Формирование новой российской государственности. Становление российской государственности

Начало становления новой российской государственности связывают с принятием 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании Конституции Российской Федерации. Россия объявила себя демократическим федеральным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплялся принцип разделения властей. Глава государства - Президент, который избирается всенародным голосованием. Исполнительная власть - Правительство, глава которого утверждается парламентом. Законодательная власть представлена Федеральным Собранием (парламент РФ), которое состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума формировалась путем выборов, а в Совет Федерации входили главы исполни­тельной и законодательной властей субъектов Российской Федерации. Судебная власть - это Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

В 1993 г. состоялись первые выборы в Государственную Думу. В Думу прошли 8 партий, преодолевших барьер 5%. Победу на них одержала ЛДПР. Большее число мест было занято оппозиционными и патриотическими силами.

Государственная Дума I созыва была противоречива изнутри, но все же приняла важнейшие документы, на которых основывается функционирование государства (например, Гражданский кодекс, закон о местном самоуправлении, законы, регламентирующие выборы, и т.д.). Первая Государственная Дума работала два года. Одно из главных мест в работе Государственной Думы заняли вопросы национальной и экономичес­кой политики, международных отношений.

В 1994 г. большинство партий по инициативе президента подписали Договор об общественном согласии, согласно которому обязались не менять главный закон страны (Конституцию) в направлении дестабилизации ситуации в тече­ние двух лет.

17 .Разрушение системы государственного управления в период Смутного времени-узурпация власти и самозванчество.

1.Тяжелый системный кризис московского государства, во многом связанный с правлением Ивана Грозного. Противоречивая внутренняя и внешняя политика привела к разрушению многих

экономических структур. Ослабила ключевые институты и привела к гибели людей.

2. Резко обострились социальные конфликты внутри московского государства, которые охватили все общества (царская власть и боярская аристократия, бояре и дворяне, феодалы и крестьянство,

церковь и светские феодалы, родовая аристократия и служилая аристократия и т.д.)

1. 1598-1605. Ключевая фигура - Борис Годунов. Он, по решению земского собора, был избран на царский престол в 1598г. Он резко изменил характер внутренней и внешней политики

государства (освоение южных окраин, освоение Сибири, возвращение западных земель, перемирие с Польшей). Следовательно, происходит подъем экономики и обострение политической борьбы.


В 1601-1603 неурожай, начинается голод и голодные бунты. В этот период на территории Польши объявился первый Лжедмитрий, получил поддержку польской шляхты и вступил на землю русскую

в 1604 г. В апреле 1605. Годунов скончался неожиданно. В июне в Москву вступил Лжедмитрий 1. Через 11 месяцев, в 1606 он был убит в результате заговора.

2. 1606-1610. Этот этап связан с Василием Шуйским, первым "боярским царем". Взошел на престол сразу после гибели Лжедмитрия 1 по решению красной площади, дав крестоцеловальную

запись о хорошем отношении к боярам. В 1610 польские войска разбили отряды Шуйского и он был свергнут с престола и утвердился режим семибоярщины.

3. 1611-1613. Патриарх Гермоген в 1611 инициировал создание земского ополчения вблизи Рязани. В марте оно осадило Москву и потерпело неудачу из-за внутренних разногласий. Второе

создали осенью, в Новгороде. Возглавили его К.Минин и Д.Пожарский. 26 октября 1612 ополчение сумело взять московский кремль. По решению боярской думы, оно было распущено.

Общее число погибших равно одной трети населения.

Экономическая катастрофа, разрушена система финансов, транспортные коммуникации, огромные территории выведены из СХ оборота

Территориальные потери (Черниговская земля, смоленская земля, Новгород-северская земля, прибалтийские территории).

Ослабление отечественных купцов и предпринимателей и усиление иностранных купцов.

Появление новой царской династии - Романовых. Первые представители династии должны были решать 3 главных проблемы - восстановление единства территорий, восстановление

государственного механизма и экономики.

18. Польская оккупация и военный Собор 1611г. Их роль в изменении государственного строя.

С гибелью Лжедмитрия второго в стране остался царь Владислав, но он жил за пределами Российского государства. В народе зрело негодование тем, что православной страной правит католик, что в

столице бесчинствуют иноземцы, что оккупационные королевские войска, проливают невинную кровь, сжигают города и деревни. 21 сентября 1610 года польские паны засели в Москве. Польское

правительство готовилось уничтожить Русское государство. Но открыто об этом, не говорили, более того ложь пропаганды сообщала, что новый царь Владислав скоро приедет в Москву креститься и

что порядок в государстве будет восстановлен. Жолкевский был умный и хитрый, понимая, что врать до бесконечности не получиться, боясь восстания русского народа, он уехал в Польшу, оставив за

себя Гонсевского. Паны создали в Москве оккупационное правительство, которое состояло из группы бояр-изменников, пособников оккупантов, а во главе стоял Гонсевский. Паны, засевшие в

Москве, издевались над русскими людьми, их языком, верой, обычаями. Захватчики грабили население, насильничали. В народе нарастало массовое возмущение, потому как он осознал

нарастающую угрозу иноземного порабощения.

Уже в январе 1611 против оккупантов начал вооружаться народ. По всей стране пересылались письма патриотов с призывом очистить Москву от «литовских людей» и выбрать русского царя. На

борьбу поднялись многие города. В Рязани во главе движения стал Прокопий Ляпунов.

марта 1611 года наемники стали готовить Кремль к боевым действиям и устанавливать пушки на стенах. Их командиры пытались насильно привлекать к работам население. Москвичи отказались и

тогда наемники бросились на них с саблями, началось массовое истребление русских. Было убито около 7 тысяч безоружных русских людей!

В дни боев в таборах первого ополчения возник постоянно действующий орган власти -Земский собор. Решающий голос на нем принадлежал провинциальному дворянству и казакам.

Приговор собора от 30 июня 1611 года определил направление всей деятельности Земского правительства. «Приговор» был составлен от имени «Московского государства, разных земель

царевичей, бояр, окольничих, дворян и детей боярских, атаманов и казаков». Изменники - бояре и столичная знать должны были лишиться всех свои огромных земельных богатств. Конфискованные

земли следовало распределить между бедными и разоренными дворянами. В своих обращениях к населению вольных окраин власти звали в ополчение всех казаков, вчерашних крепостных и

холопов, суля им волю. «Молодым казакам» полагалось денежное и хлебное жалование. Было решение о возврате крепостных, их прежним владельцам. Этот документ отражал интересы бояр и

казачьей верхушки, что нарушило обещания данные Ляпуновом в его грамоте при организации ополчения. Чем были возмущены казаки.

Новое правительство фактически возглавил Ляпунов и его товарищи: казацкий предводитель Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой. После гибели Ляпунова первое земское ополчение

распалось.

Бои шли по всей Москве, с переменным успехов, и тогда Гонсевский дает указание поджечь город... И когда тысячи русских людей бросились тушить пожар, их подло начали убивать оккупанты и их

пособники. Обширный город за пару дней превратился в развалины. Семибоярщина и оккупанты удерживали в своих руках Кремль и Китай-город, где находилась лучшая часть русской артиллерии.

Ополчение не располагало достаточными силами и средствами и предприняв генеральный штурм не добилось успеха.

19 Преодоление последствий Смуты. Провозглашение начала династии Романовых. Роль Соборов. Соборное Уложение 1649г.

В 1613 г. состоялся Земский собор, на котором выбирали нового царя. Выбор пал на 16-летнего Михаила Романова (1613-1645), при котором первые годы постоянно собирался Земский собор,

помогавший ему в управлении. В дальнейшем при Михаиле Рома новое значительное влияние на государственную политику получил его отец - патриарх Филарет.

Во внутренней политике необходимо было добиться стабилизации, так как по России продолжали бродить антиправительственно настроенные холопы и казаки. Последствия Смуты в сельском

хозяйстве ощущались вплоть до середины XVII в. Укрепляя свою власть, Романовы раздавали землю дворянству. Увеличивалась власть феодалов над крестьянами. Последствия Смуты были

тяжелейшими для развития страны. Необходимые для развития страны средства снимались с населения в виде тяжелейших налогов. Специфика развития экономических отношений в XVII в.

выражалась в повышении значения торговли, товарообмена и ярмарок. В 1653 г. был принят Торговый устав, регламентирующий торговое право в России, а в 1667 г. появился Новый Торговый устав,

повышавший пошлины на иностранные товары. Значительно возросший товарооборот между различными регионами России позволил говорить о складывании в конце XVII в. всероссийского рынка.

Урегулирование внешнеполитических вопросов с Польшей и Швецией являлось приоритетной задачей нового правительства. В 1617 г. в деревне Столбово был заключен Столбовский мир (shpora.su)

между Россией и Швецией, по которому шведы возвращали новгородскую землю, но оставляли за собой Балтийское побережье; также им полагалась денежная компенсация.

По мере укрепления государственного аппарата Филарет все реже и реже стал прибегать к созыву Земских соборов. В 20-30-е гг. они уже собирались исключительно по инициативе правительства,

которое выносило на обсуждение выборных нужные правительству вопросы. При этом земские приговоры не были обязательны для правительства.

Таким образом, Земские соборы после необычайно бурной деятельности впервые два десятилетия XVII в., когда им пришлось брать на себя законодательные и даже учредительные функции,

обратились в высшие совещательные органы. Начался процесс постепенного угасания земской деятельности - свидетельство укрепления самодержавия.

По окончании Смутного времени, правительство новой династии -Романовых - приступает к активной законотворческой деятельности. В итоге К1649 году в Российском государстве существовало

огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по

традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в

правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего

периода становился не эффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм. К принятию Уложения

подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве

одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

В Соборном Уложении лишь намечается разделение норм по отраслям права. Однако тенденция к разделению на отрасли, присущая любому современному законодательству, уже наметилась. В

Соборном Уложении определялся статус главы государства - царя, самодержавного и наследного монарха. Уложение содержало комплекс норм, регулирующих важнейшие отрасли

государственного управления: прикрепление крестьян к земле, режим въезда и выезда из страны, вопросы, связанные со статусом вотчин и поместий. Система наказаний выглядела следующим

образом: смертная казнь (в 60 случаях), телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, бесчестящие наказания, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы. Развитие

товарно-денежных отношений, рост гражданско-правовых сделок, повышение роли международной торговли с Россией способствовали развитию гражданского права. Субъектами гражданского

права являлись как физические (частные) лица, так и коллективы (например, крестьянская община). Требования к физическим лицам - возраст 15-20 лет (с 15 лет молодой человек мог наделяться

поместьем, принимать на себя кабальное обязательство и т.д, с 20 лет мог свидетельствовать на суде после принятия крестного целования). По сравнению с предыдущим периодом возросла

правоспособность женщины. Обязательственное право в XVII веке продолжало развиваться по линии постепенной замены личной ответственности (переход за долги в холопы и т. д.) по договорам

имущественной ответственностью. Устная форма договора всё чаще заменяется письменной. Для определённых сделок устанавливается обязательность государственной регистрации -

«крепостной» формы (купля-продажа и иные сделки с недвижимостью). Особое внимание законодатели уделили проблеме вотчинного землевладения. Были законодательно закреплены:

усложнённый порядок отчуждения и наследственный характер вотчинной собственности. В области семейного права продолжали действовать принципы Домостроя - главенство мужа над женой и

детьми, фактическая общность имущества, обязательность следования жены за мужем. Законодательство разрешало заключение одним лицом не более трёх брачных союзов в течение жизни.

Значение Соборного Уложения

Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV-XVII веков.

Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.

В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.

20 Государственные учреждения России XVII в.: характеристика высших, центральных и местных органов управления.

Смута XVII в. укрепила идею сильной власти, поэтому при Михаиле Федоровиче осуществлялись меры по укреплению государственной системы. Рост власти царя опирался на усиление

государственного аппарата, на приобретение им характера бюрократического строя. Так в XVII в. существовало до 90 приказов. В XVII в. сохранились еще пережитки феодальной раздробленности,

одним из которых было местничество, в XVII в. местничество стало препятствием к укреплению самодержавной монархии. Возросшее значение дворянства позволило правительству в 1682 г.

Упразднить его.

Важнейшим государственным органом, разделявшим с царем верховную власть, по-прежнему была Боярская дума. Дума осталась верховным органом по делам законодательства, управления и

суда. Царь советовался с ней по всем основным вопросам, мелкие же Дума обсуждала без царя. Для XVII в. характерна более тесная связь Думы с приказной системой: многие члены Думы были

судьями приказов, воеводами, находились на дипломатической службе. С другой стороны, решения приказов утверждались на заседаниях Думы.

Первая половина XVII в. стала периодом расцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы государственной жизни решались с помощью земских соборов. В начале

правления Михаила Федоровича правительство нуждалось в опоре на все слои господствующего

класса и земские соборы заседали почти непрерывно, они занимались в основном изысканием средств, для пополнения государственной казны и внешнеполитическими делами. С 1620-х гг.

государственная власть несколько окрепла и соборы стали созываться реже для решения конкретных дел. После 1653 г. соборы созывались лишь как совещания представителей отдельных

сословий. Они способствовали укреплению царской власти и постепенно исчезли. После прекращения Смуты понадобилось создать на местах твердую власть. Основным звеном местного

управления стал воевода. Он назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Думой и подчинялся приказу, в чьем ведении находился город. При воеводах существовали приказные или

съезжие избы во главе с дьяком. Волостями и слободами воеводы управляли через приказчиков. Им подчинялись все местные должностные лица, в том числе губные и земские старосты. Круг

деятельности воеводы определялся наказом приказа. В XVII в. продолжали существовать обе формы «самоуправления» -губная и земская. Старосты вели фактически все дела, но находились в

полном подчинении у воевод. К другим выборным органам относились таможенные целовальники, кружечные и кабацкие головы и целовальники, ларечные старосты, житейные и мельничные

целовальники. Все они находились под надзором воевод. Расширилась сфера действия суда, который превратился в одно из главных звеньев карательной политики государства. Имущественные

наказания окончательно отошли на задний план. Ведена смертная казнь.

Новые тенденции в социально-экономической и других областях жизни требовали неограниченной самодержавной власти, более стройной и гибкой системы бюрократического аппарата в центре и

на местах. Первые ростки абсолютизма в виде именных указов, личной канцелярии царя, органов финансового контроля за монастырским имуществом появились во второй половине XVII в.

21 Развитие государственного и регионального управления в конце XVIIB. Предпосылки реформ Петра I.

В XVII в. окончательно установилась самодержавная власть "государя всея Руси" Одновременно с ростом власти царя усилился государственный аппарат, который принял характер бюрократического

строя. В XVII в. местничество стало препятствовать укреплению самодержавной монархии. Возросшее значение дворянства позволило правительству в 1682 г. упразднить местничество. Хотя

значение дворянства усилилось, боярство сохраняло свое экономическое и политическое могущество. Боярская дума по-прежнему являлась важнейшим органом государства, разделявшим вместе с

царем прерогативы верховной власти, органом боярской аристократии. Состав Думы за век удвоился. Боярская дума оставалась верховным органом по вопросам законодательства, управления и

суда. Некоторые из судебных дел рассматривались в созданной при Думе Расправной палате (1681-1694). Значение Боярской Думы в последнее десятилетие века упало.

Несмотря на внешнюю устойчивость положения Боярской думы в системе аппарата Русского государства во второй половине XVII в. идет процесс возрастания личной власти самодержавного

монарха, особенно в области верховного управления.

С 50-60-х годов установилась практика докладов царю начальниками важнейших приказов. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 г. получил определенную организацию Приказа тайных дел

Личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.)

XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил

название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Предпосылки проведения

петровских реформ:

Активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

Интенсивное развитие внутренней и внешней торговли- реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

Переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

Тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский

титул слова "самодержец";

Оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода

законов, связанное с принятием "новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. было принято 1535 указов пополняющих Уложение);

Реорганизация и совершенствование вооруженных сил

Размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная

личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель

появился на исторической арене в лице Петра I.

Формирование новой российской государственности

Начало 1992 г. Россия встречала не только новым государственным статусом и правопреемницей всех обязательств и договоров СССР, но и радикальной сменой экономического курса развития страны.

В его основу были положены идеи экономической теории «монетаризма», предусматривающей полный отказ от государственного вмешательства в деятельность самостоятельных экономических субъектов, интеграцию в мировую хозяйственную систему, ликвидацию монополии государства на внешнюю и внутреннюю торговлю. Основным источником доходов государства становилась новая система налогообложения. Такая политика получила название «шоковой терапии» .

Для обеспечения полной самостоятельности хозяйственной деятельности экономических субъектов были предприняты два взаимосвязанных мероприятия: обязательное акционирование всех предприятий и приватизация государственной собственности с помощью выпуска приватизационных чеков – ваучеров. Скрытая пока цель этого механизма – создание слоя частных собственников, социальной базы нового государства.

Свобода торговли, ценообразования, акционирование потребовали создания собственной – негосударственной – инфраструктуры: стали образовываться частные и коммерческие банки, фондовые биржи, биржи ценных бумаг, которые включались в мировую систему финансов.

Таким образом , стремительными темпами происходила перестройка экономических отношений на основе «капитализма» со всеми ее положительными и негативными последствиями.

К сожалению, непродуманность и поспешность экономических преобразований, неразработанность законодательной базы проводимых мероприятий, отказ от научного сопровождения и анализа складывающейся новой реальности приводили к важным социальным диспропорциям, которые имели катастрофические последствия для большинства населения России, оказавшегося социально незащищенным от этих процессов (дети, пенсионеры, инвалиды, семья, студенты и др.).

Экономическое положение страны усугублялось последствиями теоретической эйфории об автоматическом решении проблем в результате полной свободы выхода на мировой рынок и снятия всех препон на пути импорта товаров в Россию. Абсолютное большинство товаров, производимых в стране, не выдерживали конкуренции. Россия допускалась в мировую систему хозяйствования только своими природными ресурсами (нефть, газ, минеральные удобрения, промышленный полуфабрикат цветных металлов и др.), что создавало реальную опасность превращения ее в сырьевой придаток развитых государств, в котором она уже находилась в начале ХХ в.

Ликвидация государственного контроля над ценами, разгосударствление внутренней и внешней торговли, свободная конвертация национальной валюты вызвали быстрый рост стоимости жизни, рубль обесценивался, что привело к резкому падению уровня жизни основной массы населения. Особенно в тяжелом положении оказались социально незащищенные слои населения.

Некоторая стабилизация экономического положения в середине 90-х гг. завершается в 1998 г. дефолтом, подорвавшим позиции мелкого и среднего бизнеса, создавшим новые трудности в социально-экономическом развитии страны.

Во второй половине 1990-х гг. правительство берет курс на разгосударствление социальных отраслей: здравоохранения, образования, культуры, социального страхования, охраны труда, развитие семьи и др. Это приводит к фактическому отказу от основных положений Конституции страны, к ее декларативности.

В начало ХХ1 в. страна входила с достаточно тяжелым грузом острых проблем во всех сферах жизни общества. С приходом к власти нового Президента России В.В. Путина в 1999 г. и избранием его на этот пост в течение двух сроков ситуация начинает постепенно меняться, появляется надежда на постепенное возрождение России и вхождение ее в число ведущих государств мира.

В политической области этот период характеризуется переходом к новому типу государства. В 1993 г. нарастающий кризис взаимоотношений советской системы государственного устройства с президентской властью завершается государственным переворотом и ликвидацией советской власти в октябре 1993 г.

В декабре 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации , которая закрепила существование президентской республики. Однако можно говорить о воссоздании системы государственной власти начала ХХ в., известной нам как «третьеиюньская монархия». Хотя были созданы или сохранены все демократические институты и атрибуты: Государственная дума, Совет Федерации, Конституционный суд, всеобщее голосование, многопартийность, свобода слова и т.п.

С начала ХХI в. создаются предпосылки и законодательная база становления реального местного самоуправления и гражданского общества.

Становление новой государственности сопровождалось усложнением федеративных и национальных отношений. «Парад суверенитетов» национальных республик, война в Чечне, территориальные и исторические притязания бывших советских республик создавали непростой узел противоречий. Однако при всех остающихся проблемах можно констатировать, что сегодняшнему руководству страны удалось переломить эти негативные тенденции, укрепить внутреннее единство Российской Федерации .

Развитие страны проходило на фоне принципиально новых международных отношений . Ликвидация противостояния двух сверхдержав, биполярного мира в целом, ослабление международных позиций России, быстрое развитие глобализации современной цивилизации на основе НТР – все это выявило стремление ряда ведущих мировых государств, прежде всего США, утвердить на основе этих объективных реалий собственную гегемонию.

Ликвидация военного присутствия СССР, а затем его правопреемницы – России в Восточной Европе, других регионах мира привела к изменению военного паритета в пользу блока НАТО. Постепенно сформировалось угрожающее национальной безопасности России стремление расширить число военных баз непосредственно на ее границах. Причем в этот процесс стали втягиваться бывшие советские республики: Прибалтика, Грузия, Украина. Уверения руководства этого блока в сугубом миролюбии этого продвижения на Восток и направленности этого процесса против международного терроризма выявили свою несостоятельность уже в первые годы нового века. Активное военное участие этого блока в развале Югославии, война в Ираке, оснащение войск оружием массового поражения нового поколения – подтвердило опасность принятого курса.

К чести нового российского руководства предпринимаются достаточно эффективные мероприятия для противодействия одностороннему усилению НАТО. Кроме того, более наступательной и принципиальной стала внешнеполитическая деятельность России в рамках ООН и других международных организаций.

Что касается исторических перспектив для нового российского государства, то у него есть все необходимое, чтобы вновь занять одно из ведущих мест в мировом процессе развития современной цивилизации.

[*] Мелким шрифтом дается разъясняющий или факультативный, дополнительный материал.

Политическая система России в 1990-е гг. претерпела качественные изменения. В эволюции государственного строя Российской Федерации можно выделить два этапа: 1992- 1993 гг. - период сохранения советского типа законодательной (представительной) власти и ее борьбы с президентско-правительственными структурами и период, открытый Конституцией 1993 г., закрепившей политическое доминирование президентской власти, утверждение нового механизма разделения властей.

Государственный строй России в 1992-1993 гг. формировался на основе сосуществования, а затем и противостояния двух ветвей власти. Сохранялись Советы всех уровней. Этот период завершился неудавшейся попыткой силового отстранения Б. Н. Ельцина от власти в октябре 1993 г. и принятием новой Конституции Российской Федерации на всенародном референдуме 12 октября 1993 г. Одновременно состоялись выборы в новый парламент.

Согласно новой Конституции, Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплялось федеративное устройство страны, основанное на государственной целостности, разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти центра и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. В состав России вошли 89 равноправных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и 2 города федерального значения (Москва и Санкт- Петербург).

Государственная власть в РФ стала строиться на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществляют государственную власть Президент, двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя - Совет Федерации и нижняя - Государственная Дума), Правительство и суды РФ.

Новым явлением стало юридическое закрепление статуса Конституционного суда. В субъектах России государственную власть осуществляют президенты, губернаторы и местные представительные органы. В Конституции было признано идеологическое и политическое многообразие общественной жизни, закреплены многопартийность, права и свободы человека и гражданина, в том числе право частной собственности.

С конца 1993 г. началось становление новых органов власти, предусмотренных Конституцией и иными нормативными актами. Выборы в Государственную Думу проводились по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. Выборы способствовали становлению в России многопартийности. Крупным шагом политического процесса стали всенародные выборы президента 1996 г., на которых вновь одержал победу Б. Н. Ельцин. Очередные выборы в Государственную Думу 1999 г. проходили уже в условиях сложившейся многопартийности и профессионализации парламентской деятельности. Победу на этих выборах одержал проправительственный блок «Единство», сформированный преимущественно из сторонников политики нового Председателя Правительства В. В. Путина.

После принятия Конституции 1993 г. произошло обновление государственного законодательства. Практически во всех отраслях права были приняты новые кодексы, принципиально отличавшиеся от кодексов советской эпохи. Среди них: Гражданской кодекс 1994-2001 гг., Уголовный кодекс 1996 г., Семейный кодекс 1995 г., Трудовой кодекс 2001 г. и др.

31 декабря 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил о добровольном досрочном уходе со своего поста. Согласно Конституции, исполняющим обязанности президента РФ стал В. В. Путин. На состоявшихся 26 марта 2000 г. выборах, в первом же туре, он был избран Президентом России.

Став с 24 декабря 1991 г. правопреемницей СССР в ООН, Россия превратилась в участницу около 16 тыс. международных договоров и соглашений, из которых свыше 600 - многосторонние. Дипломатические отношения поддерживались с более чем 160 странами мира. 149 млн россиян (150 народностей) проживали на территории 49 областей, шести краев, 20 автономных республик (с июня 1992 г. - 21), десяти автономных округов и одной области, в двух городах федерального значения . В 1992 году впервые в послевоенное время в стране умерло больше, чем родилось. Демографическая ситуация стала объясняться кризисными явлениями в обществе. Однако эта тенденция проявилась еще в 1960-х гг. Снижение абсолютной численности русского населения в 1979-1989 гг. имело место на 19 территориях, а в 1992 г. - уже на 46. Подобное снижение численности населения наблюдалось во всех постиндустриальных обществах. По данным международных организаций, население развитых стран сократится с 732 млн человек в 1994 г. до 683 млн в 2065 г.

Через три дня после подписания руководителями России, Белоруссии, Украины заявления об образовании СНГ в Маастрихте (Нидерланды) представители 12 европейских стран согласовали принципы строительства Европейского союза как общего европейского дома. Перед Россией же во весь рост встали проблемы строительства собственного дома.

Направленность, ход и методы преобразований вполне сопоставимы с революцией. В этом процессе важно выделить становление новой государственности, изменение политической системы и формирование гражданского общества, правового государства, радикальную экономическую реформу, внешнеполитическую деятельность государства, выработку концепции и поиск путей обеспечения национальной безопасности страны. Россия который уже раз в истории делала выбор на пути цивилизационного развития.

Одной из важнейших задач Российской Федерации как суверенной страны была задача формирования своей государственности. Каковы же были особенности данного процесса?

Во-первых , до весны 1992 г. высшие представительные и исполнительные органы власти совместно работали по подготовке Договора о разграничении компетенции между федеративными органами государственной власти и органами власти республик, краев, областей, автономных образований, позволявшего сохранить целостность России. 21 апреля 1992 г. он был принят на VI Съезде народных депутатов РСФСР 848 голосами при 10 против и 40 воздержавшихся. Его текст был включен в Конституцию страны, которая стала официально называться «Конституция Российской Федерации». Не парафировали договор накануне съезда Татарстан и Башкортостан.

Во-вторых, становление новой российской государственности проходило в «длительной политической схватке» (Б.Н. Ельцин), борьбе с коммунистической идеологией, существовавшим общественным строем. В декабре 1992 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес решение о правомочности Указа Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г., запретившего деятельность организационных структур КПСС на территории России. Принятое к рассмотрению дело носило скорее политический характер и вошло в историю как «суд над КПСС».

В апреле 1992 г. на совещании глав республик, администраций краев и областей Б.Н. Ельцин заявил, что «государство сменило свою юридическую личность, сменился общественный строй», а в своем послании Федеральному Собранию (1997) отметил, что «сегодня большинство политиков... не связывают решение каждого конкретного вопроса со сменой общественно-политической и социально-экономической системы». В Конституции 1993 г. было провозглашено идеологическое многообразие, а ее 14-я статья гласит, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

В-третьих, особенностью становления новой государственности стала борьба за принятие Конституции, установившей республиканскую форму правления (президентская республика) и закрепившей разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, правовые основы демократического общества. Работа над новой Конституцией началась в 1990 г. после избрания Конституционной комиссии под руководством Б.Н. Ельцина. Несколько раз публиковались подготовленные ею проекты. Последний появился на страницах газет в марте 1992 г., накануне VI Съезда народных депутатов. Он предусматривал парламентскую республику.

5 апреля на «Собрании граждан Российской Федерации» президент страны подчеркнул, что «при нынешней расстановке политических сил, в том числе в парламенте, пока еще в зачаточном состоянии многопартийности, да еще в условиях глубокого кризиса, переход к парламентской форме правления был бы, конечно, крайне трудным, нежелательным, просто недопустимым... В условиях кризиса такая политика равносильна самоубийству. Я как президент никогда на этот вариант не соглашусь». В прессе появилась статья А.А. Собчака, С.С. Алексеева с основными идеями нового основного закона страны. По существу, именно весной 1992 г. началась открытая борьба элит государственных структур власти и политических партий за отстаивание принципов функционирования органов власти России. Закончилась она кровавыми событиями в октябре 1993 г., расстрелом парламента в Белом доме и принятием всенародным голосованием новой Конституции в ходе выборов депутатов Государственной Думы (декабрь 1993 г.).

В-четвертых, становление новой российской государственности шло в процессе нормативно-правового разграничения предметов ведения федерального центра и субъектов Федерации, первых шагов реформы местного самоуправления.

Начавшийся еще в СССР парад суверенитетов с большим трудом удалось остановить в рамках Федеративного договора (март 1992), новой Конституции (1993), Договора об общественном согласии (апрель 1994). Опорой президента стали созданные в 1992 г. Совет глав республик (октябрь), Союз губернаторов (ноябрь). Были введены должности представителя президента в субъектах Федерации. В Архангельской, Воронежской, Вологодской, Свердловской областях, Краснодарском крае и других субъектах Федерации при принятии Уставов в 1993 г. местные элиты ставили вопрос о предоставлении областям статуса республик в составе России. Попытка оказалась неудачной.

После октябрьских событий 1993 г. на основании указов Президента России дважды прошли выборы в органы местного самоуправления, представительных органов власти субъектов Федерации и глав администраций. Последние избирались после президентских выборов 1996 г. Раньше избирались лишь отдельные главы администраций, остальные - назначались. Нормы Конституции и Закон «О порядке формирования Совета Федерации» обеспечили в нем два места каждому субъекту Федерации (главы исполнительной и представительной власти).

В ноябре 1993 г. Указом Президента установлен новый Герб России, а в декабре того же года издано Положение о Гимне и Флаге Российской Федерации.

Оказался сложным и противоречивым (в обеих палатах Федерального Собрания) процесс подготовки и принятия Закона «О судебной системе Российской Федерации». После личного обращения Президента к Совету Федерации закон был принят в декабре 1996 г. Он сохранил централизованную судебную систему страны. В девяти областях России с 1993 г. был введен суд присяжных.

Центр испытывал также большие затруднения с формированием бюджета. Только в 1994 г. удалось «заставить» субъекты отчислять положенные налоги в государственную казну.

В 1994 году начался процесс заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения, об «особых статусах» по экономическим вопросам между центром и регионами. К ноябрю 1997 г. было подписано 35 договоров и свыше 150 соглашений. Особую долю политического и экономического суверенитета получили Татарстан, Якутия, Свердловская, Оренбургская и другие области. Вместе с тем оставалась острой проблема бюджетного федерализма. 10-12 субъектов Российской Федерации, в которых проживала треть населения страны, обеспечивали 60% налоговых поступлений в госбюджет (Москва - 27%). 20 автономных республик и округов за их счет обеспечивали более половины поступлений в свои общие бюджетные доходы (дотации, трансферты). Не случаен процесс локализации экономических регионов, а поскольку 86% областей страны, по словам председателя Совета Федерации Е.С. Строева, в начале 1997 г. были дотационными. В 1996 году были внесены изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Президент настаивал на скорейшем правовом решении проблемы функций и полномочий органов власти России и ее субъектов во внешнеэкономической деятельности, формирования и использования муниципальных финансовых ресурсов. В середине 1990-х гг. на местные нужды шло всего 10% консолидированных бюджетных расходов, хотя региональные власти распоряжались 60% и федеральные органы - 40% государственных расходов (1996).

Трагичная страница современной истории России связана с Чеченской Республикой. После того как ее президентом стал отставной генерал Д.М. Дудаев, был взят курс на полный суверенитет республики. Он сопровождался нарушением законов России, прав человека, грабежами, экономическими преступлениями и террором. Для наведения конституционного порядка в декабре 1994 г. на территорию Ичкерии были введены федеральные войска. Началась кровопролитная война, унесшая десятки тысяч человеческих жизней. На политической сцене столкнулись партии войны и мира.

Конституционный Суд РФ в июле 1995 г. признал действия Президента России правомерными. Однако лишь после первого тура президентских выборов в 1996 г. начался процесс мирного урегулирования.

По договоренности сторон определение статуса республики перенесли до 2001 г. С ее территории вывели федеральные войска. В мае 1997 г. был подписан «Договор о мире и принципах взаимоотношений» между Россией и Чечней.

С целью укрепления федеративных отношений правительством Российской Федерации была разработана Концепция национальной политики (1997). В ней утверждался принцип гражданского равноправия народов, отмечалось, что самоопределение в рамках многоэтнического государства осуществляется в двух основных формах: территориальных образований и национально-культурной автономии. В правовых актах страны, республик не фиксируется право на самоопределение в форме отделения. Исключение составили Татарстан и Тыва, в конституциях которых статус республик определен как ассоциированных в составе Федерации.

В-пятых, период становления новой российской государственности сопровождался ростом активности в религиозной жизни россиян. Число официально зарегистрированных религиозных конфессий в стране на протяжении 1990-1996 гг. возросло с 19 до 58 (религиоведы называют цифру свыше 70). Количество православных общин увеличилось с 3451 до 6709, мусульманских - с 870 до 2349, буддийских - с 16 до 113, католических - с 23 до 123, протестантских - в 3 раза. Ведущую роль в религиозной жизни страны продолжала играть Русская православная церковь (75% верующих россиян - православные). Она имела в 1997 г. 124 епархии, около 18 тыс. приходов, 242 монастыря на территории России (всего - 390), 56 учебных заведений.

Шел процесс налаживания отношений и сотрудничества РПЦ с силовыми министерствами, светской властью. Государство возвратило в собственность религиозных конфессий многие церковные здания и ценности. Государственные структуры власти, финансовые коммерческие круги оказывали помощь Церкви в восстановлении храмов, монастырей. К 850-летию Москвы возведен на прежнем месте разрушенный в 1930-е гг. Храм Христа Спасителя. В 1997 году был принят Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который не только закрепил свободу вероисповеданий, равные права религиозных конфессий на территории страны, но и не предусматривал государственных органов «по делам религии». В российском обществе первые шаги сделал экуменизм - движение за объединение всех христианских церквей.

И наконец, в-шестых, в процессе становления российской государственности шел поиск духовных ориентиров и ценностей общества в новых исторических условиях, несмотря на то что в Конституции России закреплено право человека на выбор из идейного многообразия. Первая волна была связана с отрицанием советского строя, коммунистической идеологии, критикой сталинизма в средствах массовой информации, на самых различных массовых митингах и форумах. Восстанавливались идеи дореволюционной России. Популярными стали имена и труды Н.А. Бердяева, Вл.С. Соловьева, П.А. Сорокина, В.В. Розанова, Д.Л. Андреева. Г.П. Федотова и других мыслителей и философов. Издавались произведения поэтов Серебряного века. Затем произошла эволюция в общественно-политической и духовной жизни, которую в общих чертах можно связать с названиями кинолент С.С. Говорухина: «Россия, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя!». Оказались невостребованными и политиками, и обществом идеи А.Д. Сахарова, А.Д. Синявского, В.Е. Максимова, А. А. Зиновьева, возвратившегося в Россию А. И. Солженицина о возрождении России, о патриотизме. Образовавшиеся и созданные партии и движения генерировали свои идеи и цели.

Официальные лозунги в ходе парламентских выборов 1995 г.

Партия

Официальный лозунг

Компартия РФ

Россия, труд, народовластие, социализм

Либерально-демократи-

Официальный символ - орел на фоне карты Рос-

чсская партия (ЛДПР)

сии в границах до 1917 г.

Наш дом - Россия

Стабильность и развитие, демократия и патрио-

тизм, уверенность и порядок

Достоинство, порядок, справедливость

Женщины России

Вера в человека, надежда на семью, любовь к родине

Конгресс Русских Общин (КРО)

Никто, КРОмс нас!

Партия самоуправления трудящихся

Свобода владения результатами своего труда

Демократический вы-

Мир, благосостояние, справедливость (в 1993 г. -

бор России (ДВР)

свобода, собственность, законность)

Аграрная партия

Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние

При этом нельзя, очевидно, утверждать, что именно лозунги определили количество полученных голосов на выборах. Вместе с тем нельзя отрицать их воздействия на сознание людей, так как 43 избирательных блока потратили, по официальным данным, в ходе кампании из 74 млрд руб. на встречи с избирателями 1 млрд руб., на рекламу в газетах и журналах - 6 млрд, на наружную рекламу - 14 млрд, на участие в радио- и телепередачах - 45 млрд руб.

В Послании Президента России Б.Н. Ельцина Федеральному Собранию (1996) также были даны ориентиры государственных структур власти относительно духовности общества, его ценностей. Он отмечал, что «от политиков постоянно ждут ответов: ради чего все тяготы переходного периода, куда и зачем мы идем, чего ждать нам и нашим детям?.. Достойное будущее может обеспечить России только демократическое устройство государства. Будущую Россию я вижу страной, в которой граждане, независимо от их политических убеждений, объединены приверженностью фундаментальным идеалам и ценностям». К ним Ельцин отнес государственность, законность, человечность, гражданственность, свободу, патриотизм, нравственность, равенство, справедливость, российскую самобытность.

Таковы общие особенности становления российской государственности, ее демократических основ, а отношения государственных структур власти, общества и личности рельефно проявились при изменении политической системы, в ходе экономических и социальных преобразований.

  • По прогнозам Росстата, в России в 2015 г. будет проживать 142,2 млн человек, в 2020 -141,9 млн человек, а к 2030 г. население уменьшится до 139,4 млн человек. URL:http: //www/demoscope/ru /weekly/knigi/ns_09/acrobat/gla va6/pdf

После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию - Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР.

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти - Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город были введены войска. В ходе событий несколько его участников погибли либо получили ранения.

В октябре 1993 г. были приняты указы о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Российская Конституция 1993 года

12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявилась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосование президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войн и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охраны историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закрепились политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия достижения в обществе политической устойчивости.