Илья пророк иконы. Пророк илия

В числе сохраненных национально-культурных достояний существует огромное количество величайших художественных произведений, главные герои которых относятся к старинным религиозным персонажам. Их иллюстрации, представленные на деревянных полотнах, наглядно отражают священные образы, которые были взяты из библии. Среди наиболее почитаемых композиций, которые с древних времен по-прежнему продолжают быть значимыми для общества, следует выделить одну, чьи чудотворные свойства являются особенно важными даже для воздушно-десантных войск.

Речь идёт о великой иконе Ильи Пророка. Первый её образ появился на свет еще со времен существования Византийского государства. В нем, пророк Илья предстаёт в качестве грузного мужчины с суровым хмурым взглядом. На теле его можно увидеть шерстяной плащ красного цвета, который покрывающий сзади спины. А на нижней части лица прорастает густая и длинная борода. В других более поздних работах, у Ильи можно будет заметить кинжал, который он держит в руке. Согласно некоторым определениям, данный предмет позволяет передать особую ярость, которую испытывает главный герой по отношению к иноверам.

Изображение Святого Ильи

На сегодняшний день в отдельных монастырях можно встретить две иконы святого Ильи. Их проиллюстрированные образы значительно отличаются друг от друга. Первый вариант изображает пророка, который сидит на камне возле пещеры посреди безлюдной пустыни, и погрузившись в свои мысли, о чем-то думает. Его голова при этом повернута в сторону, а прирученный ворон, которого можно увидеть в правом верхнем углу данной композиции, клювом удерживает еду, которую он нашел специально для Ильи. Согласно легенде, данный вариант работы демонстрирует тот самый промежуток времени, когда главный герой еще находился на земле и являлся обычным человеком. Другое произведение с участием пророка, уже демонстрирует продолжение его жизни в Небесном Царстве. А для того, чтобы люди полностью смогли в этом удостовериться, иконописец изобразил святого, который несётся сквозь облака, смотря при этом вниз на землю, от которой он постепенно отдаляется.

Следует отметить, что икона Ильи пользуется у религиозно верующих невероятной популярностью. По народному календарю, в честь данного святого, 2 августа отмечается старинный праздник, который так и называется день Ильи.

В чем помогает икона Ильи Пророка

Значение иконы Ильи Пророка крайне велико. Особенно это касается плодовитого урожая на засеянных территориях, появление которого бывает весьма затрудненным без божией помощи. Поэтому, с древних времен, крестьяне, а в нынешние времена сельскохозяйственные фермеры, обращаются к нему за помощью во время засухи для того, чтобы предотвратить её, обогатив почву проливным дождем.

Бывает и обратное, когда люди наоборот обращаются к святыне с целью установления хорошей солнечной погоды. Считается, что икона Ильи Пророка помогает человеку избавить свою душу от скверны и очернённой злобы. Молящиеся, во время совершения определенных религиозных канонов и прочтения молитвы, может быть услышан, и исцелен от сопровождающих его болезней. Находясь дома, в специально предназначенном для этого домашнем уголке, она способна подарить проживающей семье уют и особую теплоту.

Отдельное внимание следует уделить воздушно-десантным войскам. В каждой части такого военного подразделения обязательно существует часовня, главной иконой которой является образ святого Ильи Пророка.

В России, данную почитаемую святыню можно увидеть в церковном храме, который расположен на Обыденском переулке в городе Москве. Другой её образ находится в Новгородском храме, который называется Храм Пророка Божия Илии.

Молитва иконе святого Ильи

Перед началом молитвы, сперва, необходимо поставить свечки. Для того, чтобы икона Ильи Пророка смогла полностью помочь, в ответ на услышанные молитвы, человек, просящий о помощи, должен полностью верить в её чудотворную силу и последующее благополучие, которое обязательно настанет.

Во время молитвы, очень важно, чтобы сознание человека было полностью освобождено от каких-либо посторонних мыслей, а вся концентрация и внимание были направлена на просьбу о помощи. Её слова звучат следующим образом:

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наши дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Пророк Илия считается одним из самых почитаемых святых в православной и католической вере. Может показаться странным, но на сегодняшний день ничего не известно о происхождении этого человека и его родословной. Прорицатель является значимой фигурой в истории.

Кто он пророк Илия?

Библейский пророк, который проживал в Израиле в IX веке до н. э. – пророк Илья. Чтят святого во всех монотеистических религиях. Его считают покровителем ВДВ и ВВС. в христианстве почитается 20 июля. В славянской народной традиции его считали повелителем грома, дождя и небесного огня. Люди верили, что Илья передвигается по небу на колеснице и поражает молниями плохих людей.

Пророк Илия - житие

С иврита имя святого переводится, как «Мой Бог». Родился Илия за 900 лет до Рождества Христова. Предание гласит, что отцу пророка перед рождением сына было видение, что младенца приветствовали благообразные мужи и пеленали его огнем. С раннего детства пророк Илия посвятил свою жизнь Господу. Он жил в пустыне, постоянно постился и молился. В те времена правителем был царь Ахава, который был язычником и он поклонялся богу Ваалу.

Сначала, чтобы вразумить царя пророк своей молитвой наслал на землю засуху, но через какое-то время он послал дождь. Пророк Илия убил жрецов Ваала, чтобы доказать всем силу Господа. За свою жизнь святой совершил огромное количество чудес, например, он спас одну вдову от голода, а еще воскресил ее умершего сына. Упоминается пророк Илия и Ветхом Завете, где он вместе с Моисеем прибыл на гору Фавор. Господь взял святого на небо живым.


Пророк Илия – чудеса

В истории известно много фактов, касающихся чудесных проявлений молитвы святого. Важно заметить, что это не Илья творил чудеса, а Господь действует его руками.

  1. Низводил огонь на землю для наказания грешников и для знамения Истинности Богопочитания.
  2. Ударив одеждой по реке Иордан, библейский пророк Илия смог разделить ее, как Моисей.
  3. Удалось ему при жизни поговорить лицом к лицу с Господом, но только свое ему пришлось закрыть рукой.
  4. Святой пророк Илья за свою праведную жизнь был вознесен живым на Небо. Есть версии, что он попал не на небеса, а в другое место, где он будет ожидать второго пришествия Христа.
  5. Своими молитвами он управлял погодой, так он мог останавливать и посылать дождь на землю.
  6. При помощи пророчеств он открывал людям волю Господа.
  7. Пророк Илия воскресил мальчика и помог огромному количеству людей избавиться от болезней и даже смертельных.

В чем помогает Илия пророк?

Существует несколько молитвенных текстов, которые обращены к пророку.

  1. Поскольку Илья управлял силами природы, к нему обращались люди, чтобы попросить благословения на полевые работы и на получение хорошего урожая.
  2. Пророк Божий Илия помогает привлечь удачу, улучшить финансовое положение и успешно разрешить любое дело.
  3. Искренние молитвы помогают исцелиться от любого недуга.
  4. Одинокие девушки обращаются к святому, чтобы улучшить личную жизнь, так одинокие просят о достойном спутнике жизни, а люди в паре о счастливой жизни.
  5. Защищает пророк Илия от страстей, злости и разного негатива. Если регулярно ему молиться, то в доме будет мир и взаимопонимание.

Святой пророк Илия – молитва

Обращаться к святому, чтобы тот оказал помощь можно когда угодно и место не имеет значения. Важно имеет искренность в сердце и непоколебимую веру, что сказанные слова будут услышаны. Лучше всего, если молитва святому пророку Илии будет прочтена перед образом, который есть в храме или же его можно купить в церковной лавке. Перед иконой нужно зажечь свечу, перекреститься и прочитать молитву.

СВЯТОЙ ПРОРОК ИЛИЯ

Святой пророк Илия - один из величайших пророков, родившийся за 900 лет до пришествия в мир Христа Спасителя. Пророк Илия видел славу Преображения Христа на горе Фавор (Мф. 17:3; Мк. 9:4; Лк. 9:30). Он первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17:20-23) и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17).

Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина, из рода Ааронова. Согласно преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, когда родился Илия, его отец Совах видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и писали пламенем огненным.

Святой пророк Илия действительно был пламенным ревнителем веры и благочестия, посвятив себя Единому Богу. На это указывает и само имя Илия, которое с древне-еврейского (Элийя́ху) переводится как "Мой Бог - Яхве".

С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии. Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Любя же размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места, где подолгу беседовал с Богом в теплой к нему молитве, пылая к нему, как серафим, пламенной любовью. И сам Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его: все, что просил Илия у Бога, он получал.

Его пророческое служение пришлось на царствование израильского царя Ахава (874-853).

После смерти царя Соломона (931 год до Р.Х.) государство разделилось на два царства: Иудейское - со столицей в Иерусалиме и Израильское - со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам.

Жена царя Ахаве финикиянка Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала. Она стремилась уничтожить религию Моисея и сделать культ Ваала государственной религией Израиля. Иезавель убедила мужа принять языческую религию. По её приказу алтари Яхве были разрушены, а Его служители перебиты.

Справка:


Ваал - это ханаанейский (финикийский) бог бури, дождя, плодородия и физической похоти. Культ Ваала и его супруги Астарты сопровождался "священной проституцией", изуверствами и ночными радениями (как у некоторых сектантов) в особых рощах, наполненных непристойными изображениями (это так азываемые "маццебы", или "высоты" в деликатном Синодальном переводе Библии). По дорогам слонялись женоподобные языческие жрецы, многие из которых были скопцами, и высокими голосами (подобно некоторым нашим певцам с нетрадиционной сексуальной ориентацией) распевали ритмичные гимны, вводившие слушателей в экстаз. Поклонение Ваалу доходило до откровенного “скотского” образа жизни, включая групповой секс, кровосмесительство (Ваал, согласно мифу, состоял в связи с сестрой), содомию (есть изображение полового акта Ваала с телкой).

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Зная, что Бог требует от грешных людей добровольного обращения, а в ожесточенных сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, пророк Илия, сильно возревновал о славе Божией и о спасении людей. Он попросил Бога наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от нечестия. Но зная в то же время, что Господь по Своему человеколюбию и долготерпению не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нём, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников. Премилостливый Господь, как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего.

Илия пришел к царю и обличал его в заблуждении, что он, оставив Бога Израилева, сам кланяется бесам и вместе с собой весь народ влечет к погибели. Видя же, что царь не слушает его увещаний, святой пророк объявил, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка: «Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы ни дождя, разве только по слову моему». (3 Цар. 17, 1) Сказав это, Илия ушел от Ахава, и по слову пророка настала засуха: ни одна капля дождя или росы не упала на землю. Вследствие засухи был полный неурожай хлебов, и наступил голод. Три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода.

Но все это произошло не столько от гнева Божия, сколько по ревности о славе Божией пророка Илии. Ибо премилосердный и человеколюбивый Господь, по безмерной благости Своей, видя бедствие людей и гибель животных, уже готов был послать дождь на землю, но Он удержался от этого, чтобы исполнить решение Илии, и чтобы не оказались ложными слова пророка: "в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову". Сказавший же это был настолько объят ревностью к Богу, что и себя не щадил, ибо предпочитал лучше умереть от голода, нежели помиловать нераскаянных грешников, враждующих против Бога.

Сам пророк, по повелению Божию, укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу - хлеб и мясо.


Вороны кормят Илию. Графика. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи.


Илия воскрешает умершего сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

В скоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17:17-24).

По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры».

На горе Кармил, на побережье Средиземного моря, собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о снисхождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.


Пророк Илия после совершенного на горе Карми ожидал обращения Израиля к Богу. Но восстановления истинной веры не произошло. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить Илию за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены.

Пророк Илия вынужден был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь через пустыню. Илия бежит к священной горе Синай, где некогда Моисей получил свои знаменитые законы. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19:4). Илия в отчаянии говорит Богу о крахе своей миссии и "неудавшейся" истории Израиля: «Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:10).

Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах - буре, землетрясении и огне ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще 7000 человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. Он должен вернуться в страну и избрать себе преемника в лице Елисея, который и завершит начатую им борьбу за веру.

По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз - чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар.21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз - чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар.1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11). Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью (верхней одеждой) святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.


Илия возносится на Небо в огненной колеснице. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с ним на горе Фавор. Два самых авторитетных человека Ветхого Завета олицетворяют собой Закон и Пророки - два первых и важнейших раздела Священного Писания.

В библейской традиции Илия - один из двух ветхозаветных святых, не увидевших смерти на земле, но удостоенных рая еще до прихода Иисуса Христа. Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт.5:24). Поэтому на некоторых иконах Воскресения можно видеть Илию и Еноха у ворот рая, встречающих древних праведников, выводимых Христом через взломанные ворота ада.


Воскресение Христово

Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

Пророк Илия, возносящийся на огненной колеснице на Небо

По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5:24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «...затворити небо, чтобы не шел во дни пророчествия их» (Откр. 11:5). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня в ознаменование того, что владычество лжи и насилия перед кончиной мира будет недолговечным (Откр. 11:11).

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории.

Церковь Пророка Илии в Киеве, X век

Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (945 год от Р.Х.) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т.е. главным. В Константинополе, где на службу у греческих императоров до Х века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещенных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая.

***

«Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию - возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44) , - т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена - свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать.

Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой - Иона - вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия , в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте.

В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали Слово Истины , чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными - такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа.»

Митрополит Иларион (Алфеев)

Святой Николай Угодник и Илья пророк жили в разные времена. Их связывает покровительство над водной стихией, моряками и путешественниками. Считается, что Никола Чудотворец властен над всеми озерами, реками, морями, океанами с конца мая по второе августа. Остальное время все это находится во власти Ильи.

Обе личности почитаемы в православии. Им посвящена масса икон. Верующему человеку важно знать, что именно сделало этих людей святыми, почему Господь выделил их в Царствии Небесном среди других благочестивых христиан.

Илья пророк: жизнеописание и иконография

Илья родился за 900 лет до рождения Христа в Фесвии Галаадской. Его имя переводится, как «Бог мой - Господь». С юношества был ревностным праведником - придерживался всех постов, ежедневно проводил по несколько часов за молитвой.

Жизнь Ильи связана с периодом правления царя Израиля Ахавы, полностью подчинявшегося жене. Она решила утвердить культ Ваала, искоренить христианство. Все благочестивые люди были изгнаны из страны, а при дворе создали культ жрецов языческого бога. Илья родился, чтобы привести израильтян к покаянию, добиться прощения Господа, вернуть в Израиль истинную веру.

Нечестие царя достигло апогея. Тогда Господь обрек земли на голод, который должен был продолжаться три года. Ахав не раскаялся, убежденный, что истинный небесный царь - Ваал. Тогда Илья исполнил свою жизненную миссию. Он предложил жрецам спор: чей Бог быстрее отреагирует на жертвоприношение, тот является истинным. Все должны поклониться ему, а второго придать забвению. Неповиновавшиеся должны умереть. В этой схватке победил истинный Господь, Илья собственноручно казнил всех присутствовавших жрецов.

Летописи рассказывают о разных чудесах, сотворенных Пророком. Например, одна вдова не пожалела для него последней горстки муки и горшка масла. За это он сделал так, чтобы эти продукты никогда не иссякали у женщины. Также рассказывается о его умениях управлять водными стихиями. Это была не магия - все чудеса сотворены молитвами, так как Бог покровительствовал Пророку.

Илья не умер. Господь забрал его в Царствие Небесное на огненной колеснице.

Святыни, на которых изображен Илья

В старину всех пророков изображали одинаково: длинные седые волосы и борода, свиток со священным писанием в руках, плащ. На голове - нимб или просто головной убор. Иконы отличали по надписи на табличках, которые делали иконописцы. Естественно, за века многие указатели стерлись, потерялись. Поэтому многие иконы остаются загадкой: ученые спорят, кому они посвящены.

О чем просят Илью?

Часто к Илье обращаются земледельцы с просьбами о хорошей погоде, высокой урожайности, помощи при нелегком сельском труде. Также его считают защитником слабых, хранителем семейных уз. Пророк поможет сохранить брак, восстановить взаимопонимание между супругами. Холостые девушки просят святого, чтобы он послал достойного спутника жизни.

Николай Чудотворец родился почти через 1200 лет после Ильи. Приблизительный год появления на свет будущего епископа Мирликийского - 270 год после Рождества Христова. С детства проявлял интерес к богослужению: все свободное от школы время проводил при церкви, изучал священное писание, молился. Получив начальное образование, пошел чтецом в церковь, позже стал священником, читал проповеди. Помог ему родной дядя. Он увидел в мальчике необычную для столь юного возраста тягу к праведной жизни.

Николай продолжил свое образование в Александрии. Тогда это был научный и культурный центр Рима. Самые светлые умы стекались в этот город, чтобы иметь доступ к обширной библиотеке, развитым для своего время учебным заведениям.

Историки расходятся во мнении, как Николай стал епископом. Одни говорят, что это логичное продолжение духовной «карьеры». Другие утверждают, что его назначил духовный совет после того, как одному из его представителей пришло видение.

Тогда в Риме правил жестокий император, который издал указ о преследовании христианской веры. Николай несколько раз был несправедливо осужден за проповедование. Его приговаривали к пыткам, тюремному заключению, пытались заставить отречься от веры.

Моральный облик

Моральный облик Николая идеален с точки зрения христианства: он не грешен, живет по заповедям, проповедует, не отступается от своей веры даже в сложные времена, помогает ближним. Бог испытал Угодника не только лишениями, но и достатком. Его семья была хорошо обеспечена. После смерти родителей юноше досталось хорошее состояние. Он мог прогулять эти деньги, приумножить их, став зажиточным человеком, просто жить, управляя состоянием и практически ничего не делая. В любые времена так бы поступило 99% людей. Но Николай все свое богатство раздал тем, кто нуждается. Сам же ушел странствовать по миру.

Добродетель Чудотворец старался творить настолько скрытно, насколько возможно. Всем известна история о трех сестрах, которых он спас от рабства, подкидывая в дом мешочки с золотом для приданного. Отец девушек узнал о том, кто им помогает таким образом. Но Николай лишь попросил никому не говорить о содеянном. Ему не нужны были ни слава, ни деньги, ни благодарность. Человек просто творил богоугодное дело.

В епископском сане Николаем не овладела гордыня. Он не перестал помогать каждому ближнему, молиться за спасение их душ, прощение. За это весь приход любил и уважал Угодника.

«Пятна» на биографии: правда или вымысел?

Тот факт, что Николай стал святым, пришел в Царствие Небесное, говорит о том, что всю жизнь он творил богоугодные дела. Существует два спорных факта, о которых спорят ученые. Первый - пощечина на Никейском Соборе. Говорят, что Николай ударил человека, который высказывал крамольные мысли об Иисусе Христе, призывал изменить некоторые христианские каноны. Известно, что над Николаем проводился церковный суд. Но свидетельств о том, по какому поводу он был - нет. Ученые, изучающие историю православия, заявляют, что ни в одном упоминании о Никейском Соборе нет имени епископа Мирликийского. В то же время такое значимое событие (первый всеобщий сбор всего духовенства) описывалось сотни раз. Скорее всего, Николы там просто не было.

Второй случай - разрушение храма Афродиты в Мирах Ликийских. В писаниях сказано, что Николай сравнял его с землей, а все что осталось, развеял по ветру. Святой увидел, что строение - убежище демонов. Святителя обуял гнев, не на само здание, его значение, а именно на нечисть, которая там находится. На том же месте построена церковь, епископом которой стал Чудотворец. Что именно имеется в виду под разрушением - не совсем понятно. Археологи утверждают, что языческий храм действительно существовал, но уничтожен от землетрясения в начале нашей эры, примерно за 200 лет до рождения епископа Мирликийского.

Изображения святого

Святому Николаю Угоднику посвящена масса икон. На Руси они начали получать распространение вместе с Крещением. Многие мастера, выбравшие иконопись как основной род деятельности, изображали Николая.

Все святыни делят на три типа:

  • ростовые;
  • поясные;
  • житийные.

Для церковной истории особое значение имеют житийные святыни. В центре - поясное или ростовое изображение Николы, вокруг - сцены из его жизни (каждая называется клеймом). Выделяют три подтипа святынь: о детстве, о посвящении в духовные саны, о сотворенных чудесах и добрых делах.

Обычно Николу изображают с Евангелие в одной руке и застывшей в благословительном жесте другой рукой. Но существуют исключения, например, Никола Можайский. В правой руке он держит меч, в левой - город с православным храмом внутри. Николая по праву считают защитником христианских городов. Во многих оборонных крепостях раньше были целые кельи с его иконами. Это и вдохновило иконописцев на создание подобных изображений.

О чем молятся святому?

Чаще всего к Николаю обращаются со следующими просьбами:

  • защитить близких, которые находятся в путешествии, плавании;
  • помочь в дороге, уберечь от неприятностей;
  • помочь в учебе, получении новых знаний и навыков;
  • восстановить справедливость (Николай защищает всех слабых, оклеветанных людей);
  • помочь найти правильный духовный путь.

На самом деле не важно, кого просить о помощи. Главное, чтобы молитва была искренней, а на уме не было злых помыслов, желания зла другим людям.