Основные причины и организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Что такое пожарная безопасность объекта? Какие мероприятия проводятся для обеспечения пожарной безопасности


Юридическим и нормативным языком, комплекс мер, входящих в систему пожарной безопасности, включает в себя целый список мер в таких областях:

  • Правовое регулирование. Сюда относится вся законодательная и нормативная база, относящаяся к технике безопасности при проведении различных работ, количество и состав первичных мер пожаротушения и другие нормы и правила, которые относятся к защите от пожара.
  • Организационное. Здесь - совокупность документов, касающихся мер, принимаемых для предотвращения пожара и его последствий. Планы эвакуаций, необходимое периодическое техническое обслуживание систем пожарной безопасности , пожарные испытания и другие организационные меры.
  • Экономическая составляющая. Обязательные по конструкционным требованиям меры - огнезащитная обработка зданий и сооружений, в том числе огнезащитная обработка металлоконструкций , а также другие меры, призванные снизить или устранить ущерб от действий огня.
  • Социальное регулирование. Необходимость информированности населения, разработка мероприятий по обучению действий при пожаре, организация систем оповещения и другие метода работы с населением.
  • Научно-технический аспект. В него включаются нормы и виды применяемых средств пожаротушения, а также проектирование пожарной сигнализации, монтаж дымоудаления и других технических средств, призванных не допустить распространения огня или минимизировать ущерб от него, в том числе и для здоровья граждан.

Вся эта совокупность мер направлена на то, чтобы обезопасить людей от пожаров и создать ситуацию, при которой огонь может быть локализован в кратчайшие сроки и ликвидирован.

Основные функции

К основным функциям системы безопасности относятся:

  • Создание службы пожарной охраны, ее инфраструктуры и алгоритмов работы
  • Разработка и внедрение на объектах мер и средств для обеспечения защиты от огня.
  • Осуществление методической работы по распределению обязанностей, ответственности и прав различных категорий населения в области пожарной безопасности.
  • Проведение учебной работы, создание информационного поля, пропаганды соблюдения правил техник безопасности и другие меры, направленные на повышение общей подготовки населения к чрезвычайным ситуациям, связанным с пожарами.
  • Организация и содействие работе добровольческих формирований, пожарных бригад, работы по привлечению населения к улучшению безопасности.
  • Научно – техническое оснащение персонала, связанного с ликвидацией и локализацией пожаров, а также персонала, занимающегося работой с мерами оповещения - монтаж видеонаблюдения, монтаж охранной сигнализации, монтаж пожаротушения.
  • Ликвидация пожаров и нейтрализация их последствий.
  • Проведение спасательных работ.
  • Осуществление надзора за нормативами техники безопасности на подконтрольных объектах.

Обеспечить безопасность здоровья людей и материальных ценностей в процессе эксплуатации здания позволяет соблюдение требований по пожарной безопасности еще на этапе строительства. Все необходимые процедуры закреплены законодательно и застройщик должен подготовить соответствующую проектную документацию. Наша компания предлагает услуги по разработке мероприятий по пожарной безопасности в соответствии с нормативными актами.

Чтобы гарантировать безопасность объекта, подготавливаются текстовый и графические блоки. В текстовый включается информация:

  • просчет рисков возникновения пожара - выясняется полный комплекс необходимых мероприятий, учитывая особенности объекта;
  • выбор и описание мест, где будет размещаться используемое оборудование для пожаротушения, а также алгоритмы и способы его управления, принципы работыс другими системами, использованными в постройке;
  • описание используемой противопожарной защит и подтверждение ее эффективности;
  • категория пожарной опасности объекта;
  • подготовка перечня помещений, оборудования и иных объектов, которые необходимо включить в систему автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения;
  • перечень мероприятий, предпринимаемых для защиты постов пожарной охраны во время устранения возгорания;
  • подготовка обоснования разработанного проектного решения по обеспечению безопасности людей в здании при возникновении пожара;
  • описание использованных решений для организации водоснабжения для пожаротушения постройки снаружи;
  • определение путей, по которым может подъехать к объекту пожарная техника;
  • обоснование выбранных между наружными установками и сооружениями расстояний и их соответствие требованиям МОПБ .

Помимо текстового блока, необходимо подготовить графические материалы:

  • схема используемой противопожарной защиты сооружения;
  • план эвакуации людей при возникновении пожара, как из здания, так и с ближайшей территории объекта;
  • план земельного участка, на котором изображены подъездные пути для проезда пожарной технике к сооружению, а также имеющиеся въезды и выезды.

Особенности разработки мер по обеспечению пожарной безопасности

Также специалисты подготавливают оценку пожарных рисков, на основании методики МЧС и добавляют ее к основным документам в виде пояснительной записки. Исключением являются случаи, когда здание построено с соблюдением всех норм и требований пожарной безопасности, на что имеется документальное подтверждение.

Когда разрабатываются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности , специалистами учитываются особенности конкретного объекта и планы на его дальнейшую эксплуатацию. Все подготовленные документы проходят государственную экспертизу на соответствие установленным требованиям. Поэтому важно вести разработку с учетом всех особенностей сооружения, чтобы исключить необходимость внесения серьезных изменений в текстовую или графическую часть.

Стоимость услуг пожарной охраны на мероприятиях — от 5500 рублей;

Время прибытия команды на место по Москве — от 15 минут , по Московской области от 25 минут;

Цена указана за один час работы. Мы оказываем полный комплекс услуг по обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий. Если для Вас жизнь посетителей и сохранность имущества дороже денег, обращайтесь к нашим специалистам.

После серии крупных пожаров, которые вызвали широкий общественный резонанс, вопросы обеспечения пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий стали волновать их организаторов намного чаще и серьезнее. И это не с проста. После пожара на главной площади Южно-Сахалинска, где сгорела новогодняя елка, было возбуждено уголовное дело и привлечены к ответственности непосредственно организаторы мероприятия, двое из них получили реальные тюремные сроки. После серии серьезных пожаров в торговых центрах: пожар на строительном рынке «Синдика» в Москве, пожар в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово, пожары в детском торговом центре в Москве и Тюмени были приняты серьезные меры для привлечения к ответственности владельцев зданий организаторов мероприятий. По всей стране проходят полномасштабные проверки всех возможных мест пребывания людей, в нашем случае речь идет о планировании и проведении массовых мероприятий, в том числе детских.

Какие услуги потребуются для обеспечения полной безопасности?

Как мы видим из расследования уголовных дел, ответственность может наступить не только за отсутствие на мероприятии пожарного расчета, но и в некоторых случаях, за отсутствие кареты скорой помощи или спасателей. Например, в Южно-Сахалинске, обвинение также было предъявлено организатору за то, что на месте не было организовано присутствие бригады скорой помощи, что по мнению следствия, привело к трагическим последствиям. Карета скорой помощи не смогла проехать к месту происшествия из-за большого скопления людей, а когда все же медики приехали, было уже поздно. Существует огромное количество различных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Руководствуясь нормативными документами можно определить, какой именно вид защиты подойдет конкретному мероприятию. Но для этого нужно понять, что такое пожарная безопасность? Это набор методов, направленных на профилактику возникновения пожаров, а так же на сокращение разрушений и последствий, вызванных огнем. Другими словами, пожарная защита включает в себя эффективные способы для предотвращения воспламенения и развития неконтролируемого пожара, а так же средства для ограничения развития пожара и его последствий. Все работы по пожарной безопасности можно разделить на три типа: запланированные и реализованные при строительстве объекта; противопожарные средства и системы; обеспечение пожарной безопасности при проведении мероприятий.

Пожарная безопасность массовых и детских мероприятий

Перед проведением любого публичного события, с численностью участников более 100 человек, следует обеспечить присутствие пожарного расчета, а также выполнить оценку риска пожара, чтобы определить:

  • потенциальную угрозу пожара (принять меры для устранения или уменьшения рисков);
  • состав участников и зрителей, которые могут подвергаться риску. Следует обратить особое внимание на молодежь, пожилых людей и инвалидов. В случае, если мероприятие предполагает продажу алкоголя (лицензия должна быть в наличии), необходимо учесть этот фактор, так как влияние алкоголя на людей в случае чрезвычайной ситуации может быть непредсказуемо;
  • меры эффективного обнаружения пожара и средства передачи информации;
  • меры и средства, необходимые для обеспечения безопасной эвакуации людей.
  • при проведении детских мероприятий, помимо пожарного расчета, необходимо также обеспечить пожарный пост внутри здания.

В России ежегодно происходят сотни пожаров в местах массового скопления людей. Поэтому строительство нового здания или реконструкция уже имеющегося выполняются с учетом использования эффективных автоматических систем пожарной защиты. Эти системы позволяют обнаруживать, контролировать и тушить огонь на ранних стадиях. Инженеры, отвечающие за организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, должны участвовать в проектировании систем, чтобы обеспечить достаточную степень защиты сотрудников от огня и продуктов горения, а так же уменьшить потенциальные потери от огня. Планирование противопожарной защиты и мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в здании включают в себя знание четырех причин развития пожара: природные факторы, техногенные факторы, самовозгорание и неосторожное обращение с огнем. Только при условии применения интегрированного системного подхода, который позволяет разработчику анализировать все части и компоненты здания, для создания сбалансированной и стратегически верной пожарной системы безопасности.

Профилактические мероприятия на объектах

Профилактические меры ПБ должны включать в себя:

  • обеспечение охраны объекта для предупреждения умышленного поджога;
  • запрет курения на территории предприятия;
  • размещение источников тепла вдали от легковоспламеняющихся материалов;
  • комплексные меры по предупреждению накопления мусора или бумаги;
  • дополнительный контроль работы сотрудников, использующих паяльные лампы, сварку или оборудование для резки металла;
  • оценка рисков и контроль над приобретением легковоспламеняющихся веществ, обладающих потенциальной опасностью возгорания;
  • выполнение программ технического обслуживания электропроводки и приборов;
  • контроль температурного режима, исключение необходимости использования переносных обогревателей или вентиляторов;
  • регулярная очистка рабочих зон, контроль над приготовлением пищи;
  • применение специальных технических решений, чтобы контролировать присутствие в очаге возгорания кислорода, топлива или тепла, что сделает невозможным дальнейшее распространение пожара.

Важной частью организационных мероприятий является обучение персонала. Потому что даже при условии использования самых современных средств пожарной безопасности на объекте, если сотрудники не осведомлены о звуках пожарной сигнализации, или не соблюдают технику безопасности, или не знают, где эвакуационные выходы, то результат будет плачевным, несмотря на эффективные устройства и системы пожаротушения. К сожалению, многие подходят к обучению персонала на производстве исключительно с формальной позиции, так сказать, только для галочки. Поверхностное изучение правил безопасности для промышленных объектов, невнимательное исполнение норм и требований в значительной степени увеличивает ущерб от пожара на производстве. Увы, но это понятно только тем, кто уже пережил подобное страшное событие. Минимум, который должен выполнить каждый руководитель – обеспечить все необходимые мероприятия по пожарной безопасности людей. Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях, обладающий лицензией МЧС, выполняет все виды услуг и работ в области пожарной безопасности. Эффективная программа, составленная нашими опытными специалистами, позволит экономно с точки зрения бюджета выполнить все нормативы для Вашего объекта.

Организационно-технические мероприятия включают в себя: организацию пожарной охраны (профессиональной, добровольной), обучение рабочих и служащих правилам пожарной безопасности, составление инструкций о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами, отработку действий администрации, рабочих и служащих в случае возникновения пожара и эвакуации людей, применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности и т.п.

Ответственность за пожарную безопасность организации возлагается на ее администрацию. Она назначает должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных объектов (цехов, участков, складов и т.д.). В помощь пожарной охране в каждой организации создаются пожаротехнические комиссии и добровольные пожарные дружины, в задачи которых входят выявление нарушений правил пожарной безопасности, содействие органам пожарного надзора в их работе, организация массовой разъяснительной работы среди персонала и т.п.

Постоянные места проведения огневых работ на открытых площадках и в специальных мастерских, оборудованных в соответствии с правилами пожарной безопасности, устанавливаются приказом руководителя организации.Места проведения временных сварочных работ в действующих цехах организаций определяются письменным разрешением лица, ответственного за пожарную безопасность объекта.

В соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» для организаций, зданий, сооружений и других объектов должны быть в обязательном порядке разработаны и реализованы мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе при их проектировании. В процессе строительства объекта, стадия проектирования является важнейшим этапом, на котором закладываются основные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, которые в дальнейшем обеспечивают безопасную эксплуатацию здания.

Именно на этой стадии, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» и «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145, разрабатываются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, ограничивающие площадь, интенсивность и продолжительность горения; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей в случае возникновения пожара; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности и защите объекта автоматическими системами противопожарной защиты и другие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, обеспечивающие нормальное функционирование системы обеспечения пожарной безопасности объекта.

К этим мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе относятся:

конструктивные и объемно-планировочные решения, препятствующие распространению опасных факторов пожара по помещениям, зданиям и между ними;

ограничение пожарной опасности строительных материалов, используемых в поверхностных слоях конструкций здания, в том числе кровель, отделок и облицовок фасадов, помещений и путей эвакуации;

снижение технологической взрывопожарной и пожарной опасности помещений и зданий;

наличие автоматических средств пожаротушения и обнаружения пожара и т.д.

Положения данного раздела должны быть направлены на обеспечение защиты людей и снижения материального ущерба от пожаров. Защита людей обеспечивается комплексом объемно-планировочных, эргономических, конструктивных, инженерно-технических и организационных мероприятий.

Таким образом, разработка мероприятий по противопожарной безопасности является первоочередным делом, которое осуществляется в рамках проекта на строительство.

3. Мероприятия по предотвращению возникновения пожароопасной ситуации и пожаротушению в гостиницах

Гостиничные комплексы занимают одно или несколько многофункциональных высотных зданий (свыше 75 метров). Они включают в свой состав, помимо гостиничных номеров, помещения другого функционального назначения: административные, культурно-досуговые, сервисного обслуживания, здравоохранения, учебно-воспитательные, хозяйственные, автостоянки и т.п.

К особенностям пожаров в гостиничных комплексах можно отнести следующее:

Гибель людей происходит, в основном, в ночных пожарах.

Продолжительность тушения пожаров составляет примерно от 3 до 5 часов.

Нанесение большого материального ущерба для гостиницы.

Пожары, происходившие в гостиницах, подразделяются на следующие основные группы:

пожары, возникшие в результате курения;

пожары, возникшие во время ремонта гостиниц;

пожары, возникшие из-за ламп накаливания;

пожары, возникшие из-за нарушений правил пожарной безопасности при установке электрических приборов;

пожары в кухнях;

пожары в зоне проживания людей.

По результатам анализа пожаров в гостиницах и на близких к ним объектах, установлено, что одной из основных причин тяжких последствий пожаров в гостиницах является отсутствие или несрабатывание при пожаре систем обнаружения пожара, т.е. автоматических систем пожарной сигнализации. Поздний вызов пожарных подразделений сильно затрудняет борьбу с огнем и спасение людей.

Системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов и выполнять одну из следующих задач:

исключать возникновение пожара;

обеспечивать пожарную безопасность людей;

обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно. Гостиницы должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на требуемом уровне. К вторичным проявлениям опасных факторов пожара, воздействующим на людей и материальные ценности, относятся:

осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций;

радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок;

электрический ток, возникший в результате выноса высокого напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов;

опасные факторы взрыва по ГОСТ 12.1.010, происшедшего вследствие пожара;

огнетушащие вещества.

В здании гостиницы должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, хорошо заметные информационные указатели для обеспечения свободной ориентации как в обычной, так и в чрезвычайной ситуациях (СНиП 2.08.02). Все запасные выходы и маршруты эвакуации клиентов должны быть четко обозначены, а в каждом номере и во всех общественных местах должна быть наглядная информация о запасных выходах, маршрутах эвакуации и ближайшей системе пожарной сигнализации.

В средствах размещения должны быть вывешены в доступном для обозрения месте планы действий персонала и туристов в чрезвычайных ситуациях (стихийных бедствиях, пожарах и других), включающие взаимодействие с местными органами управления, участвующими в спасательных работах.

Для эффективной работы систем пожаротушения и предупреждения пожаров современных гостиничных комплексах применяется автоматическая система пожарной сигнализации (АПС). Остановимся на них подробнее.

Автоматическая система пожарной сигнализации входит в состав АСУ автоматической противопожарной защиты (АПЗ) гостиницы. АСУ АПЗ включает также следующие системы: автоматического пожаротушения, противодымной защиты, автоматизации пожарного водоснабжения, контроля загазованности, передачи информации в центр управления силами городской противопожарной службы, оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и чрезвычайной оперативной телефонной связи.

Некоторые крупные гостиничные комплексы, построенные 15-20 лет назад, оснащены традиционными пороговыми системами пожарной сигнализации, вероятность обнаружения пожара которых при срабатывании двух пожарных извещателей в среднем по России составляла в 2000 году 0,48.

В настоящее время в связи с развитием новых технологий появилась возможность создания и применения более эффективных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации. Эти системы имеют не только более высокую вероятность обнаружения пожара, но и устойчивы к неисправностям в шлейфе сигнализации в виде обрыва или короткого замыкания, что позволяет использовать одну пару проводников для формирования системы с большим числом подключаемых технических средств, снижая затраты на прокладку шлейфов. Адресно-аналоговые системы пожарной сигнализации, по сравнению с традиционными, имеют значительно меньшее время обнаружения загорания.

Учитывая преимущества адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации, разработанные новые нормы МГСН 4.19_05 "Многофункциональные высотные здания и комплексы" предписывают проектировать для оснащения высотных зданий гостиничных комплексов автоматическую систему пожарной сигнализации на основе адресных и адресно-аналоговых технических средств.

Адресно-аналоговая автоматическая система пожарной сигнализации гостиницы должна проектироваться единой для всего здания, с учетом разделения здания на пожарные отсеки (зоны), с использованием структурированных кабельных систем и должна иметь возможность наращивания (резерв).

Площадь пожарных отсеков (зон) устанавливается в зависимости от эффективности планируемых к применению автоматических систем пожаротушения.

В рамках пожарного отсека (зоны) при работе в автономном режиме АПС должна выполнять следующие функции:

управление системой противодымной защиты, относящейся к данной пожарной зоне (отсеку);

управление системой общеобменной вентиляции, относящейся к данной пожарной зоне (отсеку);

управление и контроль режима работы лифтов, холлы и шахты которых относятся к данной пожарной зоне (отсеку);

индикацию сигналов тревоги и неисправности;

контроль состояния насосов установок спринклерного пожаротушения, относящихся к данной пожарной зоне (отсеку);

управление модульными установками пожаротушения различного типа (газовое пожаротушение, аэрозольное пожаротушение, пожаротушение тонкораспыленной водой и пр.), находящимися в данной пожарной зоне (отсеке);

управление системой оповещения;

управление деблокировкой электрозамков и системой контроля доступа;

управление дренчерными установками пожаротушения, относящимися к данной пожарной зоне (отсеку).

На каждом этаже в коммутационных шкафах на слаботочных стояках и стояках автоматики, а в каждом пожарном отсеке в помещении для размещения слаботочного оборудования и оборудования систем автоматики необходимо предусматривать размещение устройств коммутации и управления системы пожарной сигнализации.

Системы автоматической пожарной сигнализации должны обеспечивать возможность интеграции функций обнаружения, извещения, предоставления специальной информации, а также выдачу команд на включение систем автоматического пожаротушения, противодымной защиты, оповещения и других технических устройств АСУ АПЗ. Не допускается использование станций пожарной сигнализации, не интегрированных в общую автоматизированную систему управления. Информационное взаимодействие с другими системами может осуществляться на уровне центральных пунктов управления.

АПС должна иметь блочную структуру с обеспечением работы блоков в автономном режиме.

Время живучести АПС в составе АСУ АПЗ должно быть не меньше времени огнестойкости конструкций здания и, как правило, составляет 3 часа.

Автоматические пожарные извещатели (ПИ) (или автономные ПИ, имеющие выход в систему ПС) должны быть установлены во всех помещениях (в т.ч. гостиничных номерах, офисах гостиницы и арендаторов, коридорах, лифтовых холлах, фойе, вестибюлях и т.д.) за исключением помещений, не подлежащих защите по НПБ 110-03. При этом адресность АПС должна быть обеспечена с точностью до гостиничного номера и отдельного помещения. Количество и размещение извещателей в помещениях должно определяться требованиями НПБ 88_2001*.

Допускается установка двух адресных ПИ в помещении и использовании их для формирования сигнала управления оборудованием активной противопожарной защиты, оповещения и др., при наличии системы автоматического спринклерного пожаротушения при условии обеспечения требований НПБ 88_2001* и использования адресно-аналоговой АПС. Пожарные извещатели должны размещаться таким образом, чтобы обеспечить выполнение требований (по времени срабатывания) к системам противопожарной защиты. При этом расстояния между ПИ, согласно НПБ 88_2001*, при необходимости следует уменьшить.

Элементы АПС должны обеспечивать автоматическое самотестирование работоспособности и передачу информации, подтверждающей их исправность в центральный пункт управления системой комплексного обеспечения безопасности здания. Организационными и техническими мероприятиями должно быть обеспечено восстановление работоспособности элементов АПС, участвующих в формировании сигналов управления, за время не более 2 ч., после получения сигнала о неисправности.

При повреждении линии связи в одном или нескольких помещениях (номерах) должна сохраняться связь с элементами системы, установленными в других помещениях (номерах), путем автоматического отключения поврежденного участка линии.

Допускается использовать кольцевую линию связи с ответвлениями в каждое помещение (номер), с автоматической защитой от короткого замыкания в ответвлении.

Линии связи между отдельными панелями установок АПС, расположенных в разных пожарных отсеках (зонах) и относящихся к разным блокам и шлейфам пожарной сигнализации, должны иметь кольцевую структуру и представлять возможность изменения направления передачи при повреждении линии связи. Допускается организация радиальных ответвлений для контроля отдельных помещений. Для обеспечения надежности работы АПС запрещается (при использовании кольцевых линий передачи данных и шлейфов сигнализации) прокладывать отходящий и возвращающийся кабель через одни и те же помещения в одних и тех же стояках.

Приборы управления АПС должны обеспечивать:

реализацию алгоритмов управления автоматическими системами противопожарной защиты по отсекам (зонам) и этажам;

визуальный контроль данных о срабатывании элементов автоматических систем противопожарной защиты в пределах помещения, зоны, пожарного отсека и здания в целом;

контроль и повременную регистрацию данных о срабатывании элементов автоматических систем противопожарной защиты, а также возможность документального оформления этих данных в виде распечаток;

передачу информации о пожаре в ближайшее пожарное депо и ЦППС.

Алгоритм управления системами автоматической противопожарной защиты должен обеспечивать своевременное включение систем противопожарной защиты здания для обеспечения эвакуации людей до наступления критических значений опасных факторов пожара и снижения материальных потерь при пожаре.

Для управления режимом работы лифтов использовать адресные дымовые

пожарные извещатели, установленные в лифтовых холлах, лифтовых шахтах и машинных отделениях. При обнаружении задымления в указанных помещениях, лифты, обслуживающие данные лифтовые холлы и эксплуатирующие данные лифтовые шахты и машинные отделения, должны быть спущены на основной посадочный этаж, после чего электропитание лифтов должно быть отключено.

Пожарные извещатели в лифтовых шахтах устанавливать:

на потолке шахты;

на стене лифтовой шахты, в которой устроены двери в лифтовые холлы;

попарно, при этом извещатели, относящиеся к одной паре, размещать на одной горизонтальной оси;

с расстоянием по высоте между извещателями не более 6 метров;

на высоте не более 300 мм от верха двери лифтового холла.

В случае прокладки инженерных сетей над подвесными потолками следует там же устанавливать автоматические пожарные извещатели. Извещатели должныббыть адресными.

В уточнение к требованиям НПБ 88_2001* (раздел 12) и НПБ 110_03 (приложениеб 1, п.11) дымовые пожарные извещатели, установленные в пространстве за подвесным потолком и в пространстве под фальшполом, рассматриваются как находящиеся в отдельных помещениях и не могут служить для обнаружения дыма в основном пространстве помещения.

В дополнение к требованиям НПБ 88_2001* (раздел 12) и НПБ 110_03 рекомендуется оснащать системой пожарной сигнализации воздуховоды системы общеобменной вентиляции.

Информация, отображаемая на локальных пунктах управления АПС, должна также отображаться на центральном пункте управления. В соответствии с требованиями Технического задания, следует дополнительно предусматривать радиоканалы передачи функционально значимой информации до центрального пункта управления.

Надежность АПС характеризуется уровнем безотказности и ремонтопригодности.

В многофункциональных зданиях гостиничных комплексов высотой более 16 этажей вывод сигналов о срабатывании АПС необходимо предусматривать в ближайшее пожарное депо.

Сигналы о срабатывании всех систем пожарной безопасности должны поступать в центральный пункт управления.

В многофункциональных зданиях гостиничных комплексов высотой более 16 этажей на каждом этаже рядом с эвакуационным выходом необходимо устанавливать ручной кнопочный пожарный извещатель.

Расположенные в центральном пункте управления приемные станции АПС должны выполнять следующие функции:

  • а) расшифровывать номер луча (кольцевой линии) и извещателя;
  • б) осуществлять контроль за линией и извещателем;
  • в) обеспечивать включение устройств и отключение энергоснабжения;
  • г) автоматически отключать вентиляцию при пожаре;
  • д) обеспечивать срабатывание системы пожаротушения, в т.ч. системы оповещения, позонно.

В итоге, можно сказать, что концепция противопожарных мероприятий в современном гостиничном комплексе во многом зависит от установленного в ней автоматического оборудования пожаротушения и предупреждения аварийных ситуаций.

3.1. Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной или иной деятельности должностных лиц, работников предприятий и предпринимателей. Это должно быть отражено в трудовых договорах (контрактах) и уставах предприятий.

3.2. Руководитель предприятия должен определить обязанности должностных лиц (в том числе заместителей руководителя) по обеспечению пожарной безопасности, назначить ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, участков и т.д., технологического и инженерного оборудования, а также за содержание и эксплуатацию технических средств противопожарной защиты.

Обязанности по обеспечению пожарной безопасности, содержанию и эксплуатации средств противопожарной защиты должны быть отражены в соответствующих должностных документах (функциональных обязанностях, инструкциях, положениях и т.п.).

3.3. На каждом предприятии с учетом его пожарной опасности приказом (инструкцией) должен быть установлен соответствующий противопожарный режим, в том числе определены:

Возможность курения (место для курения), применения открытого огня, бытовых нагревательных приборов;

Порядок проведения временных пожароопасных работ (в том числе сварочных);

Правила проезда и стоянки транспортных средств;

Места для хранения и допустимое количество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, которые могут одновременно находиться в производственных помещениях и на территории (в местах хранения);

Порядок уборки горючей пыли и отходов, хранение промасленной спецодежды и тряпья, очистки воздуховодов вентиляционных систем от горючих отложений;

Порядок отключения от сети электрооборудования в случае пожара;

Порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;

Порядок прохождения должностными лицами обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности, а также проведения с противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму с назначением ответственных за их проведение;

Порядок организации эксплуатации и обслуживания имеющихся технических средств противопожарной защиты (противопожарного водопровода, насосных станций, установок пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления, огнетушителей и т.п.);

Порядок проведения планово-предупредительных ремонтов и осмотров электроустановок, отопительного, вентиляционного, технологического и другого инженерного оборудования;

Действия работников при обнаружении пожара;

Порядок сбора членов добровольной пожарной дружины и ответственных должностных лиц в случае возникновения пожара, вызова ночью, в выходные и праздничные дни.

Работники предприятия должны быть ознакомлены с этими требованиями на инструктажах, при прохождении пожарно-технического минимума и т. п., выдержки из приказа (инструкции) с основными положениями следует вывешивать на видных местах.

3.4. На каждом предприятии должен быть проработана общая инструкция о мерах пожарной безопасности и инструкции для всех взрывопожароопасных и пожароопасных помещений (участков, цехов, складов, мастерских, лабораторий и т.п.) согласно приложению 1 настоящих Правил.

Эти инструкции должны изучаться во время проведения противопожарных инструктажей, прохождения пожарно-технического минимума, а также в системе производственного обучения и вывешиваться на видных местах.

3.5. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов), которые имеют два этажа и более, в случае одновременного пребывания на этаже более 25 человек должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.

Необходимость обеспечения планами (схемами) эвакуации одноэтажных зданий и сооружений определяется местными органами государственного пожарного надзора, исходя из их пожарной опасности, количества размещаемых людей, площади и т.д.

В детских дошкольных учреждениях, учебных заведениях, лечебных учреждениях со стационаром, домах престарелых и инвалидов, санаториях и учреждениях отдыха, культурно-просветительных и зрелищных учреждениях, крытых спортивных зданиях и сооружениях, гостиницах, мотелях, кемпингах, торговых предприятиях (два этажа и больше) и других аналогичных по назначению объектах с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации администрация обязана проработать инструкцию, которая определяет действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полгода должны проводиться практические тренировки всех задействованных работников.

Для объектов, в которых предусматривается нахождение людей ночью (дошкольные учреждения, интернаты, больницы и т.п.), инструкции должны предусматривать два варианта действий: в дневное и ночное время.

3.6. В случае изменения планировки или функционального назначения зданий (помещений, сооружений), технологии производства, штатного расписания персонала администрация обязана обеспечить своевременные переработки планов эвакуации и инструкций.

3.7. На предприятии должен быть установлен порядок (система) оповещения людей о пожаре, которому необходимо ознакомить всех работников.

В помещениях на видных местах возле телефонов следует вывешивать таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

3.8. Территория предприятия, а также здания, сооружения, помещения должны быть обеспечены соответствующими знаками безопасности согласно ГОСТ 12.4.026-76 "ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности".

3.9. В случае получения веществ и материалов с неизвестными свойствами относительно пожарной опасности владелец предприятия обязан запретить их применение до выяснения через соответствующие учреждения и организации сведений (показателей) об их пожарной опасности.

Применение в строительстве и на производстве материалов и веществ, на которые отсутствуют данные относительно пожарной опасности, запрещается.

3.10. Владельцы предприятий, на которых применяются и перерабатываются сильнодействующие ядовитые вещества (далее - СДЯВ) и источники радиоактивного излучения, обязаны регулярно в согласованные с пожарной охраной сроки информировать подразделения государственной пожарной охраны о количестве таких веществ и материалов, их токсические свойства, особенности поведения время пожара, сообщать другие данные, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, который привлекается к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ на этих предприятиях.

3.11. Для работников охраны (сторожей, вахтеров, дежурных и т.п.) администрацией должна быть разработана инструкция, в которой необходимо определить их обязанности по контролю за соблюдением противопожарного режима, осмотра территории и помещений, порядок действий в случае обнаружения пожара, износ средств пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения, а также указать, кто из должностных лиц администрации должен быть вызван в ночное время в случае пожара.

Работники охраны должны иметь список должностных лиц предприятия с указанием их домашнего адреса, служебного и домашнего телефонов. Они обязаны знать порядок действий в случае обнаружения пожара, правила пользования первичными средствами пожаротушения и приемы тушения.

3.12. Рабочие, служащие, другие работники предприятия обязаны:

Придерживаться установленного противопожарного режима, выполнять требования правил и других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности, действующих на предприятии;

В случае возникновения (обнаружения) пожара действовать в соответствии с требованиями раздела 9 этих Правил.

3.13. Руководитель предприятия обязан принимать (в пределах предоставленных ему прав) соответствующие меры реагирования на факты нарушений или невыполнения должностными лицами, другими работниками предприятия установленного противопожарного режима, требований правил пожарной безопасности и других нормативно-правовых актов, действующих в этой сфере.

3.14. С целью привлечения работников к проведению мероприятий по предотвращению пожаров, организации их тушения на предприятиях создаются добровольные пожарные дружины (далее - ДПД) и команды (далее - ДПК), деятельность которых должна осуществляться в соответствии с Положением о добровольных пожарных дружинах (командах), утвержденного приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.02.2004 N 70 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 19.02.2004 за N 221/8820.

Членов добровольных пожарных дружин (команд), которые подлежат обязательному личному страхованию (на случай гибели (смерти), ранения (контузии, травмы или увечья), заболевания, полученных во время ликвидации пожара или последствий аварии), следует застраховать в соответствии с Положением о порядок и условия обязательного личного страхования работников ведомственной и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных команд), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 апреля 1995 N 232.

3.15. На предприятиях с количеством работников 50 и более лиц по решению трудового коллектива создаются пожарно-технические комиссии (далее - ПТК). Их работу необходимо организовывать согласно Типовому положению о пожарно-технической комиссии, утвержденным приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 11.02.2004 N 70 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 19.02.2004 за N 222 / 8821.

3.16. В школах, детских лагерях необходимо создавать дружины юных пожарных (далее - ДЮП), действующие на основании Положения о дружинах юных пожарных, утвержденного протоколом Президиума Добровольного пожарного общества Украины от 20.05.94 N 13 / 4.

3.17. Для координации и совершенствования работы, связанной с обеспечением пожарной безопасности и контролем за ее проведением, в аппаратах министерств, других центральных органах исполнительной власти должны создаваться службы пожарной безопасности (далее - СПБ) в соответствии с Типовым положением о службе пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 29.09.2003 N 369 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 10.12.2003 за N 1121/8442.

Такие службы необходимо также организовывать в аппаратах объединений предприятий (ассоциаций, корпораций, концернов и др.) для выполнения делегированных объединению функций в области пожарной безопасности.

Деятельность СПБ должна регламентироваться положениями, которые разрабатываются соответствующими министерствами, ведомствами, объединениями предприятий.

3.18. Все работники при приеме на работу и по месту работы должны проходить инструктажи по вопросам пожарной безопасности (далее - противопожарные инструктажи). Противопожарные инструктажи подразделяются на вводный, первичный, повторный на рабочем месте, внеплановый и целевой.

Лица, которых принимают на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, должны предварительно (до начала самостоятельного выполнения работы) пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум). Работники, занятые на работах с повышенной пожарной опасностью, один раз в год должны проходить проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по пожарной безопасности.

Порядок организации и проведения противопожарных инструктажей, обучения и проверки знаний по пожарно-техническому минимуму устанавливается Типичным положением об инструктажах, специальном обучении и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, утвержденным приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы от 29.09.2003 N 368 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 11.12.2003 за N 1148/8469.

3.19. Обучение и проверка знаний должностных лиц по вопросам пожарной безопасности проводится в порядке, установленном законодательством.

3.20. Допуск к работе лиц, не прошедших обучение, противопожарного инструктажа и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается.

3.21. Изучение мер пожарной безопасности на производстве и в быту следует также предусматривать в системе производственного обучения рабочих, служащих, инженерно-технических работников (далее - ИТР). Кроме того, для этой цели используются имеющиеся на предприятии местные системы радиовещания и т.д.

3.22. Обслуживающий персонал гостиниц, кемпингов, общежитий, лечебных учреждений со стационаром, детских дошкольных учреждений с круглосуточным пребыванием детей, школ-интернатов, домов для граждан преклонного возраста, детских лагерей, санаториев, домов отдыха и других оздоровительных учреждений должен каждый год проходить курс обучения правилам пожарной безопасности по программе, утвержденной администрацией, с учетом специфики объекта. Практические тренировки по отработке действий в случае пожара следует проводить в сроки, указанные в пункте 3.5 настоящих Правил.

3.23. В общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных учреждениях, высших учебных заведениях, учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров должно проводиться изучение правил пожарной безопасности на производстве и в быту, а также обучение действиям в случае пожара.

3.24. В детских дошкольных учреждениях должна проводиться воспитательная работа, направленная на предотвращение пожаров от детских шалостей с огнем и воспитание у детей бережного отношения к национальному богатству, а также приобретение навыков личной безопасности в случае возникновения пожара.

3.25. Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, жилищные учреждения и организации обязаны по месту жительства организовывать обучение населения правилам пожарной безопасности в быту и общественных местах.

3.26. Программы обучения по вопросам пожарной безопасности должны согласовываться с органами государственного пожарного надзора.