Виды госслужбы. Виды государственных органов

Власть представляет собой форму политической власти, которая является руководящим началом общества, осуществляет деятельность от имени народа на всей государственной территории.

Для получения власти статуса государственной необходимо наличия аппарата управления, функционала по изданию и доведению до общества норм поведения.

О видах государственной власти и ее разновидностях размышляют ученые теоретики права. Существуют сторонники теории, что государственная власти представляет собой социальную власть в особом ее проявлении. Особый характер социального проявления государственной власти складывается при наличии двух составляющих:

  • во-первых, наличием особых органов управления;
  • во-вторых, социально неоднородного общества, требующего единения.

Государственная власть всегда проявляется в условиях обозначенных и принятых границ в территориальном смысле. Считается, что именно государственная власть в своих видах способна привнести развитие в общественные институты.

Другие ученые отмечают, что государственная власть в своем проявлении отлична от социальной власти, имеет свои специфические признаки:

  • Только у государственной власти имеются полномочия на принятие общеобязательных правил поведения, границ дозволенного поведения;
  • Только государственная власть имеет механизмы государственного принуждения.

Основная классификация видов государственной власти

После того, как мы определили основные границы государственной власти, следует указать на виды власти (некоторые ученые отмечают, что под видами государственной власти следует понимать виды органов государственной власти):

    Законодательная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию, которых входит издание нормативно-правовых актов по всем аспектам общественных отношений, проявляющихся как в дозволении, так и в запретах поведения общества.

    Исполнительная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, в компетенцию которых входит правоприменительная деятельность. Органы исполнительной власти дополняют законодательную в части соблюдения принятых норм. Они являются своего рода «блюстителями» порядка.

    Судебная власть.

    Она представляет собой совокупность органов, которые, в случае нарушения дозволенных правил поведения, имеют полномочия по пресечению дальнейших нарушений.

Данные виды государственной власти являются гарантом сохранения стабильности в обществе. Однако выделяют также и прочие виды государственной власти, давая им несколько иную характеристику:

  • Верховная власть. В соответствии с данной классификацией видов государственной власти, к верховной власти относят – аристократию, монархию и демократию.
  • Управленческая власть. Здесь также дается обобщенное понятие о возможности и полномочиях власти воздействовать и контролировать общества (как в целом, так и в частности – на каждого индивида).
  • Публичная власть. Она как бы выделяется из общества. Данный вид власти обозначен для того, чтобы отграничить гсударственную власть от общественного строя.
  • Символическая власть. Она тесно связана с социальным аспектом, формируя восприятие и оценку происходящих в государстве событий.

Пожалуй, следует выделить и еще одну классификацию видов власти, которую по некоторым основаниям приравнивают к государственной.

Дополнительная классификация видов государственной власти

Так, к законодательной, исполнительной и судебной видам власти общество добавляет еще две:

  • Средства массовой информации, которые действуют независимо от иных органов государственной власти, при этом освещают и обозначают проблемы общества, призывая государственную власть обратить на данные проблемы внимание или осуждают государственную власть за отсутствие достаточного внимания к тем или иных проблемам общества.
  • Церковь. Ее также называют ветвью власти, поскольку помимо правил поведения устанавливаемых в нормативно-правовых актах, существует мораль общественного поведения. Трактовку такой морали осуществляет церковь. Она также призвана обращать внимание государства на те или иные проблемы общества.

Оговоримся, что данная классификация наличествует только в доктрине государства и права, нормативно данное деление видов государственной власти нигде не обозначено.

Замечание 1

Рассмотрев вопрос видов государственной власти отметим, что органы государственной власти представляют собой лишь коллектив, которому общество делегировало осуществлять государственные функции в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Развитие человеческого общества продолжается уже несколько десятков тысячелетий. За это время организация общественных отношений претерпела значительные изменения. Наверное, сейчас уже никто не возразит, что государственная власть (понятие и виды будут охарактеризованы ниже) - это наиболее совершенная на современном этапе эволюции форма общественной организации.

Что такое власть?

Любая форма организации жизни общества подразумевает наличие власти кого-то над кем-то. Власть - это форма управления социальными процессами. Личность или социальная группа, имеющие большой авторитет среди множества социальных групп или на определенной территории, определяют приореты для всех. Власть - это подчинение большого количества людей социальным признанным авторитетам.

Государственная власть: понятие и виды

В теории государства и права принято считать, что государственная власть - это особый вид социальной власти, при наличии которой удерживается единство социально неоднородного общества путем деятельности особой структуры. Именно государство считается тем механизмом, который может обеспечить мирное сосуществование и динамичное развитие общества в определенных границах.

Виды государственной власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

В России, как и в любой другой цивилизованной стране, действует принцип деления власти. Все 3 вида государственной власти существенно отличаются друг от друга и имеют конкретные характеристики. Свойства органов власти отображаются в специфике их деятельности и функциях.

Органы государственной власти: понятие, виды

Органы государственной власти - это основанный государством коллектив людей, имеющий статус юридического лица и осуществляющий государственные функции в определенной отрасли или сфере общества.

Каждый из них входит по своему функционалу в структуру конкретной ветви власти в Российской Федерации. Функции и цели, а также методы работы всех государственных органов регулируются Конституцией и законами государства. В теории государства и права выделяют следующие виды органов государственной власти.

В зависимости от способа создания:

  • Первичные - орган избирается всем населением страны или определенной территории непосредственно. К таким органам можно отнести законодательное собрание края, области, а также Государственную Думу.
  • Вторичные - это институции, которые создаются первичными органами государственной власти. Вторичные учреждения не подконтрольны народу, так как он их не назначает и не выбирает.

По характеру образования:

  • избираемые органы (парламент, местные советы);
  • органы, состав которых определяет или назначает глава государства или вышестоящая организация (например, часть судей Конституционного Суда назначается Президентом);
  • органы власти, передающиеся по наследству (в России и Украине таковых нет).

В зависимости от способа принятия решений:

  • Коллегиальные - решение в этом учреждении может приниматься только большинством голосов. В основном, это органы законодательной власти или местные советы.
  • Единоличные - решения принимаются непосредственно руководителем и оформляются в виде приказа.

По видам функций:

  • парламент (в России это Государственная Дума, в Украине - Верховный Совет) - орган законодательной власти;
  • Президент - это фигура, которая стоит над всеми органами власти, а также представляет интересы страны на внешней арене;
  • суды - это органы, выполняющие важнейшую в демократическом государстве функцию правосудия;
  • милиция и другие правоохранительные органы;
  • спецслужбы, которые защищают особые интересы государства (ФСБ в России, СБУ в Украине, ФБР и ЦРУ в США).

Как формируются органы власти?

Итак, мы говорим про виды государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Формирование органов каждой из ветвей власти в Российской Федерации происходит по-разному. По своей природной сути, власть принадлежит народу. Ясно, что каждый гражданин государства не может обладать одновременно властными функциями, поэтому вполне логично делегировать эти полномочия избранным, наиболее достойным и авторитетным людям.

Для этого существуют выборы. Исключительно выборным путем формируются органы законодательной ветви власти. Это касается как центрального законодательного субъекта (Государственной Думы), так и местных советов областей, автономных республик и краев. Органы исполнительной власти относятся к категории назначаемых. Избрать Совет Министров путем выборов невозможно ни в одном из государств на Земле. Судебная власть также не выбирается. Судьи назначаются на свои должности квалификационными коллегиями после сдачи определенных нормативов (кроме некоторых исключений, например, судьи Конституционного Суда назначаются по квоте Президента, Государственной Думы и Съезда судей).

Структура исполнительной власти в Российской Федерации

По Конституции Российской Федерации предусмотрены такие виды исполнительных органов государственной власти:

  • федеральные;
  • местные.

К федеральным органам власти относятся: правительство (Кабинет Министров), министерства и ведомства. Главный орган исполнительной власти - это правительство. В состав Кабинета Министров входят: премьер-министр, первый заместитель премьер- министра, несколько заместителей главы правительства, министры. Количество министров в разные годы может колебаться, потому что министерства могут как создаваться, так и ликвидироваться. Перечень министерств, которые входят в структуру правительства сегодня, такой:

  • внутренних дел;
  • гражданской обороны и противодействия чрезвычайным ситуациям;
  • обороны;
  • юстиции;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • образования и науки;
  • экологии и природных ресурсов;
  • развития промышленности и торговли;
  • по делам регионов Дальнего Востока;
  • недавно создано Министерство, которое курирует Крым;
  • сельского хозяйства;
  • спорта;
  • развития транспорта;
  • труда и социальной защиты населения;
  • по делам развития экономики;
  • энергетики.

Кроме министерств, действуют также службы и ведомства. Такие структуры чаще всего занимаются вопросами безопасности, а также узкопрофильными темами, которые должна курировать центральная власть. На местах функции исполнительных органов власти исполняют местные администрации. Возглавляют местные органы президенты или губернаторы.

Как назначаются руководители и члены органов исполнительной власти? Премьер- министр назначается президентом страны после согласования с Государственной Думой. Формирование правительства, кроме руководителей оборонного блока, проводит глава правительства на свое усмотрение. Руководители некоторых служб и ведомств также назначаются президентом и утверждаются парламентом. На местном уровне принцип назначения руководителей выборный. Люди на территории субъекта Федерации могут самостоятельно решить, кто достоин руководить регионом.

Полномочия исполнительной власти

Как известно, все виды органов государственной власти РФ построены по принципу деления власти. Органы исполнительной власти осуществляют внутреннюю и внешнюю политику государства. Правительство разрабатывает и реализует программы экономического и социального развития государства, разрабатывает программы обороны государства. В ведении правительства находятся такие сферы, как промышленность, охрана правопорядка, оборона, торговля, образование, охрана природы, финансы, транспорт и многие другие отрасли. Реализация функций исполнительных органов власти происходит путем принятия таких нормативно- правовых актов, как распоряжения и постановления.

Законодательная власть

Говоря на тему про виды государственной власти в РФ, стоит отметить, что большая роль в развитии страны принадлежит законодательной власти. Правительство проводит государственную политику на базе законов, которые принимаются именно этой властью. По Конституции Российской Федерации единственным органом законодательной власти является Федеральное Собрание. Состоит из двух палат: Федерального Собрания (высшая палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Принцип формирования палат разный. Государственная Дума избирается путем общенациональных прямых выборов. Независимо от избирательной системы, которая практикуется на конкретных выборах, депутаты Думы представляют интересы всех жителей страны. Совет Федерации формируется фактически на местах, потому что в его состав входят руководители местных органов исполнительной и законодательной власти.

На местах также избираются законодательные собрания, состоящие из одной палаты. Необходимость местных органов, которые вправе издавать законы, объясняется большой площадью государства. Россия - это федерация, которая включила в свой состав много этнически разных субъектов, поэтому такая система власти позволяет наиболее точно учитывать интересы всех групп общества.

Полномочия законодательной власти

Основная функция законодательной ветви - создавать юридическую базу для жизни государства. Депутаты разрабатывают и принимают законы, постановления, регулирующие разные сферы деятельности. Парламент утверждает состав Кабинета Министров. Также депутаты дают согласие на назначение и увольнение руководителей центральных органов исполнительной власти. Кроме этого, исключительно Государственная Дума может поднимать вопрос об импичменте президента.

Система органов судебной власти

Виды государственной власти в системе сдерживания и противовесов выстроены очень логично. Роль судебной власти тоже следует оценивать серьезно. Суды в России выстроены по той же системе, которая практикуется сейчас в лучших мировых демократиях. Элементами судебной системы есть конституционные, арбитражные суды, а также суды общей юрисдикции. В отличие от унитарных государств, конституционные (в некоторых регионах - уставные) суды есть в каждом регионе страны.

Система и полномочия судов общей юрисдикции

Существует 3 уровня судов общей юрисдикции в системе российского судопроизводства. В роли судов первой (в некоторых случаях - второй) инстанции подразумеваются районные суды. Выше районных по иерархии считаются областные (краевые, республиканские) суды, которые рассматривают апелляционные жалобы на решения нижестоящих судов. Возглавляет иерархию судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Коллегии судей этого органа принимают решения по кассационным жалобам на решения средних инстанций судебной системы.

В некоторых случаях роль первой инстанции могут выполнять мировые судьи, которые проживают на определенной территории, владеют основными теоретическими знаниями.

Суды общей юрисдикции могут начинать судопроизводство по уголовным, гражданским, административным и другим делам.

Полномочия и система конституционных и арбитражных судов

Система этих судов похожа, потому что есть всего лишь две ступени. Действуют конституционные и арбитражные суды на уровне субъектов Федерации. Высшими инстанциями по Конституции считаются Конституционный Суд РФ и Верховный арбитражный суд РФ.

Вопреки схожести систем, полномочия у судебных инстанций разительно отличаются. Конституционные суды по своей компетенции рассматривают законы и подзаконные акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти. Арбитражные суды рассматривают споры между юридическими лицами.

Президент: порядок избрания и полномочия

Россия - это очень централизованная республика, поэтому президент стоит в центре системы власти. По статусу президент - это глава государства. Он представляет государство на внешней арене.

Президент выбирается сроком на 6 лет путем прямого, тайного избирательного права всем населением государства. Отстранение от должности возможно только путем импичмента.

Президент может влиять как на внешнюю, так и на внутреннюю политику государства. Полномочия президента распространяются на такие сферы:

  • исполнительную власть;
  • право законодательной инициативы;
  • сферу безопасности и т. д.

Заключение

Виды власти, государственного управления - это всего лишь формы государственной власти. Каждая ветвь власти путем реализации своих полномочий как бы сдерживает остальные две ветви от монополизации всей власти в своих руках.

Итак, в России существует 3 вида государственной власти: судебная, законодательная, исполнительная. Именно такое соединение видов власти на сегодняшний день идеальное.

Дифференциация гос.службы по видам закреплена в ФЗ «О системе гос.службы в РФ».

2 классификации.

I. виды государственной службы.

1. государственная гражданская служба (ГГС)

1.1. федеральная ГГС

1.2. ГГС субъектов

2. военная (только фед.)

3. правоохранительная (только фед.)

II. Органы, где служба осуществляется

1. федеральная служба (в Федеральном органе (неважно, центральный, или территориальный))

2. служба в субъектах

ФГГС:

Администрация Президента

Аппараты ГД и СФ.

Аппараты всех судов

Аппарат Правительства

ГГС в субъектах:

Аппарат ВДЛ

Аппараты судов субъекта

ОИВ субъекта

Единство системы гос.службы объясняет:

1. Взаимосвязь видов службы – учитывается стаж службы, знания и навыки (Генерал-лейтенант на гражд.службе не начнет с референта или младшего специалиста)

2. установление общих принципов организации системы должностей гос.службы.

3. установление единых принципов прохождения гос.службы.

Профессиональная деятельность предполагает деятельность, которая осуществляется на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, опыта, приобретаемых в результате спецподготовки.

Госслужба, ее сущность и назначение определяется сущностью и назначением самого государства. Она не только отражает задачи, функции и основные черты государства, но и призвана обеспечивать их осуществление. Госслужащий в рамках полномочий по замещаемой им должности всегда выступает от имени и по поручению государства.

Госслужба как вид профессиональной деятельности означает непосредственное, непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения полномочий госорганов лицами, находящимися на госдолжностях, поэтому они принимаются на постоянную работу, им присваиваются квалификационные разряды, звания, ранги.


Вопрос №29. Понятие, виды, принципы???? государственной гражданской службы (ГГС)

ГГС

Нормативное регулирование предполагает комплекс актов:

1. Конституция – граждане имеют право участия в управлении гос-вом

2. ФЗ «О системе гос.службы»

3. ФЗ «О ГГС» - основной акт

4. иные федеральные законы – ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает ряд доп.обязанностей

5. ФЗ, регулирующие особенности прохождения гос.службы в отдельных гос.органах. => ФЗ от 27.07.2010 «Об особенностях прохождения ФГГС в системе МИД».

6. Указы Президента РФ. Если будет регулировать Правительственными актами – вторжение исполнительной власти в др.органы власти => вопросы решаются над системой разделения властей, т.е. президентом. При этом обсуждаются вопросы, и в ФЗ «О ГГС» упоминается орган по управлению гос.службой – выражена позиция законодателя, что когда-нибудь такой орган появится. Но МинЮст сам не знает, что это будет за орган, и какое место он займет в системе органов РФ. Это не может быть орган исполнительной власти. Да и вообще его существование сомнительно. Или совещательный орган при президенте. В общем, спорный вопрос.

7. Постановления Правительства, регламентирующие отдельные особенности или отдельные аспекты гос.-служебных отношений в ФОИВ.

8. Акты ФОИВ, причем как центральных, так и территориальных. Основной вид актов – должностные регламенты гос.гражд.служащих, которые составляют основной массив. Утверждаются руководителем органа.

9. Конституции (уставы) субъектов – формально.

10. Закон субъекта «Об особенностях ГГС в субъекте РФ».

11. Акты ВДЛ

12. Акты гос.органов.

ФГГС:

Администрация Президента

Аппараты ГД и СФ.

Аппараты всех судов

Аппарат Правительства

Все ФОИВ, включая территориальные

Аппараты Счетной Палаты, ЦИК, уполномоченного по правам человека.

ГГС в субъектах:

Аппарат ВДЛ

Аппарат представительного органа

Аппараты судов субъекта

ОИВ субъекта

Аппараты избирательных комиссий субъекта

2 аспекта ГГС:

1 аспект ГГС: должности ГГС

2 аспект ГГС: служащие, т.е. лица, которые эти должности замещают.


Принципы государственной гражданской службы:

1. приоритет прав и свобод человека и гражданина

2. единство правовых и организационных основ ГГС РФ и ее субъектов

3. равный доступ граждан к госслужбе, владеющих госязыком РФ, равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами госслужащих

4. профессионализм и компетентность

5. стабильность гражданской службы

6. доступность информации о государственной гражданской службе

7. защищенность гражд-х служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.


Вопрос №30. Понятие, классификация и признаки должностей гражданской службы.??? Как звучит вопрос?

ГГС - вид государственной службы, т.е. профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях ГГС по обеспечению исполнения полномочий федеральных и региональных государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов.

Признаки:

1. явл частью службы

2. явл службообразующей категорией

4. гос. должности учреждаются ФЗ или указами Пр-та, либо з-нодат-вом субъекта РФ

5. учреждение гос. должности должно иметь внешнюю форму этого учреждения (реестр)

6. учреждённая должность замещается опред физ лицом.

В соотв с ФЗ «О ГГС РФ» от 27.07.2004

Должности ГГС

Нормативное регулирование осуществляется ФЗ «О ГГС». Но основным актом является Указ Президента от 31.12.2005г. «О реестре должностей ФГСС». + акты ВДЛ субъектов «О реестрах должностей ГГС субъекта РФ».

Осн.цель реестров заключается в том, чтобы нормативно закрепить в/связь иерархического положения каждой конкретной должности с её местом в структуре каждого вида гос.органа.

Иерархическое положение => см.классификацию должностей.

Статья 9 ФЗ «О ГГС» Классификация должностей гражданской службы.

1. Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы. Каждая должность имеет опред.категорию и опред.группу одновременно.

2. Должности гражданской службы подразделяются на следующие категории :

v руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов ФОИВ и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий; П: начальник управления.

v помощники (советники ) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности (советник Президента РФ), руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов ФОИВ и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

v специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; Те, кто осуществляет правоприменение, кто рассматривает наше дело. Инспектор ФНС.

v обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Сотрудники бухгалтерии, системный администратор. Служащие, которые непосредственно принимает или выдает документы.


3. Должности гражданской службы подразделяются на следующие группы :

Критерием является объем и важность служебных обязанностей.

Ø высшие должности гражданской службы;

Ø главные должности гражданской службы;

Ø ведущие должности гражданской службы;

Ø старшие должности гражданской службы;

Ø младшие должности гражданской службы.

Реестры должностей, утверждаемый Президентом и ВДЛ, определяют, какие должности в органе м.б. созданы, и для каждой должности определяют категорию и группу.

Классификация важна для того, чтобы определить квалификационные требования, которые д.б. предъявлены к лицу, которое будет замещать ту или иную должность. Чем выше должность – тем больше требований.

Квалификационные требования к каждой должности устанавливаются исходя из категорий и групп и в отношении каждой должности есть 3 группы квалификационных требований, которые закрепляются на разных уровнях нормативного регулирования:

1. требования к уровню профессионального образования – ФЗ «О ГГС».

2. требования к стажу гражданской службы или гос.службы иных видов. – Указ Президента РФ от 27.09.2005 «О квалификационных требованиях к стажу ГГ служащих и стажу работы по специальности», акт ВДЛ.

3. требования к профессиональным знаниям и навыкам – на уровне нормативных актов гос.органов.

Акт, комплексно регулирующий конкретную должность в гос.органе – должностной регламент. Должен содержать всю информацию из ФЗ, указов, административные регламенты исполнения функции предоставления услуг, определить ответственность, определить, какие акты может принимать, в принятии каких – принимать участие. Должностные регламенты принимаются руководителем гос.органа: территориального или центрального.

Обусловлены специализацией, которую определяют цели, уровень и функции соответствующих органов. Под этим понятием понимается особая профессиональная работа, направленная на обеспечение предоставленных законом полномочий аппарату власти.

Различные виды государственной службы возникли в связи с устройством РФ, имеющим федеративный характер. На эти разграничения повлияло также разделение властей и особенности различных секторов и сфер, относящихся к исполнительному аппарату.

Служба субъектов государства, которые находятся в его ведении;

Федеральная.

Совместным ведением государства и его субъектов являются только кадры, относящиеся к правоохранительным и судебным органам.

Также подразделяют виды государственной службы на:

Гражданскую;

Общеадминистративную;

Специализированную;

Правоохранительную;

Военную;

Войсковую;

Военизированную.

Госслужба обладает многоцелевым функциональным характером. Ее основной задачей является обеспечение исполнения всех полномочий, которые возложены на аппарат управления обществом. Именно это многообразие функций диктует специализацию и дифференциацию профессиональной служебной деятельности государственных органов. Глубокое понимание структуры этого механизма способствует решению проблемы модернизации и совершенствования работы всех его подразделений с целью повышения эффективности их функционирования.

Виды государственной службы, которые классифицируются в зависимости от можно разделить на несколько категорий. К ним относят:

Парламентскую службу;

Работу исполнительных органов (правительственную);

Судебную деятельность.

Различные элементы структуры государственной службы обладают специфическими особенностями и функциональными возможностями, которые зависят от предмета деятельности и компетенции соответствующего аппарата власти.

К управленческим или общеадминистративным органам относят:

Службу Президента и его Администрации;

Парламентские органы;

Правительственную службу;

Исполнительные органы.

Вид государственной службы, являющийся специализированным, решает задачи по реализации особых полномочий. Они предоставляются служащим со специфической профессиональной подготовкой. Как правило, их целью является регулирование определенной однородной деятельности. Служба в специализированных государственных подразделениях относится к гражданскому виду. Деятельность таких госорганов основана на правовых актах, которые издаются для их функционирования. К ним можно отнести:

Дипломатическую службу;

Налоговые органы;

Правозащитный аппарат;

Службу контроля и надзора;

Финансово-кредитные госорганы;

Являющуюся альтернативной;

Избирательные комиссии.

Понятие и виды государственной службы со специальными компетенциями и функциями включают в себя также органы, которые решают правоохранительные задачи. Их деятельность основана на применении мер воздействия юридического характера, которые соответствуют действующему законодательству. Такая служба осуществляется в органах:

Прокуратуры;

Налоговой полиции;

Внутренних дел;

Таможни;

Юстиции;

Нотариальной службы.

По своей специфике к правоохранительной службе тесно примыкает военная. Это особый вид, отличающийся от гражданской рядом особенностей:

Условиями труда, сопряженными с риском;

Специфическими профессиональными особенностями;

Должностными обязанностями, в основе которых - защита здоровья и жизни граждан, а также обеспечение их безопасности;

Наличие дисциплинарного устава;

Особыми условиями приема на службу и порядком ее прохождения.

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2721