Правовое регулирование в области медицинской помощи и лечения. Лекарственная помощь как элемент медицинской помощи: понятие, правовое регулирование Законодательная база обеспечивается Федеральным Собранием Российской Федерации в основном Государственной Д

Подвязникова Мария Валерьевна,
преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Омской юридической академии, помощник судьи, кандидат юридических наук
УДК 349.3

Аннотация. В статье анализируются особенности оказания лекарственной помощи в системе медицинской помощи.
The article analyzes the characteristics of the provision of pharmaceutical care in the health care system.

Во все времена главной ценностью являлось здоровье, а его сохранение - задачей и самого человека, и общества в целом. В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов . М.Н. Малеина полагает, что данное определение не позволяет сформировать знание о здоровье, так как в нем содержатся термины, не имеющие определения, к примеру, «социальное благополучие» . Автор предлагает определять здоровье следующим образом: «физическое и психическое состояние человека как благополучие - отсутствие болезней либо патологии (неблагополучия), связанной с потерей, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека» . Безусловно, общество и государство заинтересованы в сохранении здоровья граждан, так как состояние общественного здоровья - один из показателей социально - экономического развития государства. Но несмотря на это каждый человек должен заботиться о своем здоровье (к примеру, при необходимости покупать медикаменты для лечения, но по доступным ценам; заботиться о гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; соблюдать режим лечения; в установленных в законах случаях проходить медицинские осмотры). Среди факторов, обусловливающих состояние здоровья населения, 40-50% составляют факторы образа жизни, а именно условий труда и быта, включая антропогенное воздействие . Примерно по 20 % приходится на особенности места проживания и наследственные факторы и около 7 - 15 % - качество медицинской деятельности, работу учреждений здравоохранения . Именно поэтому сохранение и поддержание здоровья обеспечивается посредством осуществления самых разных мер, а здоровье как личное и социальное благо выступает объектом целого ряда конституционных прав: таких как право на благоприятную окружающую среду, право на отдых, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на медицинскую помощь и т.д..

Долгое время российское законодательство не содержало определения термина «медицинская помощь», в связи с чем учеными предлагались различные подходы к его пониманию .

Принятый в 2011 году Закон об основах охраны здоровья граждан в статье 2 определил «медицинскую помощь» как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Последние, в свою очередь, представляют собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. Для уяснения понятия необходимо определить, что же такое «лечение» и «медицинское вмешательство».

«Лечение» определяется в Законе об основах охраны здоровья граждан (ст. 2) как комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни. В свою очередь, «медицинское вмешательство» - выполняемые медицинским работником и иным работником , имеющим право на осуществление медицинской деятельности, по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности. Не совсем ясно, что следует понимать под медицинскими обследованиями и манипуляциями. Однако Закон об основах охраны здоровья граждан не содержит определения указанных дефиниций, что не вносит ясности в понимание содержания «медицинской помощи». Анализ представленных трактовок позволяет сделать вывод, что медицинская помощь - это всегда медицинское вмешательство, и, соответственно, определенные виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, осуществляемых медицинским работником в отношении пациента.

В соответствии со статьей 37 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Предпримем попытку уяснить особенности содержания медицинской помощи через анализ стандартов ее оказания. Закон об основах охраны здоровья граждан предусматривает оказание медицинской помощи на основе стандартов, которые включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови и т.д. Так, все рассмотренные стандарты содержат перечень медицинских мероприятий для диагностики заболеваний, перечень медицинских услуг для лечения заболеваний, перечень лекарственных препаратов, необходимых для лечения .

Таким образом, применение пациентом лекарственных средств «встроено» в механизм оказания медицинской помощи.

Для уяснения сущностных особенностей лекарственной помощи как элемента медицинской помощи ее необходимо рассматривать с точки зрения организационного, экономического и медицинского аспектов.

Организационный аспект лекарственной помощи заключается в детальном правовом регулировании механизма предоставления лекарственных средств от производителя лекарственных средств через аптечную организацию к потребителю.

Экономический аспект лекарственной помощи как элемента медицинской помощи заключается в осуществляемой государством политике ценообразования в отношении как всех медикаментов, так и их отдельных групп.

Более подробно необходимо рассмотреть медицинский аспект, так как именно он отражает специфику применения лекарственных средств в процессе оказания медицинской помощи.

В научной и учебной литературе нередко лекарственное обеспечение (помощь) рассматривается как вид медицинской помощи . Однако Закон об основах охраны здоровья граждан в статье 32 содержит исчерпывающий перечень видов медицинской помощи, куда включаются медико-санитарная помощь; , в том числе высокотехнологичная медицинская помощь; , в том числе скорая специализированная медицинская помощь; медицинская помощь. Каждый из этих видов помощи может оказываться в различных условиях и формах. Условия отражают место или способ оказания медицинской помощи, а формы - допустимые сроки ее оказания. Так, медицинская помощь может оказываться вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре или дневном стационаре. При этом если угрозы для жизни пациента нет и отсрочка оказания медицинской помощи на определенное время не повлечет за собой ухудшение его состояния, то помощь предоставляется планово. В случае возникновения острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента оказывается неотложная медицинская помощь. Экстренная медицинская помощь предоставляется в случаях, когда существует угроза жизни пациента.

В рамках каждого вида медицинской помощи может осуществляться лекарственное обеспечение. Таким образом, лекарственная помощь является не видом, а элементом медицинской помощи. Степень обязательности указанного элемента при оказании медицинской помощи зависит от того, какая конкретно медицинская услуга предоставляется пациенту. Так, одни медицинские услуги могут оказываться без использования медикаментов (к примеру, диагностические медицинские услуги (магнитно-резонансная томография, электрокардиография и т.д.), другие - только с их помощью (лечение в стационаре, а именно прием предписанных врачом лекарственных средств). Однако отметим, что в большинстве случаев медицинская помощь осуществляется посредством назначения пациенту определенных лекарственных препаратов.

При получении медицинской помощи в условиях стационара или дневного стационара, вне медицинской организации, то есть по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, лечение осуществляется по назначению медицинского работника - врача, а медикаменты, как правило, предоставляются бесплатно. В случаях продолжения лечения после выписки больного из стационара, или необходимости проходить лечение амбулаторно медицинским работником назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них. В данном случае лекарственная помощь является элементом медицинской помощи, так как оказывается специальным субъектом - врачом и направлена на достижение определенной цели - поддержание или восстановление здоровья пациента.

Закон об основах охраны здоровья граждан также предусматривает возможность оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения. Для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинский работник в соответствии со статьей 73 Закона об основах охраны здоровья граждан может назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При необходимости назначения медикаментов, отпуск которых возможен без рецепта врача, медицинский работник прописывает пациенту схему приема препарата. В данном случае приобретает или получает лекарственный препарат в аптечной организации и осуществляет его прием пациент самостоятельно.

Сущность лекарственной помощи как элемента медицинской помощи заключается в том, что врач не просто назначает медикамент пациенту, но и осуществляет контроль за безопасностью и эффективностью его приема. Это обусловлено необходимостью применения высокоактивных лекарственных средств, сенсибилизацией пациентов к химическим и биологическим веществам, наличием у медикаментов широкого круга противопоказаний.

Однако возможна ситуация, когда пациент самостоятельно или по рекомендации фармацевтического работника приобретает медикамент в аптечной организации. Данные отношения регулируются не только Законом об обращении лекарственных средств, но и Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» . По своей сущности они представляют отношения по приобретению конкретного товара, обладающего определенной спецификой.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что не любое применение медикаментов может считаться медицинской помощью, а только то, которое осуществляется по назначению медицинского работника и имеет своей целью восстановление или поддержание здоровья пациента.

Нормы, устанавливающие правовые основы оказания медицинской помощи, закреплены в различных нормативно-правовых актах, и то, какие из них применять в конкретных правоотношениях, зависит от того, где и какая медицинская помощь оказывается пациенту. Медицинская помощь может предоставляться населению на возмездной или безвозмездной основе. В первом случае речь может идти об оказании платных медицинских услуг или о добровольном медицинском страховании, которые регулируются нормами гражданского права. Во втором - о предоставлении медицинской помощи в порядке обязательного медицинского страхования или за счет средств бюджетов различных уровней, то есть в рамках правоотношений по социальному обеспечению.

Являясь в абсолютном большинстве случаев неотъемлемым элементом медицинской помощи, лекарственная помощь как объект правового регулирования, образно говоря, следует ее судьбе и подчиняется тому правовому режиму, который, при определенных условиях, распространяется на медицинскую помощь. Неразрывная связь медицинской и лекарственной помощи просматривается как в нормах международного права, так и при анализе законодательства Российской Федерации.

Недостаточно четко в действующем законодательстве определено соотношение медицинской и лекарственной помощи, отсутствует терминологическая определенность при использовании категорий «лекарственная помощь» и «лекарственное обеспечение». Также не проводилось специальных научных исследований, посвященных проблематике лекарственного обеспечения как элемента медицинской помощи с точки зрения правового регулирования в данной сфере. Между тем это необходимо, поскольку позволяет определить объем, содержания конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь и конституционного права на социальное обеспечение, а, значит, более четко установить социальные обязательства государства по их предоставлению гражданам и защитить их права в случае, если они нарушены.

Считаем целесообразным законодательно закрепить определение лекарственной помощи как элемента медицинской помощи, заключающегося в назначении и предоставлении пациенту необходимых лекарственных препаратов, направленного непосредственно на достижение целей медицинской помощи, а именно устранение или облегчение проявлений заболеваний либо состояний, восстановление трудоспособности, улучшение здоровья, повышение качества жизни пациента.

В механизме оказания лекарственной помощи можно выделить несколько этапов: 1) назначение лекарственного препарата; 2) предоставление или приобретение лекарственных препаратов; 3) прием или применение лекарственных препаратов; 4) контроль результата, достигнутого от приема медикаментов. Как правило, первые три этапа обязательны, четвертый может быть факультативен, что определяется характером лечения. Особенности оказания лекарственной помощи зависят от степени социального риска: если гражданин страдает серьезным заболеванием, требующим стационарного лечения или лечения в дневном стационаре, то все лекарственные средства, входящие в соответствующий перечень, ему предоставляются бесплатно. При амбулаторном лечении правом на бесплатное получение медикаментов обладают только льготные категории населения. Таким образом, лекарственная помощь предоставляется им бесплатно лишь в части назначения препарата, а сам препарат будет доступен им бесплатно, если они относятся к соответствующей льготной категории.

Лексический анализ терминов «лекарственная помощь» и «лекарственное обеспечение» приводит к выводу, что лекарственное обеспечение является одним из этапов лекарственной помощи, в рамках которого пациент обеспечивается необходимыми ему медикаментами. Полагаем, что термины «лекарственная помощь» и «лекарственное обеспечение» хоть и очень близки по своему значению, но не являются синонимами, а обозначаемые ими явления соотносятся между собой как целое и часть.

Следует также подчеркнуть, что лекарственное обеспечение может быть прямым и опосредованным. При прямом лекарственном обеспечении предоставляются непосредственном сами медикаменты, к примеру при получении медицинской помощи в стационарных условиях или в аптеке по рецепту врача бесплатно или со скидкой. Опосредованное лекарственное обеспечение осуществляется посредством компенсации расходов, связанных с приобретением медикаментов.

Все это обусловливает вывод о том, что эффективная реализация права на лекарственную и медицинскую помощь требует дальнейшей, более тщательной проработки понятийного аппарата.

Библиографический список:

1. Дюжиков, С.А. Конституционное обеспечение права на охрану здоровья в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / С.А. Дюжиков. - Ростов-на-Дону, 2001. - 22 с.

2. Каменева, З. В. Понятие и содержание прав граждан на медицинскую помощь / З.В. Камененва // Адвокат. - № 7. - 2004. - С. 17 - 21.

3. Малеина, М.Н. Юридическая характеристика здоровья как нематериального блага / М.Н. Малеина // Медицинское право. - № 4 (56). - 2014. - С. 12-16.

4. Мохов, А.А. Основы медицинского права в Российской Федерации: Учебное пособие для магистров / А.А. Мохов. - М. : ПРОСПЕКТ, 2013. - 384 c.

5. О защите прав потребителей: закон РФ от 7 фев.1992 г. № 2300-1 // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: локальный.

6. Об обращении лекарственных средств: федер. закон от 14 апр. 2010 г. № 61-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: локальный.

7. Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при органических, включая симптоматические, психических расстройствах, депрессивных и тревожных расстройствах в связи с эпилепсией [Электронный ресурс] : приказ Минздрава России от 24 дек. 2012 г. № 1518н // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: локальный.

8. Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при первичном гипотиреозе [Электронный ресурс] : приказ Минздрава России от 9 нояб.2012 г. № 859н // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: локальный.

9. Право социального обеспечения России: Учебник / Отв. ред. К. Н. Гусов. М. : Проспект, 2010. 610 с.

10. Ращупкина, Е. И. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / Е.И. Ращупкина. - Челябинск, 2012. - 20 с.

11. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс] : принят в Нью-Йорке, 22 июля 1946 года // Справочно-правовая система «Консультант плюс». - Режим доступа: локальный.

12. Федорова, М.Ю. Медицинское право: Учебное пособие для вузов / М.Ю. Федорова. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 320 c.

Ваша оценка: Пусто

Создание равных возможностей и условий получения медицинской и лекарственной помощи различным группам населения является одной из важнейших составляющих социальной политики государства. Государство несет ответственность за доступность лекарственных средств. В январе 1998 г. на 101-й сессии исполкома ВОЗ было принято решение, касающееся деятельности ВОЗ в области лекарственного обеспечения (ЛО). В нем выражена озабоченность сложившейся в мире ситуацией, при которой одна треть населения земного шара не имеет гарантированного доступа к наиболее необходимым лекарствам. 18 мая 2002 г. 55-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения призвала государства-члены вновь подтвердить приверженность расширению доступа к основным лекарственным средствам в целях обеспечения физической и финансовой доступности лекарственных средств для всех людей, которые в них нуждаются.

Одним из направлений государственной поддержки наименее защищенных социальных категорий населения является предоставление различных льгот, в том числе право на бесплатное или льготное обеспечение лекарственными средствами (ЛС) и изделиями медицинского назначения (ИМИ) .

Лекарственное обеспечение является одним из главных составляющих оказания медицинской помощи населению и относится к числу проблем, резко обострившихся в последние годы и получивших в связи с этим важнейшее социальное значение.

В настоящее время законодательные акты в сфере лекарственного обеспечения составляют около 30% от законодательной базы в сфере здравоохранения Российской Федерации . Основополагающим документом в системе здравоохранения являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В статье 44 Основ определяется, что категории граждан, обеспечиваемых лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на льготных условиях, устанавливаются Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации. Право на выписку рецептов для льготных категорий граждан имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В соответствии с федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне», «О реабилитации жертв политических репрессий», постановлениями Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 и от 10 июля 1995 г. № 685 и другими законами и постановлениями Правительства РФ право на бесплатное и с 50-процентной скидкой получение лекарств по рецептам врачей имеют более 50 групп граждан и категорий заболеваний.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с этим Постановлением инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и др. предоставляется бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Пенсионеры, получающие пенсию по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца в минимальных размерах, лица, проработавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, в тылу, лица, подвергшиеся политическим репрессиям, и др. имеют право на снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50%.

Такие специфические группы ЛС, как противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические, лекарства, применяемые для лечения астмы, психических, некоторых сердечно-сосудистых, эндокринных и ряда других заболеваний в полном объеме должны отпускаться населению бесплатно.

Во исполнение Постановления Правительства РФ № 890 приказом Минздравмедпрома России от 09.06.95 г. № 161 утвержден обязательный ассортимент ЛС для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных в РФ. В данный перечень включены лекарственные препараты 38 фармакотерапевтических групп (около 270 наименований) и около 70 наименований изделий медицинского назначения. Разрешено органам управления здравоохранением и аптечной службой корректировать обязательный ассортиментный минимум применительно к местным условиям для различных категорий аптек с учетом их профиля.

В Федеральном законе от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. Определяются лица, которые относятся к этим категориям ветеранов и к инвалидам войны. В соответствии со статьей 14 этого Федерального закона в редакции от 25.07.2002 года инвалидам войны предоставляется бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации, не ниже норм, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 710 нормы отпуска ЛС и ИМИ инвалидам и другим группам населения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» определяются лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболеваний. Этим же Постановлением был утвержден Порядок льготного отпуска ЛС и изделий медицинского назначения инвалидам войны и другим группам населения при их амбулаторном лечении в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В соответствии с Порядком льготный отпуск ЛС и ИМИ осуществляется аптечными организациями независимо от форм собственности по рецептам врачей, выписанным в установленном порядке. Инвалиды войны и другие категории населения должны ставиться на учет в аптеках по месту жительства для льготного и бесплатного обеспечения ЛС и ИМИ в порядке, определяемом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В аптеках должен формироваться резерв ЛС и ИМИ, номенклатура и количество которых ежегодно определяются с учетом вида заболеваний прикрепленных к аптечной организации указанных групп населения и расхода ЛС и ИМИ за предыдущий год. Порядок создания резерва определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.

При временном отсутствии выписанного ЛС и невозможности замены его аналогичными препаратами администрация аптеки обязана, оставив у себя рецепт, поставить больного на учет, принять меры к скорейшему получению ЛС и известить больного о его поступлении. В случае длительной задержки в обеспечении больного необходимым ЛС администрация аптеки обязана по согласованию с врачом, выписавшим рецепт, решить вопрос о замене этого средства другим. Льготный отпуск ЛС и ИМИ может осуществляться врачом на приеме в поликлинике (больные диабетом, хроническими заболеваниями) или при посещении одинокого больного на дому.

Одной из серьезных проблем в реализации Федерального закона «О ветеранах» остается выполнение государственных гарантий льготного лекарственного обеспечения ветеранов. Федеральным законом «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О ветеранах» от

18.11.98 г. № 172-ФЗ финансирование этих льгот предусмотрено за счет средств бюджетов субъектов РФ. Поря док возмещения расходов утверждается соответственно

Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. Расходы органов государственной власти

субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов

субъектов РФ и имеют целевое значение. Кроме того, дополнительные средства для финансирования льготного лекарственного обеспечения могут быть получены из любых не запрещенных законом источников. Приказом Минздрава России от 25.06.99 г. № 251 определены меры, направленные на обеспечение ветеранов войн ЛС на льготной основе.

С целью повышения объемов и качества оказания медицинской и медико-социальной помощи лицам пожилого и престарелого возрастов, профилактики преждевременного старения приказом Минздрава России от

28.07.99 г. № 297 введена система мер по совершенствованию организации медицинской помощи пожилым людям.

Принципиальное значение для правового регулирования деятельности учреждений здравоохранения в области

ЛО имеют такие законодательные акты, как закон РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР», федеральные законы «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О лекарственных средствах», «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» и др.

Вопросы, связанные с обращением ЛС, получили детальное правовое подкрепление в Федеральном законе «О лекарственных средствах» (1998 г.), который создал правовую основу деятельности субъектов обращения ЛС, установил систему государственных органов, осуществляющих правоприменительную практику в соответствии с законом, распределил полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения ЛС. Закон является нормативным актом комплексного содержания, регулирует все существенные аспекты отношений, возникающие в сфере обращения на территории страны ЛС, кроме наркотиков и психотропных веществ.

В соответствии со статьей 6 этого Закона Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения населения РФ лекарственными средствами, разрабатывает и осуществляет федеральные программы обеспечения населения РФ ЛС, а также устанавливает порядок социальной защиты граждан, льготного и бесплатного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере обращения ЛС разрабатывают и осуществляют региональные программы обеспечения населения субъектов РФ ЛС (статья 7).

Законом установлены также основные принципы системы государственных гарантий доступности ЛС широким слоям населения РФ. В статье 42 впервые вводится понятие «государственная система обеспечения доступности ЛС» и определяются два источника финансирования ЛО населения, которые должны решить эту проблему:

федеральные и территориальные бюджетные программы и обязательное медицинское страхование (ОМС). Доступность ЛС в рамках ОМС обеспечивается заключением тарифных соглашений.

Государственная система гарантий доступности обеспечения населения ЛС устанавливается также и другими нормативными актами:

Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.09.98 г. № 1096 (в ред. от 24.07.2001 г.);

Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 г. № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства»;

Совместным приказом Минздрава России и Федерального фонда ОМС РФ от 19.03.2001 г. № 79/17 «О соглашениях между Минздравом России, Федеральным ФОМС и органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обеспечения населения медицинской помощью».

Во исполнение статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах», а также в целях упорядочения льготного обеспечения граждан ЛС и рационального использования государственных ассигнований, направляемых на эти цели, Правительство Российской Федерации 8 апреля 1999 г. приняло постановление № 393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами». Этим постановлением предусмотрено разработать и утвердить:

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в качестве составной части перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств;

Порядок выписки рецептов на лекарственные средства гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение независимо от его организационно-правовой формы, имея в виду, что назначение лекарственных средств, норма их отпуска и выписка рецептов осуществляются лечащим врачом исходя из тяжести, характера заболевания и стандартов его диагностики и лечения;

Порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях, предусмотрев в нем правила замены лекарственного средства, на которое выписан рецепт, в случае его отсутствия.

В соответствии с этим постановлением льготным категориям граждан, имеющих право при амбулаторном лечении на бесплатное обеспечение лекарственными средствами или на 50-процентную скидку в их оплате, рецепты выписываются:

На лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, - единолично лечащим врачом государственного или муниципального амбулаторнополиклинического учреждения по месту постоянного проживания этих граждан или по месту их прикрепления для медицинского обслуживания;

На лекарственные средства, не входящие в минимальный ассортимент, а также на наркотические, психотропные, сильнодействующие средства, специальные лекарственные средства (противоопухолевые, противотуберкулезные, противодиабетические, иммунодепрессанты) - лечащим врачом на основании решения клиникоэкспертной комиссии поликлинического учреждения, или соответствующими специалистами поликлинического учреждения, или врачами соответствующих специализированных лечебно-профилактических учреждений (диспансеров).

Постановление определяет пределы единоличной компетенции врача при назначении лекарств на льготных условиях. В отдельных случаях, связанных с необходимостью предоставления срочной медицинской помощи, назначение лекарственных средств и выписка рецептов возможны единолично лечащим врачом без предварительного согласования с клинико-экспертной комиссией поликлинического учреждения.

Постановлением предусмотрено также осуществление мер по контролю за назначением и выпиской льготных рецептов и наличием в аптечных учреждениях минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Во исполнение этого Постановления Минздравом России издан приказ от 23.08.99 г. № 328 «О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациям)», который направлен на упорядочение работы ЛПУ, исключение дублирования при оказании лекарственной помощи и более рациональное использование государственных средств, предназначенных на обеспечение лекарственных льгот.

В целях реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 11 сентября 1998 г. № 1096 «Об утверждении Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью», от 8 апреля 1999 г. № 393 и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 26 января 2000 г. приказом Минздрава России № 30 разработан согласованный с Минэкономики и Минфином России Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), который используется как базовый при формировании минимального ассортимента ЛС, обязательных для аптечных учреждений. Перечень включает в себя 395 позиций международных непатентованных названий (или около 10 тыс. торговых названий). Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской

Федерации поручено разработать и утвердить нормативные документы, регулирующие лекарственное обеспечение медицинских учреждений и льготных категорий населения, включающие ассортимент лекарственных средств не менее Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Установить контроль за наличием в медицинских и аптечных организациях, независимо от организационно-правовой формы, лекарственных средств, вошедших в территориальные нормативные документы, регулирующие лекарственное обеспечение льготных категорий населения в рамках выполнения Программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

В настоящее время распоряжением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. № 425-р утвержден новый Перечень ЖНВЛС. Приказом Минздрава России от 23.04.2002 г. № 130 приказ Минздрава России от 26.01.2000 г. № 30 утратил силу.

За последние годы в субъектах Российской Федерации активно формируется региональная правовая основа Российской Федерации в области здравоохранения и лекарственного обеспечения. Анализ 194 нормативных документов в области ЛО, принятых в 60 субъектах РФ с 1992 по 2002 г., показал, что в настоящее время в 33 субъектах РФ приняты законы, создающие правовую основу для государственного регулирования деятельности непосредственно в сфере обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Результаты сравнительного исследования нормативно-правовой базы субъектов РФ в сфере лекарственного обеспечения показали различные подходы к организации ЛО населения на территориальном уровне, отличающиеся Ьо составу участников процесса лекарственного обеспечения, их административнофункциональной подчиненности, информационному взаимодействию. Во многих действующих нормативных правовых актах в сфере обеспечения населения доступными и качественными ЛС отсутствует механизм контроля за их выполнением со стороны органов исполнительной власти, не установлена ответственность за нарушение этих норм. Отсутствие единых принципов организации и финансирования лекарственной помощи в большинстве субъектов РФ приводит к отсутствию равных возможностей в ее получении и не обеспечивает заложенные гарантии доступности ЛС для льготных категорий граждан в рамках программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Особое место в системе нормативных правовых актов в сфере здравоохранения отводится подзаконным нормативным правовым актам. К ним относятся акты Президента и исполнительных органов власти.

Указы Президента РФ, например Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".

Правительством Российской Федерации приняты Постановления "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" от 13 января 1996 г. N 27 , "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 7 марта 1997 г. N 260 , "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства" от 17 октября 2005 г. N 619 и др.

Среди распоряжений можно отметить Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2007 г. N 376-р "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств".

Однако, как и ранее, так и в настоящее время правоотношения в области медицины регулируются в большинстве случаев ведомственными нормативными актами: приказами, инструкциями, методическими рекомендациями.

Среди приказов Министерства здравоохранения и социального развития РФ можно выделить следующие:

Приказ от 1 ноября 2004 г. N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи", от 22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг", от 13 сентября 2005 г. N 578 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача", от 5 октября 2005 г. N 617 "О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний", от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения" , от 21 февраля 2005 г. N 152 "О дальнейшем развитии информационно-консультативной токсикологической помощи населению Российской Федерации" , от 1 апреля 2005 г. N 249 "Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан" , Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29 апреля 2005 г. N 312 "О минимальном ассортименте лекарственных средств", от 3 мая 2005 г. N 319 "Об утверждении видов аптечных учреждений" и др.

Вопросы репродуктологии человека также регулируются приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в то время как в этой области медицины решаются актуальнейшие вопросы: социальные, демографические, семейные, проблемы доноров, реципиентов, вопросы полов, стерилизации и многие проблемы. В этой области медицины граждан, обратившихся за помощью, называют не больными, а пациентами, т.к. граждане с нарушенной репродуктивной функцией остаются физически здоровыми членами общества. И, конечно же, необходим федеральный закон в этой области медицины.

К иным нормативно-правовым актам относятся, например, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 ноября 2005 г. N 25 "О дополнительной иммунизации населения Российской Федерации", письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 января 2005 г. N 26-МЗ "Об организации работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг" и др.

Таким образом можно сделать вывод, что системе правового регулирования отношений в сфере здравоохранения подзаконные акты играют очень важную роль, что характерно для всех институтов отрасли права социального обеспечения.

1.4 Правовое регулирование медицинского страхования

Законодательство о медицинском страховании весьма обширно. Оно включает в себя как законы федерального и регионального уровней, так и подзаконные нормативные акты (постановления Правительства, приказы Минздрава и т.д.). Отношения, возникающие при проведении медицинского страхования, регулируются следующими нормативными документами:

Конституцией РФ;

Гражданским кодексом РФ (ГК РФ);

Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования";

Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

· Типовыми правилами обязательного медицинского страхования граждан;

· Положением о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование;

· Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование;

· Приказом Федерального фонда ОМС "Об утверждении и введении Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами ОМС контрольных проверок целевого и рационального использования средств ОМС в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС".

Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

Необходимо отметить, что застрахованный является потребителем как страховой, так и медицинской услуги. Для застрахованного, в отличие от классических видов страхования, при медицинском страховании выплата производится не в денежной, а в натуральной форме, в виде набора медицинских услуг. Страховщик оплачивает данный набор услуг лечебному учреждению.

Данная статья характеризует медицинское страхование как форму социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Существует множество определений социальной защиты. Остановимся на двух международных определениях.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Страховой случай - это совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу или третьим лицам (п. 2 ст. 9 Закона о страховом деле).

Под страховым случаем понимают заболевание, травмы и т.д. (Закон РФ "О страховании").

Основная цель обязательного медицинского страхования состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему обязательного медицинского страхования следует рассматривать с 2-х точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы социальной защиты. С другой стороны, обязательное медицинское страхование представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.

Необходимо заметить, что страхование, в том числе медицинское, это прежде всего гражданско-правовой институт, что обусловливает роль ГК РФ в его правовом обеспечении.

Нормативному регулированию страхования посвящена гл. 48 ГК РФ. В соответствии со ст. 927 ГК РФ страхование может быть обязательным и добровольным. Причем обязательным является страхование, когда в соответствии с законом на определенных лиц возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других лиц за свой счет или за счет заинтересованных лиц.

Для обязательного медицинского страхования характерны следующие черты.

Оно является частью системы социального страхования. Регламентируется Законом о медицинском страховании, Законом о социальном страховании. В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона об организации страхового дела "действие Закона об организации страхового дела не распространяется на государственное социальное страхование".

Необходимо отметить отличительные черты обязательного медицинского страхования от других видов социального страхования (пенсионного, страхования на случай безработицы, временной нетрудоспособности, страхования профессиональных рисков):

· особенности субъектного состава;

· специфику социального риска, который должен компенсироваться в системе ОМС;

· установление специальных правил формирования финансовой системы ОМС;

· предоставление обеспечения по страхованию в натуральной форме;

· отсутствие дифференциации при предоставлении медицинских услуг в зависимости от степени страхового социального риска;

ОМС носит всеобщий характер. Закон о медицинском страховании закрепляет право всех граждан независимо от пола, возраста, места жительства на получение медицинской помощи на территории РФ в соответствии с базовой программой ОМС.

ОМС носит некоммерческий характер. Средства ОМС не могут стать доходом юридических и физических лиц, являющихся учредителями страховых медицинских компаний. Прибыль, получаемая от операций ОМС, может направляться только на развитие системы ОМС и учреждений здравоохранения.

ОМС носит государственный характер. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ. Страхователем неработающего населения выступают органы местного самоуправления, работающего населения - работодатели. Правила страхования определяются государственными структурами. Тарифы устанавливаются соглашением сторон при ведущей роли органов государства. Система контроля качества определяется соглашением сторон при ведущей роли органов государства.

T.K. Mironova

LEGAL REGULATION OF FREE MEDICAL ASSISTANCE

Handbook

Mironova T.K.

Legal regulation of free medical assistance: handbook/T.K. Mironova. – M.: Yustltsinform, 2018. – 348 p.

The right of every man to medical aid and the guarantee of free medical assistance in state and municipal healthcare institutions are enshrined in Article 41 of the Constitution of the Russian Federation. By its nature free medical care relations are of social security nature and therefore are regulated by the provisions of the social security law. This handbook is intended to focus its attention on matters which in their completeness are not the subject of study in courses of other academic disciplines. The peculiarities of legal regulation of the above-mentioned relations are presented and the theoretical foundations of their regulation are established from the perspective of the social security law.

The book is intended for students of law universities.

Key words: medical aid, healthcare protection laws, international legal acts, state healthcare system, medical law, social security law, legal relations, principles, rights to medical aid, compulsory medical insurance, insured persons, state guarantee program, temporary disability, free medical assistance, social security, pharmacological support, sanatorium-resort care.

© LLC «Yustitsinform», 2018

Предисловие

Жизнь и здоровье – безусловные ценности для каждого человека. Продолжительность жизни, своевременность, доступность и эффективность оказания медицинской помощи определяется возможностями системы здравоохранения. Эта система, функционирующая в любой стране, позволяет сохранять и восстанавливать здоровье человека как основополагающий компонент трудового ресурса, влияет на его качественные показатели. Все это наряду с другими важными факторами имеет определяющее значение для поступательного развития общества и национальной экономики. При использовании трудовых ресурсов на благо экономики во главу угла должны быть поставлены интересы человека.

Отношения в сфере здравоохранения, включая бесплатное оказание медицинской помощи ввиду ее безусловной важности для каждого человека, для общества в целом и государства, подвергаются чрезвычайно детальному правовому регулированию. Осуществление мероприятий по охране здоровья представляет собой сложный, многоплановый комплекс общественных отношений. Правовое регулирование в этой сфере должно осуществляться с позиций разных отраслей права.

Необходимо также понимать, что правовая регламентация поддержания и сохранения жизни и здоровья человека имеет существенные ограничения. Вмешательство в функционирование организма человека иногда чревато непредсказуемыми последствиями. Уникальность каждого человека как живого организма не позволяет подходить к оценке и поддержанию его здоровья на основе исключительно стандартизированных подходов. Многое зависит от уровня квалификации, опыта и ответственности медицинских работников. Но наличие высококлассных медицинских кадров не может гарантировать человеку право на медицинскую помощь. Еще более важным является обеспечение человеку беспрепятственного доступа к системам охраны и поддержания здоровья, возможности получения во всех необходимых случаях медицинской помощи независимо от каких-либо дискриминирующих факторов (пола, расы, национальности, языка, происхождения, должностного положения и других обстоятельств), в том числе независимо от его материального положения. Именно эту проблему решает гарантированное Конституцией РФ право на бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Характер взаимоотношений человека с медицинскими организациями при оказании ему бесплатной медицинской помощи должен находить отражение в отраслевых особенностях правового регулирования.

Предлагаемое учебное пособие по курсу «Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи» призвано акцентировать внимание на вопросах, которые в своей полноте не являются предметом изучения в курсах других учебных дисциплин. Специфика содержания определяется объективной взаимосвязью отношений по бесплатному оказанию медицинской помощи с отношениями по социальному обеспечению. Поэтому регулирование отношений, связанных с предоставлением указанной помощи, базируется на нормах права социального обеспечения. С учетом этого определена структура и сформировано содержание учебного пособия.

Введение

В ходе развития отечественной правовой науки время от времени высказываются предложения о признании новых отраслей права, выделяемых по предмету правового регулирования, о формировании устойчивых правовых образований, которые объединяют правовые нормы разной отраслевой принадлежности в целях комплексного регулирования общественных отношений в какой-либо сфере жизнедеятельности общества. Одной из таких сфер, где сконцентрированы интересы отдельного человека, общества и государства, является сфера здравоохранения.

В последние годы появилось немалое число приверженцев медицинского права. Диссертационные исследования, монографии, научные статьи, учебники, базирующиеся на суждениях о признании медицинского права, посвящены правовому регулированию особой сферы общественных отношений, связанных с жизнью и здоровьем человека. Среди исследователей, ратующих за признание данной отрасли, нет единодушия в отношении того, является ли медицинское право самостоятельной отраслью права либо так называемой комплексной отраслью права (иногда говорят о комплексной отрасли законодательства). Нет устоявшегося мнения и относительно названия отрасли. В специальной литературе можно встретить названия «врачебное право», «здравоохранительное право» и другие.

Анализ основных постулатов медицинского права свидетельствует о том, что под указанным наименованием объединены нормы, регулирующие отношения между врачом и пациентом, но преимущественно как отношения в сфере медицинской деятельности. В тени остаются другие вопросы. Так, прежде чем стать пациентом, любой человек должен иметь гарантированную возможность обратиться к врачу, а при необходимости – в экстренном порядке получить необходимую медицинскую помощь, причем независимо от своего материального положения. Это позволяет по-иному взглянуть на проблемы предоставляемых медицинских услуг. В зависимости от того, каким образом выстраиваются акценты в законодательстве, на первое место выходит либо право человека на медицинскую помощь, либо права в сфере осуществления профессиональной медицинской деятельности. С позиций прав человека во главу угла должна ставиться сама возможность реализации человеком своего права на медицинскую помощь.

Для медицинского права ключевым является регулирование профессиональной деятельности медицинского работника, который должен оказать адекватную медицинскую помощь с точки зрения применения профессиональных знаний и умений. Для права социального обеспечения ключевым в части медицинской помощи является обеспечение доступа каждого человека к получению необходимой медицинской помощи того объема и качества, которые гарантируются государством.

Именно как право человека, а не как сфера профессиональной деятельности, рассматривается медицинская помощь в праве социального обеспечения. Отношения по медицинской помощи являются составной частью предмета данной отрасли, что соответствует Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952).

Учебники по медицинскому праву отводят праву социального обеспечения небольшую роль, как правило, это регулирование отношений по социальному обеспечению медицинских работников. В предлагаемом учебном пособии «Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи» акцентируется внимание именно на конституционном праве человека на бесплатное получение медицинской помощи. Данное положение находит свое развитие в нормах права социального обеспечения. Только государство может гарантировать и обеспечить реализацию прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи.

Структура учебного пособия и порядок расположения в нем материала ориентированы на более глубокое изучение теоретико-правовых и прикладных аспектов охраны здоровья и медицинской помощи в их отраслевом понимании. В конце каждой главы даны контрольные вопросы и приводится основной нормативный материал по теме главы. В конце учебного пособия приведен полный перечень нормативных правовых актов (включая международные правовые акты) и список литературы.

Глава 1
Правовые, финансовые и организационные основы охраны здоровья и медицинской помощи

§ 1.1. Право человека на медицинскую помощь в Конституции России и международных правовых актах

В соответствии с Конституцией РФ осуществляемая в нашей стране политика, которая призвана отражать социальную сущность российского государства, должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Непременным компонентом этого является осуществление мер по охране жизни и здоровья каждого человека, а также обеспечение дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан в сфере охраны здоровья. В ст. 41 Конституции РФ закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Возможность реализации этого права обеспечивается возведением на конституционный уровень положения о том, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Указанное конституционное положение не всегда содержалось в отечественных конституциях. В начале 60-х годов XX столетия В. С. Андреев писал о необходимости закрепления в конституции бесплатного медицинского обслуживания в качестве одного из основных прав граждан, рассматривая его как самостоятельный элемент правоспособности граждан СССР (а не как средство, гарантирующее право на материальное обеспечение в старости, в случае инвалидности и временной нетрудоспособности) . Решение этой задачи осуществлялась поэтапно .

Конституция РФ, определяя сущность Российской Федерации как социального государства, к полному воплощению которой оно должно стремиться, в ст. 7 в качестве одной из гарантий социальной защиты человека указывает охрану труда и здоровья человека. Закрепление в ст. 17 конституционного положения о неотчуждаемости основных прав и свобод и их принадлежности каждому от рождения, предполагает, что, родившись, человек в процессе сохранения и поддержания жизни и здоровья сможет этими правами пользоваться. Гарантированное ст. 20 право каждого на жизнь, безусловно, предполагает использование всех возможных средств ее поддержания и сохранения, в том числе посредством осуществления различных мер, направленных на охрану здоровья, включая медицинскую помощь. Согласно ст. 37, труд должен осуществляться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это возможно при соблюдении и выполнении предусмотренных законодательством мер по охране здоровья, а также оказании медицинской помощи в необходимых случаях. Болезнь, инвалидность, материнство, детство – все, что связано с жизнью и здоровьем человека, предусматривает конституционные гарантии и государственную защиту прав человека (ст. 38, 39). В этом ряду и возмещение ущерба, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением (ст. 42).

Реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь способствует разработка и финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принимаемые меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию, а также установление федеральным законом ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

Право на медицинскую помощь относится к числу «конституционно защищаемых ценностей» и рассматривается как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее каждому от рождения. Это «фундаментальное, отправное юридическое установление, базовое для всей системы конкретных прав и свобод, закрепленных за человеком в сфере здравоохранения», обладает наивысшей юридической силой и подлежит повышенной защите государства .

Право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь, обязанность государств развивать систему медицинской помощи и обеспечивать ее доступность для населения предусмотрено в важнейших международных правовых актах.

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

Ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах устанавливает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами для полного осуществления этого права, включают мероприятия, необходимые для обеспечения здорового развития ребенка; предупреждения и лечения эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с ними; создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.

Особые требования по обеспечению права на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в таких конвенциях, принятых Генеральной ассамблеей ООН, как Конвенция о правах ребенка (1989) и Конвенция о правах инвалидов (2006).

Согласно ст. 24 Конвенции о правах ребенка, государства – участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание развитию первичной медико-санитарной помощи; борьбе с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем предоставления достаточного питательного продовольствия; предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи.

Ст. 25 Конвенции о правах инвалидов констатирует признание государствами – участниками права инвалидов на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники должны принимать все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, обеспечивая инвалидам тот же набор, качество и уровень бесплатных или недорогих услуг и программ по охране здоровья, что и другим лицам; запрещая дискриминацию в отношении инвалидов при предоставлении медицинского страхования; не допуская дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области по причине инвалидности.

Международные правовые акты столь высокого уровня, безусловно, оказывают влияние на национальное законодательство. Мероприятия, проводимые ООН и ее специализированными учреждениями, сформировали мировую тенденцию к унификации политики в области здравоохранения .

Международная организация труда как специализированное учреждение ООН приняла целый ряд конвенций и рекомендаций, направленных на решение проблем охраны здоровья и медицинской помощи. В. С. Андреев обращал внимание на то, что в соответствии с рекомендациями МОТ к социальному обеспечению следует относить все системы, которые включают также обеспечение лечебной или профилактической медицинской помощью . Позитивная роль МОТ в этом плане сохраняется и сегодня .

Большое значение для понимания медицинской помощи как составной части социального обеспечения имеет Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952). Конвенция предусматривает, что каждый член Организации обеспечивает предоставление им пособия на медицинскую помощь. Это фактически означает, что составным элементом социального обеспечения является возможность получения оплаты за медицинскую помощь. Данный механизм может предусматривать не только последующую оплату гражданам понесенных расходов за предоставленную медицинскую помощь, но и (как, например, в России) гарантирование бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Последующая оплата осуществляется посредством взаимодействия медицинских, страховых и иных организаций, через которые осуществляется финансирование предоставленных гражданину медицинских услуг.

Охватываемые Конвенцией № 102 случаи включают любое болезненное состояние, независимо от вызвавшей его причины, а также беременность, роды и их последствия. Пособие (которое фактически может быть направлено на оплату необходимого лечения) включает, по меньшей мере:

в случае болезненного состояния: общую врачебную помощь, включая визиты на дому; помощь, оказываемую специалистами стационарным или амбулаторным больным в больницах, и помощь, которая может оказываться специалистами вне больниц; обеспечение наиболее необходимыми медикаментами, предписанными врачом или другим дипломированным специалистом; госпитализацию в случае необходимости;

в случае беременности, родов и их последствий: помощь до, во время и после родов, оказываемую либо врачом, либо дипломированной акушеркой; госпитализацию в случае необходимости.

Получающий пособие может привлекаться к участию в расходах, связанных с медицинской помощью, оказываемой при болезненном состоянии; однако правила, регулирующие это участие, устанавливаются с таким расчетом, чтобы оно не оказалось непосильным. Предоставляемое пособие имеет целью сохранение, восстановление и улучшение здоровья подлежащих обеспечению лиц, а также их трудоспособности и способности самостоятельно удовлетворять личные потребности.

Учреждения или правительственные ведомства, ответственные за предоставление пособий, поощряют средствами, которые могут быть сочтены целесообразными, подлежащих обеспечению лиц пользоваться услугами служб здравоохранения, предоставляемых государственными властями или признанными ими органами.

Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962) предусматривает, что при установлении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование. Целью политики является упразднение всякой дискриминации среди трудящихся по признакам расы, цвета кожи, пола, вероисповедания, принадлежности к племени или профсоюзного членства в отношении мероприятий по здравоохранению.

Положения Конвенции № 102 легли в основу другой конвенции, посвященной медицинской помощи, – Конвенции МОТ № 130 «О медицинской помощи и пособиях по болезни» (1969). Она расширяет ранее предусмотренный перечень медицинской помощи и предусматривает возможность предоставления медицинской помощи на основе социального страхования. В соответствии с данной Конвенцией термин «медицинская помощь» включает также связанные с ней услуги.

В Разделе II «Медицинское обслуживание» Конвенции № 130 установлено, что каждое государство как член организации гарантирует подлежащим обеспечению лицам, в соответствии с установленными условиями, предоставление медицинской помощи лечебного или профилактического характера. Медицинская помощь оказывается с целью сохранения, восстановления или улучшения здоровья подлежащего обеспечению лица, а также его трудоспособности и способности удовлетворять свои личные потребности. За лицами, получающими пособия по социальному обеспечению по инвалидности, старости, по случаю потери кормильца или по безработице, а также в соответствующих случаях за женами и детьми этих лиц сохраняется обеспечение в соответствии с установленными условиями.

Медицинская помощь включает, по крайней мере, общую врачебную помощь, в том числе посещения на дому; помощь, оказываемую специалистами стационарным или амбулаторным больным, и помощь специалистов, которая может оказываться вне больницы; отпуск необходимых медикаментов по рецепту врача или другого квалифицированного специалиста; госпитализацию в случае необходимости; зубоврачебную помощь.

Медицинская помощь предоставляется в течение всей продолжительности страхового случая. Продолжительность медицинской помощи увеличивается в отношении заболеваний, признанных требующими длительного лечения. Если законодательство государства – члена организации требует, чтобы получатель или его кормилец участвовал в расходах по финансированию указанной медицинской помощи, то правила, регулирующие это участие, устанавливаются таким образом, чтобы расходы не были непосильными и не ослабляли эффективности медицинской и социальной защиты.

Конвенция МОТ № 183 о пересмотре конвенции (пересмотренной) 1952 года об охране материнства (2000) предусматривает обеспечение охраны здоровья женщин-работниц, закрепляя право на охрану здоровья для беременных женщин и кормящих матерей наряду с установлением для них дополнительных трудовых прав. В частности, Конвенция устанавливает, что медицинская помощь оказывается женщине и ее ребенку в соответствии с национальным законодательством либо любым иным способом, соответствующим национальной практике. При этом медицинская помощь включает помощь в период до родов, во время и после родов, а также, в случае необходимости, госпитализацию.

Одной из последних по дате принятия является Рекомендация МОТ № 202 «О минимальных уровнях социальной защиты» (2012). Государства – члены в соответствии со своими национальными условиями должны в максимально сжатые сроки внедрять и поддерживать свои минимальные уровни социальной защиты, включающие основные социальные гарантии. Эти гарантии должны, как минимум, обеспечивать, чтобы в течение всей своей жизни все нуждающиеся лица имели доступ к основным видам медицинского обслуживания и к базовым гарантиям получения доходов, которые в своей совокупности обеспечивают фактический доступ к товарам и услугам, определяемым как необходимые на национальном уровне.

Минимальные уровни социальной защиты должны включать в число основных социальных гарантий доступ к национально установленным видам товаров и услуг, составляющим важнейшие медицинские услуги, в том числе по охране материнства, соответствующие критериям наличия, доступности, приемлемости и качества.

В важнейших международных правовых актах регионального, в частности, европейского уровня медицинской помощи уделяется должное внимание. Одним из таких актов является Европейская социальная хартия (пересмотренная, 1996).

Согласно Хартии, государства – участники признают в качестве цели своей политики создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление следующих прав и принципов: а) работающие женщины в период материнства имеют право на особую защиту; б) каждый имеет право на использование любых средств, позволяющих ему поддерживать свое здоровье в наилучшем возможном состоянии; в) каждый, не имеющий достаточных средств, имеет право на социальную и медицинскую помощь.

В целях обеспечения эффективного осуществления права на охрану здоровья государства – участники Хартии обязуются принять соответствующие меры, направленные, в частности, на: 1) устранение, насколько это возможно, причин нарушения здоровья; 2) предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и поощрение личной ответственности за свое здоровье; 3) предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев.

В целях обеспечения эффективного осуществления права на медицинскую помощь государства – участники обязуются обеспечить, чтобы любому лицу, которое не имеет достаточных средств к существованию и которое не в состоянии получить их за счет собственных усилий либо из других источников, предоставлялись соответствующая помощь, а в случае болезни – необходимый в его состоянии уход.

В различных международных правовых актах применяются разные термины: «право на охрану здоровья», «право на уход за здоровьем», «право на защиту здоровья», «право на медицинскую помощь», «право на наивысший достижимый уровень здоровья», «право на здоровье» и др. «Право на здоровье» не тождественно праву быть здоровым, поскольку последнее является ответственностью не только государства, но и индивида. Впервые право на здоровье как самостоятельное право было закреплено в Уставе Всемирной организации здравоохранения. В сложившейся международной практике используется именно термин «право на здоровье» как «обобщающий все те права и свободы, которые необходимы для поддержания здоровой жизни».

Таким образом, все основные международные документы, устанавливая минимально необходимый уровень социальных гарантий, закрепляют право каждого человека на медицинскую помощь и обязательно включают требования к государствам – членам соответствующих международных договоров обеспечивать возможность реализации гражданами своих прав в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.

Однако «единый международный стандарт содержания права на охрану здоровья отсутствует, поскольку международные акты, провозглашающие право на охрану здоровья, не устанавливают четких границ права индивида и обязательств государств в реализации данного права» .

Наличие столь существенной международно-правовой базы создает весомые юридические гарантии в сфере охраны здоровья и медицинской помощи. Поэтому вполне закономерно, что положения основополагающих международных договоров легли в основу формирования российского законодательства об охране здоровья и медицинской помощи.

Иванников И. А. Медицинское право: учебное пособие / И. А. Иванников, Н. А. Рубанова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». Академ-центр, 2008; Колоколов Г. Р. Медицинское право: учебное пособие / Г. Р. Колоколов, Н. И. Махонько. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009; Медицинское право России: учебник для бакалавров / отв. ред. А. А. Мохов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2015; Мохов А. А. Основы медицинского права РФ (Правовые основы медицинской и фармацевтической деятельности в РФ): учебное пособие для магистров. – М.: Проспект, 2015; Пищита А. Н. Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России. Теоретико-правовые аспекты. – М.: ЦКБ РАН, 2008; Правоведение. Медицинское право: учебник / под ред. чл. – корр. РАН, проф. Ю. Д. Сергеева. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2014; Сашко С. Ю., Кочорова Л. В. Медицинское право: учебное пособие. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011; Сергеев Ю. Д., Мохов А. А. Основы медицинского права России: учебное пособие. / под ред. Сергеева Ю. Д. – М., 2007; Ситдикова Л. Б. Медицинское право как самостоятельная отрасль права: перспективы развития // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Юридические науки». 2015. № 1(17). – С. 80–88, и др.

Обеспечение граждан лекарствами и различными медицинскими препаратами является разновидностью медицинской помощи. Эффективность лечения непосредственно зависит от своевременного и полного обеспечения больных граждан всем арсеналом имеющихся лекарственных средств и препаратов. Именно в этом заключается связь лекарственной помощи с медицинской помощью и лечением, их взаимообусловленность.

Нормативно-правовая база, в той или иной степени регулирующая отношения по обеспечению граждан лекарственной помощью, достаточно обширна. Так, она включает в себя федеральные законы: «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г., «Об обращении лекарственных средств» от 12 апреля 2010 г.,) «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г., «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г., «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г., «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» от 18 июня 2001 г., «О ветеринарии» от 14 мая 1993 г., «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г., «О донорстве крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г., «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г. и др.

Помимо указанных законов имеется также немалое число подзаконных нормативных правовых актов, к примеру: Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»; постановления Правительства Российской Федерации – от 30 июля 1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», от 9 ноября 2001 г. «О государственном регулировании цен на лекарственные средства», от 13 января 1996 г. «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», от 7 марта 1997 г. «О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации», от 17 октября 2005 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства»; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» и др.



Как раньше, так и сейчас регламентация вопросов лекарственного обеспечения населению осуществляется и ведомственными нормативными актами: приказами, инструкциями, методическими рекомендациями. Среди приказов можно выделить, например, приказы Минздравсоцразвития России – от 1 ноября 2004 г. «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи»; от 22 ноября 2004 г. «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг»; от 5 октября 2005 г. «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний»; от 7 октября 2005 г. «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения»; от 21 февраля 2005 г. «О дальнейшем развитии информационно-консультативной токсикологической помощи населению Российской Федерации»; от 1 апреля 2005 г. «Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан»; от 29 апреля 2005 г. «О минимальном ассортименте лекарственных средств»; от 3 мая 2005 г. «Об утверждении видов аптечных учреждений»; Отраслевой стандарт ОСТ «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2001 г.; Правила проведения сертификации в Системе сертификации лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р, утвержденные Постановлением Госстандарта РФ от 24 мая 2002 г., и др.

В последние годы правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, значительно усложнилось. Это обусловлено тем, что, как отмечалось выше, с 1 января 2005 г. вступил в силу Закон о монетизации. Согласно этому закону, из ведения федеральных органов государственной власти исключены полномочия по установлению льгот отдельным группам населения, нуждающимся в лекарственном обеспечении.

Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнена различными полномочиями, в том числе по формированию расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение, включая обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; разработке и утверждению территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении.

Таким образом, установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки (льгот – в старой терминологии) в лекарственном обеспечении теперь является полномочием субъектов Российской Федерации. Это означает, что с 2005 г. регионы финансируют свои обязательства, в том числе по вопросам социальной поддержки и льгот. По существу, федеральные органы государственной власти переложили с себя ответственность за всевозможные социальные проблемы на органы власти субъектов Российской Федерации.

Введение органов местного самоуправления переданы такие полномочия, как контроль за соблюдением законодательства в области обеспечения граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Таким образом, целью разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления было изменение системы межбюджетных финансовых отношений в рамках Российской Федерации, в том числе по финансированию здравоохранения. Однако в результате этого усложнились организация и межбюджетные отношения в области финансового обеспечения медицинской помощи и лекарствами. Естественно, возникли трудности с реализацией права граждан на лекарственную помощь из-за недостаточности финансовых средств в соответствующих бюджетах.

Необходимость конституционного обеспечения государственных гарантий права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь потребовало от государства выделения ежегодных субвенций региональным и местным бюджетам в размере, необходимом для реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи по основным ее видам и объемам, предусмотренным в федеральной программе.

Несмотря на принятые меры, в стране все еще сохраняется дефицит ряда лекарственных средств и медицинских препаратов, цены на большинство из них являются относительно высокими, многим гражданам они недоступны. Поэтому в таких случаях особое значение имеют законодательно закрепленные льготы, предназначенные для особых групп населения.

С правовой точки зрения было бы целесообразно в Федеральном законе «Об обращении лекарственных средств» ввести самостоятельные нормативные разделы о лекарственной помощи населению с выделением особых групп остро нуждающихся граждан.