Простые мечты советского ребенка и предметы быта ссср. Назад в ссср: как и чем жил простой советский человек

Одежда и дрова

Х уже всего обстояло дело с одеждой и другими промышленными изделиями. Костюмы, платья, пальто и прочие вещи добывали по специальным талонам в крупных универмагах. С ночи у дверей скапливалась туча народу, при открытии возникала давка, многие получали травмы, а иные махали рукой и возвращались восвояси. Но даже по талонам готовые вещи бывали редко и, как правило, не того размера. Их все равно брали и несли к знакомым портнихам, которые подрабатывали втихую у себя дома. Милиция, конечно, знала об этой "теневой экономике", но никогда их не ловила. Значительно легче было достать отрезы материала. О расцветке не заикались и хватали что повезет. Старые вещи не выкидывались, а сперва перелицовывались : портниха распарывала их на составные детали, поворачивала протершуюся сторону ткани лицом к подкладке и сшивала все заново.

Нижнюю одежду и постельное белье в каждой семье по возможности шили себе сами. Дом, где имелась дореволюционная швейная машинка "Зингер" , считался благополучным.

Сейчас даже трудно представить эти полотняные дамские панталоны с пуговицами на талии; эти сатиновые мужские трусы длиной до колен. Многие вместо трусов круглый год носили бя зевые армейские кальсоны из жесткой желтоватой материи, с застежками на поясе и на щиколотках. Они были такими прочными, что Алексей Ларионов, имея несколько пар, не сносил их за шестьдесят лет.

Женские чулки были шерстяными или хлопчатобумажными; они постоянно рвались, и домохозяйки целыми днями их штопали . Давно забытое искусство штопки, требовавшее китайского трудолюбия, состояло в заделывании обширной прорехи идущими в двух направлениях переплетенными между собой нитками. Безнадежно испорченные шерстяные чулки распускались , чтобы из полученной шерсти связать новые. Со времен нэпа появились полупрозрачные фельдипе рсовые и фельдико совые чулки приторно-розовой и голубой окраски; их считали роскошью и одевали в исключительных случаях.

Валентина Авдышева. "Натюрморт с утюгом", 1964

Без специальной карточки нельзя было даже помыться в бане. Ванн дома почти ни у кого не имелось; люди занавешивали угол кухни и ополаскивались из таза. В баню же ходили как следует отпариться, а главное, потому, что там каждому выдавали маленький обрезок мыла на помывку . Им пользовались осмотрительно и остатки приносили домой. Иногда в баню захватывали мелкое белье и стирали прямо в шайке.

Одна типография в обмен на керосин поставляла для Наркомнефти невостребованные плакаты идейного содержания. Их разрезали и сшивали в тетрадки, где можно было писать на обороте; с этими тетрадями дети сотрудников ходили в школу. Чтобы экономить бумагу и карандаши, школьники решали домашние задания угольком на белом кафеле печки и потом переписывали в тетрадь.

Большинство домов имело печное отопление и дровяные плиты. Поэтому домоуправление раз в несколько месяцев выдавало каждой семье ордера на дрова . Дрова измерялись полными кубометрами (без десятых долей); положенное количество вычислялось исходя из кубатуры помещения (на топку) и из количества членов семьи (для плиты).

В каждом большом квартале был свой дровяной склад, куда завозилась пересортица любой толщины и разделывалась на метровые обрубки. Иногда, впрочем, они оказывались по два метра , и их, для экономии собственного труда, старались не брать. Квартиросъемщик предъявлял ордер и сам набирал приглянувшиеся ему поленья, заполняя ими вертикальную мерную раму , которая обозначала квадратный метр древесины с учетом зазоров между стволами. Поленья были различных пород деревьев; особенно ценились дубовые и березовые, давашие сильный жар. Подавляющая масса поленьев была хвойного происхождения и горела удовлетворительно; зато все шарахались от ольхи и осины. Неподалеку переминались мужики с большими тачками; покупатель грузил добычу на тачку и в сопровождении мужика следовал домой. Здесь дрова разделывали на 3-4 части двуручной пилой и укладывали сохнуть в дровяной сарай , а по утрам кололи колуном (невероятно тяжелым топором на длинной ручке), сколько нужно на данный день.

Печи

Т рудно представить, что из современной бытовой техники и удобств люди тридцатых годов имели только электрическое освещение, канализацию и холодную воду в кухне, да и то не везде. Множество домов, главным образом деревянных, жило с выгребными ямами. В разных местах города (за пределами Садового кольца) были специальные станции, где золотари сливали свои бочки в городскую канализацию. Водопроводные трубы, не заходя в избы и бараки, тянулись под асфальтом вдоль тротуаров от одной колонки до другой. Жильцы приходили с ведрами, подставляли их под кран и отжимали вниз тугой железный рычаг. О горячей воде никто даже не заикался. Самые крупные дома для партийной знати имели автономное паровое отопление из собственной котельной.

Центром всякой московской квартиры была печка . Точнее, печей имелось как минимум две: большая (русская ) в кухне и малая (голландка ) в жилой части. Чтобы равномерно отапливались все комнаты, планировку квартир делали от печки : она стояла посередине, от нее расходились перегородки, и в каждую комнату смотрела какая-нибудь сторона печки. На самом деле это был целый куст отдельных печек , прижатых друг к другу и растапливавшихся каждая из своей комнаты.

В многоэтажных домах печи ставились друг над другом, образуя единый кирпичный столб , опиравшийся внизу на собственный фундамент (а не на перекрытия). Поэтому на них сверху не могло быть никаких лежанок, столь характерных для деревенских изб. Печные стены, облицованные белым кафелем, вертикально тянулись от пола до потолка. В центре печного столба прятался общий дымоход , выходивший на крышу и регулярно прочищавшийся от сажи трубочистами . Чтобы дым с нижних этажей не залетал в верхние, каждая топка имела в пределах дымохода свой отдельный вытяжной канал , как это и сейчас делают с вентиляцией.

Невысоко над полом в печке имелась вместительная полость, называемая топкой , где горели дрова. Отверстие в топку было достаточно широким и прикрывалось чугунной заслонкой . В русских печах она снималась и одевалась, в более миниатюрных голландках подвешивалась на петлях. Дрова горели на чугунной решетке, которая прикрывала подпечье . Оно выполняло две функции: туда из топки сыпались головешки и пепел, настречу поступал воздух, создавая тягу . По окончании топки печная зола выгребалась из подпечья кочергой (загнутым на конце прутом) через специальную дверцу. Вверх из топки вел дымоходный канал, причудливо извиваясь в кирпичной толще; горячий воздух, проходя по бесконечным извивам и поворотам, успевал отдать печке бо льшую часть своего тепла. На высоте человеческого роста канал проходил сквозь небольшую камеру, в которую снаружи вела третья дверца. Туда можно было заглянуть и накрыть отверстие канала круглой чугунной вьюшкой для прекращения тяги. Когда печь не топилась, открытая дверца позволяла использовать дымоход для проветривания комнаты. Пол перед печкой обыкновенно делали цементным или укладывали жестяной лист во избежание пожара.

Летом голландку, служившую для обогрева комнат, использовали редко, разве что в затяжное ненастье для удаления сырости. Осенью, по мере того, как температура падала, частота топок нарастала и наконец, когда ложился снег, топить приходилось каждое утро. В сильные морозы еще дополнительно подтапливали на ночь, чтобы не окоченеть к рассвету. С другой стороны, следовало беречь дрова, получаемые по карточкам. Печь медленно нагревалась и медленно отдавала тепло, однако при любом раскладе к вечеру она остывала, так что приходилось ложиться в холодную, сырую постель. Отсюда возникло множество малопонятных нам бытовых предметов: теплые грелки, вязаные ночные колпаки, длиннейшие ночные рубашки и даже полог над кроватью, сберегавший выдыхаемое спящими тепло. Выбираться поутру из постели в нетопленую комнату было мучительно, зато сон моментально улетал прочь.

Растопка печи составляла особое искусство, которым владели далеко не все, а кто не умел - не брался. В сущности, оно мало чем отличалось от разжигания лесного костра. В семействе Ларионовых топить печь умели Алексей да Ираида Петровна. С вечера кто-нибудь притаскивал из сарая существенную охапку наколотых накануне дров. От них ножом щепали лучинки на растопку. Всю ночь дрова подсыхали в передней. Утром Алексей открывал вьюшку и нижнюю дверцу для создания тяги, в топку укладывал лучинки домиком и поджигал спичкой. За лучинками следовали поленья потоньше, потом все прочие, и наконец заслонка закрывалась в целях безопасности, чтобы не стрельнул шальной уголек. Внутри бушевало пламя, воздух свистел в дымоходе, унося ядовитый угарный газ (СО). Он выделялся до тех пор, пока на дровах плясали голубоватые языки пламени. Наконец поленья прогорали, пламя гасло, и лишь багровые узоры мерцали в темноте топки на обугленных головешках. Тогда закрывалась вьюшка, чтобы тепло перестало уходить в дымоход. (Тот, кто после вечерней топки слишком спешил ее закрыть, нередко расплачивался жизнью, угорая во сне. В лучшем случае дело обходилось отчаянной головной болью.) Головешки еще долго тлели внутри, сполна отдавая свой жар. Наконец к вечеру остатки выгребали из подпечья и вместе с прочим мусором выносили на двор.

В голландке никогда не готовили пищу, для этого в кухне существовала гораздо более удобная русская печь с очень вместительной топкой. Однако на нее расходовалось столько дров, что в бедственные революционные годы горожане совершенно в ней разочаровались и стали искать замену. Некоторые пользовались самодельными буржуйками - железными бочками на ножках с прорезанной в боку дверцей для дров. В верхний торец бочки вделывалась жестяная труба типа водосточной и уходила в форточку. Буржуйка была как бы антиподом русской печи, противоположной крайностью. Поленья для нее приходилось крошить до микроскопическоих размеров, тепла она вовсе не держала да еще норовила поджечь комнату.

После революции в московских домах развернулась борьба с кухонными печами. Их выламывали по всей высоте здания, не трогая магистральных дымоходов. Вместо них выкладывали простенькие и гораздо более экономные дровяные плиты - подобие невысокого кирпичного камина с чугунной верхней крышкой. Через боковую дверцу в топку подкладывали поленья и разводили огонь; дым удалялся вбок через общий дымоход. Пламя било в чугунную крышку, где были проделаны круглые отверстия с решеточками. Они назывались конфорками ; площадь отверстий могла увеличиваться или уменьшаться, смотря по надобности. На конфорки ставили кастрюли, и пламя лизало их снизу. Если конфорка не использовалась, ее закрывали специальной крышечкой. Внутри камина, рядом с топкой, находился духовой шкаф .

Поскольку сила пламени в топке непрестанно колебалась, хозяйка не могла отойти от своих кастрюль или наперед рассчитать необходимое для варки время, как это делаем мы. В зависимости от тысячи причин кушанье могло оказаться готовым и через десять минут, и через полчаса. Человек у плиты находился в положении водителя, который не отрываясь глядит на дорогу, не зная, какие неожиданности подстерегают его впереди.

Ну и обещанные карты:

Современный вид со спутника. Путеводитель 1938 года. Немецкая карта 1941 года.

Текст (с сокращениями)

Эти старые черно-белые снимки немного расскажут о том, как жили граждане молодого Советского государства в 20 - 30-е годы.

Демонстрация за коллективизацию. 1930-е годы.

Пионеры Ленинграда, поднятые по тревоге. 1937 г.

Село Вильшанка. Киевская область. Обед во время сбора урожая. 1936 г.

Товарищеский суд над симулянткой в сельхозартели "Ясная поляна", Киевская область. 1935 г.

Раскулачивание крестьян, Донецкая область, с. Удачное, 1930-ые годы.

Члены общества по совместной обработке земли перевозят кладовую раскулаченного крестьянина к общей кладовой, Донецкая область, 1930-ые годы.

Узбекистан. Строительство Большого Ферганского канала. Фотограф М.Альперт. 1939 г.

Передвижная редакция и типография газеты "Колхозник". 1930 г.

Колхозное собрание в поле. 1929 г.

Сбор мерзлой картошки, Донецкая область. 1930 г.

Работа под оркестр на строительстве Беломорканала. Фотография - "Работа с оркестром", Александр Родченко. 1933 г.

Снятые с Кремля орлы выставлены в парке им. Горького для обозрения. 1935 г.

Всесоюзный парад физкультурников на Красной площади. 1937 г.

Живая пирамида. Фотография Александра Родченко., 1936 г.

ГТО - Готов к труду и обороне. Фотография Александра Родченко. 1936 г.

Фото И. Шагина. 1936 г.

Медкомиссия. 1935 г.

Первые ясли в деревне. "Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку". Фотография - Arkadii Shaikhet, "The First Village Creche". 1928 г.

Демонстрация, Москва, Красная Пресня. 1928 г.

Наводнение в Москве, Берсеневская набережная. 1927 г.

Наводнение в Ленинграде. Разрушенная наводнением деревянная мостовая на Невском проспекте. 1924 г.

Выброшенная на набережную барка во время наводнения в Ленинграде. 1924 г.

Площадь революции, Москва. Фото А. Шайхета

Лубянская площадь, 1930-е гг. Москва.

Торговая палатка "Махорка". Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Фото Б.Игнатовича.. 1939 г.

Очередь за керосином и бензином. 1930-е гг.

Похороны В. В. Маяковского. 1930 г.

Снятые с церквей колокола, г. Запорожье. 1930-е гг.

Первые автомобили СССР. Грузовик АМО-3 - это первый автомобиль СССР, который сошел с конвейера. 1931 г.

Москва, Зубовский бульвар, 1930-1935 гг.
ОРУД - структура в системе МВД СССР (Отдел по регулированию уличного движения). В 1961 году ОРУД и ГАИ были объединены в одну структуру.

Очередь в Мавзолей. Около 1935 г.

ДАТА:

КЛАСС: 9

ТЕМА:

XX ВЕКА»

ЦЕЛЬ:

    Формирование представлений у учащихся о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века

ЗАДАЧИ:

    Дать знания о том, какие изменения появились в жизни и быте советского человека; на конкретных примерах показать, что нового появилось в техническом оснащении городского быта и за счет чего это было достигнуто;

    Коррекция и развитие мышления через выявление причин появления неравенства между советскими людьми;

    Формировать активную гражданскую позицию.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Достижения науки и техники в быту у советских людей; неравенство в советском обществе

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Магнитола, проигрыватель, транспарант

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедийный проектор

ТИП УРОКА:

Комбинированный

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности учащихся к уроку

    5 – ти минутное чтение

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

О чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся :

На прошлом уроке говорили о советской культуре и интеллигенции в годы «застоя»

Учитель:

Кто в годы «застоя» критиковал и осуждал политику Советского правительства?

Учащиеся :

В годы «застоя» критиковали и осуждали политику Советского правительства инакомыслящие и диссиденты

Учитель:

Как поступало правительство с теми, кто их критиковал?

Учащиеся :

С теми, кто критиковал советское правительство их высылали из страны, арестовывали.

Учитель:

Почему многие творческие люди уезжали из СССР?

Учащиеся :

Многие творческие люди уезжали из СССР потому, что они понимали, что и они могут попасть в немилость к властям, тогда и их могут арестовать или отправить в ссылку.

Учитель:

Кто относится к представителям «неофициального» искусства?

Учащиеся :

К представителям «неофициального» искусства относятся молодые художники, писатели и поэты.

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

В годы правления Л.И. Брежнева начался период «застоя» в экономике и политической жизни страны. Все это оказало огромное влияние на жизнь и быт советских людей. Оказывали влияние на жизнь и быт людей и достижения советской науки и техники. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как жили люди в 70-80 годы XX века. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока: «ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 70 – 80 ГОДЫ XX ВЕКА»

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель :

При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые выражения - магнитола, проигрыватель, транспарант

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

МАГНИТОЛА РАДИОПРИЁМНИК СО ВСТРОЕННЫМ В НЕГО МАГНИТОФОНОМ И ПРОИГРЫВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПЛАСТИНОК

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ АППАРАТ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЛАСТИНОК С ЗАПИСЯМИ МУЗЫКИ

Учитель :

В 60 годы Н.С. Хрущев начал строительство жилья. В годы правления Брежнева строительство жилья продолжилось.

В новые отдельные квартиры переезжали миллионы людей, что являлось большим послевоенным достижением. В свои новые квартиры люди покупали новую мебель, швейные и стиральные машины, телевизоры, холодильники. В стране появилась необходимость в увеличении выпуска этих товаров. Несмотря на то, что производство товаров увеличилось, но их все равно на всех не хватало. Появился дефицит товара. И поэтому их распределяли по предприятиям и организациям.

А там уже руководство предприятий распределяли эти дефицитные товары между своими работниками. Первые цветные телевизоры у нас в стране появились в 70 годы.

Стоимость такого телевизора была в два – три раза выше, чем черно-белый телевизор. Поэтому многие люди не могли себе позволить приобрести такую покупку. В это же время в стране начался выпуск магнитофонов и магнитол, которые также относились к дефицитным и дорогостоящим товарам.

Поэтому магнитофоны в семьях были редкостью. Так как магнитофоны были редкостью, то чаще всего музыка записывалась на грампластинки и для прослушивания пластинок существовал специальный аппарат, который назывался проигрыватель.

Сначала это были большие и тяжелые диски из специальной пластмассы. А в середине 70 годов появились лёгкие и гибкие пластинки. Со временем проигрыватели все-таки заменили магнитофоны. Сначала это были бабинные магнитофоны, затем кассетные.

Запись музыки производилась на магнитные ленты.

Учитель :

Какие товары покупали советские люди?

Учащиеся :

Советские люди покупали мебель, стиральные и швейные машинки, телевизоры, холодильники.

Учитель :

Почему на предприятиях и организациях шло распределение этих товаров?

Учащиеся :

На предприятиях и организациях шло распределение товаров потому, что товаров не хватало на всех советских людей.

Учитель :

Как вы считаете, почему магнитофоны, проигрыватели, цветные телевизоры были не доступны советским людям?

Учащиеся :

Эти товары были не доступны советским людям потому, что они стоили в два раза больше, чем допустим черно-белый телевизор.

Учитель :

В 70 – 80 годы началось массовое производство автомобилей. Московский автомобильный завод выпускал автомобиль «Москвич»,

на Украине производили самый маленький и дешевый автомобиль «Запорожец».


Но более престижными были такие автомобили как «Жигули», «Волга».

В то время считалось, что если семья приобрела автомобиль – то эта семья живёт в достатке. автомобили были самыми дорогими и дефицитными товарами того времени. автомобили продавались по записи на производстве. Многие люди ждали по несколько лет своей очереди на приобретение автомобиля. Заработная плата увеличилась и в среднем она стала 120 – 200 рублей в месяц. Престижными и более выше оплачиваемыми были профессора, ученые, творческая интеллигенция. Но самыми состоятельными людьми в советском обществе были продавцы магазинов.

Учитель :

Какие марки машин выпускались в эти годы?

Учащиеся :

В эти годы выпускались марки машин «Москвич», «Запорожец», «Жигули», «Волга».

Учитель :

Какие марки машин были более престижными?

Учащиеся :

Более престижными были марки машин «Жигули» и «Волга».

Учитель :

Кто мог себе позволить покупку автомобиля?

Учащиеся :

Покупку автомобиля могли себе позволить более обеспеченные люди.

Учитель :

Какие трудности существовали по приобретению автомобиля?

Учащиеся :

По приобретению автомобиля существовали трудности - это то, что автомобиль был дорогостоящим и дефицитным товаром.

Учитель :

Учащиеся :

Высокие зарплаты были у ученых, профессоров, творческой интеллигенции.

Учитель :

Сейчас работая самостоятельно с текстом учебника на стр. 268 – 269 (со 2 абзаца), вам нужно ответить на вопрос:

Как обстояли в стране дела с продуктовыми и промышленными товарами?

РАБТАЮТ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 268 – 269 (со 2 абзаца)

Учитель :

Какие продукты питания считались дефицитными?

Учащиеся :

Дефицитными считались мясо, колбасы, молочные продукты, рыбные консервы, икра, птица.

Учитель :

Все ли граждане Советского Союза жили одинаково?

Учащиеся :

Нет не все жители страны жили одинаково. Правительственные работники жили лучше – для них были открыты специальные магазины, ателье, проще было съездить в санаторий. Лучшая мебель, телевизоры, автомобили, холодильники продавались в магазинах для партийных работников. У простых рабочих не было возможности все это купить т.к. в магазинах не было нужных товаров.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель :

Ребята, о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся :

Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века.

Учитель :

Какие товары пользовались спросом у советских людей?

Учащиеся :

У советских людей спросом пользовались такие товары как мебель, стиральные и швейные машинки, холодильники.

Учитель :

Какие товары были большой редкостью в магазинах?

Учащиеся :

В магазинах редкостью были магнитофоны, автомобили

Учитель :

Каждая ли семья могла приобрести автомобиль?

Учащиеся :

Нет, не каждая,

Учитель :

Какие трудности были с приобретением автомобиля?

Учащиеся :

Трудности с приобретением автомобиля были в том, что автомобиль дефицитный и дорогостоящий товар.

Учитель :

Сейчас давайте сделаем сравнительную характеристику жизни простых людей и партийных работников. Сравнение проведем по следующим пунктам:

    Зарплата

    Промышленные товары

    Продукты

    Обслуживание (специализированные магазины, ателье, больницы, очередность)

Учитель :

Глядя на нашу таблицу, что вы можете сказать?

Учащиеся :

Что в стране появилось неравенство.

Учитель :

Правильно, в 1970-1980 гг. в советском обществе стало появляться неравенство. Одни получали высокую заработную плату, другие жили гораздо хуже.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

I ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 3,4 вопросы стр.271

II ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 1,2 вопросы стр.271,

III ГРУППА – стр. 267 - 270, читать,

Тем больше желающих в него вернуться. Жизнь в СССР не была идеальной, но люди скучают, вспоминают и сравнивают. Сегодня эта эпоха по-прежнему будоражит и волнует соотечественников. Порой нешуточные дебаты разворачиваются в обществе, выясняя, насколько счастлив был советский человек и как жили в СССР.

По-другому

По воспоминаниям большинства соотечественников, это была простая и счастливая жизнь миллионов людей, которые гордились своей великой державой и стремились к светлому будущему. Стабильность была отличительной чертой того времени: никто не боялся ни завтрашнего дня, ни повышения цен, ни увольнения. Люди имели крепкое основание под собой, потому, как они говорят, могли спать спокойно.

Были и плюсы, и минусы в жизни СССР. Кто-то вспоминает нескончаемые очереди и дефицит того времени, кому-то никак не забыть доступность образования и медицины, ну а кто-то продолжает ностальгировать по добрым и доверительным человеческим отношениям, которые не имели ничего общего с материальными ценностями и статусом.

Имел очень тесные и дружеские взаимоотношения друг с другом. Посидеть с соседскими детишками или сбегать для кого в аптеку вопросом не было. Белье свободно сушилось на улице, а ключи от квартиры лежали под ковриком. О решетках на окна и железных дверях никто не задумывался, воровать было некому. На улицах прохожие охотно помогали найти заблудившимся дорогу, поднести тяжелые сумки или перейти проезжую часть старику. Ко всему проявлялись участие и внимание. Немудрено, что приезжие иностранцы влюблялись в эту страну, потрясенные той теплотой, которую здесь встречали.

Все вместе

Для сегодняшнего времени все более характерна обособленность, затворничество и отчужденность - человек может и не знать, кто с ним рядом по площадке живет. Советский же человек сильно отличался обостренным чувством коллективизма, все общество было будто плотно спаяно. Поэтому в СССР жили одной большой дружной семьей. Прививалось все с детского сада, затем школа, институт, производство. Жильцы многоквартирного дома запросто могли знать друг друга по фамилии. Все делалось вместе и сообща.

Коллективизм считается самым большим достижением Каждый чувствовал свою принадлежность к великому народу, жил интересами и радостями своей страны, своего города, своего предприятия. Человек никогда не оставался один: будни, печали и праздники в СССР проживали всем коллективом. И худшее, что могло случиться с человеком, - это когда его исключали из общества. Самое страшное было оказаться «за бортом» от всех.

Учиться, учиться и учиться

Действительно, советские граждане имели право на бесплатное образование - это было еще одной гордостью Страны Советов. Причем среднее образование было всеобщим и обязательным. А поступить в вуз мог любой желающий после успешной сдачи вступительных экзаменов.

Отношение к школе в СССР, да и к образованию в целом сильно отличается от современного. Школьнику или студенту даже в голову не могло прийти пропустить занятия. Основным источником знания был его конспект, от того, как он будет слушать и записывать преподавателя, зависела его успеваемость.

Отдельным пунктом стоит подчеркнуть, с каким уважением относились к учителям. В аудиториях всегда стояла тишина, никаких лишних разговоров и шума, была абсолютная сосредоточенность на уроке. И не дай бог кому-то опоздать на занятия - стыда не оберешься.

Сейчас некоторые ставят под сомнение уровень советского образования, однако ученые и специалисты, взращенные в этой «плохой системе», за рубежом идут нарасхват.

Бесплатная медицина

Еще один из самых весомых аргументов в пользу СССР. Советский человек всегда мог рассчитывать на квалифицированную бесплатную медицинскую помощь. Ежегодные обследования, диспансеры, вакцинации. Все процедуры были доступны. И идя в поликлинику, не нужно было озадачиваться, сколько денег может понадобиться и хватит ли. Партия хорошо следила за здоровьем своих трудящихся - получить путевку в санаторий-профилакторий можно было без проблем и «хождения по мукам».

Женщины не боялись идти рожать, потому что не было той озадаченности, как прокормить и «вывести в люди». Соответственно, рождаемость росла, и не нужны были для этого никакие дополнительные льготы и поощрения.

Нормированный рабочий график, уровень медицины, относительная стабильность в жизни, здоровое питание - все это привело к тому, что в 80 годы СССР попал в первую десятку стран с высокой СПЖ (средняя продолжительность жизни).

Квартирный вопрос

Жизнь в СССР во многом не была сладкой, тем не менее каждый советский гражданин с 18 лет имел право на жилье. Конечно, речь идет не о дворцах, но на улице никто не оставался. Полученные квартиры не были частной собственностью, так как принадлежали государству, но они закреплялись за людьми пожизненно.

Надо заметить, что квартирный вопрос был одной из больных точек Советского Союза. Лишь мизерный процент семей, стоящих на учете, получал новое жилье. Квартирные очереди растягивались на долгие-долгие годы несмотря на то, что ежегодно жилищное строительство рапортовало о сдаче новых микрорайонов.

Иные ценности

Деньги никогда не были самоцелью для советского человека. Люди работали, и много работали, но это было за идею, за мечту. А какой-либо интерес или стремление к материальным благам не считалось достойным. Соседи и коллеги легко одалживали друг другу «трешку до получки» и не подсчитывали дни ее возвращения. Деньги ничего не решали, решали отношения, все было построено на них.

Зарплаты в СССР были достойными, такими, что половина страны могла позволить себе летать самолетами без ущерба для семейного бюджета. Это было доступно для масс. А чего стоят студенческие стипендии? 35-40 рублей, у отличников - все 50. Вполне можно было обойтись без помощи мамы и папы.

Труд рабочих мастеров особо ценился. Квалифицированный специалист на заводе мог получать больше своего директора. И это было нормально. Не было позорных профессий, дворника и техничку уважали не меньше бухгалтера. Между «верхами» и «низами» не было той непреодолимой пропасти, которую можно наблюдать сейчас.

Что касается ценности самого рубля в СССР, то это одно из самых ходовых денежных средств того времени. Его обладатель мог позволить себе купить на выбор следующее: две большие пачки пельменей, 10 пирожков с мясом, 3 литра кефира, 10 кг картошки, 20 поездок на метро, 10 литров бензина. Это не может не впечатлить.

Заслуженный отдых

Посредством закона государство гарантировало советским гражданам в старости материальное обеспечение. Пенсия в СССР позволяла пожилым людям жить в относительном достатке. Не было нужды идти на дополнительную работу. Старики внуков нянчили, дачами занимались, ездили отдыхать в санатории. Нигде не наблюдалось такой картины, чтобы пенсионер подсчитывал копейки на лекарство или молоко, а что еще хуже - стоял с протянутой рукой.

Размер пенсии в СССР в среднем составлял от 70 до 120 рублей. Военные или персональные пенсии были, безусловно, выше. На услуги ЖКХ при этом уходило всего 5 рублей. Пенсионеры тогда не выживали, а жили, еще и внукам помогали.

Но справедливости ради надо отметить, что не все так радужно было у пенсионеров-колхозников. Для них только в 1964 году был принят закон о пенсиях и пособиях. И это были сущие копейки.

Культура в СССР

Культура, как и сама жизнь в СССР, была неоднозначной. Фактически она была разделена на официальную и «подпольную». Не все писатели могли публиковаться. Непризнанные творцы, чтобы дойти до своего читателя, использовали самиздат.

Контролировали все и всех. Кому-то пришлось уехать из страны, кого-то отправляли в ссылку за «тунеядство», и горячие ходатайства коллег не могли спасти от чужбины. Никак не забыть разгромленную выставку художников-авангардистов. Этим действом было все сказано.

Засилье социализма в искусстве привело к деградации вкуса у советских людей - неспособности воспринимать иное, более сложное, чем окружающая действительность. И где уж здесь быть полету мысли и фантазии? У представителей творческой интеллигенции была совсем нелегкая жизнь в СССР.

В кинематографе картина была не столь печальная, хотя и здесь цензура не дремала. Снимаются шедевры мирового класса, которые до сих пор не сходят с экрана телевизора: экранизация классики «Война и мир» С. Ф. Бондарчука, комедии Л. И. Гайдая и Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова и многое другое.

Невозможно оставить без внимания эстрадную музыку, которая имела огромное значение для советского человека. Как бы ни старались соответствующие органы, но западная рок-культура проникала в страну и влияла на популярную музыку. «Песняры», «Самоцветы», «Машина времени» - появление таких ансамблей стало прорывом.

Я вспоминаю

Ностальгия по СССР продолжает набирать обороты. Ввиду сегодняшних реалий вспоминают люди все: и пионерию, и комсомол, и доступность детских садов, и летние лагеря для детей, бесплатные секции и кружки, и отсутствие бомжей на улице. Одним словом, стабильную и спокойную жизнь.

Вспоминают и праздники в СССР, как плечом к плечу шли на парадах с гордо поднятой головой. Гордые за свою страну, за ее великие достижения, за героизм своих людей. Вспоминают, как дружно жили по соседству представители разных национальностей и не было никакого деления и нетерпимости. Был товарищ, друг и брат - советский человек.

Для кого-то СССР и есть «потерянный рай», а кто-то содрогается с ужасом при упоминании о том времени. Как ни странно, и те и другие будут правы. И ушедшую эпоху никак не забыть, это уже наша история.

Представления о смысле жизни формировались властью при помощи идеологических институтов и средств массовой информации. Эти представления первоначально зеркально отража­ли политические и идеологические лозунги партии и государства. В предвоенные годы - установку любой ценой построить социализм; в годы войны - разгромить ненавистного врага; в первые послевоенные годы - восстановить разрушенную экономику; с начала 60-х гг. - в течение ближайших двадцати лет построить коммунизм. Уже перед войной был сделан вывод о построении в СССР социалистического общества, а нехватка элементарных товаров и услуг объяснялась внешней угрозой.

По мере нарастания экономических трудностей и раз­рыва между обещаниями властей и реалиями жизни вера людей в возможность достижения коммунистической перспективы сменилась скептицизмом. К середине 70-х гг., согласно данным социологических опросов, почти 70% взрослого населения видело смысл жизни в достижении не столько идеологических, сколько сугубо жизненных целей - получении детьми полноценного образования, их хорошего трудоустройства и т. п.

Кратковременные перемены в эти настроения внесла перестройка. С ее началом оживились надежды значительной части населения на «обновление социализма». Однако неспособность высшего руководства добиться реальных перемен в жизни людей к лучшему привела к формированию устойчиво негативного отношения населения к коммунистической идеологии, поиску смысла жиз­ни в непривычных ценностях и прежде всего в стремлении больше заработать.

Атеизм и религиозность

Несмотря на насильственное внедрение атеизма и официальные гонения властей на церковь, религиозные настроения в советском обществе были традиционно весьма распространены. Они еще более усилились в годы войны, когда человек в экстремальной ситуации обращался с мольбой о помощи и поддержке не к власти, а к Богу, а партийно-государственное руководство активно использовало авторитет и поддержку духо­венства различных конфессий в организации отпора врагу. Порой казалось, что и высшие лица страны обратились в самые трудные дни войны к вере отцов. Очевидцы рассказывают о том, как по приказу Сталина в самые сложные дни обороны Москвы осенью 1941 г. самолет с иконой Тихвинской Божией Матери совершил облет Москвы с целью не допустить падения столицы.

Заключенный в годы войны «конкордат» власти и церкви сохранялся не только до самой смерти Сталина, но практически до конца 50-х гг. С постановкой перехода к «развернутому коммунистическому строительству» власти начали новый этап борьбы с «религиозными пережитками», вновь начав разрушение церквей и установив партийно-государственный контроль над конфессиями. Верующие были вынуждены скрывать свои религиозные чувства и отправление обрядов.

По мере нарастания кризисных явлений в коммунистической идеологии, неспособной объяснить новые условия жизни, интерес людей к религии вновь возрос и приобрел открытые формы.

К концу же перестройки в условиях глубокого кризиса официальной идеологии религиозность населения страны стала впервые за все послереволюционные годы носить массовый характер. По данным опросов, о своей принадлежности к различным конфессиям заявляли в 1991 г. почти 75% опрошенных.

Наше продвижение к коммунизму предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые все еще мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы. Нам нужна такая система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков.

Изменение общекультурного и образовательного уровня

Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР потребовало и нового уровня об­разования и культуры населения. 60-70-е годы стали периодом перехода к всеобщему среднему образованию. В результате к середине 80-х гг. среднее образование (полное и незаконченное) имели уже почти 94% молодежи. Правда, качественные показатели были иногда еще далеко не лучшими, а сама реализация этого курса напоминала шумные идеологические кампании 20-30-х гг. Заметно выросло и мастерство учительских кадров: удельный вес учителей, закончивших педагогические институты и университеты, вырос с 14% в 1952 г. до 74% в 1982 г.

Несмотря на определенную идеологизацию, содержание школьного образования позволяло достигать высокого уровня знаний у учащихся.

Изменился и уровень общекультурной подготовки. По данным официальной статистики, каждый взрослый городской житель по нескольку раз в год посещал театры, музеи, выставки. Важнейшим и самым массовым видом культурного досуга стало посещение кинотеатров, однако в условиях закрытости советского общества от остального мира интерес зрителей привлекали главным образом зарубежные фильмы.

Традиционная ставка властей на развитие массовых и военно-прикладных видов спорта неизбежно вела к поддержанию значительного интереса болельщиков и зрителей к таким его видам, как футбол, а позже хоккей, фигурное катание и др.

Доступность цен на зрелищные мероприятия (билет в кинотеатр стоил 25 копеек, а в театр - от 50 копеек) давала возможность их массового посещения и даже вела к дефициту билетов на популярные постановки. Ежегодно зрителями театральных спектаклей становилось несколько миллионов человек.

В 70-80-е гг. одним из наиболее популярных жанров культуры стала эстрада. Концерты советских и зарубежных исполнителей (преимущественно из стран социалистического содружества), как правило, собирали полные залы.

Одним из важнейших завоеваний советской системы стала именно массовость культурных мероприятий и доступность учреждений культуры простому человеку.

Семья

Значительные изменения в послевоенные годы претерпела советская семья. Гибель на фронтах войны миллионов мужчин привела к значительному росту числа неполных семей. Даже в начале 80-х гг. демографические последствия войны продолжали сказываться: на 100 мужчин в это время по статистике приходилось 115 женщин.

Не способствовали прочности советских семей и материальные условия жизни (отсутствие нормальных жилищных условий, достаточной заработной платы, необходимого ассортимента товаров и услуг в системе торговли и бытового обслуживания, элементарной бытовой техники и т. п.). В результате всего за неполных двадцать лет число разводов на каждую тысячу браков выросло втрое (в 1963 г. один развод приходился на девять браков, а в 1981 г. - на три).

Одной из самых острых проблем советской семьи стало пьянство. По официальным данным, в начале 80-х гг. до 10% доходов семей тратилось на покупку спиртного (а в селах этот показатель превышал третью часть семейного бюджета). Уже в начале 70-х гг. доходы государства от торговли спиртным составили 19 млрд рублей, что превышало все его расходы на здравоохранение и социальное обеспечение.

Все это вело к сокращению рождаемости и росту смертности. В СССР начала 80-х гг. она превышала аналогичный показатель США ровно вдвое (на 1000 человек здесь приходилось 10,2 умерших, а в Америке - 5,68).

Только за 1970-1975 гг. детская смертность в СССР выросла на треть.

Выход из создавшегося положения власти видели не в укреплении материально-бытовых условий жизни советской семьи, а в «повышении роли партийных организаций» в сфере быта и досуга граждан, попытках поставить под партийный контроль даже вопросы личной жизни: разводы и другие стороны личной жизни коммунистов стали обсуждаться на партийных бюро.

Перемены в повседневном быте

Повседневный быт советского человека за послевоенные годы претерпел серьезные изменения.

В первые послевоенные годы решение жилищной проблемы (особенно в разрушенных районах европейской части страны) проходило путем предоставления места в землянках, вагончиках и в лучшем случае - в коммунальной квартире. Однако с середины 50-х гг. был взят курс на масштабное жилищное строительство, что дало возможность в короткий срок (лишь за 1958-1964 гг.) увеличить жилой фонд страны на 40%. Значительно обновилось и качество жилья - новоселам предоставляли преимущественно отдельные квартиры. Эта тенденция, несмотря на некоторое снижение валовых показателей, сохранилась и в последующие годы.

Вместе с тем принижение роли материальных стимулов к труду на селе, подрыв приусадебного хозяйства колхозников привели уже в начале 60-х гг. к перебоям в снабжении населения продуктами питания. В последующие годы, несмотря на принятые меры, перемен к лучшему не отмечалось. Дефицит продуктов питания стал хроническим. Закупки их за границей могли обеспечить потребности лишь Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик, куда устремились в поисках колбасы, масла, мяса миллионы жителей других регионов.

Неразвитость легкой промышленности вела к аналогичному положению дел с товарами повседневного спроса. В условиях тотального дефицита расцвели злоупотребления в сфере торговли.

Начало демонтажа планово-директивной экономики в годы перестройки и перехода на новую систему хозяйствования привело к обвальному нарушению снабжения населения товарами первой необходимости. В регионах (включая Москву) начала вводиться карточная система, отмененная в первые послевоенные годы.

Тем не менее, согласно официальной статистике, к концу 80-х гг. практически в каждой семье был не только минимальный набор мебели, но также телевизор, стиральная машина и холодильник отечественного производства.

Таким образом, завершение построения в СССР экономических основ индустриального общества сопровождалось ростом образовательного и общекультурного уровня населения страны. Вместе с тем общий кризис советской общественной системы нашел проявление в кризисе официальной идеологии, изменении представления советских людей о жизни, переменах в советской семье.