек имеет право принимать участие в управление своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». (Статья 21).

Существительное «выбор» образовано от глагола «выбрать», что означает: отобрать; извлечь откуда-то; взять нужное из того, что есть; избрать голосованием.

Приведите примеры на каждое из приведенных выше значений слова:

*отобрать - ___________________________________________________

*извлечь - ____________________________________________________

*взять нужное - _______________________________________________

*………………… - _________________________________________________

® Вспомните, участвовали ли вы когда-нибудь в выборах?

® Если участвовали, то, кого и как выбирали?

Представьте себе ситуацию.

Выборы или назначение?

В начале учебного года классный руководитель 8 «А» спросил у учеников: «Как бы вы хотели, чтобы я назначил старосту класса или вы его изберете сами?»

Первым высказался Кайнар : «Я за назначение. Вы лучше нас знаете, кто может справиться с обязанностями старосты».

Затем выступила Татьяна: «Думаю, нам лучше выбрать старосту. По крайней мере, мы ему будем доверять».

Руслан поддержал ее: «Если мы сами выберем старосту, то сможем контролировать его действия».

Дарига была иного мнения: «Если мы будем голосовать, то все равно кто-то будет против. И это меньшинство может в будущем войти в конфликт с избранным старостой, так что пусть лучше старосту назначат».

Мнения учеников разделились. Одни хотели провести выборы, другие были за назначение. Последних оказалось больше, и классный руководитель назначил старостой Рахимжана, который, по его мнению, более всех подходил на эту должность. Рахимжан воспринял назначение как должное. Ведь он был отличником, да и по натуре очень честолюбив.

Вскоре ученики стали замечать, что новой староста избирательно передает учителю сведения о пропусках уроков. Так, Рахимжан регулярно вычеркивал из списка прогульщиков фамилии своих друзей Талгата, Андрея и Серика. А в субботу, когда учитель попросил его организовать после уроков уборку в классе и школьном коридоре, староста отпустил домой Талгата, и приступить к работе. На вопрос Карины, почему в уборке не участвуют его друзья, Рахимжан грубо ответил, что он здесь главный и кого захочет, того и освободит от работы. «Вы меня не избирали, меня назначили. Вот и терпите»,- добавил он.

® Обсудите преимущества и недостатки высказанных предложений учеников.

® Кто несет ответственность за действия старосты?

® Если староста был бы избран, смогли бы контролировать его действия ученики? Если да, то как?

® Считаете ли вы, что если бы выборы все-таки состоялись, они хоть как-то повлияли на сложившуюся ситуацию. Обоснуйте ответ.

Представьте теперь, что класс-это государство, а староста это-президент. Мысленно сравните ситуацию, которая сложилась в классе, с конфликтом в государстве

Как вы думаете, следует ли Президента назначить или избрать? Обоснуйте свой ответ.

Вспомните из материалов прошлых уроков, что выборность власти-один из основных принципов демократии.

Что такое выборы?

Выборы представляют собой процедуру, посредством которой определенная

группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких членов для

выполнения каких-либо общественных функций. В результате политических

выборов формируются органы государственной власти и управления.

А как у нас?

Конституция РК

Статья 3.2.

Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум

и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти

государственным органам.

В Казахстане путем выборов избираются:

Президент.

Депутаты Парламента (Сената, Мажилиса).

Депутаты местных представительных органов Республики Казахстан (маслихатов).

Таким образом, непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов является исходным принципом формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Путем выборов формируются представительные органы власти Казахстана, а также представительные органы местного самоуправления.

В государствах, которые еще не имеют демократических традиций, демократические выборы важны потому, что представляют собой маленький, но необходимый шаг на трудном пути становления правового государства. Важность выборов в таких государствах определяется еще и тем, что они выступают как реальный механизм формирования правящих элит и позволяют населению воздействовать на официальный политический курс.

Людям издавна свойственно выбирать. На всем протяжении истории человечества люди выбирали: предводителей и предводительниц родов, вождей племен в первобытнообщинном обществе, судей и членов народного собрания в Античной Греции, депутатов представительных учреждений (парламента в Англии, кортесов в Испании, генеральных штатов во Франции), князей и архиепископов в России, ханов, родовых старшин, султанов в Казахстане.

В современных государствах люди выбирают президентов, партии, депутатов, систему взглядов. Очень важно, чтобы органы власти были подчинены народу и служили ему. Политические деятели должны отчитываться за свои действия именно перед народом.

Цель выборов состоит так же в том, чтобы дать людям возможность принимать участие в делах государства, влиять на правительственные решения.

Участие в выборах позволяет людям контролировать как судьбу страны, так и свои личные судьбы. Выбор показывает, что политическая власть исходит от народа и осуществляется с его согласия. Это позволяет избежать диктатуры. Вот почему важны выборы.

Ролевая игра. Кто будет руководить потерпевшими кораблекрушение детьми?

Корабль, на котором плыли туристы, попал в сильнейший шторм и утонул. Спаслись только 19 школьников, пятеро из которых старшеклассники, остальные- учащиеся младших классов. Их родители и члены экипажа погибли. После двухдневного плавления в лодках по океану они, наконец-то, высадились на берег необитаемого острова. На острове есть пища и пресная вода, но нет людей.

Что должны делать школьники, чтобы продержатся до того времени, когда их найдет спасательная команда?

Все они согласны с тем, что для мирного и безопасного существования им необходимо выработать определенные правила. Но кто должен эти заниматься?

Рустем (17 лет) говорит первым:

«Я самый сильный и самый старший среди нас поэтому с настоящего момента правила буду устанавливать я! И попробуйте мне не подчиняться!».

Динара (16 лет) не согласна с ним:

«Я считаю, что каждый из нас, включая учащихся младших классов, должен участвовать в принятии каждого правила. Нам не нужны люди, присваивающие себе право распоряжаться и командовать нами! Рустем, ты выступаешь с позицией диктатора!»

Виктор (15 лет) высказывает иную точку зрения:

«Нас слишком много для того, чтобы каждый имел право участвовать в принятии правил. Вместо того чтобы тратить время на разговоры, предлагаю выбрать людей, которые будут представлять наши интересы. Им и поручим составить свод правил».

Аня (11 лет) считает, что младшие дети еще не способны принимать решения:

1.Сыграйте в ролях школьников, отстаивающих свои аргументы.

2.Каковы преимущества и недостатки высказываний каждого из выступивших?

3.С каким предложением вы согласны больше всего? Обоснуйте свое решение.

4.Какое из предложений на ваш взгляд, наиболее соответствует демократическим принципам? Обоснуйте свой ответ.

Демократический словарик

Выборы – процедура, посредством которой люди выдвигают кого либо для выполнения общественных или иных функций.

Выборы в Казахстане – действия граждан,избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией Республики Казахстан.

Контрольные вопросы

1.Что такое выборы?

2.Почему выборы важны для общества?

3.Согласно законодательству Республики Казахстан может ли кто-либо принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах?

4.Перечислите причины, по которым люди должны участвовать в выборах?

5.Что нам продемонстрировала игра «Кто будет руководить потерпевшими кораблекрушение детьми?»

Выборы - это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемые при помощи голосования.

Выборы выполняют важные функции:

  • - Во-первых, они обеспечивают возможность для разных групп общества выражать свои интересы и политические предпочтения;
  • - Во-вторых, благодаря тому, что выборы являются законным средством выражения своего отношения к политике государства, а каждый избиратель имеет право выразить свое мнение, выборы способствуют стабильности политической системы общества;
  • - В-третьих, при помощи выборов общество осуществляет контроль за деятельностью власти и в случае неудовлетворенности ею выдвигает во власть других людей. .

Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют собой мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить появление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:

  • 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств, в том числе в Российской Федерации, граждане получают избирательные права с 18 лет. Однако, быть избранным Президентом Российской Федерации может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - 21 года. Все цензы для избранного президента Российской Федерации, указаны в Конституции - Глава 4 Конституции Российской Федерации. Во многих странах действует имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определённой ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) определенное время (в России не менее 10 лет). Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 году впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 году в Новой Зеландии и в 1906 году в Финляндии избирательные праве впервые получили женщины.
  • 2. Альтернатива выбора, что предполагает наличие двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража.
  • 3. Равные права избирателей, что предполагает равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному признаку. От разный по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин.
  • 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
  • 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
  • 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть ещё один негативный аспект. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. При низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 2007 года составлял 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента, сегодня это правило отменено). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса.

Выборы в демократическом обществе

Вспомните:

какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?

Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.

Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).

Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).

В узком смысле избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са­
моуправления.
- ^


В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.

Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)



В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.

Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы.

На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.

Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из


них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.