Правовые нормы: примеры. Особенности правовых норм

Правовая норма (или если точнее выразится, то норма права) - это обязательное правило поведения, которое регулируется отношениями в обществе, регуляция происходит, в первую очередь, со стороны государства.

Определение правовой нормы исходит от лат. norma - это правило, образец, предписание. Т.е. должное поведение в обществе.

В правовой норме содержится позволение (дозволение) или запрещение действий, а также юридическая ответственность лиц.

Признаки правовой нормы

Правовая норма всегда будет содержать следующие признаки:

Общеобязательность;

Установление государством;

Регулирование государством и наказание в случаях несоблюдения;

Предоставляет права и дозволения;

Налагает юридическую ответственность и определенные запреты;

Правовая норма регулирует особо значимые отношения в обществе;

Норма права обоснована с научной точки зрения;

Формулировка и закрепление в законе;

Системность и др.

Различают следующие правовые нормы

Существует две группы правовых норм:

1. Учредительные нормы (или отправные) - закреплены в законе в виде понятий и норм. Могут быть в виде полного определения (дефиниции), либо только в виде важнейших признаков(а).

2. Правила поведения - все нормы, которые не вошли в учредительные.

На что подразделяются правовые нормы

В состав любой правовой нормы входит:

а) гипотеза;

б) диспозиция;

в) санкция

Гипотеза - указывает условия, при которых задействуется данная норма, когда данную норму необходимо применять.

Диспозиция - это модель того, как правильно вести себя в соответствии с нормой (какие есть права, обязанности, варианты поведения).

Санкция - какие неприятные последствия ждут нарушителя правовой нормы. Хотя некоторые правовые нормы (регулятивные, нормы-дефиниции) не имеют санкций.

Формула правовой нормы

ЕСЛИ (здесь вписываем гипотезу) --- ТО (здесь вписываем диспозицию) --- ИНАЧЕ (здесь вписываем санкцию)

Санкции

Перечислим санкции за нарушение правовых норм (от самых мягких до самых суровых)

  • гражданско-правовые (например, пени)
  • административно-правовые санкции (например, лишение прав)
  • уголовно-правовые (например, лишение свободы)

Если взглянуть на уголовный кодекс, то в нем только диспозиции и санкции, т.е. гипотезу придется искать отдельно или рассуждать о ней самостоятельно.

Правовые нормы

Основу механизма правового регулирования составляют нормы права. Нормативность права является одним из определяющих признаков, свойств права. Право представляет собой, прежде всего систему его норм, то есть общих правил, образцов, моделей правомерного поведения. Эти правила распространяются на все случаи и на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию

Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу.

Характер всеобщности отличает право от других норм социального регулирования (морали, религии и т.п.).

Нормативность права носит общеобязательный характер , что также выделяет право из других норм социального поведения.

Право с помощью правовых норм реализует потребность общества в утверждении нормативных начал во всех сферах общественной жизни.

Материю права, наряду с правовыми нормами и на их основе, образуют права, обязанности субъектов права, индивидуальные акты, санкции, правовостановительные меры и другие явления правовой действительности. Но это не может принизить значение юридических норм, нормативности права.


Определение юридической нормы


Представляется, что данное определение может создать впечатление об ограничении источников права только нормативными правовыми актами, исходящими от государства, и исключение других источников права (правовых обычаев, нормативных договоров и т.д.). Поэтому представляется более удачным определением определение авторов учебника "Общая теория права и государства" под редакцией В.В. Лазарева:

"Норма права – признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать донам правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.


Данное определение также содержит указание на связь правовой нормы с государством через его установление или его санкционирование, что подразумевает не только нормативные правовые акты государства, но и другие источники права, санкционированные государством.

Дефиницию нормы права можно сформулировать более кратко и емко, включив в нее самые главные признаки:

Норма, права - это общеобязательное и охраняемое государством правила поведения, регулирующее общественные отношения с целью их упорядочения в интересах общества.

Признаки правовых норм

Юридические (правовые) нормы, обладая качествами норм социального регулирования, имеют свои, специфические признаки, выделяющие их из системы других социальных норм.

1. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, представляющие ценность для общества, его социальных групп, личности, и выражающие идеи справедливости, свободы, равенства, гуманизма.

2. Нормы права закрепляют типичные, часто повторяющиеся социальные процессы, имеющие ценность для общества.

3. Нормы права представляют собой модель идеального поведения субъектов права, исходя из интересов всего общества.

4. Общеобязательный характер норм права означает неукоснительное их соблюдение субъектами права, к которым норма права адресуется.

5. Охраняемость, обеспеченность нормы права со стороны государства, включая и государственное принуждение.

Виды (классификация) правовых норм

Правовые нормы весьма разнообразны и их принято классифицировать, то есть подразделять на различные виды по ряду оснований. Научная обоснованная классификация дает возможность систематизировать огромный массив правовых норм, построив стройную систему права. Правильность и полнота классификации зависят от выбора ее оснований. Общепринято выделять четыре основания классификации правовых норм. По функциям норм в механизме правового регулирования выделяются:

Исходные нормы - отправные, первичные, учредительные. Они определяют исходные начала правового регулирования общественных отношений: цепи, задачи, принципы, пределы, направления, методы правового регулирования, закрепляют правовые категории и понятия.

Они обладают высокой степенью абстрагирования и получают свое логическое развитие и конкретизацию в иных нормах права. Однако они могут обладать прямым действием и применяются при обосновании выбора правового акта, а также для подтверждения решения и т.д.

Виды исходных норм.

Ö Нормы-начала – это предписания, закрепляющие основы конституционного строя государства, например, содержащиеся в гл. 1 Конституции РФ. Нормы получают дальнейшее развитие в других исходных правовых нормах, закрепляющих экономическую, социальную и другие направления государственной политики, и, прежде всего в нормах-принципах.

Ö Нормы-принципы – это правовые нормы, выражающие и закрепляющие принципы права, например, принцип равенства в ст. 19 Конституции РФ.

Ö Определительно-установочные нормы – это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, их предмет, формы и средства правового регулирования.

Ö Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий, понятий, например, хозяйственного преступления и наказания в уголовном праве, трудового договора – в трудовом, что вносит ясность в законодательство и облегчает его применение.

Ö Нормы-правила поведения – это нормы, непосредственно регулирующие поведение людей, определяющие конкретные права, обязанности субъектов права, условия, порядок их реализации, санкции за ненадлежащее исполнение. Нормы-правила, в свою очередь, подразделяются на регулятивные и охранительные, а также общие и специальные.

По отраслевой принадлежности, предмету правового регулирования нормы принято делить на нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права. По методу правового регулирования правовые нормы принято разделять на:

Ö Императивные нормы, строго обязательны, не допускающие никаких отступлений;

Ö Диспозитивные , предписывающие варианты поведения, предоставляющие право выбора в пределах закона;

По форме выражения предписания нормы принято делить на:

Ö Управомачивающие - нормы дозволения, предоставляющие субъектам право на совершение определенных действии;

Ö Обязывающие нормы права закрепляют обязанность совершения определенных действий субъектами права;

Ö Запрещающие нормы права предписывают не совершать определенные действия, которые признаются законодателем правонарушением, поэтому за их совершение устанавливается юридическая ответственность.

В научной литературе выделяются и другие основания классификации правовых норм, например, по субъектам правотворчества, по сфере действия правовых норм, кругу лиц, юридической силе. Представляется, что указанные основания более целесообразно применять в классификации нормативно- правовых актов, поэтому они рассмотрены нами в предыдущей теме.

Структура правовых норм

Правовые нормы имеют свою внутреннюю структуру.

Структура нормы права - это способ внутренней взаимосвязи ее элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза по своему строению бывает простой, сложной, альтернативной.


Гипотезы по наличию или отсутствию фактов, с которыми увязывается применение правовой нормы, бывают положительные или отрицательные .

Примером положительной гипотезы , которая указывает на наличие факта, являются ст. 420 ГК РФ, которая признает договором наличие соглашения двух или нескольких лиц.

Диспозиция правовой нормы бывает простой, описательной и ссылочной.

Например, ст. 59 Конституции РФ гласит: "Защита ячества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации", но не указывает, как ее осуществлять


Например, часть 2 ст-105 УК РФ содержит свыше десяти способов совершения умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах.


Например, часть 2 ст. 59 Конституции РФ указывает, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом, то есть, ссылается на другой правовой акт.

Бланкетная диспозиция является разновидностью ссылочной диспозиции. Бланкетная диспозиция отсылает к правилам, инструкциям, техническим правилам и т.п.

Примером таких диспозиций являются диспозиции ст. 340, 341, 342, 344 УК РФ, устанавливающих ответственность за нарушение правил несения боевого дежурства, пограничной службы, караульной и внутренней служб.

Санкции подразделяются по форме изложения мер ответственности на абсолютно-определенные , относительно-определенные и альтернативные .


Санкции по своему характеру подразделяются на меры защиты нарушенных прав, .меры ответственности и меры предупредительного воздействия .

Санкции могут предусматривать и другие неблагоприятные последствия.

Соотношение текста правовой нормы с текстом закона или другого нормативного акта

1. Норма права и статья закона совпадают – в одной статье закона или другого нормативного акта изложены все три ее элемента (гипотеза, диспозиция, санкция) это наиболее распространенная форма для норм-правил .

2. В одну статью закона или другого нормативного акта включены несколько правовых норм .

3. Одна правовая норма рассматривается в нескольких статьях закона или другого нормативного акта. Например, ст. 1 КЗОТ РФ определяет, что данный кодекс регулирует трудовые отношения всех работников, ст. 15 определяет стороны и основное содержание трудовых отношений, ст. 18 устанавливает порядок заключения трудового договора (контракта), а ст. 33 (п. п. 3,4,7,8) устанавливает основания увольнения работников, в том числе и как наказание за нарушения трудовой дисциплины. Ст.127 КЗОТ обязывает работника соблюдать трудовую дисциплину, а ст. 135 устанавливает санкции за ее нарушение.

Таким образом, нормы права, как модели, правила поведения субъектов права, имеют всеобщий и обязательный характер, охраняются государством, устанавливают определенные методы, способы правового регулирования, составляя тем самым основу механизма правового регулирования общественных отношении. Они имеют свою внутреннюю структуру и классифицируются по различным основаниям.

РИС. Kurs1

Нормативно правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации. 1993.

2. Гражданский, уголовный Кодексы РФ, Кодекс законов о труде РФ.

3. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

4. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. М., 1981, 1982, т.1, гл.17 с.288-303; т.2 гл.21-23.

5. Алексеев С.С. Теория права. М., Бек. 1995. Гл.4. с.87-98; гл.8. с.209-239.

6. Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права. /Правоведение. 1987. №1.

7. Баранов В.М. Истинность норм советского права: Саратов. 1989

8. Бабай А.Н. Вязов А.Л. Карпенкин Ю.Б. Теория права в определениях и схемах. Хабаровск, ВШ МВД, 1994.с.16-19,41-44.

9. Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск, ХВИ ФПС.1997.

10. Нормы советского права. Проблемы теории/ под ред. Байтин М.М. и Бабаева В.К. Саратов, СГУ, 1987.

11. Кудрявцев В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение// Сов. гос. и право. 1980.№2.

13. Общая теория права. Курс лекций./ под ред. Бабаева В.К., Н.-Новгород, ВШ МВД, 193. Лекция 12.

14. Общая теория права и государства. Учебник/под ред. В.В.Лазарева. М.,1944,с.118-121.

15. Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., Наука, 1982.

16. . Язык закона/ под ред. Пиголкина А.С. М., 1990.

См. ст. 344 УК РФ об ответственности за нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования.

См. ст. 341 УК РФ об ответственности за нарушение правил пограничной службы, содержащую три правовых нормы.

общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой закрепления Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. Элементы Н. п. - гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: административно-, гражданско-, уголовно-правовые Н. п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМА ПРАВА

общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Государственно-правовая теория и практика выработали большое разнообразие представлений о норме права.

Среди важнейших черт и особенностей Н.п. следует особо указать следующие.

а) Общий характер Н.п. не предусматривает и не может предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоятельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сходные признаки и черты жизненные ситуации, при которых возникает необходимость или потребность ее применения. Она является критерием определения правомерности или неправомерности действий различных субъектов правоотношений. Степень общности Н.п. довольно часто бывает различна. В РФ, например, наиболее общий характер имеют федеральные конституционные законы. Они обращены ко всем без исключения гражданам РФ, а некоторые из них - также к иностранцам плицам без гражданства.

6) Выраженность в Н.п. государственной воли. Воля господствующего слоя. группы или класса для того. чтобы воплотиться в Н.п., стать их реальным содержанием, должна в обязательном порядке пройти через нормотворческий механизм, с неизбежностью трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве соответствует интересам власть предержащих слоев, групп или классов и направлена на строго целевую в социальном плане регламентацию поведения всех участников правоотношений.

в) Предоставительно-обязывающий характер. Регулируя общественные отношения, Н.п. устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений определенные правомочия или права, а на другого возлагает соотносящиеся с этим правомочием юридические обязанности. Для одной стороны Н.п. указывает на охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой - на обеспеченное угрозой государственного принуждения должное поведение (обязанность). Например, предоставляя гражданам РФ конституционное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, государство в то же время возлагает на свои органы соответствующие юридические обязанности.

г) Системность и иерархичность по отношению друг к другу, а также строгая формальная определенность. Каждая Н.п. существует не сама по себе, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. В отличие от иных социальных норм (норм морали) правовые нормы образуют иерархию, которая обусловлена различной юридической силой нормативно-правовых актов. Иерархия эта складывается из системы норм, содержащихся в конституционных актах (законах), текущих или обычных законах и в подзаконных актах.

д) Специфический признак норм права - их охрана и обеспеченность государственным принуждением. Речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем воздействии на правонарушителя. Среди мер государственного воздействия выделяются гражданско-уголовные, административно-правовые и иные меры. Основной целью их применения (обусловленной характером правонарушения) могут выступать: наказание правонарушителя, возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, выполнение обязательств.

Говоря о мерах государственного воздействия на правонарушителей, не следует полагать, что Н.п. реализуются лишь в силу существования угрозы государственного принуждения. Огромную роль в этом процессе играют меры воспитательного характера, авторитет государства и права, меры убеждения.

Н.п. можно классифицировать по нескольким основаниям. Всякая Н.п. предписывает лицам определенную форму поведения. В связи с таким подходом Н.п. можно разделить на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. Обязывающие - это Н.п., предписывающие лицам совершать определенные положительные действия. Запрещающие юридические нормы указывают на недопустимость каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Уполномочивающие Н.п. предоставляют лицам возможность совершать определенные действия, влекущие юридические последствия.

По форме предписания Н.п. разделяются на императивные и диспозитивные. Императивные (категорические) Н.п. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются. Пример - норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. При отсутствии такой договоренности вступает в действие предписание, содержащееся в них.

В зависимости от целевого назначения Н.п. делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные Н.п. - предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Охранительные Н.п. регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения (нормы процессуального права).

Н.п. можно классифицировать и в зависимости от отраслей права. Различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые Н.п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. Эта классификация базируется на предмете и методе правового регулирования.

В зависимости от субъекта, издавшего нормы, различают: законодательные, подзаконные и делегированные (изданные общественной организацией по поручению государственного органа) Н.п. По времени действия Н.п. подразделяются на: постоянные (действуют до их официальной отмены) и временные (действуют только в пределах определенного промежутка времени).

По кругу лиц, на которых распространяется действие Н.п., они делятся на общие и специальные. К первым относятся Н.п., распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым - действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т.п.).

По степени определенности различают Н.п. бланкетные и отсылочные. Бланкетные Н.п. представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил. Отсылочные Н.п. непосредственно указывают на другие Н.п. как на условие своего действия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Нормы права можно рассматривать как важнейшую разновидность социальных норм. Правовая норма представляет собой составную часть правовой системы, исходные элементы (кирпичики), из которых складывается вся система права (здание). Правовые нормы не являются единственными правилами поведения в обществе, наряду с ними существуют, обычаи, традиции, мораль и т.д. Правовые нормы представляют собой четко зафиксированные законы, выполнение которых контролируется государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные санкции, применяемые специальными учреждениями. Правовая норма есть регулирующее средство, с помощью которого общественные отношения берутся в определенные правовые рамки. Они обладают всеми признаками права и выступают в качестве модели поведения граждан.

Отличительные особенности правовых норм состоят в следующем:
1) они характеризуются велением соответствующего государства , имеющее общеобязательное значение, в то время как иные социальные нормы (мораль, обычай и т.д.) не обеспечены государственным принуждением.
2) В правовой норме всегда выражен общий характер закрепленного в ней правила поведения, в то время как акт применения норм права (предписание индивидуального характера) рассчитан на конкретный случай. Общий характер правовой нормы достигается абстрактностью ее содержания, которое предусматривает наиболее типичные ситуации и выражает наиболее существенные особенности правил поведения. Правовая норма адресована неопределенному числу или кругу лиц.
3) Регулирование повторяющихся общественных отношений. Регулятивное значение нормы заключается в возможности многократности ее применения к повторяющимся общественным отношениям.
4) Нормы права обладают системностью , так как применение одной правовой нормы всегда требует использования ряда других норм права.
5) Они носят предоставительно-обязывающий характер, то есть регулируют деятельность людей посредством предоставления им субъективных прав либо закрепления за ними обязанностей.
В итоге норму права можно определить как общее правило, исходящее от государства и регулирующее поведение людей и их коллективов путем предоставления им субъективных прав и возложения на них соответствующих юридических обязанностей .
Логическая структура правовых норм состоит из трех основных компонентов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза определяет условия вступления нормы в силу. Например, норма пенсионного права указывает условия назначения пенсии по старости (для мужчин - 60-летний возраст и не менее 25 лет трудового стажа; для женщин - соответственно 55 и 20 лет). Формулировка гипотезы должна носить совершенно определенный характер во избежание различных трактовок, ибо при расплывчатых формулировках правовую норму можно применить как угодно.
Диспозиция отвечает на вопрос о том, какое правило поведения содержится в правовой норме. Например, в соответствии с нормой семейного права родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении. Если гипотеза отвечает на вопрос об условиях выполнения требований правовой нормы, то само правило поведения формулируется в диспозиции. Поэтому диспозиция является главным элементом нормы, ее ядром. Императивная (т.е. повелительная) диспозиция указывает на совершенно определенный вариант поведения, отклонения от которого по воле сторон не может быть (свобода и неприкосновенность личности по Конституции), а восполнительная допускает различные варианты поведения сторон (какая из сторон уплачивает налоги от сделки и т.д.).
Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, принудительные меры воздействия, которые могут наступить в связи с нарушением правовой нормы или ее ненадлежащем исполнении. Она связана с ответственностью исполнителей нормы, указывает на виды и меры ответственности. Санкции могут быть административными (штраф, предупреждение, административный арест и т.д.), дисциплинарными (замечание, выговор, увольнение, исключение и т.д.), имущественными (возмещение ущерба и т.д.), уголовными (лишение свободы и др.) и правовосстановительными (отмена противоречащих Конституции и законам указов, постановлений и т.д.).
Таким образом, норма права устанавливает:
а) кто и когда должен ее исполнять;
б) в чем должно состоять это исполнение;
в) каковы последствия неисполнения нормы.
Правовые нормы могут выступать в качестве норм-принципов (в основном содержащиеся в Конституции, носящие характер общего регулирования) и быть предоставительно-обязывающими (определяют конкретные права и обязанности сторон).
Нормы также могут быть управомочивающими (каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц), обязывающими (содержат предписания, что нужно делать, например, - охранять природу), запрещающими (устанавливают, что нельзя делать, к ним относятся все нормы уголовного права и значительная часть норм административного права), рекомендательными (устанавливают желательный вариант поведения и др.).
По качеству нормы можно различать на идеальные (качественные, совершенные) и ложные (некачественные, несовершенные, деформированные) нормы права.
По субъектам правотворчества выделяют:

  • нормы права, исходящие от государства (парламента страны, Президента, Правительства, министерств и ведомств);
  • нормы прямого народного правотворчества (решение сельского схода, референдума).

Выделяют нормы материального и процессуального права .
Нормы материального права определяют организацию, структуру, компетенцию государственных органов, организаций и должностных лиц; регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными организациями.
Нормы процессуального права не регулируют каких-либо отношений (экономических, социальных, политических и иных), а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правило, порядок) их осуществления и защиты. Они содержатся в основном в гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном и уголовно-процессуальном праве. Они определяют юридические способы охраны, защиты, поддержания и восстановления материальных норм права.

Правовая норма - это такое общее правило, которое регулирует поведение людей, их коллективов путем предоставления им прав и возложения на них юридических обязанностей.
Для правовых норм характерны следующие черты:
1. системность, т.к. они действуют не по одиночке, а в комплексе; 2. специализация, т.е. одни нормы закрепляют общие положения, другие вводят запреты, третьи – охраняют право.
Норма права может состоять из следующих элементов:
1. Гипотеза представляет собой масштаб, с помощью которого определяют, подпадает ли конкретная жизненная ситуация под действие данной юридической нормы. Гипотеза содержит указание о месте, времени, субъектах и иных обстоятельствах, при наличии которых должно быть реализовано то или иное предписание, т.е. определяет сферу действия нормы (кто и когда ее должен исполнять, при наступлении каких условий).
2. Диспозиция – указание на сами права и обязанности (в чем, должно состоять это исполнение).
3. Санкция - представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить для нарушителя предписания. Специфическая черта санкции заключается в том, что она является одним из средств обеспечения надлежащего исполнения правовых предписаний.
Правовые нормы делятся на следующие виды:
Регулятивные – норма, определяющая субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Например: норма, закрепляющая правомочия собственника.
Правоохранительные – норма, определяющая условия применения к субъекту мер государственного принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например: норма уголовного кодекса содержащая ответственность за кражу личного имущества.
Управомочивающие - нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать. К примеру, ст.45 Конституции устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом.
Обязывающие - содержащие предписание, что нужно делать. Так, ст. 24 Конституции обязывает органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому лицу возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законодательством.
Запрещающие – норма запрета, устанавливающая, что нельзя делать. Например: не принимать законы нарушающие права человека
Императивные - нормы, которые выражены в категорических предписаниях и действуют независимо от усмотрения субъектов права. Например: взимание подоходного налога с заработной платы.
Диспозитивные (восполнительные) – нормы, которые действуют лишь тогда, когда субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения (если иное не предусмотрено договором).
Необходимой стадией процесса применения нормы права является её толкование - т.е. уяснение смысла и содержания нормы права, как это определено законодателем.
В зависимости от того, кто даёт толкование различают официальное (аутентичное, судебное) и доктринальное (учение). В зависимости от содержания правовой нормы различают адекватное толкование (буквальный смысл), ограничительное толкование (содержание нормы суживается), распространительное (смысл нормы трактуется шире текста).
Особым видом толкования правовых норм являются акты применения норм права – как официальная деятельность полномочных государственных органов.
Акты применения норм права порождают права и обязанности у конкретных лиц и органов, когда общее правило поведения конкретизируется, применительно к отдельному частному случаю.

Еще по теме ПРАВОВАЯ НОРМА:

  1. § 2. Роль и место ответственности в правовом регулировании социалистических общественных отношений
  2. § 4. Характер обязательности правовых предписаний норм конституционного права
  3. 18.3. Поняття і ознаки нормативно-правового актаПоняття "нормативно-правові акти" включає комплекс актів правотворчості, виданих органами законодавчої і виконавчої влади. Нормативно-правові акти видаються органами державної влади лише у певній формі й у рамках компетенції певного правотворчого органу. Звідси юридична чинність нормативно-правового акта визначається місцем у системі органів держави того органу, від імені якого він виданий.