Полезные ископаемые древней платформы южной америки. Изучение нового материала

Тема урока: Рельеф и полезные ископаемые материка Южная Америка.

Цели урока: Продолжить формирование у учащихся представлений о природе Южной Америки; вспомнить уже известные и разобрать с учениками новые термины и понятия; сформировать у них представления о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Южной Америки – их составе, происхождении, строении; познакомить учащихся с объектами рельефа Южной Америки; продолжить формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, сопоставляя различные географические карты.

Оборудование: карта строения земной коры, физическая карта Южной Америки, настенная контурная карта.

Ход урока.

Проверка знаний, полученных на прошлом уроке. Не пользуясь картами, определить и обосновать правильность утверждения. В графе ответы поставьте знак (+) – если утверждение верно, (-) - если неверно. Ответьте на вопрос.

утверждения

ответы

1. этот материк пересекает экватор в северной его части

2. площадь материка составляет 18 млн. кв. км.

3. материк омывается водами Индийского океана.

4. отделяется от материка Северная Америка Панамским каналом.

5. самый холодный материк на земле.

6. крайняя южная точка материка – мыс Игольный (35ю.ш. 20в.д.)

7. отделяется от материка Антарктида Мозамбикским проливом.

8. этот материк похож на гроздь винограда.

9. на юге материка расположен остров Тасмания.

10. на севере материк омывается водами Карибского моря.

11. этот материк омывается водами двух океанов.

12. относится к одной части света.

13. полностью лежит в западном полушарии.

14. находится как в западном так и в восточном полушарии.

Обоснование неправильных ответов______________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рефлексия

А для чего необходимо знать географическое положение материка?

I - постановка познавательной задачи урока.

На каждом столе у учащихся лежат заготовки, которые потребуются при изучении этой темы.

1. Термины и понятия. Выбрать те, которые вам уже известны и вписать их в первую колонку.

Платформа, молодые горы, щит, фундамент, низменность, плоскогорье, плато, Амазонская, Бразильское, Оринокская, Ла – Платская, Анды, грабен, Аконкагуа, Котопахи.

Предлагаю учащимся заполнить трехзначный дневник.

2. Рефлексия. Проверяем, что написано в колонке «хочу узнать». Ищем эти понятия на карте Южной Америки. Постановка познавательной задачи урока.

Изучить особенности рельефа Южной Америки.

3. Составить кластер по теме «Рельеф Южной Америки». Расставить стрелочки, которые показывают взаимосвязь рельефа и его разнообразия.

Особенности рельефа Ю.А.

Черты сходства и различия рельефа Африки и Ю.Америки

Закономерности размещения полезных ископаемых

Различия в рельефе

Запад

Восток материка

История его формирования

4. Работа в группах по характеристике одной из форм рельефа по плану, который учащиеся составляют самостоятельно. Сообщения делает каждая группа. Характеризуются такие формы рельефа как: Анды, Амазонская низменность,

Оринокская низменность, Бразильское плоскогорье, и.т.д.

5. Проверка знаний, полученных при изучении темы рельеф Южной Америки.

  1. Для чего нужно изучать рельеф территории?
  2. Какими картами необходимо пользоваться?
  3. Почему горы находятся в западной части материка?
  4. Найдите самую высокую гору?
  5. Какие вулканы есть в Андах?
  6. В чем проявляется зависимость рельефа от строения земной коры?

6. Работа в группах по определению полезных ископаемых.

Одна группа дает оценку полезным ископаемым, находящихся в горах Анды, другая на Бразильском плоскогорье, а третья на низменностях.

Выявляются зависимость видов полезных ископаемых от строения земной коры.

Выявление причинно – следственных связей (заполнение систематизирующей таблицы)

Используя карты атласа, заполните систематизирующую таблицу и на основании сравнения рельефа, строения и полезных ископаемых в горах Анды, Бразильском плоскогорье и на Амазонской низменности, выявите причинно – следственные связи

Части материка

Части материка

Тектоническая структура

Полезные ископаемые

Осадочные

магматические

Анды

Бразильское плоскогорье

Амазонская низменность.

Проверка знаний. Цифровой диктант «Формы поверхности Южной Америки».

  1. Оринокская низменность
  2. Амазонская низменность
  3. Бразильское плоскорогье
  4. Гвианское нагорье
  5. Горы Анды

Как называются:

А) наибольшая равнина земного шара?

Б) район Южной Америки, где бывают катастрофические землетрясения?

В) равнина богатая нефтью?

Г) нагорье богатое золотом и алмазами?

Д) нагорье, которое постепенно понижается на северо – запад?

Е) нагорье, для которого характерны наибольшие высоты в центральной части?

Ж) горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?

Проверяют правильность написания сами учащиеся.

Задание на дом: составить маршрут геолога по материку Южная Америка. Оценить условия добычи полезных ископаемых.


МБОУ «Войковская средняя общеобразовательная школа Сорочинского района Оренбургской области »

Аннотация к уроку: урок является третьим по счету по теме «Южная Америка » в 7 классе . В структуре урока продумано применение технологии развивающего обучения (индивидуальная и групповая работа), технология личностно-ориентированного подхода (анализ карты «Строение земной коры»), здоровьесберегающая (физминутка).

Конспект открытого урока по географии

Учитель:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей,

совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратность работы с источниками географических знаний

Оборудование: физическая карта Южной Америки, настенная к/к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Каждый урок географии эта очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь . Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: « Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-самвол. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

На уроках географии почти каждый урок познания начинается с карты и сейчас мы начинаем работать именно с ней.

II. Опрос домашнего задания:

1 уч-ся на к/к наносит объекты ГП Южной Америки

2 уч-ся наносит на к/к объекты ГП Африки

3 уч-ся наносит объекты ГП Австралии

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

1. Площадь Южной Америки? (18 млн. км2).

2. Площадь Африки? (30,3 млн. км2).

3. Площадь Австралии и Океании? (около 9 млн. км2)

4. Какие климатические пояса пересекают Африку? (экваториальный, субэкваториальные, тропические, субтропические).

5. Какие климатические пояса пересекают Австралию? (суэкваториальный, тропический. Субтропический, умеренный).

6. Какие климатические пояса пересекают Южную Америку?

(экваториальный, субэкваториальные, тропический, субтропический, умеренный).

III. Мотивация

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

(Слайд 1)

Посмотреть на карту надо,
Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.
Тут в былые времена,

Прогибалась земля,
А другая поневоле,
Превратилась в плоскогорье.
Где комфортно, без проблем?
Лима, Кито иль Белен?
На востоке жить остаться,
Иль на запад перебраться?

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки». (Слайд 2)

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы). (Слайд 3 )

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, что бы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

IV. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территории материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка. (Слайд 4 )

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков.

§ Что такое рельеф; (совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете? (Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины; (низменности-200 м, возвышенности – до 500 м, плоскогорья – выше 500 м).

§ Как горы делятся по высоте? (низкие, средние, высокие)

§ Что такое платформа; (обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами; (сейсмическим поясом).

§ Что происходят на сейсмическом поясе? (землетрясения и извержения вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами. (Слайд 5)

Групповая работа :

1. Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке).

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение (на западе складчатая область - кайонозойская, а востоке платформа – Южно-Американская)

3.На какой литосферной плите располагается Южная Америка? (Южно-Американская)

4. С какими литосферными плитами она граничит? (Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская).

5 . Что происходит на границе литосферных плит на западе материка? (сталкиваются материковая и океаническая)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке? (горы, низменности, плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла-Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

7. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте. (Запад материка, Анды)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод. (Слайд 6)

Вывод: (проверка схемы) размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры. (Слайд 7)

V. ФИЗМИНУТКА для глаз

Учитель: следите за семи передвижениями на экране

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

· Анды (Аконкагуа, 6960м.)

· Гвианское плоскогорье

· Бразильское плоскогорье

· Оринокская низменность

· Амазонская низменность

· Лаплатская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили, что рельеф Южной Америки неоднородный. Запад – горный, восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000 км.

(Слайд 11)

Полезные ископаемые . (Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка. К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте, от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке (от геологического строения).

Задание:

Учитель: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые, характерные для разных частей Южной Америки. (Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему. (Слайд14)

VI. Закрепление

VII. «Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию: (Слайд 15)

1. Ю. А. имеет разнообразный рельеф потому, что… (имеет сложное тектоническое строение на западе - кайнозойская складчатость – горы, а востоке Южно-Американская платформа)

2. Анды – молодые горы потому, что… (кайонозойская складчатость самая молодая)

3. На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому, что… (разное тектоническое строение, платформам соответствуют полезные ископаемы - осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест: (Слайд16)

1. Высшая точка Анд:

а)г. Чимборасо;

б)г. Аконкагуа;

в) г. Ильямпу;

2. Восток материка расположен на:

а) древней платформе;

б) молодой платформе;

в) границе литосферных плит;

3. Горы Анды протянулись на:

4. О продолжении горообразования Анд свидетельствует:

а) их протяженность;

б) частые землетрясения;

в) оледенение;

5. Анды образовались на:

а) платформе;

б) границе литосферных плит;

в) материковой области;

6. В Южной Америке находится величайшая равнина мира:

а) Оринокская;

б) Бразильская;

в) Амазонская.

Учащиеся проверяют тест (слайд № 17)

Теперь давайте вернёмся к нашей таблице и заполним средний столбец.

(слайд № 18)

Знал

(примерные варианты)

Узнал

Хочу узнать

(примерные варианты)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др.

Особенности рельефа материка, разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, характерные для Южной Америки и др.

Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т. д.

VIII. Домашнее задание (Слайд 19)

§ Параграф 41, к/к – все учащиеся класса;

§ составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки» - 1 группа уч-ся

IX. Подведение итогов урока

Рефлексия

На заключительном этапе урока предлагаю вам дать оценку
своей работы на уроке:

1. Было ли тебе интересно на уроке?

2. Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?

3. Сумел ли ты применить свои знания?

4. Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?

Сообщение

Название «АНДЫ» от анта, на языке инков - медь, медные горы.

Анды - самая длинная в мире горная цепь, 9000км.

Аконкагуа самый высокий в мире потухший вулкан - высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.

Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или от Ackon Cahuak, что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.

Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения.

Карточка № 1

Нанести на к/к «АФРИКИ»:

1.м. Бен-Секка

2. м. Игольный

3. м. Альмади

4. м. Рас-Хафун

5.Средиземное море

6. Гвинейский з-в

7. Красное море

8. Баб-эль-Мандебский пролив

Карточка № 2

Нанести на к/к «Австралии»:

2. м. Саут-Ист-Пойнт

3. м. Саут-Ист-Кейп

4. м. Стип Пойт

5. м. Байрон

6. залив Карпентария

7. Бассов пролив

8. О. Тасмания

Карточка № 3

Нанести на к/к «Южной Америки»:

1. М. Галиньяс

2. М. Фроуард

4. М. Париньяс

5. М. Кабу-Бранку

6. Карибское море

7. Залив Ла-Плата

8. Панамский канал

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Знал

Узнал

Хочу узнать

Цели и задачи урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт.
  3. Развивать любознательность.

Оборудование урока:
физическая карта полушарий; карта «Строения земной коры»; картины «Анды»; «Бразильское плоскогорье»; мультимедиа;

Тип урока : урок - исследование
Методы урока : словесный; проблемно-поисковый; самостоятельная работа;

Ход урока:

Организация учащихся на урок.
Проверка и оценка знаний.
Игра «найди меня» .

На доске запись:

Последовательность диктовки:

  1. Узкий извилистый пролив
  2. Канал соединяющий два океана
  3. Океан, омывающий восточные берега
  4. Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Юж.Америки
  5. Океан, омывающий западные берега Юж.Америки
  6. Море на севере Юж.Америки
  7. Путешественник, чьим именем назван материк
  8. Остров на юге материка.

Проверка: 1 вариант- 4,8,2,6,3,1,7,5
2 вариант-5,1,7,3,6,8,2,4

Изучение нового материала.
Материк Южная Америка – материк рекордов.
Давайте назовем рекорды….?
Самый влажный, …и т. д. (учащиеся называют рекорды материка)
А сейчас перейдем к исследованию поверхности материка.
Работа с атласами и физ. картой.
Назовите и покажите формы рельефа материка?
Что можно сказать о западной части материка?
Что можно сказать о восточной части материка?
С какими материками по форме рельефа схожа Южной Америка?
Вывод: (делают учащиеся)
Рельеф Южной Америки разнообразен. Здесь протянулась самая длинная горная цепь АНДЫ с высочайшей вершиной г. АКОНКАГУА, величайшая низменность АМАЗОНСКАЯ , ее еще называют местные жители БОЛОТОМ ДЬЯВОЛА, обширные нагорья ГВИАНСКОЕ И БРАЗИЛЬСКОЕ, многочисленные действующие и потухшие вулканы ЛЬЮЛЬЯЛЬЯКО , САН-ПЕДРО, ЧИМБОРАСО между цепями гор затерялось высокогорное озеро ТИТИКАКА, в долине р. Парана – ЛА-ПЛАТСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ ,а на севере, в долине р. Ориноко- ОРИНОКСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ.

Работа с картами (тектонической, физической). Работа в тетрадях.
Теперь приступим к исследованию материка. Давайте, разрежем материк как пирог и посмотрим, что у него внутри.
В тетрадях сделаем схематический профиль Южной Америки по 8 Ю.Ш. 7000 м Анды.

Исследуем маршрут от Тихого океана до Атлантического.
От побережья Тихого океана на нашем пути стеной встают горы Анды.
Картина гор Анд.

  • определите, какого возраста эти горы?
  • что лежит в основании гор Анд?
  • о свидетельствует наличие многочисленных действующих и потухших вулканов?
  • (рассказ учащегося о извержении вулканов в Чили в 1960 г.)
  • чтение детьми статьи в учебнике с. 149 (наблюдение извержение вулкана А.Гумбольдта).
  • какими полезными ископаемыми богаты горы?
  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Картина « Бразильское нагорье»

  • что происходит с платформой?

Вывод: выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья. Это результат взаимодействия двух литосферных плит – океанической и континентальной.

  • отметить полезные ископаемые

Мы исследовали поверхность материка, узнали особенности рельефа.
Анализ: Что вы узнали в результате исследования Южной Америки?

  • Какие две части можно выделить в рельефе материка?
  • Какие процессы формируют запад материка?
  • На какой платформе лежит материк?
  • Какие формы рельефа соответствуют устойчивым участкам платформы?
  • Где располагаются подвижные участки земной коры?
  • Какие формы рельефа им соответствуют?
  • Как они образовались?
  • Какие низменности лежат в прогибах платформы?
  • Какими породами они сложены?

Работа по контурным картам

  • надпишите формы рельефа Южной Америки
  • условными знаками нанесите полезные ископаемые
  • звездочками отметьте вулканы

Игра для закрепления знаний: «Отметь правильный ответ…»
Учащиеся получаю звездочки. На одном луче написан вопрос, на других - варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ.

Итог.
Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности.
Анализируют результаты, степень участия в работе других учащихся.
Что делали ученики на уроке?
Что делал учитель?

Оценки. Домашнее задание

Литература:

  1. Учебник География материков и океанов В.А.Коринская
  2. Поурочные планы к учебнику В.А.Коринская
  3. Занимательная география состовитель Г.Н.Якуш

Рельеф Южной Америки разнообразен. По характеру геологического строения и особенностям современного рельефа Южная Америка разделена на две разнородные части. Восточная часть материка - это древняя Южно-Американская платформа; западная - активно развивающийся складчатый пояс Анд. Приподнятым участкам платформы - щитам - соответствуют в рельефе Бразильское и Гвианское плоскогорья. Прогибам Южно-Американской платформы соответствуют гигантские низменные равнины - Амазонская, Оринокская, система внутренних равнин (равнина Гран-Чако, Лаплатская низменность), а молодой Патагонской платформе - равнины Патагонии.

Амазонская низменность заполнена морскими и континентальными отложениями. Образована она вследствие деятельности реки Амазонки, в результате накопления принесенных течением наносов. На западе низменность очень плоская, долины рек врезаны слабо, высоты едва достигают 150 м. Северная и южная ее окраины, подстилаемые кристаллическими породами щитов, возвышенны и постепенно переходят в плоскогорья.

Бразильское плоскогорье расположено на востоке материка. Представляет собой выступы кристаллического фундамента платформы, между которыми расположены прогибы, заполненные осадочными породами и вулканическими лавами. Это самое большое поднятие в пределах платформы. Бразильское плоскогорье имеет высоты от 250-300 м на севере до 800-900 м на юго-востоке. Рельеф плоскогорья представляет собой относительно выровненную поверхность, над которой возвышаются глыбовые массивы и плато.

На севере материка к обширному выступу складчатого основания платформы приурочено Гвианское плоскогорье (300-400 м). В его рельефе преобладают ступенчатые плато.

Огромные равнины и значительные участки плоскогорий Южной Америки удобны для жизни и хозяйственной деятельности населения. (Покажите на карте крупнейшие низменности и плоскогорья и определите максимальные их высоты.)

Анды - самая длинная горная цепь на суше длиной в 9000 км. Анды представляют собой одну из высочайших горных систем земного шара. По высоте она уступает лишь Тибетско-Гималайской горной стране. Двадцать вершин Анд поднимаются на высоту более 6 тыс. м. Самая высокая из них - г. Аконкагуа (6960 м).

Образование Анд - результат взаимодействия двух литосферных плит, когда океаническая плита Наска «нырнула» под континентальную Южно-Американскую. При этом край континентальной плиты смялся в складки, образовав горы. В настоящее время горообразование продолжается. Об этом свидетельствуют извержения многочисленных вулканов и сильнейшие катастрофические землетрясения. Среди крупных вулканов можно отметить такие, как Чимборасо (6267 м), Котопахи (5897 м). Западное побережье, занятое Андами, относится к Тихоокеанскому «огненному кольцу».

Самое сильное в мире зарегистрированное в 11-12 баллов произошло в 1960 г. в Чили. В 2010 г. в Чили землетрясение унесло несколько сотен жизней. Серьезные катастрофы происходят в Андах раз в 10-15 лет.

Горная система Анд состоит из нескольких меридианально вытянутых горных хребтов. Между хребтами лежат внутренние плоскогорья и плато, высотой от 3500 до 4500 м.

Полезные ископаемые Южной Америки

Материк богат полезными ископаемыми. Богатейшие месторождения железных и марганцевых руд приурочены к древним щитам Южно-Американской платформы: центру и окраинам Бразильского плоскогорья, а также северу Гвианского плоскогорья. Крупнейшим районом добычи железных руд является Каражас. В северной части на окраинах обоих плоскогорий расположены очень крупные месторождения бокситов, сырья для алюминиевой промышленности. Бокситы залегают на небольших глубинах, и их добывают открытым способом.

В Андах разведаны руды меди (Перу, Чили), олова (Боливия), свинца и цинка (Перу). Предгорные прогибы Анд, особенно Венесуэлы и Колумбии, богаты нефтью и природным газом. Месторождения каменного угля менее значительны (Эквадор, Аргентина). Многие Андские страны известны добычей драгоценных камней. В первую очередь это относится к добыче изумрудов в Колумбии. Из благородных металлов в Южной Америке наиболее крупные запасы серебра в Перу. Пояс Анд славится также некоторыми нерудными полезными ископаемыми. Среди них первое место занимает селитра. Знаменитую чилийскую селитру и йод добывают в высохших водоемах Атакамы.

Рельеф Южной Америки более разнообразен в сравнении с Африкой и Австралией. Высокие Анды на западе отделяют основную равнинную часть материка от Тихого океана. Южная Америка отличается активной сейсмичностью. Южную Америку называют «кладовой мира». Материк богат природными ресурсами, необходимыми для развития многих отраслей хозяйства.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Савельевская средняя общеобразовательная школа

имени Мусы ДанилбековичаГазимагамадова»

Наурского муниципального района

Чеченской Республики

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки

7 « А» класс

Учитель: Гумакаева А.Р.

Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки»

Цели и задачи урока:

Сформировать представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых. Выявление взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми Южной Америки.

Развивающие

Развитие познавательного интереса у учащихся, их творческих способностей, совершенствование работы с картами. Отрабатывать умение анализировать исходные данные и делать выводы. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитее интереса к предмету, географического мышления, логики, внимания.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культур, аккуратно работы с источниками географических знаний.

Оборудование: Физическая карта Южной Америки, настенная к /к мира, мультимедийная установка, учебник, атлас, контурные карты, презентация «Рельеф Южной Америки».

Ход урока.

    Организационный момент.

Каждый урок географии это очередная ступенька вашей лестницы познания. Это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень.

Поэтому начать урок я хочу с легенды вождя одного из племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа. Самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернется домой. Но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий с веткой тополя, заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение было и к четвертому. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем её величии».

Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для вашей обеды нужно ваше внимание и кропотливая работа...

    Опрос домашнего задания.

    Тест-Блеф 3 минут- взаимопроверка.

Вопросы для фронтального опросы параграфов:

    Назовите особенности географического положения Южной Америки о плану:

Как расположен материк относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов?

Назовите крайние точки материка.

В каких климатических поясах лежит Южная Америка?

Какими морями и океанами омывается материк?

Как расположен материк относительно других материков?

Кто является первооткрывателем материка?

Второй открыватель Южной Америки.

Кто открыл Южную Америку?

Почему назвали её Америкой?

    Мотивация.

Мы с вами вспомнили материал предыдущих уроков. Сегодня мы продолжим изучать Южную Америку, но для того чтобы определить тему урока послушайте следующие строки:

Посмотреть на карту надо,

Горы там зовутся Анды,

В переводе эта твердь.

Означает слово медь.

Тут в былые времена,

Прогибалась земля,

А другая поневоле,

Превратилась в плоскогорье.

Где комфортно, без проблем?

Лима, Кито иль Белен?

На востоке жить остаться,

Как вы думаете, о чем сегодня поговорим?

Ученики: О рельефе Южной Америки и его особенностях.

Учитель: Совершенно верно, тема урока: «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».Затерянный мир.

Учитель: Что вы знаете о рельефе материка? Запишите это в свои таблицы. (Учащиеся заполняют первый столбик таблицы).(Слайд 3)

Анды на западе, высшая точка гора Аконкагуа, равнинный восток и др. Как сформировался рельеф материка, каково геологическое строение материка и какие полезные ископаемые приурочены к той или иной форме рельефа и т.д.

«Теперь я вас попрошу заполнить 3 столбик нашей таблицы и написать, чтобы вы хотели узнать о рельефе Южной Америки?»

Учащиеся заполняют 3 столбик. После заполнения кратко обсуждаются записи.

    Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рельефом Южной Америки, выясним закономерности размещения форм рельефа и полезных ископаемых на территорий материка, построим цепочку причинно-следственных связей между рельефом, полезными ископаемыми и внутренним строением материка.(Слайд 4)

Учитель: Давайте вспомним материал прошлых уроков

§ Что такое рельеф;(совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаний, размерам, происхождению, возрасту и истории развития).

§ Какие основные формы рельефа вы знаете?(Равнины и горы)

§ На какие виды по высоте делятся равнины;(низменности – 200 м,

Возвышенности – до 500м, плоскогорья – выше 500 м,)

§ Что такое платформа;(обширные малоподвижные участки земной коры наиболее устойчивые глыбы, создающие твердый ее каркас)

§ Каким участком земной коры является пограничная область между литосферными плитами;(сейсмическим поясом).

§ Что происходит на сейсмическом поясе?(землетрясение и извержение вулканов)

§ На какие группы делятся полезные ископаемые по происхождению; (осадочные, магматические)

Для того чтобы более подробно изучить строение земной коры и рельеф Южной Америки нам необходимо поработать с картами.

Групповая работа:

1.Выявите закономерность размещения рельефа на материке (горы на западе, равнины на востоке)

2. Какими причинами можно объяснить расположение гор на западе, а равнин на востоке. Разное тектоническое строение(на западе складчатая область- кайнозойская, а востоке платформа- Южно- Американская)

3. На какой литосферной плите располагается Южная Америка?(Южно- Американская)

4.С какими литосферными плитами она граничит?(Антарктическая, Африканская, Северо - Американская, Тихоокеанская)

5.Что происходит на границе литосферных плит на западе материка?(сталкиваются материковая и океанская)

6. Какие формы рельефа выделяются на материке?(горы, низменности,плоскогорья)

7. В какой части материка располагаются равнины? Назовите и покажите их на карте. (Восток материка. Амазонская низменность, Ла- Платская низменность, Бразильское и Гвианское плоскогорье)

8. Где на материке располагаются горы? Назовите и покажите их на карте.(Запад на материка. Анды.)

На основе выявленных знаний заполните схему и сделайте вывод (Слайд 6)

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.(слайд 7)

Учащиеся наносят на контурную карту формы рельефа (Слайд 8)

Анды (Аконкагуа,6960м.)

Гвианское плоскогорье

Бразильское плоскогорье

Оринокская низменность

Амазонская низменность

Ла- Платская низменность

Учитель: Мы с вами выяснили,что рельеф Южной Америки неоднородный.Запад –горный,восток равнинный.

Давайте немного остановимся на Андах.(ролик Анды 2 минуты.)

Сообщение учащегося (Слайд 9-10).Название Анды от анта на мязыке инков –медь,медные горы.Анды –самая длинная в мире горная цепь,9000км.Аконкагуа самый высокий потухший вулкан –Высшая точка Южной Америки,западного и южного полушарий.

Происхождения название горы точно не известно, существующие выводят его из арауканского (с другой стороны реки Аконкагуа) или от Акон Гахук что на языке кечуа означает «Каменный страж».

Гора возникла при столкновении тектонических плит.Мощная горная система Анд,образует часть тихоокеанского «Огненного кольца»:здесь много вулканов,часты землетрясения.(Слайд 11)

Полезные ископаемые.(Слайд 12)

Назовите, какими полезными ископаемыми богаты разные части материка.К какой группе по происхождению они относятся?

Подумайте,от чего зависит такое размещение полезных ископаемых на материке(от геологического строения).

Задание: С помощью карт атласа выпишите полезные ископаемые,характерные для разных частей Южной Америки.(Слайд 13)

Учащиеся проверяют схему.Слад 14)

6. Закрепление

Мы с вами много узнали о рельефе Южной Америки.

Давайте обобщим накопленную информацию(Слайд 15)

    Южная Америка имеет разнообразный рельеф потому, что …(имеет сложное тектоническое строение на западе –кайнозойская складчатость –горы, а востоке Южно –Американская платформа)

    Анды –молодые горы потому, что …..(кайнозойская складчатость самая молодая)

    На материке присутствуют различные виды полезных ископаемых потому. что ….(разное тектоническое строение. платформам соответствуют полезные ископаемые –осадочное происхождения, а складчатым областям – магматического происхождения)

Тест (Слайд 16)

1.Высшая точка Анд:

А) г. Чимборасо;

Б)г.Аконкагуа;

В)г.Ильямпу

2. Восток материка расположен на:

А)древней платформе

Б)молодой платформе

В)границе литосферных плит

3.Горы Анды протянулись на:

4.О продолжения газообразования Анд свидетельствуют:

А) их протяженности

Б)частые землетрясения

В)оледенения

5.Анды образовались на:

А)платформе

Б)границе литосферных плит

В)материковой области.

6.В Южной Америке находятся величайшая равнина мира:

А)Оринокская

Б)Бразильская

В)Амазонская

Учащиеся проверяют тест (Слайд 17)

Теперь давайте вернемся к нашей таблице и заполним средний столбец.(Слайд 18)

Хочу узнать

Релаксация:

Учитель: Давайте минуту посидим молча. и мысленно вспомним весь наш урок.Закройте глаза пройдем самую большую равнину мира и медленно поднимемся вверх на самую большую равнину мира и медленно поднимаемся вверх на самую высокую вершину Южной Америки –гору Аконкагуа.

Найти свое место на лесенке успеха по итогам урока.Прикрепить смайлики.

8. Домашнее задание (Слайд 19)

Параграф 41 . к/к –все учащиеся класса.

1Простые вопросы.

2) Более сложные вопросы.

Составить кроссворд по теме «Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.»