Ответственность работодателя за необеспечение спецодеждой. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты штраф

КоАП РФ Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

Влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Е.В. Апанасенко,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Роструд считает, что штрафовать работодателя за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (2 класса) нужно за каждого работника, чьи права нарушены. Аналогично чиновники предлагают наказывать и за допуск сотрудника к работе без обязательного медосмотра либо освидетельствования или без обучения по охране труда. В то же время судебная практика по этому вопросу противоречива.

«Трудовые» нарушения = отдельный штраф за каждого работника?

За «трудовые» нарушения ответишь!

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Но эта статья написана довольно сумбурно, поэтому часто возникают споры о том, каким должен быть штраф, если выявлено несколько нарушений: один за все нарушения сразу или за каждое в отдельности? Так вот, Роструд разъяснил, что штраф на организацию (руководителя, предпринимателя) по ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ должен быть один за все выявленные нарушения, а вот по ч. 3 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП штрафовать нужно за каждого работника, чьи права нарушеныПисьмо Роструда от 28.11.2016 № ПГ/31983-03-3 .

Правонарушение Санкция
для организаций для руководителей для ИП
Нарушение порядка проведения спецоценки рабочих мест или ее отсутствиеч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ Штраф от 60 000 до 80 000 руб. либо предупреждение Штраф от 5000 до 10 000 руб. либо предупреждение
Допуск работника к трудуч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ :
или без обучения и проверки знаний по охране труда;
или без обязательного медосмотра, психиатрического освидетельствования;
или при наличии медицинских противопоказаний
Штраф от 110 000 до 130 000 руб. Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 2 классач. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ у Штраф от 130 000 до 150 000 руб. Штраф от 25 000 до 30 000 руб.
Нарушение иных требований охраны трудач. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ , например:
необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 1 класса;
неинформирование работника об условиях труда на его рабочем месте Чтобы определить, к какому классу относятся средства индивидуальной защиты, следует руководствоваться п. 5.5 Технического регламента, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878, а также приложением № 4 к этому Регламентупримечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ
Штраф от 50 000 до 80 000 руб. либо предупреждение Штраф от 2000 до 5000 руб. либо предупреждение
Повторное нарушение законодательства об охране трудач. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ Штраф от 100 000 до 200 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф от 30 000 до 40 000 руб. либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет Штраф от 30 000 до 40 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

А что думают на этот счет суды?

В судах согласия нет

В одних случаях судьи соглашаются с законностью штрафов за каждого водителя, который не прошел психиатрическое освидетельствованиеРешения Мосгорсуда от 18.05.2016 № 7-5371/2016 , от 18.05.2016 № 7-5372/2016 . А в других аналогичных ситуациях (в случае штрафа по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП) отменяют десятки постановлений о штрафах и назначают (признают правомерным) один штраф за все нарушения. При этом они отмечают, что все постановления вынесены по результатам одной проверки за одни и те же нарушения, а значит, наказание должно быть одно. Вынесение постановления на каждого работника означало бы повторное наказание, а это недопустимоРешения Мосгорсуда от 30.01.2017 № 7-2146/2017 , от 08.02.2017 № 7-2056/2017 ; Забайкальского крайсуда от 16.05.2016 № 7-21-187/2016 , от 16.05.2016 № 7-21-186/2016 , от 16.05.2016 № 7-21-183/2016 ; Архангельского облсуда от 03.03.2016 № 7р-162/2016 , от 03.03.2016 № 7р-161/2016 , от 03.03.2016 № 7р-160/2016 .

Как видим, в суде исход дела может быть любым, тем не менее положительных для работодателей решений довольно много. Так что, если по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП на вас наложат несколько штрафов, не бойтесь идти в суд.

Внимание

За нарушение требований охраны труда установлена не только административная, но и уголовная ответственностьст. 143 УК РФ .

Интересно, что решений, где бы работодателя штрафовали за каждого работника, не обеспеченного средствами индивидуальной защиты 2 класса, мы не встретили. А вот за всех вместе - пожалуйстаПостановления Самарского облсуда от 20.12.2016 № 4а-1394/2016 ; Саратовского облсуда от 03.11.2016 № 4А-699/2016 . Возможно, это связано с тем, что инспекторы на местах (в отличие от Роструда) читают КоАП буквально. Ведь ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за необеспечение средствами индивидуальной защиты именно работников, а не работника, как по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП. Но не исключено, что с легкой руки Роструда ситуация может измениться.

Точку в этом вопросе мог бы поставить Верховный суд, но он пока молчит.

Напомним, что субъектам малого предпринимательства, впервые совершившим нарушение, которое не создало угрозу жизни или здоровью людей, а также не нанесло им имущественный ущерб, трудинспектор должен вынести предупреждение, а не штрафовать (даже если предупреждение не упоминается в соответствующей статье КоАП)ст. 4.1.1 КоАП РФ ; Письмо Роструда от 02.12.2015 № 4319-ТЗ . Если проверяющий этого не сделал - идите в суд, он наверняка заменит денежную санкцию на письменное порицаниесм., например, Решение Свердловского облсуда от 10.01.2017 № 72-18/2017 .

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации , наниматель обязан снабдить работников своей организации спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ), если им приходится трудиться в сложных или угрожающих здоровью условиях. Допуск сотрудников на рабочее место без необходимой защиты или с неисправными СИЗ строго запрещен. Рассмотрим, как регулирует законодательство вопросы обеспечения работников защитными средствами.

Можно ли учесть расходы на СИЗ при расчете налогов

Изменения при расчете налога на прибыль работодателя, в соответствии с Письмом Минфина от 16.04.2009 № 03-03-06/1/244, зависят от срока использования и стоимости защиты:

  • если срок полезного использования спецодежды превышает 12 месяцев и первоначальная стоимость больше 40 000 руб., то спецодежда включается в состав амортизируемых основных средств, и ее стоимость списывается в течение нормативного срока носки (п. 1 );
  • если срок полезного использования меньше 12 месяцев или стоимость не более 40 000 руб., то стоимость приобретенной спецодежды включается в материальные расходы единовременно в момент передачи работнику (подп. 3 п. 1 ).

Вариант учета выбирается работодателем самостоятельно и закрепляется в учетной политике. Если на предприятии требования по СИЗ повышены, по сравнению с нормативами, при расчете налогов можно использовать разъяснения Минфина России, позволяющие при расчете налоговой базы по прибыли компании учесть расходы по выдаче спецодежды в соответствии с самостоятельно утвержденными нормами (если, конечно, по закону организации обязаны обеспечивать сотрудников средствами индивидуальной защиты) (Письма Минфина России от 23.04.2007 № 03-04-06-01/128, от 14.11.2007 № 03-03-05/254).

Поскольку спецодежда не передается работникам в собственность, операции по ее выдаче не являются объектом обложения НДС. Начисления нужно будет сделать, если при увольнении или переводе на должность, не предусматривающую выдачу средств защиты, сотрудник или выкупит спецодежду, или получит ее безвозмездно (подп. 1 п. 1 , подп. 1 п. 1 ).

Поскольку СИЗ являются собственностью организации и выдаются работникам временно на возвратной основе, удерживать НДФЛ со стоимости спецодежды не требуется. Если при увольнении (переводе на должность, не требующую обеспечения средствами защиты) работник не вернет СИЗ и работодатель решит не взыскивать ее стоимость (т. е. передаст ее сотруднику безвозмездно), НДФЛ придется удержать, поскольку в этой ситуации стоимость невозвращенной спецодежды будет натуральным доходом работника. Причем налог нужно будет рассчитать с рыночной стоимости спецодежды с учетом ее амортизации. Если работодатель решит не заниматься ни взысканием стоимости одежды, ни удержанием НДФЛ, можно оформить списание такой спецодежды как изношенной.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Выпишут ли штраф за необеспечение СИЗ? Этот вопрос особенно актуален, когда руководитель организации дал задание кадровому специалисту прояснить ситуацию со средствами индивидуальной защиты сотрудников. В частности, взвесить и оценить риски, связанные с отказом от закупок спецодежды для работников предприятия. Расскажем, какой штраф за необеспечение СИЗ в 2017 году установлен действующим законодательством.

Вредные и опасные условия на рабочем месте

Работа некоторых сотрудников подразумевает контакт с вредными или опасными производственными факторами. Чтобы минимизировать потенциальный ущерб, который они могут нанести здоровью и жизни сотрудников, применяют средства индивидуальной защиты, сокращенно именуемые – СИЗ. Понятно, что в случае необеспечения работника СИЗ он останется один на один с опасностью.

Такие спецсредства положены сотрудникам, чья работа (ст. 221 ТК РФ):

  • связана с вредными и опасными условиями труда;
  • происходит в особых температурных условиях;
  • связана с загрязнением.

Средства индивидуальной защиты – это технические средства и материалы, которые используют для уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов либо полного их предотвращения. Качество СИЗ должно соответствовать установленным стандартам, чтобы с успехом противодействовать вредным и опасным условиям работы сотрудников.

Выдача СИЗ – дело важное, поэтому действующее законодательство предусматривает для работодателей ответственность за необеспечение средствами индивидуальной защиты.

Обеспечивать СИЗ должен работодатель

Обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты возложено на работодателей (ч. 2 ст. 212, ч. 3 ст. 221 ТК РФ). Кроме непосредственной закупки СИЗ, предприятие должно позаботиться об их:

  • выдаче;
  • хранении;
  • ремонте и т. д.

Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т. д.), которые могут вызвать у работника заболевание.

Письмо Федеральной службы по труду и занятости
№ПГ/31983-03-3 от 28.11.2016

Федеральной службой по труду и занятости рассмотрено в пределах компетенции обращение, по результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Согласно пункту 5.5.4 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 324, Роструд осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового права. Мнение Роструда по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением к нормативным правовым актам.

В соответствии с пунктом 5.5 технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Под средствами индивидуальной защиты в части 4 указанной выше статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к статье 5.27.1 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 44 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Таким образом, полагаем, что за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 2 класса по степени риска причинения вреда пользователю предусмотрена ответственность по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, а за необеспечение средствами индивидуальной защиты 1 класса по степени риска причинения вреда пользователю ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 5.27.1 КоАП, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Учитывая изложенное, полагаем, что если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 3, 4 статьи 5.27.1 КоАП, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 1, 2 статьи 5.27.1 КоАП, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.


Врио начальника Управления государственного надзора в сфере труда Л.В.КОВАЛЬ