Управление эмоциями: советы от психолога. Как научиться сдерживать эмоции - советы психолога, практические рекомендации

ТОП лучших советов, которые помогут контролировать эмоции двумя щелчками пальцев. Бери на вооружение!

Какие только чувства мы не переживаем каждый день: радость, грусть, злость, нежность, недоверие, восхищение, зависть и многое другое.

И если ощущениями со знаком плюс нужно наслаждаться как можно дольше, то негативных гостей стоит выпроваживать как можно быстрее.

А еще лучше и вовсе не впускать их в свое сердце.

В этом вам поможет статья, управление эмоциями .

Поверьте, не так уж сложно укротить свои чувства, сделать так, чтобы не они руководили вами, а вы – ими.

А нужно ли контролировать эмоции?

Вы наверняка знаете, что все люди делятся на психотипы.

И, если, к примеру, экстроверты моментально обрушивают свои эмоции на другого человека, действуя абсолютно необдуманно и часто во вред себе, то интроверты остаются закрытой книгой, пряча все чувства внутри.

Часто люди даже не желают учиться или усмирять зависть, или контролировать злость, или гасить тревожность, списывая все на: «Смиритесь! Такой уж у меня характер!».

Естественно, обвинить в своих проблемах и трудностях врожденные данные гораздо проще, чем пройти курс: «Как управлять эмоциями » и приложить небольшие усилия.

Не стоит недооценивать разрушающую силу негативных чувств.

Психологи уже давно описали, в чем их опасность для человека:

    От простого возбуждения до состояния аффекта не такой уж большой путь, как вам может показаться на первый взгляд.

    Подумаешь, разозлились вы на мужа, который в очередной раз зашвырнул свои носки не в корзину для грязного белья, а под кровать. Накрутили себя и побежали выяснять отношения.

    А муж вместо стандартного: «Извини!» буркнул что-то типа: «Возьми и сама убери, мне они не мешают».

    Хорошо если все выльется в банальную ссору, а не закончится криминалом.

    Большинство бытовых преступлений происходит из-за мелочей.

    Неумение контролировать эмоции приведет к проблемам с окружающими.

    Даже если вас очень любят ваши родители, друзья, муж/жена, коллеги, то рано или поздно они устанут от вашей неуравновешенности, а значит, вы рискуете .

    Если вы не смогли сразу совладать с негативной эмоцией и носили ее некоторое время в себе, то она оставила свой след.

    С каждым новым негативом след начнет увеличиваться, и вскоре вы будете окружены отрицательной энергией, а эта гадость, как известно, еще никому ничего доброго не принесла.

    Неумение контролировать эмоции – один из признаков психических нарушений человека.

    Да-да, как бы страшно это не звучало.

    Одно дело, если вы раз вспылили, а совсем другое – если любая мелочь провоцирует вас на всплеск.

    В этом случае лучше показаться специалисту.

    Начальники опасаются людей, которые слишком бурно выражают свои чувства, причем не только негативные, но и позитивные.

    Никто не доверит управление компанией или ведение важного контракта неуравновешенному типу, а значит – о хорошей карьере можно забыть.

Как контролировать эмоции?

Когда тебе плохо, забываешь обо всём… А когда тебе хорошо - тем более… Мы вообще стали какими-то удивительно нечуткими. И безэмоциональными. Пробудить в нас чувства может только трагедия, катастрофа - и то не всегда. А когда всё хорошо, мы просто не замечаем этого, не радуемся тому, что имеем… Нам просто некогда это заметить.
Олег Рой. Дочки-матери, или каникулы в Атяшево.

    Если вам наступили на ногу в общественном транспорте, нахамили в магазине, грубо ответила коллега и т.д., не давайте волю своему первому побуждению: ринуться в бой.

    Медленно сосчитайте в уме до 10, после «десять» вам уже не захочется грубить или скандалить.

    Каждый раз, отправляясь за покупками на рынок, вы приходите оттуда раздраженная, потому что опять поскандалили с кем-нибудь из продавцов?

    Покупайте продукты в супермаркете, через интернет-магазин, попросите мужа или маму взять на себя эту неприятную для вас обязанность.

    Возникшую эмоцию.

    Представьте зарождающийся в вас гнев в виде огня, а затем вообразите, как мощная волна обрушивается на него, не оставляя даже уголька.

    Делайте такое упражнение регулярно и «тушить» негативные эмоции будет с каждым разом все проще.

    Научитесь жалеть того, кто вызвал у вас негативные эмоции.

    Ну, только посмотрите на свою начальницу, что регулярно выводит вас из себя.

    Больная старая женщина, без мужа, без семьи, цепляется за эту работу, потому что дома ее никто, кроме котов, не ждет.

    Да ее единственная радость – спровоцировать вас на гнев. Так почему бы не лишить ее последней отрады?

    Правильно выходите с конфликтов.

    В маршрутке вас толкнула женщина и вместо того, чтобы извиниться, сказала что-то грубое.

    Наплюйте!

    Через две остановки вы выйдете и больше никогда не увидите эту хамку, а она так и останется толстой необразованной бабой с кучей г…..

Правильное управление эмоциями – выплескивайте эту гадость!


Даже если вы научитесь великолепно управлять своими чувствами, то жизнь все равно будет подбрасывать вам ситуации, совладать с которыми достаточно трудно.

Особенно глубоко ранит незаслуженная обида.

Иногда никак не получается простить и выбросить ее из сердца.

Избавиться от особенно настырных эмоций можно при помощи:

как можно контролировать свои эмоции.

Конечно, контролировать эмоции гораздо труднее, чем выплескивать их на окружающих.

Вы вполне можете не заморачиваться и на любой безобидный комментарий устраивать грандиозный скандал.

Вот только, если через пяток лет вы очнетесь в каком-нибудь прелестном заведении с решетками на окнах без друзей и семьи, не говорите, что я вас не предупреждала.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Управление эмоциями — это необходимый навык для каждого цивилизованного человека. Некоторые, сталкиваясь с разрушительным эффектом эмоций в конфликтах, считают их злом, стремятся подавлять, жестко контролировать их, и даже вовсе от эмоциональности избавиться. Достигли ли они успеха? Нет, этот путь может только привести к неврозу, сделав эмоциональные реакции неадекватными реальной ситуации. Правильным будет принимать эмоциональные реакции как неотъемлемое психическое явление, не окрашивая их в негативные тона как нечто изначально плохое или вредное.

Важность способности управлять эмоциями объясняется тем, что их легко стимулировать, эмоции имеют влияние на множество процессов, как в личной, так и межличностной реальности каждого, легко включаются и активируют наши модели поведения. Под управлением эмоциями иногда ошибочно опять же понимают подавление, однако этот способ обработки эмоциональных реакций при злоупотреблении не лишь неэффективен, а и крайне вреден.

Управление эмоциями включает в себя умение задействовать их, задать им направление — например, воодушевить себя и других к деятельности. И сегодня перед нами уже более актуальным явился вопрос не «как избавиться от эмоций», а «как отпустить свои эмоции». Мы научились подавлять себя и потеряли способность естественного самовыражения, грубо обрезая реакции вместо того, чтобы грамотно преобразовать их, направить, словно реку в иное русло, сублимировать. Подавленные реакции есть частая причина не лишь психических проблем человека, а и многих заболеваний, психосоматически тесно связанных с переживаниями.

Управление эмоциями — психология

Навык управления над нужен абсолютно всем людям. Эмоциональные реакции необходимы, чтобы мы приспособились к окружающему миру, и когда мы умеем управлять эмоциями — происходит лучше, мы становимся счастливее и успешнее. Система эмоциональных реакций — сложный механизм, и как в каждом сложном механизме в нем могут происходить сбои. и бессознательные установки вмешиваются в эмоциональную реальность и порождают и с окружающими людьми.

Эмоции несут в себе информацию, ими наполнена жизнь любого коллектива, и — это умение разобраться в этой информации. И да, эмоции можно игнорировать, но они не исчезнут от этого, посему важно научиться разумно управлять ими. Различные эмоциональные реакции дают возможность нам переживать полноту жизни. Вспомните насыщенный день, в который вы имели возможность испытать всю гамму переживаний. Наверняка в этот день вы были активны, имели сильную , участвовали во многих событиях. И напротив, безэмоциональный день перед телевизором, когда в скуке вы переключали каналы, и ничто не находило отклика в душе — делал жизни серым и бессмысленным, к вечеру наступала , ничего не хотелось делать.

Чем больше эмоций — тем жизнь ярче, и поэтому постоянно люди находятся в поиске положительных переживаний, стараются насытить ими жизнь: с помощью общения, фильмов, музыки, поездок, иногда даже экстремальных поступков, а в крайних случаях и через алкоголь или наркотики. Также эмоции позволяют реагировать не в момент происшествий, а задолго до них, и реагировать более сложно. Предположим, мы нарушили правила движения, работник ДПС отнял права. Через месяц их вернули, однако теперь каждый раз, выезжая на дорогу, мы боимся ДПС. Иногда такая осторожность уместна, иногда нет — и тогда систему эмоций нужно корректировать. Каждый имеет личный набор состояний, который обеспечивает и поддерживает соответствующий образ жизни, становится незаменимым помощником в движении к успеху или, напротив, регулярно ведет к поражениям.

Для контроля над эмоциональными реакциями нужно быть открытым к своим эмоциям и состояниям других людей, быть готовыми принять их. А также уметь воздействовать на себя и на других, чтобы задействовать эмоциональный потенциал. Когда у человека появляется эмоция — мышцы начинают работать. Например, ожидая что-то важное или страшное — буквально не может сидеть на месте, ходит, постоянно что-то трогает и крутит в руках. Также эмоции химически обеспечиваются выбросами гормонов, и чем сильнее этот выброс — тем более мощна эмоция, и тем сложнее ею становится управлять. Однако эмоции, даже негативные — всегда энергия, которая при направлении в правильное русло помогает достигать высоких результатов.

Как управлять чувствами и эмоциями?

Каждый человек способен выдержать только определенный уровень эмоционального напряжения. При превышении нагрузки практически любой начинает себя неадекватно вести, что проявляется в к окружающим и . А длительное нахождение в эмоциональном напряжении приводит и к психосоматическим нарушениям.

Станиславский при обучении молодых актеров использовал интересный прием для иллюстрации влияния эмоциональной загруженности на психологическое состояние человека. Он предлагал поднять рояль нескольким молодым людям, что было не сложно. Однако его нужно было продолжать держать, через 5 минут состояние их менялось. И Станиславский просил их, держа рояль, начать рассказ о своей мечте. Надо ли говорить, что этот рассказ был предельно сух и не содержателен. А затем он предлагал опустить рояль, и актер раскрывался. Такие же эмоциональные «рояли» многие люди держат в себе, а часто даже несколько. Что не дает шанс им жить полной жизнью.

Каждый хочет быть счастливым, и это толкает его на действия, поиск способов получать удовольствие от жизни. Человек приходит к пониманию, что именно от его эмоциональных реакций и умения изменять их зависит его счастье. Даже сталкиваясь с негативными моментами, овладев контролем над эмоциями, каждый может преобразовывать свои реакции, а как результат — и поступки. Во время личность не может достигнуть желаемого, поэтому улучшение личного психоэмоционального состояния, повышение энергетического тонуса помогают достигать успеха. Даже если не получается изменить эмоции — человек может научиться выходить из этого состояния, при этом владея собой.

В коллективе особенно ценно понимать эмоции и чувства друзей, коллег. Любая группа в социуме, даже семья, периодически входит в состояние , вызванного различными эмоциональными состояниями, мотивацией, противонаправленными интересами ее членов. И управление эмоциями в конфликте дает шанс не только разрешить разразившийся спор, но и устранить конфликт в самом его зародыше.

Как управлять эмоциями и чувствами? Эмоциональными реакциями хорошо управляют те, кто знает техники управления эмоциями, а также имеет высокий уровень , который сегодня признан важной составляющей успеха и эффективности наряду с умственным . Чтобы повысить этот вид интеллекта, нужно научиться понимать собственные эмоции, различать их, отслеживать их сигналы в теле, принимать их и уметь анализировать, как реакции воздействуют на поведение, осознавать стратегии поведения и выбирать подходящую ситуацию. В контакте с людьми высокий EQ проявляется в том, что его обладатель может быть без открыт перед ними, проявлять сговорчивость и , умеет хорошо различать чувства других по внешним проявлениям: движениям тела, выбираемым позам, мимике, интонациям. Эмоционально грамотный человек задается вопросом об эффективности своего влияния и своем умении открыто выражать собственные эмоции, постоянно тренируется в этих навыках.

Если вы пожелали научиться управлять эмоциями, задались вопросом об уровне своей эмоциональной грамотности — пройдите методику на измерение эмоционального интеллекта. По ее результатам вы сможете оценить над чем нужно работать и планировать дальнейшее развитие каждой из составляющих эмоциональной грамотности: , самоуправления, социальной осознанности и управления отношениями.

Также для самой возможности управлять эмоциями, сначала нужно снизить уровень стресса, который забирает энергию, а при длительном воздействии и истощает нервную систему, делая невозможным изменения в — на них не хватает сил. Определите источник стресса и самостоятельно или с помощью специалиста постарайтесь справиться с ним. Простой житейский совет относиться к происходящему проще помогает сохранять оптимизм, который способствует душевному благополучию и расположению других людей.

Способы управления эмоциями

Способы управления эмоциями раскрываются в разных подходах психотерапии: , гуманистическом, и других. Причем когнитивно-поведенческая психотерапия считается самой результативной в коротком периоде, что подтверждено предпочтением, которое отдают ей государственные учреждения, страховые компании.

Павловым выведена и сейчас активно используется формула эмоционального реагирования: S → K → R = C , где S — активирующая ситуация, K — когнитивная оценка ситуации, R — реакция, C — последствия ситуации. Например, вы приобрели дорогой билет на самолет, но опоздали на него (S) и вините в этом медлительность водителя такси (K), в связи с чем испытываете злость и досаду (R), в результате зарекаетесь больше не ездить на такси или автоматически агрессивно реагируете на все последующие поездки (C). Но что если вы узнаете — самолет разбился? В таком случае вы подумаете, что как прекрасно, что водитель опоздал (K), и последующая эмоциональная реакция (R) будет иной, а в связи с ней и последствия ситуации (C). Из этого исходит, что для изменения эмоций нужно контролировать именно свою когнитивную оценку происходящего, ту мысль, что молниеносно приходит перед эмоцией и даже не всегда осознается, не пересматривается, но запускает эмоциональную реакцию. Действительно, как в пословице: «Мысль, прилетевшая как голубь — правит миром».

Наши глубинные убеждения сопровождаются привычными способами реагирования — стратегиями поведения, а они являются источниками таких автоматических когниций — наших мгновенных и часто неосознаваемых трактовок происходящего. Чтобы изменить эмоцию — нужно проанализировать ситуацию и сделать перетрактовку, что повлечет за собой другую эмоцию и, соответственно, другой исход. Например, вы за рулем, вас «подрезали». Если дать ход наиболее распространенной в ситуациях на дороге мысли, что другой водитель крайне глуп и груб, то соответствующей реакцией будет агрессия. Но когнитивно-поведенческий подход предлагает не следовать автоматизмам, а самостоятельно найти альтернативную трактовку ситуации, чтобы не выходить из себя: подумать, что тот водитель, может быть, оказался впервые после обучения за рулем, у него случилось несчастье, он торопится в больницу. Тогда вы скорее испытаете сопереживание или как минимум солидарность с ним.

Практически во всех психологических подходах контролю над мыслями и установками уделяют большое внимание. Чтобы повысить осознанность — возьмите паузу, поразмыслите над тем, что вызвало нежелательную реакцию. Для этого полностью осознайте и примите текущее состояние, затем постарайтесь дать адекватную оценку вашим реакциям, мысленно вернитесь в предыдущее состояние и найдите ресурсную реакцию, войдите в выбранное состояние и мысленно внесите его в текущее. Выполнив эту технику, например, вы сможете из эмоции неконтролируемого гнева перейти в спокойное мета-состояние, в нем вы сможете использовать энергию гнева по выбранному вами назначению.

За техниками повышения осознанности по популярности следуют техники управления эмоциями через тело, так как телесные состояния тесно связаны с эмоциями и сознанием.

Этот подход через тело начать управление эмоциями упражнения предлагает такие: глубокое дыхание, мышечная разрядка. Еще управление эмоциями упражнения могут быть через воображение или на внешнем уровне: представить желательную картинку, нарисовать эмоцию на бумаге и сжечь ее.

Ключевую роль в эффективном самоуправлении играет осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Человек, сделавший главный жиз­ненный выбор, в значительной мере предрешил все даль­нейшие решения и тем самым избавил себя от коле­баний и страхов. Его жизнь свободнее, проще, он эко­номит душевные силы. Попадая в трудную ситуацию, он соотносит ее значение с главными жизненными ценнос­тями, и своевременность подобного взвешивания норма­лизует его состояние. В этом случае критическая ситуация рассматривается не в сравнении с другим событием, а оценивается на фоне общей перспективы, например всей жизни человека или всего человечества.

Волнение перед действием, т. е. эмоционально окра­шенное отношение к делу способствует его результатив­ности. По закону Иоркса - Додсона, деятельность не достигает успеха, когда человек чего-то совсем не хочет, либо когда он хочет этого чрезмерно. Не испытывая «предстартового» волнения перед важным делом, нельзя полностью реализовать свои возможности, поскольку именно оно способствует общему подъему настроения и боевому духу. Однако избыточная мотивация вызывает волнение. При слишком сильной заинтересованности в ре­зультатах человеку трудно отвлечься и думать о чем-либо другом. От этого он испытывает волнение и тревогу, кото­рые могут выражаться в излишнем возбуждении и не­приятных вегетативных реакциях.

Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для исключения физиологических и психических не­благоприятных последствий перевозбуждения желательно несколько ослабить мотивацию. С этой целью можно поступать по-разному. Например, снять эмоциональную напряженность помогают произвольное перенесение вни­мания, концентрация его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задачи и так­тических приемах. Активная и осознанная деятельность человека по переработке информации препятствует фикса­ции его внимания на собственных переживаниях. Так, если человек не уверен в себе и, чрезмерно волнуясь, не может включиться в работу продуктивно, полезно посоветоваться с ним по важному для вас вопросу и попросить его помощи. Пытаясь помочь вам, он забудет о собственной неуверенности и преодолеет свои труд­ности.

Для создания оптимального эмоционального состояния прежде всего нужна правильная оценка значимости со­бытия, поскольку на человека воздействует не столько интенсивность и длительность реальных событий, сколько их индивидуальная ценность. Если событие рассматри­вается как чрезвычайное, то даже фактор малой интен­сивности может вызвать дезадаптацию организма в весьма короткий срок. Необходимо иметь в виду, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оцени­вает ситуацию: хороший прогноз становится еще более оптимистичным (головокружение от успехов), а плохой - еще более мрачным.

Только достаточная информированность позволяет правильно определить личную значимость события, поэто­му эффективным средством сдержанности является пред­видение. Чем большим объемом информации по волнующе­му вас вопросу вы владеете, тем меньше вероятность эмоционального срыва. Отсюда следует, что всеми силами надо увеличивать объем сведений о волнующей вас проблеме. Информированность должна быть разноплановой. Полезно заранее подготовить отступные стра­тегии - это снижает излишнее возбуждение и делает бо­лее вероятным успех решения задачи на генеральном на­правлении. Запасные стратегии уменьшают страх получить неблагоприятное решение и тем способствуют созданию оптимального фона для решения задачи. При некоторых обстоятельствах, когда продолжение усилий превращается в бессмысленные попытки «прошибить стену лбом», чело­веку полезно временно отказаться от усилий по немед­ленному достижению цели, смириться с неизбежным, осо­знать реальную ситуацию и свое поражение. Тогда он сможет сберечь силы для новой попытки при более благо­приятной обстановке.

В случае поражения можно произвести общую пере­оценку значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось». Понижение субъективной значимости события помогает отойти на заранее подготовленные позиции и го­товиться к следующему штурму без значительных потерь здоровья. Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне силы, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне мужество, чтобы смириться с тем, чего я не могу сде­лать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от дру­гого» .

Попытки повлиять на очень взволнованного человека при помощи уговоров, как правило, оказываются безус­пешными. Их тщетность обусловлена тем, что из всей информации, сообщаемой волнующемуся собеседнику, он выбирает, воспринимает, запоминает и учитывает только то, что соответствует его доминирующему эмоциональному состоянию. Поэтому стремление успокоить человека, убеждая его, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, что предмет любви не заслуживает испытываемых к нему чувств, могут вызвать у него лишь обиду и представление, что его не понимают. Когда

человек находится в состоянии сильного возбуждения, следует помочь ему разрядить эмоцию. Не надо пере­бивать раздраженного человека, лучше дать ему выговориться до конца, иначе он повысит голос, станет грубить, «сорвется». Когда человек выговорится, его воз­буждение снижается, и в этот момент появляется воз­можность управлять им, разъяснять ему что-либо. Он становится доступным, уже слышит не только себя, мо­жет осознать свои ошибки и принять правильное ре­шение. Физиологическую основу временной невосприимчи­вости к контраргументации при перевозбуждении состав­ляет доминантный очаг возбуждения в коре мозга, кото­рый обладает способностью тормозить все остальные очаги и тем самым делает человека глухим ко всему, что не соответствует его настроению.

Никто не застрахован от несчастных случаев, невос­полнимых потерь, трудно разрешимых ситуаций. И здесь целесообразно не ограничиваться переживанием, не кон­центрироваться на нем, не уступать депрессии и без­различию, а действовать, искать выход, пробовать все новые и новые варианты. Человек, живущий с надеждой на будущее, легче переносит страдания в настоящем. Любое изменение направления мыслей отвлекает человека от причины душевного потрясения и тем способствует выходу из прострации и поиску путей к новым целям. Перенести горе помогает исполнение соответствующих обычаев и ритуалов, стереотипные формы поведения также уменьшают эмоциональную нагрузку. Человека в несча­стье, потерявшего стимулы к жизни, следует побуждать к любой деятельности, пусть даже не очень целесооб­разной.

Неблагоприятное воздействие моральных перегрузок усиливается при физических «недогрузках». Чем более напряженным был день, тем большую нагрузку желатель­но дать себе по его окончании. Если уменьшение нервных нагрузок не всегда зависит от нас (хотя во многом и это дело управляемое), то физические нагрузки регу­лируются нами всецело, поэтому полезно, как учил И. П. Павлов, «страсть вогнать в мышцы» .

Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет что-либо. Для того чтобы быстрее норма­лизовать свое состояние после неприятностей, полезно

дать себе усиленную физическую нагрузку: наколоть дров, пойти домой пешком и т. д. Например, при ожидании экзамена или очень важной встречи легче переносить внутреннее напряжение, если просто прохаживаться туда и обратно, чем сидя в полной неподвижности. Непроиз­вольное сокращение отдельных мышц (тик), возникающее у многих в момент волнения, является рефлекторно укре­пившейся формой разрядки эмоционального напряжения. Как только человек начинает двигаться, волнение умень­шается.

Тяжелую утрату ничем нельзя восполнить. Для того чтобы помочь человеку пережить ее, следует способство­вать формированию у него новой доминанты. Новый доминантный центр возбуждения в коре головного мозга может подавить или хотя бы ослабить очаг возбуждения, связанный с психической травмой. Одна из важных особенностей доминантных процессов состоит в том, что при одновременном существовании двух доминантных оча­гов происходит взаимное ослабление их силы. Известны случаи, когда человек, у которого был невроз вследствие внутреннего конфликта, внезапно выздоравливал, оказав­шись перед лицом реальной физической угрозы или узнав, что угроза нависла над близким ему человеком. Для управления своими чувствами и чувствами других людей целесообразно пользоваться обходными маневрами, само­отвлечением и переключением на другие цели. Так, пере­живание неудачи в личной жизни может быть ослаблено общественной работой, художественной или научной дея­тельностью. В основе переключения лежит активное созда­ние новой доминанты, в результате ее усиления создается субъективная возможность отвлечения внимания.

Кроме физического движения, переключения есть и другие способы понизить напряжение, например посове­товаться, просто выговориться другу, послушать музыку или даже выплакаться. Какими бы горькими ни были слезы, они способствуют разрядке отрицательных эмо­ций - после них на душе светлее. «Слеза всегда смы­вает что-то и утешение несет»,- писал В. Гюго. У героя рассказа А. П. Чехова «Тоска» - извозчика - умер сын. Старик хочет отвести душу, рассказать кому-нибудь о своем горе. Но никто не хочет его слушать. Вечером он кормит лошадь и наконец-то изливает ей исстрадав­шуюся душу. Как только старик поделился своим горем,

ему сразу стало легче . «Сказал и тем душу облег­чил»,- гласит латинское изречение. Способ разрядки эмо­ционального напряжения может быть связан и с напи­санием писем, стихов, рассказов. Такая форма снятия напряжения особенно удобна для людей замкнутых и скрытных. «Эмоциональным клапаном» может служить и музыка. Она же может быть и «допингом», восполняю­щим эмоциональную недостаточность. Именно эти особен­ности позволяют рассматривать воздействие музыки как одно из полезных профилактических средств оптимизации эмоционального фона. Музыкальной терапией занимались врачи древности, в том числе Гиппократ. В ряде стран созданы общества музыкальной терапии и лечебной му­зыки . Полезно послушать музыку в тяжелую ми­нуту, она просветляет печаль, снимает усталость.

Тот, кто может заставить себя улыбнуться в тяжелый момент, получит некоторое облегчение. Удерживаемая на лице улыбка улучшает настроение в связи с глубокой связью между мимическими и телесными реакциями и пе­реживаемыми эмоциями. Действительно, улыбка способ­ствует повышению количества артериальной крови, проте­кающей через мозг, т. е. снабжению мозга кислородом. Смех также может служить средством разрядки эмо­ционального напряжения. Общий эффект умеренного сме­ха в том, что мозг более интенсивно освобождается от продуктов обмена и поэтому возникает ощущение освеженности.

Для экстренного снятия напряжения может быть также использовано общее расслабление мускулатуры. При бес­покойстве, волнении, раздражении мышечный тонус по­вышен, тогда как в состоянии душевного покоя мышцы расслаблены. Мышечное расслабление несовместимо с ощущением беспокойства. Известно, что многие испы­тывают скованность в незнакомой обстановке и сжимают кулаки при гневе. При страхе повышается тонус мышц, связанных с артикуляцией (у человека может измениться голос), а также затылочных мышц, гнев и враждебность приводят к увеличению напряжения мышц головы и шеи. Этим часто объясняются приступы головной боли у лиц, испытывающих бурные, но внешне не выраженные чувства злости, обиды. Методы релаксации полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут, привести себя в спокойное состоя­ние. Расслабление составляет элемент аутогенной трени­ровки, которая рекомендуется для устранения эмоциональ­ной напряженности, чувства тревоги.

Эмоциями можно управлять и путем регуляции внеш­него их проявления. Вот характерный пример. 45 студенток подвергались в эксперименте несильному электрошоку. Половину девушек просили при этом изображать спокойс­твие, а другую половину - страх. Болевая чувствитель­ность у всех измерялась объективными методами и по самоотчетам. Выяснилось, что девушки, изображавшие спокойствие, объективно значительно легче перенесли электрошок, чем те, кто изображал страх, и чем кон­трольная группа - те, которые ничего не изобража­ли . Если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать.

Призыв «беречь здоровье», избегая отрицательных эмоций, не только неприемлем этически, как призыв к равнодушию и социальной пассивности, но не имеет оснований и с чисто медицинской точки зрения. Важно иметь в виду, что особо вредоносными оказываются не активные реакции, направленные на удаление или ослаб­ление воздействия, с характерными для них симптомати­ческими сдвигами, а пассивно-оборонительные, направ­ленные на пережидание трудностей и порождающие напряженность, чувство тревоги. Они усиливают патоло­гические проявления, такие, как инфаркт, повышение дав­ления, язву желудка, злокачественную опухоль. Пассив­ность проявляется в чувстве безнадежности, беспер­спективности. Активные реакции, напротив, замещают развитие патологических состояний и уменьшают их вы­раженность. Активность может проявиться и в виде реаль­ных поступков, и в форме построения планов, и даже в фантазиях.

Снятие ощущения безысходности путем прояснения травмирующей ситуации, появление сведений о способах преодоления трудностей облегчают переход человека к ак­тивному реагированию. Кроме того, полезно иметь в виду, что воздействия малой интенсивности, не способные вы­звать стрессового состояния, повышают устойчивость ор­ганизма к действию аналогичных, но более мощных воз­действий. Когда человек в прошлом благополучно справ­лялся с напряженными ситуациями, то у него вырабаты­ваются оптимистические оценки возможности преодоления и вновь возникшей трудности. Бесстрашие и эффективное поведение даже в ситуации тяжелого стресса может быть обусловлено прецедентами успешного овладения своими эмоциональными реакциями в подобных обстоятельствах. Когда исходы предыдущих стрессов имели неблагоприят­ный характер, накапливается негативный опыт, что приво­дит к повышенной тревожности в новой ситуации напря­женности. В таком случае имеет место широкая генерали­зация, не связанное с реальной ситуацией включение нейтральных факторов в множество тех, которые человек рассматривает как стрессовые. Вследствие этого количест­во травмирующих обстоятельств неоправданно рас­ширяется.

Как усилить эмоции? (Это необходимо в тех случаях, когда теряется работоспособность и ослабляются творчес­кие возможности.) Усилить эмоции можно либо путем уяс­нения дефицита информации, необходимой для достиже­ния поставленной цели при фиксированном уровне потреб­ности, либо путем усиления потребности. Слишком близкая и доступная цель по достижении ее делает даль­нейшие усилия ненужными и может привести к разоча­рованию и пассивности. Ничто так не способствует воз­буждению эмоции, как значительная цель, достижение ко­торой стало органической потребностью человека. Именно значительная, а не любая цель делает устойчивым и пси­хическое и физическое здоровье человека. Еще Н. А. Ре­рих писал: «Не стройте маленьких планов, они не обладают волшебным свойством волновать кровь». Важно, поставив манящую цель и преодолев трудности, не только достичь ее, но и отметить этот успех яркими положительными эмоциями. Переживания успешности и полезности своих усилий делают человека устойчивее по отношению к по­следующим нагрузкам. Цель организует деятельность, а цель значительная создает повышенный эмоциональный фон и способствует высокой работоспособности и сопро­тивляемости организма до момента ее достижения. Но снятие защитного поля цели может привести к падению сопротивляемости и к заболеванию при любых, даже ма­лых нагрузках и огорчениях. Поэтому, если после дости­жения очередной цели человек своевременно переключает­ся на другую, вероятность спада работоспособности снижается.

Коллективное сопереживание также усиливает эмоции. Эмоции заразительны. Улыбка одного человека всегда

служит сильным психическим стимулом для того, кому она адресована.

Необходимо остановиться на таком важном способе снятия психического напряжения и эмоциональной разряд­ки, как активизация чувства юмора. Как считал С. Л. Ру­бинштейн , суть чувства юмора не в том, чтобы видеть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспринимать как комическое то, что претендует быть серьезным. При этом подразумевается способность отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному серьезного внимания. В этом контексте полезно подчеркнуть, что юмор отражает переоценку собы­тий. Почему возможность улыбнуться или даже рассмеять­ся в трудной ситуации разряжает напряженность? Дело в том, что смех несовместим с повышенной чувстви­тельностью и тревожностью и обычно сопровождается быстрым их падением; именно поэтому смех - хорошее лекарство прежде всего для уменьшения действия стресса. Смех способствует налаживанию контактов. По своей функциональной значимости он так могуществен, что Фрай называет его даже «стационарным бегом трусцой». Смех имеет не только сиюминутное, но и отдаленное влияние. Когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. Таким образом, благодаря своевременной переоценке значимости события ирония, юмор и даже смех могут брать на себя работу, способствующую благоприятно­му переживанию неприятностей. Однако всякая пере­оценка - это соотнесение, взвешивание некоторых цен­ностей.

Необходимую переоценку можно реализовать, если пе­ренести акценты с рассмотрения ситуации как очень значи­мой на восприятие ее как менее существенной и травми­рующей, что достигается при соотнесении ее с главными жизненными ценностями. Коль скоро человек уже опреде­лил для себя когда-то, что для него самое главное, т. е. уже выбрал свой путь, то тем самым он определил, что другие события и ценности для него менее значимы и поэтому не стоит относиться к ним как к катастрофе. Осознание своих главных ценностей в напряженной обстановке облегчает переоценку ситуативно-травмирую­щих обстоятельств, тогда и возникает возможность отнес­тись к ним с юмором.

Работа, выполняемая вопреки желанию, с чувством ее бессмысленности, всегда скучна и тяжела, ощущение усталости наступает очень быстро, поскольку наряду с физическим усилием возникает излишняя эмоциональная мобилизация организма, связанная с понижением настро­ения. В такой ситуации даже отдых малоэффективен, так как мобилизация продолжается, поддерживая негативные чувства. У людей, которым работа не нравится, произ­водительность труда низка, даже если они стараются. Безразличие и тем более активное нерасположение к своей работе вызывает у человека отрицательные эмоции, напряжение и даже вспышки агрессивности. После нее человек не может расслабиться, позабыть пережитые неп­риятности, усталость сохраняется до утра, и усталый он снова идет на работу.

Совсем иная ситуация для того, кто любит свою работу. Он меньше устает, чаще находится в хорошем настроении, легче преодолевает трудности. Его положи­тельные эмоции заражают окружающих, распространяя жизнеутверждающую атмосферу. Любовь к своему делу у преподавателя определяется в значительной мере рас­положением к ученикам, к аудитории. Особенно важна доброжелательность к учащимся и любовь к ним для молодого, малоопытного преподавателя, который к тому же еще подсознательно побаивается аудитории. Он излиш­не напрягается, суетится, боится сделать ошибку, а чем сильнее он старается избежать ошибки, тем чаще их допускает: боязнь порождает напряженность, сковывает мышцы, что неизбежно выливается в целую гамму отри­цательных эмоций. В итоге преждевременная усталость, раздражение, которые, в свою очередь, ухудшают отно­шение к делу. В этом случае страх перед аудито­рией может сопровождаться ступором, оцепенением, кото­рое не только сковывает мышцы, но и парализует мыш­ление, волю. Нередко такое состояние сменяется излишне активным движением, лихорадочными попытками выхода из затруднительной ситуации. Экстремальное состояние проявляется в застывшей мимике, нервной дрожи, стес­ненном дыхании.

Как бы ни были тяжелы и неприятны внешние прояв­ления и субъективные ощущения,их можно преодолеть, только кардинально изменив отношение к своим ученикам на доброжелательное и уважительное. Если преподаватель

любит свою аудиторию, то еще готовясь к встрече с ней, он радуется ей, раскрепощается физически и духовно, его творческий потенциал повышается, и тем самым об­легчается контакт с аудиторией, которой передается его положительный настрой. При этом даже в случае нелов­кости и ошибок вместо усталости и агрессии у него появляется чувство юмора, что, в свою очередь, облег­чает переживание неудач.

Не вызывает сомнения важность поддержания здоро­вого, делового, доброжелательного климата в трудовых коллективах, так как это имеет существенное значение для эмоционального комфорта. Когда такой благоприят­ный климат изменяется при возникновении новых обстоя­тельств, могут ухудшаться взаимоотношения и возник­нуть напряженность. При этом повышается вероятность резких, нетактичных высказываний, эмоциональных взры­вов и скандалов, а это, в свою очередь, провоцирует возникновение затяжных конфликтных ситуаций. И поскольку эмоции заразительны, дурные отношения рас­пространяются как лавина. В обстановке ухудшения отношений одним из наиболее травмирующих моментов являются несправедливые оценки со стороны окружаю­щих. Здесь важно вспомнить, что растущее эмоциональ­ное напряжение сопровождается переходом к другим, чем в спокойном состоянии, способам поведения и иным принципам оценки внешних событий. Преодолевать огор­чения по поводу неблагоприятных оценок можно активно и пассивно. Если человек перестает отождествлять себя с группой, сформировавшей оценку,- это пассивный способ. Когда он ставит под сомнение и те ценности, которыми руководствовались люди, высказавшие в его адрес неблагоприятное суждение, например путем иро­нического отношения к обидчикам,- это активный способ.

Заканчивая этот раздел, еще раз обратимся к днев­никам Н. А. Рериха, который писал: «Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность. А каждое уны­ние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каж­дое прощение обиды уже будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спасешь, прика­зом не убедишь, но светлое „радуйся", истинное, как светильник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения».

Инструкция

Чтобы сдержать свои эмоции в какой-то определенной ситуации, воспользуйтесь старым методом: досчитайте до 10. Когда вы спокойны, вы склонны принимать разумные решения, не зря ведь , что гнев - плохой . Под влиянием стресса мы воспринимаем окружающий мир болезненно и в эти моменты мы очень уязвимы.

Вам поможет стремление и неповторимости. Это , что необходимо постоянно расти над собой, стремиться к . Развивайте свои лучшие качества как можно сильнее. Самосовершенствование – это долгий и кропотливый труд. Вы должны стать духовно богаче, стать интереснее не только для самого себя, но и вас . В трудную минуту это очень вам пригодиться.

Займитесь самоанализом. Это значит, что нужно объективно себя и свои действия. Будьте максимально честны перед собой. начините с малого. Если у вас есть конфликты с окружающими, то трезво оцените степень своей вины и вины оппонента. Это позволит как можно глубже заглянуть внутрь себя и собственную с различных ракурсов восприятия действительности.

Полезный совет

Как следует изучите свои сильные и слабые стороны.

Источники:

  • 37 законов управления собой

Искусство управления собой позволит вам стать уравновешенной и цельной личностью, которая смело идет по жизни и наслаждается каждым днем. Чтобы овладеть этим искусством, нужно понаблюдать за своим поведением в той или иной ситуации.

Инструкция

Получайте положительные эмоции. Возможно, вы любите смотреть фильмы, леденящие кровь. Но уже после нескольких просмотров подряд вы начнете вздрагивать от любого неожиданного звука, например, телефонного звонка. Поэтому старайтесь фокусироваться на приятных впечатлениях, улыбках и позитивном настроении. Больше общайтесь с неунывающими людьми и вскоре вы заметите, что и сами становитесь жизнерадостным человеком.

Конечно, в жизни может случиться то, что переполнит чашу терпения и заставит сильно расстроиться или разозлиться. В такие моменты держитесь подальше от близких, которых вы можете обидеть . В противном случае весь гнев выльется на невинные головы, ведь как ни сдерживай эмоции, они все равно рано или поздно дадут о себе знать. Чтобы это не произошло внезапно, позволяйте себе эмоциональную разрядку: регулярно занимайтесь спортом или любым физическим трудом, сходите на футбольный матч, где можно вдоволь «поболеть» за любимую команду, а заодно и снять напряжение.

Очень трудно контролировать себя во время конфликтных ситуаций или тогда, когда вас провоцируют на агрессивное поведение. Чтобы не превращать спор в базар, старайтесь аргументировать свои ответы и требуйте того же от собеседника. Если чувствуете, что начинаете выходить из себя, возьмите паузу, например, отпейте глоток кофе. Говорите твердо и решительно, но не срывайтесь на крик, даже если кричат на вас. В этом случае лучше воспользоваться защитной реакцией и пока продолжается столь громкий монолог представлять себе крикливого собеседника с большими ушами или клоунским носом. Это неизбежно вызовет у вас улыбку, а, значит, поможет расслабиться.

Ежедневно делайте что-то для собственного совершенствования. Девиз всех людей, которые многого добились в жизни, сформулирован очень давно и довольно прост: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Этот жизненный принцип научит вас везде успевать, быть , а также поможет очень быстро увидеть результаты собственного труда. Составляйте планы и следуйте им, не забывая оставить и место для заслуженного отдыха.

Эмоции и чувства – это реакция нервной системы на окружающую действительность, когда человек переживает горе или радость, волнение, страх, гнев, восхищение и т. п. Сила и характер эмоций зависит от состояния нервной системы человека, его культуры, темперамента, склонностей и привычек. Но каждый должен научиться сдерживать себя, уметь управлять своими эмоциями и чувствами.

Ученые считают, что эмоции и чувства человека, так же, как и мышцы, поддаются тренировке. Можно выработать чувство юмора, стать жизнерадостным, научиться доброжелательному отношению к людям, умению переключить внимание на то, что поднимает настроение, например: заняться любимым делом, поговорить с другом, послушать музыку.

Помните, что частые и длительные отрицательные эмоции и чувства, как гнев, злоба, ревность, недовольство собой, зависть и др. плохо сказываются на работе сердечно сосудистой системы, печени, желудка и других органах. Причём внутренние органы приводятся в эмоциональное возбуждение независимо от нашего желания.

ПРИМЕР: Посмотрим на бутылку вина. Вино прозрачное, но на дне осадок. Если бутылку встряхнуть, то всё вино станет мутным. То же самое происходит в нашем организме. Осадок – это наши болезни. Стресс сильно встряхивает его и поднимает все болезни. Иногда, отрицательная эмоция, длящаяся секунды, требует продолжительного лечения её последствий.

При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.
Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку — не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.
Влияние стресса: При частых и сильных стрессах нарушается обмен веществ, трудно удаляются продукты распада, которые скапливаются и отравляют его, страдают железы внутренней секреции. Например, вес щитовидной железы (25г) может снизиться до 10г, а это ухудшает самочувствие, появляется утомляемость и сонливость, ослабляется роль сознания, вследствие чего возникают конфликты, срывы.

Управление эмоциями и чувствами. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ. ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ.

Управление стрессом и поведение в стрессовых ситуациях заключается в следующих 5 правилах:

1.«СОБЕРИСЬ!». Полностью сосредоточить внимание на поставленной задаче и отключиться от всего постороннего. Это удается не всем, поэтому, сосредоточенность внимания надо тренировать. Можно при помощи часов. Зафиксировать взгляд на секундной стрелке и проследить, пока она пройдет полный круг, не отвлекаясь на постороннее.

Ежедневно прибавлять по кругу и довести до 3-5 минут. Делать это нужно в любое свободное время до 5-10 раз в день. Помогает полностью сосредоточиться на том, что предстоит сделать.

2. «ВЫКЛЮЧИСЬ». Это умение обратно предыдущему. Сконцентрировать внимание на мыслях об отдыхе, чтобы выйти из напряжения, и думать только о приятном. Можно сделать глубокие приседания, затем походить, одновременно выполняя движения руками, ногами и всем телом. Дыхание должно быть таким: короткий вдох и продолжительный полный выдох.

3. «НЕ ЗЛИСЬ». Всем известно, что многие люди, попав в неприятную ситуацию или потерпев неудачу, начинают злиться на окружающих. Однако, злость – эмоция вредная, она не позволяет сконцентрировать внимание на причинах неудач и человек видит только последствия. При этом теряет способность к здравомыслию.

4. «НА ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ И НЕУДАЧИ МОБИЛИЗУЮСЬ БЫСТРО И ПРЕДЕЛЬНО!» Очень важно научиться направлять все свои силы на преодоление трудностей или неудач, вместо того, чтобы злиться на окружающих и обвинять всех.

5. «ПРИБАВЬ В КОНЦЕ». Часто бывает, заканчивая какое-то дело, человек думает, что трудности все позади, но происходит срыв. Объясняются подобные неудачи просто. В процессе работы человек затрачивает энергию и это приводит к, часто не ощущаемому, утомлению. Ослабляется внимание и ухудшается контроль над точностью выполняемых движений – появляются ошибки. После окончания напряженной работы, выполните правило №2 «Выключись».

Рекомендуется просмотреть себя с позиции изложенных пяти правил поведения в стрессовых ситуациях, когда вам предстоит любое ответственное дело. И если где-то обнаружится слабость, принять это во внимание.

Для овладения правилами управления стрессом требуется время: кому-то несколько дней, кому-то несколько недель, а над 1 и 4 правилом нужно работать всю жизнь.

Управление эмоциями и чувствами. КАК СНЯТЬ СТРЕСС?

Есть несколько способов снятия стресса – это прием ванны, дыхательные упражнения, занятия спортом.

Снять стресс поможет — Прием ванны:

Прием теплой ванны не только доставляет удовольствие. Теплая вода способствует расслаблению мышц, улучшению кровообращения, устранению застойных явлений в организме и может успокаивать. Но нужно избегать слишком горячей воды – эффект будет противоположный. Для общего расслабления рекомендуется прием теплой ванны в течение 15 минут.

Дыхательные упражнения для снятия стресса. Глубокое дыхание:

Самым простым и эффективным способом справиться со стрессом является глубокое дыхание. При глубоком, ровном дыхании организм успокаивается и расслабляется. В стрессовых ситуациях обычно наблюдается учащенное дыхание и сердцебиение, но если человек сознательно заставляет себя дышать размеренно и глубоко, то это поможет взять под контроль эмоции и чувства и управлять ими. Наиболее легким способом борьбы со стрессом является дыхание животом.

Техника дыхания животом:

Удобно сесть, одну руку положить на живот под ребрами, другую руку положить на грудь. Носом сделать глубокий вдох – при этом грудь остается неподвижной, а живот под рукой поднимается. Выдох через рот – губы сжать, как для свиста и выдохнуть. Вы должны чувствовать, как опускается живот и прижимаете руку, чтобы выдохнуть весь воздух. Вдох и выдох делаются очень медленно. Начинайте с 3 глубоких дыханий и постепенно увеличивайте до 10-15 дыханий.

Глубокое дыхание животом можно делать и лежа на ровной поверхности. Вместо руки на живот можно положить книгу и следить, чтобы на вдохе книга поднималась, а на выдохе опускалась.

В начале занятий дыхательными упражнениями для снятия стресса может ощущаться головокружение – это значит, что вы слишком быстро дышите. Нужно замедлить дыхание и медленно остановиться.

Снять стресс поможет — Занятия спортом:

Исследования показывают, что регулярно и умеренно занимаясь спортом, человек может улучшить психическое здоровье, и повысить уверенность в своих силах. С помощью физических упражнений улучшается настроение, проходит депрессия, тревога и стресс. Например, 20 минут бега не только снимут стресс, но и вызовут оптимизм и чувство благополучия. При занятиях спортом мышцы устают, а психика отдыхает.

Управление эмоциями и чувствами. КАК СНИЗИТЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ?

Как защитить себя от чрезмерного нервно-психического напряжения? Во первых, постараться создать благоприятную и доброжелательную атмосферу на работе, на отдыхе, в быту, избегать конфликтных ситуаций и насколько возможно, сохранять мирные отношения со всеми.

Смягчить последствия сильного нервно-психического напряжения поможет двигательная активность: физическая работа, быстрая и длительная ходьба, физические упражнения. Тогда нервное напряжение не затронет сердечно сосудистую систему.

Не допускайте, чтобы отрицательные эмоции и чувства взяли власть над вами и приобрели устойчивую форму. Учитесь управлять эмоциями и чувствами, пользуйтесь приемами самовнушения и стремитесь к тому, чтобы у вас преобладали положительные чувства и эмоции, которые обогащают жизнь человека.

Психическая неустойчивость и плохая контактность возникают от чувства одиночества и никчемности, неуверенности в себе.

Наша жизнь перенасыщена информацией, запрограммирована компьютером повседневности, события следуют с неумолимой скоростью. Не распределяйте своё свободное время по телевизионной программе. Мы часто наблюдаем за чужой жизнью на экране и забываем о своей собственной. Слушаем чужие разговоры, но сами не общаемся с близкими людьми, с друзьями. Мы не знаем своих соседей, но политиков разных стран мы знаем в лицо. Всё меньше времени и сил у нас остается на активную жизнь. От всего этого страдает наше здоровье, и физическое и психическое.

Управление эмоциями и чувствами. КАК УКРЕПИТЬ ПСИХИКУ?

Для укрепления психики, следует провести самоанализ и объективно ответить себе на такие вопросы: Что меня угнетает? Чего я опасаюсь? Что я делаю неправильно? Какую проблему нужно решить в первую очередь? Какая у меня основная цель? Что я должен делать, чтобы достичь её?

Физические упражнения называют прекрасным средством для разгрузки нервной системы. Сюда включаются все формы тренировок – от легкой ходьбы или утренней зарядки до марафонских пробегов. После физических нагрузок человек испытывает чувство удовлетворения, а это положительно сказывается на образе мышления и поступках.

Людям, страдающим от одиночества, и особенно психологи рекомендуют коллективные спортивные занятия. Кроме того, одиноким людям советуют чаще ходить в гости и самим быть гостеприимными, посещать театры, выставки и концерты, стремиться расширять круг своих знакомых, постоянно поддерживать контакты с друзьями. Это укрепляет психику и делает жизнь радостной и насыщенной.

Управление эмоциями и чувствами. ЧУВСТВО ЗАВИСТИ. КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАВИСТИ?

Чувство зависти может овладеть каждым человеком. Это не зависит от того, богат человек или беден, талантливый он или ничего не умеет делать, успешен в жизни или нет.

Завидовать – значит испытывать чувство досады по поводу достатка, благополучия или положения другого человека.

Слово «зависть» подразумевает желание лишить другого человека того, чем он обладает. И завистливый человек не просто желает того, что имеют другие, но он хочет, чтобы у них тоже этого не было.

Чувство зависти проявляется и тогда, когда тебе кто-то не нравится только потому, что другие называют его хорошим, красивым и умным. Поэтому родителям нужно быть осторожными, чтобы не относиться к одному из своих детей как-то особенно.

Если зависть поселяется в нашем сердце, мы затаиваем обиду, приписываем тому человеку плохие мотивы, сосредоточиваемся только на себе и не можем ясно мыслить. Это порождает ненависть, хотя человек, которому завидуют, не заслуживает плохого обращения, но мы выплескиваем на него свои отрицательные эмоции.

Зависть – плохое чувство. Чем опасно чувство зависти? Пламя зависти ослепляет, заставляет забыть обо всех добрых делах и лишает радости.

Как избавиться от чувства зависти? Как научиться управлять своими эмоциями и не позволить чувству зависти овладеть нами? Стремитесь делать добро другим и искренне радуйтесь их успехам – тогда станете более счастливыми. Положительные эмоции и чувства обогащают жизнь человека!