Древняя профессия связанная с биологией. Биология в профессиях

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы будем обсуждать для многих студентов биологов актуальную тему: можно ли найти работу биологом по специальности. Скажу сразу можно. Только вопрос какую работу, насколько высоко оплачиваемую и насколько это будет та работа, которой вы действительно хотели бы заниматься?

По этому поводу существует два противоречивых мнения.

  1. Профессия биолога считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Биологи потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.
  2. Представители профессии биолога действительно редки в наше время. Не каждый решится стать биологом. На специалистов в этой области наблюдается высокий спрос среди работодателей, поэтому профессия биолога вправе называться редкой профессией.

Всвязи с закрытием в последнее время предприятий с сельскохозяйственным уклоном и многих научных лабораторий уменьшилось количество биологических вакансии на рынке труда. Где может работать выпускник с дипломом биолога? Это во многом зависит от специализации. Перечислим основные из них и разберемся, где будут востребованы специалисты из той или иной сферы. Прежде всего, обязательно следует разобрать такие отрасли, как биоинженерия и биотехнология. Первая из них также совмещается с биоинформатикой, поскольку обе этих науки имеют схожие цели. Это одни из наиболее востребованных специальностей из данной отрасли. Биологи данного профиля занимаются:

  • созданием новых и усовершенствованием ныне известных объектов;
  • синтезом искусственного белка;
  • исследованием транспорта питательных веществ между клетками;
  • изучением генетических маркеров, которые могут указывать на течение тех или иных процессов в организме;
  • созданием специальных программ для вычислительной техники, которые способствуют изучению проблем биологии и изобретению новых препаратов.

Биотехнологи могут найти работу на предприятиях пищевой промышленности. Среди студентов и абитуриентов есть мнение (скорее не мнение, а стереотип), что биотехнология является престижной, а биология для тех, кто плохо сдал ЕГЭ, набрал мало баллов и не прошел на бюджет на биотехнологию. Как правило многие биотехнологи работают не по специальности. Работу биотехнологу на предприятиях пищевой промышленности сразу после окончания вуза, в силу отсутствия опыта и связей, найти не просто. Сами посудите на пищевом предприятие работают десятки, сотни людей и 2-3 биотехнолога. Вакансий мало. Биоинформатику можно рассматривать престижной профессией и перспективной, специалистов очень мало, вакансий пока не много, но в ближайшем бедующем их будет становиться все больше и больше. Однако не следует думать, что вы сможете найти хорошую работу по биоинформатике в провинции. Специалисты нужны в Москве, Санкт-Петербурге, некоторых других крупных городах России и СНГ и за рубежом. Также хотелось отметить, что биоинформатика гораздо сложнее, чем просто биология и специалисты требуются не посредственные, а высоко квалифицированные. Основным критерием квалификации в данном случае является знание генетики, геномики, молекулярной биологии и самое главное языков программирования. В целом данная специальность близка не только к биологии, но и к программированию. Специалисты данного профиля могут работать в различных лабораториях, которые занимаются созданием и изучением свойств измененных и усовершенствованных клеток.

Работа в лабораториях проводящих генетические и молекулярно-биологические анализы (анализ ДНК на определение отцовство, судебная экспертиза в правоохранительных органах, ПЦР для определения инфекций человека) не всегда доступна для выпускника биологического вуза, из-за высокой конкуренции с медиками. Как правило большинство сотрудников в таких лабораториях имеют не биологическое, а медицинское образование.

Если рассматривать биологию как науку, следует обратить внимание на то, что сфера труда представителей данной специальности очень ограничена, даже несмотря на достаточно широкий профиль обязанностей. Перечислим основные:

  • участие в профильных исследованиях, походы и эксперименты с целью постановки опытов на местности или сбора материала для лаборатории;
  • организация и проведение мероприятий по охране окружающей среды;
  • биологический мониторинг и отслеживание состояния биосферы;
  • восстановление редких либо уже утерянных природных объектов;
  • контроль за производством продукции пищевого, медицинского, фармакологического назначения.

Если вас привлекает подводный мир, можно вспомнить о такой деятельности как аквакультура. Специальность удивительно интересная и довольно востребованная на сегодняшний. Вы будете решать задачи, связанных непосредственно с реками, озерами, морями и искусственными водоемами. Основной перечень выполняемых заданий выглядит следующим образом:

  • оценка экологического состояния водоемов;
  • изучение видов рыб и прочих представителей подводной фауны: моллюсков, ракообразных, морских млекопитающих и т. д.;
  • изучение методов ухода за представителями подводной фауны, которые проживают в неволе. Это кормление, разведение, лечение, отлов рыбы, ракообразных, моллюсков из естественных и искусственных водоемов;
  • контроль качества выращиваемой подводной фауны и флоры.

Данная специальность, хоть и является биологической, но имеет свою специфику. Это хозяйства и компании, которые занимаются промышленным выращиванием подводной фауны и флоры. И на работника возлагается огромная ответственность, отвечать за сохранность и жизнеспособность подводной фауны и флоры. Зарплата на таких хозяйствах может быть не плохой.

«Многие умные и успешные люди действительно смогли поступить и закончили различные вузы. Хотя их успех - это скорее не благодаря вузу, а вопреки. Стоит копнуть ситуацию по глубже и выяснится, что очередной «успешный выпускник» начал работать еще на втором курсе. А в вузе ему постоянно промывали мозги и грозились отчислить за пропуски.» Данная цитата актуальна для выпускников любых специальностей, но только не для биологов, желающих найти работу именно по специальности. По мне нет особого смысла работать простым биологом или экологом или даже лаборантом на предприятие. В таком случае лучше найти более высокооплачиваемую работу пусть даже не по специальности. А биология интересна именно, как наука. А научная карьера не возможна без получения ученой степени. В аспирантуру не возьмут человека, которого грозились все годы учебы отчислить за пропуски и не внятные ответы на экзаменах. Успешным в научной карьере такой студент не станет. Поэтому важны оценки в дипломе и качество знаний, а в идеале диплом с отличием. И конечно же не забывайте про философию и английский. Если у вас не получилось сразу после окончания диплома поступить в аспирантуру, а вы этого хотели то не следует отказываться от своей цели. Вы можете какое-то время поработать где-то, а потом поступить в аспирантуру пусть даже на заочный или защитить кандидатскую как соискатель. Кстати при поступление в аспирантуру желательно наличие публикаций научных статей. Если же вы пока еще абитуриент и вас абсолютно не привлекает научная карьера, то вам лучше не поступать учиться на биолога. В таком случае вам больше подойдет биотехнология (конечно если вы туда сумеете поступить) или может стоит выучиться в педагогическом институте на учителя химии и биологии. Педагогическое образования для школьного учителя гораздо предпочтительнее, чем университетский диплом биолога.

В школе многие думали, что химия - бесполезный предмет, и в будущем от нее не будет никакого прока. Ну вот, на дворе XXI век - время технического прогресса. И сейчас профессии, связанные с химией, возглавляют список наиболее востребованных на рынке труда. И хорошие ученые-химики могут без доли сомнения рассчитывать на перспективную и

Но все ли отрасли химии сейчас в почете? И где получить образование химика? Каковы требования к подобным специалистам? Все эти вопросы вполне логичны и требуют внятного ответа.

Роль химии в современном мире

Для начала разберемся в том, что представляет собой химия. Если не вдаваться в подробности, то это область естественных наук, изучающая строение различных веществ, а также их реакцию с окружающей средой. То есть профессии, связанные с химией, нужны для того, чтобы исследовать эти реакции и использовать их на благо предприятия, страны или всего человечества.

Сейчас практически все товары на рынке тем или иным образом связаны с технологиями, в которых применяют химические реакции. Например, очистка топлива, использование пищевых красителей, моющие средства, пестициды для удобрения и так далее. Даже в производстве деревянной мебели, славящейся своей природной чистотой, нынче используют химические концентраты, лаки и полироли.

Поэтому для специалистов этой области всегда найдется работа. Химик, а уж тем более инженер-технолог, всегда сможет найти себе подходящее место на производстве города, главное - изначально выбрать правильное направление.

Требования к специалистам

Прежде всего, люди этой профессии должны иметь хорошую память и аналитический Ведь химик - это ученый, который должен уметь предсказывать последствия химической реакции, а для этого нужно запомнить тонны теоретического и практического материала.

Также профессии, связанные с химией, требуют много времени на освоение. Поэтому будущий специалист должен быть готов к тому, что придется всего себя посвятить этой науке. Более правильно будет сказать, что химик - это скорее призвание, чем профессия.

Ну и последнее - это креативность. Новаторские идеи, творческий подход и нестандартный взгляд на привычные вещи позволяют химику делать новые открытия. А именно они сейчас так нужны компаниям и корпорациям, дабы обойти конкурентов.

Где получить образование?

Тот материал, что преподают в школе - лишь вершина айсберга. Дабы углубить свои знания в этой области, будущим специалистам необходимо выбрать подходящее учебное заведение.

Базовые понятия можно получить в колледже или техникуме. Но нужно понимать, что от выбора учебного заведения напрямую зависит то, какой впоследствии будет работа. Химик - это довольно обширное понятие, ведь одни занимаются производством краски, а вторые повышают качество пищевых добавок. И выбирая место для учебы, прежде всего нужно думать о собственном будущем и перспективности факультета.

Что касается высшего образования, то оно дает возможность получить доступ к самым в области реакций. Сюда входит биотехнолог, нанохимик, эксперт по альтернативным видам энергии и так далее.

От теории к практике

Если сильно не придираться к разделению химиков на классы и группы, то можно выделить два основных вида: химик-теоретик и химик-практик.

Первый - это исследователь. Он ученый от головы до пяток, дни и ночи проводящий в исследовательской лаборатории в поиске новых элементов, соединений и формул. Он передовик, жаждущий открытий. Для этой категории людей химия должна быть смыслом жизни, иначе успешных открытий им не ведать.

Что касается химиков-практиков, то они в своей работе пользуются знаниями, открытыми своими коллегами. Их главная задача - воплотить все идеи в жизнь, да еще и так, чтобы они служили на благо их организации или предприятия. Ярким примером может стать и так далее.

Но, как говорилось раннее, это всего лишь общее деление. В реальности все обстоит намного сложнее и запутанней.

Профессии, связанные с химией: список наиболее востребованных специальностей

Не будем говорить о специалистах, работающих в нефтеперерабатывающих и газодобывающих отраслях, ведь они всегда считались элитой и, естественно, имеют большие оклады. Более разумно будет описать те профессии, связанные с химией, что могут гарантировать работу практически в любом регионе.

Итак, наиболее востребованные категории химиков:

  1. Химик-технолог. В зависимости от профиля обучения, может работать на пищевых или на промышленных предприятиях. Главной задачей этого специалиста является а также внедрение инноваций в производство.
  2. Химик-косметолог. Весьма популярное направление, особенно в тех регионах, где есть большие косметические предприятия.
  3. Фармацевт. Высшее образование дает возможность работать в крупных компаниях, производящих лекарства. Заурядный специалист всегда сможет найти себе место в городской аптеке.
  4. Химик-эколог. Практически в каждом городе есть отдел, следящий за экологической ситуацией в округе. В такой организации всегда есть должность штатного химика.
  5. Криминалистика и судмедэкспертиза. В МВД также нужны химики, ведь, как показывает практика, их знания могут помочь в поимке преступников.

Взгляд в будущее

Если говорить о том, какие существуют связанные с химией, то нельзя не упомянуть и ту область, которая исследует альтернативные источники энергии. Ведь вскоре запас нефти иссякнет, то же случиться и с газом, поэтому с каждым годом спрос на подобных специалистов стремительно растет. И кто знает, может, через 10-20 лет химики этого направления возглавят список самых востребованных специалистов.

Биология (англ. - Biology, фр. - Biologie, нем. - Biologie, итал. - Biologia, исп. - Biologia).Термин БИОЛОГИЯ происходит от двух греческих слов bios - жизнь и logos - слово, учение и предложен в 1802 г. двумя учёными - французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом, не зависимо друг от друга. Биология - комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живое. Биология исследует многообразие существующих и вымерших живых существ, их строение, функции, происхождение, эволюцию, распространение и индивидуальное развитие, связи друг с другом, между сообществами и с неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д. Биология включает в себя следующие дисциплины: зоология, ботаника, микробиология, экология и др.

Направления науки биологии:

  1. ботаника;
  2. зоология.

Человек-природа

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

Среди профессий типа "человек - природа" можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы, т.е. профессии естественного цикла.

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определенный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу...

Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.

C другой стороны, при выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.

Ботаника

Ботаника (от греч. «ботанэ» - трава, зелень), или фитология (от греч. «фитон» - растение и «логос» - учение),- наука о растениях, их строении, биологии, физиологии, экологии, распространении, эволюции и систематике. Эти вопросы изучают самостоятельные науки. Например, морфология растений изучает внешнее строение, форму отдельных органов, изменение их в зависимости от внешних условий и в процессе развития.

Анатомия растений изучает их внутреннее строение.

Физиология растений рассматривает процессы, происходящие в растительном организме. Систематика растений классифицирует и выявляет родственные отношения между растениями. География растений изучает закономерности и причины распределения растений на земном шаре, выявляет границы их распространения.

Экология изучает взаимосвязь растений и окружающей среды, влияние различных факторов на растения.

Геоботаника изучает состав, строение, развитие и распространение растительных сообществ (фитоценозов) в связи с особенностями местообитания, их использование и возможности преобразования.

Палеоботаника - наука о вымерших ископаемых растениях прошлых геологических эпох. Фитопатология изучает болезни, вредителей растений и вырабатывает меры борьбы с ними. Современный этап развития ботаники характеризуется ее связями с другими науками. Значение растений в природе, народном хозяйстве и жизни человека определяется их способностью, используя энергию света, создавать органические вещества из неорганических {фотосинтез). Зеленые растения обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания живых существ, населяющих Землю. Растения поглощают из почвы воду и растворенные в ней минеральные вещества. Содержащиеся в них элементы включаются в состав органических соединений, которые идут на построение тела самого растения и служат пищей для животных и человека. Растения используются человеком не только как источник питания, но и как сырье для разных отраслей промышленности: пищевой, текстильной, бумажной, химической и др. В зависимости от использования растения разделяют на группы: зерновые (пшеница, рис, кукуруза и др.); плодовые (яблоня, груша, вишня и др.); зернобобовые (горох, фасоль, соя и др.); масличные (подсолнечник, лен и др.); сахаристые (сахарная свекла, сахарный тростник и др.); волокнистые (хлопчатник, лен и др.); эфирномасличные (кориандр, лаванда и др.); каучуконосные (гваюла, гевея и др.); декоративные (роза, хризантема, астра и др.); лекарственные (валериана, шалфей, белладонна и др.). Это преимущественно культурные растения, но человек для своих нужд использует также многие дикорастущие растения. Разнообразие растительного мира проявляется в жизненной форме (деревья, кустарники, кустарнички, травы), строении и продолжительности жизни (однолетние, двулетние, многолетние), условиях произрастания, способах размножения. Наряду с высокоорганизованными многоклеточными организмами существуют и одноклеточные. Растительные организмы можно встретить в почве, в воде и в воздухе (в лесу, на полях, озерах, реках и морях). Растения бывают бессемянные, т. е. расселяющиеся спорами (водоросли, мхи, папоротники), и семенные, т.е. размножающиеся семенами: голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Среди цветковых растений различают однолетние, которые живут один год, в течение которого они вырастают из семян, зацветают, плодоносят и отмирают. Двулетние живут два года. В первый год из семян развивается вегетативная часть растения, на второй год образуется цветоносный побег. После плодоношения двулетники отмирают. Многолетние живут более двух лет, некоторые до 100 лет и более. Примером долгожительства можно считать секвойи, по исследованиям они живут не одну сотню лет. Достигнув определенного возраста, многолетники могут цвести и плодоносить каждый год. Однолетние и двулетние - травянистые растения, а многолетними могут быть как травянистые, так и кустарниковые или древесные растения. Травами называют жизненную форму растений с сочными, зелеными и не одревесневающими полностью побегами. Кустарники - жизненная форма многолетних растений, имеющих несколько скелетных осей (главный ствол развивается лишь в начале жизни). Деревья - это жизненная форма многолетних растений с одним стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни. Все это характерно для высших растений, имеющих расчленение на листья, стебли, корни. У низших растений нет расчленения на корень, стебель и листья. Тело низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. «таллос» - росток). Растительный мир земного шара богат и многообразен и насчитывает более 500 тыс. видов. В нем можно встретить невидимых простым глазом микроскопических водорослей и гигантских размеров деревья. Некоторые тропические лианы и морские водоросли достигают 100 м и более в длину. Весь мир живых организмов подразделяется на две большие группы: доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты). К доядерным организмам относятся бактерии и цианеи (раньше их называли сине-зеленые водоросли), входящие в царство Дробянки. У ядерных организмов из царств Грибы, Растения и Животные обязательным структурным элементом клетки является ядро.

Зоология

Зоология позвоночных изучает животные организмы, относящиеся к типу хордовые. Важные ответвления зоологии позвоночных по изучаемым таксонам: ихтиология (наука о костистых рыбах), герпетология (наука о чешуйчатых рептилиях), орнитология (наука о птицах), териология (наука о наземных млекопитающих)

Генетика

(от греч. γενητως - происходящий от кого-то) - наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости. Часть общей биологии. Её достижения используются в области генной инженерии. Первоначально генетика изучала общие законы наследственности и изменчивости на основании фенотипических данных.

Понимание механизмов наследственности, то есть роли генов как элементарных носителей наследственной информации, хромосомная теория наследственности и т. д. стало возможным с применением к проблеме наследственности методов цитологии, молекулярной биологии и других смежных дисциплин. Сегодня известно, что гены реально существуют и являются специальным образом отмеченными участками ДНК или РНК - молекулы в которой закодирована вся генетическая информация. У эукариотических организмов ДНК свёрнута в хромосомы и находится в ядре клетки. Кроме того, собственная ДНК имеется внутри митохондрий и хлоропластов (у растений). У прокариотических - как правило, замкнута в кольцо (плазмиду) и находится в цитоплазме. Плазмид может быть несколько.

Селекция

Наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства, занимающуюся выведением новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур и пород животных. Общие сведения о селекции

Генетика является теоретической основой селекции, так как именно знание законов генетики позволяет целенаправленно управлять появлением мутаций, предсказывать результаты скрещивания, правильно проводить отбор гибридов. В результате применения знаний по генетике на практике удалось создать более 10000 сортов пшеницы на основе нескольких исходных диких сортов, получить новые штаммы микроорганизмов, выделяющих пищевые белки, лекарственные вещества, витамины и т.п.

К задачам современной селекции относится создание новых и улучшение уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.

Многолетняя селекционная работа позволила вывести много десятков пород домашних кур, отличающихся высокой яйценоскостью, большим весом, яркой окраской и т.п. А их единый предок - банкливская кура из Юго-Восточной Азии. На территории России не растут дикие представители рода крыжовник. Однако на основе вида крыжовник отклоненный, встречающийся на Западной Украине и Кавказе, получено более 300 сортов, многие из которых прекрасно плодоносят в России.

Выдающийся генетик и селекционер академик Н. И. Вавилов писал, что селекционеры должны изучать и учитывать в своей работе следующие основные факторы: исходное сортовое и видовое разнообразие растений и животных; наследственную изменчивость; роль среды в развитии и проявлении нужных селекционеру признаков; закономерности наследования при гибридизации; формы искусственного отбора, направленные на выделение и закрепление необходимых признаков.

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие… Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания.

М.В.Ломоносов

Химия – одна из важнейших наук, которая дает нам возможность понять мир. Если не знать о химических процессах, которые постоянно происходят вокруг нас, то мир будет совершенно непознаваем.

Изучение секретов современной химии позволит овладеть многими актуальными и востребованными профессиями. Знание химии дает возможность работать в области медицины, фармакологии, биохимии и биофизики, молекулярной биологии, геологии… Химия – это ключ к успешному будущему: полученные знания по химии, помогут освоить достойную профессию и найти свое место в жизни.

Химик

Специалист, который занимается изучением различных веществ, их соединением между собой, их свойствами и особенностями химических реакций, называется химиком.

Химик осуществляет химический анализ и исследование состава веществ, продукта, сырья. Занимается изучением свойств различных веществ; прогнозированием использования веществ в народном хозяйстве; получением, производством различных веществ в промышленных масштабах (минеральных удобрений, инсектицидов, ростовых добавок и пр.).

Проводит химические исследования: анализ и синтез новых продуктов, испытание их свойств, химический синтез (получение определенного продукта, обладающего заданным химическим составом и строением).

Профессия требует высокого уровня концентрации и устойчивости внимания (способности в течение длительного времени удерживать внимание на одном предмете или виде деятельности); умения анализировать и систематизировать большое количество информации; способности заниматься длительное время кропотливой работой. Важны такие личностные качества, как организованность, аккуратность, четкость, собранность, упорство.

Препятствовать эффективной работе будут рассеянность, невнимательность, неорганизованность, отсутствие склонности к исследовательской деятельности.

Области применения профессиональных знаний химика: отраслевые и академические научно-исследовательские институты; химические предприятия и комбинаты (по производству пластмасс, синтетических волокон и тканей, удобрений и т.д.); образовательные учреждения; предприятия целлюлозно-бумажной промышленности; горно-обогатительные комбинаты; медицинские учреждения (фармацевтическая промышленность); предприятия пищевой промышленности; парфюмерная промышленность.

Химик – это общее название профессии, объединяющее различные специальности. К профессиям химического профиля относятся: химик-технолог, химик-инженер, химик-эколог, химик-аналитик, химик-исследователь, химик-фармацевт, биофармахимик, радиохимик и т.д.

Химик-технолог

Химик-технолог – специалист, который занимается разработкой оптимальных проектов изготовления продукции для ее производства в промышленных условиях.

Специалисты данной профессии осуществляют разработку новых технологических процессов в производстве продукции и совершенствуют уже действующие. Осуществляют контроль образцов сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции на производстве.

Результатом деятельности специалиста является экономичный и технически доступный проект получения в промышленных масштабах необходимого продукта, предмета или вида энергии. В проекте рассчитывается расход сырья, материалов и энергии, учитывается качество и количество отходов, а также способ их утилизации.

Большим спросом пользуются химики-технологи на предприятиях по производству и переработке пластмасс, на заводах, производящих лакокрасочные материалы, удобрения, в нефтехимической отрасли. Суть работы химика-технолога состоит в разработке новых составов с заданными свойствами; в проведении исследований по подбору оптимального сырья, внедрению технологий производства новых продуктов и контроле над этими процессами; в изучении свойств полученных веществ и корректировке рецептур с целью улучшения их качества.

Сегодня особенно востребованы не просто химики-технологи, а специалисты, которые способны работать с поставщиками сырья, хорошо ориентируются на рынке химических веществ, могут разработать и возглавить проекты по внедрению нового вида продукции. Для успешной деятельности необходимы инициативность, умение работать с людьми, дополнительные знания по экономике и менеджменту. Все эти качества помогут сделать карьеру и занять руководящие позиции на химическом предприятии.

Лаборант химического анализа

Лаборант химического анализа – специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.

Работа лаборанта химического анализа является основой качества производимой продукции в любой отрасли народного хозяйства. Химический анализ сырья необходим для контроля за соответствием продуктов технологического процесса и готовой продукции существующим нормативам. Лаборант химического анализа обеспечивает контроль промышленного процесса и получение изделий с заданными свойствами. Можно с уверенностью сказать, что от работы этих специалистов зависит благополучие многих людей, которые пользуются результатами их труда в быту и на производстве.

Лаборант химического анализа проводит химический и физико-химический анализ различных веществ: руд, нефти и нефтепродуктов, сталей различных марок, сплавов металлов, кислот, солей и др. Готовит к работе реактивы и оборудование. Проводит анализ веществ: устанавливает химический состав вещества, количественное соотношение содержащихся в нем элементов и соединений, определяет физико-химические свойства вещества (вязкость, растворимость и т.п.).

Для успешной деятельности в качестве лаборанта химического анализа необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств: склонность к работе с информацией, развитые логические способности, способность к концентрации внимания, склонность к работе с объектами природы, развитые математические способности, эмоциональная устойчивость.

Биохимик

Биохимия (биологическая химия) – область науки, изучающая молекулярные основы жизни: химический состав, структуру, свойства и локализацию веществ, входящих в состав организмов, пути и закономерности их образования, последовательность и механизмы превращений, а также функциональную роль биомолекул. Последние несколько десятилетий ознаменовались целым рядом выдающихся открытий в биохимии, выдвинувших ее в разряд фундаментальных научных дисциплин и сделавших био­химию мощным инструментом решения многих важных проблем био­логии, медицины, фармакологии и биотехнологии.

Биохимики изучают химические процессы, происходящие в живых организмах. Специалисты-биохимики очень важны для исследований в области стволовых клеток и генетики, реакции организмов на различные лекарства и аллергены, агрохимии и повышении урожайности сельскохозяйственных культур.

Биотехнолог

Деятельность биотехнолога сложно описать двумя словами. Это работа охватывает и медицину, и фармацевтику, и генную инженерию.

Биотехнология – пограничная между биологией и техникой научная дисциплина и сфера практики, изучающая пути и методы изменения окружающей человека природной среды в соответствии с его потребностями. Это направление научно-технического прогресса, использующее биологические процессы и агенты для целенаправленного воздействия на природу, а также в интересах промышленного получения полезных для человека продуктов. Сфера применения биотехнологий постоянно расширяется: помимо производства фармацевтической и пищевой продукции, биотехнологические методы используются для разработки полезных ископаемых, решения проблемы энергоресурсов, борьбы с нарушениями экологического равновесия и т.д.

Профессиональная деятельность биотехнолога охватывает такие сферы, как производство биологически активных веществ и переработка сырья с использованием микроорганизмов, ферментов, клеточных культур растений и животных; научно-исследовательская деятельность по основным направлениям современной биотехнологии (генетическая и клеточная инженерия, сельскохозяйственная, промышленная и медицинская биотехнология); защита окружающей среды от загрязнений (биологическая очистка сточных вод и загрязненных территорий, утилизация промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов).

Биотехнологи могут работать в научно-исследовательских институтах и научно-практических центрах, на предприятиях микробиологической, фармацевтической, парфюмерно-косметической, биохимической, пищевой промышленности (хлебозаводы, молоко- и мясоперерабатывающие комбинаты, кондитерские фабрики и т.п.).

Химик-эколог

Химическая экология – раздел экологии, изучающий последствия прямого и побочного воздействия на окружающую среду химических веществ и возможные пути уменьшения их отрицательного влияния.

Химик-эколог занимается организацией и осуществлением локального мониторинга, производственного экологического контроля на предприятиях. Разрабатывает нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, лимиты на природопользование, ведет расчет экологических платежей. Проводит инвентаризацию источников загрязнения атмосферы, сточных вод, отходов, испытание и составление паспортов пылегазоочистных установок и др. Осуществляет химическую экспертизу качества сырья, полупродуктов и продуктов питания, воды. Контролируют химические процессы в производстве.

Объектами профессиональной деятельности химика-эколога являются источники выделения загрязняющих веществ, энергии и других факторов воздействия на окружающую среду; потоки загрязняющих веществ, удаляемые со сточными водами, отходящими газами, жидкими и твердыми отходами; системы переработки, размещения (захоронения) отходов; оборудование и технологии для очистки выбросов в атмосферу и сточных вод и пр.

Химики-экологи работают в научно-исследовательских институтах, аналитических лабораториях, исследовательских центрах предприятий и фирм химического, металлургического, биохимического, фармацевтического, медицинского, ветеринарного, пищевого, радиоэлектронного, парфюмерно-косметического профиля; учреждениях и службах экологического контроля, экспертизы и мониторинга окружающей среды, в санитарно-эпидемиологических, сертификационных, экспертно-аналитических лабораториях.

Врач

М.В. Ломоносов говорил: «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может». Эти слова актуальны и по сей день. Химия – фундамент для изучения теоретических и клинических медицинских дисциплин. Для медицины и здравоохранения особенно значима роль химии в синтезе лекарственных препаратов, медицинских материалов, приборов, а также в диагностике и лечении.

Врач – специалист, использующий свои навыки, знания и опыт в предупреждении и лечении заболеваний, поддержании нормальной жизнедеятельности организма человека.

Врач – лицо, получившее высшее медицинское образование по соответствующей специальности и обязующееся посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека.

Практикующий врач занимается предотвращением (профилактикой), распознанием (диагностикой) и лечением (терапией) заболеваний и травм. Это достигается путем постоянного совершенствования медицинских познаний и врачебного мастерства (исследование ряда взаимосвязанных фундаментальных, общих врачебных и специальных клинических дисциплин, опыт непосредственного контакта с пациентом, его нуждами и страданиями).

Преимущества профессии: разнообразие вариантов специализации, из которых можно выбрать область, наиболее близкую по интересам; самостоятельность в принятии решений, социальная значимость профессии.

Ограничения профессии: высокий уровень ответственности за жизнь и здоровье пациентов (которые зависят от принятых врачом решений); необходимость постоянно развивать свои навыки и умения, осваивать все новые средства труда (препараты, медицинское оборудование), новые приемы и методы работы.

Для успешной деятельности в качестве врача необходимо наличие следующих качеств: наблюдательность, склонность к работе с людьми, эмпатия (чувствительность к эмоциональному состоянию другого человека), организованность, развитые логические способности, ответственность, высокая эмоциональная устойчивость.

Фармацевт

Фармация – это комплекс научно-практических дисциплин, занятых разработкой лекарственных средств, поиском природных источников лекарственных субстанций, исследованиями этих субстанций, вопросами хранения, изготовления, отпуска и маркетинга.

Уникальность фармацевтического образования состоит в том, что оно сочетает знания химических, медико-биологических и специальных фармацевтических дисциплин со знаниями по организации фармацевтического бизнеса, работы аптек, менеджмента и маркетинга, управления фармацевтической службой и фармацевтическим производством, психологии и педагогики, фармацевтической этики и деонтологии.

Фармацевт – специалист со средним специальным образованием, окончивший медицинский колледж.

Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств. Определяет правильность оформления рецептов, отпускает лекарственные средства и изделия медицинского назначения. Может руководить аптекой при отсутствии специалиста с высшим образованием.

Работа фармацевта связана со здоровьем людей, поэтому первое и самое главное качество – это ответственность, грамотность и внимательность. Если фармацевт работает в торговом зале аптеки, ему приходится общаться с покупателями. Это требует терпения, доброжелательности, культуры общения.

Провизор

Провизор – это фармацевт высшей квалификации, имеющий право на самостоятельную фармацевтическую работу (изготовление лекарств) и на управление аптекой.

Провизор должен иметь высшее фармацевтическое образование. После окончания медицинского вуза провизору необходимо пройти полугодовую интернатуру и сдать экзамен для получения специального разрешения (лицензии) на право осуществления фармацевтической деятельности.

Звание провизора по уровню квалификации соответствует врачу. Провизор имеет право занимать руководящие должности, например, быть заведующим аптекой.

Провизор осуществляет прием рецептов, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с действующими правилами, хранение лекарственных средств в соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными правилами хранения. Изготавливает лекарственные средства, проводит контроль качества поступающих и изготовленных в аптеке лекарственных средств. Формирует заявки на получение и распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В работе провизора требуются, прежде всего, идеальная память, высокий интеллектуальный уровень, высокая ответственность, склонность к исследовательской работе. Провизор должен знать физико-химические свойства медицинских препаратов, технологии приготовления, правила хранения. Он должен свободно ориентироваться в их видах и группах, составе, правилах применения, дозировке. Хорошо разбираться в исходном сырье. Обязательно знание латыни. При работе в лекарственной промышленности необходимо знание современного фармацевтического оборудования, принципов работы «чистых зон», мировых стандартов GMP и основ биотехнологического производства.

Организацией оптовой торговли лекарствами, контролем работы аптек занимается провизор, специализирующийся на управлении и экономике. Для организации аптечного дела, производства, оптовой торговли лекарствами провизору не обязательно во всех тонкостях знать технологический процесс, но необходимо знать конъюнктуру рынка медицинских средств, обладать знаниями по маркетингу, разбираться в юридических законах, регулирующих торговлю и производство препаратов. При работе с зарубежными партнерами требуется знание иностранного языка.

Провизоры работают в аптеках и научно-исследовательских институтах (разработка новых препаратов), на фармацевтических фабриках, в заготовительных подразделениях фабрик (сбор и обработка лекарственных растений), на аптечных складах и в аналитических лабораториях контролирующих органов. А также в организациях, занимающихся оптовой продажей медицинских препаратов.

Учитель химии

Учитель химии осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподавания учебного предмета «химия». Проводит уроки, дополнительные факультативные занятия, руководит предметными кружками. Знакомит учащихся с современными химическими производствами, основными направлениями химизации ведущих отраслей народного хозяйства, трудом работников в химическом и смежном производствах.

Составляет тематический план работы по предмету, обеспечивает выполнение учебной программы. Участвует в методической работе, использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения. Анализирует успеваемость учащихся, обеспечивает соблюдение учебной дисциплины. Формирует умения и навыки самостоятельной работы школьников, стимулирует их познавательную активность и учебную мотивацию. Добивается прочного и глубокого усвоения знаний по предмету, умения применять знания на практике.

Возможно, именно сейчас вы решаете, стоит ли связывать с химией свою судьбу, есть ли у вас способности, которые позволили бы сделать в этой области блестящую карьеру. Академик Д. А. Эпштейн утверждал, что эти способности складываются из двух основных составляющих: «химическая голова» и «химические руки».

Как это понимать? Можно сказать, что у человека «химическая голова», если ему свойственны хорошее логическое, ассоциативное и образное мышление, способности к абстрагированию и обобщению, терминологическая память.

Но самое главное в настоящем химике – это яркий интерес к веществам и процессам их превращений, стремление с ними работать. Особенность химического мышления заключается в образных и модельных представлениях о веществе и его превращениях на уровне микромира. А когда у человека с таким мышлением «химические руки» – аккуратные, тонко чувствующие – это прирожденный химик-синтетик или аналитик.

Екатерина ПАСТУШКОВА

Каждый человек мечтает выбрать профессию, которая бы не только была всегда востребованной, а значит и высокооплачиваемой, но и приносила пользу обществу. Одной из таких профессий несомненно является профессия биолога. Именно эти специалисты изучают все, что связано с живыми организмами на нашей планете. Именно от их профессионализма во многом зависит наше здоровье, развитие и будущее. Поэтому неудивительно, что профессия биолога занимает второе место в мире по популярности.

Каждый человек мечтает выбрать профессию, которая бы не только была всегда востребованной, а значит и высокооплачиваемой, но и приносила пользу обществу. Одной из таких профессий несомненно является профессия биолога . Именно эти специалисты изучают все, что связано с живыми организмами на нашей планете. Именно от их профессионализма во многом зависит наше здоровье, развитие и будущее. Поэтому неудивительно, что профессия биолога занимает второе место в мире по популярности.

Правда, получить эту нужную и перспективную профессию могут, к сожалению, далеко не все, поскольку она выдвигает ряд требований, соответствовать которым могут только люди с определенными наклонностями и складом характера. А вот в чем заключается особенность этой профессии, Вы узнаете из нашей статьи.

Кто такой биолог?


С греческого языка биология переводится как "наука о жизни" (bios – жизнь, logos – наука). Соответственно название профессии биолога говорит о том, что это специалист, изучающий аспекты жизни всех живых организмов на планете Земля. То есть, его пристальное внимание привлекает происхождение, эволюция, рост и развитие живых организмов, независимо от того, микроб это, растение или животное.

Официально биология была выделена в самостоятельную отрасль науки только в 19 веке. Однако ее становление относится к еще более давним временам. Известно, что уже великий Аристотель в 4 веке до н.э. сделал первые попытки упорядочить сведения о природе, выделив в ней четыре ступени: люди, животные, растения, неорганический мир.

Сегодня профессия биолога объединяет специалистов самой разной специализации, каждый из которых занимается изучением только определенного класса представителей живых организмов. Например, анатомы и физиологи изучают строение и особенности жизнедеятельности человека, зоологи специализируется на анатомии и физиологии животных, а ботаник занимается растительным миром. И это далеко не полный перечень специализации биолога. Существуют и такие современные направления, как генетика, микробиология, биотехнология, эмбриология, селекция, биофизика, биохимия, вирусология и т.д.

Но в любом случае, какую бы специализацию не выбрал биолог , его обязанности практически полностью идентичны. В обязанности любого биолога входит: изучение, систематизация, исследование общих свойств и закономерностей развития той или иной группы живых организмов, проведение исследований в лабораторных условиях, анализ полученных результатов и выдача практических рекомендаций по улучшению условий в рамках его специализации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать биолог?


Не сложно догадаться, что биолог, прежде всего, должен любить природу и интересоваться появлением и развитием жизни на Земле. Кроме того, настоящий биолог отличается:

  • аналитическим и логическим складом мышления;
  • любознательностью и терпеливостью;
  • аккуратностью и внимательностью;
  • наблюдательностью и богатым воображением;
  • хорошо развитой образной зрительной памятью;
  • усидчивостью и способностью к концентрации внимания;
  • ответственностью и честностью.

Необходимо отметить, что поскольку работа биолога предполагает участие в лабораторных исследованиях, в которых достаточно часто используется различные химические препараты, специалист не должен иметь склонности к аллергии.

Преимущества профессии биолога

Как уже говорилось выше, биология является активно развивающейся отраслью науки, открывающей перед специалистами огромные перспективы для карьерного роста и самореализации. Еще одним несомненным преимуществом профессии биолога является востребованность. По мнению экспертов рынка труда, эта профессия в ближайшие годы может стать одной из самых востребованных и высокооплачиваемых.

Немаловажным преимуществом этой профессии также является большое разнообразие учреждений и организаций, в которых можно проявить свой талант и профессиональные навыки. Сегодня биологов с радостью принимают на работу в лаборатории при НИИ, природоохранные организации, заповедники, ботанические и экологические сады, исследовательские институты, экологические организации, отрасли сельского хозяйства и сферы образования (школы, колледжи, ВУЗы).

Недостатки профессии биолога


Несмотря на то, что биология является одной из самых востребованных отраслей науки в мире, в России эта сфера деятельности находится еще только на стадии становления, поэтому зарплата у биологов невысока. Особенно, если они работают в государственных учреждения (например, в лабораториях при НИИ или школах).

Работа "практикующего" биолога (специалиста, который занимается изучением живых организмов в условиях их естественной среды обитания) предусматривает частые командировки. Этих специалистов можно встретить везде: и в пустыне, и в тундре, и высоко в горах, и в поле и на опытной сельскохозяйственной станции. Естественно не всегда можно проводить исследования в комфортных условиях, поэтому будущие биологи должны быть готовы к жизни в спартанских условиях.

Для успешного трудоустройства молодым специалистам, чаще всего, одной теоретической подготовки недостаточно. Поэтому студентам-биологам необходимо заранее позаботится о практическом опыте работы (то есть, еще в процессе обучения искать работу по специальности, максимально приближенной к будущей профессии).

Где можно получить профессию биолога?

Получить профессию биолога в России сегодня очень легко, поскольку практически в каждом медицинском ВУЗе имеются профильные факультеты (биологический, биоинженерный, агрономический и т.д.). Поэтому выбор того или иного университета зависит исключительно от личных интересов и возможностей. Естественно, среди ВУЗов имеют и несомненные лидеры, выпускники биологических факультетов которых получают высокооплачиваемую работу намного чаще, чем выпускники других учебных заведений. Поэтому если Вы заинтересованы в успешном трудоустройстве, то рекомендуем Вам, прежде всего, попытаться стать студентом таких ВУЗов, как:

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова - биологический факультет;
  • Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева – факультеты: агрономический, почвоведения, зооинженерный, агрохимии и экологии, садоводства и овощеводства;
  • Санкт-Петербургский государственный университет – биолого-почвенный факультет;
  • Московский государственный университет прикладной биотехнологии – факультеты: автоматизация биотехнических систем и пищевая биотехнология;
  • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий им. К.И. Скрябина – факультеты: зоотехнологий и агробизнеса, ветеринарно-биологический.