Основной принцип русской орфографии - морфологический. Это значит, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от произношения. Например, корень дом- во всех случаях определяется этими тремя буквами, хотя в словах домашний и домовой звук [о] корня произносится по-разному: [да]машний, [дъ]мовой. То же наблюдается и в приставках: приставка от- пишется с буквой т, несмотря на ее произношение: отпуск - [от]пуск, отбой - [ад]бой. Морфологический принцип осуществляется и в суффиксах: суффикс -ск- в словах поль[ск]ий и де[ц]кий (детский) произносится по-разному, но пишется всегда -ск-. Безударные окончания на письме передаются так же, как и ударные, хотя гласные в безударном положении произносят иначе: в земле и в галерее, под землёй и под галереей.
Нетрудно заметить, что единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не их произношение, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами.
Поэтому основной принцип русской орфографии называют еще фонемным или морфофонематическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфем.
Кроме морфологического, в русской орфографии принято выделять фонетический и традиционный принципы.
Фонетические написания в русской орфографии связаны с правописанием з или с в приставках без-, воз-, из-, раз-, роз-, низ-, чрез-, через-.
В этих приставках пишется буква з, если далее следует звонкий согласный, и пишется с, если далее следует глухой согласный: бездомный - бесплодный, воздать - воспеть, избить - испить, разбить - растянуть, низвергнуть - ниспослать, чрезвычайно - чересполосица.
Подобные же фонетические написания обнаруживаются в отношении приставок роз- (рос-) и раз- (рас-): под ударением выступают роз- (рос-), а без ударения раз-(рас-): рбзлив - разливать, рбсписъ - расписка.
Наряду с морфологическими (фонемными) и фонетическими написаниями в русской орфографии есть и традиционные или этимологические написания: это такие написания, которые не имеют уже опоры в современных словообразовательных и формообразовательных отношениях или фонетической системе, а сохраняются лишь по традиции. Таково, например, написание буквы г в окончаниях родительного падежа единственного числа прилагательных, причастий и неличных местоимений мужского и среднего рода: молодого, моего. Такое написание сохраняется с тех далеких эпох, когда эти формы произносились с [г]. Этимологическими также являются написания с так называемыми непроверяемыми безударными гласными а и о в словах: забор, забота, сапог, баран, собака, корова, топор, морковь, колдун, исполин, лапша, барабан и др. Среди слов с традиционным написанием много заимствованных: колорит, компонент, интеллигент, терраса, аккуратный, оппонент и др.
В системе русской орфографии особое место занимают дифференцирующие написания. Это разные написания одинаковых или похоже звучащих, но разных по значению слов. Случаев дифференцированного написания в русском языке немного: компания (группа людей) и кампания (мероприятие), плач (существительное) и плачь (глагол), ожог (существительное) и ожёг (глагол), Орел (город) и орел (птица) и др.
На семантике слов также основано употребление прописных букв. Например, в отличие от нарицательных слов почтенный (человек), (теплая) шуба собственные имена пишутся с большой буквы: Почтенный (фамилия), Шуба (фамилия).
Кроме указанных принципов, в системе русской орфографии используется принцип слитного, раздельного и дефисного (полуслитного) написания.
Русская орфография строится таким образом, что каждое самостоятельное слово пишется отдельно. Однако в языке постоянно идет процесс образования новых слов, причем это образование может быть связано с потерей двумя лексическими единицами своей самостоятельности и с превращением их в одно слово.
Такой процесс идет постепенно и медленно и находит свое отражение в орфографии в виде полуслитных и слитных написаний.
Полуслитные (через дефис) написания отражают незаконченность превращения двух лексических единиц в одно слово, тогда как слитные - завершенность этого процесса.
В орфографии закрепляются те слитные написания, в которых смысловое единство объединившихся лексических единиц находит свое структурное выражение: наличие соединительных гласных, одного ударения, одной системы флексий и т. д.
Современные правила о слитных и особенно полуслитных написаниях достаточно сложны и противоречивы в некоторых моментах (например, правописание сложных прилагательных). Однако все же возможно выделить ряд правил, относящихся к разным частям речи и четко регламентирующих полуслитное или слитное написание.
Так, через дефис пишутся:
- сложные слова, образуемые повторением одного и того же слова с разными приставками или корня с разными суффиксами: чуть-чуть, еле-еле, маленький-маленький, жить- поживатъ, большой-преболъшой.
- слова с иноязычными приставками экс-, вице-, обер- идр.: экс-чемпион, вице-президент, обер-кондуктор;
- специальные термины, в состав которых входят отдельные буквы алфавита и цифра или число: ЗИЛ-150, ТУ-134, ИЛ-62 и некоторые другие образования.
- сложносокращенные слова: колхоз, селькор, завхоз и др.;
- слова, первой частью которых выступают числительные: семидневный, шестичасовой, двадцатитомный и др.
Что касается учета словообразовательной структуры слова, то здесь надо иметь в виду нежелательность разбивки при переносе приставок или суффиксов: надо рас тянуть, а не pa-стянуть, надо рус ский, а не русс кий, так как хаотическая разбивка затрудняет чтение.
Основные принципы орфографии, с учетом которых формулируются правила написания слов, - морфолого-фонематический, фонетический, традиционный и принцип дифференцированного письма. Написание слов, в которых нет орфограмм, например, дом, пол, трюм не соотносятся ни с одним принципом написания.
Морфолого-фонематический принцип заключается в единообразном написании одинаковых морфем независимо от их произносительных вариантов.
Морфологический принцип позволяет сохранять на письме единство одних и тех же морфем. Это достигается благодаря тому, что на письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных звуков. Единообразное написание устанавливается по образцу написания морфемы в сильной позиции. Так, например, звук [э] в корневой морфеме -лес- может иметь произносительные варианты [и э ] в слове леса и [ь] в слове лесовод. Однако для написания выбирается вариант в сильной позиции [э]. С опорой на морфологофонематический принцип пишутся не только корни, но и многие суффиксы, приставки и окончания, написание которых также проверяется сильной позицией этого гласного или согласного звука в той же морфеме. Например, приставка от- всегда пишется с гласной о и согласной т, независимо от произносительных вариантов: отделка [аддэлкъ], отчистить [ач’йс’т’ит’], потому что выбор написания приставки происходит по сильной позиции звуков в этой приставке: отпуск, отужинать. Аналогично пишутся приставки над-, под- и некоторые другие. Одинаково пишутся суффиксы существительных -ость, -изн, -ав, -арь и др. (в слове рук-ав-ица, как в слове pyκ-aβ∖ в слове ток-арь, как в слове врат-аръ). Безударные падежные окончания могут быть проверены сильной позицией окончаний других слов, но одного и того же типа склонения: книгой - рукой, дубом - столом (книга, рука - 1-е скл.; дуб, стол - 2-е скл.). На морфолого-фонематическом принципе основаны следующие правила правописания:
1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением: ветерок - ветер.
2. Правописание непроизносимых согласных: звездный - звезда.
3. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова: дуб - дубы.
4. Правописание приставок: о-, об-, от-, на-, над-, по-, под- : отдать - отпуск.
5. Правописание суффиксов: -ов-, -а-, -я- и др.: задержанный - задержать.
6. Правописание падежных окончаний: озера - ведра.
7. Правописание мягкого знака после согласных внутри слова: возьми - возьму, вскользь - скольжу.
В русском языке существует мягкость ассимилятивная, которая на письме не обозначается (гость), и мягкость независимая
(восьмой), обозначаемая ь. Чтобы отличить независимый мягкий звук от ассимитивно смягченного, нужно изменить слово, чтобы проверяемый звук стоял перед твердым звуком. Если независимая мягкость звука сохраняется, то она обозначается на письме буквой ь.
Первоначально русское письмо было в основном фонетическим. Гласные звуки полного образования о, а и др. при произношении не изменялись, аканье появилось лишь в XII - XIII вв. Согласные звуки не оглушались и не озвончались, поскольку их произношение поддерживалось особыми гласными неполного образования ь и ъ. Так, например, в древнерусском языке невозможно было оглушение звонких звуков в словах лавка, кружка, поскольку после звуков [в] и [ж] следовали гласные звуки неполного образования: лавъка, кружька. Падение редуцированных, развитие аканья, процессы ассимиляции и диссимиляции изменили произношение слов, но написание морфем в словах сохранилось в соответствии с морфологическим принципом. Историческое закрепление морфологического принципа произошло потому, что позволяло видеть родственные слова. Родство слов лесник - лес - лесовичок, сказка - сказочник и т.п. становится в нашем сознании важнее произносительных различий. Таким образом, морфологический принцип появляется как следствие осознания родственности определенных корней, приставок, суффиксов и окончаний. Мы пишем слова в зависимости от понимания их состава. Морфема остается в сознании неизменяемой значимой единицей. Отсюда стремление не изменять ее написание. При выборе графического изображения фонемы в морфеме сталкиваются две тенденции - сохранить написание морфемы или обозначить звук в соответствии с произношением. При победе первой тенденции складывается морфологическое письмо, при победе второй - фонетическое.
Отступления от морфологического принципа написания значимых частей слова наблюдается, когда одна и та же морфема в разных позициях пишется по-разному. Такие отступления наблюдаются: 1) в правописании приставок на -з, -с {вздремнуть, но всплакнуть; безвкусный, но бесполезный}", 2) в правописании приставок роз-/-с - раз-/с {розвальни, но разваливать; роспись, но расписать}", 3) в правописании окончаний прилагательных, причастий, местоимений и порядковых числительных в им.п. ед.ч. {шестой, но пятый; такой, но этакий и т.д.); 4) в окончаниях после шипящих {петушок, но орешек; свечой, но тучей; свежо, но неуклюже}; 5) в отсутствии удвоенных согласных в некоторых производных словах {кристалл, но кристальный; колонна, но колонка); 6) в некоторых корнях, где чередуется а/о или и/е
{заря, но зоревать; соберу, но собирать и др.), 7) в корнях, с чередующимися согласными {нога, ножной; свет, освещение и др.); 8) в корнях, где после русских приставок начальное и переходит в ы {подыграть, пр ед июньский}.
Фонетический принцип заключается в отражении на письме чередования фонем в слабых и сильных позициях. При таком письме буква соответствует произношению (пишется, как слышится). Таким образом, одна и та же морфема имеет варианты написания в зависимости от произношения. Орфограмм, отвечающих фонетическому принципу, в русском правописании немного. По фонетическому принципу пишутся: 1) приставки на 3-∕c-∙. без-/бес-, воз-/вое-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/чрес~: избранный - исполненный, низвергнуть
Ниспадать, чрезвычайный - чересполосица", 2) правописание приставок роз-/рос- - раз-/рас-", раздать - роздал, расписание
Расписки - роспись", 3) написание ы вместо и в корнях после русских приставок: безыдейный, изысканный, безыскусный,
4) правописание ы после ц в суффиксе -ын: синицын, сестрицын (но: папин, мамин, Светин}, в словах: цыц, цыган, цыпочки",
5) написание буквы о под ударением после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий: речонка, галчонок, ремешок, плащом, свежо, горячо, алычовый, холщовый (но: камешек, ситцем, плюшевый; 6) написание отдельных букв в некоторых корнях: лестница (лезть, лезу), ноздря (нос, носовой), свадьба (сват, сватать), в этих словах ассимиляция по глухости закрепилась на письме.
Традиционно-исторический принцип орфографии - это написание слов в соответствии со сложившимися традициями. Фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одним из возможных вариантов.
К традиционному принципу относятся: 1) написания чередующихся корней: излагать - изложить, пловцы
Плавать и др., 2) написание мягкого знака после шипящих: дочь, навзничь, лишь, читаешь, намажьте и др.; 3) правописание гласной в суффиксах -инск-/-енск-: сочинский, бакинский, но: пензенский, фрунзенский; 4) написание парных по звонкости /глухости звуков, не проверяемых сильной позицией: вокзал, футбол, сдоба, асбест; 5) написание словарных слов: перила, винегрет, аккомпанемент и т.п.; 6) написание окончания -ого вместо произносимого -ова в прилагательных, причастиях, порядковых числительных и некоторых местоимениях: большого, прочитанного, второго, которого. Если написание словарных слов необходимо просто запомнить или уточнять в словаре, то написание чередующихся корней и правописание мягкого знака после шипящих регулируется системой правил. Мягкий знак после шипящих
пишется у существительных женского рода 3-го склонения (ночь, дочь), у глаголов в инфинитиве, во 2-м лице ед. ч. и в повелительном наклонении ми. ч. (жечь, печь, читаешь, льешь, отрежьте, намажьте), а также у наречий, кроме уж, замуж, невтерпеж, навзничь, наотмашь, и частиц (лишь, бишь). Существительные мужского рода, существительные в родительном падеже мн. ч. и краткие прилагательные пишутся без мягкого знака (кирпич, много туч, хорош, жгуч). Чередующихся корней в русском языке немного, но правила их написания неоднородны по своему характеру, что создает трудности в правописании таких корней.
Правописание чередующихся корней
Чередующиеся | Правила написания | Исключения |
Чередование в корне зависит от места ударения в корнях | ||
зар-/зор- | заря - зори | зоревой, зоревать |
rap-∕rop- твар-/твор- клан-/клон- | В безударной позиции О: горелый - гарь, натворить - тварь, наклонить - кланяться | пригарь, изгарь, выгарки утварь |
Чередование в корне зависит от последних согласных корня | ||
лаг-/лож- | А перед Г, О перед?К: излагать - изложить | полог |
скак-/скоч- | А перед К, О перед Ч: скакать - проскочу | скачок, скачу |
раст"/ращ-/ | А перед СТ, Щ; О в остальных случаях: зарастать, выращивать, поросло | подросток, Ростислав, ростовщик, росток, Ростов, отрасль |
Чередование в корне зависит от значения корней | ||
плав-/плов- | О в корнях слов, обозначающих людей: пловец, пловцы, пловчиха. А в остальных случаях: поплавок, плавательный | плывуны |
Продолжение таблицы
равн-/ровн- | Равн- в значении «равный, одинаковый»: сравнивать, равноправие. Ровн - в значении «ровный, гладкий»: подровнять дорожки, выровнять грядки | уровень равнина, равняться, равнение |
мак-/мок- | Мак- в значении «опускать в жидкость»: макать в воду. Мок- в значении «впитывать влагу, мокнуть»: непромокаемый, промокашка | |
Чередования в корне зависят от суффикса -а- | ||
κac-∕κoc- | А в корне, если есть суффикс -а-: касаться - коснуться | |
бир-/бер- блист-/блест- дир-/дер- жиг-/жег- мир-/мер- пир-/пер- стил-/стел- тир-/тер- чнт-/чет- | И в корне пишется, если есть суффикс -а-: убирать - уберу, бли стать - блестеть, удирать - удеру, зажигать - зажег, умирать - умер, запирать - запер, расстилать - расстелю, протирать - протер, | сочетать, сочетание, рассчитывать |
В русском языке имеются также и другие разновидности традиционного принципа написания. Так, чередование а/о в корне может быть связано с образованием видовых пар у глаголов с суффиксами -ыва-/-ива-: в корнях глаголов несовершенного вида пишется а, в корнях глаголов совершенного вида - о: выбрасывать - выбросить, затапливать - затопить, забрасывать - забросить, затрагивать - затронуть, опаздывать
Опоздать, присматривать - присмотреть и т.п.
Дифференцированные написания в отличие от других принципов не регулируют написание, а объясняют написание разных букв в сходных по звучанию словах: валы - волы, кампания
Компания, комплимент - комплемент, джин - джинн. С помощью дифференцированных написаний различают лексическое и грамматическое значение слов. Не следует рассматривать как
дифференцированное письмо те случаи, где различающая омофоны буква легко проверяется сильной позицией, например: разредить - редкий и разрядить - заряд; вперемежку - перемежаясь, межа и вперемешку - перемешивая, мешать.
Средства, дифференцирующие лексическое и грамматическое значение. 1) буквы: ожог (сущ.) - ожёг (глагол), туш (короткое приветственное музыкальное произведение, м. р.) - тушь (краска, ж.р.); 2) большая или малая буквы: Орел (город) - орел (птица), Роман (имя), роман (литературный жанр); 3) слитное, полуслитное и раздельное написание: насчет тебя (предлог), на счет в банке (предлог и существительное), несмотря на возраст (предлог), не смотря в книгу (частица и деепричастие); 4) ударение: города (ми. ч., им. п.), города (ед. ч., р. п.) когда (в безударной позиции - союз, в ударной - наречие. (Ср.: Я не знаю, когда это будет нужно. Я приеду, когда появится свободное время), что (в безударной позиции - союз, в ударной - местоимение); 5) кавычки: язык (средство общения), с язык» (взятый в плен враг), Максим Горький (русский писатель), теплоход «Максим Горький».
Слитные, полуслитные и раздельные написания определяются особыми принципами: лексико-морфологическим (написание зависит от частеречной принадлежности: несмотря на молодость и не смотря в окно); лексико-синтаксическим (различное написание словосочетаний и слов: быстротекущие дни и быстро текущие с гор ручьи); и словообразовательнограмматическим (написание зависит от формального словообразовательного показателя: сложные слова с первой частью на -ико пишутся черед дефис, слова с соединительной гласной пишутся слитно: химико-технологический, сухофрукты.
1. Правила, устанавливающие единообразное написание значимых частей слова, основываются главным образом на морфологическом принципе русской орфографии. Он заключается в том, что значимая часть слова должна быть написана одинаково, единообразно, независимо от того, как она произносится в речи. Безударные гласные пишутся так, как если бы они находились под ударением, а согласные — так же, как в положении перед гласными, сонорными согласными (й, л, м, н, р) и согласной в. Примеры: 1) в корне слова вывоз вместо звука [о] слышится редуцированный [ъ], вместо [з] — [с], но этот корень во всех случаях будет писаться с буквами о и з, которые обозначают звуки [о] и [з] в сильных позициях, как в слове вывозим; 2) приставка от- пишется во всех словах одинаково, хотя по-разному произносится: отмель — отказ — отбыть; 3) суффикс -лив- пишется через и (удачливый, приветливый), так как под ударением в нем слышится именно этот звук: говорливый; 4) всегда одинаково пишется окончание существительных -ом: мелом; его можно проверить ударением: столом.
Непроверяемые написания называются традиционными: север, запад, шлагбаум. Они не противоречат морфологическому принципу: части слова, которые нельзя проверить, тоже нужно писать единообразно: север, северяне, Северодвинск.
В некоторых немногочисленных случаях наблюдаются отступления от морфологического принципа. Не единообразно пишутся, например, корни с чередующимися гласными: заря — зори, расстилать — расстелить. Это связано с отражением на письме старинных звуковых чередований.
Другой принцип русской орфографии — фонетический, согласно которому написание и произношение должны совпадать. Действие этого принципа распространяется в основном на правописание приставок: безвредный — бесправный (на конце приставки пишется тот звук, который слышится); распустить — роспуск (о только под ударением). На фонетическом принципе основано правило употребления гласной ы после приставки, оканчивающейся на твердый согласный: обыскать, предыдущий. Фонетических написаний в русской орфографии немного.
2. Правила, устанавливающие раздельные и слитные написания, основываются на следующем принципе: все слова (и самостоятельные, и служебные) пишутся раздельно друг от друга, а все части слов — слитно: два дня, без письма; двухдневный, бесписьменный.
Полуслитные (дефисные) написания наблюдаются в основном в сложных словах: юго-запад, бледно-желтый; в наречиях: во-первых, по-товарищески.
Нормы правописания иногда отстают от процессов, происходящих в языке. Так, наречие под мышками в настоящее время осмысливается не как сочетание двух слов, а как одно слово, но пока сохраняется раздельное его написание. Поэтому при возникновении затруднений, связанных с раздельным, слитным и полуслитным написанием наречий, а также с правописанием сложных слов, нужно обращаться к орфографическому словарю.
3. Способ переноса слова зависит от деления его на слоги, а также от морфемного состава. Соответственно при переносе слов не следует разрывать слог, переносить часть, не образующую слога, причем по возможности нужно учитывать строение слова: от-крыть, на-пи-сать, дли-на.
4. Употребление прописных и строчных букв:
а) с прописной буквы пишется первое слово в самостоятельном предложении: Пришло лето. Начались каникулы;
б) с прописной буквы пишутся все имена собственные: Евгений Онегин, Петербург. Имена, употребленные в нарицательном значении, пишутся со строчной буквы: косолапый мишка (медведь), попробовать наполеон (торт), пройти рентген (обследование);
в) слова, образованные от имен собственных, пишутся по-разному. Наречия — со строчной буквы: по-чеховски лирично, сатира по-гоголевски. Прилагательные, имеющие суффикс -ск-, тоже пишутся со строчной буквы: пушкинская проза, набоковские пьесы. Если эти прилагательные употребляются в составных названиях, их нужно писать с прописной буквы: Пушкинские чтения, Набоковская конференция. Прописная буква пишется в прилагательных с суффиксами -ое- (-ев-) и
-ин-: Платонова философия, Далев словарь, Машин дневник;
г) в названиях высших международных организаций, высших государственных органов, должностей и званий с прописных букв пишутся все слова: Организация Объединенных Наций, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральный Прокурор Российской Федерации, Герой Российской Федерации;
д) в географических и астрономических названиях, в названиях важнейших исторических событий с прописных букв пишутся все слова, кроме родовых обозначений типа океан, остров, война, созвездие и т. п.: Северный Ледовитый океан, альфа Большой Медведицы, Великая Отечественная война;
е) в названиях организаций и учреждений с прописной буквы пишутся первое слово, имена собственные и слова Дом, Дворец: Государственный академический Большой театр России (Большой и России — имена собственные), Московский театр оперетты, Центральный Дом книги;
ж) в названиях произведений и документов с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные: Ветхий завет, Первый концерт Рахманинова для фортепьяно с оркестром. Заглавия книг, названия газет, журналов, кино-фильмов, картин, спектаклей, названия продукции, торговых марок нужно заключать в кавычки: «Ромео и Джульетта» Шекспира, журнал «Крокодил», ирис «Золотой ключик»;
з) в названиях праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишется, как правило, только первое слово: Новый год, Восьмое марта, День строителя, но: День Победы (второе слово употреблено с особым значением). Если дата в названии праздника обозначена цифрой, то следующее за ней слово пишется с прописной буквы; ср.: 1 Мая — Первое мая.
Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.
Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари.
Язык меняется, поскольку меняется общество. Появляется много новых слов и выражений, своих и заимствованных. Правила написания новых слов устанавливаются Орфографической комиссией и фиксируются орфографическими словарями. Самый полный современный орфографический словарь составлен под редакцией ученого-орфографиста В.В.Лопатина (М., 2000).
Русская орфография – это система правил написания слов.
Она состоит из пяти основных разделов:
1) передача буквами фонемного состава слов;
2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;
3) употребления прописных и строчных букв;
4) перенос части слова с одной строки на другую;
5) графические сокращения слов.
Разделы орфографии
– это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме. Каждый раздел орфографии характеризуется определёнными принципами, лежащими в основе орфографической системы..
Принципы русской орфографии
В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
, сущность которого в следующем:
морфема
(значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание
, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться.
Так, корень хлеб во всех родственных словах пишется одинаково, но произносится по-разному в зависимости от того, какое место в слове занимают гласный или согласный звуки, ср.: [хл"иэба], [хл"ьбавос] ; приставка под- в словах подпилить и подбить одна и та же, несмотря на разное произношение, ср.: [пътп"ил"ит"] [падб"ит"] ; прилагательные насмешливый и хвастливый имеют один и тот же суффикс -лив- ; безударное окончание и ударное обозначаются одинаково: в столе - в книге, большого - великого, синего - моего и т.п.
Руководствуясь именно этим принципом, мы проверяем истинность той или иной морфемы путем подбора родственных слов или изменением формы слова таким образом, чтобы Морфема оказалась в сильной позиции (под ударением, перед р, л, м, н, j и т.д.), т.е. была бы четко обозначена.
Роль морфологического принципа в орфографии велика, если иметь в виду, что в русском языке широко развита система внутриморфемных чередований, обусловленных разными причинами.
Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся
.
Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через- ), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с , ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ниспослать и т.п.
Действием фонетического принципа объясняется и написание гласных о - ё после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи, где выбор соответствующего гласного зависит от ударения, ср.: клочок - ножичек, парчовый - кочевой, свечой - тучей и т.п.
Корневой гласный и после русских приставок на согласный переходит в ы и обозначается этой буквой тоже в соответствии с фонетическим принципом, т.е. пишется так, как слышится и произносится: предыстория, предыюльский, розыгрыш, разыгрывать и т.п.
Действует в нашей орфографии также ИСТОРИЧЕСКИЙ, или ТРАДИЦИОННЫЙ ПРИНЦИП , по которому слова пишутся так, как они писались раньше, в старину .
Так, написание гласных и , а , у после шипящих - это отголосок древнейшего состояния фонетической системы русского языка. По этому же принципу пишутся и словарные слова, а также заимствованные. Объяснить такие написания можно только с привлечением исторических законов развития языка в целом.
Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип ), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения , ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).
Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ : сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов - раздельно.
Подводя итог, можно говорить о том, что многообразие правил русской орфографии объясняется, с одной стороны, особенностями фонетического и грамматического строя русского языка, спецификой его развития, а с другой - взаимодействием с другими языками, как славянскими, так и неславянскими. Результатом последнего является большое количество слов нерусского происхождения, написание которых приходится запоминать.
Негосударственное образовательное учреждение
Церковно-приходская школа «Косинская»
г. Москвы
Статья
«Основные принципы русской орфографии»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ганеева Виктория Николаевна
г. Москва 2014
Основные принципы русской орфографии.
Орфография (греч. o rthos – правильный, grapho – пишу) буквально означает `правописание`, т. е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значение слов “орфография” и “правописание” не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.
Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные, раздельные и дефисные(полуслитные) написания слов и их частей; употребление прописных и строчных букв; способы переноса слов с одной строки на другую; графические сокращения слов.
Передача буквами фонемного состава слова.
Это основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой. Графика устанавливает правила соответствия букв и фонем в сигнификативно сильных позициях. Область орфографии – сигнификативно слабые позиции фонем. В отдельных случаях орфография “вмешивается” и в область графики – область сильных позиций. Графика определяет значения букв в их сочетаниях с друг другом вне зависимости от конкретных слов. Орфография дает правила написания букв в словах и морфемах.
Основное правило правописания безударных гласных: в безударных слогах пишутся те же гласные, что и под ударением в той же морфеме. Мы пишем о в слове вода (хотя произносим [вада]) потому, что под ударением в этом корне слышится [о] и пишется о: воды, водный. Слово, произносящееся [л`иса], мы запишем лиса, если проверим первый гласный словом лис , и запишем леса , если проверим словом лес. Так мы определяем, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, и пишем букву, обозначающую эту фонему.
Такое же общее правило действует для звонких и глухих согласных. На конце слова и перед шумной согласной пишется та же согласная, что и перед гласной и звонкой согласной в той же морфеме. Мы пишем б в словах зуб, зубки , хотя произносим [зуп], [зупк`и], потому что перед гласной и перед сонорной согласной в этом корне произносится [б] и пишется б : зубы, зубной . Мы пишем просьба , хотя произносим [проз`ба], так как перед гласной в этом корне произносится [с`] и пишется с: просить.
Принцип проверки здесь тот же, что и для гласных: звук слабой позиции проверяется сильной позицией; таким образом определяется фонема, к которой принадлежит данный звук, она и обозначается соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и в слабых позициях – это фонематический принцип, основной принцип русской орфографии.
Фонематический принцип определяет написание также твердых и мягких согласных: ь обозначает не мягкость звука, а мягкость фонемы, т. е.мягкость, не зависящую от позиции. Например, в слове лезть произносится [с`] перед [т`], но мягкость [с`] здесь обусловлена следующим [т`] (этой же позицией перед [т`] обусловлена и глухость [с`]). В сильной по твердости ~мягкости позиции – на конце слова – этой мягкости нет: лез. Фонема здесь твердая, поэтому в форме лезть не пишется ь после з . В форме повелительного наклонения лезьте тоже произноится [с`т`], но фонема мягкая, так как мягкость звука сохраняется на конце слова: лез – ле [с`]. Мягкость фонемы обозначается мягким знаком. В слове усни произносится [с`н`], но при замене [н`] на [н] происходит и замена [с`] на [с]: у [сн] у . Поэтому мягкость [с`] здесь несамостоятельна, она и не обозначается на письме. В слове льдина произносится [л`д`], при замене [д`] на [д] мягкость [л`]сохраняется: [л`д] ы . Здесь мягкость фонемы обозначается на письме мягким знаком.
Фонематический принцип определяет написание всех морфем слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний. В слове подступить произносится [пъц-], но пишется приставка под- , так как проверка показывает фонемы: п [о] дступ, по [д] рулить . В суффиксе слов берёзовый, осиновый произносится [ъ], но пишется о, так как в том же суффиксе в сильной позиции произноится [о]: дубовый . В словах на стуле и от пули конечный гласный одинаков - [и], но в первом случае он относится к фонеме (ср. на сто [л`э`]), а во втором – к фонеме (ср. от зем [л`и`]). После мягких согласных фонема обозначается буквой е, фонема – и .
Фонематический принцип обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных формах одного и того же слова и в разных словах. Так, в слове город в составе разных словоформ пишется одинаково, хотя произносится по-разному: [горът], [горъд] а , [гърад] а , [гърат] ки , при [гърът], при [гъръд]ный, ино [гарод`] ний , [гърац] ской. Написание город- во всех этих случаях отражает фонемный состав этого корня – . Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.
Основной принцип русской орфографии определяют также как морфологический. Морфологический принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. В действительности одни и те же морфемы на письме часто передаются не одинаково: отражаемые на письме исторические чередования разрушают единство написания морфем. Так, в словах город и горожанин один и тот же корень пишется по-разному. В корнях и во многоих аффиксах такие нефонетические чередования обычны; ср. : жечь – жж ение – жг учий – за жиг ать – под жог ; мыш онок – мыш онк а – мыш оночек .
Исторические чередования передаются на письме (следовательно, единое написание одних и тех же морфем не сохраняется), а фонетические чередования на письме не передаются (следовательно, одной и той же буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, т. е. фонема в понимании Московской фонологической школы). Таким образом, единообразные написания одних и тех же морфем обычно есть проявление фонематического принципа орфографии.
В некоторых случаях наша орфография построена на морфологическом принципе, действующем вопреки фонематическому. Так, графическое единообразие морфем выдерживается при написании е (ё) под ударением после шипящих: жёлтый – желтеть, жёлудь – желудей, печёт – плачет, чёлн – челнок, щёк – щека. В этих случаях после шипящих под ударением выступает фонема, но пишется е (ё) для сохранения единообразия с теми же морфемами, где чередуется с или может быть в безударном положении: шёпот () – шепчет () – шептать ().
Морфологическому принципу отвечают также написания дезинформация, контригра, пединститут, сверхидеальный – с и после согласных, соответствующих твердым фонемам. Здесь сохраняется облик корня, вопреки правилу графики писать ы после таких согласных (ср.: безыдейный, предыстория ).
Фонематический принцип действует тогда, когда фонема находится в сильной позиции (это, собственно, принцип графики), и тогда, когда фонема находится в слабой позиции и может быть определена сильной позицией. Таких написаний 80%.
В некоторых случаях проверка невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: с о бака, т о пор, сапог, с а рай, п е реход, разборч и вый, молоды е , в ок зал, фу т бол, с тол, з доровье, сиди ш ь, сиди т . В этом случае выступает гиперфонема: с бака, с пог , фу бол и т. д. Фонематический принцип здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения: можно написать собака и сабака , футбол и фудбол . Написания в подобных случаях осуществляются на основе фонематического и традиционного принципов.
Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. С точки зрения звуковых соответствий, например, безразлично, о или а писать в предударном слоге в словах сапог, собака . Традиционные написания надо запоминать.
Традиционный принцип выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы: зарево – зори . В безударном положении здесь тоже гиперфонема: з ря. Выбор буквы в словах з аря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне клон- – клан- могут быть ударными: клонится, кланяться. Выбор о для безударных слогов основан на традиции: наклонение, склонить.
В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его; таких написаний 15%. Но в ряде случаев традиционный принцип противоречит фонематическому. В сильной позиции это написания щ в слове помощник, ч в словах конечно, скучно и др. В слабой позиции это, например, правописание корней гор- – гар-, плов- – плав- , в которых под ударением только [а], а без ударения пишется и о , и а.
В противоречии с фонематическим находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук. По этому принципу пишутся конечные согласные в приставках без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, через-/черес-: безоблачный, безрадостный, безбрежный – бесполезный; изыскать, изрезать, издать – искупать и др. Конечная фонема приставки здесь, об этом свидетельствует произношение [з] перед гласными и сонорными согласными, но пишется буква з , если произносится [з], и с , если произносится [с]. Фонетический принцип проводится здесь не совсем последовательно: в словах безвкусица, безвкусный в конце приставки произносится [с]; в словах бесшумный, изжарить произносится [ш, ж]; в словах расщедриться, расщепить на месте с нуль звука. Таким образом, фонетический принцип здесь осложнен традиционным.
Правописание о или а в приставке раз-/раз- – роз-/рос- также отвечает фонетическому принципу – о пишется под ударением, когда произносится [о], а пишется без ударения: розвальни, розыск, россыпь; развал, разыскивать , рассыпать. И здесь фонетический принцип осложнен традиционным (ср.: разыскной ). По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огурцы , курицын, бледнолицый.
Дифференцировочные написания основаны на разграничении на письме слов или форм, совпадающих по фонемному составу: ож о г – ож ё г, подж о г – подж ё г, плач – плач ь , рож – рож ь , туш – туш ь , ко п чик – ко б чик, к о мпания – к а мпания, о рёл – О рёл.
Также в русском языке существуют правила слитных, раздельных и дефисных написаний.
Список использованной литературы
- Граник Г. Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
- Кустарева В. А. История русского языка. – М.: Просвещение, 1982.
- Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М.,1960.
- Современный русский литературный язык. / Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1988.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. – М.,1991.
- Филина Л. В. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 1979.