Особенности международного права по предмету регулирования. Понятие, особенности и основные черты современного международного права

Введение

Понятие международного права и его особенности

Источники международного права

Заключение

Введение

Актуальность темы данной работы объясняется следующим. Особое место в системе правовых норм занимают нормы международного права. Именно нормы международного права регулируют сотрудничество государств в ряде важнейших сфер жизни человеческого общества. Это связано с тем, что лишь на основе согласованных усилий различных государств возможно достижение таких целей как обеспечение мирного сосуществования различных государств и народов, освоение космического пространства и мирового океана, борьба с глобальными проблемами современности и т.д. Нормы международного права получают закрепление в системе его источников. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение понятия международного права, его особенностей и источников.

Объектом рассмотрения в данной работе является понятие международного права, его особенности и источники.

Предметом рассмотрения в данной работе являются воззрения отечественных ученых относительно понятия международного права и его особенностей.

Целью данной работы является изучение понятия международного права, его особенностей и источников.

Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач: 1) рассмотреть понятие международного права и его особенности; 2) охарактеризовать источники международного права.

Методологию данной работы составляют такие методы как общенаучный диалектический метод познания, дедукция, индукция, описание, синтез, анализ, формально-юридический метод и т.д.

В теоретическую базу данного исследования входят работы К.А. Бекяшева, Р.М. Валеева, Г.И. Курдюкова и других ученых.

Структуру данной работы составляют два параграфа, а также введение, заключение и список использованной литературы.

Понятие международного права и его особенности

Международное право понимается как система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

В научной литературе справедливо отмечается, что термин «международное право» является не совсем корректным. Более правильным явилось бы использование термина «межгосударственное право», поскольку его нормы создаются не народами непосредственно, а государствами как суверенными политическими образованиями посредством взаимосогласованных решений, предназначены для регламентации межгосударственных взаимосвязей, реализуются и обеспечиваются действиями самих государств и межгосударственных механизмов. Однако в связи с тем, что в отечественной юридической науке преимущественно используется термин «международное право», именно он будет применяться при написании данной работы.

Относительно функций международного права в научной литературе имеет место дискуссия. Согласно одной точке зрения, основной функцией международного права является управление деятельностью субъектов в соответствующих сферах международных отношений. Иными словами, согласно данной точке зрения, международное право должно управлять международной деятельностью государств. Согласно другой точке зрения, международное право выполняет лишь координирующую функцию, заключающуюся в выработке стандартов взаимодействия государств в различных сферах. Однако наиболее верной представляется точка зрения, в соответствии с которой международное право реализует обе указанные функции.

В научной литературе отмечается, что с окончанием Второй мировой войны и принятием в 1945 году Устава ООН произошло изменение сущности международного права. Если ранее так называемое классическое международное право представляло собой право войны и мира, то современное, или новое, международное право называется правом мира, безопасности и сотрудничества.

В настоящее время международное право характеризуется следующими чертами:

) Запрет норм права войны, отсутствие права победителя, военных контрибуций и военных репрессалий, военной интервенции и аннексии, права завоевания. Нарушение этих норм признается агрессией;

) Антиколониальный характер. Современное международное право основано на принципе равноправия и самоопределения народов;

) Общедемократический характер. Современное международное право регулирует отношения между всеми государствами независимо от их политического, экономического, социального, культурного строя, от того, в каком регионе мира они находятся, независимо от их территории, населения, экономической и военной мощи. Таким образом, международное право постепенно преодолело характерный для него ранее дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны;

) Существование универсальных норм международного права, т.е. общепризнанных принципов и норм, имеющих обязательную силу для всех государств (jus cogens - «неоспоримое право»);

) Приоритет и верховенство норм современного международного права в международном сообществе и в национальных правовых системах государств. Конституции многих государств современного мира провозгласили, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы данных государств. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора;

) Направленность на обеспечение безопасности и применение мирных средств при разрешении международных споров. Современное международное право содержит нормы о неприменении силы, о разоружении, запрещении испытаний оружия массового уничтожения, нормы, устанавливающие безъядерный и ненасильственный мир;

) Закрепление в международном праве нормы «общего наследия и достояния человечества» (например, в международном космическом и морском праве, в праве охраны окружающей среды);

) Приоритетная направленность норм международного права на защиту прав и свобод человека;

) Расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности. За последние десятилетия кодифицированы новые отрасли международного права: право международной безопасности, права человека, космическое и экологическое право, право научно-технического прогресса и т.д. Кроме того, помимо норм материального права формируются нормы международного процессуального права, например, нормы, регулирующие порядок заключения международных договоров, мирного разрешения международных споров, оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и т.д.;

) Появление норм о международной правовой ответственности государств. Если по нормам международного классического права государства не несли реальной ответственности, то современное международное право предусматривает возможность применения принудительных мер к государствам, совершившим международные преступления и иные правонарушения;

) Трансграничный характер: происходит эволюция суверенитета государств, т.е. государства самоограничивают свои права в пользу международных организаций и наднациональных (надгосударственных) органов.

Таким образом, современное международное право с одной стороны аккумулирует достижения философской, правовой и политической мысли различных народов, и с другой стороны способствует их трансляции по всему миру. Значение международного права в современном мире и в международных отношениях заключается в том, что оно способствует обеспечению мира и безопасности, признанию, реализации и защите прав и свобод человека.

верховенство акт обычный договор

2. Источники международного права

Под источниками международного публичного права понимаются те внешние формы, в которых находят свое выражение его нормы. Источники международного права - это конечный результат (или способ) процесса нормообразования. Этот процесс включает в себя согласование воль, позиций, интересов государств и иных субъектов международного права. Согласование означает взаимообусловленность воль, т.е. согласие государства дается под условием аналогичного согласия другого государства. Процесс создания норм международного права имеет две стадии: согласование норм государств относительно содержания правил поведения и согласование воль относительно признания их в качестве юридически обязательных. Иногда эти стадии могут не совпадать. Так, например, в процессе разработки Конвенции по морскому праву на III Конференции по морскому праву государства согласовывали многие новые правила. В 1982 году Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания и ратификации. Однако не все государства сразу дали согласие на юридическую обязательность ее норм. Указанная Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года, а РФ ратифицировала ее 26 февраля 1997 года. Таким образом, прошло 15 лет до дачи согласия на обязательность Конвенции. На международное правотворчество, итогом которого является создание источников права, влияют многие факторы: внешняя политика и международно-правовая позиция государств, их национальные интересы и законодательство; соотношение сил между государствами и их фактическое, реальное влияние на международное правотворчество; мировое общественное движение и мнение.

При характеристике источников международного права целесообразно обратиться к ст. 38 Статута Международного суда ООН, предусматривающей решение судом переданных ему споров на основании международных конвенций, международного обычая, общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, а также судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательных средств для определения правовых норм. Рассмотрим указанные источники международного права подробнее.

В Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года подчеркнуто все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе. Указанная конвенция определяет международный договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В научной литературе отмечается, что договор является основным средством создания норм современного международного права. При этом источником международного права являются только правообразующие договоры, т.е. договоры, предусматривающие новые общие нормы будущего международного поведения, или подтверждающие, определяющие или отменяющие существующие обычные или конвенционные нормы общего характера.

Международно-правовой обычай понимается как молчаливое или подразумеваемое соглашение. Самое главное для понимания процесса формирования международно-правового обычая: практика государств и признание ими юридической силы обычая, или, иначе, должна быть юридическая убежденность, понимание того, что возникшее правило является нормой международного права. Не случайно в п. "b" ст. 38 Статута Международного суда ООН закреплено, что Суд применяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Практика должна быть определенной, единообразной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. И если другие государства молчат, не протестуют, не возражают, то это означает, что сформировалась норма, признанная государствами как источник международного права.

Как уже упоминалось, Статут Международного суда ООН относит к числу источников международного права «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». В науке международного права имеет место дискуссия, что относится к общим принципам права. Сторонники одной точки зрения отмечают, что под общими принципами права следует понимать прежде всего основные принципы международного права. Согласно второй концепции под общими принципами права понимаются принципы внутригосударственного права различных государств. Более верной представляется первая из приведенных точек зрения. В научной литературе отмечается, что к рассматриваемым принципам относятся, например, законность, равенство, справедливость, добросовестность. Кроме того, к таким общим принципам относятся и юридические постулаты, правила юридической логики и юридической техники, в том числе пришедшие из римского классического права. Можно назвать некоторые из них: «специальный закон отменяет общий»; «последующий закон отменяет предыдущий»; «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет»; «бремя доказательств возлагается на другую сторону, предъявившую иск» и т.д.

Согласно ст. 59 Статута Международного суда ООН решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. В связи с этим в научной литературе отмечается, что судебные решения выступают лишь в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм, косвенного источника международного права. В число источником международного права помимо решений Международного суда ООН входят решения иных судов, например, Международного уголовного суда ООН, Европейского суда по правам человека и т.д.

В научной литературе в число источников международного права также включаются:

) Акты международных конференций. Международные конференции принимают акты как источники права и как рекомендации и политические договоренности. В качестве примера актов международных конференций как источников права могут быть названы Венские Конвенции о дипломатических сношениях и о консульских сношениях. Международные конференции созываются также для обсуждения вопросов политических, экономических, безопасности, для решения тех или иных глобальных проблем. Как правило, на таких конференциях принимаются акты, имеющие рекомендательное значение, или нормы политических договоренностей. Например, к ним относятся нормы Парижской хартии для новой Европы 1990 года;

) Акты международных организаций. Такие акты называются специальными, а правотворчество международных организаций - нетрадиционным. Правовая природа таких актов является неоднозначной. Особенно часто обсуждается вопрос о роли и значении Резолюций, деклараций Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция является источником международного права, если она толкует и кодифицирует нормы Устава ООН (к ним, например, относится Всеобщая декларация прав человека 1948 года). Остальные Резолюции являются рекомендациями, морально-политическими нормами, и они оказывают влияние в последующем на создание и реализацию норм международного права;

) Односторонние акты государств. Не все односторонние акты государств содержат правила поведения.

К источникам международного права могут быть отнесены, например, заявления, ноты, признания, протесты, отказ от претензий, обещания и т.д. По этим актам государство берет на себя определенные обязательства.

Заключение

По результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы:

) Международное право понимается как система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права;

) Международное право реализует функцию управления деятельностью субъектов международных отношений и координирующую функцию, заключающуюся в выработке стандартов взаимодействия государств в различных сферах;

) Современное международное право характеризуется следующими чертами: запрет норм права войны; антиколониальный и общедемократический характер; направленность на обеспечение безопасности; приоритетная направленность на защиту прав и свобод человека; расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности; появление норм о международной правовой ответственности государств и т.д.;

) Под источниками международного публичного права понимаются те внешние формы, в которых находят свое выражение его нормы.

) К источникам международного права относятся: международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также судебные решения и доктрина. Кроме того, к источникам международного права относятся акты международных конференций, акты международных организаций, односторонние акты государств.

Список использованной литературы

1) Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 47-63.

) Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.

) Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18 апреля 1961 г.) // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. № 18. Ст. 221.

) Венская конвенция о консульских сношениях (Заключена в г. Вене 24 апреля 1963 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124-147.

) Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23 мая 1969 г.) // Ведомости ВС СССР. 10.09.1986. № 37. Ст. 772.

) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г.) (с изм. от 23 июля 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 01.12.1997. № 48. Ст. 5493.

) Бекяшев К.А. О понятии международного публичного права // Lex Russica (Научные труды МГЮА). 2004. № 4. С. 987-1000.

) Капустин А.Я. Международное право и вызовы XXI века // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 5-19.

) Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2011. (СПС КонсультантПлюс).

) Международное право: учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. - М.: Норма, 2007. - 944 с.

) Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. - М.: Проспект, 2009. - 1008 с.

) Самхарадзе Д.Г. Источники современного международного права // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С.

) Сивцов А.С. Доктрина в системе источников публичного права (на примере международного права) // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. № 4. С. 126-147.

  • 9. Признание государств и других субъектов международного права.
  • 10. Правопреемство в международных отношениях, его виды, особенности регламентации.
  • 11. Нормы международного права, понятие, особенности их создания. Виды норм. Значение норм «jus cogens». Принципы - основные и отраслевые.
  • Международный обычай
  • Акты международных конференций
  • Акты международных организаций
  • 13. Понятие принципов международного права, особенности их юридической природы, формы их закрепления.
  • 14. Суверенное равенство государств.
  • 15. Невмешательство во внутренние дела.
  • 16. Равноправие и самоопределение народов.
  • 17. Неприменение силы или угрозы силой.
  • 18. Мирное урегулирование споров.
  • 19. Нерушимость границ.
  • 20. Территориальная целостность государств.
  • 21. Уважение прав человека и основных свобод.
  • 22. Сотрудничество государств.
  • 23. Добросовестное выполнение международных обязательств.
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 25. Основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Признаки международного правонарушения.
  • 27. Виды международных правонарушений.
  • 28. Отграничение правонарушений от смежных деяний.
  • 29. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
  • 30. Ответственность за правомерную деятельность.
  • 31. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 33. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы.
  • 34. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства.
  • 35. Понятие и формы реализации норм международного права.
  • 36. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права.
  • 37. Международный Суд оон.
  • 38. Европейский Суд (Суд Европейского Союза).
  • 39. Европейский Суд по правам человека.
  • 47. Стороны в международном договоре.
  • 48. Заключение международных договоров.
  • 49. Опубликование и регистрация договоров.
  • 50. Действие договора во времени и пространстве.
  • 51. Договоры и третьи государства.
  • 52. Толкование договоров.
  • 53. Недействительность договоров.
  • 54. Прекращение и приостановление действия договоров.
  • 55. Органы внешних сношений.
  • 56. Дипломатические представительства: порядок создания, функции.
  • 57. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 58. Консульские учреждения: создание, состав, классы, функции, привилегии и иммунитеты.
  • 61. Виды международных организаций
  • 62. Юридическая природа международной организации
  • 63. Организация объединенных наций: Устав, цели и принципы, членство
  • 64. Система органов оон
  • 65. Специализированные учреждения оон
  • 66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций
  • 67. Совет Европы
  • 69. Понятие международного гуманитарного права
  • 71. Международные стандарты в области прав человека
  • 73. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
  • 79. Правовая помощь по уголовным делам
  • 81. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
  • 85. Разоружение и ограничение вооружений
  • 86. Меры укрепления доверия, международный контроль
  • 88. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
  • 90. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
  • 91. Международно-правовая защита раненых, больных и военнопленных
  • 92. Правовой режим военной оккупации
  • 93. Защита гражданских объектов и культурных ценностей
  • 94. Окончание войны и его правовые последствия
  • 95. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
  • 96. Государственная территория: понятия, правовая природа, составные части
  • 100. Правовой режим территориального моря
  • 101. Прилежащая зона
  • 102. Исключительная экономическая зона
  • 103. Правовой режим континентального шельфа
  • 105. Правовое регулирование международных полетов над территорией
  • 106. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 108. Правовой режим космического пространства и небесных тел
  • 109. Правовой режим космических объектов
  • 110. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 111. Охрана планетарной среды и космического пространства
  • 1. Понятие международного права.

    Международное право – совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного сообщества, складывающиеся в рамках международного правопорядка, а также отношения, складывающиеся в рамках национального правопорядка в единообразном развитии которого заинтересованы субъекты международного сообщества.

    Предмет международного права двойственен. Выделяют классическое международное право, которое регулирует отношения между государствами (это отношения войны и мира, дипломатические права, права международных организаций, территории в международном праве). Второй вид – новое международное право, понимается более широко. Предполагает участие иных субъектов, таких как юридические, физические лица, отношения, связанные с защитой прав и свобод, отношения внутри государства.

    Международное право - сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными ор­ганизациями путем соглашений и представляющих собой само­стоятельную правовую систему, предметом регулирования ко­торой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные от­ношения;

    Международное право по его изначальным характеристи­кам - совокупность юридических норм и регулятор опреде­ленных отношений - родственно праву государства (внутриго­сударственному, национальному праву), являющемуся тради­ционным объектом юриспруденции, начиная с теории государ­ства и права.

    Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сло­жившийся и принятый в государственных и межгосударствен­ных актах, иных официальных документах, в научных издани­ях и учебных курсах термин "международное право"* не впол­не адекватен истинному значению понятия.

    Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов").

    Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным обра­зом государствами как суверенными политическими организа­циями, и ориентировано прежде всего на регулирование меж­государственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущест­венно усилиями самих государств.

    2. Основные черты современного международного права.

    Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло слож­ный и противоречивый путь развития.

    Современное международное право функционирует в слож­ной среде, так как формирующие и реализующие это право го­сударства имеют значительные различия в общественно-поли­тическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Меж­дународное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содейст­вовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государст­вами «независимо от политических, экономических и социаль­ных систем и от уровня их развития» (формулировка Деклара­ции о принципах международного права, касающихся дружест­венных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН).

    Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключав­шей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универ­сальности международно-правового регулирования в том смыс­ле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

    Современное международное право декларирует запрет аг­рессивных, захватнических войн, насильственных способов ре­шения межгосударственных споров, квалифицирует такие дей­ствия, как преступление против мира и безопасности человече­ства. Устав ООН выразил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

    Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприем­лемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

    Современное международное право имеет сложную норма­тивную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универ­сальными, общепризнанными нормами, так и правила, относя­щиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальны­ми нормами.

    Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, по­скольку на основе общепризнанных принципов и норм и в со­ответствии с ними каждое государство создает и свою междуна­родно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им ло­кальных норм.

    Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет «свое» международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты. Для Российской Федерации основными источниками международного права, как и для всех других го­сударств, являются такие универсальные международно-право­вые акты, как Устав ООН, Венская конвенция о праве между­народных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Ме­ждународные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в перспективе - Кон­венция ООН против транснациональной организованной пре­ступности, принятая на стыке веков, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепри­знанные обычаи.

    Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международ­ного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров и принятых им других международных юридических актов, а также признанных им международных обычаев. Его правомочия и обязательства, составившие содержание указан­ных источников права, в порядке международного правопреем­ства переходят к Российской Федерации (в различной степени и к другим новым независимым государствам, ранее входив­шим в состав СССР в качестве союзных республик). Соответст­венно употребляемые ныне в официальных документах форму­лировки - «международные договоры Российской Федерации», «действующие международные договоры», «международные до­говоры с участием Российской Федерации» и т. п. - охватыва­ют как международные договоры, заключенные от имени Рос­сийской Федерации, так и сохраняющие юридическую силу ме­ждународные договоры Союза ССР.

    Современное международное право является основой меж­дународного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом.

    Сегодня имеются достаточные основания для вывода об эф­фективности международного права и о его дальнейшем про­грессе.

    "

    Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

    Международное право это особая правовая система, представляющая собой совокупность общепризнанных принципов и норм МП, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

    Международные отношения это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП.

    Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций (далее ММПО), а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них (например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.д.); международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер. Таким образом, предметом МП являются следующие отношения:

    1. отношения между государствами;

    2. между государствами и ММПО;

    3. между государствами и государствоподобными образованиями;

    4. между международными межправительственными организациями.

    Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

    1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

    Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

    2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.


    3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

    4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

    Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

    5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

    6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.

    ВВЕДЕНИЕ

    Каждый читатель, который изучает международное публичное право в системе обязательных учебных дисциплин, предусмотренных для подготовки квалифицированных специалистов соответствующей сферы, которые непосредственно или опосредованно в дальнейшем будут причастны к реализации международного права, должен осознавать, что указанная система права выступает прежде всего правовой основой международных отношений.

    Современная пресса, телевидение и другие средства информации ежедневно сообщают нам о реальном состоянии международно-правовых отношений, настоящую оценку которым могут дать только лица, наделенные специальными знаниями. Независимо от того, идет ли речь о заключении договора между государствами или вооруженный конфликт как международного, так и немеждународного характера, о захвате иностранного судна тратами или об обвинении бывшего руководителя государства международным судом, - всегда при этом становится понятным, что вопрос стоит о международном урегулировании этих проблем, поскольку ни одна национальная правовая система не в состоянии это решить.

    Для того, кто детально занимается изучением международного права, быстро станет понятной разница по сравнению с изучением национальной правовой системы. В значительной части международного права речь идет не о кодифицированный правопорядок, а о решении проблемных ситуаций с помощью норм, которые содержатся в соответствующих договорах и обычаях.

    Определенная несогласованность при изучении международного публичного права наблюдается в плоскости функционирования международного и национального право порядков. Вне всякого сомнения существует много других причин и мотивов изучения международного публичного права. Для лиц, изучающих правоведение, становится очевидной растущая открытость стран для международных связей в различных сферах (экономики, культуры, образования, безопасности) и особенно в отношении сотрудничества Украины с ООН.

    Среди многих профессиональных сфер деятельности юристов сейчас царит большой спрос на квалифицированных юристов-международников. Наряду с классическим профессиональным полем дипломатов в системе МИД, такая потребность есть во всех министерствах и ведомствах, в адвокатских конторах, чья деятельность направлена на международные отношения. Сегодня украинские прокуроры и судьи по уголовным делам, а также адвокаты не могут эффективно выполнять свою работу без основательного понимания ст. 6 Европейской конвенции по правам человека - право на справедливое судопроизводство. Отсюда становится понятным, что выпускники ВУЗОВ с международно-правовым образованием имеют перед собой широкое поле профессий.

    Предлагаемое издание будет интересным и полезным для студентов юридических факультетов, факультетов международных отношений, журналистики и высших военных учебных заведений, в программу подготовки которых входит изучение курса "Международное публичное право".

    ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

    Понятие международного права

    Термин "международное право" впервые в научный оборот был введен И. Бентамом в 1780 г. Почти через полвека этот термин заменил устаревшую терминологию "lavo of nations" (англ.), или "droid de gens" (франц.), которая берет свое начало в концепции "jus gentium" ("право народов" - лат.) из римского права. Если раньше и существовала определенное противоречие между терминами "международное право" и "право народов", то теперь этот вопрос не вызывает никаких дискуссий. Большинство ученых в своих публикациях применяют именно термин "международное право". Им пользуются также почти все властные органы, которые в своей деятельности реализуют это право. Термин "международное право" является широко признанным в правовой, дипломатической, внешнеполитической практике государств. Вместе с тем в зависимости от разных факторов в разные времена для обозначения этого феномена были предложены и применялись десятки других терминов, в частности: "jus inter gentes" ("право между нациями"), "межгосударственное право", "наднациональное (транснациональное) право", "мировое право" и тому подобное. Впрочем, за исключением термина "право народов", что применяют в немецкой, норвежской, исландской, фламандском и некоторых других языках, в подавляющем большинстве употребляется именно термин "международное право" (итал. - "diritto internazionale", франц. - "droit international", англ. - "International lavo", испан. - "derecho internacional", румунськ. - "drept international", португал. - "direto internationaV, угорськ. - "nemzetkozijog", рус. - "международное право", укр. - "международное право" и др.).

    По своему содержанию международное право выражает существующее противоречие между устремлениями международного сообщества в целом и желанием отдельных государств укрепить свой суверенитет. Таким образом, главной целью и задачей международного права является урегулирование необходимой взаимозависимости государств без нарушения их независимости. Именно поэтому международное право выступает необходимой юридической гарантией для обеспечения равновесия между этими двумя тенденциями, которые содержат в себе определенное противоречие.

    Международное право имеет особую юридическую природу и социальную сущность по сравнению с национальным. Поэтому при изучении этой отрасли на это стоит обращать внимание. Так, необходимо отметить, что нередко в научной литературе небезосновательно имеют место критические высказывания относительно отсутствия принуждения в случаях нарушения норм международного права. По этому поводу некоторые авторы ставят вопрос: "с международное право именно "правом" учитывая проблему эффективности применения его норм?" (Г. Дженнингс, К. Земанек, Е. Штайн, Д. Дельбрук).

    Конечно международное право является правом. Однако роль экономических, политических и военных факторов сужают возможность международно-правового регулирования отношений между государствами, однако ничто так четко не защищает их интересы, как право. А потому при решении особо важных и сложных споров государства с помощью международного права обращаются в арбитражных и судебных органов.

    Международное право как особая система права основывается на принципах взаимности и консенсуса. Эта система ориентирована для внешних отношений государств и действует не так, как внутригосударственная правовые система.

    Сфера применения норм международного права очень широкая. Оно охватывает чрезвычайно важные и сложные проблемы, которые регулируются такими его отраслями, как право международных договоров, право безопасности, право внешних сношений, морское право, международное экологическое право, гуманитарное право и, конечно, международное право труда человека.

    Международное право как особая правовая система находится в определенной связи с системами внутригосударственного права. Эта связь должна быть взаємоузгоджений и направлен на обеспечение выполнения положений международного права с помощью национального права. Отсутствие такой согласованности может привести к нарушению государством своих международных обязательств и невозможности реализовать свои международные права. Международное право, закрепляя свободу выбора государства по регулированию тех или иных вопросов внутренней жизни, одновременно устанавливает определенные границы этой свободы в условиях растущей взаимозависимости. Но и государства не склонны через внутригосударственные законодательные акты вступать в противоречие с признанными обязательствами, которые вытекают из норм международного права. В практике пере важної большинства государств международное право имеет преимущество над национальным правом на всей территории государства.

    Межгосударственная основа международного права обусловливает его юридическую природу, которая вытекает из необходимости регулировать взаимоотношения между носителями суверенной власти, которые по общей договоренности создают, а в дальнейшем выполняют сформулированы в соответствующих нормах правила должного поведения. В случае нарушения или ненадлежащего исполнения указанные субъекты, которые создавали эти нормы, нередко обращаются в международные органы для обеспечения соблюдения этих норм (до Совета Безопасности, Международного суда ООН). Таким образом, рассматривая сущность современного международного права, его можно охарактеризовать как модулятор согласия государств в отношении их юридически значимого правомерного поведения. Юридическая сила таких норм основывается на согласии государств и, как правило, проявляется в форме международного договора или обычая и отражает факт существования мирового сообщества государств.

    По форме правового регулирования международное право распространяется не только на государства, но и на других субъектов, начиная от международных организаций и заканчивая физическими лицами.

    Объектом международного права как регулирующей системы являются межгосударственные отношения, в которых эти государства выступают субъектами публичной власти. Таким образом, международное право регулирует не любые межгосударственные отношения международного характера, а лишь те, которые являются межвластными отношениями государств. Однако субъектами современного международного права являются и международные организации, которые также являются участниками разнообразных межвластные отношения. Отсюда определение объекта современного международного права можно сформулировать так: это международные отношения, что сложились между государствами, государствами и международными организациями, а также между последними по поводу реализации государствами своих суверенных властных прав. Такое определение объекта международного права дает возможность выделить пределы действия международного и внутригосударственного права.

    Международное право как целостная правовая система сформированное на основе юридически обязательных принципов надлежащего поведения и содержит согласованную основу своего построения (институты, отрасли). Специфический характер регулятивного воздействия современного международного права отражает динамику его развития. И реально существующий мировой правопорядок. Само согласие государств в дальнейшем выполнять обязательства, взятое на основе их свободного волеизъявления, предоставляет международному праву предметно положительный характер. Содержание международного права определяется не только расширением субъективного состава современных международных отношений и сферы его регулятивного воздействия, но и качественными изменениями в самом материальном праве.

    За последние 100 лет издано большое количество научной и учебно-методической литературы, в которой авторы пытались дать объективное, наиболее полное и всестороннее определение международного права как особой системы права. В этих публикациях отражаются личные убеждения, а также практический опыт тех, кто предлагает ту или иную научную концепцию. В каждом из предложенных в литературе определений есть сильные и слабые места, которые дают основания для определенных критических высказываний. Имеющаяся научная полемика никоим образом не влияет на саму природу указанной системы права, которая существует объективно, независимо от того, как ее толкуют.

    Можно выделить несколько основных подходов к определению международного права. Подавляющее большинство ученых воспринимают международное право как "материальное право". Сторонники такой позиции в определении, как правило, указывают, что это система юридических норм и принципов. К Ним, в частности, следует отнести Л. Опенгейма, Же. Тузкоза, М. Шо, Г. Тункіна, И. Лукашука и много других. Эту теорию активно поддерживали советские ученые, она все еще е доминирующей на постсоветском пространстве, в том числе в Украине. Однако в рамках этого подхода можно выделить десятки школ, каждая из которых в зависимости от того, какой концепции права придерживались ее представители, отличала свои особенности международного права. К основным можно отнести позитивистов, школу естественного права и социологическую школу. Так, согласно теории позитивизма, которая набрала особое распространение в XIX и первой половине XX ст., субъектами международного права считались только государства. А потому в этот период к праву, которое регулировало отношения между государствами, применяли термин "межгосударственное право", который в целом соответствовало его содержанию. Вместе с тем, теория и практика международного права не оставались неизменными, поскольку возникновение административных союзов, а в дальнейшем международных межправительственных организаций и национально-освободительных движений объективно требовали учитывать эти реалии при формулировании дефиниций понятия и содержания "международного права". В современных условиях международное сотрудничество уже не является исключительно межгосударственным, соответственно и международное право необходимо рассматривать как право, которое регулирует отношения между всеми субъектами международных отношений.

    Другая группа ученых исходила из того, что международное право по своей природе является процессуальным, то есть это не нормы, а процесс их воплощения в жизнь. Наиболее известным представителем такого направления можно считать Г. Хиггинс.

    Кроме того, есть ряд других достаточно интересных и оригинальных подходов. Так, например, некоторые ученые утверждают, что при определении международного права следует исходить из того, что именно оно регулирует ли какие задачи выполняет. До ученых, которые придерживались такой позиции, принадлежит Н. Дынь, который утверждал, что международное право - это право, которое применяется для регулирования отношений в международном сообществе.

    Ряд определений международного права содержатся и в решениях международных судебных органов. При этом стоит отметить, что иногда они являются достаточно оригинальными. Так, Международный суд ООН утверждает, что: "Международное право - это большое сооружение, которое бережно строилась человечеством в течение веков с целью создания и обеспечения нормальных упорядоченных отношений между государствами". Не менее известным является определение международного права, которое дала Постоянная палата международного правосудия в деле пароходства "Лотос", где указано, что: "Международное право регулирует отношения между независимыми государствами". Как видим, и эти определения не слишком совершенными.

    Каждая из названных позиций имеет свои "плюсы" и "минусы". В целом стоит отметить, что, давая дефиницию международного права, нужно исходить из классических элементов, которые, как правило, включают в дефиницию той или иной отрасли права, в частности: основные источники, круг субъектов и сферу правового регулирования.

    Как итог вышеизложенного и никоим образом не претендуя на полноту, можно сформулировать дефиницию понятия "международное публичное право", которое, по нашему мнению, следует понимать как систему договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, определяющих взаимные права и обязанности, выражающих их согласованную волю и направлены на урегулирование международных отношений с целью развития международного сотрудничества и обеспечения международного мира и безопасности.

    В эпоху Римской империи международное называлось «правом народов» (jusgentium). Как отмечал Эмердс Ваттель (Швейцария), римляне часто смешивали право народов с правом природы, называя право народов естественным правом, поскольку оно признано и применяется вообще всеми цивилизованными нациями, объединениями в государстве. Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода.

    Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Международного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11 декабря 1946 г. Однако в самом Уставе ООН применяется термин «международное право» (ст. 13).

    По мнению авторов учебника МГУ, современное международное право можно определить как совокупность , которые регулируют отношения между субъектами международного права (прежде всего и главным образом между государствами), выражают согласованные участников этих отношений и обеспечиваются, в случае необходимости, принуждением, осуществляемым самими субъектами индивидуально или коллективно.

    Международное право , указывается в учебнике ИГП РАН, - это система договорных и обычно-правовых норм, выражающих согласованную волю его субъектов и направленных на регулирование межгосударственных отношений в целях развития международного сотрудничества и укрепления мира и международной безопасности. В целом это наиболее удачное определение международного права. Однако следует иметь в виду, что нормы международного права управляют не только межгосударственными отношениями, а международными отношениями в целом. В противном случае этот процесс носил бы бессистемный, хаотичный характер.

    В учебной литературе отмечается, что международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию.

    По мнению Д. Н. Бахраха, социальное управление всегда есть упорядочение совместной деятельности людей. Международное право как социальное образование именно упорядочивает совместную и индивидуальную деятельность своих субъектов. Международное право представляет собой необходимый элемент организации международных отношений и управления ими.

    Таким образом, международное публичное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

    Международное публичное право наиболее тесно соприкасается с международным частным правом.

    Особенности международного права

    Что касается специфических особенностей международного права, которые отличают его от внутригосударственного, то они сводятся к следующему.

    Международное право имеет координационный характер , оно не знает законодательных, исполнительных и судебных органов, которые играют решающую роль в создании и реализации норм национального права.

    Международно-правовые нормы создаются не органами, стоящими над субъектами права, а самими субъектами международного права , прежде всего государствами, путем добровольно явно выраженного (договор) или молчаливого (обычай) соглашения между ними. Причем воля одного государства юридически равнозначна воле другого государства.

    Если во всех отраслях внутригосударственного права соблюдение норм права обеспечивается государственными органами, то в международных отношениях нет органов, которые в определенных случаях могли бы принуждать субъектов международного права к выполнению его норм . Суверенность государств-субъектов международного права исключает наличие над ними таких органов. Принуждение в международном праве осуществляется индивидуально или коллективно самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Так, например, в случае совершения одним государством акта против другого государства, последнее имеет право дать вооруженный отпор агрессору, т.е. реализовать свое право на самооборону.

    При нарушении нормы международного права одним государством, другое государство или другие государства вправе применить по отношению к нарушителю следующие меры ограничения его прав и интересов: повысить таможенные , ограничить права государства-нарушителя, разорвать дипломатические, консульские и другие отношения, ограничить торговлю.

    Таким образом, в современных международных отношениях разработан, создан и действует достаточно развитый механизм обеспечения исполнения международно-правовых норм.

    Основой обязательности международного права является добровольное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, соответствующих современному правосознанию народов, интересам обеспечения мира и международной безопасности.

    От состояния современного международного права зависит содержание и сущность международного правопорядка. Международное право, как и всякое право, - это правовая модель, тот эталон обязательного поведения, к которому должны стремиться субъекты этого права. Степень приближения к такому эталону зависит как от качеств модели, так и от деятельности социальных сил, заинтересованных в эффективной реализации правовых предписаний.