Пособия и льготы. Понятие, виды и значение пособий гражданам, имеющим детей 3 пособия гражданам имеющим детей их виды

С началом 2007 года произошли существенные изменения в законодательстве, которые изменили не только размеры пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, но и принципиально обновился сам порядок расчета и выплаты пособий.

В декабре 2006 года и на протяжении 2007 года приняты следующие законы и постановления, которыми следует руководствоваться при расчете пособий в 2008 году :

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 188-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» установил максимальные размеры больничного и декретного пособия;

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» определяет правила расчета больничного и декретного пособия, а также особенности определения среднего заработка для всех пособий ФСС России;

Федеральный закон от 5 декабря 2006 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» устанавливает правила расчета детских пособий – единовременного пособия на рождение ребенка и пособия по уходу за ребенком до полутора лет;

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») предусматривает право женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года на получение материнского (семейного) капитала;

Постановление правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 865 «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» (далее Постановление правительства «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» устанавливает перечень документов, на основании которых выдаются декретное и детские пособия;

Постановление правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию» разъясняет каким документом руководствоваться при расчете среднего заработка для исчисления пособий ФСС России.

На что же может рассчитывать женщина, решившая родить ребенка? Нашим законодательством предусмотрена система государственной поддержки граждан имеющим детей, которой предусмотрены следующие виды пособий:

1) единовременное пособие при рождении ребенка, включая выплаты неработающим женщинам;

2) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

3) пособие по беременности и родам;

4) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5) компенсация по уходу за ребенком до трех лет

6) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

7) выплата пособия по временной нетрудоспособности при уходе за заболевшим ребенком.

В России с 1 января 2008 года вводятся два новых «детских» пособия. Это выплаты беременным женам военных и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего.

С 1 января 2007 года Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка получение материнского (семейного) капитала в размере 250000 рублей.

С 1 января 2008 года федеральным законом от 25.10.2007г. № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ вводятся следующие новые виды пособий:

– единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

– ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» внесены изменения, касающиеся размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком , выплачиваемого до достижения ребенком возраста полутора лет. Указанные размеры увеличены с 700 руб. до 1500 руб. на период ухода за первым ребенком и до 3000 руб. – на период ухода за вторым ребенком и последующими детьми. За счет средств Фонда социального страхования начнут выплачиваться указанные пособия лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, то есть не работающим.

Размер пособия лицам, подлежащих обязательному социальному страхованию, может быть исчислен в размере 40% от среднего заработка. При этом установлены максимальный и минимальный размеры пособия. Максимальный размер за полный календарный месяц не может превышать 6000 руб. При расчете размеров пособия будут применяться районные коэффициенты к заработной плате.

В 2007 году появилось еще одно пособие – Единовременное пособие при усыновлении ребенка в размере 8 тысяч рублей – которое выплачивается при передаче ребенка на воспитание в семью опекунам, усыновителям, приемным родителям.

С 1 января 2007 года в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» введен механизм компенсации части затрат на плату родителей за содержание детей в детском дошкольном учреждении (новые статьи 52.1 и 52.2. данного закона) – родители будут получать компенсацию оплаты за посещение их детей детских садов.

Законом впервые прямо определено, что учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей или законных представителей за содержание ребенка в указанных учреждениях, если иное не установлено федеральными законами.

Ранее ни в одном законе не содержалось нормы, на основании которой взималась плата за детский сад. Теперь данная плата подлежит непосредственному регулированию на федеральном уровне путем установления требований к порядку формирования обоснованных затрат на содержание ребенка. Перечень затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат.

Это важно! Для детских дошкольных учреждений, имеющих иную форму собственности (не государственных и не муниципальных ), предел родительской платы законом не установлен.

В соответствии с постановление правительства РФ «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» государственные пособия назначаются и выплачиваются следующим категориям лиц:

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы;

Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию иностранные граждане и лица без гражданства.

Государственные пособия не могут быть назначены следующим категориям граждан:

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лишенным родительских прав;

Гражданам Российской Федерации, выехавшим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации.

В следующей таблице мы представим вам в кратком виде всю информацию по государственным пособиям гражданам, имеющим детей.

Таблица 1. Виды и размеры пособий в 2007 году по социальному страхованию гражданам, имеющим детей







В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Система социальной защиты населения в Российской Федерации постоянно развивается и совершенствуется. Федеральное законодательство закрепляет основные направления государственной политики в области социальной поддержки российских семей. При этом необходимо, чтобы при реализации программ стимулирования рождаемости учитывались реальные проблемы уровня жизни и здоровья российских семей. Также необходимо концентрирование внимания на сохранении здоровья и качестве жизни детей и пожилых членов семей, в том числе средствами права социального обеспечения.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Государственная поддержка граждан, имеющих детей, в Российской Федерации предусмотрена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).

На общефедеральном уровне законом установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая призвана обеспечить гарантированную материальную поддержку материнства, отцовства и детства, которая включает:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5) ежемесячное пособие на ребенка;

6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

1. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам совпадает с продолжительностью одноименного отпуска, который предоставляется работнице на основании листка временной нетрудоспособности, где указывается предполагаемая дата родов.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка. Однако, если женщина имеет страховой стаж менее шести месяцев, размер пособия не может превышать за полный календарный месяц МРОТ. Следовательно, если будущая мама впервые поступила на работу при сроке беременности три месяца или более, она как бы не признается в полной мере застрахованной; заработок, который она получала до ухода в отпуск, во внимание не принимается. Таким образом, уходя в отпуск по беременности и родам, она зачастую лишается необходимых жизненных средств.

С 1 января 2016 г. минимум оплаты труда установлен в размере 6204 руб., а прожиточный минимум в целом по Российской Федерации за 4-й квартал 2015 г. составлял на душу населения 9452 руб., для трудоспособного населения - 10187 руб., для пенсионеров - 7781 руб., для детей - 9197 руб.

Как мы видим, размер пособия не соответствует физиологическому прожиточному минимуму. Безусловно, существующая проблема не вписывается в проводимую государством демографическую политику, так как голодная женщина не может выносить и родить здорового ребенка, а голодный ребенок не может нормально жить и развиваться. Поэтому целесообразно было бы довести размер данного пособия до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека.

В случае увольнения беременная женщина, по сути, остается без необходимых средств. Если беременная женщина встанет на учет в качестве безработной, размер пособия по безработице будет в этом случае ниже среднего заработка, а с момента наступления отпуска по беременности и родам женщина утрачивает право на получение пособия по безработице.

2. Единовременное пособие женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (до 12 недель). Цель пособия - стимулировать своевременное обращение беременной женщины в медицинское учреждение для наблюдения за состоянием ее здоровья, беременности, тем более что беременность в ряде случаев может привести к гибели женщины.

Чем раньше беременная женщина встанет на учет, тем больше шансов для квалифицированного наблюдения за протеканием беременности. Само пособие выплачивается, когда выдан листок временной нетрудоспособности, т.е. незадолго перед родами. Фактически оно не побуждает обратиться к врачу, а просто увеличивает сумму основного пособия, причем крайне незначительно. (С 2016 г. размер пособия составляет 581,73 руб.)

Право на получение пособия не зависит от ее постановки на учет, от того, посещала ли женщина врача после первичного обращения, а также от соблюдения ею медицинских рекомендаций и т.п.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка. Данное пособие предназначено для компенсации повышенных разовых расходов семьи, связанных с рождением ребенка. Назначается и выплачивается пособие, если рождение или усыновление зарегистрировано в органах загса. Последние выдают справку о рождении, которая и служит основанием для назначения и выплаты пособия. Право на получение пособия при рождении ребенка имеет один из родителей (усыновитель ребенка в возрасте до трех месяцев) или лицо, его заменяющее. При многоплодной беременности (или усыновлении двух и более детей до трех месяцев) пособие выплачивается на каждого ребенка. Надо заметить, что каких-либо дополнительных условий для получения данного пособия, кроме факта рождения ребенка, не требуется. Однако если ребенок родился мертвым, пособие выплачиваться не будет.

Размер пособия на 1 февраля 2016 г. составляет 15 512,65руб. Отметим, что эти суммы, даже со всеми иными полагающимися выплатами, ничтожно малы и их хватает лишь на самый минимум обеспечения ребенка на первое время.

4. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком установлено в настоящее время для всех категорий граждан.

Лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком, пособие назначается со дня предоставления отпуска и до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае осуществления ухода одновременно несколькими лицами право на пособие предоставляется только одному из них. Это право сохраняется, если находящееся в отпуске лицо, продолжая осуществлять уход за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица. При уходе за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет размер пособия суммируется, итоговая сумма не может превышать 100% среднего заработка застрахованного лица, но не может быть менее суммированного минимального размера пособия, установленного для неработающих граждан и зависящего от того, за каким по счету ребенком осуществляется уход.

Минимальный размер пособия неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком с 1 февраля 2016 г., в отношении первого ребенка составляет 2908,62 руб., а в отношении второго и последующих детей – 5817,24 руб.

Исключение из общих правил установлено для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Пособие назначается и выплачивается в двойном размере до достижения ребенком трехлетнего возраста.

5. Ежемесячное пособие на ребенка. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменил редакцию Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Статья 16 теперь определяет, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. К сожалению, как показывает практика, часто прежний уровень пособия на ребенка не обеспечивается бюджетными возможностями регионов.

6. Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью по состоянию на 1 февраля 2016 г. составляет 15 512,65 руб. Если передаются в семью двое и более детей, то единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

7. Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие возникает при сроке беременности не менее 180 дней, т.е. около 26 недель. Размер пособия регулярно индексируется и с 1 февраля 2016 г. составляет 24 565,89 руб.

Установление данного вида пособия - это мера, направленная на сохранение уровня социальной защищенности определенной категории граждан, особенно важной в связи с отменой льготы по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу мужа беременной женщины <1>. С 1 января 2008 г. правом на отсрочку от призыва на военную службу пользуются лишь граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.

8. Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Право на пособие имеет мать ребенка военнослужащего, опекун ребенка либо другой родственник ребенка, фактически осуществляющий уход за ним. Оно выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Пособие выплачивается со дня рождения ребенка и до достижения возраста трех лет. Размер пособия с 1 февраля 2016 г. составляет 10528,24 руб.

Еще раз отметим, что размер практически всех пособий ничтожно мал и несоизмерим с необходимыми семейными тратами.

Государство ведет учет незащищенных и малообеспеченных слоев общества, устанавливает определенные стандарты, вводит социальные программы - все это делается для повышения уровня жизни граждан, находящихся в трудной материальной ситуации.

Введение в тему

В нашей стране огромное количество людей, которые в силу различных обстоятельств потеряли работу, получили степень инвалидности или причисляются к категории многодетных семей. По этой причине возникает острая потребность более рационального и грамотного начисления различных видов денежной помощи таким гражданам. Государственные социальные службы обязаны грамотно и вовремя начислять соответствующие виды пособий конкретно тем лицам, которые на самом деле в этом нуждаются.

Все формы социальной поддержки, установленные законодательством РФ, гарантированы государством. Понятие и виды пособий, которые установлены в России будут рассмотрены в этой статье. Право нуждающихся в такой помощи закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

Что такое пособие?

Пособием является форма денежной помощи со стороны государства, субъектов РФ или органов МСУ людям. Она может производиться на постоянной основе (например, ежемесячно), в форме единоразовой выплаты, и иметь конкретный характер в случае возникновения каких-либо обстоятельств, ставших основанием к начислению денежной компенсации с определенной периодичностью.

Разные виды пособий являются составной частью системы социального обеспечения граждан РФ. Их перечень не является исчерпывающим.

Основные виды пособий, предусмотренные в РФ

Законодательством нашей страны предусмотрены различные социальные выплаты. Многие программы материальной поддержки населения успешно работают долгие годы.

Виды государственных пособий подразделяются на следующие категории:

1. Выплаты при временной потере трудоспособности.

2. Выплаты родителям и опекунам. Виды пособий на детей:


3. Выплаты для безработных, которые официально признаны таковыми, то есть встали на учет в службу занятости.

4. Единоразовое денежное начисление для граждан, у которых возникли трудности со здоровьем после вакцинации.

5. Единоразовое денежное начисление медикам, которые заразились ВИЧ-инфекцией вследствие выполнения своих должностных обязанностей.

6. Единоразовое денежное начисление военнослужащим, привлекаемым к борьбе с террористической угрозой.

7. Денежная государственная помощь на погребение умершего.

8. Материальные выплаты гражданам, получившим производственную травму или заболевание, связанное со своей профессией.

Виды денежных компенсаций, предусмотренных в РФ

Нужно различать которые производятся конкретным людям, попавшим в непредвиденную ситуацию или обстоятельства, которые от него никоим образом не зависят.

Для нашего государства характерны следующие виды компенсационных выплат:

  1. Матерям (другим близким родственникам, по факту ухаживающим за новорождённым ребенком), которые являются наемными работниками или жёнами военнослужащих, и находятся в декретном отпуске (размер на сегодня составляет 50 рублей).
  2. Студентам и аспирантам, вынужденным находиться в академическом отпуске из-за проблем со здоровьем.
  3. Трудоспособным гражданам, которые не имеют возможности заниматься своими трудовыми обязанностями из-за вынужденной заботы о нетрудоспособном родственнике.
  4. Неработающим жёнам рядового и начальствующего состава внутренних войск, проходящего службу на территории удалённых гарнизонов, где отсутствуют возможности для их трудоустройства.
  5. Неработающим жёнам военнослужащих, чьи мужья проходят службу по контракту в местностях, где не имеется возможности для выхода на работу или осуществления трудовых обязанностей согласно своей специальности. По причине либо отсутствия вариантов трудоустройства, либо из-за проблем со здоровьем у детей.
  6. Детям, находящимся под опекой и попечительством или в приемной семье.
  7. На питание учащимся учреждений общеобразовательного характера государственной и муниципальной форм собственности, учреждений начального и среднего профессионального образования.
  8. Вынужденным переселенцам (единоразовое денежное начисление) .
  9. Беженцам, получившим официальный статус (единоразовое денежное начисление).
  10. Инвалидам определённых категорий (для лечения в санаториях и на специализированных курортах, оплаты топлива и технической проверки транспортных средств, их обслуживания).
  11. Определённым категориям граждан для оплаты за жилье и услуги коммунальных предприятий.
  12. Родителям: компенсация за непредоставление дошкольного учреждения детям от 1,5 до 3 лет. В настоящее время этот вид компенсационных выплат практикуется не во всех субъектах РФ.

Виды по целевому назначению

Все пособия можно подразделить на следующие виды:

  • пособия для полной, либо частичной компенсации заработка;
  • пособия, которые предоставляются в качестве дополнительной материальной помощи.

Виды по времени выплаты

Отличаются пособия и по продолжительности действия:

  • единоразовые, т.е. выплачиваются однократно после наступления основания;
  • те, которые начисляются с регулярной периодичностью (например, ежемесячно).

Виды в зависимости от источника, из которого выплачивается пособие

В зависимости от источника финансирования пособия делятся на следующие виды:

  • выплаты из социальных внебюджетных фондов (страховые);
  • виды пособий и выплат из бюджетов всех уровней.

Как определяется размер пособий?

Законодательство РФ не предусматривает единого правила установления суммы материальной помощи нуждающимся. Размер устанавливается одним из следующих способов:

  1. В качестве фиксированной суммы. Виды которых устанавливается таким способом, носят, как правило, компенсационный характер дополнительных расходов. Например, выплаты на погребение умершего.
  2. В соответствии с прожиточным минимумом в регионе, в котором проживает получатель. Чаще всего обязательный процент выплат, который соответствует части или полной сумме прожиточного минимума устанавливается законом субъекта РФ.
  3. В соответствии с размером заработка получателя. Например, пособие по временной нетрудоспособности.

Заключение

В наши дни вопрос реформы социальных служб в интересах людей нашей страны встал крайне остро. Как говорилось выше, перечень пособий не является исчерпывающим и может пополняться в связи с возникновением такой необходимости. Например, недавно рассматривался вопрос об актуальности и необходимости программы «Материнский капитал». Депутаты Государственной Думы предложили заменить его на ежемесячное пособие семьям, воспитывающим детей. Предполагалось, что взамен единоразовой выплаты следует выделять материальную помощь до исполнения ребенку 18 лет. Сумма выплаты зависит от количества детей.

Важное значение в этих вопросах занимает адресность полагающихся денежных доплат. Государство пытается через разные виды социальных пособий сделать все, чтобы материальную помощь получали именно те люди, которые в этом действительно нуждаются. Также проводится постоянная индексация денежных начислений.

Если лицо имеет основание для получения дополнительной материальной помощи от государства, то о том, какие виды пособий ему положены, можно узнать в отделе социальной защиты в своем населенном пункте.

Одним из самых распространенных способов защиты граждан, у которых есть дети, является установление денежных пособий. Тем самым государством обеспечивается минимальный уровень гарантий и денежная поддержка детей, материнства, а также отцовства.

В России выплата этих денег распространяется на женщин, находящихся на дородовом больничном периоде, и до момента, пока мама самостоятельно не начнет зарабатывать и содержать себя и своего ребенка. Претендовать на такие средства при определённых условиях могут и отцы, либо же лица, занимающиеся над крохой. При определенных обозначенных законом условиях получать такую помощь могут все граждане РФ, лица, не имеющие гражданства, проживающие за пределами России и даже лишенные ранее родительских прав.

Главная цель, которую ставит перед собой государство в процессе установления денежного содержания (разового, периодического, постоянного) – поддержать молодую семью в трудный период становления маленького гражданина.

Законодательное регулирование вопроса

Базовым документом, определяющим политику поддержки не достигших зрелого возраста сограждан, установления и осуществления выплат в виде твердых денежных сумм, является закон №81-ФЗ, дата регистрации которого 19.05.1995.

Для его исполнения российским правительством 04.09.1995 принято постановление № 883 (сегодня это постановление российского правительства № 865 , принятое 30.12.2006), которым четко обозначено порядок и механизмы, как определять, устанавливать и выплачивать денежные средства. Эти документы претерпели некоторые изменения с учетом сегодняшнего дня, но основные, заложенные изначально, принципы их реализации остались неизменными.

Дополнительно законом 81-ФЗ было предоставлено право иным федеральным органам, представляющим исполнительную власть принимать свои акты в части, которая не регулируется этим документом. Как правило, такими актами регулируется порядок реализации базовых норм, обозначенных в законе 81-ФЗ. Исключение могут представлять локальные акты, расширяющие размеры денежных выплат без какого-либо ограничения и ущемления отдельных категорий граждан, если иное не предусматривается законодательными актами.

В целях правильной трактовки отдельных положений закона 81-ФЗ, законодатель изначально предусмотрел возможность предоставления отдельными органами специальных инструктивных писем, которые являются обязательными для организаций, занимающихся реализацией политики поддержки всех нуждающихся, имеющих несовершеннолетних детей в своих семьях.

Кто имеет право на получение помощи

Важным критерием реализации законодательного или нормативного акта есть четкое определение перечня лиц, на которых он распространяется.

Такой подход позволяет избежать путаницы, установить четкие, прозрачные и эффективные механизмы практичной его реализации.

Получать пособия от государства сегодня имеют право следующие лица :

При этом законодательно обозначен также круг лиц, которым не предусматривается выплата какой-либо денежной помощи. В перечень таких лиц вошли:

  • российские граждане (сюда же отнесены иностранцы, лица без какого-либо гражданства), малыши у которых полностью содержатся за деньги государства;
  • лишенные или иным законным способом ограниченные в правах по уходу за ребеночком граждане (исключение составляют женщины, что находятся на стадии беременности, получают соответствующие компенсационные выплаты в связи со своим положением);
  • выехавшие по собственной инициативе и проживающие за пределами страны граждане.

На законодательном уровне предусмотрено, что при появлении неразрешимых или неопределенных моментов, иных нестандартных ситуаций и вопросов, не обозначенных законом 81-ФЗ, полномочия на их разрешение делегировано правительству.

Понятие и виды

Государственное денежное пособие – четко определенная денежная сумма, что получает обозначенное законодателем лицо для дальнейшего ухода и содержания малыша (малышей, если их несколько).

Это позволяет частично компенсировать временную потерю постоянного источника дохода, а также появившиеся дополнительные расходы по части содержания еще одного (или нескольких) члена семьи.

Все пособия условно разделяются на несколько основных групп :

  • беременным женщинам до и после родов;
  • выплата разовой женщинам, зарегистрировавшимся в специальном медицинском заведении до окончания двенадцатой недели беременности;
  • , которое платят после появления на свет малыша;
  • для покрытия затрат на содержание ребенка;
  • ежемесячные денежные переводы непосредственно на кроху;
  • разовое пособие, полагающееся людям, решившим принять оставленного родителями ребенка в свою семью.

Кому, сколько и как выплачивать эти деньги, определено правительственным постановлением.

Важно отметить, что для получения перечисленных выше пособий, женщина обязана будет предоставить на работе (или же в специальную определенную правительством организацию) следующий перечень необходимых подтверждающих документов :

Обращаем внимание, что пособия, определенные законодательством, направлены на поддержку семей, где присутствуют дети, не являются исчерпывающими. Иными законодательными актами предоставляется возможность обозначить в коллективном договоре предприятия, используя для этого собственные средства, увеличенные размеры и другую частоту выплаты денег на поддержку детских семей. При этом помощь подобного типа не заменяет и не уменьшает определенных государством социальных гарантий, а являются таким себе бонусом сотруднику от компании, в которой он работает.

Характеристика и размеры господдержки

Итак, все предоставляемые российскими бюджетами различных уровней пособия можно свети к нескольким базовым группам, позволяющим получить общее представление о социальной финансовой поддержке, на которую могут рассчитывать молодые семьи один раз, периодически, либо постоянно.

К таким вспомогательным действиям относят:

  • денежную помощь (единовременную, периодическую);
  • возможность получать дополнительные услуги (медицинские, в детских садиках, школах, других заведениях);
  • разнообразные льготы (на нахождение и содержание ребенка в садике, дошкольном, школьном учреждении, дальнейшая учеба в других учебных заведениях, покупка лекарственных препаратов по сниженной стоимости, меньшая сумма в качестве оплаты коммунальных услуг и другие).

Российским правительством утверждены такие основные способы финансовой помощи (пособия):

Деньги для практического внедрения в жизнь предусмотренных законодательством программ помощи формируются из зарезервированных для этого средств бюджетов различных уровней, либо же выделяются специализированным Фондом, ведающим вопросами социального страхования. Правда, граждане, претендующие на такие выплаты, должны быть участниками этого Фонда. Как правило, за бюджетные деньги оплачивают помощь государственным служащим различных рангов, а также военнослужащим, работникам различных государственных силовых ведомств. Эти нормы заложены в специальных законодательных актах РФ.

Все выплаты, предусмотренные описанными выше актами, имеют твердые размеры и не зависят от возраста, социального статуса, уровня дохода и других условий, которые имел гражданин до момента их назначения.

Региональные особенности

Важно отметить, что российской Конституцией, обозначенным выше законом 81-ФЗ обозначены только основные базовые принципы, как должны формироваться и реализоваться на практике меры всеобщей поддержки семьям, воспитывающим маленьких детей. В то же время регионам предоставлено право в рамках основных законодательных документов принимать свои собственные, которые позволят расширить возможности местных властей для улучшения уровня обслуживания и поддержки нуждающихся.

Такими возможностями воспользовались, к примеру, в городе Москве, Ленинградской области, где были приняты свои собственные законодательные акты расчерчивающие количество льгот, конкретизирующие порядок их установления и выплаты. В частности законом города Москвы от 03.11.2004 № 67 предусматривается ряд дополнительных, по сравнению с базовым законодательным документом, денежных компенсационных выплат, связанных со стремительным ростом цен на медицинскую, детскую продукцию, учет инфляционных процессов, а также компенсацию за увеличение стоимости продуктов питания определенным правительством Москвы лицам.

О государственной поддержке семьям при появлении ребенка смотрите в следующем видеосюжете:

Социальное обеспечение есть одно из главнейших мест в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения. Содержание соцобеспечения, его типы, размер все время изменяются и формируются по ходу развития самой системы соцобеспечения (социальных гарантий) в стране.

Среди всех функций соцобеспечения выделяется демографическая, которая, в свою очередь, способствует стимулированию роста количества населения государства, воспроизводству здорового поколения, увеличению продолжительности жизни людей и другое.

Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей" и Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007г. №375 "Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.10.2009 № 839, от 01.03.2011 № 120, от 20.02.2013 № 145, от 25.03.2013 N 257, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 09.02.2011 N ГКПИ10-1462)

Федеральным законом № 81-ФЗ " О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", предусмотрены следующие виды пособий:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в

медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

Ежемесячное пособие на ребенка;

Вступил в силу Федеральный закон от 25 февраля 2011 № 21-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Наиболее массовым видом социальной поддержки семей, имеющих детей является пособие.

Пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Пособия - важный вид социального обеспечения, который предоставляется гражданам при наступлении социальных рисков. Е. Е. Мачульская определяет социальный риск как "вероятное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падение уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты населения со стороны государства".

Современная система пособий динамично развивается: появляются новые виды пособий, которые призваны нивелировать новые социальные риски (например, возникновение поствакцинальных осложнений), улучшить демографическую ситуацию в стране, (материнский (семейный) капитал) смягчить негативные последствия безработицы и т. д. При этом система пособий чрезвычайно нестабильна, поскольку в регулирующие их нормативные акты непрерывно вносятся изменения. Эти обстоятельства указывают на необходимость выявления тенденций развития российского законодательства о пособиях, что будет способствовать определению стратегии дальнейшего развития законодательства в этой сфере и поможет гарантировать конституционное право граждан на социальное обеспечение.

В частности, до этого времени социальное обеспечение в стране предоставлялось как денежные выплаты (например, пенсии, пособия) или услуг в натуральном виде (протезирование), а сам "материнский капитал" невозможно получить деньгами, хотя он выражен в рублях. Если рассматривать государственное пособие сквозь призму отрасли права социального обеспечения, то следует определить, прежде всего, его основное место в системе типов соцобеспечения, то, как он вписывается в сложенную систему социального обеспечения.

При этом нужно исходить из того, что любая отрасль права в основании имеет основополагающие начала, определяющие структуру всей отрасли и содержание ее норм. Регулирование же отношений по соцобеспечению выполняется на основе таких принципов, как всеобщность социального обеспечения; дифференциация типов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин, нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств; гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми.

В Российском государстве пособие гражданам, имеющим детей было введено в одно и тоже время с введением пособия по временной нетрудоспособности. Хотя до начала 40-х годов беременность и роды были представлены как один из фактов обеспечения пособием в связи с временной нетрудоспособностью. Потом данная выплата по беременности и родам стала самостоятельным видом пособия. Целью такого пособия являлось возмещение утраченного заработка по причине прекращения женщиной своей трудовой деятельности в случае беременности и родов, обеспечение охраны здоровья будущей матери, полное восстановление ее здоровья после родов и материнский уход в первые месяцы после рождения ребенка. Данное пособие было рассчитано только на работающих женщин.

Как это не покажется парадоксальным, оплаты пособия по беременности и родам, характерны не всем развитым государствам. Например, в США, оно не предусматривается на общегосударственном уровне и было введено лишь в нескольких штатах. В СССР и затем в России этому виду обеспечения социального всегда придавалось и придается ныне повышенное ролевое значение: право на декретный отпуск и выплата за время такого отпуска пособия в СССР предусматривалось законом, в России такое право было закреплено в законодательных российских основах по охране здоровья населения, в Федеральном законе "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", в Кодексе законов о труде. Много лет всем женщинам, которые работают, без исключения пособие выплачивается в размере полной фактической заработной платы. Но следует иметь в виду, что некоторые правила, которые касаются в основном заработной платы, по ней исчисляется это пособие, подсчет общей суммы причитающегося пособия, совпадает с теми, действующими в отношение пособий по временной нетрудоспособности. Еще законодательством СССР они были установлены.

С принятием Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (в народе называемом законом о монетизации льгот) основные виды деятельности, ответственность и финансирование социальной поддержки семей имеющих детей были переданы регионам, что кардинально изменило подходы к порядку назначения, выплаты и размерам ежемесячного пособия на ребенка. С 1 января 2005 года каждый субъект РФ выплачивает пособие в размерах и на условиях, определяемых собственными нормативными правовыми актами. Это положение предопределяет существенные различия между регионами в уровне поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных.

Одно из принципиальных положений - это перенесение бремени финансовой ответственности за гарантированность социальной поддержки семей, имеющих детей, в части выплаты ежемесячного пособия на ребенка на уровень субъекта Российской Федерации. Согласно нормативным положениям статьи 3 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", данное пособие отнесено к расходным обязательствам субъекта.

Таким образом, пособие представляет собой выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Основные типы финансовой государственной поддержки семей, имеющих детей, прописаны в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865 "Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей".

Основания возникновения выплаты пособий гражданам, имеющим детей.

Согласно п. 12 Постановления № 865 основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам являются:

Листок нетрудоспособности для женщин, подлежащих обязательному

социальному страхованию;

Медицинская справка установленной формы для женщин,

обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.

Право на единовременное пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) (п. 15 Постановления N 865). Для назначения и выплаты такого пособия они представляют в учреждение справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие при рождении ребенка получить имеет право один из родителей либо лицо, его заменяющее (если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка), на каждого родившегося ребенка (в случае рождения двух или более детей). Для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются следующие документы:

Справка о рождении ребенка, выданная органами загса.

В случае если оба родителя работают (учатся), дополнительно представляется справка с места работы (учебы) другого родителя о том, что такое пособие не назначалось и не выплачивалось. Однако следует сказать, что если при рождении ребенок умирает, то данное пособие не выплачивается. Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается не позднее десяти дней со дня представления всех необходимых документов.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком получают матери, либо отцы, либо другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Кроме того, на назначение и выплату этого пособия могут рассчитывать студенты, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

Если отпуск по беременности и родам наступает в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком, ей предоставляется право выбора одного из этих двух видов пособий, выплачиваемых в данном периоде. Лица, имеющие право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, могут выбрать одно из них.

Согласно ст. 14 Закона № 81-ФЗ пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком представляются:

Заявление о назначении пособия;

Копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым

осуществляется уход;

Копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти)

предыдущего ребенка (детей) (если таковые имеются);

Справка с места работы (учебы, службы) матери (отца) ребенка о том,

что она (он) не использует указанный отпуск и не получает пособие. Если мать (отец) ребенка не работает (не учится, не служит), необходимо наличие справки из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка, подтверждающей, что она (он) не получает это пособие.

Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям (отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и подлежащим обязательному социальному страхованию), а также лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования, является решение учреждения о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.

Круг лиц, имеющих право на пособие

В настоящее время право на пособие имеют (Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6):

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев;

Временно проживающие на территории Российской Федерации и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.

Действие Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) ст.6) не распространяется на:

гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

Граждан Российской Федерации (иностранных граждан и лиц без

гражданства), лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах, за исключением случаев назначения и выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщине, вставшей на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

Граждан Российской Федерации, выехавших на постоянное место

жительства за пределы Российской Федерации.

Иные категории лиц, проживающих на территории Российской Федерации, на которых действие настоящего Федерального закона не распространяется, могут быть признаны нуждающимися в получении государственных пособий гражданам, имеющим детей, в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.